Научная статья на тему 'Развитие информационно-консультационной службы в АПК Новгородской области'

Развитие информационно-консультационной службы в АПК Новгородской области Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
128
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-консультационной службы в АПК Новгородской области»

В каждом СКЦ работают специалисты сельскохозяйственного профиля: зоотехник,

агроном, экономист, а также бухгалтер и юрист, которые обладают высокой квалификацией и профессиональным опытом.

СКЦ стали одной из первых организаций на рынке по оказанию консалтинговых услуг на селе. До этого в российском сельском хозяйстве практически не существовало специальных организаций, предоставляющих консультационные услуги сельскохозяйственным предприятиям, - в этом практически не было особой необходимости, так как в каждом колхозе и совхозе был целый набор специалистов по всем отраслям сельскохозяйственного производства. В современных условиях руководителям сельхозпредприятий приходится нелегко в решении многих проблем: с чего начать, какую организационно-правовую форму выбрать, на какой продукции специализироваться, какие технологии использовать?

В связи с этим предстоит большая и целенаправленная работа по формированию эффективно работающей общегосударственной системы информационно-консультационной

службы, которая на федеральном уровне отнесена к приоритетным направлениям развития науки и техники. На развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовку специалистов для сельского хозяйства Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг. предусмотрено выделение 5,1 млрд р.

Для создания единой системы информационно-консультационной службы АПК необходимо определить ее организационно-правовой статус и обеспечить формирование законодательной базы. С этой целью надо разработать концепцию развития информационно-консульта-

ционной службы до 2012 г. и принять федеральный закон «Об информационно-консультационной службе АПК», учитывая все узкие места создаваемой службы.

Составными звеньями этой структуры должны стать начало информационно-аналитической деятельности, формирование инновационных предложений и их освоение в производстве, координация системы информационноконсультационного обслуживания сельских товаропроизводителей, повышение квалификации кадров, издательско-полиграфическая деятельность, создание баз данных и других информационных ресурсов для ИКС.

Со всей остротой встает вопрос о формировании и постоянном пополнении информационной базы данных, в которой на первый план выдвигаются вопросы, связанные с технологическим консультированием, бизнес-планированием, рынками сбыта и др. В качестве первоочередной задачи необходимо обеспечить создание единого информационного пространства для сельхозтоваропроизводителей на региональном и федеральном уровнях. Нужно шире использовать возможности телекоммуникационных систем, решить вопросы оснащения сельхозтоваропроизводителей современной компьютерной техникой и подключения их к единой информационной сети.

Процесс обобщения мнений и запросов сельхозтоваропроизводителей по интересующим их проблемам о ценовом мониторинге, формировании, актуализации и доведении до сельхозпроизводителей коммерческой информации, представляющей интерес для потребителей, взаимодействующих в рыночном пространстве, является одной из главных задач ИКС.

Информационно-консультационной службе АПК предстоит стать инструментом, обеспечивающим развитие сельского хозяйства и сельских территорий на современном этапе истории.

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В АПК НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

А.М. Козина, к.э.н., проф., дир. Института сельского хозяйства и природных ресурсов Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого, Е.П. Никифорова, к.э.н., доц. Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого

Сельскохозяйственная деятельность является многогранной и очень сложной. Еще Д.И. Менделеев отмечал, что она представляет собой «страшную сложность задач», поскольку имеет дело «с лучистой энергией солнца, землей, водой и воздухом; живыми организмами; капиталом и трудом». При этом «сельский хозяин больше раб, стесненный в своих

действиях, чем большинство других промышленников».

Кроме того, что эта деятельность связана со множеством природных факторов, она еще является носителем целого ряда факторов, касающихся качества и безопасности продукции и технологий, здоровья используемых растений и животных. Поэтому если не отдавать все на от-

куп природным явлениям, то для принятия целесообразных решений в каждой конкретной ситуации требуются обширные знания.

Именно этим и объясняется наличие во многих странах мира сельскохозяйственных консультационных служб, обеспеченных значимой бюджетной поддержкой своих государств.

Известный русский ученый А.В. Чаянов дал определение консультирования «как системы общественных мероприятий, стремящихся направить эволюцию сельского хозяйства страны в сторону наиболее рациональных форм его».

Многоукладность экономики сельского хозяйства России предъявляет очень широкий спектр требований к сельскохозяйственному консультированию. Потребности личных подсобных и фермерских хозяйств в общем способны удовлетворить консультанты, обладающие широко известными знаниями из учебных программ сельскохозяйственных колледжей и высших учебных заведений.

Для относительно благополучных сельскохозяйственных предприятий в первую очередь необходима информация о новых сортах растений, породах животных, технологиях, новшествах в экономике, правовых вопросах, касающихся АПК. Эти предприятия, как правило, укомплектованы необходимыми специалистами, которые при небольшой методической помощи способны обеспечивать освоение большинства новшеств и только по части наиболее сложных нуждаются в консультационной поддержке. Их потребности могут удовлетворить только высококвалифицированные специалисты, тесно связанные с научными исследованиями.

Сельскохозяйственные предприятия, которые слабо учитывают рыночную конъюнктуру и ведут недостаточно эффективное производство, как правило, имеют относительно слабые кадры специалистов или вообще не имеют их. Они нуждаются в постоянной помощи соответствующих консультантов относительно высокой квалификации.

В настоящее время более чем в 63 регионах России созданы информационно -консультационные службы (ИКС). Основным, важнейшим элементом системы консультирования являются сельскохозяйственные вузы, НИИ, институты системы повышения квалификации, а также самостоятельные структуры, региональные и межрайонные центры сельскохозяйственного консультирования.

Значительный толчок развитию отечественной ИКС дал проект по поддержке реформ в сельском хозяйстве (АРИС), осуществленный

на средства займа Мирового банка реконструкции и развития.

Проект АРИС обеспечил хорошие стартовые возможности для последующего развития ИКС. Все центры, созданные в рамках проекта, были оснащены современной компьютерной техникой, оборудованием, транспортными средствами и подключены к единому информационному пространству.

Это явилось важным фактором в укреплении системы информационно-консультационного обслуживания АПК России и на первом этапе позволило обеспечить частичное финансирование региональных, а в ряде мест и районных ИКС, провести обучение кадров в лучших зарубежных центрах сельскохозяйственного консультирования. Главный же результат этой поддержки заключается в аккумуляции и адаптации к российским условиям положительного опыта, накопленного западными консультационными службами за многолетний период своего существования.

В Новгородской области консультационная служба была организована в 1995 г. на базе Новгородского института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК согласно рекомендациям Минсельхозпрода Российской Федерации.

В то время социально-экономическая ситуация в агропромышленном комплексе области была довольно сложной: низкий уровень финансирования сельского хозяйства, заработной платы, слабая материально-техническая база способствовали тому, что многие опытные руководители и высококвалифицированные специалисты ушли в другие отрасли.

Реформирование сельскохозяйственных предприятий привело к дроблению крупных коллективных хозяйств на более мелкие, появилось значительное количество частных землевладельцев - фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств.

Все это осложнило переход на новый технологический и организационный уровень производства и вызвало у сельских товаропроизводителей необходимость в пополнении знаний по правовым вопросам, сведений рыночного характера, производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.

Эту функцию взял на себя ФГОУ «Новгородский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК». По согласованию с Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области, районными администрациями на правах структурных подразделений

института было создано четыре межрайонных учебно-консультационных центра.

Информационно-консультационные услуги оказывали профессорско-преподавательский состав Института, специалисты районных органов управления сельского хозяйства, комитетов и организаций, входящих в состав АПК.

Консультации оказываются по инновационным технологиям возделывания сельскохозяйственных культур, животноводству, ветеринарии, учету, финансам, налогам.

Следующим этапом в развитии консультационной службы явились организация информационно-консультационного отдела в Комитете по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области и создание постановлением администрации области совета информационно-консультационного взаимодействия, а также головного учебно-консультационного центра (УКЦ) как структурного подразделения института.

С созданием этих структур, и особенно головного УКЦ, был определен круг консультантов областного уровня, улучшилась финансовая поддержка из областного бюджета. Были приняты меры по укреплению материально-технической базы головного и межрайонных УКЦ.

Появилась возможность оборудования рабочих мест компьютерами, наладилась связь с межрайонными центрами через электронную почту. Значительно расширились виды информационно-консультационных услуг. Оказывается помощь в приобретении и установке компьютеров и компьютерных программ, разработке бизнес-планов. С 30 хозяйствами головной центр работает по договорам, согласно которым ежеквартально в данные хозяйства направляется информационный материал в виде библиотечек для руководителей, главных специалистов и кадровой службы. В информационном материале большое внимание уделяется вопросам совершенствования стиля и методов работы руководителей, проблемам земельной реформы, развитию малых форм хозяйствования, внедрения передовых технологий. Направляются подборки материалов по созданию кооперативов, обобщается опыт работы передовых хозяйств, по которому издаются информационные листы.

Учитывая, что консультант должен быть не только квалифицированным специалистом, но и иметь специальные необходимые навыки и черты характера, глубокое понимание, как происходит общение со взрослым человеком, в институте с момента создания ИКС проводится постоянная систематическая учеба консультантов всех уровней.

По теме консультирования за последние годы на базе института проведены две межрегиональные научно-практические конференции и одна международная.

Институт, головной УКЦ постоянно изучают опыт работы консультационных служб в западных странах. С 1994 по 2004 г. институт участвовал в российско-шведском проекте «Домашнее экономическое образование сельских женщин».

С опытом организации консультационной службы в США специалисты-консультанты Новгородской области были ознакомлены посредством сотрудничества Института с фирмой АСБ1/УОКА.

С 2002 г. институт сотрудничает с представителями финской организации «Консультационный центр сельской местности провинции Кайну».

Изучался опыт соседних областей - Калининградской, Ленинградской, Ярославской и др. Все это способствовало повышению профессионального уровня руководителей и специалистов головного, районных УКЦ, а также консультантов.

Только за 2002-2006 гг. объем информационно-консультационных услуг увеличился в 2 раза.

Среди обратившихся за консультациями руководители и специалисты коллективных хозяйств составляют 44%, крестьянские (фермерские) хозяйства - 17%, владельцы личных подсобных хозяйств - 28,7%, малые предприятия - 6%, прочие - 3,5%.

В связи с активизацией деятельности всех структур агропромышленного комплекса по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Новгородской области на 2008-2012 годы», а также учитывая то обстоятельство, что в последнее время районные органы управления сельским хозяйством подверглись значительному сокращению, администрация, Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области приняли ряд мер по дальнейшему развитию информационно-консультационной службы.

В октябре 2007 г. в области создано автономное учреждение «Новгородский областной центр сельскохозяйственного консультирования», которое укомплектовано квалифицированными кадрами и размещается по-прежнему на базе института.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села» созданы межрайонные информационно-консультационные центры, являющиеся филиалами автономного учреждения: Новгородский, Боровичский, Солецкий, Крестецкий, Мошен-ской, которые получили все необходимое новейшее оборудование для работы. До конца 2009 г. запланировано открытие центров в Старорусском и Демянском районах.

Администрации муниципальных районов выделили для центров отдельные помещения были приняты на работу руководители центров и профессиональные консультанты, проведено их обучение, составлены планы работы, намечены меры по дальнейшему развитию информационно-консультационных услуг.

Большую работу по осуществлению информационной связи с районными органами управления сельского хозяйства, сельхозорга-низациями проводит Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской об-

ласти. Ежеквартально выпускается информационный бюллетень, где размещаются информация о состоянии дел в АПК области, рекомендации специалистов по различным направлениям, нормативные документы. Имеется сайт комитета, который интегрирован в официальный сайт областной администрации, налажена связь с районами, которые в настоящее время в основном все оснащены оргтехникой.

При комитете начал работать филиал ФГУ «Специализированный центр учета в АПК», где будет сосредоточиваться вся рыночная информация.

Скоординированная деятельность всех вышеназванных структур позволяет более оперативно решать задачи, которые стоят перед информационно-консультационной службой

области по дальнейшему совершенствованию информационного обеспечения сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности, расширению видов консультационных услуг, инновационной деятельности.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ИННОВАЦИЙ В АПК

Т.А. Максимова, к.э.н., доц. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

Очевидно существенное отставание экономического развития страны от мирового научно-технического прогресса, особенно в аграрном секторе. Одним из путей выхода из сложившейся кризисной ситуации является инновационная политика государства. Существовавшая система научно-технической информации была разрушена в 90-х гг., и в настоящее время идет ее становление. Прежняя система научно-технической информации была представлена центрами и бюро научно-технической информации, имевшимися в каждом регионе. Такие организации занимались анализом всей информации, имевшейся в печати, готовили информационные бюллетени, тематические подборки по узким вопросам и направлениям развития сельского хозяйства. В настоящее время количество специальных сельскохозяйственных журналов сократилось в несколько раз, их стоимость достаточно велика и не каждый сельскохозяйственный товаропроизводитель имеет возможность их приобретать.

Ограниченность финансовых средств сказывается не только на сельскохозяйственных товаропроизводителях; Министерство сельского хозяйства ввиду недостаточного финансирования перестало издавать практические рекомендации по технологии и организации производства, по актуальным вопросам деятельности

сельскохозяйственных организаций, а данные об инновациях порой вообще не доходят до потребителей.

Сельскохозяйственный товаропроизводитель должен затратить немало денежных средств и времени для получения информации. Большая часть сельскохозяйственных товаропроизводителей ведут свое хозяйство традиционными методами. Часто в такой ситуации недополучают прибыль как сам сельскохозяйственный товаропроизводитель, так и государство.

В настоящее время заменить ранее существовавшую систему научно-технической информации могут информационно-консультационные службы, так как одним из основных направлений их деятельности является помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в освоении научно-технических достижений. Информационно-консультационные центры

являются поставщиками информации от создателей инноваций товаропроизводителям.

Российская наука и техника благодаря государственной поддержке не стоит на месте и стремительно развивается, ежегодно разрабатывается множество инновационных проектов, в том числе и в АПК. Но, к сожалению, любой инновационный проект даст желаемый результат только в случае внедрения его в производство, иначе все разработки останутся на бумаге, образ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.