Научная статья на тему 'КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / DIGITAL-ТЕХНОЛОГИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычева Алина Вячеславовна

В результате перехода от социалистической модели хозяйствования к рыночной возник кризис, обусловивший основное преобразование того кадрового потенциала, который сформировался в советский период. А новые запросы экономики привели к необходимости возрождения«человеческого фактора». В связи с этим возникла необходимость рассмотрения кадрового потенциала и возможностей повышения эффективности его использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»



SCIENCE TIME

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Сычева Алина Вячеславовна, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

E-mail: alinasy4ova@yandex.ru

Аннотация: В результате перехода от социалистической модели хозяйствования к рыночной возник кризис, обусловивший основное преобразование того кадрового потенциала, который сформировался в советский период. А новые запросы экономики привели к необходимости возрождения «человеческого фактора». В связи с этим возникла необходимость рассмотрения кадрового потенциала и возможностей повышения эффективности его использования.

Ключевые слова: кадровый потенциал, цифровизация, стратегическое управление персоналом, digital-технологии, глобализация.

Развитие и трансформация кадрового потенциала страны в условиях цифровизации экономики - это ключевой вопрос, стоящий на повестке дня. Транзит цифровой экономики - это естественные условия роста отечественной экономики, поэтому проблема трансформации кадрового потенциала становится актуальной на уровне государства. Данные преобразования являются началом и причиной реформ на рынке труда. Отсюда следует, что экономическая цифровизация может рассматриваться как возможность использования digital-технологий всеми участниками экономической системы с целью трансформации кадрового потенциала

Переход к новым рыночным формациям и методам управления кардинально модифицирует ситуацию в сфере управления кадровой составляющей всех имеющихся возможностей организации, поскольку рынок ставит организацию в новые взаимоотношения с органами государственной власти, производственными компаньонами и оппонентами. Трансформируется и отношение к кадровому потенциалу организаций, так как глобализация имеет и социально-экономическую направленность. Именно поэтому, в условиях рыночной экономики эта форма управленческой деятельности оказывается сложнее.

I

1 SCIENCE TIME 1

Адаптироваться к переменам в современном стремительно меняющемся мире в рыночных условиях может персонал, который готов постоянно самосовершенствованию. Этот факт побуждает непрерывно совершенствовать кадровую политику на предприятиях. А высокий уровень кадрового потенциала в сфере профессиональных знаний, способностей, профессионализма и мотивации к труду делает работу предприятия более эффективной. Стратегические задачи развития кадрового потенциала должны соответствовать стратегии предприятия, в котором основная роль отводится личностному становлению работников.

Статус организации как ключевого звена экономики был изменён посредством экономических реформ. Также претерпели изменения и кадровый потенциал в сферах становления и использования. Организация оказалась в новом социальном сотрудничестве с государственными органами, производственными коллегами и сотрудниками в результате рыночных отношений [3]. Вновь появившиеся экономико-правовые регуляторы объединили методологическую комбинацию регулирования кадрового потенциала в такие подгруппы, как:

- развитие штата сотрудников;

- обеспечение работоспособности кадров;

- оптимизация кадров.

Исследования процедур занятости показали изменения в структуре рабочих мест. Переломный период поставил перед предприятиями своеобразные вопросы, смысл которых сводился к формированию ими качественно нового кадрового потенциала. Предприятия стали усваивать обновлённые функции: независимое планирование производства, маркетинг и сбыт. Иные же хозяйственные процессы перестроились, либо - ликвидировались [4].

В условиях экономической глобализации и цифровизации, перед организациями встает вопрос о необходимости работать более эффективно, считаясь с современными тенденциями рынка труда и овладевая новым типом экономической формации. Вследствие этого возрастает роль каждого сотрудника с точки зрения ценного конечного продукта внутри организации. В результате одной из основных проблем организаций различных форм собственности является исследование действенного порядка управления кадровым потенциалом, который гарантирует активизацию человеческого фактора.

Теоретически и практически установлено, что набора мероприятий, выполняемых традиционно такими функциональными подразделениями, как отдел кадров, уже недостаточно. Сегодня в зарубежных компаниях развитых стран и в больших российских объединениях действуют общие службы регулирования человеческими ресурсами, выполняющие всю совокупность функций по формированию и развитию кадрового потенциала. Они подотчётны одному из высших руководителей организации

Цифровая трансформация преобразует современное состояние кадрового потенциала, инвестируя в появление совершенно иных подходов к повышению эффективности его использования в действующем поле знаний, но также она

Щ SCIENCE TIME Щ

преобразует на глубоком уровне продукты и услуги, структуры и стратегии развития организации, принципы работы с клиентами и корпоративную культуру. Это революция в отношении формирования и моделей развития кадрового потенциала.

Новые модели развития кадрового потенциала, отвечая требованиям правил ведения бизнеса в условиях Digital революции, должны обеспечивать производительность, инновации, гибкость и адаптивность. А фундамент такого перехода - это трансформация человеческих ресурсов.

С использованием искусственного интеллекта происходит повсеместная роботизация, автоматизация и использование программного обеспечения. По оценкам экспертов, со временем часть профессий уйдет в небытие: например, операторы, бухгалтеры на простых операциях. Эти профессии уже сегодня активно замещаются искусственным интеллектом [3]. Искусственный интеллект способен заменить работу аналитиков, участвовать в подборе персонала, выполнять простые и средней сложности операции в производстве.

Однако технологии наиболее эффективны тогда, когда они дополняют людей, которые формируют процессы, осуществляют организацию деятельности и ее контроль. Поэтому даже при постепенном замещении человека роботами, ^ управлять этими роботами будет человек, а задача организации управлять этим f человеком. То есть чем меньше будет людей в организации, тем сложнее будет влиять на них и подбирать именно тех, кто способен организовать процессы внутри. Именно внедрение искусственного интеллекта покажет, насколько важен и уникален кадровым потенциал. Поэтому цифровая трансформация не исключит человека из «технологической» цепочки, но сделает необходимость постоянного его развития и обучения еще более острой и необходимой.

Рассмотрен угол взаимодействия между образовательной и научной системами в сфере подготовки кадров в преддверии глобальных digital -изменений российской экономики. Изучено влияние трансформации кадрового потенциала на изменение списка востребованных профессий и компетенций, как личностных, так и организационных. Этот перечень может быть положен в основу преобразований направлений подготовки специалистов в учебных заведениях высшего и среднего профиля. На основании проделанной работы сделан вывод, что изменение программ и направлений подготовки является частью оцифровки [2].

Возможность реализации описанной стратегии доступна лишь при условии реализации системного подхода к обучению персонала в условиях стремительно меняющейся внешней среды предприятий и организаций. Если не понимать, какие из специальностей и профессий будут наиболее актуальны в условиях цифровой экономики, что нужно изменить в подготовке специалистов, учитывая также и быстрые изменения, нельзя будет преодолеть изменения и использовать их положительный потенциал. Отсутствие возможностей или нежелание меняться может привести к безработице на разных уровнях.

Цифровая экономика - уникальное явление, которое создает все предпосылки для повышения производительности труда за счет гибкости

1 SCIENCE TIME 1

технологий. Оно показывает необходимость структурных преобразований в системе кадровой подготовки. Здесь серьезная роль достается высшим ученым заведениям, которые, не дожидаясь ничьих команд должны сами начать поиск оптимальных программ подготовки, их формирование и апробацию. Именно ВУЗы становятся в условиях цифровой экономики центром изменений в качественном вырабатывании необходимых компетенций и навыков у будущих специалистов. В этом большая помощь может быть оказана самим бизнесом, который может и должен становится заказчиком в формах и форматах обучения студентов [1].

Грамотно сформированная образовательная политика, опирающаяся на тенденции цифровизации, не только служит инструментом сбалансированного наполнения рынком трудам квалифицированными специалистами, но и предотвращает социальный коллапс. Но на уровне государства происходящие изменения могут застопориться как раз в силу отсутствия необходимого кадрового потенциала, то есть мы вступаем в порочный круг, не разорвав который государство может столкнуться с острой нехваткой кадров.

Нельзя поспорить с уровнем серьезности влияния цифровизации экономики на кадровый потенциал, однако на государственном уровне координация этого процесса только набирает обороты. Сегодня задачи государства сводятся только к изменению системы образования и повышение квалификации сотрудников организаций с тем, чтобы были удовлетворены потребности цифровой экономики. Важно понимать, что задача подготовки кадров не должна решаться только государством. Это задача и организаций, а также самих сотрудников.

Литература:

1. Боуэн У Высшее образование в цифровую эпоху. - Москва: Высшая школа экономики, 2018.

2. Потапов М.В. Тенденции развития глобальной структуры информа-ционно-знаниевой экономики // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2016. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:// cyberlenin-ka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-globalnoy-struktury-informatsionno-znani-evoy-ekonomiki (дата обращения: 04.06.2022)

3. Шмелькова Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2016. - № 8 (30) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dpo-edu.ru/?p=15787 (дата обращения: 03.06.2022)

4. Курятков В.А, Конюшевская К.О. Прогнозирование рынка труда региона методами системной динамики // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. - 2012. - № 9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artic- 1е/п/ prognozirovanie-rynka-truda-regiona-metodami-sistemnoy-dinamiki (дата обращения: 05.06.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.