• публикации молодых ученых
концепция создания национальной перестраховочной компании
М. С. Давыдова,
Финансовый университет, Москва, Россия http://orcid.org/0000-0003-1009-9932
аннотация
Предмет. В данной статье представлен анализ целесообразности введения в России института государственного перестрахования. Рассмотрены предпосылки создания такой структуры в современных реалиях, обусловленных как внешнеэкономической ситуацией экономических санкций, так и внутренними факторами.
цель. Целью исследования являются предложения по функционированию и развитию Национальной перестраховочной компании в условиях недостаточно высокой емкости и отсутствия прозрачности российского страхового рынка.
Методология. В ходе исследования автором был применен функциональный и системный анализ, статистическая группировка, метод критического мышления, синтез, методы индукции и дедукции, проблемно-ориентированный подход.
результаты. Автором проанализированы этапы и направления развития государственных перестраховочных организаций в Китае, Бразилии и Индии. В перечисленных странах такие компании занимают уверенные позиции и успешно выходят на мировой перестраховочный рынок, часть из них к настоящему моменту уже приватизирована. В результате проведенного исследования предложены возможные условия работы Национальной перестраховочной компании в России с учетом международного опыта и российской специфики.
выводы. Для смягчения последствий серьезных рисков, сопутствующих функционированию Национальной перестраховочной компании в России, необходимо принятие ряда мер, таких как недвусмысленное законодательное закрепление нормативов, касающихся деятельности компании; разработка механизмов, способствующих снижению отрицательного эффекта от конфликта интересов государственного перестраховщика и коммерческих страховых организаций; внедрение эффективной системы внутреннего контроля деятельности данной компании; а также определение развития российского страхового рынка как приоритетного направления в деятельности данной организации.
Ключевые слова: национальная перестраховочная компания; перестрахование; государственное перестрахование; экономические санкции; емкость российского перестраховочного рынка
Для цитирования: Давыдова М. С. Концепция создания национальной перестраховочной компании // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. Вып. 5. С. 150-158. УДК 336.61 JEL G22, G28
DOI 10.26794/2587-5671-2017-21-5-150-158
The concept of creating a National Reinsurance company
M.S. Davydova,
Financial University Moscow, Russia http://orcid.org/0000-0003-1009-9932
abstract
topic. This article presents the analysis of the desirability of introduction in Russia of institution of public reinsurance. There are considered prerequisites for the establishment of such structures in the relevant circumstances, due to both external economic situations of economic sanctions and of internal factors.
Purpose. The purpose of the study is a formulation of proposals concerning functioning and development of the national reinsurance company in the conditions of not enough high capacity and lack of transparency of the Russian insurance market.
Methodology. During the research the author has applied functional and system analysis, statistical grouping, method of critical thinking, synthesis, methods of induction and deduction, problem-oriented approach. Results. The author analyzed the stages and directions of development of state reinsurance organizations in China, Brazil and India. In these countries, such companies occupy a strong position and successfully enter the global reinsurance market; some of them are now privatized. As a result we define possible conditions of work a national reinsurance company in Russia based on international experience and Russian specificity.
conclusions. To mitigate the serious risks attendant to the operation of a national reinsurance company in Russia, it is necessary to adopt a number of measures, such as a clear legislative consolidation of the norms regarding the company's activities; development of mechanisms that reduce the negative effect of the conflict of interests between state reinsurance and commercial insurance companies; introduction of an effective system of internal control of the activities of the company; and determination of development of the Russian insurance market as a priority direction in the activity of named organization.
Keywords: national reinsurance company; reinsurance; government reinsurance; economic sanctions; capacity of the Russian reinsurance market.
Citation: Davydova M. S. The concept of creating a national reinsurance company. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice, 2017, vol. 21, no. 5, pp. 150-158. (In Russ.). УДК 336.61 JEL G22, G28
DOI 10.26794/2587-5671-2017-21-5-150-158
страховой рынок в россии в условиях санкций
В настоящее время страховой рынок в России переживает время глобальных вызовов. Недостаточность капитала российских страховых компаний не позволяет оставлять на собственном удержании крупные риски, ответственность по которым может превышать миллиарды долларов. Как следствие этого, ежегодно более 70% всей перестраховочной премии передается в международные компании. При этом доля премии, передаваемой за рубеж, растет, несмотря на имеющиеся вследствие международных санкций ограничения (табл. 1).
В то же время, по оценкам экспертов, четверть этой суммы приходится на операции «схемного перестрахования». При заключении подобных договоров, очевидно, целью становится не доступ к международному капиталу для обеспечения покрытия по рискам, а вывоз национального капитала из страны. Тогда сам механизм перестрахования в подобных сделках уже отсутствует, поскольку в ответ на уплаченную перестраховочную премию реальной защиты не предоставляется.
Одновременно с этим в связи с экономическими санкциями российские страховые компании столкнулись с невозможностью перестрахования на западных рынках ряда военных, авиационных
Таблица 1
Объем страховых премий (СП), переданных в перестрахование в 2013-2015 гг. / The volume of insurance premiums, transferred to reinsurance in 2013-2015*
Показатель 2013 2014 2015
СП, переданные в перестрахование всего, тыс. руб. 120157653 138447778 120633195
СП, переданные в перестрахование за рубеж, тыс. руб. 83172337 101398235 98 448 995
СП, переданные в перестрахование за рубеж, % от всей перестраховочной премии 73,38 73,23 81,61
* Статистические показатели и информация об отдельных субъектах страхового дела. URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/? PrtId=sv insurance (дата обращения: 15.06.2016).
рисков, а также рисков, приходящих из Республики Крым. По приблизительным оценкам специалистов, объем такой ответственности в настоящее время составляет около 150 млн долл. США.
Не менее значительным вызовом в современных условиях является тот факт, что большинство международных контрактов по перестрахованию крупных и катастрофических рисков из России теперь заключаются с так называемой санкцион-ной оговоркой. В соответствии с данным условием в случае, если осуществление перестраховщиком выплаты по договору повлечет за собой его попадание под новые международные санкции, запреты или ограничения, то, согласно условиям оговорки, перестраховщик не обязан обеспечить покрытие и не несет ответственности по выплатам. Очевидно, что наличие таких условий ставит под удар платежеспособность российских страховых организаций в случае реализации вышеупомянутых условий, а вместе с ними и финансовое благополучие системообразующих российских предприятий.
Другой проблемой является нежелание в целом международных компаний перестраховывать объекты из России. К примеру, известно, что одна из крупнейших европейских перестраховочных компаний — бывший участник облигаторных программ большинства российских страховых организаций — Munich Re с 2016 г. практически полностью прекратила свое участие в облигаторных договорах
перестрахования по российским рискам. При этом некоторые компании готовы заключать перестраховочные полисы с российскими цедентами, но через свои аффилированные организации, часто зарегистрированные в «оффшорных» юрисдикциях. Здесь уже для перестрахователей возникают дополнительные риски при наступлении страховых событий.
Помимо прочего, эксперты отмечают наличие в России значительного количества «недострахо-ванных» объектов наряду с нехваткой достаточной емкости для принятия таких рисков на национальном рынке.
В числе возможных выходов из сложившейся ситуации и путей получения доступа к дополнительному капиталу для покрытия крупных рисков видится несколько решений. Одним из способов может быть развитие механизма привлечения капитала от институциональных инвесторов с финансового рынка. Сущность операции заключается в размещении страховой компанией на фондовом рынке специальных облигаций по катастрофическим рискам, привлекая таким образом капитал для покрытия возможных убытков при возникновении страхового случая1. Инвестор по таким
1 Wegweisende Einführung in die Rückversicherung. Swiss Re. URL: http://www.swissre.com/library/archive/Wegweisende_ Einfuhrung_in_die_Ruckversicherung.html (дата обращения: 01.02.2016).
Таблица 2
Крупнейшие мировые перестраховочные компании по сбору премий, млн долл. США / The world's largest reinsurance company by premiums collection, mln $US*
Объем собранной премии, млн долл. США Сводный k операционной деятельности (combined ratio), %**
Рейтинг 2014 Рейтинг 2013 Компания Брутто-премия 2014 Брутто-премия 2013 Брутто-премия,% изменения 22014 22013 Изменения
1 1 Munich Reinsurance Company 20,337 23,423 -13,2 92,7 92,1 0,6
2 2 Swiss Re, Ltd 20,288 20,670 -1,8 85,4 85,3 0,1
3 3 Lloyd's 13,185 15,594 -15,4 81,3 80,1 1,2
4 5 Berkshire Hathaway Inc. 9,889 7,339 34,7 92,5 86,6 5,9
5 4 Hannover Re 9,607 10,764 -10,7 96,0 95,1 (0,1)
6 6 SCOR S.E. 5,999 6,675 -10,1 91,4 93,4 (2,0)
7 7 Everest Re Group Ltd. 5,749 5,219 10,2 82,8 84,5 (1,6)
8 9 China Re (Group) Corporation 4,459 4,947 0,2 99,6 99,8 (0,2)
9 8 Korean Reinsurance Company 4,837 4,996 -3,2 99,8 97,1 2,7
10 10 PartnerRe Ltd. 4,667 4,590 1,7 86,2 85,3 0,9
11 11 Transatlantic Holdings, Inc. 3,600 3,423 5,2 896 89,8 (0,2)
12 12 GiC of india 2,403 2,356 2,0 109,8 90,2 19,6
13 15 Axis Capital Holdings Ltd. 2,176 2,138 1,8 81,3 82,8 (1,5)
14 17 R+V Versicherung AG 2,091 2,058 1,6 100,3 114,0 (13,7)
15 20 Catlin Group Ltd. 2,076 1,860 12,2 85,8 75,2 106
* Top25Globalnon-lifereinsurancegroups:A. M. Bests'sranking.URL:http://wwwxamermanagementcom/features/2015/09/09/145118. htm (дата обращения: 11.04.2016).
** Коэффициент, отражающий долю дохода от страховых премий, направляемую на осуществление страховых выплат и иных расходов страховой компании. Данный показатель не учитывает доход, полученный от инвестиций.
* BIC - Бразилия, Индия, Китай.
** Administrative Provisions on reinsurance Business 2005; 2010; 2015. URL: http://www.circ.gov.cn/web/site0/tab5168/info4014261. htm (дата обращения: 01.04.2016).
*** Resolution 325; 2015. URL: https://www.lloyds.com/~/media/fi[es/the%20market/communications/market%20bu[[etins/2015/08/ y4917.pdf (дата обращения: 08.04.2016).
**** IRDA. URL: https://www.irdai.gov.in/ADMINCMS/cms/frmGeneral_NoYearList.aspx? DF=RL&mid=4.2 (дата обращения: 15.02.2016).
Таблица 3
Специфические характеристики национальных перестраховочных компаний (НПК) стран BIC / The specific characteristics of national reinsurance companies (SPC) of BIC countries*
Название страны Название компании Описание компании Наличие условия об обязательной цессии, % Преференции местным перестраховочным компаниям / Ограничения на деятельность иностранных перестраховочных компаний
ранее в настоящее время ранее в настоящее время
Китай China Re (Group) Corp. Учреждена в 1949 г., один из учредителей -Министерство финансов КНР. Деятельность как НПК - с 1996 г. Частичная приватизация в 2015 г. 20 (до вступления в ВТО) Отсутствует Да, существенные - до 2010 г." Несущественные
Бразилия IRB Brazil Функционирует с 1939 г. Как НПК - до 2007 г. 100 (до 2007 г.) Отсутствует. Наличие условия о передаче части рисков в «местные» перестраховочные компании"" Да Да
Индия GIC of India Функционирует с 1972 г., как НПК - с 2000 г. 20 5 Да Да""
облигациям получает повышенный доход, но и разделяет со страховой компанией риск реализации страхового события, в случае наступления которого теряет право возврата инвестированных в ценную бумагу средств. Данный механизм уже реализуется в западных странах, однако его имплементация в российских условиях возможна и желательна
лишь при достижении должного высокого уровня развития фондового рынка и экономики страны в целом.
Альтернативным решением по созданию дополнительной перестраховочной емкости на территории Российской Федерации может стать введение института государственного перестрахования.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПЕРЕСТРАХОВОЧНЫХ КОМПАНИЙ
При разработке условий и принципов функционирования такой организации целесообразно учитывать не только российские реалии, но и опыт стран, где такого рода институты уже созданы. Государственные перестраховочные компании в разное время существовали в Китае, Бразилии, Индии, Иране, Белоруссии, странах Африки. Эти организации во всех указанных странах способствовали динамичному развитию страхового сектора, обеспечили необходимую перестраховочную емкость и теперь занимают заметные позиции и на международном перестраховочном рынке.
По данным A. M. Best, в 2014 г. в рентинге крупнейших международных перестраховочных компаний (в котором пока нет ни одной российской) китайская China Re и индийская GIC of India заняли 8-е и 12-е места соответственно, причем по отношению к предшествующему году китайский перестраховщик укрепил свои позиции (табл. 2).
Этапы развития государственных перестраховочных организаций в перечисленных странах имеют свою специфику, обусловленную как степенью развития экономики в стране, так и юридическими аспектами, однако ряд схожих тенденций прослеживается во всех указанных странах (табл. 3).
Китайская компания China Re функционировала как НПК с 1996 г. и на протяжении нескольких лет аккумулировала у себя обязательную цессию от китайских коммерческих страховщиков, установленную законом о страховании КНР в размере 20% [1]. Впоследствии, после присоединения страны к ВТО, передача установленной обязательной цессии была полностью отменена путем последовательного снижения ее доли законодательно на 5% ежегодно вплоть до 2006 г. Такая мера являлась обязательным требованием Международной торговой организации и была призвана обеспечить доступ на китайский перестраховочный рынок международного капитала.
Тем не менее в условиях отсутствия формальных существенных преференций для деятельности местных компаний China Re аккумулирует 30% всей перестраховочной премии из Китая, аналогичную долю на рынке в совокупности удерживают другие местные перестраховочные организации. В конце 2015 г. было проведено IPO China Re на фондовой бирже Гонконга (HKEx). Таким путем была осуществлена необходимая докапитализация и с международного рынка капитала. В настоящее
время компания успешно развивается и принимает на ответственность риски не только из Китая, но и из ряда других стран, в числе которых и Россия2.
Эксперты отмечают наличие в России значительного количества «недострахованных» объектов наряду с нехваткой достаточной емкости для принятия таких рисков на национальном рынке.
В Бразилии на протяжении 70 лет монополистом на рынке перестрахования была государственная перестраховочная компания, одновременно являющаяся регулятором страхового рынка, — IRB Brazil. Как и China Re, заняв прочные позиции на национальном страховом рынке, компания стала частной и оперирует в рамках действия «местной» лицензии3.
Основной задачей при учреждении Национальной перестраховочной компании должно стать создание условий для развития и укрепления всего российского страхового сектора.
На сегодняшний день, перестрахование на бразильском рынке регулируется, в том числе, двумя резолюциями, вступившими в силу в июле 2015 г. Указанные документы утверждают меры, направленные на поддержку национального перестраховочного рынка до 2020 г. В числе условий — ограничения на объем ответственности, передаваемый международным перестраховщикам и связанным с ними аффилированным организациям.
2 Future directions for insurance companies in China 2015. E&Y. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ ey-future-directions-for-foreign-insurance-companies-in-China-2015/$FILE/ey-future-directions-for-foreign-insurance-companies-in-China-2015.pdf (дата обращения: 18.02.2016).
3 Один из трех видов лицензирования в Бразилии, предоставляющий наиболее полный спектр возможностей и полномочий.
Аналогично China Re, несмотря на принятые меры по открытию рынка, IRB по-прежнему аккумулирует у себя 36% перестраховочной премии, а в совокупности с другими бразильскими страховщиками, удерживает 2/3 всего рынка [2], что означает доминирование местного перестраховочного капитала в стране.
В сложившихся новых экономических и политических условиях введение института государственного перестрахования может способствовать ускоренному развитию российского страхового рынка.
На протяжении последних десятилетий серьезные шаги по поддержке страхового сектора предпринимаются и в Индии, с 2000 г. в стране действует перестраховочная компания, полностью находящаяся в собственности государства, — GIC (General Insurance Corporation). Обязательная цессия ответственности по перестрахованию в эту компанию, установленная регулирующим органом IRDA, сохраняется, но по аналогии с China Re ее размер был последовательно снижен с исходных 20% до 5% к настоящему моменту. Компания, как и другие национальные перестраховочные организации BIC, успешно функционирует и на протяжении последних лет удерживает высокие места в рейтингах мировых лидеров по сбору перестраховочной премии.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕРЕСТРАХОВОЧНОЙ КОМПАНИИ В РОССИИ
В России с 2015 г. ведется активная деятельность по проработке условий функционирования государственной перестраховочной компании4. По последним данным, организация будет основана в форме акционерного общества, основным акционером которого выступит Цен-
4 Ранее подобные инициативы выдвигались в 1995 и 2002 гг.
тральный банк Российской Федерации с внесением в уставный капитал свыше 70 млрд руб.
Дискуссионным остается вопрос о специфике деятельности и политике андеррайтинга такой компании, а также перспективах ее развития в целом, включая возможное изменение организационно-правовой формы и состава собственников [3-6]. Большинство экспертов сходится во мнении, что создание такой структуры лишь для насыщения рынка капиталом, необходимым для перестрахования санкционных рисков, не отвечает всем современным вызовам и не решает всех поставленных перед компанией глобальных задач. Капитал государственного перестраховщика целесообразно использовать и для обеспечения перестрахования части системно-значимых крупных промышленных и катастрофических рисков, передаваемых в перестрахование с учетом упомянутой «санкционной оговорки», новых рисков, а также в случае отказа от доли рынка ряда ведущих западных контрагентов.
При этом сама компания может быть через несколько лет частично приватизирована, сохраняя при этом контрольный пакет акций за Центральным банком России. Такое развитие Национальной перестраховочной компании (далее — НПК) будет рациональным и с позиции государства, и с точки зрения потенциальных инвесторов. У государства появится возможность докапитализации компании при сохранении контролирующих функций. Такой шаг позволит рисковать уже меньшим объемом государственных средств и опосредованно средств налогоплательщиков. А инвесторам будет открыт доступ к высоконадежной и доходной инвестиции. При этом положительный социальный эффект может быть усилен при предоставлении в будущем приоритетного права приобретения акций НПК негосударственным пенсионным фондам, испытывающим потребность в надежных доходных активах для исполнения своих обязательств перед гражданами в рамках общего поддержания и развития пенсионной системы Российской Федерации.
Одновременно с этим важно, чтобы учреждение и развитие государственной перестраховочной организации преследовало не только очевидную цель образования инструмента поддержки ряда важнейших для государства страхователей. Появление такой компании может дать толчок ускоренному развитию российского страхового рынка в целом, увеличив его емкость и значимость для международных партнеров.
В то же время ряд экспертов отмечают наличие серьезных рисков, сопутствующих созданию НПК в России:
• принятие неопределенного законодательства и, вследствие этого, вариативность трактовки условий в последующем;
• развитие нерыночных условий и монополизация рынка при одновременно неэффективной и медленной работе самой НПК;
• угроза кумуляции крупных рисков и концентрации в данной компании так называемых «плохих» рисков с высокой убыточностью.
Решением вышеупомянутых вызовов, стоящих как перед НПК, так и перед всеми связанными с ней коммерческими структурами на российском страховом рынке, могут быть нижеперечисленные меры.
1. Законодательное недвусмысленное закрепление нормативов, касающихся деятельности НПК, в том числе по части формирования рыночных условий при приеме обязательной цессии от коммерческих страховщиков, а также порядка урегулирования убытков. Большинство экспертов отмечают необходимость закрепления требования о следовании Национальной перестраховочной компании судьбе прямого страховщика, т.е. необходимости придерживаться условий и тарифов, указанных в прямом договоре страхования. Функционирование НПК должно происходить в рамках принятого порядка делового оборота и не навязывания тарифов и собственной ан-деррайтинговой политики партнерам.
2. Разработка механизмов, снижающих отрицательный эффект от возможного конфликта интересов государственного перестраховщика и коммерческих страховых организаций в случае введения доли обязательной цессии ответственности в НПК. Здесь основные опасения участников рынка вызывает также возможность дальнейшего
повышения нормативов по обязательной передаче части ответственности в данную компанию, наряду с риском участия НПК только в верхних линиях перестраховочного покрытия.
3. Построение эффективной системы внутреннего контроля деятельности данной организации, основанной на принципах «проактивного» подхода управления рисками ORSA (Own Risk and Solvency Assesment) [7, 8].
4. Одновременно с этим законодательно может быть рассмотрен вопрос поддержки российских коммерческих страховых компаний через введение ряда преференций, таких как установление для них «права первого выбора» при передаче части рисков в перестрахование.
5. Основной задачей при учреждении Национальной перестраховочной компании должно стать создание условий для развития и укрепления всего российского страхового сектора. Для этого в такую компанию должны быть привлечены профессиональные специалисты высокого класса для проведения андеррайтинга, принятия эффективных решений по ценообразованию, корректировке условий договоров перестрахования.
ВЫВОД
Таким образом, в сложившихся новых экономических и политических условиях введение института государственного перестрахования может способствовать ускоренному развитию российского страхового рынка. Анализ и использование международного опыта, построение эффективной системы андеррайтинга, своевременный контроль и развитие системы государственно-частного партнерства в целом будут способствовать созданию благоприятных условий для успешного встраивания Национальной перестраховочной компании в систему функционирования страхового сектора.
список источников
1. Hjalmarsson J. H., Huang D. Insurance law in China. Oxon: Informa law from Routledge, 2015, pp. 3-13.
2. Deepak Godbole. From State Reinsurer to a Professional Reinsurer — Experience of India. 20aAnnual Reinsurance Conference, Moscow, 06.04.2015. URL: http://ins-df.com/arc2016pr (accessed: 16.06.2016).
3. Лайков А. Ю. Пять вопросов о государственном перестраховщике. URL: http://www.insur-info.ru/ analysis/1050/ (дата обращения: 07.03.2016).
4. Цыганов А. А. Поддержка с издержками // Современные страховые технологии. 2015. № 4. С. 75-79.
5. Цыганов А. А. Этика страхового бизнеса в России: реалии и перспективы. // Современные корпоративные стратегии и технологии в России. Сборник научных статей: в 3-х ч. М., 2015. С. 185-189.
6. Кириллова Н. В. Угрозы национальному страхованию и противостоящие им возможности // Финансы. 2012. № 3. С. 40-45.
7. Bennenmann C., Oehlenberg L., Stahl G. Handbuch Solvency 2: Von der Standardformel zum Internen Modell, vom Governance-System zu den MaRisk VA. St: Schäffer-Poeschel, 2011, 319 p.
8. Кириллова Н. В. Финансовая устойчивость и несостоятельность страховых компаний // Страховое дело. 2001. № 5. С. 17-21.
REFERENCES
1. Hjalmarsson J. H., Huang D. (eds). Insurance law in China. Oxon: Informa law from Routledge, 2015. 380 p.
2. Deepak Godbole. From State Reinsurer to a Professional Reinsurer — Experience of India. 20thAnnual Reinsurance Conference, Moscow, 06.04.2015. URL: http://ins-df.com/arc2016pr, Accessed 16.06.2016.
3. Laykov A. Yu., Five questions on state reinsurer. URL: http://www.insur-info.ru/analysis/1050, Accessed 07.03.2016.
4. Tsyganov A. A. Support with the costs. Sovremennye strakhovye tekhnologii = Modern Insurance Technologies, 2015, no. 4, pp. 75-79. (In Russ.).
5. Tsyganov A. A. Ethics of insurance business in Russia: realities and prospects. In Modern corporate strategies and technologies in Russia. Collection of scientific articles: in 3 parts. Moscow: Financial University under the Government of the Russian Federation, 2015. pp. 185-189. (In Russ.).
6. Kirillova N. V. Threats to national insurance and opposing to them opportunities. Finansy = Finance, 2012, no. 3, pp. 40-45.
7. Bennenmann C., Oehlenberg L., Stahl G. Handbuch Solvency 2: Von der Standardformel zum Internen Modell, vom Governance-System zu den MaRisk VA. Sttutgart: Schaffer-Poeschel, 2011. 319 p.
8. Kirillova N. V. Financial sustainability and insolvency of insurance companies. Strakhovoe delo = Insurance Business. 2001, no. 5, pp. 17-21.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Мария Сергеевна Давыдова — магистрант Департамента страхования и экономики социальной сферы, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
ABOUTAUTHOR
Maria Sergeevna Davydova — Graduate Student of the Department of Insurance and Social Economics,
Financial University, Moscow, Russia