прибыль.Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивают увеличение акционерной собственности, характеризуют готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, обеспечивают возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости[7].
Литература:
1. Скороход Н.И. Анализ финансовой отчетности. Учебное пособие. - М.: Изд-во АТиСО, 2012. - С. 6.
2. Шуляк П.Н. Финансы предприятий. М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2012. - С. 247-249.
3. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. - С. 107.
4. Соснаускене О.И. Оптимизация прибыли. - М.: Экзамен, 2012. - С. 12.
5. Климова М.А., Новейшая книга о прибылях и убытках. - М.: Агентство «Библиотечка «Российской газеты», 2012. - С. 294.
6. Лисовская И.А. Основы финансового менеджмента. - М.: ТЕИС, 2012. - С. 94.
7. Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий): учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2012. - С. 335-336.
УДК 338.46:368
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПЕРЕСТРАХОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
Рыбакова Е.В., аспирант Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский центр информатики при Министерстве иностранных дел Российской Федерации», e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы о развитии перестрахования в период введения экономических санкций. Проанализированы преимущества и недостатки российских перестраховочных компаний на западных рынках. Определены перспективы развития российского перестраховочного рынка в современных условиях.
Ключевые слова: перестрахование, экономические санкции, страховой риск, страховое возмещение, финансовая устойчивость
DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN REINSURANCE MARKET IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC SANCTIONS
Rybakova E., post-graduate student, Federal state unitary enterprise «Scientific-research center for information technology at the Ministry of
foreign Affairs of the Russian Federation», e-mail: [email protected]
The article discusses the development of reinsurance in the period of economic sanction. The advantages and disadvantages of Russian reinsurance companies on western markets analyzed. Prospects of the Russian reinsurance market in modern conditions are determined.
Keywords: reinsurance, economic sanction, risk insurance, insurance indemnity, business solvency.
В современных экономических условиях одним из перспективных сегментов финансового рынка является перестрахование. Основная цель перестрахования - это создание сбалансированного портфеля договоров страхования, распределение и перераспределение рисков для обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Перестрахование необходимо, так как любая страховая компания испытывает серьезный недостаток капитала в случае наступления катастрофических событий.
Характерная особенность рынка перестрахования заключается в непредсказуемости возможного результата, его рискового характера. Главная особенность менеджмента в страховании - управление в условиях риска. Как следствие, руководство организации должно предвидеть риск, снизить возможные негативные последствия до минимума, если не существует возможности избежать их.
Анализируя современное состояние российского страхового
рынка, следует заметить, что в целом российский рынок перестрахования можно определить в большей мере как нестабильный при его недостаточной развитости. Динамику развития российского рынка перестрахования наглядно характеризует объем полученной перестраховочной премии, показанный на рис. 1.
Как видно из графика, в 2005 г. перестраховочные премии достигли максимального значения в сравнении с последующими годами, а затем вследствие мирового экономического и финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, их значение существенно уменьшилось, достигнув пика падения в 2011 году (34,8 млрд. руб.) с последующим небольшим ежегодным увеличением. Однако объемы перестраховочной премии до сих пор не достигли и половины объемов 2005 года.
Следует отметить, что в настоящее время в России в основном преобладает непропорциональное перестрахование. Однако
Динамика полученной перестраховочной премии
1 00,
i0,s S3,(
53,6 13,С 14,7
III Í
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 1. Динамика полученной перестраховочной премии Источник: «Эксперт РА» по данным СБРФР [4]
политика андеррайтинга многих российских перестраховщиков направлена, скорее, на увеличение денежного потока, чем на получение адекватной страховой премии. Такая практика подрывает стабильность рынка, поскольку большинство перестраховщиков не имеют достаточных резервов капитала. Также одной из главных проблем в перестраховании являются низкие показатели капитализации российских перестраховщиков. Так, с 01.01.2012 г. минимальный размер капитала перестраховочных компаний был увеличен до 480 млн. руб. (т.е. приблизительно до 15,5 млн. долл.). Это, с одной стороны, способствовало повышению прозрачности и стабильности в страховой отрасли, однако, с другой стороны, привело к сокращению числа активных перестраховщиков и принятию наиболее крупных рисков на собственное удержание, что, как следствие, привело к экономии на перестраховании.
В связи с мерами по увеличению уставного капитала рынок покинули, прежде всего, ненадежные организации, которые проводили рискованную политику по приему в страхование объектов по заниженным тарифам, должным образом не изучив все аспекты перестрахования конкретного объекта, и не выполняли принятые на себя обязательства. Однако при этом следует констатировать, что рынок покинули и добросовестные страховые организации, и перестраховочные организации. Это объясняется тем, что для многих небольших и средних компаний перестрахование является вторичным бизнесом по отношению к другим, инвестиционным, видам деятельности, что и объясняет его небольшую капитализацию. В этой связи можно с большой долей вероятности прогнозировать, что оставшимся на рынке компаниям, скорее всего, рано или поздно придется проводить рекапитализацию, объединяться с другими игроками или покидать рынок [5].
На современном рынке перестрахования тенденции поведения организаций подвержены изменениям под влиянием различных факторов. На поведение перестраховщиков влияет нестабильная общеэкономическая ситуация в мире. Как уже отмечалось ранее, перестраховщики, особенно крупные, занимаются не только перестраховочной деятельностью, но и инвестиционной деятельностью. Когда ситуация в промышленности и на финансовых рынках неустойчива в глобальном масштабе, то проблема получения дохода от инвестиционной деятельности сильно осложняется.
Значительное влияние на перестраховочный сектор оказывает уровень инфляции. Инфляционные процессы подрывают стимулы необходимые для экономического роста, делает перспективы развития, усиливает риск, получение в будущем инвестиционного дохода. Также отсутствие достоверной информации в прогнозах динамики цен становятся основными причинами для отказа от долгосрочных проектов.
Еще один важный момент - появление так называемых новых рисков вследствие глобализации мировой экономики, расширения кооперативных связей, которые страховщикам и особенно перестраховщикам трудно отслеживать. Например, несколько лет назад произошел пожар вследствие удара молнии на небольшой фабрике, изготавливающей микрочипы для мобильных телефонов в Мексике. Пожар привел к колоссальным перерывам в деятельности компаний Nokia и Ericsson, потому что микрочипы им поставлялись исключительно с данной фабрики. И такие события происходят все чаще: крупные организации, стремясь минимизировать свои расходы, размещают свои заказы в странах третьего мира [1, с 252].
Следует отметить, что в настоящее время все крупные и средние страховые компании России перестраховывают свои риски за рубежом. Исторически сложилось таким образом, что Россия передаёт на международный перестраховочный рынок от 80% до 99% каждого риска, т.е. большая часть страхования каждого здания, каждого завода, каждого корабля перестраховано за рубежом. Например, риски от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС были более чем на 99% размещены за рубежом [2]. Это означает, что на российских страховых организациях зарабатывают и международные инвесторы, и перестраховщики, и несколько международных перестраховочных брокеров, которые организуют защиту наших объектов.
При этом круг зарубежных перестраховщиков, которым они передают свои риски, достаточно узок. Старейшие перестраховочные компании находятся в Германии, Англии, Швейцарии, США и некоторых других странах. При этом после введения санкций против России европейские перестраховщики оказались в затруднительном положении, поскольку они не имеют права нарушать санкционный режим. Многие из перестраховочных компаний открыто предупреждают о невозможности возмещения убытков
физическим и юридическим лицам, попавшим в санкционные списки. Поэтому страховщики адаптируют страховые и перестраховочные продукты с учетом возможных санкционных рисков, например, уменьшают страховую сумму по договору. Данная проблема является очень серьезной, так как отсутствие перестраховщиков равносильно отсутствию страховой защиты вообще. В условиях ухудшения экономической ситуации в целом и в связи с введением санкций российские страховые компании вынуждены искать альтернативные рынки, например, в Китае, Индии, Ближнем Востоке, Японии и Корее. Так, например, определенные проблемы испытывала Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Одно из входящих в ее состав предприятий - ООО «Балтийский завод - судостроение», вынужден был повторно проводить конкурс на страхование рисков строительства атомного ледокола ЛК-60 общей стоимостью порядка 40 млрд. руб. Страховая компания «СОГАЗ» смогла найти партнеров для размещения рисков строительства ледокола только до этапа ходовых испытаний. Это привело к тому, что в новом варианте конкурсной документации уже была учтена возможность размещения риска не в полном объеме, поскольку западные партнеры отказываются страховать компании из санкционного списка. По оценкам Центрального банка Российской Федерации, санкции помешали перестраховать 2000 договоров [3]. В тоже время заменить перестраховочные емкости рынка Европы и США в кратчайшие сроки не представляется возможным.
Следует отметить, что прямой конкуренции между российскими и иностранными перестраховщиками на российском рынке перестрахования не возникает из-за их различной специализации. Так, иностранных перестраховщиков привлекают в основном сфера страхования жизни и страхование крупных объектов, в то время как российские перестраховочные организации предпочитают специализироваться в основном на рисковом перестраховании, при этом услуги по страхованию жизни не популярны в связи с низким уровнем жизни и особенностями менталитета россиян.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что отрицательная динамика развития перестрахования в целом сохраняется вследствие расширения и введение нового пакета санкций против России, сокращения ВВП, сохранения высоких тарифов по ОСАГО на прежнем уровне и увеличение тарифов по АВТОКАСКО, также вследствие роста лимитов по страхованию жизни и здоровья. Сдерживающее влияние на рост рынка оказывают снижение объема продаж автомобилей, сокращение темпов прироста автокредитования и отказ страхователей приобретать страховое покрытие по возросшим тарифам. Все эти факторы не могут гарантировать потенциальным инвесторам стратегически значимой перспективы в области российского перестрахования, и как следствие, происходит рост цен на перестраховочные услуги. В ближайшем будущем прогнозировать повышение активности на российском рынке западных перестраховщиков пока не представляется возможным. С другой стороны, риски системы страхования будут возрастать по ряду причин: развития практики аутсорсинга и краудсорсинга, в том числе в крупных и высокорисковых проектах [6], усиление связности продуктово-сервисных экосистем и, следовательно, рисков для всей системы в случае неблагоприятных событий с одним из ее звеньев [7], информационных рисков [8], возрастания роли рискованных инновационных проектов [9-14].
Для выхода из сложившейся ситуации автором предлагается создать государственную перестраховочную компанию. Также в качестве альтернативной меры предлагается вариант предоставления государственных гарантий страховым компаниям по договорам страхования с санкционными клиентами. Кроме того, одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является объединение нескольких российских страховых компаний для создания национальной страховой емкости на территории Российской Федерации. Эти меры позволят упорядочить трансграничное перестрахование и предотвратить необоснованный отток валютных средств за границу. Кроме того, необходимо заблаговременное (проактивное) информирование всех деятелей страхового рынка о новых возможностях и рисках системы перестрахования [15].
Также практика перестрахования нуждается в качественных маркетинговых инструментах для изучения и анализа потребностей страхователей. Необходимо создание новых страховых продуктов, ориентированных на потребности организаций. Необходим поиск новых форм взаимодействия перестраховочных организаций с конечными потребителями страховых услуг. Важным условием достижением российскими перестраховщиками мировых стандартов и мировых
уровней заключение в расширение ассортимента проводимых видов международного перестрахования, анализ и изучение особенностей организации рынка перестрахования в западных странах.
Литература:
1. Щербаков В.А. Страхование: Учебное пособие / В.А. Щербаков, Е.В. Костяева. - 4-е изд, пераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2014.
2. Интернет-ресурс, Ьйр://Ьеэ1:теШа.ги/тдех.рЬр?тоди1е= news&newsid=49]
3. Интернет-ресурс, http://www.insur-info.ru/press/105723].
4. Интернет-ресурс № 5, ins-union.ru/assets/fi1es/2014/obzor rinkaperestraxovania.doc].
5. Интернет-ресурс, http://strahovka.ru/artic1e/1437].
6. Дрогобыцкая К.С., Докукин А.В., Ершов А.С. Современные социально-информационные факторы совершенствования цепей создания ценности // Транспортное дело России. 2013. № 4.
7. Докукин А.В., Борцова Д.Э. Нормативно-управленческие резервы качества комплексных товарно-сервисных предложений на потребительском рынке // Транспортное дело России. 2012. № 6-2
8. Докукин А.В., Ершова Т.Б., Коновалов В.А., Стреха А.А. Основы разработки стандартов информационной безопасности // Стандарты и качество. 2008. № 8.
9. Докукин А.В., Дрогобыцкий А.И. Эволюция организацион-
ных структур повышения качества управления инновационными компаниями // Транспортное дело России. 2011. № 4.
10. Докукин А.В. Стандартизация как инструмент защиты отечественных инноваторов // Век качества. 2009. № 3.
11. Докукин А.В. Обзор иностранных концепций использования стандартизации в интересах инновационного развития // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2012. № 4 (8).
12. Докукин А.В. Адаптация зарубежного опыта стимулирования инновационного развития с помощью стандартизации // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2011. Т. 2. № 2 (2).
13. Докукин А.В., Коновалов В.А. Роль системы технического регулирования в инновационном развитии экономики // Стандарты и качество. 2009. № 2.
14. Ломакин М.И., Докукин А.В. Интеграция российских инновационных предприятий в мировую экономику на основе развития информационного обеспечения стандартизации // Российское предпринимательство. 2012. № 2.
15. Алякин А.А., Докукин А.В., Журавлева Т.Б. Нормативно-управленческие резервы повышения качества информационного обеспечения финансовых услуг на основе парадигмы пертинент-ности // Транспортное дело России. 2012. № 6-2.
УДК 331
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Голиков С.Ю., к.т.н., проректор, Дальневосточный федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье обоснована необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов для инновационной экономики Приморского края в связи с развитием торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ключевые слова: инновационная экономика, профессионально-квалификационная структура, направления подготовки, компетенции.
TRAINING OF SPECIALISTS IN PROFESSIONAL QUALIFICATION STRUCTURE FOR THE INNOVATION ECONOMY OF PRIMORYE
Golikov S., Ph.D., vice-rector, Far Eastern Federal University, e-mail: [email protected]
The article substantiates the need for highly-skilled professionals for the in-novation economy of Primorsky Territory in connection with the development of trade and economic relations with the Asia-Pacific region.
Keywords: innovative economy, professional qualification structure, areas of training, competence.
Масштабные задачи, стоящие перед Приморским краем и всем макрорегионом, требуют значительных финансовых вложений, в первую очередь инвестиционных. Инвесторов должны привлекать реальность, реализуемость проектов, их высокая востребованность и рентабельность. Это относится не только к нефтяной и газовой промышленности, но и к созданию крупнейшей судостроительной базы "ЗВЕЗДА" на "Большом камне", формированию крупнейшего транспортно-логистического кластера, обеспечивающего управление и взаимодействие всех основных видов транспорта, и др. Сюда также относится проект формирования всей портовой инфраструктуры, позволяющей обеспечить существенное увеличение пропускной способности портов макрорегиона и повышение эффективности функционирования всех портовых служб. Это касается качества обработки грузов, сокращение сроков формирования документации и всех процедур проведения погрузочно-разгрузочных работ, что должно ускорить оборачиваемость судов.
Определенное внимание должно быть уделено развитию рыбной отрасли и наряду с ней разведению, добыче и переработке морепродуктов. По расчетам ученых Дальневосточного отделения РАН, это направление должно быть одним из первоочередных. Причины следующие: относительно невысокая капиталоемкость, быстрая окупаемость, постоянный возрастающий спрос, небольшая мировая конкуренция по многим видам морепродуктов, которые добываются у нас, возможность создания нескольких тысяч новых рабочих мест, относительная несложность используемого оснащения.
Для выполнения этих задач необходимо значительное коли-
чество высококвалифицированных специалистов. Привлечение иногородних, а тем более иностранных специалистов сопряжено с большими сложностями, связанными с обеспечением их не только жильем и высокой заработной платой, но и созданием других социально-бытовых условий в виде детских учреждений, школ, организаций здравоохранения, культуры и т.п. Следовательно, основной упор должен быть сделан на подготовку собственных специалистов.
Подготовка специалистов с профессиональным образованием должна вестись по всем уровням и направлениям. Начальное профессиональное образование (НПО) позволяет получить профессиональную подготовку по любой рабочей специальности. Среднее специальное профессиональное образование (СПО) обеспечивает подготовку специалистов по сложным рабочим профессиям по обслуживанию и управлению современным высокотехнологичным оборудованием, машинам и механизмам, а также специалистов младшего звена управления.
Высшее профессиональное образование (ВПО) в соответствии с мировой практикой предполагает двухуровневую подготовку специали-стов, что в общем привело к подготовке трех видов специалистов: бакалавров (4 года обучения), специалистов (5 лет обучения), и магистров (6 лет обучения). Студенты, поступившие на бакалавриат, могут, получив диплом бакалавра, либо трудоустраиваться, либо поступать в магистратуру. Студенты окончившие специалитет, получают диплом специалиста и могут поступать на работу либо в аспирантуру, либо и то, и другое совместно.