КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В СОВЕТСКОЙ ПЛАНОВОЙ И СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Сафиуллин Р.А. Трубицын А.В. Шарипова Н.А
ОмГУ им. Достоевского
Под кадровой политикой обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, требований, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы. Она определяет генеральное направление на длительную перспективу, общие и специфические требования к кадрам и разрабатывается собственниками организации и кадровыми службами.
В российской научной литературе существует немало работ, в которых кадровая политика выступает предметом исследования. А сама взаимосвязь экономических, социальных и политических процессов с кадровой политикой представляет собой довольно сложный объект научного анализа за неимением достаточного материала статистических и разрозненности эмпирических данных. Этапы, посвященные формированию современной кадровой политики в России, можно условно разделить на две части: 1) 1960 - 1980-х гг. и 2) 1990 г. - наше время. Данное разделение применимо при анализе кадровой политики в советской плановой и современной рыночной системе России.
Наиболее популярной при изучении кадровой политики советской системы среди исследователей считалась тема бюрократизма. Историческое исследование системы обеспечения кадрами советского государственного и партийного аппарата, а также народного хозяйства страны важно в связи с тем, что государственные структуры и управленческие кадры никогда ранее не подвергались такой критике со стороны общественного мнения. Именно на них зачастую возлагается ответственность за распад Советского Союза и снижение экономического потенциала России.
Историография кадровой политики начала формироваться в 1960-е гг. и прошла в своем развитии два этапа. Подобное деление обусловлено теми существенными изменениями, которые происходили в исторической науке на рубеже 1980-1990-х гг. Отход от марксистко-ленинского понимания исторического процесса и закономерностей развития общества породил не только новые методологические подходы к изучению истории, но и заставил исследователей переосмыслить уже накопленный к тому времени историографический материал.
Первый этап можно назвать советским и хронологически ограничить 1960-1980-ми гг. Общие подходы к изучению исторических процессов по сравнению с более ранними исследованиями, не изменились. Анализ литературы по изучаемой проблеме уже 1960-х гг. бесспорно свидетельствует о том, что определенные сдвиги в трактовке и понимании отечественной истории все же имелись.
Поскольку кадровая политика в СССР традиционно была подконтрольна, прежде всего, партийным структурам и относилась к области «большой политики», в советской исторической науке данная проблема либо вообще не поднималась, либо исследовалась строго в русле «генеральной линии» партии. Поэтому 1960-1980-е гг. в смысле изучения обозначенной темы, характерны тем, что кадровая политика в послевоенном СССР не только не подвергалась объективному исследованию, но и не предпринимались даже попытки такового (они могли закончиться весьма печально для карьеры исследователя).
Кадровая политика, проводимая партией и советским правительством, далеко не всегда соответствовала тем политическим и социально-экономическим процессам, которые происходили в СССР. Нежелание политической элиты идти на уступки в принципиальных вопросах подготовки и распределения кадров приводило к отрицательным явлениям в развитии советской хозяйственной системы и государства в целом. В то же время объективная необходимость, связанная с дальнейшим развитием советской экономики, заставляла политическую элиту передавать значительные
59
полномочия в решении кадровых вопросов в региональные властные структуры. Это, в свою очередь, ослабляло контроль центра над политическими и социально-экономическими процессами, происходившими в национальных республиках, краях и областях Советского Союза.
Дальнейшее увеличение доли технической интеллигенции на номенклатурных должностях, которое носило объективный и закономерный характер, приводило к необходимости перестройки самой системы взаимоотношений политической элиты и руководящих работников всех уровней. В то же время, несмотря на то, что власть пыталась обеспечить представителям номенклатуры и технической интеллигенции путем предоставления различных льгот и привилегий более высокий уровень жизни, интересы политической элиты и этих слоев населения все больше расходились.
Сосредоточение фактической власти и экономики страны в руках «командиров промышленности» и других местных хозяйственных руководителей существенно подрывало позиции КПСС в советском государстве. Принцип «стабильности кадров» приводил к тому, что местные управленцы со временем стали полновластными хозяевами в учреждениях и объектах хозяйства, которыми руководили. Создание тесных связей внутри номенклатуры, с одной стороны, приводило к фактической безнаказанности местных управленцев, с другой — входило в противоречие с объективными закономерностями развития советского общества и разрушало и без того шаткий авторитет партии в широких народных массах.
В целом, советский период историографии проблемы характеризуется тем, что исследование кадровой политики партии и советского правительства находилось под контролем КПСС как важный, системообразующий политический вопрос. Данный факт, в совокупности с явными и скрытыми недостатками марксисткой методологии, послужил причиной того, что кадровая политика в СССР не была подвергнута комплексному и объективному исследованию. Тем не менее, нельзя отрицать того, что в некоторых научных трудах был накоплен ценный материал для будущих разработок в этой области.
Хронологический период с 1990 г. вплоть до настоящего времени ограничивает второй этап в развитии кадровой политики. Выделение его представляется очевидным, поскольку продиктовано не единичным мнением конкретного автора, а теми событиями, которые произошли в 1991г. Распад советского государства и изменение общего вектора социально-экономического и политического развития явили собой совершенно новый этап развития российского государства и отечественной исторической науки.
Уже в первой половине 1990-х годов наблюдается существенное повышение у исследователей интереса к проблемам кадровой политики в СССР. Это было связано не только с желанием осмыслить советский период истории России, проанализировать причины краха социалистической системы хозяйствования и советского государства в целом, но и с необходимостью использования исторического опыта Советского Союза в процессе государственного строительства в новых условиях. Изучения в советской кадровой политике всевозможных проблем: роль местных органов власти; формирование системы аспирантуры; особенности кадровой политики; концепции кадровой политики, её сущности и целей; кадровый резерв и т.п.
На сегодняшний день термин «кадровая политика» - это наиболее обобщенная форма выражения интересов персонала предприятия, включающая взаимодействие всего комплекса условий, влияющих на его деятельность и развитие, финансовую и техническую политику, коммерческую, инновационную и другие виды деятельности организации.
Кадровая политика определяется рядом факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. К внешним относятся: национальное трудовое законодательство, взаимоотношения с профсоюзами, состояние экономики, перспективы рынка труда. Внутренними факторами
выступают: структура и цели организации, территориальное размещение, применяемые технологии, организационная культура, морально-психологический климат в коллективе.
60
Литература
1. Бирюков В.В., Метелев С.Е., Плосконосова В.П. Economy of Omsk region : priorities of development strategy - Omsk, 2007.
2. Валиева О.В. Управление персоналом. Конспект лекций. - М., 2010. - 176 с.
3. Гордиенко Ю.Ф, Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. - Ростов-на-Дону: «Феникс»,2012. - 352 с.
4. Елкин С.Е., Метелев С.Е. Устойчивость человеческого развития как основа инновационной системы управления изменениями организации //Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 2 (16). С. 75-83.
5. Инновации в образовательном процессе в Омском институте (филиале) РГТЭУ /Метелев С.Е., Елкин С.Е., Завадская В.В., Ищак Е.Р., Калинина Н.М., Кокина Ю.В., Куламихина И.В., Матненко И.А., Метелев И.С., Радионова О.А., Свиридова Е.А., Худякова О.Д., Чижик В.П., Шайтанова Л.М., Шамис В.А. - Омск, 2011.
6. Косьмина Е.А., Метелев С.Е., Косьмин А.Д. Культурный капитал общества в реальном материале функционирующей организации. - Москва, 2007.
7. Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991
8. Макарова И.К. Управление персоналом: Учебник. - М.: Юриспруденция, 2010.
9. Метелев C. Международный терроризм: современные тенденции формирования //Законность. 2009. № 2. С. 41-45.
10. Метелев И.С. Миграционные процессы и экономическое освоение азиатской России. Прошлое, настоящее, будущее. - Москва, 2012.
11. Метелев И.С. Миграция, цивилизация, адаптация (концептуальная связь понятий). -Омск, 2012.
12. Метелев С.Е. Трансформационные преобразования в России и криминальные явления на современном этапе развития общества //Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 1. С. 69-76.
13. Метелев С.Е., Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В. Векторы развития функционального управления организации. - Москва, 2009.
14. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В. Менеджмент экономической безопасности. - Омск, 2010.
15. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология. - М.: ЮНИТИ, 2013.
16. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.-М.: Юнити, 2012.
17. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. - Омск, 2012.