Научная статья на тему 'КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ'

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ВОСПРОИЗВОДСТВО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / ОПЛАТА ТРУДА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ЗАКРЕПЛЕНИЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СЕЛЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бураева Е.В.

Реализация государственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий 2014-2017 годы и на период до 2020 года», Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 года предусматривает ускорение темпов социального развития села, диверсификацию сельской экономики, увеличение предложений высокотехнологичных и высокодоходных рабочих мест в аграрном секторе экономики. Вместе с тем, кризисные явления в сельской местности не преодолены до сих пор: ухудшается демографическая ситуация, разрушается социальная инфраструктура, снижается уровень и качество жизни сельских жителей, наблюдается необоснованно низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве. Так, уровень заработной платы работников сельского хозяйства на конец 2019 года составил 66,3% от уровня средней заработной платы по стране, в 2 раза за последние 20 лет сократилось количество образовательных учреждений в сельской местности, в 6 раз сократился выпуск квалифицированных рабочих и служащих сельскохозяйственного профиля. Все это приводит к кадровым проблемам в отрасли. Авторы обосновано доказывают, что важным условием эффективного развития аграрного сектора экономики России является, в том числе, и повышение престижности аграрного труда. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема проведения адекватной единой государственной политики в отношении как аграрного производства в целом, так и развития сельских территорий - в частности, важной составляющей которой является система формирования и регулирования воспроизводства кадрового потенциала аграрного сектора экономики. На основе анализа особенностей кадровой политики в аграрном секторе экономики, авторами выделены приоритетных направлений совершенствования кадрового обеспечения сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL POLICY IN AGRICULTURE AS THE KEY TO THE IMPROVEMENT OF THE INDUSTRY HUMAN RESOURCES REPRODUCTION

Implementation of the Federal Target Program "Sustainable Development of Rural Areas 2014-2017 and for the Period up to 2020", the Strategy for Sustainable Development of Rural Areas until 2030 provides for the acceleration of social development of the countryside, diversification of the rural economy, and increase in the supply of high-tech and high-income jobs in the agricultural sector of the economy. At the same time, the crisis phenomena in the rural areas have not yet been overcome: the demographic situation is deteriorating, social infrastructure is being destroyed, the level and quality of life of the rural residents are decreasing, and there is an unreasonably low level of wages in agriculture. Thus, the level of wages of the agricultural workers at the end of 2019 amounted to 66.3% of the level of the average wage in the country, the number of educational institutions in the rural areas has decreased by 2 times over the past 20 years, the output of skilled workers and employees in the agriculture has decreased by 6 times. All this leads to personnel problems in the industry. The authors prove that an important condition for the effective development of the agrarian sector of the Russian economy, among other things, is to enhance prestige of the agricultural labor. In these conditions, the problem of conducting an adequate unified state policy in relation to both agricultural production in general and the development of the rural areas - in particular, an important component of which is the system of formation and regulation of the reproduction of the personnel potential of the agricultural sector of the economy - becomes especially urgent. Based on the analysis of the features of personnel policy in the agrarian sector of the economy, the authors have identified priority areas for improving personnel in agriculture.

Текст научной работы на тему «КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК / UDC 631.158:005.95

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА КАДРОВОГО

ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ

PERSONNEL POLICY IN AGRICULTURE AS THE KEY TO THE IMPROVEMENT OF THE INDUSTRY HUMAN RESOURCES REPRODUCTION

Бураева E.B., кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета Buraeva E.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Economics ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет

имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia E-mail: econometriks@yandex. ru

Реализация государственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий 2014-2017 годы и на период до 2020 года», Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 года предусматривает ускорение темпов социального развития села, диверсификацию сельской экономики, увеличение предложений высокотехнологичных и высокодоходных рабочих мест в аграрном секторе экономики. Вместе с тем, кризисные явления в сельской местности не преодолены до сих пор: ухудшается демографическая ситуация, разрушается социальная инфраструктура, снижается уровень и качество жизни сельских жителей, наблюдается необоснованно низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве. Так, уровень заработной платы работников сельского хозяйства на конец 2019 года составил 66,3% от уровня средней заработной платы по стране, в 2 раза за последние 20 лет сократилось количество образовательных учреждений в сельской местности, в 6 раз сократился выпуск квалифицированных рабочих и служащих сельскохозяйственного профиля. Все это приводит к кадровым проблемам в отрасли. Авторы обосновано доказывают, что важным условием эффективного развития аграрного сектора экономики России является, в том числе, и повышение престижности аграрного труда. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема проведения адекватной единой государственной политики в отношении как аграрного производства в целом, так и развития сельских территорий - в частности, важной составляющей которой является система формирования и регулирования воспроизводства кадрового потенциала аграрного сектора экономики. На основе анализа особенностей кадровой политики в аграрном секторе экономики, авторами выделены приоритетных направлений совершенствования кадрового обеспечения сельского хозяйства. Ключевые слова: кадровая политика, сельское хозяйство, воспроизводство кадрового потенциала, оплата труда, подготовка кадров, закрепление молодых специалистов на селе.

Implementation of the Federal Target Program "Sustainable Development of Rural Areas 2014-2017 and for the Period up to 2020", the Strategy for Sustainable Development of Rural Areas until 2030 provides for the acceleration of social development of the countryside, diversification of the rural economy, and increase in the supply of high-tech and high-income jobs in the agricultural sector of the economy. At the same time, the crisis phenomena in the rural areas have not yet been overcome: the demographic situation is deteriorating, social infrastructure is being destroyed, the level and quality of life of the rural residents are

decreasing, and there is an unreasonably low level of wages in agriculture. Thus, the level of wages of the agricultural workers at the end of 2019 amounted to 66.3% of the level of the average wage in the country, the number of educational institutions in the rural areas has decreased by 2 times over the past 20 years, the output of skilled workers and employees in the agriculture has decreased by 6 times. All this leads to personnel problems in the industry. The authors prove that an important condition for the effective development of the agrarian sector of the Russian economy, among other things, is to enhance prestige of the agricultural labor. In these conditions, the problem of conducting an adequate unified state policy in relation to both agricultural production in general and the development of the rural areas - in particular, an important component of which is the system of formation and regulation of the reproduction of the personnel potential of the agricultural sector of the economy - becomes especially urgent. Based on the analysis of the features of personnel policy in the agrarian sector of the economy, the authors have identified priority areas for improving personnel in agriculture. Key words: personnel policy, agriculture, reproduction of personnel potential, remuneration, training, young-manpower rural-areas intake.

Введение. Государственная политика в сфере развития агропромышленного комплекса направлена на увеличение производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, обеспечение финансовой устойчивости субъектов агропромышленного комплекса, повышение эффективности используемых ресурсов и создание социально-экономических условий для развития сельских территорий.

Природно-ресурсный потенциал России позволяет прокормить свое население и обеспечить импортозамещение основных продовольственных товаров. Площадь земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации на 01.01.2020 г., по данным Росреестра, составила 381,67 млн. га, при этом сельскохозяйственных угодий составляет 197,78 млн. га, в т.ч. пашня -116,21 млн. га, кормовые угодья - 76,5 млн. га [1]. Сегодня на селе проживает 37,2 млн. человек (25% общей численности населения России), трудоспособное сельское население насчитывает 21,8 млн. человек [2].

Вместе с тем, кризисные явления в сельской местности не преодолены до сих пор: не завершен процесс формирования экономически активных субъектов агробизнеса, разрушается социальная инфраструктура, не решены демографические проблемы [3, с. 30]. В этих условиях представляется весьма актуальной проблема проведения единой государственной политики в отношении развития агропромышленного комплекса страны, важной составляющей которой является система формирования, мониторинга и регулирования кадрового потенциала сельских территорий.

Цель исследования - проанализировать особенности кадровой политики в аграрном секторе экономики, изучить возможности ее влияния на процесс воспроизводства кадрового потенциала отрасли в целях выделения приоритетных направлений совершенствования кадрового обеспечения сельского хозяйства.

Условия, материалы и методы Объектом исследования выступают экономические процессы, связанные с воспроизводством кадрового потенциала аграрного сектора экономики. Особое значение уделяется элементам кадровой политики и ее влиянию на процесс воспроизводства кадрового потенциала отрасли.

В рамках проведения исследования были использованы монографический, абстрактно-логический, экономики-статистический методы научного исследования. При изучении динамики изменений исследуемых показателей был использован анализ временных рядов. Экономико-статистический анализ проводился на основе данных, представленных в свободном доступе

Федеральной службой государственной статистики РФ, Минпросвещения России, Минобрнауки России, а также собственные разработки Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Результаты и обсуждение. Многие сельскохозяйственные предприятия сталкиваются с проблемой дефицита высококвалифицированных кадров. Так, за последние десятилетия численность специалистов на селе сократилась более, чем на 5%, главных специалистов - более, чем на 14% [4, с. 314]. Проводимое нами систематическое изучение рынка труда позволяет сделать вывод, что наибольшая потребность возникает по следующим специалистам: агроном, агроэколог, зоотехник, ветеринарный врач, механизатор, оператор машинного доения [5, с. 36].

Следует отметить, что наибольшими темпами сокращается численность высококвалифицированных рабочих. По данным исследований, доля механизаторов, имеющих классность, составляет 21%, что является недостаточным в современных условиях развития цифровой трансформации сельского хозяйства [6, с. 188]. При этом во многих субъектах РФ подготовка рабочих кадров для отрасли либо не ведется вообще, либо она сведена до минимума (табл.1).

Таблица 1 - Выпуск специалистов сельскохозяйственного профиля, тыс. чел.

Показатель Годы

2001 2005 2010 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Выпуск квалифицированных рабочих, служащих

Всего 758,6 702,5 580,5 403,0 368,2 184,1 181,1 168,6 165,5

Сельское, лесное и рыбное хозяйство 96,5 77,4 47,1 31,8 28,2 19,7 18,6 17,6 15,9

Выпуск специалистов с реднего звена

Всего н/д н/д н/д 441,0 446,0 469,1 506,9 531,5 539,8

Сельское, лесное и рыбное хозяйство н/д н/д н/д 19,8 17,5 18,3 19,8 21,6 22,5

Выпуск бакалавров, специалистов и магистров

Всего 635,1 1151,0 1177,8 1226,0 1300,5 1157,8 1142,0 933,2 908,6

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки 28,1 34,8 35,1 33,4 34,0 45,5 45,6 31,7 32,3

Примечание. Составлено автором по данным [7-9].

Количество подготовленных квалифицированных рабочих для сельского хозяйства сократилось в 6 раз за последние 20 лет: с почти 100 тыс. выпускников в 2001 году до 16 тыс. человек в 2019 году. При этом несколько увеличился выпуск специалистов с высшим образованием и специалистов, имеющих среднее профессиональное сельскохозяйственное образование, однако ситуацию с дефицитом кадров это не решает в связи с низким уровнем трудоустройства выпускников аграрных учебных заведений и слабой закрепляемое™ молодых специалистов в организациях аграрного сектора экономики. Это связано с тем, что труд в сельском хозяйстве считается малопрестижным, неперспективным, не привлекательным, тяжелым, сложным [10, с. 6]. Опрос студентов аграрных вузов позволил сформулировать основные причины, по которым они не хотят жить и работать на селе. Среди этих причин выделяют следующие: на селе меньше перспектив, чем в городе; отсутствие рабочих мест; плохие условия труда; слабо развитая инфраструктура. Многие не хотят менять место жительства, поскольку живут в городе и не видят перспектив в смене места работы и жительства [3, с. 32].

В рамках реализации мероприятий, предусмотренных Национальным проектом «Развитие АПК», Государственными целевыми программами «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», «Комплексное развитие сельских территорий на период 2020-2025 годов», созданы предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, происходят существенные сдвиги в развитии аграрного сектора экономики, повышения занятости и доходов сельского населения.

Однако вопрос воспроизводства кадрового потенциала аграрного сектора экономики стоит все еще достаточно остро, поскольку опережающее развитие кадрового потенциала аграрного сектора экономики выступает определяющим фактором развития экономики России. В этой связи особое внимание уделяется воспроизводству кадрового потенциала отрасли.

На протяжении последних 20 лет наблюдается сокращение количества учебных заведений, причем сокращение учебных заведений в сельской местности происходит более быстрыми темпами, чем в городе (табл. 2). Так, количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования на селе, в 2020 году сократилось почти в 2 раза по отношению к уровню 2000 года, что негативно сказывается на уровне социальной инфраструктуры сельских территорий.

Таблица 2 - Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования ^

Показатель Годы

2000 / 2001 2005 / 2006 2010 / 2011 2014 / 2015 2015 / 2016 2017 / 2018 2018 / 2019 2019 / 2020

Государственные и муниципальные организации, всего 68804 63174 50793 44848 43376 41103 40498 39966

в т.ч. в сельской местности 45157 40367 30326 25943 25098 23992 23494 23059

Частные организации, всего 635 726 665 751 781 855 851 857

в т.ч. в сельской местности н/д н/д 45 59 63 92 88 87

Численность обучающихся (на начало года), тыс. чел. 20553,5 15630,9 13642,4 14398,9 14770,4 15705,9 16137,3 16565,6

в т.ч. в сельской местности, тыс. чел. 6103,8 4713,7 3807,6 3785,5 3826,1 3848,9 3893,0 3929,0

Средняя численность обучающихся на 1 государственную муниципальную организацию 299 247 269 321 340 382 398 414

Средняя численность обучающихся на 1 общеобразовательную организацию в сельской местности 135 117 126 146 152 160 166 170

Примечание. Составлено автором по данным [7-9].

Численность обучающихся в сельской местности сократилась в 1,55 раза за последние 20 лет, в то время как общая численность обучающихся за исследуемый период сократилась в 1,24 раза. Это позволяет говорить о демографических проблемах на селе, приводящих к снижению численности сельских жителей, уровня воспроизводства кадрового потенциала аграрного сектора экономики.

Престиж и приоритет аграрных профессий напрямую связаны с такими элементами системы воспроизводства кадрового потенциала, как организация труда, нормирование, уровень оплаты труда и структура доходов. Низкий уровень оплаты аграрного труда относительно уровня оплаты в других отраслях экономики (табл. 3) оказывает негативное влияние на процесс воспроизводства кадров для аграрной экономики.

Таблица 3 - Динамика соотношения среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве к прожиточному минимуму и среднемесячной заработной плате в экономике

Год Среднемесячная начисленная заработная плата в экономике, руб. Среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве, руб. Отношение средней заработной платы в сельском хозяйстве к средней по экономике, % Прожиточный минимум трудоспособного населения, руб. Отношение средней заработной платы в сельском хозяйстве к прожиточному минимуму, раз

2000 2223 985 44,3 1320 0,75

2001 3240 1345 41,5 1629 0,83

2002 4360 1822 41,8 1968 0,93

2003 5499 2315 42,1 2304 1,00

2004 6739 2864 42,5 2602 1,10

2005 8555 3646 42,6 3255 1,12

2006 10634 4569 43,0 3695 1,24

2007 13593 6144 45,2 4159 1,48

2008 17290 8475 49,0 4971 1,70

2009 18637 9619 51,6 5572 1,73

2010 20952 10668 50,9 6138 1,74

2011 23693 12131 51,2 6878 1,76

2012 26629 13808 51,9 7049 1,96

2013 29792 15724 52,8 7871 2,00

2014 32495 17724 54,5 8683 2,04

2015 34030 19721 57,9 10455 1,89

2016 36709 21755 59,3 10598 1,99

2017 39167 25671 65,5 10899 2,35

2018 43724 28699 65,6 11125 2,58

2019 47867 31728 66,3 11808 2,59

Примечание. Рассчитано автором по данным [11, 12].

Необоснованно низкий уровень оплаты труда в сельскохозяйственной отрасли является одной из причин дефицита кадров в отрасли и влечет за собой серьезные социально-экономические последствия [13, с. 148]. Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о том, что уровень оплаты труда в отрасли неадекватен современному уровню экономического развития. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в сельскохозяйственной отрасли в 2019 г. составила лишь 66,3% от уровня средней заработной платы в целом по экономике, при этом наблюдается некоторое улучшение ситуации, начиная с 2017 года, о чем свидетельствует изменение соотношений среднего уровня заработной платы в отрасли с величиной прожиточного минимума трудоспособного человека. Так, в 2019 году средний уровень заработной планы в аграрном секторе экономики эквивалентен 2,6 официального прожиточного минимума по стране.

Несомненно, положительным моментом является наблюдающаяся тенденция роста заработной платы в сельском хозяйстве (рис.).

60000 -

и Среднемесячная начисленная заработная плата в экономике, руб. * Среднемесячная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве, руб.

Рисунок 1. - Динамика среднемесячной номинальной начисленной

заработной платы, руб. [11]

Опрос, проведенный в аграрном вузе, позволил выделить основные условия, при которых выпускники согласились жить и работать в сельской местности [3, с. 33]. Большинство студентов выразило готовность жить и работать в сельской местности при условии высокой оплаты труда (44,8%) и налаженной инфраструктуры (30,1%). Почти четверть студентов необходимыми условиями считают предоставление жилья с хорошими условиями для проживания. Большое внимание студенты обращают на такие условия, как возможность трудоустройства, перспективы карьерного роста, достойные условия труда.

Выводы. Уровень трудовых доходов работников, наличие комфортного жилья являются, безусловно, важными, но далеко не единственными причинами, определяющими готовность и заинтересованность работать в сельской местности. Значительная часть неразрешенных на сегодняшний день проблем кроется в недостаточной развитости инфраструктуры сельских территорий и общем падении уровня и качества жизни сельских жителей.

В этой связи следует обратить особое внимание на ряд приоритетных направлений совершенствования кадрового обеспечения сельского хозяйства:

- создание эффективной системы постоянного взаимодействия между образовательными учреждениями, органами субъектов власти и представителями агробизнеса в вопросах практической подготовки выпускников, трудоустройства, содержания образования;

- совершенствование механизма реализации государственной поддержки молодых специалистов на селе, позволяющем стимулировать закрепление молодых специалистов в аграрном секторе экономики. При этом здесь речь идет не только о работниках, занятиях непосредственно в сельскохозяйственном производстве, но и, несомненно, специалистах социальной сферы, врачах, учителях;

- управление процессом обеспечения кадрами в аграрном секторе экономики посредством развития системы мониторинга, механизма получения обратной связи как от работодателей - об уровне подготовки, освоения профессиональных компетенций, наличия навыков работы молодых специалистов, подготовленных образовательными учреждениями, так и от выпускников - об удовлетворенности подготовкой, условиях труда и быта по месту трудоустройства.

Реализация этих мер станет одним из шагов в создании и реализации эффективной системы подготовки кадров для аграрного сектора экономики.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Сведения о наличии и распределении земель в Российской Федерации. Официальная информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) // URL: https: // rosreestr.gov.ru/site/activity/sostoyame-zemerrossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad -o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 27.02.2021).

2. Численность и состав населения. Официальная информация Федеральной службы государственной статистики РФ // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 27.02.2021).

3. Бураева Е.В. Кадровые проблемы в сельском хозяйстве: особенности и пути преодоления (опыт Орловской области) // Аграрная Россия. 2016. № 9. С. 30-33.

4. Шарапова В.М., Шарапова Н.В., Борисов И.А. Государственное регулирование воспроизводства трудовых ресурсов АПК // Сборник статей по материалам III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. Курган,2019. С. 313-316.

5. Бураева Е.В. Государственная поддержка регионального АПК: необходимость и основные направления // Аграрная Россия. 2019. № 3. С. 35-40.

6. Медведева H.A., Прока Н.И. Сценарии развития человеческого капитала в сельском хозяйстве // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2019. Т. 12. № 2 (61). С. 196-207.

7. Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, O.K. Озерова, Е.В. Саутина, Н.Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. 120 с. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/404878648.pdf (дата обращения: 27.02.2021).

8. Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева, Н.В. Ковалева [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. 80 с. URL: https://www.hse.ru/primarydata/oc2018 (дата обращения: 27.02.2021).

9. Индикаторы образования: 2020: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. 496 с. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/352549981.pdf (дата обращения: 27.02.2021).

10. Векленко В.И., Пугач С.П. Совершенствование кадровой политики в сельском хозяйстве региона // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 2. С. 6-9.

11. Рынок труда, занятость и заработная плата. Официальная информация Федеральной службы государственной статистики РФ // URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries?print=1 (дата обращения: 27.02.2021).

12. Справка о величине прожиточного минимума // URL: https://base.garant.ru/3921257/#friends_ (дата обращения: 28.02.2021).

13. Прока Н.И. Уровень доходов как индикатор социально экономической направленности аграрной экономики // Вестник аграрной науки. 2020. № 4. С. 146-152.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Svedeniya o nalichii i raspredelenii zemel v Rossiyskoy Federatsii. Ofitsialnaya informatsiya Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy registratsii, kadastra i kartografii (Rosreestr) // URL: https://rosreestr.gov.ru/site/activity/sostoyame-zemerrossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ (data obrashcheniya: 27.02.2021).

2. Chislennost i sostav naseleniya. Ofitsialnaya informatsiya Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki RF // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (data obrashcheniya: 27.02.2021).

3. Buraeva Ye.V. Kadrovye problemy v selskom khozyaystve: osobennosti i puti preodoleniya (opyt Orlovskoy oblasti) // Agrarnaya Rossiya. 2016. № 9. S. 30-33.

4. Sharapova V.M., Sharapova N.V., Borisov I.A. Gosudarstvennoe regulirovanie vosproizvodstva trudovykh resursov APK // Sbornik statey po materialam III Vserossiyskoy (natsionalnoy) nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Kurgan,2019. S. 313-316.

5. Buraeva Ye.V. Gosudarstvennaya podderzhka regionalnogo APK: neobkhodimost i osnovnye napravleniya // Agrarnaya Rossiya. 2019. № 3. S. 35-40.

6. Medvedeva N.A., Proka N.I. Stsenarii razvitiya chelovecheskogo kapitala v selskom khozyaystve // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2019. T. 12. № 2 (61). S. 196-207.

7. Obrazovanie v tsifrakh: 2020: kratkiy statisticheskiy sbornik / L.M. Gokhberg, O.K. Ozerova, Ye.V. Sautina, N.B. Shugal; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VShE, 2020. 120 s. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/404878648.pdf (data obrashcheniya: 27.02.2021).

8. Obrazovanie v tsifrakh: 2018: kratkiy statisticheskiy sbornik / L.M. Gokhberg, G.G. Kovaleva, N.V. Kovaleva [i dr.]; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VShE, 2018. 80 s. URL: https://www.hse.ru/primarydata/oc2018 (data obrashcheniya: 27.02.2021).

9. Indikatory obrazovaniya: 2020: statisticheskiy sbornik / N.V. Bondarenko, D.R. Borodina, L.M. Gokhberg [i dr.]; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VShE, 2020. 496 s. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/352549981.pdf (data obrashcheniya: 27.02.2021).

10. Veklenko V.I., Pugach S.P. Sovershenstvovanie kadrovoy politiki v selskom khozyaystve regiona // Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy akademii. 2015. № 2. S. 6-9.

11. Rynok truda, zanyatost i zarabotnaya plata. Ofitsialnaya informatsiya Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki RF // URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries?print=1 (data obrashcheniya: 27.02.2021).

12. Spravka o velichine prozhitochnogo minimuma // URL: https://base.garant.ru/3921257/#friends (data obrashcheniya: 28.02.2021).

13. Proka N.I. Uroven dokhodov kak indikator sotsialno ekonomicheskoy napravlennosti agrarnoy ekonomiki // Vestnik agrarnoy nauki. 2020. № 4. S. 146-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.