Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение высшей школы Приморского края: состояние и перспективы'

Кадровое обеспечение высшей школы Приморского края: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черновицкая Е. В., Елисеева Т. И., Пермякова О. В.

Дана характеристика системы образования Приморского края, проведен анализ профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений края, рассмотрены факторы, влияющие на качество кадрового потенциала, определены перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение высшей школы Приморского края: состояние и перспективы»

Вопросы качества образования

Е.В. ЧЕРНОВИЦКАЯ,

Т.И. ЕЛИСЕЕВА,

О.В. ПЕРМЯКОВА

Кадровое обеспечение высшей школы Приморского края: состояние и перспективы

Дана характеристика системы образования Приморского края, проведен анализ профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений края, рассмотрены факторы, влияющие на качество кадрового потенциала, определены перспективы его развития.

По уровню развития системы подготовки специалистов с высшим образованием Приморский край традиционно занимает одно из лидирующих мест в России (4-7 место). На тысячу жителей в крае приходится 50 студентов (каждый двадцатый). Экспертные оценки свидетельствуют о достаточно высокой конкурентоспособности наших выпускников в других регионах, рейтинги определяют место Приморских вузов в первой двадцатке среди профильных вузов России. Вот несколько общих оценок системы высшего образования края. Количество высших учебных заведений: 11 государственных гражданских вузов, 2 военных, 2 филиала государственных центральных вузов, 2 негосударственных вуза (один ликвидируется), 7 филиалов центральных негосударственных вузов. Сеть высших учебных заведений охватывает всю территорию Приморья: в 20 муниципальных образованиях края работают 52 представительства и филиала. Выросло количество принятых в вузы студентов (2000 г. - 16607 чел., 2004 г. -21450 чел.) и выпускников вузов (2000 г. - 6871 чел., 2004 г. - 10346 чел.). Подготовка ведется по 239 специальностям и направлениям. Советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук всего в регионе 27, в крае - 15, советов по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в регионе 37, в крае - 23. В 2004 г. было защищено 19 докторских и 190 кандидатских диссертаций профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений края.

Одно из основных требований реформы образования - обеспечение качества обучения и, в соответствии с этим требованием, обеспечение качества профессорско-преподавательского состава вузов, способного осуществлять подготовку специалистов, воспитание граждан, готовых и способных эффективно трудиться, заниматься законным бизнесом, обустраивать и защищать свой край.

Потенциал системы образования в крае обусловлен тесной связью высшей школы с наукой, нынешний его рост происходит за счет созданного за предшествующие годы кадрового резерва.

Кадровый состав вузов выглядит следующим образом:

1. Профессорско-преподавательский состав - 5437 чел. (анализ здесь и далее идет по 10 государственным гражданским вузам), в том числе штатный состав - 4255 чел.

2. Средний возраст преподавателей - 50-59 лет. Некоторое улучшение структуры ППС связано с увеличением бюджетного финансирования (сегодня это 1,1 млрд руб.) и внебюджетных доходов вузов (1,5 млрд руб.). Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется через аспирантуру, докторантуру, соискательство, перевод на должности научных сотрудников для подготовки диссертаций.

3. Докторов наук - 446 (с 2000 г. количество увеличилось на 40%); кандидатов наук - 2594 (на 45%); аспирантов - 2000 (на 35%).

4. Уровень остепененности ППС вузов по результатам анализа комплексных проверок, проведенных в крае за два последних года, составил в среднем 71%.

Дальнейшее развитие кадрового потенциала и повышение качества образования мы видим прежде всего в интеграции с наукой. Готовить высококлассных специалистов, тем более вузовских научных и педагогических работников, сегодня представляется возможным только на базе современных достижений науки и техники. Качественное образование можно получить при наличии нормально действующего научно-исследовательского сектора в университетах, при участии студентов в научноисследовательских работах по профилю подготовки.

Актуальность этой проблемы отмечена в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ: «Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей». Интеграция науки и образования имеет исключительно важное значение для конкурентоспособности нашего образования. Именно качество специалистов новых поколений определит уровень последующих научных и педагогических достижений, их прикладной потенциал. Интеграция позволит студентам быть участниками процесса воспроизводства и развития научно-педагогических школ в крае. У нас есть такая уникальная возможность, ведь на территории края находятся 14 научных подразделений ДВО РАН. В крае за период реализации ФЦП «Интеграция» создано около 30 учебно-научных центров, более 10 базовых кафедр, совместных лабораторий, активно участвуют в научно-педагогической работе более 160 ученых ДВО РАН, в том числе 5 академиков и 8 членов-корреспондентов Академии наук. В перспективе будет продолжена совместная деятельность по созданию на базе вузов центров по подготовке специалистов для приоритетных отраслей экономики и науки для всего Дальневосточного региона, в том числе региональных научных центров ДВО РАН.

Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание -широкое привлечение к преподаванию практических работников предприятий и организаций. В стратегии социально-экономического развития

края до 2010 г. губернатором края С.М. Дарькиным определена задача по согласованию интересов и объединению финансовых ресурсов для решения общих проблем, участию и ответственности бизнеса за социальное развитие края. В связи с этим хотелось бы сказать о претензиях руководителей предприятий к преподавателям вузов. У многих выпускников отсутствуют практические навыки и необходимые компетенции. Последнее заседание 11 марта 2005 г. Проблемного совета по управлению реализацией технологического направления по разделу «Технология подготовки кадров для национальной технологической базы ФЦП НТБ» показало, что руководители предприятий очень заинтересованы в выпускниках вузов и не только знают, сколько и какие специалисты им нужны, но и каким требованиям, с их точки зрения, должны соответствовать преподаватели вузов. Но многие преподаватели вообще не работали в той сфере, в которой преподают, плохо знакомы с положением дел в отрасли, специалистов для которой они готовят. Кроме того, выявилась потребность в обеспечении производств научными кадрами, создании новых конструкторских бюро, исследовательских лабораторий. Выходом из сложившегося положения может быть пополнение преподавательских кадров знающими современную ситуацию специалистами из реального бизнеса и производства.

Много лет департамент образования и науки проводит молодежный студенческий форум «Карьера», ярмарки рабочих мест, конкурс «Лучший выпускник вуза», в рамках которых происходят встречи с работодателями. Руководители предприятий говорят об отсутствии у выпускников коммуникативных и управленческих навыков, а также умения работать в команде. И если ситуация в последние годы со знанием иностранных языков, компьютера, технологии поиска работы улучшилась, то социальные навыки молодых специалистов вызывают тревогу. Работодатели сегодня на только готовы принимать, обучать и переучивать выпускников, но ждут специалистов, способных обеспечивать процессы развития предприятия, бизнеса. Потому для решения этих задач мы активно поддерживаем и развиваем все формы работы вузов с представителями общественных, некоммерческих организаций, бизнеса, профессиональных союзов для привлечения их в вузы. Здесь можно упомянуть проекты «Начни свой бизнес», «Лучший выпускник вуза», «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства через привлечение и трудоустройство студентов вузов экономического профиля».

Учитывая стратегию развития края и складывающуюся демографическую ситуацию, краевая администрация планирует выход образовательных учреждений в образовательное пространство АТР. Принимая во внимание богатый опыт вузов по сотрудничеству с соседними странами, в крае активно поддерживаются мероприятия по привлечению иностранных партнеров для экспорта образовательных услуг, что дает толчок для развития кадрового потенциала вузов края. Целыми коллективами преподаватели изучают английский язык, создают новые структуры на базе вузов. Только за последнее время (2005 г.) открыт Дальневосточный центр российско-корейского сотрудничества на базе ДВГУ, Центр корейского языка в Дальрыбвтузе, создан факультет ДВГУ стран Юго-Восточ-

ной Азии (Индия, Вьетнам, Таиланд, Индонезия) для подготовки экспертов по этим странам со знанием языка. В 2005 г. по итогам поездки Президента РФ В.В. Путина по Дальнему Востоку планируется создание Центра китайского языка на базе ДВГУ, где уже имеется научно-методический центр для преподавателей китайского языка. Главная задача сегодня - сохранить качество преподавания, что позволит вузам оставаться востребованными иностранными студентами не только в гуманитарном, но и в естественно-научном направлении. Учитывая развивающуюся демографическую ситуацию, вузы должны проделать большую работу по привлечению иностранных студентов, повышению качества образования, а также по развитию научно-прикладной деятельности для увеличения своих доходов, сохранения профессорско-преподавательского состава и развития материальной базы. Поэтому в программе развития образования зафиксированы отдельные инвестиционные проекты для решения этих задач: «Университет как центр сообщества и как фактор социально-экономического развития края», «Создание на Дальнем Востоке модели сохранения интеллектуального научного потенциала и привлечение в регион недостающей рабочей силы за счет развития экспорта российских образовательных услуг в страны АТР», «Международный университет АТР», международный конкурс молодых музыкантов-исполнителей.

Высказав соображения по поводу развития кадрового потенциала вузов, надо вернуться к главному - оплате труда преподавателя и научного сотрудника вуза на уровне, гарантирующем устойчивый приток талантливой молодежи в преподавательскую и научную сферы вуза. Преподаватель, по нашим подсчетам, получает примерно 25% от сопоставимой зарплаты в коммерческом секторе, на который ориентируется молодежь. В приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации говорится о переходе к отраслевой системе оплаты труда, но нет закона, который обеспечил бы необходимые механизмы на уровне федерации. Много говорится о теневых деньгах в образовании. Высшее образование сегодня мало доступно в бесплатной его части и широко доступно в платной, и не имеет смысла противодействовать развитию рынка образовательных услуг и платного образования. Наоборот, можно и нужно использовать силу коммерциализации против низкого качества. Надо иметь прозрачные механизмы контроля использования внебюджетных средств и контроля за эффективностью их использования. Средства, заработанные вузом через его научную, учебную, производственную деятельность, должны быть освобождены от налогов и направляться не на дофинансирование бюджетного обучения, а на развитие учебной, научной, производственной базы вузов, позволяющей зарабатывать эти внебюджетные средства и стимулировать труд педагогов.

Министерству необходимо выявить те ресурсные показатели, которые отражают деятельность органов исполнительной власти - уровень заработной платы по отношению к средней в экономике, обеспеченность одного студента, обучающегося за счет государственного бюджета, - и определить сроки и пути достижения поставленных целей.

Бюджетное финансирование через государственный, региональный, муниципальный целевой заказ наряду с государственной помощью студентам через стипендиальный фонд должно сыграть важную роль в сохранении для населения бесплатного высшего образования на конкурсной основе. Законодательство об определении и разграничении полномочий поставило жесткие ограничения по финансированию, таким образом, на региональном уровне невозможно финансировать высшее образование, даже региональный заказ на подготовку учителей. Социальная политика края реализуется, в свою очередь, в условиях жестких бюджетных ограничений. Поэтому в сохранении и развитии социального потенциала территории предусмотрено активное участие не только бизнеса, но и населения. Граждане, обладающие собственными источниками финансирования своих потребностей, должны за счет своих доходов оплачивать практически все социальные расходы. Региональные и местные бюджеты сосредоточены на объектах социальной инфраструктуры, определяющих привлекательность территории для экономически активного населения. Именно поэтому второй год губернатор налагает вето на проект закона о дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан, имеющих ученое звание «профессор».

В законодательстве к полномочиям субъекта РФ отнесены вопросы финансирования научной и научно-технической деятельности учреждений субъекта РФ, но у нас нет таких учреждений. Поэтому Советом ректоров вузов края на заседании 10 марта 2005 г. создана рабочая группа для работы с администрацией края по решению вопроса об использовании средств, поступивших в бюджет от налоговых отчислений вузов (сегодня это 250 млн руб.), на нужды реформируемой системы профессионального образования края, в том числе объекты социального назначения.

Сегодняшние документы об образовании рассматриваются с учетом мнений Российского совета ректоров, других заинтересованных сторон. Следовательно, есть возможность масштабного обсуждения реформ в области разграничения полномочий, наведения порядка в финансах и сфере имущественных отношений. Мы не против реформ, если они улучшают то, что есть в нашей системе образования.

© Черновицкая Е.В., Елисеева Т.И., Пермякова О.В., 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.