Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетенции будущего врача в процессе профессиональной подготовки'

Развитие коммуникативной компетенции будущего врача в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетенции будущего врача в процессе профессиональной подготовки»

55 жыл ^

десятилетия происходит смена поколений. С приходом на кафедру профессоров В. Б. Сапрыкина и О.Д. Константиновой, которые придали студенческой науке новый импульс, отмечается тренд к появлению самостоятельно законченных научно-исследовательских работ, выполненных студентами в рамках СНК. Студенческий научный кружок при кафедре явился школой, открывшей дорогу в науку многим известным сегодня ученым и врачам. Исторически сложилось так, что кафедра акушерства и гинекологии является одной из ведущих в медакадемии, научно-консультативным центром города и области, базой

усовершенствования акушеров- гинекологов. Продолжая славные традиции сНк, лучшие воспитанники кружка пополняют ряды клинических ординаторов и интернов, становясь квалифицированными специалистами практического здравоохранения и ВУЗов. Работа СНК основывается на принципах сохранения традиций и преумножения достижений кружка. Активное участие в деятельности СНК является основой профессионального становления и формирования личностных качеств будущего врача, научного работника и человека.

УДК 371.1-057.875:616-036.81-052

К.Б. КУРМАНГАЛИЕВ, Г.Е. КУЛДАНОВА, К.И. АЛЬМУХАНОВА, А.С. МУКАНОВА, Ш.Ж. САЛИКОВА

СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПО ВЕДЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

Для обучения разработаны теоретический и практический курсы. Первый — базируется на изучении и знании фундаментальных дисциплин, представляемых на лекциях и семинарских занятиях, второй — включает работу в учебно-клинический центре (УКЦ) на манекенах. Симуляционные классы оборудованы специальными манекенами и симуляторами различных поколений: от отработки первичных навыков до имитации клинических ситуаций и отработки действий подготовленной группы. Установлены специальные приборы, используемыми в неотложных состояниях (дыхательная аппаратура, дефибрилляторы, мониторы наблюдения и.д.) Преподаватель на симуляторах «^ТА№> и «BabySIM» с помощью компьютера имитирует критические состояния, изменяет показатели состояния по заданному сценарию. Гибкость системы позволяет применять ее для обучения и моделирования множества ситуаций, поэтому данный вид можно считать универсальной моделью для обучения оказанию помощи на догоспитальном этапе и в стационаре. Были созданы клинические сценарии с максимальным приближением к реальной клинической практике. Си-

стема обучения практическим навыкам основывается на многоуровневом принципе, заключающемся в последовательном освоении и многократном повторении манипуляций. В процессе практических занятий в УКЦ закрепляются знания клинической картины неотложных состояний, отрабатывается умение в максимально короткие сроки поставить диагноз, найти его причину, выбрать наиболее эффективный и безопасный способ лечения, прогнозировать эффективность и возможные побочные эффекты проводимой терапии. Отрабатывается коммуникативность, умение грамотно и свободно использовать полученные знания и представления лечения неотложных состояний при общении с коллегами и пациентами. Проведенные занятия показали большую заинтересованность студентов и преподавателей, высокую эффективность преподавания. Внедрение симуляционной системы подготовки студентов оказанию неотложной медицинской помощи позволяет более эффективно усваивать тематические знания (до 85% верного решения ситуационных задач) и успешно осваивать практические навыки (до 90% точного выполнения основных манипуляций).

УДК 614.253.1

М.А. МАМЫРБАЕВА

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

Президент Назарбаев Н.А. в своем Послании «Новый Казахстан в новом мире» подчеркнул, что одним из направлений государственной политики на новом этапе развития нашей страны должно стать улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения. Совершенствование управления качеством медицинских услуг занимает важное место в контексте стратегического развития здравоохранения Казахстана до 2020 года.

Результаты социологического опроса населения республики по вопросам доступности и качества медицинской помощи показали недостаточную степень удовлетворенности качеством медицинской помощи. Ежегодно примерно 70% обращений граждан на нека-28

чественную медицинскую помощь по результатам проверок, признаются обоснованными. Количество обращений граждан на некачественную медицинскую помощь (по итогам 2010 года на 100 тыс. нас.) составляет по РК - 10,6; по г. Астана -16,4; по г. Алматы - 19,6; по Актюбинской области - 8,2.

Результаты рассмотрения обращений граждан показывают, что одной из основной причиной их возникновения являются - нарушение врачебной этики и деонтологии. В обращении граждан появилась тенденция к требованиям о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников, и о возмещении материального и морального ущерба. В настоящее время в медицине существует разрыв между вы-

Батые Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.

55 лет ^

сокими требованиями к характеру нравственных отношений с пациентами и подготовленностью врачей по психологии общения с ними. В современных условиях студент медицинского вуза должен быть не только высококлассным профессионалом, но и обладать развитыми коммуникативными, организаторскими и др. способностями. Профессиональная компетентность

формируется на основе базисных навыков, научного знания и морального развития. Одной из важнейших сфер медицинского образования в настоящее время являются коммуникативные навыки. Эффективная коммуникация включает способность адаптироваться, реагировать и сохранять способность к самоконтролю в процессе разговора и восприятия информации.

УДК 614.88

Р.Р. МУСИНА

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММ АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ КАРДИОЛОГОВ В УЧЕБНО-КЛИНИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ

ГОРОДА АСТАНА

ТОО «Учебно-клинический центр», Управление здравоохранения, Астана

В рамках реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения города Астаны на 2008-2010 годы, Акиматом столицы в 2008 году был создан Учебно-клинический центр со 100% участием бюджета (далее - Центр). При сотрудничестве с медицинской корпорацией «Партнерс Хелс Кеар Систем» (г.Бостон, США), являющейся клинической базой Гарвардской медицинской школы, впервые на базе Центра произведён трансферт технологий симуляционного обучения по программам Американской ассоциации кардиологов (АНА).

Центр оснащен современными

компьютеризированными манекенами и муляжами. Подготовлены тренеры Центра на базе симуляционного центра «Стратус» (США) по программам АНА: Basic Life Support (стандарты неотложной помощи при внезапной остановке сердца, механической асфиксии) и Advanсed Cardiovascular Life Support (алгоритмы интенсивной терапии при острых нарушениях сердечно-сосудистой деятельности). Программы Американской ассоциации кардиологов были

переведены на русский и казахский языки и успешно внедрены в учебный процесс.

Также в Центре проводится обучение по курсу Американского колледжа хирургов Prehospital Trauma Life Support (догоспитальная неотложная помощь при травмах), программам ВОЗ «Интегрированное ведение болезней детского возраста», «Эффективные перинатальные технологии», др.

На сегодняшний день более 6000 врачей и медицинских сестер городских медицинских организаций, Национального медицинского холдинга, больницы Медицинского центра УДП РК, регионов прошли подготовку по международным стандартам оказания неотложной помощи и совершенствованию практических навыков.

Таким образом, в Астане успешно работает симу-ляционный тренинг-центр по международным стандартам. Это качественно новый подход в обеспечении непрерывного профессионального обучения медицинских кадров, повышения качества оказания медицинской помощи, обеспечения безопасности пациентов.

УДК 614.2: 378

А.Б. НАГМЕТОВА, Л.У. НИЯЗАЛИНА, А.Б. КУЛБАЕВА

РОЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

Современное здравоохранение нуждается в высококвалифицированных специалистах, владеющих современным объемом знаний, навыков и умений, способных обосновывать свои действия и решения с позиций доказательной медицины. Только постоянное, непрерывное профессиональное образование создает основу для высокой эффективности повседневной работы. Мировой опыт подсказывает, что последипломное образование должно быть непрерывным, позволять отрабатывать и совершенствовать практические навыки и опираться на принципы доказательной медицины. Эти задачи отражены в послании главы государства народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» (2007 г.). МЗ РК разрабатываются концепции по сохранению и дальнейшему развитию кадрового потенциала, повышению квалификации, опти-

Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.

мизации численности и состава работников отрасли. Однако, несмотря на вновь созданные и уже зарекомендовавшие себя базы, дефицит медицинских кадров и низкий уровень профессионализма имеет место. Именно поэтому для дальнейшего развития практического здравоохранения в нашем вузе созданы структурное подразделение и условия для дальнейшего непрерывного профессионального роста медицинских кадров. Оно обеспечивает доступность материалов на электронном и бумажном носителях по программам обучения, использование в образовательном процессе инновационных технологий (проблемное и проектное обучение, работа в малых группах, интерактивные лекции и др.), и предоставляет необходимые условия для внедрения полученных знаний и навыков в процессе осуществления должностных обязанностей. Мы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.