Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях'

Кадровое обеспечение реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2058
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / СПЕЦИАЛИСТ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ / ОРГАНЫ / ПО ДЕЛАМ / МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елисеев А. Л.

В статье раскрываются основные подходы к проблеме кадрового обеспечения в сфере государственной молодежной политики, указываются важнейшие компетенции специалиста по работе с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях»

УДК 323-053.6:35.08

Елисеев А.Л.,

кандидат исторических наук, доцент Орловского филиала РАНХиГС,

Орел, Россия

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ

В статье раскрываются основные подходы. к проблеме кадрового обеспечения в сфере государственной молодежной политики, указываются, важнейшие компетенции специалиста по работе с молодежью.

Ключевые слова: молодежная политика, государственная молодежная политика, подготовка кадров, специалист по работе с молодежью, органы, по делам, молодежи.

Молодежная политика любого государства должна являться предметом пристального внимания со стороны органов власти, общества в лице его институтов. Она является деятельностью всего общества и государства по отношению к молодому поколению. Такая политика должна быть всегда нацелена на создание экономических, организационных, правовых гарантий и условий для самореализации личности молодого человека. От успешности достижения этих целей будет зависеть будущее нашей страны.

Государственную молодежную политику следует рассматривать как одно из ключевых направлений решения стратегических задач в сфере обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности России, становления гражданского общества, обеспечения достойных условий жизни граждан.

В этой связи необходима координация деятельности всех институтов общества и государства в рамках выработки согласованных действий в отношении молодежи с учетом интересов развития конкретного общества; консолидация усилий и средств общественных и государственных структур. В этом направлении особую роль должны играть органы по реализации государственной молодежной политики. Они призваны обеспечивать необходимый диалог, сотрудничество между общественными и государственными, политическими институтами и способствовать их привлечению к реализации государственной мо-

лодежной политики. В сферу их компетенции должны входить вопросы, касающиеся прав и интересов молодежи, выстраивание контактов между всеми государственными структурами, в той или иной степени, занимающихся проблемами молодежи и ведение практической работы по тем направлениям молодежной политики, которые функционально не входят в обязанности определенных государственных структур /1/.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая на данный момент является основополагающим актом в социальной сфере Российской Федерации, сформулированы основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны, в том числе и молодежная политика: «Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь» /2/1. Поддержка молодежи, к сожалению, пока не является приоритетным направлением социальной политики Российского государства.

В декабре 2006 года была утверждена «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», которая разработана на период до 2016 года и определяет приоритетные направления, включающие задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов /3/2.

В современных условиях необходимо большее внимание уделять подготовке кадров для государственных структур по реализации молодежной политики. Еще в августе 2003 г. приказом Министерства образования № 3310 в системе высшего образования была введена новая специальность 351800 «Организация работы с молодежью», с квалификацией — специалист по работе с молодежью. Получивший образование по этой специальности должен уметь работать с молодежными сообществами по месту жительства, учебы, работы; вести работу с объединениями молодежи по интересам (профессиональными, творческими, спортивными); взаимодействовать с неформальными группами молодежи; молодежными и детскими общественными объединениями; заниматься профилактикой асоциальных явлений в молодежной среде; уметь реализовывать комплексные меры по поддержке молодых семей, обеспечению их жильем, обзаведением их домашним хозяйством, воспитанию детей; применять информационное обеспечение

и защиту молодежи от информационных угроз; проводить научные исследования проблем молодежи и молодежной политики; обеспечивать взаимодействие с молодежными СМИ; содействовать отдыху, оздоровлению, творчеству молодежи, ее занятости, трудоустройству, предпринимательству; развивать международное молодежное сотрудничества; заниматься гражданско-патриотическим воспитанием молодежи и т. п.

Объектами профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью являются: федеральные, региональные, муниципальные органы исполнительной власти по молодежной политике; учреждения органов по молодежной политике (центры социального обслуживания, социально-психологической помощи молодежи, профориентации, занятости и трудоустройства молодежи, поддержки молодой семьи, молодежные пресс-центры, центры информационного обеспечения, патриотического воспитания, отдыха и оздоровления молодежи, поддержки молодежных объединений и молодежных инициатив, молодежные парламенты, международное молодежное сотрудничество, институты подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, научных исследований проблем молодежи и молодежной политики, молодежные жилищные комплексы); формальные и неформальные объединения молодежи.

Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и развивают кадровый потенциал /4/ 3.

Невозможно совершенствовать молодёжную политику без квалифицированных кадров. Необходимо предусмотреть систему мер поддержки специалистов отрасли молодежной политики для закрепления специалистов для работы с молодежью на селе.

В практике реализации молодежной политики необходимо учитывать разграничение функций государственных органов на федеральном, региональном и местном уровнях. Современное российское законодательство устанавливает разграничение

молодежной политики по территориальному принципу на следующие уровни:

государственная молодежная политика Российской Федерации

молодежная политика субъектов Российской Федерации

молодежная политика местного самоуправления (в районах и городах)

молодежная политика в первичных коллективах, где учится или трудится молодежь

В рамках Федерации и ее субъектов государственная молодежная политика непременно должна согласовываться и координироваться, однако каждый субъект молодежной политики может осуществлять ее дифференцированно с учетом местных конкретных условий и исходя из своих потребностей и возможностей.

На уровне Российской Федерации должна осуществляется разработка федерального законодательства по молодежи, основанного на основополагающих международных принципах, положениях Конституции Российской Федерации, существующего федерального законодательства. Однако в современной России не принят до настоящего времени целостный нормативный акт о молодежи и молодежной политике. В этой связи необходимо проявить законодательную волю и обеспечить принятие соответствующего нормативно-правового акта /5/. На федеральном уровне также необходимо обеспечивать представление интересов молодежи во всех структурах представительной и исполнительной власти; осуществлять подготовку кадров для работы с молодежью; проводить научные исследования по проблемам молодежи в рамках специально созданных научных центров; осуществлять международное сотрудничество в сфере молодежной политики.

В ведении Российской Федерации должны находиться вопросы, связанные с определением общих социально-экономических, политических, правовых начал и направлений государственной молодежной политики, проводимой в пределах Федерации определение основных прав, свобод и обязанностей молодых граждан; установление единых социальных норм и нормативов, определяющих положение молодежи и ее социальное самочувствие, основ правового статуса молодежных объединений; разработка, утверждение и осуществление государственных комплексных и целевых программ в области государственной политики; финансирование мероприятий по молодежной политике из федерального бюджета; установление и осуществление международных контактов по вопросам молодежной политики от имени государства; создание государственных

структур по работе с молодежью; координация деятельности государственных и общественных органов в реализации государственной молодежной политики; организация статистического учета по вопросам жизнедеятельности молодежи и детей; формирование государственно-общественных фондов для поддержки молодежных программ; организация государственного и государственно-общественного контроля за соблюдением законодательства о молодежи, деятельностью государственных органов и общественных организаций по проведению в жизнь молодежной политики; использование государственной собственности, необходимой для реализации молодежной политики; осуществление государственной поддержки молодых граждан, обучающихся, работающих и проживающих за пределами Российской Федерации.

Выполнять роль интегратора и координатора государственных и общественных структур на национальном уровне может только государственная структура с высоким статусом и полномочиями, с правом обязательной экспертизы проектов всех государственных решений, реализация которых может иметь последствия для детей и молодежи. Право экспертизы должно предусматривать, что при отрицательном заключении приостанавливается принятие документа до согласования позиций, по которым имелись возражения.

На уровне субъектов Федерации находится принятие программ по реализации молодежной политики в данном регионе; комплекс решений по региональной государственной молодежной политике в области налогообложения, занятости, труда, отдыха и т.д., относящихся к ведению региона и обеспечивающих условия для реализации государственной молодежной политики; представление интересов молодежи в структуре исполнительной власти.

К ведению субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики законами отнесены следующие вопросы: реализация федеральных законов или основных направлений государственной молодежной политики, а также других законов, касающихся молодежи; участие в реализации общероссийских целевых и иных молодежных программ; разработка самостоятельных программ, направленных на решение молодежных проблем, социальную защиту молодых людей, установление норм социальной поддержки особо нуждающимся группам молодежи, в том числе изменение общефедеральных социальных норм в сторону их повышения за счет местных бюджетных и внебюджетных средств; создание государственных структур для осуществления государствен-

ной молодежной политики; выделение и распределение бюджетных финансовых средств на реализацию молодежной политики; инициативные начала в области труда, образования и иных сфер жизни и деятельности молодежи.

Субъекты Российской Федерации имеют широкие возможности для реализации государственной молодежной политики. Причем каждый из них обладает значительными правами для самостоятельной деятельности в этой сфере. Только по самым основным вопросам они ограничены федеральными законами, нормативами, положениями, но и здесь у них имеются возможности для дифференцированного подхода к применению федерального законодательства.

На муниципальном уровне (город, район): обеспечение выполнения нормативных документов о молодежи, региональной программы «Молодежь» и разработанной на ее основе местной программы; функционирование социальной службы для молодежи; представление интересов молодежи в структурах власти.

Социальные службы для молодежи предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические, профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные, психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-до-суговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.

Полномочия предприятий и организаций, коллективов, в которых работает или учится молодежь, в проведении государственной молодежной политики определены законами в следующих рамках:

осуществление законов Российской Федерации и субъектов Федерации, других законодательных актов по молодежной политике; проявление заботы о труде, образовании, быте, отдыхе, здоровье молодежи, оказание помощи молодым гражданам в решении социально-экономических проблем исходя из местных условий, выделение молодым людям дополнительных социальных благ, которые могут предоставляться без ущерба для коллективов в целом.

Библиографический список

См.: Меркулов П.А. Разработка концепции государственной молодежной политики России в 90-е годы XX века // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 180- 185.

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (в ред. от 08.08.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489.

Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» (ред. от 16.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 25 декабря 2006 г. № 52 (часть III) ст. 5622.

См.: Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика: Философия, история, теория. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М., 2010. С. 71.

См.: Меркулов П.А. Разработка концепции государственной молодежной политики России в 90-е годы XX века // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 180- 185.

1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (в ред. от 08.08.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489.

2 Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» (ред. от 16.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 25 декабря 2006 г. № 52 (часть III). СТ. 5622.

3 См.: Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика: Философия, история, теория. Изд. 3-е, перераб. и доп. = М., 2010. С. 71.

Eliseev A.L., e-mail: eliseev.anatoly@gmail.com, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation of the Orel branch

PERSONAL MAINTENANCE OF STATE YOUTH POLICY AT THE FEDERAL, REGIONAL AND MUNICIPAL LEVELS The article reveals the main approaches to the problem of staffing in the state youth policy; it specifies the most important skill of the art to work with youth.

Keywords: youth policy, state youth policy, staff training, a specialist in working with youth, youth affairs offices.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.