Научная статья на тему 'Основные направления повышения эффективности государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса АПК'

Основные направления повышения эффективности государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕКЛОСАХАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / САХАРНЫЕ ЗАВОДЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Векленко Василий Иванович, Белкин Роман Евгеньевич, Жмакина Ольга Сергеевна

Обоснован прогноз производства сахарной свеклы в областях ЦЧР, основные направления повышения эффективности свеклосахарного производ-ства и других сфер свеклосахарного подкомплекса, государственные меры по развитию крупных сельскохозяйственных предприятий, углублению специализации, обеспечению хозяйствам достаточных для ведения расширенного воспроизводства доходов, регулированию деятельности сахарных заводов, развитию отечественного машиностроения для подкомплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Векленко Василий Иванович, Белкин Роман Евгеньевич, Жмакина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения эффективности государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса АПК»

flexible system of material support for the unemployed, the elaboration of targeted programs of vocational guidance the youth implementation of public works programs.

Keywords: stability of production, investment and personnel policy, depressed regions, economic efficiency, labor provision, staffing, demographic processes, unemployment rate, improvement of professional skill and retraining of personnel, supply and demand of labor force, labor market, employment of the population, professional and information provision.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВЕКЛОСАХАРНОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК

В.И. Векленко, Р.Е. Белкин, О.С. Жмакина

Аннотация. Обоснован прогноз производства сахарной свеклы в областях ЦЧР, основные направления повышения эффективности свеклосахарного производства и других сфер свеклосахарного подкомплекса, государственные меры по развитию крупных сельскохозяйственных предприятий, углублению специализации, обеспечению хозяйствам достаточных для ведения расширенного воспроизводства доходов, регулированию деятельности сахарных заводов, развитию отечественного машиностроения для подкомплекса.

Ключевые слова: свеклосахарное производство, сахарные заводы, государственное регулирование.

Государственное регулирование экономики имеет важное значение в любых условиях ее развития, но особенно необходимым оно является в переходный период к рыночным отношениям. Особенности свеклосахарного подкомплекса в целом и производства сахарной свеклы в частности, связанные с использованием земли, большей потребностью в ресурсах и низкой отдачей от них, низкими и неустойчивыми доходами объективно обуславливают необходимость более значительного воздействия государства на развитие подкомплекса.

Восстановление и поддержка продовольственной безопасности страны в обеспечении сахаром предполагает увеличение объемов его производства из отечественного сырья. Разработка направлений государственной политики для увеличения производства сахарной свеклы приобретает в настоящее время особую актуальность.

На основе проведенных прогнозных расчетов с использованием различных методов определено, что на период до 2020 г. объем производства сахарной свеклы в ЦЧР должен быть увеличен до 18,5-19,0 млн. т при средней урожайности 420-425 ц/га.

Урожайность сахарной свеклы значительно колеблется по годам. С учетом сохранения благоприятных экономических условий средняя относительная колеблемость урожайности, связанная только с изменением благоприятности погодных условий составит 9-10%. Прогнозное значение урожайности сахарной свеклы в неблагоприятных погодных условиях составит 380 ц/га, а в благоприятных - 460 ц/га.

Для обеспечения устойчивого производства сахарной свеклы не менее 18,0 млн. т в неблагоприятных условиях необходимо расширить к 2020 г. ее посевные площади до 465-470 тыс. га. Тогда в благоприятных условиях при более высокой урожайности валовое производство составит 21,5 млн. т, а в среднем - 19,5-20,0 млн. т.

При средней урожайности величина нормативных затрат на возделывание сахарной свеклы по ресурсосберегающей технологии должна составить свыше 50 тыс. руб. на 1 га посевов сахарной свеклы ценах 2014 г.

Средняя проектная себестоимость производства 1 ц сахарной свеклы составит около 120 руб., в неблагоприятных условиях она может возрасти на 9%, а в благоприятных - снизиться более, чем на 7% по сравнению со средним ее уровнем.

Для достижения прогнозных показателей основными направлениями повышения эффективности свеклосахарного производства и других сфер свеклосахарного подкомплекса являются следующие:

1) Концентрация и углубление специализации производства.

2) Ускорение научно-технического прогресса.

3) Переход на ресурсосберегающие технологии.

4) Последовательная интенсификация свеклосахарного производства.

5) Совершенствование организации труда и производства.

6) Совершенствование системы управления производством.

7) Повышение качества работы и продукции.

К основным государственным мерам по развитию крупных сельскохозяйственных предприятий, производящих сахарную свеклу, относятся совершенствование законодательной базы, позволяющая стабилизировать политическую и экономическую ситуацию, снизить барьеры и повысить прозрачность экономической деятельности, государственная поддержка, направленная на снижение стоимости и повышение качества ресурсов, используемых в отрасли.

Воздействие государства на углубление специализации на производстве сахарной свеклы сельскохозяйственных предприятий в сырьевой зоне должно осуществляться путем прямого воздействия на сельскохозяйственные предприятия, а также через сахарные заводы, путем создания государственных транспортных уборочных комплексов, финансируемых за счет государственных средств по сдельным расценкам за 1 т доставленного на сахарный завод сырья, квотированием объемов производства сахарной свеклы с установлением льготного налогообложения в пределах установленной квоты и государственного страхования урожайности сахарной свеклы.

В зонах с наиболее благоприятными условиями необходимо способствовать расширению мощностей перерабатывающих предприятий. Поскольку возделывание сахарной свеклы негативно сказывается на плодородии почв, то необходимым является осуществление государственных мероприятий, направленные на восстановление, сохранение и повышение плодородия почв (мелиорация почв, почвозащитные мероприятия и

др.).

Государственное регулирование формирования рационального сочетания отраслей в сельскохозяйственных предприятиях, специализирующихся на производстве сахарной свеклы должно учитывать, что с увеличением удельного веса пашни на склонах свыше

3 "удельный вес посевов сахарной свеклы должен снижаться, а доля кормовых культур - возрастать.

Роль государственных органов в концентрация производства сахарной свеклы и углубление разделения труда, развитии кооперации заключается в укреплении научного и образовательного потенциала, развитии инфраструктуры, связанной с деятельностью финансово-кредитных организаций, обслуживающих организаций и др.

Для стимулирования развития производства сахарной свеклы государственная политика должна включать не только совокупность мероприятий, направленных на увеличение объемов ее производства, но и получение хозяйствами достаточных для ведения расширенного воспроизводства доходов.

Для повышения прибыльности сельскохозяйственного производства государство должно обеспечить такой уровень цен на сахарную свеклу, когда затраты окупаются, а также создать условия для снижения себестоимости производства путем выплаты прямых субсидий.

Ценовая политика регулирования при производстве сахарной свеклы содержит только косвенные меры, включающие воздействие на рынок сахара, поддержку сахарных заводов с рекомендациями по уровню цен на закупку сырья. С учетом требований ВТО должен использоваться такой способ поддержки цен, как компенсации производственных издержек, заключающийся в компенсации производителям разницы между средними ценами и издержками.

Для повышения привлекательности и решение вопросов финансирования отрасли государственная политика должна предусматривать коррективы в налогообложении, в частности предоставление налогового кредита, увеличение периода погашения долговых обязательств в свекловодстве до одного года, выделение льготных долгосрочных кредитов за счет бюджетных средств, разработку специальных государственных программ поддержки убыточных предприятий и начинающих производство сахарной свеклы, финансирования важнейших мероприятий в свекловодстве, финансирования текущей деятельности свеклосеющих хозяйств, созданию условий для формирования совместных предприятий с долевым участием иностранного капитала, развитие лизинговых операций. Государством должны быть созданы условия для использования в свеклопроизводящих хозяйствах кредитов и коммерческих банков, заключающиеся в развитии ипотечного кредитования и совершенствовании залоговой системы, формировании и поддержке специальных кредитных учреждений, занимающихся финансированием свеклосахарного комплекса.

Для финансирования средних и мелких предприятий, производящих сахарную свеклу, государство должно способствовать развитию кредитных кооперативов и поддерживать их деятельность, которая направлена на повышение эффективности свеклосахарного производства.

Для создания условий снижения затрат труда на 1 га посева сахарной свеклы государство должно развивать и поощрять работу научно-исследовательских учреждений, заключающуюся в усовершенствовании технологии выращивания, поддерживать структурно-технологической модернизации сельского хозяйства за счет субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам и др.

Государственное регулирование деятельности сахарных заводов позволяет реализовать государствен-

ную политику по отношению к свеклосахарному подкомплексу в целом. Для этого необходимо совершенствовать структуру свеклосахарных агропромышленных объединений за счет ее расширения, а также регулирование их деятельности за счет решения финансовых проблем. Государственные мероприятия должны быть направлены на формирование вокруг сахарных заводов холдинговых объединений, способствующих развитию самих заводов и свеклосеющих хозяйств.

К основным мерам государственных органов по отношению к сахарным заводам следует отнести квотирования и лицензирование их деятельности, выделение субсидий для повышения конкурентоспособности их продукции, эффективности функционирования сырьевых зон. Государственные меры в отношении перерабатывающих предприятий должны включать налоговые льготы в отношении суммы прибыли, выделенной на техническую модернизацию сахарных заводов и их сырьевых зон, выделение субсидий на хранение продукции и сглаживания сезонности ее предложения на рынке, установление гарантированных и интервенционных цен на сахар для обеспечения достаточными доходами нормально работающие предприятия.

Государство должно способствовать развитию отечественного машиностроения для развития свеклопере-рабатывающих предприятий, капитальные вложения на обновление основных средств, на внедрения прогрессивных технологий переработки свекловичного сырья, решить вопросы защиты окружающей среды.

Для регулирования рынка сахара и поддержки развития предприятий сахарной промышленности, в целях улучшения функционирования свеклосахарного под-комлекса необходимы, с одной стороны, значительные защитные барьеры, а с другой - стимулирование внутреннего производства. В настоящее время необходимо создать условия для развития свеклосахарного производства через сбалансированную структуру рынка.

Предложенный проект государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса АПК позволит существенно повысить эффективность производства сахарной свеклы, обеспечить достаточный уровень рентабельности для устойчивого расширенного воспроизводства в отрасли, производить сахар в основном из отечественного сырья, повысить эффективность перерабатывающих предприятий, конкурентоспособность сахара на внутреннем и внешних рынках, восстановить продовольственную безопасность, решить многие социальные вопросы.

Список использованных источников

1 Салтык И.П. Экономические проблемы функционирования свеклосахарного подкомплекса АПК: на материалах Центрально-Черноземного региона / И.П. Салтык; Ин-т экономики РАН. - М.: Наука, 2009. - 511 с.

2 Государственная поддержка производства сахарной свеклы / Р.Е. Белкин, Е.В. Векленко, А.А. Золотарев, А.В. Михилев // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии . - 2014. - №2. - С. 15-17.

3 Совершенствование государственного регулирования рынка сахара в России / Р.Е. Белкин, Е.В. Векленко, И.И. Степкина // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 3. - С. 14-16.

4 Эффективность совершенствования государственного регулирования свеклосахарного подкомплекса в областях ЦЧР / Р.Е. Белкин, Е.В. Векленко, Д.А. Рыжков // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -2014. - № 1. - С. 19-22.

5 Обоснование прогнозных параметров производства сахарной свеклы в Курской области / Р.Е. Белкин, Е.В. Веклен-

ко, В.М. Солошенко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 8. - С. 9-12.

6 Обоснование прогнозных затрат на производство сахарной свеклы в областях ЦЧР / Р.Е. Белкин, Е.В. Векленко, И.И. Степкина, В.М. Солошенко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 9. - С. 34-37.

Информация об авторах Векленко Василий Иванович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВО Курская ГСХА, тел. (4712)39-40-15.

Белкин Роман Евгеньевич, кандидат экономических наук, соискатель ФГБОУ ВО Курская ГСХА, тел. (4712)53-15-35.

Жмакина Ольга Сергеевна, магистрант Белоруссского государственного аграрного технического университета.

THE BASIC DIRECTIONS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF STATE REGULATION

OF SUGAR BEET SUBCOMPLEX V. I Veklenko, R. E. Belkin

Abstract. Substantiated forecast of sugar beet production in areas of Central Chernozem region, the main directions of improving the efficiency of beet sugar production and other areas of the sugar-beet industry, state measures for the development of large agricultural enterprises, specialization, provision of farms sufficient for the conduct of expanded reproduction of revenue, regulation of activities of the sugar factories, the development of domestic engineering industry for the industry.

Key words: sugar beet production, sugar factories, government regulation.

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫИ ПРОЦЕСС ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АПК

С.Н. Волкова

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы инновационно-инвестиционного процесса прогнозирования эффективного управления в АПК.

Ключевые слова: процесс, прогнозирование, социально-экономические системы, управление, информация, плотность времени, сельское хозяйство.

Деятельность человека, при разработке и освоении новых технологий влияет на изменение окружающей среды, устойчивость объектов в экономике. Недооценка математического моделирования инновационно-инвестиционных процессов прогнозирования эффективного управления АПК и отсутствие научных решений и практических моделей эффективностью управления АПК не позволяет в полной мере использовать природные ресурсы, такие как почва, климат и создавать необходимую экономическую обстановку для жизнедеятельности сельскохозяйственных растений и животных, и в конечном счете для жизнедеятельности человеческого общества.

Выработать научные решения, на основе системного подхода, к диагностике инновационно-инвестиционных процессов, формализовать и математически описать функционирование и развитие АПК очень важно. Выделение и формализация процессов с учетом интенсивного развития информационных технологий позволяют решать основные актуальные задачи данной проблемы, касающиеся, прежде всего сельскохозяйственного производства, поскольку связаны с обеспечением продовольственной независимости страны. Это особенно актуально ещё и потому что бурное развитие информационных технологий меняет плотность времени, приходящуюся на единицу информационно-синергетических потоков в биосфере, что необходимо учитывать в инвестиционных проектах при анализе действия эколого-экономических законов в реальной действительности.

Вникая подробнее в рассматриваемый вопрос [1-12] видим, что происходит постоянное сокращение интервала времени в течение которого сумма человеческих знаний удваивается, а в настоящее время составляет 75 дней. Вот почему информация устаревает, изменения неизбежны, а якобы решенные проблемы ускользают с явно или неявно выраженными возникшими неопреде-

ленностями и рисками. Возникает система, которая усиленно поглощает время, что подтверждает исследование по плотности времени (рисунок 1).

Сопоставляя продуктивность систем производства сельского хозяйства с плотностью времени в эволюционном развитии видим, что наибольшая плотность приходится на переходную систему, характеризующуюся тем, что развитое общество до промышленной революции переходит в эпоху технической революции, являющуюся предвестником увеличения энергопотребления промышленности и транспорта более чем в два раза.

Плотность времени

1,4 -

1,2

п

M

зр

m т

зф M

I I I I I

10 20 30 40 50

w

I I I I Г

100 150 200 250 300

Рисунок 1 - Плотность времени в зависимости от систем производства сельского хозяйства: С-собирательство; Т- традиционная; П - переходная; ЗР-зеленая революция; ЗФ - зеленая фабрика.

С развитием информационных технологий меняется само общество, превращаясь в информационное, когда основной ценностью и товаром становится информация, а государство вынуждено большую часть средств тратить на поддержание информационных структур, обеспечивающих непрерывную работу всех отраслей экономики, а такое понятие, как «время-деньги» трансформируется в «плотность времени», т.е. времени приходящегося на единицу информации. Подойдя к нулевой отметке (рисунок 1) мы попадаем в неопределенность относительно вопроса существова-

1

с

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.