Научная статья на тему 'Социальные инвестиции в молодежной политике и инфраструктуре молодежной сферы'

Социальные инвестиции в молодежной политике и инфраструктуре молодежной сферы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
807
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ИНФРАСТРУКТУРА МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Глухова Марина Федоровна

В статье рассматривается сущность социального инвестирования в молодежный социум в связи с особенностями развития молодежной политики, ее инфраструктуры и функционирования молодых людей в современном обществе. Автор считает, что социальные инвестиции активно реализуются в деятельности учреждений по делам молодежи, обеспечивая инновационное развитие молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Investments in Youth Policy and Infrastructure of Youth Field

The article refers to the essence of social investment in youth society due to the specific traits of development of youth policy, its infrastructure and activities of young people in the modern society. The author considers that social investments are actively applied in the activities of organizations working in the sphere of youth policy and it guarantees innovational development of youth policy.

Текст научной работы на тему «Социальные инвестиции в молодежной политике и инфраструктуре молодежной сферы»

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1

Социология

УДК 316.334.4

Социальные инвестиции в молодежной политике и инфраструктуре молодежной сферы

Глухова М.Ф.

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры управления социальными процессами Московского городского университета управления Правительства Москвы

В статье рассматривается сущность социального инвестирования в молодежный социум в связи с особенностями развития молодежной политики, ее инфраструктуры и функционирования молодых людей в современном обществе. Автор считает, что социальные инвестиции активно реализуются в деятельности учреждений по делам молодежи, обеспечивая инновационное развитие молодежной политики.

Ключевые слова: молодежная политика, инфраструктура молодежной политики, социальное инвестирование, социальное кредитование, социальные эффекты.

Процессы трансформации и модернизации обусловили качественное преобразование молодежной политики, которая в начале XXI столетия позиционируется в числе приоритетов государственной деятельности Российской Федерации и формируется как самостоятельная отрасль, координируемая органами государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Приобретение молодежной политикой значительной доли самостоятельности продиктовано ее социальной ориентированностью на «создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие кадрового потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны» [1], востребованностью в российском обществе (актуальностью «поддерживающих» и «помогающих» мер и мероприятий в целях «выравнивания» стартовых возможностей юношей и девушек на пороге самостоятельной жизни и в решении вопросов социально-личностного характера (образование, работа, здоровье, семья, жилье, досуг и т.д.), иерархичностью (взаимодействием государственной, общественной и государственно-общественной составляющих, федеральной и региональных организационных структур), самодостаточностью (совершенствованием системы управления молодежной политикой со стороны орга-198

нов законодательной и исполнительной власти всех уровней).

Молодежная политика как сложно организованная федерально-регионально-муниципальная система представлена базовыми компонентами, формируемыми и реализуемыми в русле законодательных и подзаконных нормативных актов в данной области государственной политики. Инфраструктура представляет собой организационно-управленческую составляющую в институциональной иерархии молодежной политики. В ракурсе современных государственных приоритетов и стратегических прогнозов развития на среднесрочную перспективу инфраструктура молодежной политики приобретает новые системные качества и становится основным ресурсом государственной политики, который оказывает непосредственное и целенаправленное преобразующее, социализирующее воздействие на представителей молодежного социума.

Под инфраструктурой молодежной политики понимается специфичным образом организованная социальная инфраструктура, предназначенная для социализации молодежи, решения проблем молодежного социума в рамках государственных мер и общественных инициатив как «система необходимых для жизнеобеспечения молодежи объектов (зданий, строений, сооружений), а также организа-

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1

ций, которые осуществляют деятельность по охране здоровья, образованию, воспитанию, социальному обслуживанию, физическому, духовному и нравственному развитию молодых граждан, обеспечению их занятости и удовлетворению их общественных потребностей» [2, с. 53].

В своем развитии за постсоветский период инфраструктура сферы молодежной политики претерпела значительные преобразования, причинно обусловленные целями, задачами, средствами и возможностями (материальными, информационными, профессиональными), которыми располагало российское государство и общество для решения, а чаще всего в целях кратковременного снятия остроты молодежных проблем. Актуальное состояние инфраструктуры необходимо определять с позиции нормативно-правового, организационно-функционального, материально-ресурсного, содержательно-технологического, профессионально-кадрового обеспечения условий ее становления в контексте институционального развития молодежной политики.

Функционируя в виде системы региональных и муниципальных учреждений органов по делам молодежи, социальная инфраструктура решает две группы задач. Задачи стратегического характера концептуально обусловлены федеральными приоритетами государственной составляющей молодежной политики в части «вовлечения молодежи в социальную практику; развития созидательной активности молодежи; интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества» [3], ее региональной направленностью на обеспечение стабильного развития молодежного социума «с оказания помощи и опеки молодежи на активное воспитание и вовлечение молодых людей в общественное и государственное строительство и предоставление социального кредита на саморазвитие» [4, с. 12]. Тактический характер задач второй группы отражает в полном объеме сущность социальнопроблемного пространства молодежной политики, переводит практические акценты с федерального на уровень субъектов Российской Федерации в плоскость осуществления основных видов работ с молодежью в рамках деятельности учреждений органов по делам молодежи (социально-профилактической, производственно-трудовой, социально-реабилитационной, социально-бытовой, информационной, спортивно-оздоровительной, культурно-массовой, консультационной).

Тенденции в развитии молодежной политики свидетельствуют о том, что молодежь необходимо рассматривать как субъект общественной жизни, равноправного участника модернизации всех областей экономического, политического и социокультурного пространства России. Социальная исключительность молодежного социума наиболее ярко проявляется «в условиях стремительно изменяю-

Социология

щейся реальности, требующей столь же быстрой адаптации», так как именно в этот момент «активизируется инновационный потенциал молодежи, формируется достиженческая направленность мотивации, предприимчивость становится нормой поведения» [5, с. 56]. Однако нельзя забывать о том, что в условиях трансформирующегося общества ресурсный потенциал молодежи (интеллектуальный, социокультурный, трудовой, профессиональный, демографический) активно нуждается в поддержке, так как «лишенные традиционных форм защиты, т.е. определенности молодые люди оказываются один на один с неопределенностью, непредсказуемостью и риском» [6, с. 43]. В этом случае ответственность за подготовку и реализацию механизмов социальной поддержки берет на себя молодежная политика.

Современная молодежная политика в силу ограниченности средств вынуждена их рационально использовать и рассчитывать на взаимную отдачу от вложенных инвестиций в виде социальных эффектов со стороны молодежного социума.

Представление о важности социального инвестирования в молодежь появилось на рубеже XX и XXI столетий в связи с пониманием явной ограниченности патернализма в отношении к молодежи, результаты которого быстро проявляются в иждивенчестве, безразличии, безнравственности, безответственности, моральной жестокости как стратегиях социального поведения молодых людей в современном обществе.

Идея социальных инвестиций в молодежь не нова - она неоднократно выдвигалась в российской молодежной политике. При разработке проекта Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1999 г.) эта концептуальная мысль рассматривалась в числе наиболее отвечающих реальному состоянию молодежного социума в России и на ближайшую перспективу социально-экономических и социально-политических преобразований. Прямое указание на смену социальных приоритетов имеется в «Доктрине государственной молодежной политики» (2004 г.): «необходимо отказаться от создания специальных привилегированных условий для молодежи ... и принять в качестве основы стимулирование активности молодежи в различных сферах, выработку механизмов участия государства в процессах социализации» [7, с. 594]. Позиция государства, выступающего в роли «адресного и системного инвестора» и осуществляющего целенаправленное вложение средств в молодежь, должна подкрепляться ответными действиями в виде эффективной отдачи со стороны молодежного сообщества - молодежь должна научиться понимать, что она ничего не получает от государства просто так, без взаимных обязательств.

Социальные инвестиции в молодежь - это вклад государства и общества в социальное развитие мо-

199

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1

Социология

лодых людей на разных этапах их социализации. Инвестиции в молодежь можно рассматривать как своего рода социальное кредитование. Социальные кредиты - это условное обозначение материализованных специальных мер поддержки инициатив молодежи, талантливых юношей и девушек, оказания услуг по профориентации и трудоустройству, обучения молодых родителей и т.д.

Особенность социального инвестирования обусловлена степенью или мерой включенности в него двух взаимосвязанных и взаимозависимых сторон. Государство и общество принимают на себя обязательства оказывать социальную поддержку разным категориям и группам молодежи в процессе их социализации (социально благополучным группам и уязвимой в социальной плане молодежи). Включаясь в систему социального кредитования, молодежь на добровольной и безвозмездной основе принимает меры ресурсного обеспечения процессов собственной жизнедеятельности со стороны государственной политики и общественных структур. Необходимой стороной данного процесса является обязательность определенных усилий молодых людей в целях собственного саморазвития, самореализации для достижения соответствующих результатов и реальной отдачи на вложенные государственные или общественные социальные инвестиции.

К количественным и качественным результатам функционирования молодых людей (соответствующих ожиданиям молодежной политики от реализуемых ею мер в отношении молодых граждан страны) относим: демографический прирост населения, воспитание детей в полных семьях ответственными молодыми родителями, заботу о старшем поколении со стороны молодых людей, образованность и постоянное стремление к дополнительным знаниям, карьерное развитие и профессиональные достижения молодежи, информационную подготовленность, следование нормам здорового образа жизни и поддержку собственного здоровья, неприятие социальных деструкций на личностном и общественном уровнях, социально-культурную ориентированность, наличие развитых патриотических чувств и качеств, готовность к добровольческому труду, сформированность социально-ценностных личностных качеств, интерес к участию в общественной жизни, готовность к самообеспечению собственной жизни и своей семьи и др.

Каких социальных инвестиций от государства ожидает молодежь? Каким образом учитывается мнение молодежи при проектировании социальных инвестиций? Какой отдачи от российской молодежи в связи с вложенными социальными инвестициями реально может ожидать государство? Могут ли результаты социального функционирования молодых людей быть пропорциональны вложенным результатам? Ответы на данные вопросы находятся в

дискурсивной плоскости, так как в настоящее время инвестиционные механизмы реализуются только в одном направлении - со стороны государства и общества в связи с тем, что значительная часть молодежи в силу своей социальной незрелости не готова к сознательному восприятию и ответственному отношению к предлагаемым формам и средствам социальных инвестиций. Предпочитаемые юношами и девушками модели жизненной самореализации -«нигилистская (безразличие к будущей работе, разочарования в избранной профессии, в возможностях профессиональной карьеры; ориентация на неформальные группы, бесконтрольную свободу выбора); карьеристская (сочетание стремления к успеху и поиску нужных связей; следование установкам - на работу по специальности, ориентирам - минимум свободы, максимум социальной защищенности); потребительская (стремление к комфортным условиям быта и досуга); перспективная (установки на создание крепкой и счастливой семьи, профессиональное самосовершенствование и потребность быть полезным)» [8, с. 187], еще раз подчеркивают неоднородность, противоречивость, расслоенность молодежного сообщества. Полярность различий в ценностных ориентирах юношей и девушек, жизненных планах и перспективах не должны ограничивать меру заботы общества о своем поколении, а наоборот наращивать «социальные вклады», так как «молодежь - это будущее общества, его будущее состояние... в лице молодежи будущее существует в настоящем» [9, с. 40-41]. Забота о будущем обществе в образе его настоящего состояния «многополярного, противоречивого молодежного социума» становится основной целевой установкой в работе с молодежью.

Обоснованно также говорить о том, что социальное инвестирование, не имея необходимой и достаточной нормативно-правовой базы для полноценного внедрения в практику работы с молодежью, активно реализуется в виде специфичных «поддерживающих» и «помогающих» механизмов и средств в условиях учреждений органов по делам молодежи региональной инфраструктуры молодежной политики.

В 2010 г. Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации были проведены мониторинговые исследования с целью изучения регионального опыта работы с молодежью в рамках Всероссийского конкурса учреждений органов по делам молодежи. В исследовании приняло участие тридцать одно учреждение инфраструктуры сферы молодежной политики (региональный и муниципальный уровни).

Полученный эмпирический материал позволил представить общую картину состояния молодежного социума, нуждающегося в разном объеме поддерживающих мер со стороны инфраструктуры реги-

200

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1

Социология

ональной молодежной политики, а также составить перечень наиболее актуальных инвестиционных средств, дающих стойкий положительный эффект.

Для благополучной в социальном плане молодежи, ориентированной на саморазвитие, самопроявление, самореализацию и самоорганизацию, инфраструктура использует поддерживающие средства в целях реализации потенциальных возможностей девушек и юношей в социально-экономической сфере, общественно-политической, творческой и спортивной: 1) программы профессионального обучения и ориентации молодежи, содействия временному и постоянному трудоустройству (услуги молодежных центров профессиональной ориентации и трудоустройства, молодежных бирж труда); 2) профильные программы и целевые проекты, инновационные технологии развития интеллектуального, творческого, физического потенциала молодежи (услуги специализированных молодежных центров и клубов; 3) информационные технологии по созданию теле- и радиопередач, социальной рекламы, печатной продукции (услуги центров информации для молодежи); 4) программы, мероприятия, техники по оздоровлению, привлечению к занятиям физической культурой и спортом (услуги физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов); 5) инициативные проекты, социальные программы добровольческой деятельности в открытой среде (услуги центров молодежных инициатив, поддержки молодежных общественных объединений) и др.

Реалии современной жизни демонстрируют неоднородность молодежного сообщества, наличие большого числа молодых людей, объективно нуждающихся в разнообразных мерах государственной и общественной помощи, активном профессиональном содействии в решении социальных проблем в связи с неблагополучием в молодежной среде. В рамках исследования региональной молодежной политики были выявлены: 1) показатели, по которым достаточно большая часть молодежной группы становится объектом социальных инвестиций со стороны учреждений инфраструктуры молодежной политики; 2) типичные группы и проблемы молодежи в связи с особенностями функционирования в микро-, мезо- или макросоциальном пространстве российского общества.

Препятствуют адекватной возрасту социализации и более всего способствуют развитию социальной уязвимости молодых людей следующие условия их жизнедеятельности и жизнеустройства: неблагополучная семья, безработица, малообеспе-ченность и т.д. Особенностями социально-личностного развития юношей и девушек, вызывающими неблагополучие, можно считать склонность к употреблению ПАВ, трудный характер, эмоциональные и поведенческие расстройства (пассивность, конформность, конфликтность) и др. Социальный ста-

тус становится существенным дезадаптирующим и дезинтегрирующим фактором для молодых людей с инвалидностью, выпускников интернатных учреждений, молодых семей «группы риска», лиц, освободившихся из мест лишения свободы и др. Воздействия внешней среды также можно рассматривать в качестве своеобразных факторов риска возникновения неблагополучия в молодежной среде: экономические деформации, политическая нестабильность, недостаточность производственной сферы, деструктивный социум, нарушенная экология, неразвитость социальной инфраструктуры и др.

Превалирующими действиями по отношению к неблагополучной или уязвимой в социальном плане молодежи со стороны молодежной политики становится оказание социальной помощи и социальной поддержки в целях их социального выравнивания и дальнейшей интеграции юношей и девушек в общественную, социально-экономическую, культурную жизнь общества. В этом случае механизмы социального инвестирования имеют более сложный, дифференцированный характер, т.е. они в виде специальных адресных индивидуально-ориентированных мер должны точечно воздействовать на причину неблагополучия или фактор риска, область социальной уязвимости, объективно сложившуюся трудную жизненную ситуацию (информационной и консультативной помощи, льгот, социальных услуг, профильных программ, поддерживающих проектов, адресных предложений, целевых мероприятий).

На молодежь регионального социума с разной степенью социального неблагополучия распространяются меры помощи и поддержки, оказываемые в региональных и муниципальных учреждениях органов по делам молодежи: 1) программы содействия молодым людям, находящимся в трудной жизненной ситуации; медико-психолого-педагогическое, юридическое консультирование и информирование (услуги центров социальной реабилитации и социально-психологической помощи молодежи, консультационных и информационных центров, телефонов психологической помощи молодому населению); 2) обучающие и развивающие программы; социальные адресные проекты помощи и поддержки молодых семей «групп риска» (услуги центров молодых семей, центров комплексного социального обслуживания молодежи, центров социальной поддержки молодых семей); 3) программы и проекты по профилактике алкоголизма, наркомании, правонарушений среди молодежи, по организации социально-культурного досуга юношей и девушек; социальное информирование и социально-медицинское консультирование; адресные социально-психологические технологии (услуги центров профилактики и реабилитации, центров социально-психологической помощи молодежи).

Молодежь становится адресатом целевого государственного социального инвестирования, ори-

201

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1

Социология

ентированного на повышение доли экономически и социально активного молодежного населения страны, закрепление демографических показателей последних лет, формирование ценностей семьи и семейного воспитания, усиление направленности на здоровый образ жизни, уменьшение десоциализированной молодежи из числа молодых людей «с особым статусом». Реализация инфраструктурой молодежной сферы востребованных и доступных услуг в виде проектов, программ, предложений отражает социальную сущность инвестирования, направленность на поддержку ресурсов, потенциалов молодежи, развитие ее субъектности, активности и самостоятельности.

Литература:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.

2. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (проект) // Молодежная политика в современной России: проблемы и пути решения: аналитический вестник. - 2001.

- № 10 (141). - 97 с.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 18 декабря 2006 г. № 1760-р // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52 (часть III).

- Ст. 5622; 2008. - № 11 (часть II). - Ст. 1059.

4. Концепция проекта новой редакции Закона города Москвы «О молодежи». - М., 2008. - 32 с.

5. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи: монография. - М.: Academia, 2008. - 272 с.

6. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции: монография. - М.: Academia, 2009. - 320 с.

7. Доктрина государственной молодежной политики (проект; вариант апреля 2004 г.) // Российская молодежь: Проблемы и решения: коллективная монография / Н.Е. Тихонова, М.К. Горшков, М.П. Мчедлов и др. - М.: Центр социального прогнозирования, 2005. - 648 с.

8. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: учебник. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 430 с.

9. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи: монография. - СПб.: Архей,

2008. - 336 с.

Social Investments in Youth Policy and Infrastructure of Youth Field

M. Glukhova

The Moscow city university of management of the Government of Moscow

The article refers to the essence of social investment in youth society due to the specific traits of development of youth policy, its infrastructure and activities of young people in the modern society. The author considers that social investments are actively applied in the activities of organizations working in the sphere of youth policy and it guarantees innovational development of youth policy.

Key words: youth policy, infrastructure of youth policy, social investment, social financing, social effects.

202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.