Научная статья на тему 'Система действий по развитию консультационной деятельности в региональном АПК на основе внедрения инноваций и аутстаффинга'

Система действий по развитию консультационной деятельности в региональном АПК на основе внедрения инноваций и аутстаффинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система действий по развитию консультационной деятельности в региональном АПК на основе внедрения инноваций и аутстаффинга»

Таблица 2 - Экономическая эффективность производства сахарной свеклы сельскохозяйственных предприятий сырьевой зоны Рыльского сахарного завода Курской области при традиционной и ресурсосберегающей системе сырьевого обеспечения сахарных заводов

Наименование хозяйств Реализация сахарной свеклы, ц Полная себестоимость, тыс. руб. Выручка, тыс. руб. Прибыль (убыток), тыс. руб. Рентабельность, %

при традиционной системе сырьевого обеспечения (100%) при ресурсосберегающей системе сырьевого обеспечения (110%) при традиционной системе сырьевого обеспечения (100% себестоимости) при ресур-сосбере-гающей системе сырьевого обеспечения (75% себестоимости) при традиционной системе сырьевого обеспечения (100%) при ресур-сосбере-гающей системе сырьевого обеспечения (110%) при традиционной системе сырьевого обеспечения при ресур-сосбере-гающей системе сырьевого обеспечения при традиционной системе сырьевого обеспечения при ресур-сосбере-гающей системе сырьевого обеспечения

ЗАО АФ «Южная» 435469 479016 43434 32576 44965 49462 1531 16886 3,5 51,8

ОАО «Агро-Альянс» 171323 188455 20758 15569 15599 17159 -5159 1590 -24,9 10,2

ООО «Агросер-вис» 30538 33592 4357 3268 3089 3398 -1268 130 -29,1 4,0

ООО АФ «Коре-нево» 263652 290017 25372 19029 26254 28879 882 9850 3,5 51,8

ООО АФ «Кома-ровка» 375963 413559 29318 21989 35678 39246 6360 17257 21,7 78,5

СПК «Ленинский призыв» 402467 442714 40123 30092 47325 52058 7202 21965 17,9 42,2

ЗАО АФ «Рыль-ская» 711740 782914 87256 65442 69832 76815 -17424 11373 -20,0 17,4

ООО «Отрадное» 18831 20714 1211 908 2133 2346 922 1438 76,1 158,3

ООО «Прогресс» 4299 4729 752 564 279 307 -473 -257 -62,9 -45,6

СПК «Ивановское» 10824 11906 1250 938 1295 1425 45 487 3,6 51,9

СПК «Русь» 69675 76643 5360 4020 7787 8566 2427 4546 45,3 113,1

Итого: 2494781 2744259 259191 194393 254236 279660 -4955 85266 -1,9 43,9

3.

Источники

Кайшев В.Г., Серегин С.Н. Государственная политика инноваций в свеклосахарном подкомплексе // Сахарная свекла. - № 8. - 2005. - С. 2-8.

Сапронов Н.М. Система сырьевого обеспечения сахарных заводов // Сахарная свекла. - № 4. - 2003. - С. 30. Сапронов Н.М., Пружин М.К., Морозов А.Н., Цуканов В.Н.

Принципы, технологии и способы сырьевого обеспечения сахарных заводов // Сахарная свекла. - № 10. -2006. - С. 2-5.

Спичак В.В., Дудкин В.М. Партнерские отношения в свеклосахарном подкомплексе // Сахарная свекла. -№ 10. - 2006. - С. 6-8.

СИСТЕМА ДЕЙСТВИИ ПО РАЗВИТИЮ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ И АУТСТАФФИНГА

М.В. Муравьева, к.э.н., доц. Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И.Вавилова», В.И. Норовяткин, к. с-х н, ст. преп., дир. службы «ПОИСК при СГАУ им. Н.И.Вавилова»

Реалии функционирования сельского хозяйства в соотношении с реализацией целей государственной и региональной программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг. требуют формирования эффективных механизмов технической поддержки развития сельского хозяйства. Одним из таких механизмов является формирование и отработка системы распространения инноваций и консультационной поддержки развития сельского хозяйства Саратовской области.

Предлагаемая система действий по развитию консультационной деятельности регионального АПК имеет следующие звенья:

1. Органы исполнительной власти на федеральном уровне. Они осуществляют частичную финансовую (на принципах субфинансирования) и информационную поддержку деятельности системы в Саратовской области в рамках соблюдения государственных интересов по возможности большего доступа консультантов и сельхозтоваропроизводителей к следующей информации: о принятых решениях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;

об издании нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления государственной поддержки развития сельского хозяйства; о реализации федеральных и отраслевых целевых программ; о состоянии развития отраслей растениеводства и животноводства; о количестве и состоянии сельскохозяйственной техники, поступлении топлива и об энергопотреблении; о химизации и мелиорации земель в сельском хозяйстве; о мониторинге земель сельскохозяйственного назначения; о фитосанитарном и об эпизоотическом состоянии территории Российской Федерации и проводимых мероприятиях по выявлению, ликвидации и предупреждению распространения болезней животных и растений, возбудителей заразных болезней животных и вредителей растений; о численности и штате работников сельскохозяйственных организаций; о состоянии ресурсов охотничьих угодий и об их использовании; о результатах проведения на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия мониторинга цен на основные продовольственные товары и материально-технические ресурсы, приобретаемые сельскохозяйственными организациями; об уровне таможенных пошлин,

4

2

объеме тарифных квот и их применении; о состоянии федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции на конец года (ежегодно) и по результатам проведения государственных закупочных интервенций и товарных интервенций; о проведении тендеров на поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд; о прогнозных и фактических показателях производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в целом в Российской Федерации; о средней цене на реализованные сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, на приобретенную ими промышленную продукцию и о цене на отдельные продовольственные товары; об объеме запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на конец года (ежегодно) в целом в Российской Федерации.

2. Органы исполнительной власти на региональном уровне. Их цель в данной системе - организационная и материальная и информационная поддержка осуществления деятельности. В том числе:

а) организацию эффективной работы ГАУ «ИКС АПК Саратовской области» по направлением бесперебойного финансирования содержания (покрытия нормативных затрат на консультационную деятельность службы), обеспечение региональным имуществом и поддержкой административного ресурса;

б) предоставление равных потоков информации о функционировании АПК Саратовской области в СГИО и для пополнения баз данных консультационного обслуживания;

в) разработка и реализация областной целевой программы «Развития консультационной и информационной деятельности АПК Саратовской области в 2010-2015 годах».

3. «Ассоциация аграрная наука и образование»: предоставляет для системы инновационные разработки (на различных стадиях и различных форм от подготовленных к внедрению до заказных). Основным звеном здесь является СГАУ в лице службы «ПОИСК» (рис. 2).

СКЦ СКЦ СКЦ СКЦ

Рисунок 2 - Аустаффинг экспертов-консультантов

Она осуществляет следующие направления:

1. Подбор и координация научных разработок в сфере АПК:

а) в области через все организации, входящие в ассоциацию «Аграрная наука и образование»

б) в России - через систему взаимодействия с ВУЗами аграрного профиля, НИИ, а также налаженными связями с ИКС различных регионов страны.

Распространение инноваций в сельском хозяйстве имеет свою специфику, связанную с тем, что адаптировать и передавать новшества необходимо десяткам различных по своим возможностям и степени подготовленности товаропроизводителям, иным участникам экономической деятельности на селе. Для этого в мировой практике отработана сложная система информирования заинтересованных лиц, хозяйствующих на сельских территориях, о наличии применимых или обязательных (юриспруденция, бухучет и т.п.) новшеств. Система адаптации многих из них под возможности тех или иных товаропроизводителей и их подготовленность, передачи этих новшеств путем обучения, наглядной демонстрации и оказания индивидуальных консультационных услуг сложна и базируется на качественном кадровом потенциале.

2. Подбор кадров консультантов для СКЦ. Осуществляется по ряду направлений от найма собственных кадров до лизинга персонала. Первое эффективно при постоянном финансировании и сложившейся структуре, ориентированной на длительное осуществление деятельности. В условиях

непостоянства финансовой поддержки и кризиса существуют альтернативный найм - аутстаффинг.

Схема «лизинг персонала (аутстаффинг)» предоставление временных работников для ГАУ «ИКС АПК Саратовской области» вызвана непостоянным финансированием службы.

По соглашению сторон через ГАУ «ИКС АПК Саратовской области», а также по договору, по которому СГАУ им. Н.И. Вавилова будет выступать компанией- провайдером и получать субсидирование на оказание консультационных услуг.

На основе трудовых договоров (или дополнительно заключенных договоров гражданско-правового характера) с работником ВУЗа, имеющим необходимые знания и навыки консультационной работы заключается соглашения о временной работе консультантом (с обязательной, предварительной подготовкой в региональном УМЦ). Данная работа либо частично заменяет нагрузку в ВУЗе, либо является дополнительным заработком для консультанта.

Плюсами этой схемы являются:

- для ГАУ - снимается проблема поиска кадров из-за нестабильности финансирования;

- для вуза - снимается проблема сокращения кадров и дополнительных внебюджетных средств (покрытие риска непостоянного во времени субсидирования);

- для высококвалифицированных работников, обладающих опытом и знаниями - решение проблемы безработицы .

Такой механизм может быть использован для литься удачным опытом внедрения инноваций, по-

временного привлечения из передовых хозяйств вышения эффективности производства с учетом

регионов специалистов АПК, которые могут поде- сезонной занятости специалистов.

МОДЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

И.И. Летунов, д.э.н., проф., гл. науч. сотр., И.К. Дубовик, к.с.-х.н., ведущий науч. сотр., С.Б. Летунов, науч. сотр. Северо-Западный НИИ экономики и организации сельскохозяйственного производства

Начало становления рынка, повышение степени открытости экономики, формирование различных форм собственности способствуют развитию конкуренции на российском внутреннем рынке, делают чрезвычайно актуальной проблему выживания и адаптации сельскохозяйственных предприятий и организации отраслей производства в конкурентной среде.

Внутриотраслевая конкуренция представляет собой форму соперничества между товаропроизводителями одной и той же отрасли производства за наиболее выгодные условия производства и др.

Основой ценовой конкуренции является снижение издержек производства и, следовательно, цен реализуемых товаров. Но снижение цены на продукцию возможно лишь применением более совершенных технологий, организации труда и построения моделей производства, позволяющих экономить все виды ресурсов.

За базу оценки конкурентоспособности производства продукции и построения организационно-экономических моделей мы приняли затраты в натуральном и стоимостном выражении на основе типовых технологических карт, разработанных ФГУ «Роснис-агропром» под руководством академиков Россельхо-закадемии Каштанова А.Н., Краснощекова Н.В. и Ки-рюшина В.И.

Технологические карты рассчитаны на три типа технологий с учетом ресурсных возможностей товаропроизводителей:

- тип А - высокие технологии для получения наивысшей урожайности сельскохозяйственных культур;

- тип Б - интенсивные технологии для получения качественной сельскохозяйственной продукции; - тип В - нормальные технологии для получения продукции с максимальным использованием плодородия почвы.

В технологических картах учтены зональные особенности региона: среднетаежная лесная зона -Республика Карелия, Вологодская, Кировская, Свердловская и другие области; южнотаежная лесная зона -Ленинградская, Псковская, Вологодская, Кировская и другие области.

Для разработки организационно-экономи-ческих моделей расчеты проведены по культурам: зерновым - пшеница озимая, пшеница яровая, рожь озимая; по овощным культурам - капуста белокочанная, морковь и свекла столовая. Без технологических карт разработан алгоритм формирования и развития картофеле-продуктового подкомплекса и базовая организационно-экономическая модель на примере СХК «Племза-вод Детскосельский» Ленинградской области.

Разница в уровне урожайности пшеницы озимой, выращиваемой по технологиям Б и В составляет в 2,4 раза, пшеницы яровой - по технологиям А и Б - в 1,6 раза и ржи озимой - по технологиям Б и В - в 2,3 раза (табл. 1), Затраты труда на 1 ц зерна - на 24-37% ниже, себестоимость - на 1638% ниже, производительность труда - в 1,3-1,4 раза выше, тогда как производственные затраты на 1 га в 1,3-1,5 раза выше.

Главный фактор, определяющий эффективность, связан с более высокой стоимостью минеральных удобрений и средств защиты растений.

Таблица 1 - Организационно-экономическая эффективность производства зерна при различных технологиях возделывания и разных уровнях урожайности (среднетаежная лесная зона)

Пшеница озимая Пшеница яровая Рожь озимая

Показатели Технология Техноло- Технология Технология Технология Технология

Б В гия Б в % А Б А в % Б В Б в %

40 ц/га 17 ц/га к В 35 ц/га 20 ц/га к Б 35 ц/га 15 ц/га к В

Затраты труда на 1 ц, чел.-час 0,32 0,42 76,2 0,36 0,52 69,2 0,34 0,47 72,3

Затраты на 1 га, руб. 6775 4583 147,8 7099 5645 125,7 6343 4385 144,6

Себестоимость зер-

на, руб./ц 159,2 253,4 62,8 222,4 265,3 83,8 170,4 274,8 62,0

Производство зерна на 1 чел.-час, ц 3,17 2,40 132,1 2,74 1,92 142,7 2,91 2,15 135,3

Стоимость мине-

ральных удобрений на 1 га, руб. 865 239 361 1136 625 182 875 815 107

Стоимость ядохимикатов на 1 га, руб. 1013 667 152 1248 704 177 961 462 208

Проведена оценка современного состояния (за 2003-2006 гг.) отрасли овощеводства в РФ, СЗФО и в четырех основных овощепроизводящих областях региона. (Вологодская, Ленинградская, Новгородская и Калининградская). В целом по Российской Федерации посевные площади овощей открытого грунта в хозяйствах всех категорий находились на одном уровне -833-867 тыс. га, валовой сбор увеличился с 14,8 до

15,6 млн т, урожайность в динамике составила 167179 ц/га. В СЗ ФО посевные площади снизились на 11%, валовой сбор на - на 5%, урожайность в общественном секторе составила 316-357 ц/га.

Более устойчиво развивается овощеводство в Ленинградской и Вологодской областях, производящих 51% овощей от регионального объема. Особенность Ленинградской области состоит в том, что здесь наибо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.