Научная статья на тему 'Кадровый потенциал сферы науки и инноваций в здравоохранении'

Кадровый потенциал сферы науки и инноваций в здравоохранении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
68
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровый потенциал сферы науки и инноваций в здравоохранении»

55 лет ^

устемелеп жазу ттмЗдН орфографиялыщ нормасы Yшiн де, орфоэпия зацдылыгы ^алыптасуы Yшiн де ^олайлы емес. 0йткенi басы артыщ эртпен ттдщ табиги эуездтИнщ берекесiн кетiруiмiз MYMKiH. Мысалы, ^ортынды/^орытынды, естiптi/есiтiптi, орны/орыны, ^алпынша/^алыпынша,

азнаула^азынаула^ жарыспаларыныц табиги дурыс дыбысталуга сэйкес келетiнi - алдыцгысы»,- дейдi [4.61]. С.Мырзабеков орыс тонен енген свздердi

станса, газет, зауыт, облыс, пойыз деп «жартыкеш» жазуга ^осылмайтынын айтып, сонды^тан бабалар тоне жа^ындату багытында оларды ыстанса, гэзет, зауут, обулус, пойуз деп жазуды усынады. Эрине, булай жазу томкздщ дыбыстыщ ерекшелiгiне сай келгенмен, ^¡рп гылым мен техника тас^ыны кезецЫде шет тiлдерi свздерiн вз ана тондей ^олдана бiлудi мецгерген жас урпа^тыц ^алай ^абылдайтынын да ескерген жвн сия^ты.

УДК 614:001.895-057.8

В.В. КОЙКОВ, А.Б. АБДРАХМАНОВ, М.П. СОЛОДОВНИКОВ, Ю.С. СИДОРКИНА

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СФЕРЫ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ

В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Республиканский центр развития здравоохранения, Астана

Сравнительный анализ развития национальных систем здравоохранения Казахстана и зарубежных стран указывает на ключевую роль науки и инноваций в решении вопросов охраны здоровья граждан и обеспечении постоянной готовности организаций здравоохранения к реагированию на изменения эпидемиологической и медико-демографической ситуации.

Развитие науки и инноваций возможно лишь при условии наличия эффективного кадрового потенциала. Персонал организаций науки и университетов, причем, не только исследователи и научно-педагогические работники, но и менеджеры, вспомогательный и обслуживающий персонал (биостатисты, эпидемиологи, программисты), в современных условиях являются ключевым стратегическим ресурсом, при отсутствии или низком качестве которого даже супероснащенная организация не будет иметь возможности эффективно развиваться.

В общемировом рейтинге стран по количеству исследователей на 1 миллион населения Казахстан находится на 61-м месте (646 исследователей/ млн. населения). Для сравнения в Финляндии данный показатель составляет 7707, в Сингапуре - 6088, в Японии - 5573, в США - 4663, в России - 3191, в Китае - 1071. На долю научных кадров в отрасли здравоохранения приходится менее 7% всего кадрового потенциала отечественной науки.

Серьезной проблемой продолжает оставаться для казахстанской науки проблема старения кадров и

особенно остро эта проблема стоит в системе здравоохранении - на долю исследователей в возрасте от 40 до 60 приходится 45% всех исследователей, старше 60 лет - около 15%, причем только за последние 10 лет эти цифры увеличились в 1,5 раза. Для сравнения в США на долю исследователей от 40 до 60 лет приходится 22%, старше 60 лет - 6%).

Для решения проблемы кадрового обеспечения научно-инновационной сферы здравоохранения необходимо обеспечить дальнейшее повышение качества подготовки научных кадров, а также развитие научного и инновационного потенциала работников организаций здравоохранения, принимающих непосредственное участие в научно-инновационном процессе: пересмотреть программы магистратуры и докторантуры PhD, курсов повышения квалификации научных работников на предмет формирования ключевых компетенций научного работника, внедрить эффективные механизмы мотивации и оценки деятельности научных работников через повышение статуса ученого, включая широкое использование мер материальной и нематериальной стимуляции отдельных исследователей и исследовательских коллективов, создать условия для развития студенческой науки и поддержки молодых ученых, реализовать комплекс мер по повышению признания отечественных ученых мировым исследовательским сообществом.

УДК 614.25:618(09)

О.Д.КОНСТАНТИНОВА, И.А. ВДОВЕНКО, Л.М. ДЁМИНА, Е.П. КАСТРОВА

СНК - ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И НАУЧНОГО ОПЫТА

Оренбургская государственная медицинская академия, Оренбург, Россия

Студенческий научный кружок кафедры акушерства и гинекологии Оренбургской государственной медицинской академии был основан в 1950-м году опытным клиницистом, блестящим педагогом профессором Я.Н. Полонским. Первые работы студентов научного кружка были посвящены анализу причин материнской смертности и ее профилактики, расширению показаний к кесареву сечению. Под руководством проф. М.В Дубнова (1956г), и с 1958 года проф. Я.В. Кривицкого студенты кружка активно занимались про-

Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.

блемами оперативной гинекологии. В последующем работу СНК кафедры курировали доценты В.П. Зуева и М.Д. Митрофанова, уделяя значительное внимание проблемам гинекологической эндокринологии, неспецифических воспалительных заболеваний гениталий, изучению гемокоагуляционных показателей при патологическом течении беременности и теоретическим аспектам редких видов патологий с демонстрацией беременных и гинекологических больных, представляющих интерес в клиническом плане. В последние

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.