Научная статья на тему 'КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здравоохранение / министерство здравоохранения / система управления здравоохранением / кадры / кадровые ресурсы / кадровые ресурсы здравоохранения / кадровая политика здравоохранения. / health care / ministry of health / health care management system / personnel / human resources / health workforce / health workforce policy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саринов Ермек Газисович, Купешова Сауле Телеухановна

В статье приведена информация об эволюции вопроса обеспечения кадровыми ресурсами национальной системы здравоохранения Казахстана. Продемонстрировано каким образом увеличивалось внимание государственного сектора к проблеме обеспеченности медицинскими кадрами. Описаны приоритеты и инструменты влияния на систему здравоохранения, которые были обозначены в государственных программных документах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саринов Ермек Газисович, Купешова Сауле Телеухановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL POLICY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE FIELD OF HEALTHCARE

The article provides information on the evolution of the issue of providing human resources to the national health care system of Kazakhstan. It is shown how the public sector's attention to the problem of the provision of medical personnel has increased. The priorities and instruments of influence on the health care system are described, which were indicated in the state program documents.

Текст научной работы на тему «КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

«Научные исследования и инновации»

УДК: 332.025.12

Саринов Ермек Газисович Sarinov Ermek Gazisovich

докторант, DBA "Деловое администрирование в здравоохранении" doctoral student, DBA "Business Administration in Health"Казахский

Купешова Сауле Телеухановна Kupeshova Saule Teleukhanovna

кандидат экономических наук, доцент Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Национальный Университет имени Аль-Фараби Al-Farabi Kazakh National University

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

PERSONNEL POLICY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE

FIELD OF HEALTHCARE

Аннотация. В статье приведена информация об эволюции вопроса обеспечения кадровыми ресурсами национальной системы здравоохранения Казахстана. Продемонстрировано каким образом увеличивалось внимание государственного сектора к проблеме обеспеченности медицинскими кадрами. Описаны приоритеты и инструменты влияния на систему здравоохранения, которые были обозначены в государственных программных документах.

Abstract: The article provides information on the evolution of the issue of providing human resources to the national health care system of Kazakhstan. It is shown how the public sector's attention to the problem of the provision of medical personnel has increased. The priorities and instruments of influence on the health care system are described, which were indicated in the state program documents.

Ключевые слова. здравоохранение, министерство здравоохранения, система управления здравоохранением, кадры, кадровые ресурсы, кадровые ресурсы здравоохранения, кадровая политика здравоохранения.

Key words: health care, ministry of health, health care management system, personnel, human resources, health workforce, health workforce policy.

Уровень обеспеченности кадровыми ресурсами является одним из ключевых факторов эффективности системы здравоохранения. В настоящее

113

VII Международная научно-практическая конференция время проблема недостатка квалифицированного персонала имеет глобальный характер [1].

Важным шагом на пути к преодолению кадрового голода стала разработка Глобальной стратегии развития кадровых ресурсов здравоохранения до 2030 г., которая была принята в 2016 г. и предполагала решения ряда задач [2]. К ним относились:

Улучшение качества и эффективности системы здравоохранения путем внедрения политики управления кадровыми ресурсами;

Инвестиции в здравоохранение с учетом настоящих и будущих потребностей населения;

Создание и развитие потенциала для эффективного лидерства и руководства деятельностью в области кадровых ресурсов здравоохранения;

Создание и укрепления системы учета и мониторинга кадровых ресурсов здравоохранения.

Необходимо отметить, что идея разработки политики в области здравоохранения появилась сравнительно недавно. До конца 1940-х годов национальная политика была отличительной чертой плановой экономики.Так, план Маршалла сделал разработку национальных планов условием финансирования реконструкции Европы [3]; благодаря этому национальная политика стала общепринятым инструментом политики.

В секторе здравоохранения это приняло форму заявлений и планов, направленных на достижение цели «Здоровье для всех к 2000 году», утвержденной Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ) в конце 1970-х годов [4]. Вслед за этим, в 1981 г.государства-члены ВОЗ приняли стратегию, устанавливающую задачи и приоритеты в рамках достижения цели «Здоровье для всех к 2000 году».

Три года спустя региональная стратегия была принята 38 странами-членами Европейского региона ВОЗ. За этим движением на национальном уровне и на всех континентах последовали меры, принятые министерствами здравоохранения, направленные на разработку политики, в которой

«Научные исследования и инновации» установление приоритетов продолжает оставаться важной частью. Таким

образом, политика здравоохранения стала важным инструментом

государственного управления в области медицинского обслуживания населения.

Эксперты ВОЗ отмечают следующие преимущества использования политики здравоохранения:

Политика здравоохранения облегчает планирование. По данным ВОЗ, политика помогает разработать видение будущего, определить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ориентиры, определить цели, установить приоритеты, делегировать роли и определить средства действий и институциональные механизмы [ 5 , 6 ].

Политика в области здравоохранения может способствовать принятию решений в контексте большей осведомленности общественности о вредных последствиях непоследовательной политики и более пристального внимания общественности к лицам, принимающим решения, в отношении затрат и выгод предлагаемых вариантов. Общественность ожидает, что правительства будут более избирательными и будут применять эффективные стратегии [ 7 , 8 ]. Четкая структура для выявления проблем, выбора приоритетов и целей, а также для рациональной оценки альтернатив вмешательств может быть инструментом для лиц, принимающих решения, для обоснования своего выбора [ 9 ]. Сложность области здравоохранения - еще один аргумент в пользу разработки политической основы для принятия решений [ 10]. Проблемы со здоровьем многогранны и могут потребовать совместной работы различных секторов. Действия, предпринимаемые в секторе здравоохранения, могут иметь значительные и долгосрочные последствия как для здоровья людей, так и для других экономических и социальных секторов. Поэтому неправильные решения в этой области могут иметь особенно катастрофические последствия. Таким образом, важно, чтобы в секторе здравоохранения, больше, чем в любой другой, процесс принятия решений основывался на надежных аналитических данных, подкрепленных проверенными методами управления.

VII Международная научно-практическая конференция

Политика обеспечивает основу для оценки производительности труда

медицинских специалистов. Устанавливая ожидания, цели, приоритеты и стратегии, а также ресурсы, необходимые для их достижения, политика одновременно устанавливает критерии, на основе которых можно оценивать действия, обеспечивая при этом систему отсчета, которая может использоваться специалистами здравоохранения на разных уровнях для понимания их обязанностей.

Политика в области здравоохранения может помочь сплотить специалистов и другие секторы вокруг проблем со здоровьем. Когда это является частью разумного планирования изменений, разработка политики в области здравоохранения предоставляет уникальную возможность для достижения консенсуса по вопросам здоровья и позволяет гражданам высказать свое мнение, тем самым придавая большую степень легитимности действиям, которые будут предложены позже.

Одним из первых документов, отражающих государственную политику в сфере здравоохранения Казахстана стала государственная программа «Здоровье народа» 1998 года [11]. В качестве приоритетной задачи в области кадровой политики программой было определено изменение системы постдипломного медицинского образования: были внедрены новые уровни подготовки будущих врачей - интернатура и резидентура, обновлены программы постдипломного образования. Кроме того, было принято решение об увеличении количества образовательных грантов на подготовку врачей общей практики, среднего медицинского персонала, семейных медсестер, медсестер самостоятельного приема и специалистов первичной медико-санитарной помощи, менеджеров здравоохранения.

Указанные инициативы будут поддержаны и развиты в следующей программе развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы. Важным шагом на пути к улучшению ситуации с медицинскими кадрами в стране стало заявление в программе принципа «подготовки медицинских кадров

«Научные исследования и инновации» на основе долгосрочного планирования и стратегических потребностей отрасли» [11].

Реализация программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 в значительной степени способствовала становлению системы медицинского образования в том виде, в котором она в настоящее время существует. Так, в период с 2005 по 2010 гг. были пересмотрены программы подготовки кадров в медицинских вузах с акцентом на «проблемный» подход к обучению, обновлены программы подготовки врачей общей практики, внедрена аттестация профессорско-преподавательского состава медицинских вузов; внедрены новые программы повышения квалификации и переподготовки кадров, введена практика повышения квалификации в зарубежных медицинских центрах, внедрены программы бакалавриата и магистратуры в области

здравоохранения, внедрена система независимого контроля качества медицинского образования [12].

Впервые о необходимости разработки кадровой политики в системе здравоохранения было заявлено в государственной программе «Саламатты Казахстан» на 2011 - 2015 годы [13]. Круг вопросов, требующих пристального внимания государства включал совершенствование кадровой политики в организациях здравоохранения, разработку концепции развития кадровых ресурсов здравоохранения, увеличение объемов финансирования из местных (областных, городских, районных) бюджетов на подготовку будущих медицинских специалистов, привлечение менеджеров с экономическим образованием в управление организациями здравоохранения, совершенствование системы оплаты труда медицинских работников; повышение социального статуса и престижности профессии медицинских работников, разработку республиканских и региональных программ профессионального развития врачей, развитие профессиональных объединений медицинских работников (профессиональные НПО); внедрение механизмов социальной защиты медицинских работников.

VII Международная научно-практическая конференция

Важным достижением стало открытие в 2012 году Обсерватории кадровых

ресурсов здравоохранения Республики Казахстан, которая стала методологическим центром в этой области. На данный момент экспертами Обсерватории 6 методических рекомендаций для субъектов здравоохранения, которые охватывают вопросы определения дефицита кадровых ресурсов здравоохранения, модели компетенций специалистов кадровых служб медицинских организаций, оценки деятельности кадровых служб и эффективности НК-менеджмента в управлениях здравоохранения и медицинских организациях, модернизации кадровых служб в организациях здравоохранения всех уровней, статистического учета по КРЗ и гармонизация ее с рекомендациями ВОЗ, Евростат.

Таким образом, благодаря реализации программы «Саламатты Казахстан» удалось добиться большого внимания к положению медицинских работников.

Однако создание Национальной кадровой политики было осуществлено в период реализации государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаульщ» на 2016 - 2019 годы [13].

Национальная политика управления кадровыми ресурсами здравоохранения (далее - Национальная политика КРЗ) была утверждена Объединенной комиссией по качеству Министерства здравоохранения Республики Казахстан 29 июня 2017 г. [14].

Основой для разработки Национальной политики КРЗ стала Глобальная стратегия для развития кадровых ресурсов [2].

Ключевой целью Национальной политики КРЗ на 2017-2020 годы стало повышение эффективности управления кадровыми ресурсами отрасли, обеспечивающими предоставление качественных услуг здравоохранения.

Обозначенная цель предполагала решение ряда задач: 1. Совершенствование подходов к планированию и прогнозированию КРЗ.

2. Совершенствование механизмов управления человеческими ресурсами.

3. Совершенствование профессиональных компетенций КРЗ.

«Научные исследования и инновации»

4. Совершенствование системы оценки профессиональной подготовленности, подтверждения соответствия квалификации КРЗ.

5. Модернизация кадровых служб в организациях здравоохранения всех уровней с внедрением современных НЯ-технологий управления персоналом.

В настоящее время благодаря реализации Национальной политики управления КРЗ удалось добиться следующих результатов:

Уровень обеспеченности врачами на 10 тысяч населения составляет 39,6, что на 16, 6% выше показателей ОЭСР, обеспеченность средним медицинским персоналом - 95,5, что на 4% выше чем в ОЭСР.

Проведено массовое обучение руководителей НЯ-служб организаций здравоохранения,

Разработаны типовые кадровые политики, методики дифференцированной оплаты труда для организаций здравоохранения,

Создана национальная информационная система учета кадров здравоохранения, которая позволяет вести учет всех медицинских специалистов государственных организаций здравоохранения,

Внедрена практика планирования приема на обучение в организации медицинского образования с учетом действующего и прогнозируемого дефицита/профицита медицинских специалистов.

Разрабатываются профессиональные стандарты медицинских специалистов,

Усилена роль профессиональных ассоциации в разработке и обсуждении нормативно-правовых актов в сфере здравоохранения.

Однако, несмотря на позитивные изменения в кадровой обеспеченности здравоохранения в настоящее время остаются актуальными проблемы дисбаланса кадровых ресурсов в регионах, сохраняется перекос в соотношении врач-средний медицинский персонал, низкий уровень заработных плат медицинских специалистов делает сферу здравоохранения непривлекательной для будущих абитуриентов, рост документооборота в организациях

VII Международная научно-практическая конференция здравоохранения негативно влияет на качество медицинского обслуживания и

ведет к профессиональному выгоранию врачей.

Анализ истории развития кадрового вопроса в системе здравоохранения Казахстана демонстрирует повышение внимания со стороны государства к трудовым ресурсам. Важную роль в этом проццессе сыграли глобальные инициативы Всемирной организации здравоохранения.

Достижение целей здравоохранения среди населения в значительной степени зависит от предоставления эффективных, доступных, качественных услуг персоналом, присутствующим в достаточном количестве и соответствующим образом распределенным по различным профессиям и географическим регионам.

Отсутствие четкой политики развития кадровых ресурсов здравоохранения приводит к дисбалансу, который угрожает способности систем здравоохранения достигать своих целей.

Таким образом, развитие кадров представляется важной частью процесса разработки политики здравоохранения. Включение проблем с персоналом в политическую повестку дня и разработка четкой политики в области кадровых ресурсов здравоохранения - это способ прояснить цели и приоритеты в этой области, сплотить все заинтересованные секторы вокруг этих целей и способствовать более комплексному и систематическому подходу к управлению человеческими ресурсами. В долгосрочной перспективе это открывает возможности для развития систем здравоохранения, в большей степени отвечающих ожиданиям и потребностям населения.

Библиографический список:

1. Национальная система учета кадров здравоохранения: руководство [National health workforce accounts: a handbook]. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2018. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. Режим доступа: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/311615/9789244513118rus.pdf?ua= 1 (дата обращения 04.03.2021).

«Научные исследования и инновации»

2. Глобальная стратегия для развития кадровых ресурсов здравоохранения:

трудовые ресурсы 2030 г. Режим доступа: https://www.who.int/hrh/resources /russian_global_strategyHRH.pdf?ua=1 (дата обращения 04.03.2021).

3. Cassels A, K Janovsky K: Better health in developing countries: Are sector-wide approaches the way of the future? Lancet North Am Ed. 1998, 35 (9142): 17771779. Режим доступа: https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/ PIIS0140673698053501/fulltext (дата обращения 15.03.2021).

4. Всемирная ассамблея здравоохранения, 34 сессия. (1981). Здоровье для всех к 2000 г. Глобальная стратегия. Всемирная организация здравоохранения. Режим доступа: https://apps.who.int/iris/handle/10665/201391 (дата обращения 04. 03.2021).

5. World Health Organization: World Health Report 2000. Health systems: improving performance. Geneva. 2000, [http : //www.who .int/m/topics/world_health_report/en/index.html ]

6. Cassels A: A guide to sector-wide approaches for health development. Genève, Organisation Mondiale de la Santé/DANIDA/DFID/Commission Européenne. 1997

7. Beaglehole R, Davis P: Setting national health goals and targets in the context of a fiscal crisis: the politics of social choice in New Zealand. Int J Health Serv. 1992, 22 (3): 417-428.

8. Peters BG: La capacité des pouvoirs publics d'élaborer des politiques. Centre canadien de gestion, Rapport de recherche No 18. 1996

9. Castley RJ: Policy-focused approach to manpower planning. Int J Manpower. 1996, 17 (3): 15-24.

10. Dussault G: Cadre pour l'analyse de la main-d'œuvre sanitaire. Ruptures Revue Transdisciplinaire Santé. 2001, 7 (2): 64-78.

11. Указ Президента Республики Казахстан от 16 ноября 1998 года N 4153. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U980004153_(дата обращения 11.01.2021).

VII Международная научно-практическая конференция

12. О Государственной программе реформирования и развития

здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года N 1438. Режим доступа: : //adilet.zan.kz/rus/docs/U04000143 8_(дата обращения 05.02.2021).

13. Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Казахстан" на 2011 - 2015 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года № 1113. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001113 (дата обращения 05.03.2021).

14. Указ Президента Республики Казахстан от 15 января 2016 года № 176 «Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Денсаулык" на 2016 - 2019 годы. Режим доступа: http://www.almatycgkb.kz/uploads/fm/docs/govprograms/%D0%94%D0%B5%D0% BD%D 1 %81 <Ж0%В0<Ш 1 %83 ,Ш0%ВВ,Ж 1 %8В.ра£ (дата обращения 15.01.2021).

15. Национальная политика управления кадровыми ресурсами здравоохранения. Министерство здравоохранения Республики Казахстан. Астана - 29.06.2017 г.) Режим доступа: http://www.rcrz.kz/files/nauka/%D0%9D% D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D 1 %8С%В0 °/с^,Ш0%В0,Ш 1 %8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D 1 %82<Ш 0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D 0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%9A%D0%A0%D0%97.pd f (дата обращения 15.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.