Научная статья на тему 'От читающего учителя к ученику-читателю'

От читающего учителя к ученику-читателю Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1401
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галактионова Татьяна Гелиевна

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. «Чтение это освоение письменной информации», такое определение принято в Национальной программе поддержки и развития чтения (2007). С этим трудно поспорить, однако, если взглянуть на это явление шире, масштабнее, то будет понятно: чтобы феномен чтения состоялся, нужно как минимум три участника: текст, читатель и социум. На каждом историческом этапе своего развития социум порождал новые тексты, принимаемые или отвергаемые своими читателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От читающего учителя к ученику-читателю»

Т. Г. Галактионова,

профессор кафедры педагогики

ОТ ЧИТАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ К УЧЕНИКУ-ЧИТАТЕЛЮ

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества.

«Чтение — это освоение письменной информации», — такое определение принято в Национальной программе поддержки и развития чтения (2007). С этим трудно поспорить, однако, если взглянуть на это явление шире, масштабнее, то будет понятно: чтобы феномен чтения состоялся, нужно как минимум три участника: текст, читатель и социум. На каждом историческом этапе своего развития социум порождал новые тексты, принимаемые или отвергаемые своими читателями. Очередной виток развития культуры добавлял, усложнял, обогащал функции текста и чтения как способа социализации, получения информации, образования, источника эстетического удовольствия, формы общения и развлечения. Сегодня становится все более очевидно, что уровень культурной компетентности граждан (в частности уровень чтения) во многом определяет характер политики и экономики. «Грамотность» в широком смысле, обеспечивающая человеку возможность полноценного участия в жизни общества, включена Всемирной организацией здравоохранения в 12 показателей, характеризующих здоровье нации,

Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любит ь»,... «мечтать»...

Д. Пеннак. «Как роман»

а ООН взяла этот показатель в качестве индекса к продолжительности жизни населения.

Если в самом общем плане попытаться осмыслить культурные изменения, происходящие сегодня с чтением, то можно смело утверждать: изменился и текст, и читатель, и социум.

Феномен «открытого чтения»

В масштабах социума происходит последовательное возрастание роли информации, знания, а следовательно, и социальной значимости чтения в условиях информационного общества. При этом в обществе складывается ситуация, когда ценности молодого поколения существенно отличаются от ценностей старших. Опыт прошлого оказывается недостаточным в решении актуальных проблем. Дети быстрее адаптируются и лучше, чем взрослые, ориентируются в меняющемся мире.

Очевидно, можно говорить о формировании нового облика образования, наиболее значимой характеристикой которого выступает категория «открытости». Открытость образования проявляется в его доступности, альтернативности, вариативности и непрерывности. Определяются его новые ценностные, технологические и педагогические доминанты, в том числе в отношении чтения школьников.

Мы видим и понимаем, что происходит становление нового культурного типа лич-

ности читателя-школьника. Он знает и умеет зачастую то, что непонятно и недоступно его учителям и родителям. Он постоянно испытывает на себе такой шквал социального и педагогического воздействия, что самозащита оказывается единственным способом выживания. Он вынужден быть прагматичным, чтобы быть современным (хочется подчеркнуть, что данные утверждения не имеют оценочного характера, они просто констатируют ситуацию).

Нельзя игнорировать те изменения, которые происходят с традиционной культурой текста. Бесценные рукописи, создававшиеся десятилетиями, и виртуальные гипертексты, мгновенно рассылаемые по сети, далеки друг от друга, как средневековые книжники от современных «юзеров». Визуализация как неотъемлемая часть современной культуры, фантастические возможности медиатехнологий активно осваивают современное пространство чтения.

Следствием этих изменений становится новая культура чтения, которая может быть названа «открытое чтение». Под открытым чтением мы понимаем новое качество чтения как сложной системы взаимодействия текста, читателя и социума, в которой можно наблюдать следующие тенденции: переход от преимущественно вербальной коммуникации к сочетанию ее различных форм (открытый текст); обновление читательской компетентности в единстве многообразия мотивации, способов постижения и порождения текстов различной природы (открытый читатель); усиление роли социального окружения в формировании и развитии культуры чтения, при этом чтение принимается как значимое условие достижения социального успеха и личностного развития (открытое сообщество чтения).

Нечитающий мир

В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимают меры с целью противодей-

ствовать этому явлению, исходя из своего понимания роли чтения в общественном развитии. Характер целей, объем и содержание задач, набор привлекаемых партнеров и используемых ими средств в разных странах отличаются друг от друга. Это объясняется спецификой имеющихся проблем и их факторами. В странах, где чтению уделяется должное внимание, приобщение к чтению становится не только педагогическим, но и социальным, экономическим и политическим делом.

В 80-е гг. внимание общественности привлекла проблема так называемой «функциональной неграмотности» значительной части населения стран Европы и США. По определению ЮНЕСКО, этот термин применим к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и неспособному к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Функционально неграмотные — это «вторично неграмотные», то есть те, кто умел читать и писать, но в какой-то мере утратил эти навыки, во всяком случае, утратил их настолько, чтобы эффективно «функционировать» в современном, все усложняющемся обществе. Проблема оказалась настолько острой, что 1990 г. по инициативе ЮНЕСКО был провозглашен Генеральной Ассамблей ООН Международным годом грамотности.

Группа людей, наиболее близко стоящая к функционально неграмотным или в какой-то мере совпадающая с ними, называется «слабыми читателями», для которых характерно «пассивное» чтение. Сюда относятся взрослые и дети, которые не любят читать. Они читают от случая к случаю и не тратят на это много времени, считая это занятие нецелесообразным. В чтении такие читатели обычно ищут «полезную» информацию, то есть информацию, носящую практический характер. Кроме того, в окружении этого человека чаще всего мало читают и редко говорят (либо вообще не говорят) о книгах.

Чем характеризуются дети — «слабые читатели»? Прежде всего, тем, что им скуч-

но и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, многие из них делают это только в силу острой необходимости.

Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

Тенденция падения интереса к чтению в России — тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, лично-стно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей.

Невероятно, но факт!

Актуализация проблемы чтения происходит на фоне международных сравнительных исследований. Показатели навыков чтения (reading literacy) российских школьников в рамках исследования PISA (Programme for International Student Asses-ment, Международная программа оценки знаний школьников) за последние годы оказались значительно ниже, чем в большинстве развитых стран: 27-29-е место из 32 стран в 2000 г., 32-34-е место из 40 стран в 2003 г., 37-40-е место из 57 стран в 2006 г. При этом оценивалась не техника чтения, а способность ученика использовать чтение как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения. Предметом внимания были различные умения, которые можно было объединить в три группы: нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде, интерпретация текста, рефлексия и оценка текста.

Результаты исследования отразили не только ослабление внимания к чтению в системе российского образования, но и отсутствие у наших школьников таких качеств, как самостоятельность мысли, инициатива, конструктивное мышление.

К сожалению, все чаще приходится констатировать, что одним из базовых противоречий, выступающих ограничением процесса приобщения школьников к чтению, является низкой уровень читательской культуры и слабая приобщенность к чтению самих педагогов.

Почему так важно иметь в стране высокий уровень чтения?

Доказано, что читатели, в отличие от не-читателей, способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут. Такие люди более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.

Чтение может и должно стать определяющим фактором в решении актуальных задач российского образования, согласно которым школа призвана обеспечить следующее: историческую преемственность

поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности, непрерывность образования в течение всей жизни человека.

По мнению социологов, уровень чтения населения влияет на большинство макрофакторов, имеющих системное значение для конкурентоспособности государства: уровень жизни, рост экономики, развитие фундаментальной науки, качество образования, сохранение и развитие культурного и духовного наследия и даже оборона и безопасность страны.

Пути приобщения

Фраза, вынесенная в заголовок статьи «От читающего учителя к ученику-чита-телю» может рассматриваться как лозунг и руководство к действию. Предлагаемый вектор позволяет затронуть как минимум три аспекта приобщения к чтению: на уровне ценностного отношения; на уровне читательской компетентности; на уровне позитивного принятия.

Однако особенно актуальной темой для каждого заинтересованного учителя становится поиск адекватных технологических решений проблемы, учитывающих особенности современного ученика-читателя и тот

15S

социокультурный контекст, в котором происходит его становление.

Попробуем обозначить несколько принципиальных позиций, которые, на наш взгляд, позволят не только преодолеть имеющиеся негативные тенденции в отношении чтения современных школьников, но и создадут существенные предпосылки устойчивого развития чтения в условиях отечественного образования. В самых общих словах эти позиции определяются следующими утверждениями: книжная культура — основа современной культуры, ее сохранение и развитие — важная миссия человечества; читающие люди более успешны в жизни, чем их антиподы; глагол «читать» не терпит повелительного наклонения; успешное чтение — залог успеха в обучении.

Достигнув согласия в этом, мы можем закрепить достигнутые соглашения и обозначить следующие ключевые приоритеты, к которым относятся: открытое образования как фактор формирования новой модели чтения; педагогика успеха — гуманистическая идеология приобщения к чтению подрастающего поколения; семиотические технологии как способ актуализации вариативного интеллектуального потенциала различных участников образовательного процесса. Рассмотрим подробнее каждую из названных составляющих.

Открытое образование

Изменения, происходящие в современном обществе, определяют новые черты образования, среди которых важной характеристикой является открытость. Анализ исследований по проблемам открытого образования показал, что оно имеет неоднозначную интерпретацию.

В самом общем понимании открытое образование представляет собой совокупность формального, неформального и ин-формального образования (терминология ЮНЕСКО), предполагает его открытость мировой культуре, социуму, человеку и имеет новый облик, для которого характерны определенные ценностные и технологические доминанты: ориентация на

жизнь в открытом и меняющемся мире; диалог и терпимость как ценности демократического сознания; образование как средство личностной самореализации и достижения социального успеха; ценностное равенство различных источников образования (уважительное отношение к личному опыту ученика как источнику образования); проблемный и информационноисследовательский подход в образовании как средство и цель; ценность для становления человека эмоционально окрашенных событий в образовательном процессе; образование как средство созидания и образование за счет созидательной (деятельной) активности; ценность совместной деятельности и общения; гарантия педагогической помощи и поддержки человеку в проблемных ситуациях.

Открытость мировой культуре означает ориентацию на жизнь в открытом и меняющемся мире при сохранении уважения к традициям, готовность к принятию и пониманию культурного многообразия мира, ценностное равенство различных источников образования.

Открытость социуму — это диалог и терпимость как ценности демократического сознания, социальная ответственность как норма взаимодействия, образование как средство личностной самореализации и достижения социального успеха, образование как средство созидания и результат деятельной активности.

Открытость человеку — это ценность совместной деятельности и общения, уважительное отношение к личному опыту ученика как источнику образования, гарантия педагогической помощи и поддержки человеку в проблемных ситуациях.

Эта модель учитывает потребности и интересы ребенка, позволяет ему свободно ориентироваться в динамике и многообразии информационных потоков. Характерными ее чертами выступают открытость будущему, способность к предвосхищению, к совместным действиям в новых ситуациях при равноправном сохранении духовной культуры и преемственности поколений.

Педагогика успеха

Мы будем называть педагогикой успеха такую теорию и практику, в которой педагог стремится формировать у ребенка ориентацию на успех, выбирает методы, которые позволяют обеспечить рост личностных достижений ребенка, признание и осознание значимости достигнутого успеха.

Ключевая идея такой педагогики это — вера в человека и опора на его внутренние силы. При этом логика педагогической деятельности определяется убеждением: «Бессмысленно искоренять недостатки человека, куда разумнее развивать его достоинства». Ключевая метафора педагогики успеха — это «лестница достижений», где каждая «ступень» — это достижение человеком определенной цели, совершенное с верой в себя и значимость, поставленной цели. «Не существует другого оптимального решения проблемы неудачников по всему социальному спектру кроме приобретения опыта успеха в школе», — пишет Уильям Глассер в своей знаменитой книге «Школа без неудачников» и добавляет: «Сама по себе высокая самооценка (или стремление к успеху) ничего не значит, важно, чтобы существовала возможность реализовать выбор, обусловленный этим стремлением, то есть речь идет не столько о самооценке — сколько об ориентации на успех в конкретной ситуации». Итак, «педагогика успеха» — это направление теоретического и практического поиска в создании системы условий для полноценного развития субъекта за счет удовлетворения его потребности в самореализации и уважении.

Педагогический потенциал семиотики

В романе Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия» есть эпизод, который в дальнейшем во многом определяет развитие событий. Знакомство главных героев происходит благодаря книге, которая как бы свидетельствует об их принадлежности к одному избранному кругу — кругу читателей. Книга становится знаком и предвестником возможной духовной близости, объединяя ранее незнакомых людей.

Современный читатель имеет так много соблазнов, что магия книги постепенно утрачивается, вытесняясь другими источниками информации и впечатлений. Однако глубокое убеждение в важности и незаменимости чтения заставляет педагогов искать новые пути приобщения к чтению подрастающего поколения. Последнее время все чаще в практике организации образовательного процесса можно наблюдать отдельные проявления поликультурных конструкций, включающих в себя самые разные области свободных искусств и наук. Качество образования сегодня определяется не только разнообразием и многоплановостью текстов, но и разными способами взаимодействия и постижения мира. Эти тенденции заставили обратить пристальное внимание на два научных явления, представленных в разных областях знания, но имеющих общую концептуальную основу, которая может быть обозначена как феномен обективно-субъ-ективной множественности. Речь идет о семиотике, предполагающей культурную множественность выражения, и концепции интеллекта, по Г. Гарднеру, обозначающей множественность восприятия.

В основе семиотики лежит постулат о том, что ни одна культура не сможет существовать при наличии менее одного семиотического канала. Любые культурные феномены — от обыденного мышления до искусства и философии — неизбежно закреплены в знаках и представляют собой знаковые механизмы.

В настоящее время семиотические исследования являются едва ли не самой популярной тематикой во многих странах. Их прикладное значение по достоинству оценено не только в рекламе и шоу-бизнесе, но и в таких сферах, как идеология, пропаганда, политика. В педагогических трудах эти идеи пока достаточно фрагментарны, но от этого не менее привлекательны.

Есть предположение, что семиотический подход к образованию позволит преодолеть традиционную школьную практику, центрированную всего лишь на двух видах интеллекта — логико-математическом и линг-

вистическом, в то время как другие интеллектуальные способности, в той или иной мере присущие каждому индивидууму и, возможно, не менее важные для его развития (музыкальная, телесно-кинестетическая, пространственная, интерперсональная и ин-траперсональная), остаются вне поля зрения педагогов.

Таким образом, логично предположить, что семиотический подход в организации образовательного процесса оказывается реальным способом воплощения в жизнь теории множественного интеллекта Г. Гарднера. Очевидно, что если люди обладают разными «интеллектуальными профилями», то разумно учитывать это различие в учебной деятельности. Наиболее продуктивным способом постижения того или иного знания является рассмотрение темы с разных сторон, для этого можно проводить аналогии и сравнения предмета или явления в фокусе разных областей знания или «выражать ключевые компетенции с помощью различных символов»2. Культурная множественность семиотики используется педагогом в образовательных целях путем вариативного транслирования содержания на множество интеллектуальных каналов того или иного ученика с учетом его восприимчивости к культурному многообразию.

Задача педагога заключается в том, чтобы учесть разнообразие индивидуальных профилей интеллекта, существующее в пределах одной образовательной системы. Сделать это помогает использование семиотического подхода в образовании, переведенного на язык конкретных педагогических технологий. Схематически это может быть представлено через педагогически направляемое системное взаимодействие множественного интеллекта, с одной стороны, и разнообразия культурных сфер семиотики — с другой.

Подобная теоретическая конструкция помогает понять условия, при которых происходит обучение или решается более узкая задача — приобщение к чтению. «Слабости одного человека, — пишет Гарднер, — могут оказаться сильными сторонами другого. Семь видов интеллекта позволяют разрабо-

тать семь способов обучения, а не один». При этом отсутствие интеллекта одного вида, по мнению автора, может служить мотивацией для его совершенствования2.

Итак, если внутренний потенциал ученика во многом определяется совокупностью типов его интеллекта, то внешняя сторона образовательного процесса имеет мощнейший ресурс культурного многообразия семиотического выражения мира. Процесс понимания и присвоения идет через создание сравнений, метафор, развитие собственного творчества и в конечном итоге способствует более глубокому постижению мира в целом.

Семиотика способна предложить образованию весьма многообещающие перспективы. Во-первых, она может оказать существенную помощь в решении проблемы дефицита познания. Количество слабых учащихся может значительно уменьшиться, если образование перестанет ограничиваться логоцентрическим режимом работы, направленным только на лингвистическую и логико-математическую интеллектуальные компетентности. Направленность на другие стороны человеческого интеллекта, возможно, более развитые у так называемых дефицитарных учащихся, может быть плодотворной не в меньшей степени. Умение декодировать значения культуры в музыке, языке тела, танце, телевизионной, компьютерной и кинопродукции, возможно, более близки современным детям и юношеству, чем письменное слово.

Семиотическая деятельность способствует достижению результатов, выходящих за рамки конкретной дисциплины, позволяет ученику и учителю более полно реализовать свои образовательные возможности, понять природу репрезентации знания в разных учебных дисциплинах и сравнивать эти разные модусы знания.

«Воспитание у детей любви к чтению — дело педагогической чести»

(Ш. Амонашвили)

Возвращаясь к теме приобщения к чтению современных школьников, необходимо

отметить, что в международной практике существуют разные способы системного решения этой проблемы. Развитие культуры чтения давно рассматривается не только как забота начальной школы, но как проблема непрерывного образования. Учитель чтения как профессия появился в 19801990-х гг. в Великобритании, когда страна искала пути выхода из кризиса образования. Такая должность существует и в Новой Зеландии, и в США, и в Финляндии. Учитель чтения — это особый специалист, который помогает детям преодолеть сложности, связанные с процессами чтения. В его обязанности входит обучение детей чтению, оценка достигнутых успехов и помощь в организации образовательного процесса на уроке. Учитель чтения работает на разных этапах обучения: в младшей, в средней и в старшей школе, он проводит работу как с классом, так и с учениками индивидуально. В 1998 г. Международная ассоциация чтения опубликовала статью «Требования к учителю чтения», в которой был представлен список обязанностей, умений и качеств, необходимых данному специалисту. Подчеркивалось, что в первую очередь учитель чтения должен обладать соответствующим образованием, иметь сертификаты, подтверждающие прохождение семинаров и участие в конференциях, посвящённых данной проблеме, иметь фундаментальные знания по литературе, педагогике, психологии, обладать следующими умениями: создавать и поддерживать мотивацию к чтению; оценивать индивидуальный прогресс каждого учащегося; хорошо ориентироваться в методах обучения чтению; использовать групповые и индивидуальные занятия и верить в то, что каждый ребёнок способен научиться читать и писать.

Конечно, подготовка подобного специалиста позволяет решать проблему на качественно новом уровне. Другая стратегия профессионального обучения представляет собой целенаправленное совершенствование навыков учителей средней школы в области текстовой деятельности и речевой культуры. Это осуществляется в системе

общего педагогического образования за счет введения на всех факультетах специальных дисциплин, ориентированных на умение работать с текстами разной природы, включая математические, исторические, естественнонаучные и другие источники. Студенты не только осваивают различные способы аналитического и рефлексивного чтения, но совершенствуют собственную читательскую компетентность в целом. Интересной находкой ряда американских университетов является введение спецкурса по изучению художественных произведений, дополняющих содержание предметных дисциплин. Увы, нам неизвестны случаи подобного опыта в отечественной практике, хотя очевидно, что в логике новых стандартов педагогического образования культура чтения является системообразующим фактором развития и ключевых, и базовых, и специальных компетенций будущих педагогов. Задачи подобного междисциплинарного уровня могли бы успешно решаться путем объединения усилий кафедр филологического и общепедагогического профилей.

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что важным условием развития культуры чтения является актуализация проблемы приобщения к чтению всех заинтересованных сторон (школьников, педагогов, родителей, социальных партнеров). Необходимо согласование потребностей, позиций и ожиданий всех участников взаимодействия, связанных с решением проблем чтения, выявление имеющегося потенциала и опора на сильные стороны в решении проблем приобщении школьников к чтению.

Продуктивность процесса чтения будет способствовать успешному взаимодействию образования и социума. Скорость обновления информации, масштабы происходящих в социуме изменений актуализируют вопросы читательской компетентности.

Чтение как личностная ценность определяет уровень совместной деятельности и общения участников образовательного процесса; обогащает личный опыт ученика; является нравственным ресурсом в проблемных ситуациях. Чтение как вид познаватель-

ной интеллектуальной деятельности является необходимым навыком в условиях непрерывного вариативного образования. Возможно, что понимание этого позволит по-новому воспринять уверенность В. А. Сухо-

млинского в том, что «школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова».

Примечания

1. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Пер. с англ. М., 2007. С. 15.

2. Там же. С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.