Научная статья на тему 'Мы вместе: факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования'

Мы вместе: факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мы вместе: факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования»

мы ВМЕСТЕ: ФАКУЛьТЕТ ПОВЬ1ШЕНИя КВАЛИФИКАцИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. А. Богданова, декан факультета повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Готовясь к 15-летнему юбилею института, мы разрабатывали концепцию его проведения: 15 лет — это _ мало или много? Для

образовательного уч-I реждения — юноше-^ ский возраст, для пе-

* • ■ ч го. В качестве приме-

ра из истории вспомнили о пятилетках, задачам выполнения которых подчинялось все хозяйство страны Советов. Всего за пять лет возводились новые города, электростанции, заводы, т. е. реализовывались грандиозные проекты, охватывающие всю великую страну. Мы тоже решили разделить 15 лет на «пятилетки», определить в каждой из них основное. О первых двух, впрочем, мы уже писали к 10-летию института. А что нового у нас появилось за последние пять лет?

Мы дорожим сотрудничеством с педагогическими коллективами профессиональных образовательных организаций, для которых в принципе и было создано новое образовательное учреждение — институт развития профессионального образования. Руководители и педагоги профессиональных образовательных организаций являются давними и уже зарекомендовавшими себя партнерами и друзьями. За последнее время у нас окрепли связи с учебными центрами ряда предприятий, например ПАО «КОКС», ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и др. Сотрудничество с ними в деле повышения квалификации преподавателей, обучающих рабочих и специалистов своего предприятия, дает преподавателям института бесценный опыт взаимодействия с разными категориями слушателей, не являющимися педагогическими работниками, опыт проведения занятий в новых условиях с использованием современных форм. Налажено сотрудничество с образовательными организациями муниципалитетов. Например, для педагогов школ, детских до-

мов, занимающихся профориентационной работой и сопровождением воспитанников детских домов, разработаны и реализованы программы: «Организация сопровождения социальной адаптации и профессионального самоопределения обучающихся», «Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности трудоустройства и профессионального обучения», «Обеспечение постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов». Очень активно с институтом работают профессиональные образовательные организации, подведомственные департаментам охраны здоровья населения, молодежной политики и спорта, культуры, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Кемеровской области. Педагогические работники этих организаций участвуют как в обучении по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в творческих группах, конференциях, консультациях, проводимых кафедрами института.

За последние пять лет более 7 тыс. руководителей и педагогических работников воспользовались образовательными услугами института: прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

У нас выработались определенные принципы при работе со слушателями, как при организации образовательного процесса (принцип непрерывности, принцип открытости и др.), так и при разработке дополнительных профессиональных программ (вариативность, модульность) и др.

С переходом на персонифицированное повышение квалификации и в целях обеспечения современного качества повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций ДОиН КО проводит областной конкурс дополнительных профессиональных программ. Институт в нем участвует с 2013 года. Более 90 % программ проходят экспертную оценку и затем включают-

ся в план образовательных услуг. Содержание дополнительных профессиональных программ планируется с учетом запросов участников, новых тенденций в образовании. Поэтому каждый год разрабатываются новые дополнительные профессиональные программы: «Подготовка управленческих команд ПОО, обеспечивающих качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов для региона», «Оценка результатов профессиональной деятельности педагогических работников в процессе аттестации как составляющая экспертной компетенции», «Организационно-методическое сопровождение конкурсного движения WorldSkills Russia», «Подготовка спортивных судей», «Методическая деятельность в профессиональном образовании» и др.

Институт гибко и своевременно реагирует на запросы образовательных организаций и отдельных педагогических работников. Мы предлагаем различные формы обучения: очное, очно-заочное, заочное. Были востребованы курсы повышения квалификации без отрыва от производства, четверть курсов проводится на базе профессиональных образовательных организаций. Отработана система дистанционного обучения. Реализовано 53 программы с использованием дистанционной программы «Прометей». Для организации данной формы обучения разработаны учебно-методические материалы для самостоятельной работы слушателей, чтобы они могли перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, от преподавательского контроля к самоконтролю.

В связи с введением профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» разработана программа профессиональной переподготовки «Педагог профессиональ-

ного образования». В 2016/17 уч. году по данной программе обучилось 213 педагогов. Эта программа предназначена для мастеров производственного обучения, преподавателей общепрофессиональных и профессиональных дисциплин и рассчитана на 252 часа. После завершения обучения слушатели защищают итоговую аттестационную работу: тему итоговой аттестационной работы они выбирают из предложенных (методическая разработка учебного занятия, электронный учебно-методический комплекс, контроль и оценка результатов деятельности обучающихся и др.). Все слушатели успешно защитили итоговую аттестационную работу и получили диплом о профессиональной переподготовке.

Мы также расширили спектр услуг и в межкурсовой период: консультации, семинары, конференции. Очень востребованы педагогическими работниками вебинары, на которых, как отмечают сами педагоги, они получают своевременную консультацию по интересующим их вопросам. Различными формами обучения в межкурсовой период воспользовались около 15 тыс. педагогических работников.

Мы заинтересованы в отклике наших коллег, с которыми тесно сотрудничаем: как прошло занятие, верно ли выбрали тему дополнительной профессиональной программы, будет ли она востребована и проч. Поэтому для нас очень важна обратная связь и те предложения, которые высказывают наши слушатели. С этой целью в институте ежегодно проводится анкетный социологический опрос всех слушателей по итогам обучения. По результатам опроса в 2016/17 уч. году главный субъективный показатель качества образования — индекс удовлетворенности качеством образовательных услуг — составил 93,6 %, т. е. девять обучающихся из десяти полностью удовлетворены обучением в институте. В течение пяти лет наблюда-

Таблица 1

Динамика удовлетворенности качеством образовательных услуг по критериям

в 2012/13-2016/17 уч. годах

Критерий Удовлетворенность по критерию, %

2012/13 2013/14 2014/15 2015/16 2016/17

Профессионализм преподавательского состава 91,6 95,9 96,2 97,4 97,2

Обеспечение образовательного процесса 88,4 92,5 94,3 94,4 94,2

Качество знаний, умений и навыков 87,1 90,6 87,9 89,2 89,6

ется позитивная динамика индексов удовлетворенности (рост на 4,5 %), что в целом указывает на адекватную реакцию руководства и работников института на запросы потребителей образовательных услуг.

Слушатели высоко оценивают профессионализм преподавательского состава института, организационное и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, а также качество знаний, умений и навыков, получаемых ими в рамках обучения (табл. 1). Преподаватели института, по мнению слушателей, обладают высоким уровнем профессиональных знаний, владеют современными методами и средствами обучения, выстраивают конструктивное межличностное взаимодействие и поддерживают комфортный психологический климат в процессе обучения. Высокие оценки обеспечения образовательного процесса в институте связаны с использованием современных технических средств обучения, высоким качеством услуг

библиотеки, доступностью консультаций преподавателей.

Образовательные услуги института позволяют слушателям получать новые актуальные знания, умения и навыки, формировать и совершенствовать значимые профессиональные компетенции, что способствует их профессиональному и личностному росту, а также разрешению имеющихся профессиональных затруднений.

Но это уже свершившийся факт. Нужно и дальше развивать, планировать те дела (мероприятия), которые будут интересны вам, уважаемые работники профессиональных образовательных организаций. Идеи есть, планы есть, а совместными усилиями мы достигнем многого и в плане профессионального роста, и в плане подготовки кадров для нашего родного Кузбасса. Начинается новая «пятилетка».

Спасибо, коллеги, за то, что вы вместе с нами! Желаем новых проектов, удачи, здоровья вам и вашим родным!

кафедра «всяческих» дисциплин

А. Г. Апухтина, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин Кузбасского регионального института развития профессионального образования Е. В. Васина, кандидат биологических наук, доцент кафедры, заведующая лабораторией здоровьесберегающей деятельности О. И. Малороссиянова, заведующая лабораторией мониторинга развития системы профессионального образования

Е. В. Васина

Кафедра общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин пять лет функционирует в качестве структурного подразделения факультета повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования КРИРПО. Именно тогда кафедра была образована путем сли-

яния двух кафедр: общеобразовательных дисциплин и специальных дисциплин, а также в ее состав вошли две лаборатории: лаборатория мониторинга развития системы профессионального образования и лаборатория здоровьесберегающей деятельности.

Такое название подразделения предполагает, что одной из главных задач, которую решает коллектив кафедры, является многоаспектное повышение квалификации педагогических и руководящих работников профессиональных образовательных организаций в сфере содержания профессионального образования. Повышение квалификации осу-

А. Г. Апухтина

О. И. Малороссиянова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.