55 жыл
УДК 371. 015: 61
М.М. КНИСАРИНА, Г.У. БЕКЕШОВА, Г.С. ЖУМАЛИЕВА, Л.Ш. КУСАНОВА
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Западно-Казахстанский Государственный Медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе
Впервые выявлены психолого-педагогические особенности внедрения информационных технологий в процессе обучения дисциплин «Основы психологии» и «Основы педагогических знаний» в медицинском вузе. Рассмотрены пути применения прикладных программ и электронных образовательных ресурсов в психолого-педагогической подготовке будущих специалистов.
При целенаправленном применении информационных технологий в процессе психолого-педагогического обучения и воспитания обучающихся происходит интеграция знаний из предметов психологии, педагогики, формируются более прочные навыки работы с компьютерной техникой. Системное использование компьютерной техники на практических занятиях способствует выработке у обучающегося устойчивого интереса к обучению психологическим и педагогическим дисциплинам, обусловленного внедрением в учебный процесс информационных технологий. Примечательно, что информатизация психолого-педагогического образования, имеющая ряд специфи-
ческих психологических и педагогических особенностей, способствует более разностороннему проявлению образовательных функций ИКТ.
Анализ педагогических возможностей информационных средств - прикладные программы пакета Microsoft Office и электронные образовательные ресурсы (мультимедиа, Интернет, электронные издания и др.) -в преподавании дисциплин «Основы психологии» и «Основы педагогических знаний» показал, что, именно преподаватель определяет приоритетные цели, порядок и структурирование внедрения инновационных технологий в методику преподавания. В результате информатизации психолого-педагогического образования создаются условия для формирования у обучающегося системы устойчивых профессиональных знаний и умений использования компьютерной техники в учебной и трудовой деятельности. Информатизация повышает качество психологической подготовки будущих специалистов и в целом активизирует учебно-воспитательный процесс в медицинском вузе.
УДК 81=512.122
Ж. К. КОЖАБЕКОВА
КАЗАК ОРФОГРАФИЯСЫНЫН КАЗ1РГ1 ГЫЛЫМИ М8СЕЛЕЛЕР1
Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетпк медицина университет^ А^тебе
Жазу-еткен мен бYгiнгiнi, бYгiн мен келешект жалгастыратын алтын кетр, эр халыктыц рухани, мэдени есуЫ, даму децгешн керсететш элеуметпк мэн зор кубылыс. Адамзаттыц бYгiнгi жеткен биИне шыгуы жолында жазу мэдениетшщ де ез Yлесiн косканын жокка шыгармаймыз.
Казак графикасы мен орфографиясыныц фонологиялык негiздерi жешнде зерттеу жYргiзген талым Н.Уэлиев айтылган сездi арнайы тацбалармен жазу мэселесн дыбыс - фонема - графема - эрт байланыстары аркылы тYсiндiрiп, инвариант - вариант тургысынан талдайды [2.14]. Ттде фонетикалык кубылыстардыц ушы-киыры жок. Ал олардыц жазуда тацбалануы сездердi фонемалык негiзгi рецю бойынша жазуга, ягни фонематикалык принципке негiзделетiнiн керсетедi [2.9]. Галым казак жазуыныц жетютИ мен казiрп такда орын алып отырган кемшiлiктерi мен шешiмiн ^ткен мэселелерiн алга тартады.
Белгiлi фонетист галым С.Мырзабеков емле ережелерiн жет^ру барысында элi де кейбiр кемштктер кездесетiнiн керсеткен едi [3.175-186]. Мысалы, кiсi аттары жазылуында Амангелдi, Есенгул деп жазу дурыс емес, олар тогыспалы ыкпал аркылы (Амацгелд^ Есецгелд^ жазылатынын, «соцгы буынында ы, i дыбыстары бар сездерге (орын, кулык, керiк т.б.) дауысты дыбыстан басталатын косымша жалганганда ы, i, дыбыстары кей уакытта тYсiп калады» деген ережедеп «ы, i дыбыстары» деген дурыс емес, дурысы «ы, i эрiптерi» екенiн ацгару керек, ейткен бул жерде ы, i эрт, олар у, Y болып
дыбысталады дейдi [3.177-178]. С.Мырзабеков тiлiмiзе орыс тiлiнен енген сездер кеп екешн ескертiп, емле ережелерiнде «оларды буынга белу, тасымалдау жайында бiр-екi параграф айтылса артык болмас едi» деген едi [3.186]. Ал Р.Сыздыкова да жазу практикасындагы кемшлнктщ бiрi «^ш бYгiнге дейiн, эсiресе, аударма эдебиетте, баспасез беттерiнде орысша баламасына карап бiр типтегi сездердк бiрiн косып (аяккиiм-обувь), екiншiсiн белек (бас шм -головной убор) жазушылык жи кездеседi»,- дейдi [1.5].
Баспасез беттерЫде жарияланган кейбiр макалаларда «казак тлннде в, ф, х, h, э дыбыстары жок, сондыктан оны элтбиден шыгарып тастау керек» деген пмр айтылса, екiншi бiреулерi бул дыбыстар казiргi сездердщ айтылуын дэл бередi дейдi. Осы орайда, белгiлi галым С.Бизаков «Ракат/рахат, ракым/рахым, кауiптi/хауiптi, дикан/дихан,
руксат/рухсат, бакша/бахша, букара/бухара варианттарыныц табиги дурыс дыбысталган тYрi эрi айтуга жецiлдеуi - соцгы сыцарлары»,- дейдi [4.60] Сондай-ак, ы, i, и кысац дауысты дыбыстарыныц сусып тYсiп калатын кездерi жазуда сакталмаган жагдайда, сез тулгалары артык эрiптермен жазылатыны айтылып жYр. Тiлiмiздегi сездк жарыспа тулгаларынын колданылу ерекшелiгiн зерделеген ецбепнде галым С.Бизаков адам емле ережесн фонетикалык принцип тургысынан кабылдауга бейiм туратынын, сондыктан сез тулгасын Yстеме дыбыстардан аршып, езУц табиги дыбысталуына назар аудару кажетппн ескерте отырып: «Сез курамында басы артык дыбысты
Батыс Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.
55 лет ^
устемелеп жазу ттмЗдН орфографиялыщ нормасы Yшiн де, орфоэпия зацдылыгы ^алыптасуы Yшiн де ^олайлы емес. 0йткенi басы артыщ эртпен ттдщ табиги эуездтИнщ берекесiн кетiруiмiз MYMKiH. Мысалы, ^ортынды/^орытынды, естiптi/есiтiптi, орны/орыны, ^алпынша/^алыпынша,
азнаула^азынаула^ жарыспаларыныц табиги дурыс дыбысталуга сэйкес келетiнi - алдыцгысы»,- дейдi [4.61]. С.Мырзабеков орыс тонен енген свздердi
станса, газет, зауыт, облыс, пойыз деп «жартыкеш» жазуга ^осылмайтынын айтып, сонды^тан бабалар тоне жа^ындату багытында оларды ыстанса, гэзет, зауут, обулус, пойуз деп жазуды усынады. Эрине, булай жазу томкздщ дыбыстыщ ерекшелiгiне сай келгенмен, ^¡рп гылым мен техника тас^ыны кезецЫде шет тiлдерi свздерiн вз ана тондей ^олдана бiлудi мецгерген жас урпа^тыц ^алай ^абылдайтынын да ескерген жвн сия^ты.
УДК 614:001.895-057.8
В.В. КОЙКОВ, А.Б. АБДРАХМАНОВ, М.П. СОЛОДОВНИКОВ, Ю.С. СИДОРКИНА
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СФЕРЫ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ
В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Республиканский центр развития здравоохранения, Астана
Сравнительный анализ развития национальных систем здравоохранения Казахстана и зарубежных стран указывает на ключевую роль науки и инноваций в решении вопросов охраны здоровья граждан и обеспечении постоянной готовности организаций здравоохранения к реагированию на изменения эпидемиологической и медико-демографической ситуации.
Развитие науки и инноваций возможно лишь при условии наличия эффективного кадрового потенциала. Персонал организаций науки и университетов, причем, не только исследователи и научно-педагогические работники, но и менеджеры, вспомогательный и обслуживающий персонал (биостатисты, эпидемиологи, программисты), в современных условиях являются ключевым стратегическим ресурсом, при отсутствии или низком качестве которого даже супероснащенная организация не будет иметь возможности эффективно развиваться.
В общемировом рейтинге стран по количеству исследователей на 1 миллион населения Казахстан находится на 61-м месте (646 исследователей/ млн. населения). Для сравнения в Финляндии данный показатель составляет 7707, в Сингапуре - 6088, в Японии - 5573, в США - 4663, в России - 3191, в Китае - 1071. На долю научных кадров в отрасли здравоохранения приходится менее 7% всего кадрового потенциала отечественной науки.
Серьезной проблемой продолжает оставаться для казахстанской науки проблема старения кадров и
особенно остро эта проблема стоит в системе здравоохранении - на долю исследователей в возрасте от 40 до 60 приходится 45% всех исследователей, старше 60 лет - около 15%, причем только за последние 10 лет эти цифры увеличились в 1,5 раза. Для сравнения в США на долю исследователей от 40 до 60 лет приходится 22%, старше 60 лет - 6%).
Для решения проблемы кадрового обеспечения научно-инновационной сферы здравоохранения необходимо обеспечить дальнейшее повышение качества подготовки научных кадров, а также развитие научного и инновационного потенциала работников организаций здравоохранения, принимающих непосредственное участие в научно-инновационном процессе: пересмотреть программы магистратуры и докторантуры PhD, курсов повышения квалификации научных работников на предмет формирования ключевых компетенций научного работника, внедрить эффективные механизмы мотивации и оценки деятельности научных работников через повышение статуса ученого, включая широкое использование мер материальной и нематериальной стимуляции отдельных исследователей и исследовательских коллективов, создать условия для развития студенческой науки и поддержки молодых ученых, реализовать комплекс мер по повышению признания отечественных ученых мировым исследовательским сообществом.
УДК 614.25:618(09)
О.Д.КОНСТАНТИНОВА, И.А. ВДОВЕНКО, Л.М. ДЁМИНА, Е.П. КАСТРОВА
СНК - ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И НАУЧНОГО ОПЫТА
Оренбургская государственная медицинская академия, Оренбург, Россия
Студенческий научный кружок кафедры акушерства и гинекологии Оренбургской государственной медицинской академии был основан в 1950-м году опытным клиницистом, блестящим педагогом профессором Я.Н. Полонским. Первые работы студентов научного кружка были посвящены анализу причин материнской смертности и ее профилактики, расширению показаний к кесареву сечению. Под руководством проф. М.В Дубнова (1956г), и с 1958 года проф. Я.В. Кривицкого студенты кружка активно занимались про-
Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.
блемами оперативной гинекологии. В последующем работу СНК кафедры курировали доценты В.П. Зуева и М.Д. Митрофанова, уделяя значительное внимание проблемам гинекологической эндокринологии, неспецифических воспалительных заболеваний гениталий, изучению гемокоагуляционных показателей при патологическом течении беременности и теоретическим аспектам редких видов патологий с демонстрацией беременных и гинекологических больных, представляющих интерес в клиническом плане. В последние