ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СВЕКЛОСАХАРНОГО ПОДКОМПЛЕКСА В ЦЧР
В.И. Векленко, Л.П. Силаева, Р.Е. Белкин
Аннотация. Определены место и структура свеклосахарного подкомплекса АПК, роль государственных органов в совершенствовании его структуры, управления подкомплексом, прогнозировании его развития.
Ключевые слова: свеклосахарный подкомплекс, государственное регулирование, области ЦЧР, прогнозирование.
Для достижения одной их основных государственных целей, состоящей в удовлетворении потребностей населения в продуктах питания и получении максимума прибыли предприятиями и организациями, производящими продовольствие, важным инструментом является создание и поддержка деятельности продуктовых подкомплексов АПК, являющихся интегрированными системами рыночных отношений, где каждый из ее элементов работает на общий конечный результат. Продуктовые подкомплексы позволяют объединить отрасли сельского хозяйства, переработки и торговли в едином воспроизводственном цикле «производство - переработка сырья - реализация готовой продукции - потребление» по признаку специализации производства конечной продовольственной продукции. Используя разработки А.Л. Полтарыхина и других авторов [1. - С. 17], касающихся свеклосахарного подкомплекса, его место и основные составные части можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1).
Рисунок 1 - Место и структура свеклосахарного подкомплекса в АПК
Для формирования эффективного механизма функционирования свеклосахарного подкомплекса Р.В. Солошенко предлагает рассматривать его с позиций системно-синергетического подхода как целостную сложную систему, представляющую совокупность многофункциональных подотраслей, включающих свекло-семеноводство, свекловодство, свеклосахарное производство и реализацию сахара [2. - С. 22].
Решение стратегических задач и повышение конкурентоспособности свеклосахарного подкомплекса, состоящее в совершенствовании его структуры, управлении взаимодействием его составных частей, повышении эффективности функционирования, может быть достигнуто при активном использовании государственными органами экономических рычагов и стимулов, нормативно-правовых документов.
Учитывая федеральное устройство России, ее территориальное деление, многообразие условий и их пригодность для производства сахарной свеклы, основное
государственное влияние на развитие свеклосахарного подкомплекса должно осуществляться на региональном уровне.
Основными структурными элементами свеклосахарного подкомплекса является совокупность предприятий и организаций, производящих семена, сахарную свеклу фабричную, перерабатывающих продовольственное сырье и реализующих сахар. Следовательно, в составе подкомплекса можно выделить четыре однородных групп организаций, которые можно объединить по виду производимой и реализуемой продукции. На уровне региона они могут быть объединены на добровольной основе в свеклосахарный кластер, поскольку все указанные группы организаций имеют общие экономические интересы к производимому продукту - сахару, состоящие в обеспечении его производству конкурентных преимуществ, решению на этой основе многих экономических и социальных проблем.
Преимущества кластерных образований, по мнению Р.В. Солошенко, заключаются в высокой степени интеграции свеклосахарного производства и концентрации использования ресурсов, позволяющих получить си-нергетический эффект от объединения разрозненных процессов для совместного согласованного взаимодействия [2. - С. 35].
Основным интегратором, как считает А.Л. Полта-рыхин, являются сельскохозяйственные товаропроизводители, включая их объединения, как источник формирования сырьевой базы для перерабатывающей промышленности. Совместная деятельность товаропроизводителя и переработчика, по его мнению, будет являться точкой роста, а связующими элементами - представители инфраструктурных звеньев, науки и образования, административных органов власти. Механизмом реализации функции управления кластерной структуры должна являться инновационная деятельность всех участников [1. - С. 21].
Координирующим органом деятельности свеклосахарного кластера, по мнению Р.В. Солошенко, должен быть Совет по координации кластера, выполняющим функции управления, а кластерообразующим предприятием - крупная свеклосахарная компания, выполняющая роль интегратора и реализующая интеграционные процессы на основе координации, сотрудничества, взаимодействия и агротехнологического консультирования [2. - С. 35].
Указанный автор также отмечает, что в деятельности Совета по координации должны участвовать региональные органы власти, которые наравне с общественными организациями (Союзом сахаропроизводителей России) должны способствовать формированию кооперационного и интеграционного взаимодействия при создании кластерного образования.
Как следует из проведенного анализа различных точек зрения на роль и значение свеклосахарного кластера, его формирование и развитие возможно на основе инновационной деятельности его участников, использования достижений науки и научно-технического прогресса, участия в его управлении государственных органов. По нашему мнению, формирование и управление деятельностью Совета или другого организационного формирования по координации деятельности кластерного образования должно осуществляться под руководством и с участием представителей органов власти, поскольку цели и основные задачи свеклосахарного подкомплекса совпадают и сочетаются с государственными.
Концепция регионального развития АПК и формирования в его составе продуктовых кластеров, в том числе свеклосахарного, как считает А.Л. Полтарыхин, является наиболее эффективной экономической и социальной основой прогнозирования. При этом критерием выделения кластера как объекта планирования и прогнозирования служат организационно-экономические отношения при движении продукта от его исходной сырьевой стадии до конечного продукта, необходимого для удовлетворения потребительского спроса [1. - С. 21].
В соответствии с «Концепцией развития свеклосахарного комплекса в Российской Федерации (2008-2020 гг.)», разработанной во ВНИИСС по заказу Союзросса-хара, для удовлетворения не менее чем на 80% спроса на сахар за счет отечественного его производства необходимо увеличить к 2020 г. производство свекловичного сахара в стране по сравнению с 2007-2011 гг. на 1,3 млн. т, или на 37,1%. Для этого необходимо увеличить выход сахара из свеклосырья, снизить расход сырья на 1 т сахара, потери массы свеклы при хранении, повысить сахаристость сахарной свеклы.
Существенно должна возрасти урожайность сахарной свеклы. Ее величина к 2020 г. по сравнению с 20072011 гг. должна увеличиться на 7,8 т/га, или на 24%. Вместе с небольшим расширением посевных площадей это позволит увеличить валовой сбор сахарной свеклы на 7,8 млн. т, или на 26% (таблица 1).
Учитывая оптимальное сочетание потенциальной продуктивности сахарной свеклы и ее технологических качеств, в указанной концепции предусмотрено увеличить долю посевов этой культуры в ЦФО с 55% в 2011 г. до 60% в 2020 г.
В 2007-2011 гг. посевные площади сахарной свеклы в основной части областей ЦЧР достигли и даже превысили их значения, разработанные авторами рассматриваемой концепции. Расширить посевную площадь следует только в Курской области.
Рост же урожайности в ЦЧР и отдельным областям должен быть существенно выше, чем в целом по стране. Если в 2020 г. по сравнению с 2007-2011 гг. в целом по областям ЦЧР рост урожайности должен составить около 40%, то в Курской области - 27%, Липецкой, Тамбовской и Белгородской областях - 38-40%, в Воронежской области - почти 52% (таблица 2).
Таблица 1 - Прогноз производства сахарной свеклы и
Потери массы свеклы при хранении, % 3,5 2,0 -1,5*
Объем заготовок сахарной свеклы, млн. т 26,6 34,1 128,2
Свекловодства
Валовой сбор, млн. т 30,0 37,8 126,0
Урожайность сахарной свеклы, т/га 32,5 40,3 124,0
Сахаристость сахарной свеклы, % 16,5 17,5 +1,0*
Посевные площади под культуру, тыс. га 923 938 101,6
Показатели 2020 г. + к 2007-2011 гг.
Возможности достижения прогнозной урожайности рассмотрим на примере Курской области. Средние отклонения урожайности сахарной свеклы от рассчитанных по тренду для периода с 1951 по 2011 гг. составили 23,4%. Отклонения фактической урожайности от сглаженной, отражающие влияние погодных условий, равняются 11,7%, а сглаженной урожайности от рассчитанной по тренду, учитывающие изменение экономических условий - 17,2%. Таким образом, существенно большее влияние на колеблемость урожайности сахарной свеклы в рассматриваемом периоде оказали экономические условия.
Таблица 2 - Прогноз размещения посевов сахарной свеклы и ее урожайность в областях ЦЧР на 2020 гг.
Показатель Фактически в 2007-2011 гг. Прогноз на 2020 г. Г31 Показатели 2020 г. в % к 2007-2011 гг.
Площадь посева, тыс. га: Белгородская область 96,6 90,0 93,2
Воронежская область 139,4 120,0 86,1
Курская область 90,6 95,0 104,9
Липецкая область 66,4 60,0 90,4
Тамбовская область 95,3 80,0 83,9
Всего по областям ЦЧР 488,3 445,0 91,1
Урожайность, т/га: Белгородская область 30,0 42,0 140,0
Воронежская область 27,0 41,0 151,9
Курская область 33,1 42,0 126,9
Липецкая область 31,8 44,0 138,4
Тамбовская область 31,0 43,0 138,7
Всего по областям ЦЧР 30,1 42,2 140,2
Анализ средней относительной величины отклонения урожайности сахарной свеклы от рассчитанной по тренду в различные периоды показывает, что она имеет тенденцию увеличения. Это свидетельствует о снижении устойчивости производства сахарной свеклы. Такая тенденция обусловлена возрастанием влияния экономических факторов, поскольку средние отклонения сглаженной урожайности от расчетной за рассматриваемый период значительно возросли, а отклонения фактической урожайности от сглаженной - снизились.
белого сахара-песка ^ в Российской Федерации на 2020 гг.
Показатель Фактически в 2007-2011 гг. Прогноз на 2020 г. Г31 Показатели 2020 г. в % к 2007-2011 гг.
Отраслевые
Объем производства свекловичного сахара, млн. т 3,5 4,8 137,1
Самообеспеченность сахаром, % 58,8 80,7 +21,9*
Сахарной промышленности
Выход сахара, % 13,9 14,5 +0,6*
Расход сырья, т свеклы/ 1 т сахара 7,2 6,9 95,8
Таблица 3 - Прогнозные показатели урожайности и ее колеблемости в областях ЦЧР на 2020 г.
Показатели Области В целом по областям ЦЧР
Белгородская Воронежская Курская Липецкая Тамбовская
Урожайность по тренду, т/га 29,2 26,5 27,6 28,9 23,6 27,2
Колеблемость урожайности, % +26,0 +25,2 +34,7 +31,1 +33,5 +28,8
в т.ч. за счет факторов: погодных +8,8 +8,5 +11,7 +10,5 +11,3 +9,7
экономических +24,0 +23,3 +32,1 +28,8 +31,0 +26,7
Урожайность при благоприятных экономических условиях, т/га 36,2 32,7 36,5 37,3 30,9 34,4
Необходимый рост урожайности, % 16,0 25,5 15,2 18,0 39,3 22,3
Отклонения урожайности за счет погодных факторов, ц/га +37 +35 +49 +46 +49 +41
Интервал изменения прогнозной 38-46 38-44 37-47 39-49 38-48 38-46
урожайности, т/га
Прогнозирование урожайности сахарной свеклы по сглаженной кривой приводит к выводу о вероятности дальнейшего повышения ее величины. Однако темпы увеличения должны быть существенно выше, чем сложившиеся фактически в последние годы. Достаточно высокий уровень вероятности роста средней прогнозной величины на 1 т/га в год в 2014-2020 гг. определяется достигнутыми в 2004-2008 гг. высокими темпами ее роста, составившими около 3 т/га.
Прогноз урожайности сахарной свеклы на 2020 г., произведенный по уравнению тренда, составляет 27,6 т/га. Если предположить, что в прогнозном периоде сохранятся благоприятные экономические условия (такие, как сложились в 2008-2011 гг.), то прогнозная урожайность может составить 36,5 т/га, а в случае совпадения их с благоприятными погодными условиями -37,2 т/га.
Для того чтобы получить урожайность, предусмотренную в Концепции развития свеклосахарного комплекса в Российской Федерации, средняя прогнозная ее величина должна быть увеличена не менее чем на 15%. Для обеспечения такого роста урожайности должны быть существенно улучшены экономические условия по сравнению со сложившимися благоприятными условиями в последние годы.
Изменение погодных условий может вызвать колеблемость прогнозной урожайности в пределах +4,24,3 т/га. Поэтому прогнозная величина урожайности сахарной свеклы с высокой вероятностью для экономических расчетов (около 80%) будет находиться в интервале 37-47 т/га.
При ухудшении экономических условий нижняя граница прогнозной урожайности может снизиться до 25 т/га, а в неблагоприятных погодных условиях - до 23-24 т/га.
Проведенные расчеты для других областей ЦЧР показывают, что колеблемость урожайности сахарной свеклы, границы изменения прогнозной урожайности в них несколько ниже, чем в Курской области. Вместе с тем для достижения урожайности, предусмотренной в Концепции развития свеклосахарного комплекса России, рост ее должен составить в Белгородской и Липецкой областях 16-18%, или несколько больше, чем в Курской области, а Тамбовской и Воронежской - 2639%, или значительно больше, чем в Курской области (таблица 3).
Таким образом, повышение урожайности сахарной свеклы до уровня, достаточного для обеспечения населения сахаром отечественного производства на уровне, предусмотренном Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации [4], а также повышение устойчивости ее производства необходимо проведение мер, осуществляемых государственными органами власти, направленных на дальнейшее улучшение экономических условий производства сахарной свеклы.
Список использованных источников
1 Полтарыхин А.Л. Интеграционное развитие свеклосахарного подкомплекса АПК региона //Автор. дис. соиск. уч. ст. докт. экон. наук. - Новосибирск, 2011. - 50 с.
2 Солошенко Р.В. Совершенствование механизма эффективного функционирования свеклосахарного подкомплекса АПК на основе системно-синергетического подхода // Автор. дис. соиск. уч. ст. докт. экон. наук. - Курск, 2013. - 46 с.
3 Концепция развития свеклосахарного комплекса России (2008-2020 гг.) //Сахар. - 2009. - №2. - С. 19.
4 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120 // Собрание законодательства РФ. - 2010.
Информация об авторах Векленко Василий Иванович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)39-40-15.
Силаева Лидия Павловна, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ГНУ ВНИИЭСХ, email: [email protected]
Белкин Роман Евгеньевич, кандидат экономических наук, соискатель ученой степени доктора наук ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)53-15-35.