Научная статья на тему 'Из истории КРИРПО (к 15-летию института)'

Из истории КРИРПО (к 15-летию института) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории КРИРПО (к 15-летию института)»

НАШ ИНСТИТУТ

ИЗ ИСТОРИИ КРИРПО (К 15-ЛЕТИЮ ИНСТИТУТА)

В. А. Трофимов, кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин Кузбасского регионального института

развития профессионального образования

Юбилейные даты хороши тем, что вольно или невольно обращают нас к истокам пройденного, предоставляют возможность перелистать значимые страницы истории.

В рождении любого учреждения, в том числе института, первостепенное значение имеет человеческий фактор, умение не только проявить инициативу, но довести ее до практической реализации. Идея создания нового, не имеющего аналогов в Сибирском федеральном округе образовательного учреждения принадлежала будущему первому ректору института Татьяне Семеновне Паниной. Реализация же идеи стала возможной благодаря практической поддержке начальника департамента науки и профессионального образования Ирины Александровны Жигаловой, а главное — идея нашла понимание в Администрации Кемеровской области.

Чем будет заниматься институт? Основное, как предполагалось, — образовательная область (разработка и реализация программ повышения квалификации и переподготовки работников образовательных учреждений, других организаций и граждан). Наряду с этим виделась научная, методическая, экспериментальная, организационная, международная, издательская, информационно-библиотечная и выставочная деятельность в сфере профессионального образования. Все это должно было укрепить кадровый потенциал системы профессионального образования Кузбасса, содействовать ее развитию в качестве максимально открытой и гибкой, оперативно реагирующей на запросы рынка труда, отрас-

лей экономики и социальной сферы региона. Эти направления (с учетом произошедших за 15 лет объективных изменений в региональной системе профессионального образования) сохранились в работе института до настоящего времени. Разумеется, появилось и немало нового.

Если выделять определенные этапы развития института, то исторически и с известной долей условности — это три «пятилетки», в каждой из которых было что-то свое приоритетное, свои особенности и результаты: 2002-2007, 2008-2012 и 2013-2017.

История института начинается 30 октября 2002 г. с выходом распоряжения Администрации Кемеровской области № 719-р о создании нового государственного учреждения дополнительного профессионального образования — Кузбасского регионального института развития профессионального образования. И этот факт стал лучшим подтверждением необходимости создания учреждения, способного обеспечить прогнозирование и научное сопровождение развития профессионального образования региона, научно-методическую и информационную поддержку педагогов системы профессионального образования, непрерывное повышение квалификации и переподготовку кадров.

Всего через месяц происходит событие, характеризующее серьезность намерений нового института, — здесь состоялась первая межрегиональная научно-практическая конференция. В дни ее работы прошла и презентация института. С этого времени конференции — это главное ежегодное событие научной жизни КРИРПО и, по мнению большинства их участников, это и школа для развития научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, и площадка для демонстрации и экспертизы накопленного практического опыта предста-

вителями педагогического сообщества не только Кузбасса, но и большинства регионов Российской Федерации. Всего за 15 лет было проведено 16 всероссийских и международных конференций, в которых приняло участие более 6 тыс. человек из большинства регионов РФ и ряда стран дальнего и ближнего зарубежья.

А дальше шел естественный процесс формирования структуры института, становления коллектива сотрудников. В самом коллективе складывается главная традиция — работать хорошо и эффективно. Наполняется событиями первый период жизни института, подавляющее большинство которых начинается со слова «впервые», причем не только для института, но и нередко для всей системы профессионального образования Кузбасса. Одновременно это период зарождения традиций отдыха и сплочения коллектива: театрализованные поздравления с праздниками от каждого подразделения, творческие конкурсы «Осенний смак», создание праздничных видеофильмов о жизни коллектива, спортивно-оздоровительные эстафеты, первые коллективные выезды на природу и т. п.

13 января 2003 г. получена лицензия Государственной лицензионно-аттестационной службы Кемеровской области на право ведения образовательной деятельности. Приложение к лицензии дает разрешение на обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам переподготовки: «Менеджмент в образовании», «Преподаватель». Начали работу ученый и редакционно-издательский советы, бухгалтерия, укомплектована и выпустила первую печатную продукцию типография, открыты первые лаборатории и кафедры, сформирован факультет повышения квалификации и переподготовки кадров. Создана локальная сеть, институт подключился к всемирной сети Интернет. Открылся мультимедиацентр. Создан сайт КРИРПО. Формируется информационная открытость института. К 2017 году сайтов уже четыре: официальный сайт института, сайт областного конкурса «Преподаватель года. Кузбасс», научно-образовательного журнала «Профессиональное образование в России и за рубежом», сайт регионального координационного центра WorldSkills Russia.

В марте 2003 г. получил свидетельство о регистрации журнал «Образование. Карьера. Общество». А уже в октябре 2003 г. по итогам Всероссийского конкурса журналистов и изданий, освещающих проблемы образования, журнал награжден дипломом победителя в номинации «За последовательность в освещении образо-

- НАШ ИНСТИТУТ -

вательной тематики». Чуть позже, в 2004 году, свой корпункт в институте открыл общероссийский журнал «Образование и общество» (уже в 2007 году кемеровский корпункт признан лучшим корпунктом журнала). Институт получает научный сертификат Академии профессионального образования за формирование информационного пространства профессионального образования России.

В 2003 году впервые прошла областная олимпиада учащихся учреждений НПО по общеобразовательным предметам. Институт становится инициатором и организатором «олимпийского движения» среди обучающихся профессиональных училищ и лицеев, а олимпиада — ежегодным и до сих пор уникальным явлением в Сибирском федеральном округе. История проведения областных олимпиад стала яркой страницей в летописи института. За 15 лет прошло 15 областных олимпиад, в которых приняли участие 2138 обучающихся (в последние годы — это уже студенты техникумов и колледжей).

Прошли первые августовские консультации для педагогических и руководящих работников учреждений профессионального образования (сегодня это августовская конференция). Профессиональное сообщество и руководство института оценивает их как установочные, дающие импульс профессионально-педагогическому сообществу на новый учебный год. В первый временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) вошли сотрудники института, педагоги профессиональных училищ и лицеев, научно-педагогические работники Кемеровского государственного университета, специалисты ДНиПО. Такая востребованная форма научно-исследовательской работы для решения конкретных задач развития профессионального образования становится традиционной.

Институт разработал ряд среднесрочных региональных целевых программ, таких как «Развитие профессионального образования в Кемеровской области», «Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области» на 20062010 годы и др.

С февраля 2005 г. в институте работает первичная профсоюзная организация, ставшая достойным социальным партнером руководства института. Сегодня практически все постоянные сотрудники являются членами профсоюза работников образования и науки Российской Федерации. Подписан первый коллективный договор социального партнерства (сейчас действует уже пятый такой договор на 2016-2019 гг.).

- наш институт -

В 2006 году впервые институт стал победителем открытого конкурса Федерального агентства по образованию Минобрнауки РФ по разработке и апробации в пилотных регионах новой классификации программ профессиональной подготовки (проект Ф-176). Институт впервые участвует в Международном конгрессе-выставке Global education («Образование без границ»). Главным в программе выставки был конкурс инновационных проектов. По итогам конкурса институт награжден дипломом за проект «Разработка новой классификации, модели, алгоритма формирования образовательных программ профессиональной подготовки».

С созданием лаборатории андрагогики активно внедряются андрагогические программы и проекты, модель андрагогического сопровождения слушателей курсов в процессе повышения квалификации. Впервые на сайте института запущен форум «Дополнительное профессиональное образование взрослых», определен механизм сетевого взаимодействия с базовыми учреждениями ПО Кемеровской области. Завершена разработка системы дистанционного образования d-edu.ru. Система полностью построена на основе сетевых технологий и реализована в виде веб-сайта. Эксплуатация системы начата в 2006/07 учебном году. КРИРПО принят в Межрегиональную ассоциацию институтов профессионального образования. Впервые осуществлена профессиональная переподготовка слушателей из учреждений НПО и СПО по аттестованным и аккредитованным образовательным программам «Менеджмент в образовании» и «Преподаватель» (первый набор на курсы проведен в 2004 году). Заказчик и председатель ГАК подтвердили, что итоговая аттестация выпускников соответствует требованиям ГОС. Торжественная церемония вручения дипломов первым 56 выпускникам курсов профессиональной переподготовки стала одним из ярких событий 2006/07 учебного года. На сегодняшний день состоялось уже шесть выпусков курса «Менеджмент в образовании», три — «Преподаватель», четыре — «Педагог профессионального образования».

В июне прошел финал первого областного конкурса «Преподаватель года СПО — 2006». Уже в следующем году по инициативе финалистов конкурса организован клуб финалистов, в котором находят воплощение новые идеи. Всего конкурсов «Преподаватель года» проведено 12, в финалы которых вышло 679 участников.

В ноябре 2007 г. проведено первое социологическое исследование мнения работодателей

о качестве подготовки учреждениями профобразования квалифицированных кадров для базовых отраслей экономики региона, а также мониторинг реализации учреждениями НПО государственных образовательных стандартов.

В связи с 5-летием института прошла посвященная этому событию юбилейная научная ассамблея. В течение года в рамках ассамблеи прошла серия мероприятий, завершившихся традиционной Всероссийской научно-практической конференцией с международным участием «Инновационные процессы в профессиональном образовании в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Происходящие события были знаками не просто становления нового образовательного учреждения ДПО, но и его общественного признания профессиональным педагогическим сообществом региона, формирования научного и методического авторитета среди ПОО.

Становление и развитие института было бы невозможно без тех людей, которые стояли у его истоков. То есть была успешно решена задача формирования коллектива и укрепления его высокопрофессиональными специалистами. И если в январе 2003 года в институте работало лишь 10 специалистов, то на начало 2017 года коллектив института насчитывает уже 74 научно-педагогических и педагогических работника, среди них 13 докторов наук и 21 кандидат наук.

В годы первой «пятилетки» в институт пришли те, кто составил первоначальный костяк коллектива: Л. А. Богданова, Н. А. Жук, Л. Н. Вавилова, И. В. Финогенова, О. Г. Ачкасова, В. И. Сахарова, Л. В. Девятиярова, К. Б. Иванов, В. А. Трофимов, М. А. Сухенко, Н. В. Бормотова, Н. В. Павелье-ва, И. А. Лысова, А. Ю. Казаков, Л. П. Вашлаева, Л. И. Ильченко и др. Нельзя не назвать и многолетних внешних совместителей: В. А. Матвиенко, А. И. Федоров, М. И. Губанова, Е. А. Баканов и др. Многие из «первопроходцев» продолжают работать в институте и сегодня.

Для следующего этапа развития института характерно не только творческое продолжение реализованного ранее, но и рождение новых проектов, новых дел и традиций. В частности институт выиграл гранты Российского гуманитарного научного фонда на разработку и реализацию проекта по информатизации процессов подготовки, повышения квалификации и переподготовки профессионально-педагогических кадров. Для практической реализации проекта было закуплено оборудование, установлен и запущен единый сервер профессионального образования, обеспечивающий формирование и функционирование рее-

стра информационных ресурсов и электронных средств обучения в профессиональных образовательных организациях Кузбасса. Открыт авто-ризированный тестовый центр ECDL, позволяющий проводить тестирование на соответствие стандарту компьютерной грамотности «Европейские компьютерные права». Впервые на базе института проведены курсы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобрнауки России для проректоров учреждений ДПО РФ по теме «Интеграция образовательных программ по профессиям НПО и специальностям СПО».

О возросшем авторитете и профессионализме сотрудников свидетельствует полученный заказ АКО на разработку концепции и проекта долгосрочной региональной межведомственной целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов для основных направлений экономической деятельности в Кемеровской области» на 2009-2015 годы. В итоге программа была утверждена администрацией Кемеровской области.

Прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы реализации современной модели профессионального образования». В рамках конференции состоялся торжественный прием, посвященный 80-летию системы СПО Кузбасса.

Новая инициатива 2009 года — институт выступил учредителем научно-образовательного журнала «Профессиональное образование в России и за рубежом», включенного в перечень ведущих рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК РФ для опубликования основных результатов диссертационных исследований. В 2015 году журнал включен в новый Перечень рецензируемых научных изданий по отрасли 13.00.00 — педагогические науки.

С 2010 года в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) НПО и СПО институт совместно с ФИ-РО организует и проводит курсы по подготовке сертифицированных разработчиков и экспертов образовательных программ, программ учебных дисциплин и модулей нового поколения, а также семинары, тематические консультации и вебина-ры для профессионально-педагогических работников по соответствующей тематике. Опыт института по сопровождению инновационных процессов в системе образования рекомендован Российской академией образования для использования учреждениями системы повышения квалификации и переподготовки специалистов. На базе института открыта федеральная эксперимен-

НАш ИНСТИТуТ

тальная площадка Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобрнауки России.

В октябре 2011 г. получена лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности в области послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Правильность нового направления деятельности института подтверждается уже тем, что в 2015 году лицензия на осуществление образовательной деятельности по программе подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации была переоформлена.

К плодотворной работе института подключились новые специалисты: А. Г. Апухтина, С. В. Филипьева, Л. Ф. Каравайцева, Т. Н. Пове-сина, М. А. Гуляева, А. В. Богданов, Н. А. Хайми-на, Е. Ю. Тараканова, Н. В. Осипова, О. И. Мало-россиянова, М. П. Олейникова, О. В. Баталова, Т. М. Дмитриева и др.

Начало юбилейного 2012 года — это и начало нового периода в деятельности института. Ректором института назначена доктор педагогических наук, профессор Елена Леонидовна Руднева. Новые идеи, свежий взгляд на проблемы и задачи института. Елена Леонидовна, опираясь на собственный опыт руководящей работы, провозгласила курс на продолжение инновационной деятельности, приращение новых достижений, сохранение и развитие лучших традиций института и укрепление его позиций в профессионально-педагогическом сообществе Кузбасса и всего Сибирского региона.

В институт пришли интересные профессионально и творчески сотрудники: В. А. Овчинников, Д. Г. Кочергин, М. А. Ардашкина, И. А. Ки-лина, Е. В. Пономарева, Е. В. Васина, Н. В. Зе-ниткина, Т. А. Чекалина, И. П. Попов и др. С их приходом связаны как продолжение традиций в работе института, так и развитие новых форм и видов деятельности.

Впервые осуществлены прием в аспирантуру института и прикрепление соискателей для подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». За пять лет (2012-2017) деятельности аспирантуры 100 % аспирантов закончили обучение с защитой кандидатских диссертаций.

Начал работать центр аттестации и сертификации работников ПОО.

НАш ИНСТИТуТ

Еще одно значимое событие 2012 года — КРИРПО получил официальный статус регионального координационного центра Ворлд-скиллс Россия.

В октябре 2012 г. институту исполнилось 10 лет. Все мероприятия года были связаны с юбилеем. На торжественном собрании, посвященном этому событию, за большой личный вклад в развитие системы профессионального образования 36 сотрудников института были награждены федеральными и областными наградами.

Продолжается процесс оптимизации системы управления институтом: реорганизован ряд лабораторий, созданы новые кафедры и лаборатории в соответствии с обновленным профилем деятельности. На основании лицензии, выданной Рособрнадзором, сегодня институт имеет право вести образовательную деятельность по 82 дополнительным профессиональным образовательным программам (ДПП), охватывающим 77 направлений повышения квалификации и пять направлений профессиональной переподготовки, а также по одной основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура). Всего за 15 лет образовательной деятельности реализовано 204 ДПП, обучено более 40 тысяч человек, более 90 % из них удовлетворены качеством полученного образования.

Институт активно включается в международное движение WorldSkills: уже прошли три региональных чемпионата по 37 компетенциям WorldSkills, 4 компетенциям JuniorSkills, в которых приняли участие более 600 человек.

Продолжается традиция организации и проведения областных конкурсов для различных категорий обучающихся и сотрудников ПОО. Ежегодно при непосредственном участии института проходит более 20 конкурсов. На сайте института размещен новый ресурс — «Электронная сетевая методическая копилка».

Впервые в 2014 году в институте прошли обучение на краткосрочных курсах (от 16 до 72 часов) по специально разработанным программам повышения квалификации 42 специалиста предприятий «СУЭК-Кузбасс», являющихся наставниками молодых работников и/или осуществляющих руководство практикой обучающихся ПОО.

Сотрудники института продолжили работать над реализацией двух крупных совместных проектов: с Институтом теории и истории педагогики РАО по теме «Многофункциональный международный центр прикладных квалификаций в системе повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образова-

ния Сибирского региона»; с Федеральным институтом развития образования по теме «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Впервые проведены курсы повышения квалификации для руководителей профессиональных образовательных организаций по заявке Министерства образования и науки Республики Тыва.

В 2016 году институту присвоен статус федеральной экспериментальной площадки ФИРО по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся.

Продолжается издание научно-образовательного журнала «Профессиональное образование в России и за рубежом», который включен в индексируемую систему РИНЦ и в международную реферативную базу данных UPD (Ulrich's Periodicals Directory). Двухлетний импакт-фактор РИНЦ журнала в 2015 году — 0,412 (в 2014 году — 0,361). На базе института действует корпункт ведущего научно-теоретического журнала Российской академии образования (РАО) «Педагогика». За последние пять лет сотрудники института опубликовали около 200 статей в журналах, включенных в Перечень рецензируемых научных изданий, 9 статей — в журналах, входящих в международную базу цитирования Scopus.

Появились новые традиции: ежегодный сентябрьский День методиста (коллективные выезды по природно-историческим местам Кузбасса); фотоконкурс «Как я провел лето», к спортивно-оздоровительным мероприятиям добавилась сдача норм ГТО, ряд конкурсов для детей сотрудников института, участие в благотворительных акциях и акции «Бессмертный полк» и т. д.

2017 год ознаменован участием в проектах (в рамках ФЦПРО) по модернизации угольной отрасли, инклюзивному образованию. Образованы два межрегиональных специализированных центра компетенций. Созданы — региональный центр содействия некоммерческим организациям социальной сферы, социологический региональный центр.

Кузбасскому региональному институту развития профессионального образования» в этом году исполняется 15 лет. Сегодня можно с уверенностью сказать, что институт состоялся как современное, динамично развивающееся учреждение дополнительного профессионального образования и стал признанным центром научно-методического сопровождения инновационной образовательной деятельности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.