Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение аграрного сектора в депрессивных регионах'

Кадровое обеспечение аграрного сектора в депрессивных регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТРУДООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕ-РЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асмус Татьяна Юрьевна, Воловая Елена Владимировна, Жигалова Оксана Валерьевна

В статье отмечается, что огромные социально-экономические издержки безработицы вызывают необходимость ее регулирования на государственном и региональном уровнях, что предусматривает эффективное функционирование системы трудоустройства и переподготовку сельских кадров по линии государственной службы занятости населения, а именно предоставление доступной информации о наличии вакантных мест в организациях АПК, создания гибкой системы материальной поддержки безработных, разработку целевых программ профессиональной ориента-ции молодежи, реализацию программ общественных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение аграрного сектора в депрессивных регионах»

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНАХ

Т.Ю. Асмус, Е.В. Воловая, О.В. Жигалова

Аннотация. В статье отмечается, что огромные социально-экономические издержки безработицы вызывают необходимость ее регулирования на государственном и региональном уровнях, что предусматривает эффективное функционирование системы трудоустройства и переподготовку сельских кадров по линии государственной службы занятости населения, а именно предоставление доступной информации о наличии вакантных мест в организациях АПК, создания гибкой системы материальной поддержки безработных, разработку целевых программ профессиональной ориентации молодежи, реализацию программ общественных работ.

Ключевые слова:. устойчивость производства, инвестиционная, кадровая политика, депрессивные регионы, экономическая эффективность, трудообеспеченность, кадровое обеспечение, демографические процессы, уровень безработицы, повышение квалификации и переподготовка кадров, спрос и предложения рабочей силы, рынок труда, занятость населения, профессиональное и информационное обеспечение.

Устойчивость сельскохозяйственного производства имеет огромное социально-экономическое значение на различных уровнях: народнохозяйственном, региональном, отраслевом, отдельных предприятий и отдельных видов продукции. На уровне хозяйствующих субъектов каждый этап устойчивости влияет на воспроизводственный процесс. Генетическая, экологическая, агротехническая и технологическая устойчивость формируют в целом производственную устойчивость. Эта цепочка взаимодействия проявляется в экономической, финансовой и социальной устойчивости. В результате на предприятиях формируется инвестиционная, кадровая, мотивационная политика, которые влияют на воспроизводство плодородия почвы, производственных ресурсов и тем самым на устойчивость хозяйственной деятельности. Как показывают исследования, даже в условиях рискованного земледелия устойчивость урожая -зерновых культур на 72% зависит от организационно-экономических факторов и только на 28% - от природно-климатических условий. Это свидетельствует, что в механизме управления устойчивости главную роль играют экономические факторы и кадровая политика. Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства невозможно без формирования эффективной кадровой политики.

Кризис аграрного сектора в годы реформ не мог не сказаться на кадровом потенциале. Не умаляя значимости финансовых ресурсов, трудовые ресурсы были и остаются основной производительной силой, способной привести в движение все остальные ресурсы. Кроме того, в депрессивном регионе обеспечение ускоренного развития аграрного сектора связано с изменением отраслевой структуры экономики, а значит, требует совершенствования политики кадрового обеспечения, структурных изменений.

Низкая экономическая эффективность работы, неудовлетворительные условия труда и его оплаты во многих сельскохозяйственных организациях отразились на составе и структуре трудовых ресурсов в аграрной сфере Ульяновской области. Само по себе умень-

шение численности и затрат труда в сельском хозяйстве является закономерным положительным явлением лишь при условии соответствующей технической оснащенности. Однако снижение трудообеспеченности происходит на фоне одновременного снижения фактической фондовооружённости труда. Это выражается в невыполнении необходимых сельскохозяйственных работ или в выполнении их не в оптимальные сроки, что приводит к падению объемов производства и снижению производительности труда.

Только в Ульяновской области количество специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в сельской местности уменьшилось на 6,5 тысяч человек. Отсутствует надлежащая система подбора и расстановки кадров руководителей, остаётся высокой сменяемость руководителей, что отрицательно сказывается на результатах производственной деятельности. Для многих работников сельскохозяйственных организаций общественный сектор перестал быть основным по сумме получаемых доходов, он служит социальным гарантом том для получения пособия по нетрудоспособности и для будущего оформления пенсии, а также возможностью обеспечить свое подсобное хозяйство кормами средствами производства. Это обстоятельство снижает в конечном итоге стимулы к трудовой деятельности. Такое положение должно быть коренным образом изменено - кадры всегда были решающей силой, а, ставя задачи стабилизации и развития аграрного сектора, их значение повышается. В связи с этим в регионе, муниципальных образованиях и на каждом предприятии должна целенаправленно формироваться кадровая политика, включающая подготовку, подбор, переподготовку, закрепление кадров и эффективное их использование.

Прежде чем предлагать направления совершенствования кадрового обеспечения АПК в новых условиях хозяйствования, остановимся на основных результатах проведенного анализа демографической ситуации, занятости населения и перспективах рынка труда в Ульяновской области, относящейся к депрессивным регионам, что позволит определить ту базу, на которую может опираться аграрный сектор в перспективе.

Динамика демографических процессов в Ульяновской области, как и в целом в Российской Федерации, остается неблагополучной. Коэффициент рождаемости в 2013 году составил 11,6 чел на 1000 населения. Уровень рождаемости в сельской местности ниже, чем в городской. Коэффициент смертности высок - 14,4, убыль населения составила 2,8 чел. Низкий уровень рождаемости не обеспечивает простого количественного замещения поколений, влечёт за собой дальнейшую убыль населения, сокращение в будущем трудовых ресурсов.

Лишь в 4-х регионах ПФО произошел миграционный прирост - в Саратовской, Самарской, Нижегородской областях и республике Татарстан, причем лишь первый из них относится к категории депрессивных.

Депрессивные регионы имеют высокие показатели безработицы населения. На протяжении нескольких последних лет аутсайдером в ПФО является Ульяновская область, где, не смотря на то, что в 2013 году уровень зарегистрированной безработицы сократился с 1,0% до 0,5%, это, наряду с Кировской областью, худ-

ший показатель среди всех субъектов округа. Тенденция сокращения персонала продолжается в средних и крупных организациях АПК, которые в наименьшей степени перестроили свою работу в соответствии с требованиями рынка, что вынуждает их избавляться от «лишних» работников, занятых на постоянной основе. Безработица в агарном секторе имеет мужское «лицо», так как 50% от общего количества безработных - мужчины. Высокий уровень безработицы связан с профессиональной безграмотностью этой части населения, когда почти половина из них, по данным служб занятости, не имеют профессионального образования.

Меняются не столько количественные параметры безработицы, сколько ее качественные характеристики, а именно: вместо сохранения ненужных предприятиям работников путем увеличения перед ними долгов по заработной плате, загрузки неполный рабочий день, либо «отправки» в административные отпуска, это было на протяжении последних 10 лет, теперь бизнес переходит на другой этап кадрового менеджмента -увольнения персонала в тот момент, когда в нем исчезает надобность, а также расширения временных форм занятости. Это явилось следствием необходимости увеличения реальной заработной платы, повышения требований к качеству работы и усилению финансово-экономической зависимости предприятий от квалификации и производительности труда работников. Будущее предприятий все в большей степени зависит от компетентности и эффективности работы имеющихся сотрудников, а не от их количества.

В то же время уже сейчас складывается напряжённая ситуация по обеспечению региональной аграрной экономики рабочими кадрами. Так, 80% имеющихся вакансий на аграрном рынке труда приходится на рабочие профессии. Мониторинг показывает необходимость повышения квалификации и переподготовки работников большинства предприятий АПК. Спрос на рабочие профессии не случаен. За последние годы резко сократилось количество подготавливаемых специалистов с начальным профессиональным образованием, выпускников профессиональных училищ, бывших в свое время «кузницей» рабочих кадров. Переориентация профессиональных училищ на освоение более престижных профессий и специальностей, проведенная без тщательного анализа перспектив рынка труда, привела к перепроизводству одних специалистов и недостатку других. Возник дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

На основании анализа сложившегося в АПК Ульяновской области можно отметить, что в ближайшие годы на него окажут влияние следующие факторы:

движение рабочей силы по-прежнему будет происходить с некоторым преобладанием выбывших работников над численностью принятых на работу;

большое число сельскохозяйственных предприятий сохранят формы неполной занятости работников;

сохранится низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

сохранится проблема с реализацией механизма взаимодействия рынков труда и образовательных услуг для повышения качества подготовки кадров и улучше-

ния ситуации с занятостью молодых специалистов в сельском хозяйстве;

продолжится высвобождение работников в сельской местности вследствие сокращения потребности в них из-за научно-технического прогресса.

В связи с этим, к числу ключевых задач и проблем сферы занятости в АПК и с целью преодоления состояния депрессивности регионов можно отнести:

обеспечение эффективной занятости населения, прежде всего в сельской местности в связи с высвобождением работников в условиях реформирования АПК;

создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан соответствующей работой;

развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы профессионального обучения с учетом потребностей аграрного рынка, переобучения, переподготовки и повышения квалификации незанятого и работающего населения;

рост мобильности трудовых ресурсов; смягчение социальных последствий высвобождения работников;

совершенствование информационного обеспечения политики занятости.

Это общие задачи, которые необходимо решить в кадровой политике региональной экономики.

Необходимость сделать аграрный сектор депрессивного региона привлекательным для инвестиций и обеспечить воспроизводство и развитие его потенциала требуют формирования адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры.

Список использованных источников

1. Асмус О.В. Развитие аграрного сектора в депрессивных регионах Российской Федерации. Монография. - Ульяновск, 2008.

2. Асмус О.В., Воловая Е.В. Методические подходы к оценке «скрытой» заработной платы в экономике Ульяновской области // Материалы междунар. науч.-методич. конф. «Актуальные проблемы и перспективы развития АПК». - Иваново: ГСХА, 2008.

3. Асмус О.В., Воловая Е.В. Проблемы кадрового обеспечения структурных изменений в экономике Ульяновской области // Материалы междунар. науч.-методич. конф. «Актуальные проблемы и перспективы развития АПК». - Иваново, ГСХА, 2008.

Информация об авторах Асмус Татьяна Юрьевна, кандидат экономических наук доцент кафедры экономики, организации и управления на предприятии ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА. Тел.: 8(499) 195-60-32; e-mail: prognos@mail.ru.

Воловая Елена Владимировна, кандидат экономических наук, директор департамента социально-экономического развития Министерства экономического развития Ульяновской области. Тел.: 8(499) 195-60-32; e-mail: prognos@mail.ru.

Жигалова Оксана Валерьевна, кандидат экономических наук, заместитель директора областного государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт изучения проблем региональной экономики", Правительство Ульяновской области. Тел.: 8(499) 195-60-32; e-mail: prognos@mail.ru.

PERSONNEL SUPPORT OF AGRARIAN SECTOR IN DEPRESSED REGIONS T.YU. Asmus, E.V. Volovaya, O.V. Zhigalova

Abstract. Noted in the article, that huge economic and social costs of unemployment make it necessary to of its regulation at the state and regional levels, that envisages the efficient functioning systems employability and retraining of rural cadres through State Employment Service, namely the provision of accessible information on the availability of vacancies in organizations of AIC, creating a

flexible system of material support for the unemployed, the elaboration of targeted programs of vocational guidance the youth implementation of public works programs.

Keywords: stability of production, investment and personnel policy, depressed regions, economic efficiency, labor provision, staffing, demographic processes, unemployment rate, improvement of professional skill and retraining of personnel, supply and demand of labor force, labor market, employment of the population, professional and information provision.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВЕКЛОСАХАРНОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК

В.И. Векленко, Р.Е. Белкин, О.С. Жмакина

Аннотация. Обоснован прогноз производства сахарной свеклы в областях ЦЧР, основные направления повышения эффективности свеклосахарного производства и других сфер свеклосахарного подкомплекса, государственные меры по развитию крупных сельскохозяйственных предприятий, углублению специализации, обеспечению хозяйствам достаточных для ведения расширенного воспроизводства доходов, регулированию деятельности сахарных заводов, развитию отечественного машиностроения для подкомплекса.

Ключевые слова: свеклосахарное производство, сахарные заводы, государственное регулирование.

Государственное регулирование экономики имеет важное значение в любых условиях ее развития, но особенно необходимым оно является в переходный период к рыночным отношениям. Особенности свеклосахарного подкомплекса в целом и производства сахарной свеклы в частности, связанные с использованием земли, большей потребностью в ресурсах и низкой отдачей от них, низкими и неустойчивыми доходами объективно обуславливают необходимость более значительного воздействия государства на развитие подкомплекса.

Восстановление и поддержка продовольственной безопасности страны в обеспечении сахаром предполагает увеличение объемов его производства из отечественного сырья. Разработка направлений государственной политики для увеличения производства сахарной свеклы приобретает в настоящее время особую актуальность.

На основе проведенных прогнозных расчетов с использованием различных методов определено, что на период до 2020 г. объем производства сахарной свеклы в ЦЧР должен быть увеличен до 18,5-19,0 млн. т при средней урожайности 420-425 ц/га.

Урожайность сахарной свеклы значительно колеблется по годам. С учетом сохранения благоприятных экономических условий средняя относительная колеблемость урожайности, связанная только с изменением благоприятности погодных условий составит 9-10%. Прогнозное значение урожайности сахарной свеклы в неблагоприятных погодных условиях составит 380 ц/га, а в благоприятных - 460 ц/га.

Для обеспечения устойчивого производства сахарной свеклы не менее 18,0 млн. т в неблагоприятных условиях необходимо расширить к 2020 г. ее посевные площади до 465-470 тыс. га. Тогда в благоприятных условиях при более высокой урожайности валовое производство составит 21,5 млн. т, а в среднем - 19,5-20,0 млн. т.

При средней урожайности величина нормативных затрат на возделывание сахарной свеклы по ресурсосберегающей технологии должна составить свыше 50 тыс. руб. на 1 га посевов сахарной свеклы ценах 2014 г.

Средняя проектная себестоимость производства 1 ц сахарной свеклы составит около 120 руб., в неблагоприятных условиях она может возрасти на 9%, а в благоприятных - снизиться более, чем на 7% по сравнению со средним ее уровнем.

Для достижения прогнозных показателей основными направлениями повышения эффективности свеклосахарного производства и других сфер свеклосахарного подкомплекса являются следующие:

1) Концентрация и углубление специализации производства.

2) Ускорение научно-технического прогресса.

3) Переход на ресурсосберегающие технологии.

4) Последовательная интенсификация свеклосахарного производства.

5) Совершенствование организации труда и производства.

6) Совершенствование системы управления производством.

7) Повышение качества работы и продукции.

К основным государственным мерам по развитию крупных сельскохозяйственных предприятий, производящих сахарную свеклу, относятся совершенствование законодательной базы, позволяющая стабилизировать политическую и экономическую ситуацию, снизить барьеры и повысить прозрачность экономической деятельности, государственная поддержка, направленная на снижение стоимости и повышение качества ресурсов, используемых в отрасли.

Воздействие государства на углубление специализации на производстве сахарной свеклы сельскохозяйственных предприятий в сырьевой зоне должно осуществляться путем прямого воздействия на сельскохозяйственные предприятия, а также через сахарные заводы, путем создания государственных транспортных уборочных комплексов, финансируемых за счет государственных средств по сдельным расценкам за 1 т доставленного на сахарный завод сырья, квотированием объемов производства сахарной свеклы с установлением льготного налогообложения в пределах установленной квоты и государственного страхования урожайности сахарной свеклы.

В зонах с наиболее благоприятными условиями необходимо способствовать расширению мощностей перерабатывающих предприятий. Поскольку возделывание сахарной свеклы негативно сказывается на плодородии почв, то необходимым является осуществление государственных мероприятий, направленные на восстановление, сохранение и повышение плодородия почв (мелиорация почв, почвозащитные мероприятия и

др.).

Государственное регулирование формирования рационального сочетания отраслей в сельскохозяйственных предприятиях, специализирующихся на производстве сахарной свеклы должно учитывать, что с увеличением удельного веса пашни на склонах свыше

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.