Научная статья на тему 'Кафедра «Всяческих» дисциплин'

Кафедра «Всяческих» дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедра «Всяческих» дисциплин»

наш институт

ется позитивная динамика индексов удовлетворенности (рост на 4,5 %), что в целом указывает на адекватную реакцию руководства и работников института на запросы потребителей образовательных услуг.

Слушатели высоко оценивают профессионализм преподавательского состава института, организационное и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, а также качество знаний, умений и навыков, получаемых ими в рамках обучения (табл. 1). Преподаватели института, по мнению слушателей, обладают высоким уровнем профессиональных знаний, владеют современными методами и средствами обучения, выстраивают конструктивное межличностное взаимодействие и поддерживают комфортный психологический климат в процессе обучения. Высокие оценки обеспечения образовательного процесса в институте связаны с использованием современных технических средств обучения, высоким качеством услуг

библиотеки, доступностью консультаций преподавателей.

Образовательные услуги института позволяют слушателям получать новые актуальные знания, умения и навыки, формировать и совершенствовать значимые профессиональные компетенции, что способствует их профессиональному и личностному росту, а также разрешению имеющихся профессиональных затруднений.

Но это уже свершившийся факт. Нужно и дальше развивать, планировать те дела (мероприятия), которые будут интересны вам, уважаемые работники профессиональных образовательных организаций. Идеи есть, планы есть, а совместными усилиями мы достигнем многого и в плане профессионального роста, и в плане подготовки кадров для нашего родного Кузбасса. Начинается новая «пятилетка».

Спасибо, коллеги, за то, что вы вместе с нами! Желаем новых проектов, удачи, здоровья вам и вашим родным!

кафедра «всяческих» дисциплин

А. Г. Апухтина, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин Кузбасского регионального института развития профессионального образования Е. В. Васина, кандидат биологических наук, доцент кафедры, заведующая лабораторией здоровьесберегающей деятельности О. И. Малороссиянова, заведующая лабораторией мониторинга развития системы профессионального образования

Е. В. Васина

Кафедра общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин пять лет функционирует в качестве структурного подразделения факультета повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования КРИРПО. Именно тогда кафедра была образована путем сли-

яния двух кафедр: общеобразовательных дисциплин и специальных дисциплин, а также в ее состав вошли две лаборатории: лаборатория мониторинга развития системы профессионального образования и лаборатория здоровьесберегающей деятельности.

Такое название подразделения предполагает, что одной из главных задач, которую решает коллектив кафедры, является многоаспектное повышение квалификации педагогических и руководящих работников профессиональных образовательных организаций в сфере содержания профессионального образования. Повышение квалификации осу-

А. Г. Апухтина

О. И. Малороссиянова

- наш институт -

ществляется в русле развития следующих направлений:

• внедрение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;

• реализация федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ СПО;

• теория и методика преподавания общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин в ПОО;

• здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в ПОО, формирование ценностного и ответственного отношения к здоровью у педагогов и обучающихся;

• обеспечение доступности профессионального образования лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Особое внимание при разработке дополнительных профессиональных программ уделяется методике преподавания общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, что является их конкурентным преимуществом как программ повышения квалификации. Обучение различных категорий преподавателей осуществляется по графику в среднем один раз в три года. Все программы курсов повышения квалификации оперативно корректируются в соответствии изменениями в нормативно-правовой базе и коллективными и индивидуальными запросами слушателей.

Научно-методическое сопровождение реализации учреждениями профессионального образования ФГОС СПО за последние пять нашло свое отражение в 200 публикациях. Сотрудники кафедры постоянно принимают участие в научных семинарах, конференциях, форумах различных уровней, работают в составе ВНИКов, повышают свою квалификацию.

В последнее время акцент в научно-исследовательской и научно-методической работе кафедры был сделан в том числе на следующих актуальных направлениях:

— Разработка и апробация региональной модели дуальной подготовки кадров. На текущем этапе исследования проанализирован и обобщен отечественный и зарубежный опыт дуального образования. Изучено актуальное состояние реализации принципа практикоориенти-рованности в ПОО Кемеровской области. Разработаны модели дуальной подготовки кадров на уровне образовательной организации.

— Разработка алгоритма организации и проведения демонстрационного экзаме-

на в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области (утвержден приказом ДОиН № 728 от 12 апреля 2017 г.). На основании данного приказа осуществлялось методическое, информационное и консультационное сопровождение проведения демонстрационных экзаменов в ПОО Кемеровской области в 2017 году.

— Организация работы пилотных профессиональных образовательных организаций по реализации ФГОС среднего общего образования. Пилотные ПОО провели апробацию комплекта программно-методического обеспечения реализации ФГОС среднего общего образования, предоставили отчеты и предложения по корректировке программ. Доработанный комплект планируется к изданию в декабре 2017 года.

— Анкетирование ПОО по вопросам организации профессионального обучения и профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проведен анализ полученных данных, результаты исследования отражены в информационно-аналитической справке, нескольких публикациях и представлены в рамках работы круглого стола на Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи» (Кемерово, 15-16 марта 2017 г.).

— Научное руководство базовым учреждением института — Анжеро-Судженским политехническим колледжем по теме «Комплексное здоровьесберегающее и психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения студентов колледжа как условие подготовки конкурентоспособного специалиста» и др.

В организационной работе кафедры важное место занимает развитие конкурсного движения среди педагогов и обучающихся ПОО. Самым крупномасштабным и постоянно эволюционирующим во времени является областной конкурс «Преподаватель года». Это конкурс педагогического мастерства, возможность для осмысления и трансляции своего педагогического опыта, приобретения нового опыта, профессиональный рост, проверка на стрессоустойчивость, а все вместе — эффективная форма повышения квалификации. Для привлечения обучающихся к областным конкурсам творческих работ, проводимых кафедрой, каждый год предлагаются новые конкурсные форматы и жанры (эссе, проекты, сочинения, мифы, легенды, комиксы, фотоочер-

наш институт

ки, сказки). В последние три года специальными конкурсами была охвачена такая категория обучающихся, как волонтерские отряды.

Также системно ведется оздоровительно-профилактическая работа, которая выражается в организации и проведении спортивно-оздоровительных и оздоровительно-профилактических мероприятий для сотрудников института и для педагогических работников учреждений профессионального образования. Профилактический кабинет, оснащенный современным оборудованием, предоставляет прекрасную возможность слушателям курсов и сотрудникам института пройти курс профилактических и оздоровительных процедур по широкому спектру заболеваний.

Кафедра общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин — это широкий спектр видов деятельности от профессионального консультирования по вопросам реализации требований ФГОС до высококачественного фитнеса для слушателей курсов и сотрудников института. И самое главное достояние кафедры — это ее сотрудники. Замечательные, творческие, позитивные люди, любящие свою работу! И лучше всего характеризует нашу деятельность как представителей ДПО наличие таких качеств, как универсальность, гибкость и мобильность, по определению необходимых для работы в современной инновационной структуре профессионального образования региона.

кафедра менеджмента и экономики:

образовательные и научные вехи

Д. Г. Кочергин, доцент кафедры менеджмента и экономики Кузбасского регионального института развития профессионального образования Е. А. Морозова, заведующая кафедрой

В 2012 году кафедру менеджмента и экономики возглавила кандидат педагогических наук Светлана Владимировна Филипьева, которая руководила подразделением до 2017 года. В этот период в состав кафедры менеджмента и экономики входила лаборатория социального партнерства (заведующий — Алексей Юрьевич Казаков).

Начало второго десятилетия XXI в. связано с рядом изменений в российской системе довузовского профессионального образования. Так, закон от 27.12.2012 № 273-Ф3 лишил начальное профессиональное образование статуса самостоятельного уровня образования, запустив процесс интеграции подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена на базе профессиональных образовательных организаций. Следовательно, началась массовая реорганизация профессиональных училищ и лицеев, техникумов и колледжей. В соответствии с принятой в 2012 году Стратегией развития системы подготовки кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ до 2020 года профессиональные образовательные организации позиционируются как центры профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения — начинается

Д. Г. Кочергин

Е. А. Морозова

Кафедра менеджмента и экономики была образована 3 января 2003 года с целью удовлетворения потребностей работников системы профессионального образования в экономико-управленческих знаниях, в формировании востребованных ими соответствующих компетенций, обогащении их информацией о передовом отечественном и зарубежном опыте в области менеджмента и экономики образования. Первоначально она называлась кафедрой менеджмента. Возглавил ее Анатолий Дмитриевич Ле-ванов, доктор экономических наук, профессор, который проработал на кафедре до 2014 года (в последнее время — профессором).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.