Научная статья на тему 'Как читают российские школьники?'

Как читают российские школьники? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / READERS' LITERACY / ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PRIMARY EDUCATION PROGRAMS / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСОЗНАННОМУ ЧТЕНИЮ / METHODIC OF CONSCIOUS READING / РЕЗУЛЬТАТЫ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ / RESULTS OF RUSSIAN SCHOOLCHILDREN / МОТИВАЦИЯ К ЧТЕНИЮ / MOTIVATION TO READ / ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РЕСУРСЫ СЕМЬИ / FAMILY RESOURCES / PRESCHOOL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Марина Ивановна

Результаты региональных мониторингов. Исследование PIRLS. Осознанное чтение младших школьников. Методика обучения чтению. Гендерные различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как читают российские школьники?»

КАК ЧИТАЮТ РОССИЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ?

Марина Ивановна Кузнецова,

ведущий научный сотрудник Центра начального образования Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук

Российские выпускники начальной школы дважды: в 2006 ив 2011 годах продемонстрировали самые высокие показатели в международном сравнительном исследовании Р1КЬ,8, оценивающем осознанность чтения, читательскую грамотность учащихся на рубеже этапа обучению чтению (начальная школа) и обучения с помощью чтения (основная школа).

• читательская грамотность • программы начального образования

• методика обучения осознанному чтению • результаты российских школьников

• мотивация к чтению • предшкольная подготовка • ресурсы семьи

В

2006 году победа российских младших школьников и у нас в стране, и за её пределами была воспринята педагогическим сообществом как неожиданность и, возможно, случайность. Но тот факт, что через пять лет в 2011 году российские выпускники начальной школы подтвердили свой статус лидеров в области чтения и понимания текстов (Россия вместе с Гонконгом, Финляндией и Сингапуром составили группу самых успешных стран; средний балл российских выпускников начальной школы равен 568 баллов по международной шкале; разница с результатами Гонконга, Финляндии и Сингапура минимальна и статистически незначима, а результат российских школьников в сравнении с результатами остальных стран-участниц исследования статистически значимо выше), заставляет по-настоящему задуматься о причинах успеха, проанализировать имеющийся в образовании потенциал. Это очень важно для того, чтобы не потерять имеющийся в стране опыт воспитания

грамотного читателя в начальной школе и по возможности понять, что может помочь учащимся основной школы сохранить и повысить уровень чтения, который они имеют при переходе из начальной в основную школу. Излагаемые в статье выводы основываются на изучении материалов исследования PIRLS 2006 и 2011, а также нескольких региональных мониторингов, в центре которых — изучение осознанности чтения.

Причины успеха

В качестве основных причин успеха российских младших школьников в овладении осознанным чтением можно назвать следующие:

• признание ценности работы над читательской грамотностью младших школьников в обществе в целом и среди педагогической и родительской общественности в частности;

• качественные программы начального образования, в том числе и в рамках стандартов 2004 и 2009 годов;

• продуманная методика обучения чтению;

• наличие качественных учебников;

• довольно высокий уровень профессионализма педагогов;

• успешная работа с учащимися, испытывающими трудности с чтением;

• высокая внешняя мотивация к чтению (со стороны семьи и общества);

• хороший уровень предшкольной подготовки;

• участие родителей в подготовке своих детей к овладению чтением.

Раскроем, на чём основываются эти выводы.

Качественные программы начального образования и учебники

Сформулированные в середине 90-х годов ХХ века новые цели отечественного образования, в которых акцент ставится не на сумме знаний, умений и навыков, а на умении самостоятельно осваивать эти знания и умения, стали давать свои отсроченные результаты. Два десятилетия назад начали создавать вариативные программы, издавать новые учебники, вводиться в практику массовой школы учебно-методические комплекты развивающего обучения. В дополнение к сложившейся с советских времён продуманной методике обучения чтению обновлён корпус текстов и усилен развивающий потенциал учебников литературного чтения.

Результаты анкетирования учителей свидетельствуют, что основным средством в обучении чтению по-прежнему остаются учебники. Учителя 22% учащихся, принявших участие в исследовании PIRLS 2011, как основной материал используют также и рабочие тетради.

В соответствии с международной концепцией грамотности чтения, исходя из выделения двух основных целей чтения — чтение для собственного удовольствия и чтение для получения информации, исследуется уровень понимания как художественных, так и научно-популярных текстов. Анализ данных показыва-

ет, что сегодня российские младшие школьники одинаково хорошо читают как художественные, так и научно-популярные тексты. Как и учащиеся других стран с самыми высокими результатами, наши учащиеся продемонстрировали высокие показатели при чтении художественных (567 баллов) и научно-популярных текстов (570 баллов), проявляя тем самым баланс читательских умений, необходимых и для приобретения читательского опыта, и для получения информации. В 2011 году удалось достичь этой пропорциональности, в предыдущих циклах исследования показатели чтения научно-художественных текстов немного отставали от показателей чтения художественных текстов. Это свидетельствует о том, что в программах и учебниках, а также в практике удалось найти баланс между работой с художественными и с информационными текстами.

Продуманная методика обучения чтению

Данные анкет учителей начальных классов подтверждают, что в России существует продуманная методика обучения младших школьников осознанному чтению. Ответы учителей показывают, что при анализе текстов на уроках они уделяют большое внимание всем наиболее значимым читательским действиям, таким как нахождение необходимой информации в тексте, выделение основных идей, формулирование выводов на основе прочитанного текста, определение точки зрения автора и т.д. Важно, что это происходит на протяжении всего начального обучения. Данные показывают, что 82% российских учащихся, принимавших участие в исследовании, учатся у педагогов, часто использующих на уроках эффективные виды деятельности. Больше половины российских учащихся (53%), по их собственной оценке, считают себя активными участниками урока чтения, при этом лишь 5% учащихся практически не участвуют в учебном процессе на уроке чтения; как и следовало ожидать, результаты этих учащихся ниже.

Положение страны в рейтинге определяется по среднему баллу, при этом понятно, что существует разница в баллах между самыми сильными и самыми слабыми читателями. За последние годы уменьшилась разница в результатах российских школьников: 5% самых слабых российских читателей показали средний балл 455 и ниже, а 5% самых сильных читателей показали средний балл 672 и выше; таким образом, разница составила 217 баллов (в 2006 году она составляла 228 баллов). По сравнению с 2006 годом 5% самых слабых российских учащихся «прибавили» к своему результату 12 баллов, и если в предыдущем цикле исследования было четыре страны, самые слабые читатели которой показали результаты выше российских, то в 2011 году выше оказались результаты только одной страны — Гонконга (460 баллов).

Высокая мотивация к чтению в семьях и в обществе

Российские младшие школьники показали себя как мотивированные к чтению. Им предлагалось ответить на вопрос о причинах, по которым они читают, и, отвечая, определить, насколько они согласны или не согласны со следующими высказываниями: 1) Мне нравится читать то, что заставляет меня думать. 2) Важно хорошо читать. 3) Моим родителям нравится, когда я читаю. 4) В процессе чтения я узнаю много нового. 5) Мне нужно хорошо читать, это пригодится мне в будущем. 6) Мне нравится, когда книга помогает мне представить себе другие миры. Выяснилось, что 83% российских младших школьников мотивированы к чтению, 15% не определились со своими мотивами, и лишь 2% — не мотивированы.

Предшкольная подготовка

Данные анкет показывают, что родители очень активно занимаются со своими детьми до их поступления в школу теми видами деятельности, которые обеспечивают готовность к овладению навыками чтения: читают им книги, рассказывают истории, поют песни, играют с ними в игрушки с алфавитом, в слова. Очень важно приложить все усилия педагогов, родителей и общества в целом, чтобы не растра-

тить этот потенциал, не потерять имеющийся опыт.

Но при этом целесообразно имеющиеся данные о достижениях использовать ещё и для ответа на вопросы: «А где точки роста читательской грамотности наших школьников?», «Что при сохранении основ стоит изменить, чтобы, во-первых, улучшились результаты с осознанностью чтения в начальной школе, а во-вторых, не ухудшалась ситуация с грамотностью чтения в основной школе?». Приведём сначала те факторы, о которых стоит задуматься уже сейчас на фоне объективных успехов младших школьников:

• соотношение показателей самых успешных читателей и самых неуспешных;

• проблемы с изложением собственных мыслей в письменной речи учащихся;

• недостаточная обработанность методики работы с научно-популярным текстом;

• увеличение гендерных различий в овладении грамотностью чтения и ухудшение результатов мальчиков;

• несбалансированность показателей «мотивация учащихся к чтению» и «любовь учащихся к чтению»;

• не слишком высокий уровень по показателю «Ресурсы семьи для поддержки уровня читательской грамотности»;

• невысокий уровень по показателю «Отношение родителей к чтению».

Отмечалось, что российские педагоги в начальной школе умеют работать со слабыми учениками и за последние годы их показатели улучшились. Можно ли говорить, что педагоги также хорошо умеют работать с сильными читателями? К сожалению, здесь всё не так безоблачно. За последние пять лет результаты самых хороших российских читателей не изменились.

Сравнивая результаты этих российских читателей с результатами сильных читателей других стран, приходится отметить, что самые сильные читатели Сингапура (687), Англии (678) и Северной Ирландии (673) показали результаты

лучшие, чем самые сильные российские читатели; показатели самых сильных читателей США (671), Израиля (670) и Финляндии (668) очень близки к российским показателям. Это опровергает возможное предположение о достижении максимума, который трудно превзойти. Научившись работать с читателями, которые требуют педагогической поддержки, и продолжая это делать, очень важно продумывать методику работы и учебный материал для самых сильных читателей. Необходимо усиленное внимание уделять дифференциации обучения в каждом классе, постоянно помня о двух полюсах: помощь самым слабым и самым сильным читателям в их дальнейшем продвижении.

Письменная речь учащихся

При оценивании осознанности чтения используются разные типы вопросов, активно используются и вопросы с развёрнутым ответом, когда ученик письменно излагает свой взгляд на героя, свою оценку его поступков, свой вывод о прочитанной информации. Анализ ответов на эти вопросы позволил сделать вывод, что российские школьники испытывают трудности, связанные с самим процессом письменного выражения мыслей, если вопрос требует развёрнутого ответа, т.е. при понимании прочитанного им трудно сформулировать письменно свои мысли. Напрашивается вывод о целесообразности увеличения практики письменного выражения мыслей с самых ранних этапов обучения. При этом особое внимание необходимо обращать на школы, в которых у большей части первоклассников нет необходимых для успешного начала обучения навыков.

Методика работы с научно-популярными текстами

В современных учебниках представлены художественные произведения, небольшие и развёрнутые сообщения, статьи из журналов, отрывки из научно-популярных книг,

статьи из энциклопедических словарей, различные инструкции. В последнее время российские школьники демонстрируют хорошие результаты при чтении как художественных, так и информационных текстов, но все ли вопросы методики работы с различными типами информационных текстов решены? Данные проведённого весной 2013 года в ряде регионов мониторинга читательской грамотности третьеклассников говорят о специфике работы с этими текстами.

Опираясь на данные о выполнении заданий базового уровня, объединённых в выделенные группы, можно сделать несколько выводов. При работе с художественными текстами у третьеклассников лучше всего развиты умения находить информацию, представленную в тексте в явном виде, кроме того, они хорошо понимают использованные в тексте языковые средства, примерно на одном уровне развиты умения формулировать выводы и интерпретировать содержание прочитанного текста, обобщать полученную информацию. При этом при работе с научно-популярными текстами лучше всего у третьеклассников развиты умения интерпретировать содержание прочитанного и обобщать полученную информацию. Следующая по успешности группа умений — это группа умений находить информацию, представленную в тексте в явном виде. Данные заставляют задуматься: ведь если для общего понимания художественного текста, для определения его идеи не обязательно запоминать все детали и отдельные сведения, то при работе с информационным текстом акцент необходимо делать именно на тщательном восприятии подробностей, первичной информации, поскольку для формулирования основной идеи информационного текста важна каждая деталь. При одинаковых группах читательских действий, которые нужно развивать при работе с текстами разных типов, важно правильно расставлять акценты. В методике начального обучения чётко не определена специфика работы с научно-популярными текстами по сравнению

с методикой работы с художественными текстами. Одна из особенностей — усиленное внимание к первичной информации; в работе с научно-популярными текстами целесообразно больше внимания уделять фактологии, развивать умения делать выводы на её основе.

Тендерные различия

Не секрет, что практически для всех стран характерен разрыв в показателях девочек и мальчиков, при этом результаты девочек лучше. Разница в показателях результатов российских девочек и мальчиков в 2001 году составляла 12 баллов, а в 2011 — уже 18 баллов; при этом изменение этой разницы в шесть баллов статистически значимо.

Поиск ответов на вопрос «Как помочь мальчикам стать более компетентными читателями?» становится для российского образования всё более актуальным, поскольку разница в результатах девочек и мальчиков в России продолжает увеличиваться. К сожалению, до сих пор нет программ осознанной поддержки именно мальчиков. Очень важно ещё и ещё раз проанализировать и художественные и научно-популярные тексты учебников литературного чтения: насколько они интересны именно мальчикам, кто основные герои художественных текстов.

Показатели «мотивация и любовь учащихся к чтению»

Наши школьники — одни из самых мотивированных к чтению, но мотивы могут быть внутренними и внешними, а внутренние могут быть истинно познавательными или продиктованными лишь желанием соответствовать социальным ожиданиям. Поэтому наряду с мотивацией важен и ответ на вопрос «Любят ли наши младшие школьники читать?». И вот здесь всё не так однозначно. Практически четверть (26%) российских учащихся начальной школы любят читать и каждый день читают для собственного удовольствия, самостоятельно определяя круг чтения; у них высокие результаты по грамотности чтения. Однако есть страны, в которых число таких учащихся значительно выше (Португалия — 46%, Германия 34%).

Не любят читать, редко читают для собственного удовольствия 13% российских младших школьников: результаты этих учащихся в осознанном чтении, как и следует ожидать, довольно низкие: средний балл этой группы равен 554. Принимая во внимание значение положительного отношения к процессу чтения, ребятам, которые с трудом овладевают осознанным чтением, надо давать не слишком сложные, посильные для них задания, чтобы они шли от одного маленького успеха к следующему.

Очень важна самооценка. При объективно высоких показателях наших школьников уровень их самооценки ниже, чем их сверстников: только 28% российских учащихся считают себя хорошими читателями.

В начальной школе закладываются как основы осознанного чтения, так и отношение к чтению, вырабатываются читательские привычки. В силу специфики возраста младших школьников влияние педагога начальной школы на становление читателя намного больше, чем педагогов основной школы. Данные представительного по выборке регионального мониторинга осознанности чтения в основной школе (в мониторинге принимали участие более 15 тысяч учащихся, не менее 5 тысяч в каждой из параллелей), где кроме выполнения заданий дети отвечали на вопросы анкеты, убедительно показали, что значительное охлаждение к чтению происходит в основной школе, но очень и очень многое можно сделать в начальных классах. Безусловно, честь и хвала нашим педагогам начальной школы, но важно также воспитать истинные мотивы чтения, сформировать привычку читать качественную литературу. Данные исследования о том, кто и что влияет на круг чтения, показывают, как велико на начальных этапах становления читателя влияние взрослого — педагога и родителя, какая ответственность на взрослых за воспитание любви к настоящей литературе.

Ресурсы семьи

Все исследования показывают роль семьи в овладении осознанным чтением, причём проявляется эта роль очень по-разному и не только на ранних этапах дошкольного обучения. В соответствии с пятью показателями: 1) образование родителей, 2) профессиональная занятость родителей 3) общее количество книг в доме, 4) количество детских книг, 5) доступ в Интернет и наличие собственной комнаты, учащиеся были распределены на три группы. Первая группа — это школьники с высоким уровнем ресурсов семьи: у них более 100 книг в доме, при этом более 25 детских книг, есть доступ в Интернет и своя комната; по крайней мере, один из родителей имеет высшее образование, по крайней мере, один из родителей занят высокопрофессиональным трудом. Вторая группа — это учащиеся с низким уровнем ресурсов семьи, у них меньше 26 книг в доме, меньше 11 детских книг, нет ни доступа в Интернет, ни собственной комнаты, ни один из родителей не имеет образование выше среднего, ни один из родителей не занимается высокопрофессиональным трудом. Третью группу составили учащиеся, не попавшие в две описанные выше группы, уровень ресурсов их семей определён как средний.

Список стран был выстроен по убыванию числа детей, отнесённых к группе учащихся с высоким уровнем ресурсов семьи для поддержания образования. Наша страна занимает двадцать вторую строчку в этой таблице. В России только у 16% учащихся, принимавших участие в исследовании, высокий уровень ресурсов семьи. При этом российские данные подтверждают общую закономерность о наличии положительной связи

между уровнем ресурсов семьи и уровнем читательской грамотности: средний балл выполнения заданий у российских учащихся, отнесённых к группе со значительным уровнем ресурсов семьи, равен 611 баллам, в то время как средний балл выполнения заданий у российских учащихся, отнесённых к группе со средним уровнем ресурсов семьи, равен 562 баллам. Педагогическая общественность не в силах влиять на ресурсы семьи, но принимать во внимание этот факт необходимо.

Отношение родителей к чтению

Собранные данные позволили выявить особенности российской ситуации в отношении родителей к чтению. С одной стороны, родители прилагают значительные усилия, развивая читательскую активность своих детей. С другой стороны, данные анкетирования выявили достаточно неожиданный факт: родители только 23% российских учащихся, принимавших участие в исследовании, на основании собственных ответов об отношении к чтению попали в группу «любящих читать», что меньше международного среднего (32%). Для страны, долгое время считавшей себя самой читающей страной, это настораживающий факт, он позволяет делать не самые оптимистичные прогнозы. Чем больше родители любят читать, чем чаще они сами читают, тем больше вероятность усвоения их детьми позитивной модели читателя, тем выше уровень читательской грамотности подрастающего поколения, и наоборот. Если родители и педагоги много говорят о пользе чтения, но сами при этом не слишком много и часто читают, грамотного читателя не воспитать: дети склонны делам верить больше, чем словам, и чем старше они становятся, тем эта закономерность очевиднее. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.