Научная статья на тему 'Кадровый менеджмент в фармации'

Кадровый менеджмент в фармации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2955
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадровый менеджмент / фармация / управление / personnel management / pharmacy / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Э А. Серикбаева, Г Ж. Умурзахова, У М. Датхаев, К С. Жакипбеков

Эволюция кадрового менеджмента от обычной работы с кадрами до управления человеческими ресурсами, характерная в последнее время и для отечественных фармацевтических фирм и предприятий, означает развитие менеджмента фармацевтического персонала как науки. Поэтому в исследовании кадрового менеджмента в фармации необходимо учитывать особенности фармацевтической сферы в экономических и социальных аспектах. Учитывая вышеизложенное в данной статье рассмотрены направления, подходы и задачи кадрового менеджмента в фармации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Э А. Серикбаева, Г Ж. Умурзахова, У М. Датхаев, К С. Жакипбеков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL MANAGEMENT IN PHARMACY

Evolution of personnel management from normal operations personnel to human resource management, which is characteristic of late and for domestic pharmaceutical companies and enterprises, means the development of the pharmaceutical personnel management as a science. Therefore, the study of personnel management in pharmacy must be considered especially in the pharmaceutical sphere of economic and social aspects. In clause the directions, approaches and tasks of personnel management in pharmacy are considered.

Текст научной работы на тему «Кадровый менеджмент в фармации»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Балаболкин М.И. Лечение сахарного диабета и его осложнений. - М.: 2005. - 512 с.

2 Дедов И.И. Сахарный диабет - опаснейший вызов мировому сообществу // Вестник Российской академии медицинских наук. -2012. - №1. - С. 7-13.

3 О.В. Стефанова Доклмчш досшдження лшарських заа^в. - К.: Авщенна, 2001. - 528 с.

4 Камышников В.С. Справочник по клиническо-биохимической лабораторной диагностике: в 2 т. - Минск: «Беларусь», 2002. - Т.1. - 495 с. - Т.2. - 463 с.

5 Полторак, В.В. Стандарт современных пероральных антидиабетических препаратов / / Medicus Amicus. - 2005. - № 5. - С. 16.

6 Тронько, М. Д. Поширешсть цукрового дiабету в областях Укра!ни за 2008 рш // Основш показники дiяльностi ендокринолопчно! служби Украши за 2008 рш. - К.: АМНУ, МОЗУ, 2009. - С. 18.

7 Шумейко О. Г. Експериментальне обГрунтування застосування екстракту з мщ! чорноморсько! (Mytilus galloprovincialis Lam.) у комплексны терапп цукрового дабету : Дис.....канд. мед. Наук - Х., 2009. - 153 с.

8 Ю.И. Сунцов, Л.Л. Болотская, О.В. Маслова и др. Эпидемиология сахарного диабета и прогноз его распространенности // Сахарный диабет. - 2011. - №1. - С. 15-18.

9 Beisswenger P. Metformin inhibition of glycation processes // Diabetes. Metabol. - 2003. - Vol. 29. - № 4. - P. 95-103.

10 Borjesson A. Altered proinsulin conversion in rat pancreatic islets exposed long-term to various glucose concentrations or interleukin-1beta // J Endocrinol. - 2007. - Vol. 192 (2). - P. 381-387.

11 T. Mandrup-Poulsen, K. Bendtzen, C.A. Dinarello et al. Human tumor necrosis factor potentiates human interleukin 1-mediated rat pancreatic beta-cell cytotoxicity / // J Immunol. - 1987. - Vol. 139 (12). - P. 4077-4082.

12 J.O. Sandgerg, A. Andersson, D.L. Eizirik et al. Interleukin-1 receptor antagonist prevents low dose streptozotocin induced diabetes in rats // Biochem Biophys Res Commun. - 1994. - Vol. 202 (1). - P. 543-548.

13 C. Lagathu, L. Yvan-Charvet, J.P. Bastard, et al. Long-term treatment with interleukin-1p induces insulin resistance in murine and human adipocytes // Diabetologia. - 2006. - № 49. - Р. 2162-2173.

УДК 615.1:331.108.2

Э.А. СЕРИКБАЕВА, Г.Ж. УМУРЗАХОВА, У.М. ДАТХАЕВ, К.С. ЖАКИПБЕКОВ

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ФАРМАЦИИ

Эволюция кадрового менеджмента от обычной работы с кадрами до управления человеческими ресурсами, характерная в последнее время и для отечественных фармацевтических фирм и предприятий, означает развитие менеджмента фармацевтического персонала как науки. Поэтому в исследовании кадрового менеджмента в фармации необходимо учитывать особенности фармацевтической сферы в экономических и социальных аспектах. Учитывая вышеизложенное в данной статье рассмотрены направления, подходы и задачи кадрового менеджмента в фармации. Ключевые слова: кадровый менеджмент, фармация,управление.

Как известно, на протяжении последних ста лет место управления персоналом в системе менеджмента многократно изменялось. В процессе общественного развития пересматривались взгляды, подходы и теоретические положения ученых и практиков, работающих в системе кадрового менеджмента. Совершенствование производственных, информационных и управленческих технологий, а так же переоценка соотношения индивидуальных и общечеловеческих ценностей, позволили гармонизировать отношения между человеком и организацией [1, 2].

Основываясь на общих методологических подходах и теоретических положениях в областикадрового менеджмента, методы, технологии и процедуры управления персоналом в сфере фармации можно объединить в три направления:

1) методы формирования кадрового состава субъектов сферы обращения лекарственных средств;

2) методы поддержания работоспосбности фармацевтического персонала;

3) методы оптимизации кадрового потенциала и его реорганизации.

Само же управление фармацевтическим персоналом можно разделить условно на две части:

1. установление правил, предписываемых специалистам фармацевтической организации - какми образом они должны действовать;

2. практическое обеспечение выполнения этих правил в деятельности фармацевтической организаций.

Эволюция кадрового менеджмента от обычной работы с кадрами до управления человеческими ресурсами, характерная в последнее время и для отечественных фармацевтических фирм и предприятий, означает развитие менеджмента фармацевтического персонала как науки. Поэтому в исследовании кадрового менеджмента в фармации неоходимо учитывать особенности фармацевтической сферы в эконмоческих и социальных аспектах. Анализ кадрового менеджмента, как отмечает ряд авторов, является сложнейшей задачей, требующей привлечения высококвалифированных специалистов различных сфер экономики и науки [3, 4]. В формирующейся теории и практике управление фармацевтическим персоналом в современных условиях можно выделить три основных подхода:

- экономический;

- органический;

- гуманистический.

Экономический подход связан с концепцией использования трудовых ресурсов в сфере фармации, и в данном подходе можно выделить следующие правила:

• обеспечение единств руководства фармацевтическим персоналом (подчиненные получают приказы только от одного начальника);

• соблюдение строгой управленческой вертикали (цепь управления от руководителя к подчиненному спускается сверху вниз по всей фармацевтической организации и используются как канал для комуникации и принятие решения);

• установление необходимого и достаточного объема контроля;

• достижение баланса между властью и отвественностью руководителя фармацевтической организацией;

• обеспечение дисциплины (подчинение, исполнительность и проявление внешних знаков уважения должны осуществляться в соотвествии с принятыми в данной фармацевтической организации правилами и обычаями);

• достижения подчинения индивидуальных интересов общему делу.

В рамках органического подхода сочетается концепция управление фармацевтическим персоналом и концепция управлениями человеческими ресурсами.Кадровая функция из регистрационно-контрольной трансформировалась в поиск и подбор работников, планирование карьеры значимых для организации специалистов, оценку работнкиов, повышение их квалификации. Привлекательность рассматриваемого подхода определятся еще и тем, что в последнее время возрастает осознание факта, что принятие управленческих решений никогда не может быть полностью рациональным, поскольку в практических ситуациях управленческие работники:

- действуют на основе неполной информации;

- способны исследовать только ограниченный набор вариантов каждого решения;

- неспособны точно оценить результаты принятого управленческого решения.

При органическом подходе можно выделить следующие правила:

• необходимость делать акцент на окружающей среде, в которой функционирует фармацевтическая организация;

• фарацевтическую организацию надо представлять как множество взаимосвязанных подсистем, между которыми необходимо поддерживать равновесие и устранять дисфункции.

Гуманистический подход в управлении фармацевтическим персоналом мы связываем с представлением о фармацевтической организации как о культурном феномене. При этом культуру необходимо рассматривать в рамках эталонов развития, отраженных в ситеме знаний, идеологии, ценностей, повседневных ритуалов, внешних по отношению к фарацевтической организации. На наш взгляд, в современных условиях в сфере управления фармацевтическим персоналом преобладающее влияние имеет экономический подход, распространненость органического подхода ограничена, а гуманистический подход пока еще не занимает заметных позиций, что является большим упущением в процессе управления фармацевтическим персоналом.

Кадровый менеджмент в фармации в широком смысле можно также рассматривать как совокупность этических принципов и норм, которыми должны руковолствоваться работники структур (независимо от места, занимаемого в иерархии управления) в сфере фармацевтического предпринимательства. Данная совокупность включает положения различного масштаба: внутренную и внешнюю политику фармацевтического субъекта в целом, профессиональную мораль, психологический климат в коллективе, нормы делового этикета.

Исходя из этого можно выделить следующие регуляторы в системе кадровогоменеджмента в фармации:

- этические принципы, доминирующие во внешней среде фармацевтического рынка:

- нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников фармацевтической структуры;

- коллектив сотрудников фармацевтической организации, фирмы;

- индивидуальные мотивы сотрудников фармацевтической организации, фирмы.

Высокопрофессиональное ядро кадровго потенциала являеся основыным конкурентным преимуществом любой

компании, стремящейся упрочнить сови позиции на рынке [5]. Отсюда следует, что фармацевтический персонал составляет конкурентоное преимущестов организации и предприятий в сфере обращения лекарственных средств. Кадровый менеджмент в фармации призван решать две стратегические задачи:

• создать конкурентные преимущества фармацевтической организации, фирмы путем повышения уровня ответствености ее работников, привлечения и удержания профессиональных исполнителей. Плоды их труда создают высокую репутацию фармацевтической организации, фирме, притиягивают к ней новых потребителей и высококвалифицированных работников. Необходимо обеспечивать обратную связь между работниками и потребителями. Вовлечение персонала в маркетинговую деятельность фармацевтической фирмы способстует повышению у них инициативвы и уровня профессиональной самооценкт;

• обеспечивать конкурентные преимущества фармацевтической организации и фирмы путем наращивания ее человеческого капитала,постоянного стимулирования роста профессиональной компетентности ее работников.

Человеческий капитал - имеющийся у каждого работника запас знаний, навыков и мотиваций. Инвестициями в человеческий капитал служат образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность кадров.

В связи с этим в последние годы центральное место в проводимых исследованиях по кадровому менеджменту заняла концепция человеческого капитала. В соответсвии с ней эффективность работы фармацевтической фирмы в решающей степени зависит от доли средств, которые фармацевтическая фирма вкладывает в развитие профессиональных способностей и качества жизни своих работнкиов.

Для формировнаия кадрового состава требуется сформулировать кадровые характеристики к работникам фирмы, найти источники наимеенее затратного привлечения персонала и его адаптации. Кадровая служба в фармацевтических организациях и фирмах тесно связана со следующими функциями:

- подбор фармацевтических кадров;

- расстановка и адаптация фармацевтических кадров;

- повышение квалификации и аттестация фармацевтических кадров;

- создание безопасных условий труда [6].

Таким образом можно выделить следующие существенные черты кадрового менеджмента в современных условиях:

• помощь руководству фирмы в достижении ее тактических и стратегических целей;

• эффективное использование трудового потенциала работников:

• обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными работниками;

• развитие и поддержание на должном уровне качества жизни персонала;

• взаимодействие службы управление персоналом со всеми работниками;

• обеспечение и сохранение хорошего морально-психологического климата среди сотрудников.

В условиях рыночной конкуренции персонал фармацевтической организации, фирмы является основным фактором, определяющим ее успех в фармацевтическом персонале является частью работы по общему планированию организации и предприятия сферы обращения лекарственных средств.

В ходе организации работ по кадровому планированию решаются следующие задачи:

- сколько работников, какой квалификации, когда и где потребуется;

- как лучше использовать персонал в соответсвии с его способностями, умениями и мотивацией;

- каким образом обеспечит условия для развития персонала;

- каких затрат потребуют запланированные мероприятия. Кадровая политика в условиях рынка претерпела серьезные изменения и возникла необходимость более широкого учета мотивационных процессов в работе с персоналом, что

обуславливает отказ от понимания работы с кадрами только как организационно-методичекой.

Таким образом, нами рассмотренные основные направления, подходы и задачи учитывающие в разрабатываемых положениях о стандарте менеджмента качества системы управления фармацевтическим персоналом в современных условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Аширова Д.А. Управление персоналом. - М.: Высшее образование и наука, 2010. - 311 с.

2 Веснин В.Р. Менеджмент персонала. - М.: Элит, 2009. - 219 с.

3 Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М.:ИНФРА, 2002. - 123 с.

4 Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. - М.: ИПК ГС, 2011. - 294 с.

5 Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. - Казань: 2008. - 468 с.

6 И.В. Косова Организация и экономика фармации. - М.: 2002. - 293 с.

Э.А. СЕРИКБАЕВА, Г.Ж. УМУРЗАХОВА, У.М. ДАТХАЕВ, К.С. ЖАКИПБЕКОВ

ФАРМАЦИЯДАFЫ КАДРЛЬЩ МЕНЕДЖМЕНТ

tywh: Соцгы кездеп отандьщ фармацевтикалык фирмалар мен кэсшорындар ушш кадрлык менеджменттщ мамандармен жас жумыс жасауымен адами ресурстарды баскаруга дешн дамуы фармацевтикалык мамандардыц менеджментiнiц гылым ретiнде дамуына ы;пал еттi. Сондыктан фармациядагы кадрлык менеджмент мэселесiн зерттеу кезшде фармацевтика саласындагы экономикалык жэне элеуметтiк ерекшелiктердi карастыру кажет. Осы ретте бул макалада фармация саласындагы мамандар менеджментшщ багыттары мен мiндеттерi карастырылган. ТYЙiндi свздер: кадрлык менеджмент, фармация, баскару.

E.A. SERIKBAEVA, G.Zh. UMURZAKHOVA, U.M. DATKHAYEV, K.S. ZHAKIPBEKOV

PERSONNEL MANAGEMENT IN PHARMACY

Resume: Evolution of personnel management from normal operations personnel to human resource management, which is characteristic of late and for domestic pharmaceutical companies and enterprises, means the development of the pharmaceutical personnel management as a science. Therefore, the study of personnel management in pharmacy must be considered especially in the pharmaceutical sphere of economic and social aspects. In clause the directions, approaches and tasks of personnel management in pharmacy are considered. Keywords: personnel management, pharmacy, management.

УДК 615.322:615.262.1:615.454.1:577.127.4

О.В. ЦУЛУН, Л.В. ДЕРИМЕДВЕДЬ, И.Ю. ТИЩЕНКО

Кафедра фармакотерапии Национального фармацевтического университета, г. Харьков, Украина, Кафедра патофизиологии Национального фармацевтического университета, г. Харьков, Украина

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МАЗИ С ДИГИДРОКВЕРЦЕТИНОМ, КОЭНЗИМОМ Q10 И СУХИМ ЭКСТРАКТОМ СОЛОДКИ

В статье представлены данные по экспериментальному исследованию противовоспалительной активности новой комбинированной мази на основе дигидрокверцетина, коэнзима QW и сухого экстракта солодки (далее именуемая, мазь СКД). Установлено, что на модели острого асептического воспаления у крыс мазь СКД проявляла выраженное антиэкссудативное действие, которое не уступало действию препарата сравнения. Это дает основания для дальнейшего углубленного фармакологического исследования новой комбинированной мази СКД. Ключевые слова: дигидрокверцетин, экстракт солодки, каррагениновый отек, мазь.

Вступление. Воспалительные процессы кожи являются наиболее распространенной патологией, с вовлечением ряда биологических реакций организма на повреждение [1, 7, 10]. В результате воздействия различных экзогенных и эндогенных факторов, приводящих к нарушению целостности клеток и тканей организма, развивается воспалительная реакция, сопровождающаяся экссудацией, фагоцитозом и пролиферацией [10]. Воспалительные процессы хронического характера обуславливают необходимость длительного применения лекарственных средств. Поэтому, актуальным направлением является разработка новых противовоспалительных препаратов, которые обладают большей безопасностью и широтой

терапевтического действия. С этой целью на кафедре заводской технологии лекарств Национального фармацевтического университета под руководством проф. Рубан Е.А. была создана мазевая композиция, в которую вошли такие вещества, как дигидрокверцетин, обладающий антиоксидантными, противовоспалительными,

капилляроукрепляющими свойствами [3]; коэнзим Q10, эффективно защищающий липиды биологических мембран и липопротеины крови от перекисного окисления [8], а также сухой экстракт солодки, который широко применяют в дерматологии благодаря его противовоспалительным, репаративным, отбеливающим свойствам [9, 11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.