Научная статья на тему 'Кафедра менеджмента и экономики:образовательные и научные вехи'

Кафедра менеджмента и экономики:образовательные и научные вехи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедра менеджмента и экономики:образовательные и научные вехи»

ки, сказки). В последние три года специальными конкурсами была охвачена такая категория обучающихся, как волонтерские отряды.

Также системно ведется оздоровительно-профилактическая работа, которая выражается в организации и проведении спортивно-оздоровительных и оздоровительно-профилактических мероприятий для сотрудников института и для педагогических работников учреждений профессионального образования. Профилактический кабинет, оснащенный современным оборудованием, предоставляет прекрасную возможность слушателям курсов и сотрудникам института пройти курс профилактических и оздоровительных процедур по широкому спектру заболеваний.

Кафедра общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин — это широкий спектр видов деятельности от профессионального консультирования по вопросам реализации требований ФГОС до высококачественного фитнеса для слушателей курсов и сотрудников института. И самое главное достояние кафедры — это ее сотрудники. Замечательные, творческие, позитивные люди, любящие свою работу! И лучше всего характеризует нашу деятельность как представителей ДПО наличие таких качеств, как универсальность, гибкость и мобильность, по определению необходимых для работы в современной инновационной структуре профессионального образования региона.

кафедра менеджмента и экономики:

образовательные и научные вехи

Д. Г. Кочергин, доцент кафедры менеджмента и экономики Кузбасского регионального института развития профессионального образования Е. А. Морозова, заведующая кафедрой

В 2012 году кафедру менеджмента и экономики возглавила кандидат педагогических наук Светлана Владимировна Филипьева, которая руководила подразделением до 2017 года. В этот период в состав кафедры менеджмента и экономики входила лаборатория социального партнерства (заведующий — Алексей Юрьевич Казаков).

Начало второго десятилетия XXI в. связано с рядом изменений в российской системе довузовского профессионального образования. Так, закон от 27.12.2012 № 273-Ф3 лишил начальное профессиональное образование статуса самостоятельного уровня образования, запустив процесс интеграции подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена на базе профессиональных образовательных организаций. Следовательно, началась массовая реорганизация профессиональных училищ и лицеев, техникумов и колледжей. В соответствии с принятой в 2012 году Стратегией развития системы подготовки кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ до 2020 года профессиональные образовательные организации позиционируются как центры профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения — начинается

Д. Г. Кочергин

Е. А. Морозова

Кафедра менеджмента и экономики была образована 3 января 2003 года с целью удовлетворения потребностей работников системы профессионального образования в экономико-управленческих знаниях, в формировании востребованных ими соответствующих компетенций, обогащении их информацией о передовом отечественном и зарубежном опыте в области менеджмента и экономики образования. Первоначально она называлась кафедрой менеджмента. Возглавил ее Анатолий Дмитриевич Ле-ванов, доктор экономических наук, профессор, который проработал на кафедре до 2014 года (в последнее время — профессором).

активное создание многофункциональных центров прикладных квалификаций на их базе. Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-Ф3 ввел в правовое поле понятие «профессиональный стандарт», положил начало массовой разработке профессиональных стандартов и изменению образовательных программ в соответствии с этими стандартами.

Эти и другие нововведения стали серьезным вызовом для главных «проводников» системных изменений на микроуровне — менеджеров образовательных организаций. Для эффективного управления изменениями руководителям потребовался большой пул профессиональных компетенций, среди которых многие были инновационными (например, управление проектами, управление рисками, оценка качества образования и др.). Таким образом, модернизация системы профессионального образования создала необходимость подготовки управленческих кадров нового типа.

Система среднего профессионального образования Кузбасса в этот период находилась в авангарде общероссийского процесса модернизации, в связи с чем потребовалось системное решение кадрового вопроса в области менеджмента. С 2013 года за кафедрой менеджмента и экономики КРИРПО были закреплены функции регионального центра, осуществляющего отбор, обучение, мониторинг карьерной траектории кадрового резерва управленческого корпуса довузовского профессионального образования. В этом же году была сформирована группа резерва управленцев, в которую по результатам тестирования, экспертиз профессиональной деятельности и коллоквиума вошли 20 человек.

Для формирования актуальных компетенций управленческого резерва была полностью изменена программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». Первый набор слушателей из группы резерва состоялся в октябре 2013 г., первый выпуск — в апреле 2014 г. Объем программы составил 288 часов, обучение в целях удобства слушателей проходило в рамках четырех сессий. В реализации программы участвовали 3 доктора наук, 13 кандидатов наук, сертифицированный бизнес-тренер, коуч по стандартам ISF.

Процесс освоения дополнительной профессиональной программы был построен на сочетании лекционных и практических занятий, основанных на интерактивных формах обучения, а также case-study — использовании и анализе ситуаций из опыта управления. Для обеспе-

чения соответствия содержания программы современными требованиями к менеджменту в сфере образования в нее были включены такие темы, как тайм-менеджмент, коучинг, фан-драйзинг, информационные технологии в образовательном процессе, оценка конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, инновационный потенциал и профессионализация менеджмента, управленческие решения, управление изменениями, основы разработки системы оценки качества профессионального образования, правовые основы управления образовательным учреждением.

В целом реализация программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» создала необходимые условия для эффективной реорганизации региональной системы среднего профессионального образования. Она стала не менее значимой и для профессионального развития ее слушателей. Мониторинг карьерной траектории выпускников программы показал, что более половины из них смогли занять новые управленческие должности в профессиональных образовательных организациях Кузбасса: стали начальниками отделения, заместителями руководителя, руководителями организаций.

На кафедре был разработан большой пакет образовательных программ разного типа, большинство из которых неоднократно реализовы-вались. Эта такие программы профессиональной переподготовки, как «Менеджмент в образовании», повышения квалификации — «Менеджмент в сфере профессионального образования: учебный процесс, экономика, государственно-общественная система оценки качества образования», «Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений профессионального образования», «Практики государственно-частного партнерства в профессиональном образовании», «Охрана труда и пожарная безопасность»; ве-бинаров — «Анализ потребности умений — область интересов УПО и социальных партнеров», «Региональный сегмент системы сертификации квалификаций как инструмент актуализации содержания и результатов профессионального образования/подготовки», «Рейтинговая оценка деятельности профессиональных образовательных организаций», «Внедрение профессионального стандарта в образовательный процесс ПОО», «Сертификация квалификаций выпускников ПОО», «Теория и практика проведения социологических опросов в профессиональном образовании» и др.

Представители кафедры принимали активное участие в реализации и других образовательных программ КРИРПО: «Внедрение профессиональных стандартов в среднее профессиональное образование», «Модульная программа профессионального обучения учащихся в соответствии с потребностями работодателей», «Взаимодействие государственной власти, бизнес-сообщества по повышению качества и конкурентоспособности профессионального образования. Рынок труда и рынок образовательных услуг региона». Преподаватели участвовали в проведении выездных занятий в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области.

Сотрудники кафедры на занятиях используют различные образовательные технологии: электронное обучение, проблемные лекции, лекции-беседы, лекции с разбором конкретных ситуаций, проблемные семинары, тренинги, решение производственных ситуаций, тестирование и т. д. В качестве итоговой формы контроля образовательные программы, как правило, предусматривают защиты итоговых работ по тематике курсов, что позволяет комплексно оценить приобретенные компетенции.

Один из крупных образовательных проектов кафедры, который реализуется в настоящее время, — дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Подготовка управленческих команд профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов для Кемеровской области». Его цель — формирование компетенций, необходимых руководителям и управленческим командам ПОО для эффективного управления в условиях модернизации профессионального образования. Подготовку по данной программе проходят директора и их заместители всех ПОО Кемеровской области.

Хорошо известно, что неформальное образование приобретает все большую значимость в современном обществе. Одним из основных региональных проектов неформального образования в области образовательного менеджмента стал конкурс программ развития образовательных организаций «Государственно-частное партнерство в профессиональном образовании», разработанный сотрудниками кафедры менеджмента и экономики КРИРПО. Образовательным организациям было необходимо проанализировать имеющийся опыт взаимодействия с государственно-частными партнерами за учебный год и раз-

работать программу развития этого направления до 2020 года. Программа должна была охватывать основные направления государственно-частного партнерства, включая участие социальных партнеров, развитие органов общественного управления образовательной организацией, развитие материально-технической базы, содействие трудоустройству выпускников и др.

Конкурс проводился институтом совместно с департаментом образования и науки дважды: в 2015/16 и 2016/17 уч. годах. В 2015/16 уч. году на конкурс были представлены 20 программ развития, в 2016/17 уч. году — 19 программ. В состав жюри конкурса наряду с работниками департамента образования и науки Кемеровской области вошли представители Кузбасской торгово-промышленной палаты. Участие в конкурсе позволило управленцам наметить основные направления развития своей образовательной организации, при этом получив обратную связь от учредителя и бизнес-сообщества. Таким образом, конкурс «Государственно-частное партнерство в профессиональном образовании» стал эффективной формой повышения квалификации в области проектного управления.

Основным направлением научной работы кафедры менеджмента и экономики на протяжении последних пяти лет является управление качеством профессионального образования. Можно выделить три основные темы исследования:

• оценка деятельности образовательной организации;

• развитие общественного управления образовательной организацией;

• управление содержанием образования в соответствии с профессиональными стандартами.

Сотрудники кафедры С. В. Филипьева и Н. Г. Пастор находились у истоков системной оценки деятельности профессиональных образовательных организаций Кемеровской области. В работе «Рейтинговая оценка общеобразовательной подготовки учащихся в учреждениях профессионального образования» (2008) они предложили методику рейтингования учреждений начального образования по четырем аспектам (образовательная деятельность, качество подготовки кадров, кадровый потенциал, развитие организации). Этот методологический подход к оценке получил развитие в рамках выполнения в 2013-2015 гг. НИР «Разработка и апробация базовых элементов регио-

- НАШ ИНСТИТУТ -

нальной модели управления качеством профессионального образования». Сотрудники кафедры совместно с коллегами из других подразделений института разработали модель регионального рейтинга профессиональных образовательных организаций, которая используется департаментом образования и науки в качестве основной для оценки подведомственных организаций с 2014 года по настоящее время.

Не вызывает сомнения тот факт, что развитие образования невозможно без совершенствования системы его финансирования. В России образование традиционно считается сферой преимущественно государственных интересов, однако в настоящее время наблюдаются тенденции сокращения объема государственного финансирования системы образования, с одной стороны, и повышения требований к качеству образования, с другой стороны. Это требует постоянного увеличения объемов финансирования, поэтому образовательные учреждения находятся в постоянном поиске дополнительных, внебюджетных средств.

Разработка модели перехода профессиональных образовательных организаций на принципы многоканального финансирования стала важной научно-прикладной задачей для сотрудников кафедры менеджмента и экономики КРИРПО. Ее решению была посвящена работа группы исследователей института под руководством С. В. Филипьевой в рамках реализации в 2014-2015 гг. программы развития системы профессионального образования Кемеровской области (при поддержке ФЦПРО). В результате была создана методика расчета нормативных затрат на реализацию программ СПО и профессионального обучения на основе многоканального финансирования (в том числе в сетевой форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий), которая прошла успешную апробацию в 11 ПОО горного профиля.

Мониторинг поступления средств в ПОО по многоканальному финансированию в 2015 году показал, что инновационные механизмы финансирования, предусмотренные методикой (эндаумент, краудфандинг, фандрайзинг), используются образовательными организациями Кузбасса недостаточно активно. Поэтому настоящая тематика остается актуальной для кафедры менеджмента и экономики: требуется выработка эффективных моделей и алгоритмов действий в области многоканального финансирования, формирование соответствую-

щей культуры в среде менеджеров профессионального образования.

В пореформенной России все более распространенной, «нормальной» становится практика, когда выпускник образовательной организации обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие. Закономерным результатом этого является снижение спроса на профессиональное образование как со стороны работодателей, так и со стороны домохозяйств, что приводит к дальнейшему снижению качества образования. Разорвать этот замкнутый круг были призваны профессиональные стандарты. В соответствии с федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ применение профессиональных стандартов работодателями станет обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, если такие требования установлены ТК РФ. Следовательно, положения профессиональных стандартов должны учитываться при формировании федеральных государственных образовательных стандартов, а значит, влиять на содержание образования.

В целях научно-методического обеспечения процессов использования профессиональных стандартов в деятельности профессиональных образовательных организаций Кузбасса, повышения эффективности такого использования сотрудники кафедры менеджмента и экономики КРИРПО на протяжении пяти лет проводили мониторинг и системный анализ подходов к изменению содержания образования, путей и механизмов гармонизации образовательных и профессиональных стандартов. Результаты этой работы неоднократно обсуждались на круглых столах и научно-практических конференциях, включались в структуру дополнительных профессиональных программ института управленческого профиля («Менеджмент в образовании» и «Менеджмент в сфере профессионального образования: учебный процесс, экономика, государственно-общественная система оценки качества образования»). По результатам критического анализа практики использования образовательными организациями России и Кузбасса профессиональных стандартов были изданы методические рекомендации «Внедрение профессиональных стандартов в образовательную деятельность ПОО» (2017), в которых авторы предлагают оптимальный алгоритм реинжиниринга образовательной программы ПОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.