Научная статья на тему 'Подготовка специалистов в профессионально-квалификационной структуре для инновационной экономики Приморского края'

Подготовка специалистов в профессионально-квалификационной структуре для инновационной экономики Приморского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / КОМПЕТЕНЦИИ / INNOVATIVE ECONOMY / PROFESSIONAL QUALIFICATION STRUCTURE / AREAS OF TRAINING / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голиков С.Ю.

В статье обоснована необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов для инновационной экономики Приморского края в связи с развитием торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SPECIALISTS IN PROFESSIONAL QUALIFICATION STRUCTURE FOR THE INNOVATION ECONOMY OF PRIMORYE

The article substantiates the need for highly-skilled professionals for the in-novation economy of Primorsky Territory in connection with the development of trade and economic relations with the Asia-Pacific region.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов в профессионально-квалификационной структуре для инновационной экономики Приморского края»

уровней заключение в расширение ассортимента проводимых видов международного перестрахования, анализ и изучение особенностей организации рынка перестрахования в западных странах.

Литература:

1. Щербаков В.А. Страхование: Учебное пособие / В.А. Щербаков, Е.В. Костяева. - 4-е изд, пераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2014.

2. Интернет-ресурс, http://bestmedia.ru/index.php?module= news&newsid=49]

3. Интернет-ресурс, http://www.insur-info.ru/press/105723].

4. Интернет-ресурс № 5, ins-union.ru/assets/files/2014/obzor rinkaperestraxovania.doc].

5. Интернет-ресурс, http://strahovka.ru/article/1437].

6. Дрогобыцкая К.С., Докукин А.В., Ершов А.С. Современные социально-информационные факторы совершенствования цепей создания ценности // Транспортное дело России. 2013. № 4.

7. Докукин А.В., Борцова Д.Э. Нормативно-управленческие резервы качества комплексных товарно-сервисных предложений на потребительском рынке // Транспортное дело России. 2012. № 6-2

8. Докукин А.В., Ершова Т.Б., Коновалов В.А., Стреха А.А. Основы разработки стандартов информационной безопасности // Стандарты и качество. 2008. № 8.

9. Докукин А.В., Дрогобыцкий А.И. Эволюция организацион-

ных структур повышения качества управления инновационными компаниями // Транспортное дело России. 2011. № 4.

10. Докукин А.В. Стандартизация как инструмент защиты отечественных инноваторов // Век качества. 2009. № 3.

11. Докукин А.В. Обзор иностранных концепций использования стандартизации в интересах инновационного развития // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2012. № 4 (8).

12. Докукин А.В. Адаптация зарубежного опыта стимулирования инновационного развития с помощью стандартизации // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2011. Т. 2. № 2 (2).

13. Докукин А.В., Коновалов В.А. Роль системы технического регулирования в инновационном развитии экономики // Стандарты и качество. 2009. № 2.

14. Ломакин М.И., Докукин А.В. Интеграция российских инновационных предприятий в мировую экономику на основе развития информационного обеспечения стандартизации // Российское предпринимательство. 2012. № 2.

15. Алякин А.А., Докукин А.В., Журавлева Т.Б. Нормативно-управленческие резервы повышения качества информационного обеспечения финансовых услуг на основе парадигмы пертинент-ности // Транспортное дело России. 2012. № 6-2.

УДК 331

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Голиков С.Ю., к.т.н., проректор, Дальневосточный федеральный университет, e-mail: golikov.SY@fentu.ru

В статье обоснована необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов для инновационной экономики Приморского края в связи с развитием торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ключевые слова: инновационная экономика, профессионально-квалификационная структура, направления подготовки, компетенции.

TRAINING OF SPECIALISTS IN PROFESSIONAL QUALIFICATION STRUCTURE FOR THE INNOVATION ECONOMY OF PRIMORYE

Golikov S., Ph.D., vice-rector, Far Eastern Federal University, e-mail: goli-kov.SY@fentu.ru

The article substantiates the need for highly-skilled professionals for the in-novation economy of Primorsky Territory in connection with the development of trade and economic relations with the Asia-Pacific region.

Keywords: innovative economy, professional qualification structure, areas of training, competence.

Масштабные задачи, стоящие перед Приморским краем и всем макрорегионом, требуют значительных финансовых вложений, в первую очередь инвестиционных. Инвесторов должны привлекать реальность, реализуемость проектов, их высокая востребованность и рентабельность. Это относится не только к нефтяной и газовой промышленности, но и к созданию крупнейшей судостроительной базы "ЗВЕЗДА" на "Большом камне", формированию крупнейшего транспортно-логистического кластера, обеспечивающего управление и взаимодействие всех основных видов транспорта, и др. Сюда также относится проект формирования всей портовой инфраструктуры, позволяющей обеспечить существенное увеличение пропускной способности портов макрорегиона и повышение эффективности функционирования всех портовых служб. Это касается качества обработки грузов, сокращение сроков формирования документации и всех процедур проведения погрузочно-разгрузочных работ, что должно ускорить оборачиваемость судов.

Определенное внимание должно быть уделено развитию рыбной отрасли и наряду с ней разведению, добыче и переработке морепродуктов. По расчетам ученых Дальневосточного отделения РАН, это направление должно быть одним из первоочередных. Причины следующие: относительно невысокая капиталоемкость, быстрая окупаемость, постоянный возрастающий спрос, небольшая мировая конкуренция по многим видам морепродуктов, которые добываются у нас, возможность создания нескольких тысяч новых рабочих мест, относительная несложность используемого оснащения.

Для выполнения этих задач необходимо значительное коли-

чество высококвалифицированных специалистов. Привлечение иногородних, а тем более иностранных специалистов сопряжено с большими сложностями, связанными с обеспечением их не только жильем и высокой заработной платой, но и созданием других социально-бытовых условий в виде детских учреждений, школ, организаций здравоохранения, культуры и т.п. Следовательно, основной упор должен быть сделан на подготовку собственных специалистов.

Подготовка специалистов с профессиональным образованием должна вестись по всем уровням и направлениям. Начальное профессиональное образование (НПО) позволяет получить профессиональную подготовку по любой рабочей специальности. Среднее специальное профессиональное образование (СПО) обеспечивает подготовку специалистов по сложным рабочим профессиям по обслуживанию и управлению современным высокотехнологичным оборудованием, машинам и механизмам, а также специалистов младшего звена управления.

Высшее профессиональное образование (ВПО) в соответствии с мировой практикой предполагает двухуровневую подготовку специали-стов, что в общем привело к подготовке трех видов специалистов: бакалавров (4 года обучения), специалистов (5 лет обучения), и магистров (6 лет обучения). Студенты, поступившие на бакалавриат, могут, получив диплом бакалавра, либо трудоустраиваться, либо поступать в магистратуру. Студенты окончившие специалитет, получают диплом специалиста и могут поступать на работу либо в аспирантуру, либо и то, и другое совместно.

Подготовка специалистов высшей квалификации - кандидатов и док-торов наук ведется в вузах и научно-исследовательских институтах на основе аспирантских и докторантских программ. Готовятся такие специалисты для научно-исследовательских учреждений, а также в качестве преподавателей учебных заведений.

Основные данные по профессиональному образованию в Приморском крае приведены в таблице 1.

В основе своей начальное профессиональное образование должно быть объектно-ориентированным, связанным с новейшими образцами оборудования и теми технологическими процессами, которыми располагает отрасль. Анализ показывает, что в настоящее время системы подготовки кадров специалистов с начальным профессиональным образованием в Приморском крае как единого целого - нет. Крупные предприятия создают для своих нужд учреждения НПО, которые получают лицензии на ведение образовательной деятельности и объявляют набор учащихся, что в современных условиях крайне недостаточно. Так, в настоящее время для промышленности Приморского края подготовлено менее 25% специалистов НПО от требуемого количества. Из этого следует, что реализация проектов по инновационному развитию Дальневосточного макрорегиона требует существенного расширения сети учреждений НПО по всем специальностям.

Подготовку специалистов со средним профессиональным образованием повышенного уровня осуществляют колледжи. На долю студентов колледжей приходится порядка 20% от общего числа студентов средних специальных учебных заведений.

Основная возрастная группа студентов СПО - молодежь в возрасте 17-19 лет, на которую в 2014 г. приходилось 15% от общей численности студентов. Возрастная группа студентов старше 23 лет составила 19%, в ее состав входили в большей мере студенты, получающие среднее профессиональное образование без отрыва

от производства на очно-заочных (вечерних) и заочных форм обучения. В структуре подготовки специалистов среднего звена наибольший удельный вес составляли производственные специальности, на долю которых приходилось 32% от общей численности студентов государственных учреждений СПО.

По состоянию на 2008/2009 учебный год в Приморском крае действовало 10 государственных высших учебных заведений, в которых обучалось свыше 94 тыс. студентов, включая студентов, обучающихся в филиалах. Количество государственных вузов края было стабильно на протяжении многих лет. Однако в 2011/2012 учебном году их количество несколько уменьшилось: был создан Дальневосточный государственный федеральный университет, в который вошли Дальневосточный государственный университет, Тихоокеанский государственный экономический университет, Дальневосточный государственный технический университет и Уссурийский педагогический институт (см. таблицу 2).

Задачи территориальной доступности высшего образования решаются в определенной мере за счет наращивания сети филиалов учебных заведений, в том числе в городах Приморского края. В 2013/2014 учебном году действовало 26 таких филиалов. За последние пять лет численность студентов уменьшилась почти на 25% по сравнению с 2008/2009 учебным годом.

В 2014 г. конкурс при поступлении в высшие учебные заведения достиг в среднем 260 заявлений на 100 бюджетных мест. При этом особым спросом пользовались специальности промышленного профиля - 280 заявлений, экономики - 330, а также образования - 270. Традиционно высокий конкурс отмечался во Владивостокском филиале Российской таможенной академии (в среднем 4 человека на место). Отмечается снижение количества студентов по основным инновационным направлениям подготовки.

Таблица 1. Основные показатели профессионального образования

2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014

Учреждения начального профессионального образования

Число учреждений начального профессионального образования 40 40 38 38 32

в них учащихся, человек 15794 14960 13527 12837 11427

на 10 000 человек населения 80 76 69 66 59

Принято учащихся, человек 8992 10149 8529 7898 7381

на 10 000 человек населения 46 52 44 40 38

Выпущено рабочих, человек 8107 9126" 8585J) 6528 7192

на 10 000 человек населения 41 46 44 33 37

на 10 000 человек занятого населения 83 93 88 66 73

Государственные учреждения среднего профессионального образования

Число средних специальных учебных заведений 22 22 22 22 26

в них студентов, человек 32661 31251 30682 31316 32351

на 10 000 человек населения 166 159 157 161 166

Принято студентов, человек 11301 11494 11411 10863 10628

на 10 000 человек населения 57 58 58 56 55

Выпущено специалистов, человек 8253 8261 7458 6262 5813

на 10 000 человек населения 42 42 38 32 30

на 10 000 человек занятого населения 84 84 76 64 59

Государственные учреждения высшего профессионального образования

Число высших учебных заведений 10 10 10 7 41 7

в них студентов, человек 96608 95708 90347 84751 73370

на 10 000 человек населения 490 487 462 435 377

2010 2011 2012 2013 2014

Принято студентов, человек 21959 21264 16097 12659 13747

на 10 000 человек населения 111 108 82 65 71

Выпущено специалистов, человек 16113 17057 15849 15959 15651

на 10 000 человек населения 82 87 81 82 80

на 10 000 человек занятого населения 165 174 162 163 158

Негосударственные учреждения высшего профессионального образования

Число высших учебных заведений 1 2 3 3 2

в них студентов, человек 2489 2829 4633 4924 3070

Принято студентов, человек 628 755 983 1353 993

Выпушено специалистов, человек 470 345 1170 1267 494

В связи с образованием ДВФУ в его состав вошли: ДВГУ, ТГЭУ, ДВГТУ, Уссурийский педагогический институт.

Таблица 2. Основные показатели деятельности высших учебных заведений Сна начало учебного года)

2009/ 2010 2010/ 2011 2011/ 2012 2012/ 2013 2013/ 2014

Число учебных заведений - всего 42 42 44 34 33

в том числе:

государственных самостоятельных 10 10 10 7 7

филиалов государственных учебных заведений 27 25 26 19 19

негосударственных самостоятельных 1 2 3 3 2

филиалов негосударственных учебных заведений 4 5 5 5 5

Численность студентов - всего, человек 99097 98537 94980 89675 76440

из них в государственных 96608 95708 90347 84751 73370

из них обучались по системе целевой контрактной подготовки 4435 6945 5439 4812 3942

Из общей численности - обучались за счет средств федерального бюджета 49183 47128 43812 42057 35301

в том числе по подготовке:

магистров 283 445 631 1066 1599

бакалавров 781 2178 3479 8683 11936

специалистов 48119 44505 39702 32308 21766

Принято студентов - всего, человек 22587 22019 17080 14012 14740

из них в государственные 21959 21264 16097 12659 13747

Выпуск специалистов - всего, человек 16583 17402 17019 17226 16145

из них государственными 16113 17057 15849 15959 15651

Основными факторами, определяющими подходы к развитию подго-товки кадров в современных условиях в Приморском крае, являются:

1) высокая диверсификация основных направлений развития Приморского края (нефтехимия, газовое хозяйство, судостроение, транспортно-логистическая система, добывающая промышленность, рыболовство и добыча морепродуктов, рекреация, жилищное строительство и создание современной инфраструктуры). Это требует подготовки большого количества кадров в максимально широкой профессионально-квалификационной структуре, в том числе по новым направлениям подготовки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) высокая динамика изменения потребностей в кадрах на каждом из объектов. Любой создаваемый объект проходит основные стадии своего жизненного цикла (проектирование, строительство, оснащение, подготовка производства, освоение изделия, переход к серийному производству или к промышленному функционированию). На каждом этапе требуется различный состав специалистов. При выполнении новых, обеспечивающих следующий этап работ часть специалистов освобождается, вследствие чего возникает проблема их трудоустройства;

3) технологическое отставание во многих отраслях от лучших мировых образцов. Это касается как развитых отраслей (например, нефтехимия и газовое хозяйство), так и отраслей, традиционных для Дальневосточного макрорегиона (рыболовство, добыча морепродуктов и их переработка и др.). Так, например, каждое газоконденсатное месторождение имеет свой специфический состав поставляемого газа, который требует разработки уникальных технологий по его сжижению, сжатию и других технологических процедур. Это же относится и к другим объектам, создаваемым в Приморье. Таким образом, в основном необходима целенаправленная подготовка специалистов на конкретные рабочие места.

Анализ показывает, что весьма ценным при подготовке кадров для экономики региона может быть опыт стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - партнеров по торговому и техническому сотрудничеству, в число которых входят Китай, Япония, Республика Корея и др. Высокий уровень в отдельных отраслях демонстрируют Индия, Филиппины, Индонезия и т.д. Развивая сотрудничество, можно не только обеспечить взаимный обмен передовыми технологиями, но и организовать обучение студентов по овладению этими технологиями с прохождением стажировок на передовых предприятиях стран АТР.

Обеспечение подготовки необходимого объема специалистов по всем уровням и направлениям, а также высокого качества их подготовки должно базироваться на концепции подготовки кадров для инновационной экономики, в основе которой должна быть программа кадрового обеспечения всех создаваемых объектов на территории Дальневосточного макрорегиона. Разработка такой

программы объективно предполагает реализацию комплекса мероприятий по следующим направлениям.

1. Оценка текущих потребностей в кадрах в профессионально-квалификационной структуре, организация работ по их оперативной подготовке и мероприятий по обеспечению кадрами всех объектов развития Дальневосточного макрорегиона.

2. Оценка перспективных потребностей в кадрах в профессионально-квалификационной структуре. Определение количества учебных заведений по подготовке кадров на основе прогнозов потребностей по уровням образования и по направлениям подготовки. Формирование предложений по квотам приема студентов и учащихся в учебные заведения всех уровней подготовки.

3. Разработка документации по организации системы переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов с учетом потребностей создаваемых объектов.

4. Разработка предложений о создании новых учебных заведений НПО и СПО и контроль за их созданием и организацией обучения.

5. Контроль, совместно с заинтересованными организациями, пред-приятиями, фирмами за формированием необходимых компетенций у сту-дентов.

6. Разработка предложений по введению в университетах новых на-правлений подготовки в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.

7. Совместно с руководителями проектов формированье планов соз-дания социальной инфраструктуры для обеспечения возможности закрепления специалистов на рабочих местах, предоставления жилья приглашенным специалистам, что будет способствовать созданию устойчивых производственных коллективов.

Значимость комплекса мероприятий по указанным направлениям трудно переоценить, поскольку благодаря их реализации создается новая зона активного сотрудничества с быстроразви-вающимися странами АТР, что, в свою очередь, способствует достижению основной цели нашей страны - быть в авангарде мирового научно-технического и социального прогресса, а это достижимо лишь при наличии высококвалифицированных кадров во всех сферах деятельности и правильной их расстановке. Задача сложная, но решаемая.

Подходы к формированию компетенций в условиях инновационной экономики должны быть ориентированы на подготовку специалистов для высокотехнологичных предприятий. В настоящее время большинство вузов ведут подготовку специалистов в условиях потребительской неопределенности, т.е. без ориентации на конкретных потребителей. В условиях инновационной экономики развитие промышленности идет за счет ускоренной смены оборудования и технологий, что требует опережающей подготовки специалистов с производственными компетенциями, заданными работодателями.

С другой стороны, необходима подготовка и преподавателей, способных обучить таких специалистов.

Таким образом, интегрально концепция подготовки кадров в регионе включает комплекс мероприятий по следующим направлениям:

1) определение основных направлений развития региона и оценка их кадровых потребностей;

2) диверсификация потребностей в кадрах в профессионально-квалификационной структуре на определенные этапы работ;

3) прогнозная оценка количества выпускников общеобразовательных школ для подготовки необходимого количества специалистов по уровням образования (НПО, СПО, ВПО);

4) определение основных потребителей и заказчиков специалистов по каждому направлению подготовки и уровню образования;

5) оценка потребностей в профессорско-преподавательском составе;

6) определение состава компетенций по каждому направлению подготовки в каждом учебном заведении и установления порядка его актуализации для обеспечения целенаправленной подготовки выпускников;

7) оценка наличия в учебных заведениях необходимых технических, программных, информационных и других средств для подготовки тре-буемых специалистов и формирование у них необходимых компетенций;

8) определение перечня предприятий и организаций, имеющих воз-можности предоставления условий для проведения практик и стажировок студентов, а также возможностей проведения занятий по формированию компетенций;

9) подготовка необходимых учебно-методических материалов по всем направлениям и уровням подготовки специалистов в соответствии с требованиями инновационной экономики;

10) оценка возможностей профессорско-преподавательского состава каждого вуза по подготовке специалистов для инновационной экономики, а также состава специалистов, привлекаемых для преподавания из профильных предприятий и организаций;

11) разработка системы нормативных и организационно-методических документов по организации целевой компетентност-ной подготовки специалистов для инновационной экономики;

12) разработка предложений по инновационному взаимодействию учебных заведений и работодателей по подготовке и трудоустройству спе-циалистов и создание системы нормативно-правовых документов по их реализации;

13) разработка предложений по проектированию и созданию территориальной информационной системы по подготовке кадров региона для инновационной экономики (потребности в специали-

стах, квоты приемов, актуализация планов подготовки, контроль и оценка качества подготовки и т.п.);

14) разработка предложений по созданию системы организационно-методических документов, обеспечивающих качественное создание и функ-ционирование системы подготовки специалистов всех уровней профессио-нального образования для инновационной экономики.

Литература:

1. Галлямова Л.И. Дальний Восток в общероссийском пространстве: исторический опыт освоения и особенности развития региона // Вестник ДВО РАН. - 2013. - № 4. - С. 28-37.

2. Гафурова А.Г. Планирование и организация учебного процесса в вузе при компетентностной подготовке студентов / А.Г. Гафурова, С.А. Пиявский // Транспортное дело России. - 2013. - № 3(106).

3. Даванков А.Ю., Соколов К.О. Формирование системы кадрового обеспечения инновационного развития экономики региона // Вестник ОГУ. - 2010. - № 4(11). - С. 66-70.

4. Дроздова Е.М., Мельникова М.А., Палагутина Н.В. Характеристика трудового потенциала Приморского края // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2014. - № 3(12). - С. 55-64.

5. Инновационная образовательная программа "Развитие Дальнево-сточного образовательного научно-технического центра для формирования инновационного терминала России в Азиатско-Тихоокеанском регионе". - Владивосток, ДВГУ им. В.В. Куйбышева, 2009.

6. Профессиональное образование в Приморском крае. 2014: Сборник / Приморскстат, 2015. - 96 с.

7. Будущее Дальнего Востока России. Электронный ресурс: http://www.file-online.ru/3788-budushhee-dalnego-vostoka-rossii.html

8. Грешных А.А., Колесов В.И., Седлецкая Т.В. Развитие кадрового потенциала региона и система профессионального образования в современной России [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПМ МЧС России. - Режим доступа: http://vestmk.igps.ru/wp-content/uploads/V44/21.pdf .

9. Маламед И. Интеграция России в АТР. http://www.apec-center. ru/publications/29/619/show/

10. О проекте "Стратегия социально-экономического развития При-морского края на период до 2025 года. Программа социально-экономического развития Приморского края до 2012 года", http:// www.csrnw. ru/content/projects/default.asp?shmode=2&ids=23&ida= 1645

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.