Научная статья на тему 'Перспективы государственно-частного партнерства в подготовке и использовании кадровых ресурсов здравоохранения'

Перспективы государственно-частного партнерства в подготовке и использовании кадровых ресурсов здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
463
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / реформа здравоохранения / кадровые ресурсы здравоохранения / public-private partnerships / health reform / medical personnel

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Р С. Досмагамбетова, Т П. Баширова, С В. Витт

В настоящее время реформирование здравоохранения во многом определяется уровнем его ресурсного обеспечения, которое оказывает воздействие на все стороны медицинской помощи: объем, качество, ее стои-мость и, как следствие, удовлетворенность пациентов уровнем медицинского обслуживания. В статье описываются формы взаимодействия и долгосрочные перспективы государственно-частного сотрудни-чества между Карагандинским государственным медицинским университетом и городским центром первичной медико-санитарной помощи в Караганде в развитии и использовании человеческих ресурсов для здоровья насе-ления. Авторы приходят к следующему выводу: модернизация системы здравоохранения требует улучшение навыков медицинского персонала, принимая систематические меры относительно учебных задач, введение кре-дитной системы образования, создавая конкурентную среду в секторе образовательных и научных организаций, а также привлекая общественно-государственные предприятия и потенциальных поставщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE PREPARATION AND USE OF HEALTH HUMAN RESOURCES

Currently, health care reform is largely determined by its level of resource provision, which has an impact on all aspects of health care: the quantity, quality, value and, as a consequence, the level of patient satisfaction with medical care. This article describes the forms of interaction and long-term prospects for public-private partnership in the development and use of human resources for health between Karaganda State Medical University and the City center of primary health and social care in Karaganda. The authors conclude that the modernization of the health care system requires a parallel improve the training of medical staff towards the implementation of systematic measures concerning training priorities (project learning), introduction of the credit system of education, creating a competitive environment in the sector of education and science organizations, including the involvement of public-private partnerships with potential providers.

Текст научной работы на тему «Перспективы государственно-частного партнерства в подготовке и использовании кадровых ресурсов здравоохранения»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 610

Р. С. Досмагамбетова, Т. П. Баширова, С. В. Витт

ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Карагандинский государственный медицинский университет,

Городской центр первичной медико-социальной помощи (Караганда)

В настоящее время реформирование здравоохранения во многом определяется уровнем его ресурсного обеспечения, которое оказывает воздействие на все стороны медицинской помощи: объем, качество, ее стоимость и, как следствие, удовлетворенность пациентов уровнем медицинского обслуживания.

В статье описываются формы взаимодействия и долгосрочные перспективы государственно-частного сотрудничества между Карагандинским государственным медицинским университетом и городским центром первичной медико-санитарной помощи в Караганде в развитии и использовании человеческих ресурсов для здоровья населения. Авторы приходят к следующему выводу: модернизация системы здравоохранения требует улучшение навыков медицинского персонала, принимая систематические меры относительно учебных задач, введение кредитной системы образования, создавая конкурентную среду в секторе образовательных и научных организаций, а также привлекая общественно-государственные предприятия и потенциальных поставщиков.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, реформа здравоохранения, кадровые ресурсы здравоохранения

В настоящее время реформирование здравоохранения во многом определяется уровнем его ресурсного обеспечения, которое оказывает воздействие на все стороны медицинской помощи: объем, качество, ее стоимость и, как следствие, удовлетворенность пациентов уровнем медицинского обслуживания.

Отечественная и международная практика (новая политика ЕРБ ВОЗ «Здоровье 2020») свидетельствует о том, что при проведении разнообразных мероприятий по совершенствованию и улучшению системы здравоохранения наиболее результативными являются меры по оптимизации подготовки и использования кадровых ресурсов. Как самый весомый из всех видов ресурсов, человеческий потенциал, необходимый для развития системы здравоохранения, должен соответствовать своему предназначению. Даже при идеальной ситуации в будущем, где в адекватной потребностям мере будут присутствовать финансовые средства и инфраструктура, но не будет соответствующих кадров, система здравоохранения работать не сможет. Провозглашенный много лет назад и актуальный по сегодняшний день известный лозунг «Кадры решают все!» подтверждает значимость для здравоохранения степени численности и состава кадровых ресурсов, их квалификации, навыков и приверженности своему делу. Придание большого значения управлению кадрами обусловлено также большим удельным весом затрат из бюджета здравоохранения на профессиональную подготовку и на оплату труда персонала, которые даже в

развитых странах составляют до 50% общих ассигнований службы здравоохранения, а в слаборазвитых странах этот показатель достигает 80%.

В рамках Концепции развития кадровых ресурсов здравоохранения МЗ РК на 2012-2020 гг. стратегия новой кадровой политики и развития кадрового потенциала является одной из важных составляющих системы здравоохранения. Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 гг. определен стратегический приоритет совершенствования медицинского и фармацевтического образования, развитие медицинской науки. Качество полученного базового образования определяет жизненный и профессиональный путь человека. Сегодня в сфере медицинских услуг востребованы профессионалы с креативным мышлением, основанном на богатом практическом опыте и функциональных знаниях. За последние 20 лет медицина присоединилась к группе высокорисковых профессий, таких как гражданская авиация и ядерная энергетика. В связи с этим одобренная Правительством РК Концепция развития медицинского и фармацевтического образования на 2011-2015 гг. предполагает соответствие структуры казахстанского образования международным стандартам, закрепленным в Болонской декларации.

Следует заметить, что система медицинского образования - это та сфера, где постоянно имееют место изменения, связанные с необходимостью реагирования на

меняющиеся запросы всей системы здравоохранения и непосредственных работодателей. В рамках реализации Государственной программы «Саламатты Казахстан» введены в эксплуатацию новые клиники, медицинские организации оснащены новейшим оборудованием в соответствии с мировыми стандартами. Действенным механизмом качественного роста предоставляемых образовательных программ, подтвержденным международной практикой, является интеграция научного, образова-

тельного и клинического процессов, создание полного цикла обучения и оценки практических навыков выпускников организаций образования, специалистов практического здравоохранения на базе

университетских клиник.

Придерживясь цели подготовки квалифицированных специалистов, Карагандинский государственный медицинский университет определил практическую подготовленность своих выпускников как решающий фактор профессиональной подготовки. В современных условиях

получение теоретических знаний в медицинском вузе не представляет больших сложностей - в распоряжении студентов видеоматериалы, интерактивное обучение,

учебники, статьи, лекции, тогда как приобретение практического опыта всегда труднодостижимо, а главное, сопряжено с риском для реального пациента. С учетом этого учебные курсы, начиная с ранних этапов обучения, ориентированы, в первую очередь, на передачу практических навыков и умений. Осуществить решение поставленной задачи помогает учебно-клинический центр университета, где для эффективной и безопасной отработки практических умений и клинического мышления применяются сложнейшие современные технологии с использованием манекенов и тренажеров, способных имитировать разнообразие патологических проявлений орагнизма и заменить, где необходимо, реального пациента в современном медицинском образовательном процессе. На клинических кафедрах КГМУ в рамках практической направленности внедрен такой инновационный метод обучения, как проблемные лекции. Их цель - способность студента самостоятельно увидеть и сформировать проблему, выдвинуть диагностическую гипотезу, найти способы ее проверки на всех этапах дифференциального диагноза, составить программу обследования и лечения. Также и интерны обучаются с использованием

инновационных технологий, основанных на клиническом случае (CBL), работе в команде (TBL), позволяющих применять полученные знания и навыки для решения определенной проблемы и повышающих мотивационный потенциал и ответственность за свое обучение. Метод мозгового штурма, использующийся при проведении практических знаний, способствует продуцированию идей и решений в групповой работе, стимулирует творческую активность. В процессе оптимизации самостоятельной работы студентов в КГМУ с 2010 г. внедрен инновационный метод портфолио, который, с одной стороны, представляет образовательные результаты студента в процессе и после его обучения в КГМУ, а с другой - содержит информацию об индивидуальной образовательной траектории, когда обучаемый может эффективно анализировать и планировать свою образовательную деятельность. Портфолио студента после окончания обучения служит для осуществления обратной связи с выпускником в рамках непрерывного профессионального развития и предоставляется работодателю на ежегодной ярмарке вакансий по трудоустройству специалистов. Указанные новшества в обучении сказываются на качестве подготовки и формируют принципиально новый профессиональный облик и клиническое мышление выпускаемого контингента. Критерий профессиональной компетентности является весьма привлекательным и конкурентоспособным моментом для потенциальных работодателей.

Клиническая подготовка специалистов проводится на клинических кафедрах, расположенных в областных и городских медицинских организациях, в том числе и в организациях с частной формой собственности. Последние являются наиболее заинтересованной стороной в конкурентной борьбе за выпускников вузов. Это обусловлено прогрессирующим расширением доли частного сектора здравоохранения, расширением автономии и изменением правового статуса государственных медицинских учреждений, введением единых стандартов аккредитации медицинских организаций независимо от форм собственности, определением равноправных позиций в осуществлении медицинских услуг в рамках государственного заказа, внедрением системы рейтинговой оценки медицинских организаций. Конкурентоспособность частных клиник в этих условиях зависит от эффективного менеджмента, в том числе и по вопросам привлечения, сохранения и совершенствования кадрового потенциала. И

будущее частных организаций зависит от правильно выбранной кадровой политики и мотивационных инструментов.

Весьма позитивным моментом является выбранная стратегия реализации Республиканской программы реформирования здравоохранения «Саламатты Казахстан», нацеленная на путь демонополизации государственных лечебных учреждений, провозглашающая планомерное совершенствование нормативной и методологической базы для развития инициативы частного сектора в здравоохранении и принятие мер по привлечению частных поставщиков медицинских услуг к выполнению государственного заказа. Впервые в Казахстане принята поэтапная реализация программы государственно-частного партнерства в здравоохранении, включающая в себя мероприятия по передаче основных средств (ГЧП) в доверительное управление и долгосрочную аренду частным организациям, различные формы контрактных отношений между участниками проекта и др. (ранее, до 2006 г., инструменты государственно-частного партнерства применялись в отношении предоставления объектов, не относящихся к сфере здравоохранения, в концессию иностранным инвесторам с учетом инвестиционных и эксплуатационных рисков). В утвержденной программе по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011-2015 гг. (Постановление Правительства РК №731 от 29.06.2011 г.), разработаны меры, направленные на создание необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых с использованием механизмов (ГЧП) во многих сферах, в том числе в здравоохранении, науке, образовании, тогда как ранее социально-ориентированные услуги предоставлялись преимущественно государством.

В связи с этим чрезвычайно актуален альянс государственных образовательных учреждений и бизнес-структур здравоохранения на основе взаимных интересов для достижения общих целей при равноценном распределении ответственности и рисков. При этом инновационная структура вуза позволяет повысить эффективность и качество образовательного процесса, развить его прикладную направленность, максимально использовать интеллектуальные, материальные, информационные и человеческие ресурсы для подготовки специалистов, проведения исследований, разработки инновационных проектов. Частный сектор, ранее ограничивающийся лишь благотворительной помощью, спонсорством и другими неформальными взаимоотношениями, сего-

дня, в условиях реформирования здравоохранения и приоритета гЧп, ориентирован на активное участие в жизни учебного заведения, его развитие, совершенствование материальной базы, вовлечение в систему подготовки кадров и помощь в трудоустройстве выпускников, привлечение своих специалистов в процесс модернизации учебных заведений на территории своего присутствия, реализацию совместных образовательных проектов в рамках ГЧП на основе софинансирования и взаимной выгоды.

В этой связи интересен пример эволюции сотрудничества Карагандинского государственного медицинского университета (КГМУ) и ТОО «Городской центр первичной медикосанитарной помощи», ретроспектива взаимоотношения которых насчитывает 15 лет. Обе организации в течение переходного периода реформирования изменили организационноправовые формы: КГМУ является республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, медицинская организация, будучи ранее государственной поликлиникой, последовательно сменила статус негосударственного лечебного учреждения и была преобразована в форму ТОО (ТОО «Городской центр ПМСП»). С 1997 г. поликлиника оказывает гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в рамках государственного заказа, обслуживая население центральной части города Караганды (около 100 000 человек). Это первый в РК опыт ГЧП по размещению государственного заказа на ПМСП в частном секторе здравоохранения. С внедрением в Казахстане института врачей общей практики ТОО «Городской центр ПМСП» первым перешел на практику смешанного приема. Организационно-экономическая и клиническая эффективность модели оказания медицинских услуг по типу семейной практики прошла проверку временем, что нашло отражение в государственной политике реформирования здравоохранения и закреплении в действующих нормативно-правовых актах.

В ходе реформирования системы медицинского образования в КГМУ учебный процесс также ориентирован на подготовку врачей общей практики. Длительный период ТОО «Городской центр ПМСП» был единственной в городе клинической базой, реально ориентированной на общеврачебную практику. И сегодня КГМУ в приоритетном порядке согласно Положению о клинических базах медицинских организаций образования заключает договор о совместной деятельности с ТОО «Городской центр ПМСП». Цель сотрудничества рассматривается в Концепции непрерывного профес-

сионального развития кадровых ресурсов и строится на основе интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала партнеров.

В настоящее время в результате поэтапного уменьшения коечного фонда в процессе реализации Программы реформирования здравоохранения минимизируется затратная часть бюджета здравоохранения на стационарную помощь и определяется приоритет ПМСП и стационарзамещающих технологий, ориентированных на развитие профилактических и социальных мероприятий. Это приближает новую систему финансирования к международным принципам в части соотношения двух секторов здравоохранения. В связи с этим большая часть выпускников медицинских вузов востребована в сети ПМСП. Реальная ситуация демонстрирует несоответствие потребности практического здравоохранения в кадровых ресурсах количеству ежегодно выпускаемых специалистов. Внесенные изменения и дополнения в Закон РК «Об образовании» в 2011 г. об обязательной отработке в организациях здравоохранения выпускников, обучавшихся по государственному заказу, в течение трех лет после окончания вуза позволяют снизить кадровый дефицит в государственном секторе здравоохранения. Частные организации в этой ситуации вынуждены постоянно совершенствовать мотивационную политику по привлечению выпускников вузов. В КГМУ организован центр содействия трудоустройству выпускников, который принимает и составляет заявки от работодателей, организует встречи выпускников с главными врачами, представителями акиматов, проводит ярмарки медицинских вакансий с дальнейшим заключением договоров о трудоустройстве между врачами-интернами и работодателем. Такая практика показала свою эффективность, уравняв права частных и государственных медицинских организаций в плане выбора выпускников. При этом с потенциальным специалистом работодатель начинает контактировать и мотивировать на этапе обучения в бакалавриате и интернатуре.

Знакомиться с амбулаторно-поликлинической практикой студенты КГМУ начинают на 5 курсе. ТОО «Городской центр ПМСП» предоставляет учебные комнаты, актовый зал, оборудованный оргтехникой. Студенты имеют возможность ознакомиться с организационной структурой поликлиники и основными подразделениями, формами учетно-отчетной документации. На занятиях выполняется разбор тематических больных. Практическая часть занятий осуществляется на приеме и на дому в контексте требований квалификационной ха-

рактеристики врача общей практики. Практические навыки по оказанию неотложной помощи осваиваются преимущественно в симуляци-онном центре КГМУ, в поликлинике студенты имеют возможность обучаться на приемах профильных специалистов и проводить манипуляции с помощью портативных аппаратов на дому. Учебный процесс сопряжен с активным участием студентов в курации больных в дневном стационаре поликлиники, стационарах на дому. Таким образом, уже на этом этапе студенты не просто посещают занятия, а в определенной мере являются непосредственными участниками производственного процесса, участвуют в реальных клинических ситуациях. Плюсы подобной профориентации очевидны: теоретический курс неразрывно связан с практикой, студенты в интернатуру приходят всесторонне подготовленными с необходимым базовым уровнем знаний по общеврачебной практике.

На протяжении ряда лет ТОО «Городской центр ПМСП» заключает договора с КГМУ о прохождении интернатуры на клинической базе поликлиники. В отношении студентов, обучение которых не финансируется бюджетом, заключаются трехсторонние договора, согласно которым ТОО «Городской центр ПМСП» оплачивает курс интернатуры и трудоустраивает выпускника. Помимо этого в ТОО «Городской центр ПМСП» введена мотивационная составляющая: все интерны, проходящие интернатуру на базе поликлиники, получают индивидуальные стипендии во время всего периода обучения. Все интерны распределяются в отделения ВОП непосредственно на участки, где работают совместно с семейным врачом. Непосредственное руководство осуществляется заведующим отделением. Работа построена таким образом, что вначале интерны курируют пациентов на дому и на приеме совместно с семейным врачом. Впоследствии, индивидуально по каждому интерну, решается вопрос делегирования определенных полномочий. Средний срок допуска к самостоятельной деятельности - 3 месяца. Перечень видов работ, переданных на первом этапе включает в себя осмотры диспансерных пациентов Д2-группы на дому и на приеме, обслуживание части активов со скорой помощи, осмотр пациентов после выписки из стационаров, скрининговые медосмотры целевых групп населения, ведение стационаров на дому лицам с хроническими заболеваниями. По всем указанным позициям врачи-интерны заполняют утвержденные формы учетно -отчетной медицинской документации и ежедневно отчитываются заведующему отделени-

ем. На втором этапе врачам-интернам индивидуально поручают курацию детей старше 5 лет и подростков, инвалидов, лиц, состоящих на учете в Д3-группе, осмотр женщин фертильного возраста с экстрагенитальной патологией, дородовый и послеродовый патронаж. Также интерны могут самостоятельно оформлять пациентов на повторную медико-социальную экспертизу, санаторно-курортное лечение, выписывать рецепты в разрезе льготного лекарственного обеспечения, выдавать выписки из амбулаторной карты по месту требования. Ряд клинических ситуаций врачи-интерны курируют только с семейным врачом на весь период интернатуры: наблюдение детей до года, иммунизация детского населения, ведение детей высокой группы риска, первичный осмотр и мониторинг заболевших беременных, плановая госпитализация пациентов, в том числе по линии оказания высокоспециализированной медицинской помощи, ведение неясных в диагностическом плане и тяжелых больных, случаи с длительными сроками временной утраты трудоспособности. Врачи-интерны принимают участие во врачебных консилиумах, заседаниях ВКК, отделенческих и общеполиклинических производственных совещаниях. С целью улучшения преемственного взаимодействия на этапах оказания медицинской помощи интерны по графику ведут совместный прием с профильными специалистами, участвуют в проведении амбулаторных манипуляций.

Рабочие места семейных врачей компьютеризированы: персонал в течение всей рабочей смены имеет доступ к сети интернет. Помимо этого в поликлинике впервые в секторе ПМСП Караганды создан ряд компьютерных программ, объединенных со всеми структурными подразделениями локальными серверами. Немаловажно, что подобная модернизация, сочетающая в себе элементы внутреннего аудита и назревшую практическую необходимость, началась задолго до внедрения Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ) по республике Казахстан, что во многом способствовало готовности ТОО «Городской центр ПМСП» к реформациям масштабного плана.

В программу по регистратуре заложена вся сетка обслуживаемого населения, журнал вызовов на дом формируется в электронном варианте, программа имеет прямую связь с картотекой, позволяет автоматически планировать для семейных врачей активные посещения к детям высокой группы риска, заболевшим детям до года, новорожденным, активы на диспансерную группу. Удобства программы очевидны, врачи-интерны сразу при-

учаются качественно работать на этапе планирования и обслуживания вызовов и активных посещений, так как данный раздел работы ежедневно контролируется с оперативной передачей информации главному врачу и заведующему отделением. Работая на клинической базе, врачи-интерны вплотную подходят к проблеме социально-значимых заболеваний и обучаются всем этапам курации больных и профилактическим мероприятиям в соответствии со стратегическими задачами, определяемыми Министерством здравоохранения РК. Так, например, врачи-интерны осваивают планирование флюорографического осмотра населения в компьютерной программе. В базе данных формируется пофамильный список пациентов по категориям и по участкам, подлежащих обследованию, результаты ФГ -обследования ежегодно архивируются, интерны наглядно видят в выходных формах программы анализ выполнения ФГ-осмотров в разрезе категорий, участков, отделений и всего ТОО «Городской центр ПМСП», непосредственно взаимодействуют с районными фтизиатрами, курирующими поликлинику. У врачей-интернов в процессе работы формируется профилактическая направленность клинического мышления. В поликлинике разработана программа по мониторингу наблюдения за больными с хроническими заболеваниями, в том числе коморбидной патологией, состоящими на диспансерном учете, и обеспечения их бесплатными льготными лекарственными средствами согласно действующему законодательству. Выход в программу для внутреннего контроля имеют заведующие отделениями, главные специалисты, главный врач. Ежегодно студенты, проходящие интернатуру на базе ТОО «Городской центр ПМСП», становятся реальными участниками процесса внутреннего аудита и впервые на практике знакомятся с системой обеспечения международных норм безопасности пациентов и персонала и качества медицинских услуг, что значительно повышает степень осознанности и ответственности будущих врачей. ТОО «Городской центр ПМСП» - одна из немногих организаций амбулаторно-поликлинического сектора, получившая наряду с организациями, оказывающими высокоспециализированную медицинскую помощь, свидетельство об аккредитации государственного образца на соответствие национальным стандартам.

Как указывалось выше, врачи-интерны уже в начале своей работы становятся непосредственными участниками трехуровневого контроля качества медицинской помощи, осуществляемого Службой внутреннего аудита, на

этапе каждого специалиста, заведующего отделением, администрации. В ТОО «Городской центр ПМСП» еще до внедрения в 2009 г. национальных стандартов аккредитации были разработаны компьютерные программы по внутреннему клиническому аудиту, создание которых было продиктовано практической необходимостью совершенствования контроля и качества выполняемой работы на уровне ВОП и профильных специалистов. Так, имеется программа мониторирования учета и выписки листов временной нетрудоспособности, позволяющая отслеживать сроки пребывания на больничном листе, повторное открытие листков в течение месяца, продолжение лечения пациентов в ТОО «Городской центр ПМСП», переданных из других организаций и стационаров, показатели временной утраты трудоспособности по цеховым службам, сотрудникам госслужб и др. Эта программа также нацелена на ступенчатый контроль путем обратной связи со специалистами внутреннего аудита. Это позволяет формировать у всех врачей понятие обоснованности открытия больничных листов и административной ответственности. Неоценимую помощь в курации больных как семейным врачам, так и интернам, оказывают созданные программы, позволяющие контролировать заданные параметры выраженных отклонений от нормы лабораторно-инструментальных методов исследования, подлежащих контролю и дообследованию. Программа мониторинга клинических исследований позволяет в большом потоке пациентов проводить своевременную сортировку с выделением категории больных для углубленного дообследования. Выходные формы данных программ по блокам: рентгенологическая, ультразвуковая, эндоскопическая диагностика, лаборатория, передаются по внутреннему серверу в каждое отделение, каждому врачу и затем отслеживаются на уровне Службы внутреннего аудита до получения результатов детального обследования больных, дифференциальной диагностики, комиссионных осмотров и этапа конечного нозологического построения диагноза. В помощь семейным врачам и интернам для этого в поликлинике были разработаны синдромные протоколы диагностики (например, синдром гиперускорения СОЭ, тромбоцитоз, синдром холестаза, цитолиза, объемных образований различной локализации и т.д.), так как законодательно утвержденные протоколы носят нозологический характер. Синдромные протоколы, определяющие направление дифференциального диагноза и этапность проведения неинвазивных и инвазивных обследований, позволяют врачам,

особенно начинающим, дальше совершенствовать клиническое мышление, не «подгонять диагноз» под известные нозологии, минимизировать количество ошибок и соизмерять затратную часть на проведение исследований в соответствии с клинической необходимостью. В связи с этим любой врач, в том числе интерн, не остается один на один с нерешенной проблемой, курация больных всегда осуществляется под контролем опытных наставников более высокого профессионального уровня. Введение вышеуказанных программ клинического мониторинга позволило в определенной мере снизить количество запущенных форм различных заболеваний, в том числе социально- значимых.

В реалиях практики интерны впервые получили возможность ознакомиться и стать непосредственными участниками Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ), которая внедрена с 2010 г. согласно Поручению Главы государства и в настоящее время находит свое продолжение по всей Республике. Основными задачами ЕНСЗ является обеспечение доступности медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, улучшение качества, обеспечение экономической эффективности медицинских услуг. Значительная роль в реализации ЕНСЗ отводится организационно -методическому отделу поликлиники. Врачи-интерны под руководством врача-статистика могут оценить индикаторы, достигнутые в результате работы ТОО «Городской центр ПМСП» (материнская смертность, беременность женщин с экстрагенитальной патологией, уровень абортов по отношению к родам, детская смертность от острых кишечных, респираторных инфекций, запущенные случаи туберкулеза и онкозаболеваний, уровень госпитализации с осложнениями сердечнососудистых заболеваний и др.), путем сравнения данных отчетного периода с предыдущим аналогичным периодом.

В рамках ЕНСЗ реализуются принципы «деньги следуют за пациентом», «свободный выбор стационара». По программному комплексу Портала бюро госпитализации врачи-интерны совместно с семейными врачами в режиме онлайн имеют возможность каждый день просматривать данные о наличии свободных мест в стационарах, листы ожидания госпитализации по плановым пациентам, получать информацию о госпитализации направленных больных, а также об отказах в госпитализации. Благодаря программной координации имеется возможность госпитализации пациентов в плановом порядке в областные и респуб-

ликанские клиники, тогда как до внедрения ЕНСЗ, лечение в этих клиниках было возможно на платных условиях или при направлениях по квотам. Интерны, совместно с участковыми врачами, постоянно ведут среди населения информирование по вопросам работы Портала госпитализации. В электронном регистре стационарных больных врачи анализируют правильность оформления и выполнения плана по объемам стационарзамещающей помощи на дому и в условиях дневного стационара поликлиники. Врачи-интерны непосредственно ведут программный учет выписки рецептов на лекарственные препараты диспансерным больным согласно приказу МЗ РК №726 от 12.12.2013 г. «О внесении изменений в приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4.11.2011 г. №786 «Об утверждении Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения для бесплатного обеспечения населения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на амбулаторном уровне с определенными заболеваниями (состояниями) и специализированными лечебными продуктами».

В рамках расширения перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи врачи-интерны в процессе работы непосредственно взаимодействуют с созданной в ТОО «Городской центр ПМСП» социально-психологической службой. Перечень ГОБМП пополняется также через расширение целевых групп Национальной скрининговой программы. Врачи-интерны активно участвуют в проведении и анализе выполнения медицинских осмотров на ранний скрининг болезней системы кровообращения, сахарного диабета, рака шейки матки, рака молочной железы, колоректального рака, глаукомы. С 2014 г. в программу включены скрининги на выявление рака желудка, печени и предстательной железы. Результаты такой профилактической работы очевидны: отмечается рост показателей ранней выявляемости заболеваний, что имеет огромное медико-социальное и экономическое значение и способствует формированию у молодых врачей онконастороженности.

Как было указано, врачи-интерны, работающие в ТОО «Городской центр ПМСП», могут видеть, как продолжается системная работа по совершенствованию амбулаторнополиклинического сектора в приоритетном порядке. Непосредственно это касается и финансовой мотивации специалистов здравоохранения. В последние годы в результате внедрения стимулирующего компонента подушевого норматива (СКПН), у медицинских ра-

ботников ПМСП впервые появилась реальная возможность получить достойную оплату труда, напрямую зависящую от результатов деятельности и удовлетворенности пациента качеством оказанных медицинских услуг. В целом, анализ влияния стимулирующих выплат по Республике Казахстан показывает, что уже имеется мотивационно-обусловленная положительная динамика по 8 индикаторам из 9 применяемых, то есть наблюдается результативность инвестиций. Кроме этого, планирование затрат на формирование дополнительного компонента к тарифу ПМСП направлено, помимо стимулирующей составляющей, и на повышение квалификации медицинских работников ПМСП (мастер-классы, семинары, выездные циклы и т.д.). Уже сейчас у молодых специалистов формируется совершенно новый взгляд на всю систему ПМСП, когда с внедрением комплексного подушевого норматива все поликлиники заинтересованы сохранить свои средства через повышение объема профилактических услуг и снижение потребления консультативно-диагностических услуг, а также необоснованной госпитализации. Все это, несомненно, поднимает имидж профессии врача общей практики у будущих специалистов и мотивирует их распределяться в организации ПМСП. Так, по ТОО «Городской центр ПМСП» за последние 3 г. отмечается рост количества трудоустроенных выпускников: если в 2009 г. заявка поликлиники удовлетворялась лишь на 50%, то в последние годы процент трудоустроенных специалистов составляет 90-95%. Это стало возможно благодаря политике государственно-частного партнерства между КГМУ и ТОО «Городской центр ПМСП». Являясь бизнес-партнером медицинского вуза, ТОО «Городской центр ПМСП» выгодно позиционируется в структуре поставщиков ПМСП: престижная, высокорейтинговая поликлиника, выполняющая самый большой объем госзаказа в Караганде, показатели деятельности которой в течение ряда лет имеют однонаправленную тенденцию, показывая непрерывное улучшение качества проводимых лечебно-профилактических мероприятий в сравнении с городскими и областными показателями. Бизнес-план ТОО «Городской центр ПМСП» в разрезе кадровых ресурсов определяет фонд оплаты обучения студентов в интернатуре, а также стимулирующий стипендиальный фонд для интернов, заключивших 3-сторонние договора. Также ТОО «Городской центр ПМСП» финансирует переподготовку молодых специалистов по другим специальностям в зависимости от практической необходимости. Объем

заключаемых договоров в рамках партнерских взаимоотношений составляет в среднем 12-15 ежегодно. Это позволило ТОО «Городской центр ПМСП» значительно увеличить приток молодых кадров, разукрупнить участки, снизив количество обслуживаемого населения на 3040%. Проблема кадрового дефицита, образовавшаяся в начале 2000-ых годов, стала менее острой, потребность кадровых ресурсов удовлетворена в среднем на 80%. В планах поликлиники дальнейшее снижение численности на участках в целях более полного охвата профилактическими услугами и улучшением качества медицинской помощи. Процессы естественного движения кадров (оформление пенсии по возрасту, декретные отпуска, миграция и т.д.), заставляют ТОО «Городской центр ПМСП», несмотря на имеющуюся положительную динамику по укомплектации персонала, и дальше оптимизировать политику укрепления кадровых ресурсов не только в плане восполнения дефицита, но и в рамках непрерывного профессионального развития на основе дальнейшего совершенствования форм и методов партнерских отношений частной поликлиники и государственного вуза.

Р. С Досматамбетова, Т. П. Баширова, С. В. Витт ДЕНСАУЛЫК САКТАУ САЛАСЫНЫН КАДРЛЫК РЕСУРСТАРЫН ДАЯРЛАУ МЕН ПАЙДАЛАНУДАЕЫ МЕМЛЕКЕТПК-ЖЕКЕ ЭРППТЕСТПКПН ПЕРСПЕКТИВАЛАРЫ

К,аз1рп уакытта денсаулык сактау саласын реформалау кеп ретте онын ресурстык камтамасыз етту денге^мен сипатталады, ол медициналык кемектН барлык тараптарына: келем^е, сапасына, онын багасына ыкпалын типзед^ нэтижеанде пациенттердщ медициналык кызмет керсету денгей^е канагаттануына жол ашылады. Макалада Караганды мемлекеттік медицина университет мен Караганды каласынын бастапкы медико -элеуметтік кемек калалык орталь^ы арасындаFы езара ic-эрекет ету тYрлері мен денсаулык сактау саласынын кадрлык ресурстарын даярлау мен пайдаланудагы узак мерзімді мемлекеттік-жеке эріптестіктін перспективалары суреттелген. Макала авторлары денсаулык сактау саласын модернизациялау басымдылыктар бойынша (жобалык окыту) жолымен медицина кадрларын даярлау жYЙесін жетілдіру, білім берудін кредиттік жYЙесін енгізу, гылым мен білім уйымдары секторында бэсекелестік орта куру, сонын ішінде медициналык кызмет керсетулерді элеуетт жеткізушілермен мемлекеттік-жеке эріптестік тетіктерін тартумен ЖYЙеЛІ fc-шараларды іске асыру талап етіледі деген корытындыга келген.

Клт сездер: мемлекеттік-жеке эріптестік, денсаулык сактау, реформалау, медициналык кадрлар

R. S. Dosmagambetova, T P. Bashirova, S. V Vitt

PROSPECTS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE PREPARATION AND USE OF HEALTH HUMAN RESOURCES

Currently, health care reform is largely determined by its level of resource provision, which has an impact on all aspects of health care: the quantity, quality, value and, as a consequence, the level of patient satisfaction with medical care. This article describes the forms of interaction and long-term prospects for public-private partnership in the development and use of human resources for health between Karaganda State Medical University and the City center of primary health and social care in Karaganda. The authors conclude that the modernization of the health care system requires a parallel improve the training of medical staff towards the implementation of systematic measures concerning training priorities (project learning), introduction of the credit system of education, creating a competitive environment in the sector of education and science organizations, including the involvement of public-private partnerships with potential providers.

Keywords: public-private partnerships, health reform, medical personnel

Президент РК в своем Послании «Стратегия развития Казахстана - 2050» говорит о всесторонней поддержке предпринимательства как ведущей силы национальной экономики: «...частный бизнес всегда и повсюду действует эффективнее государства». Деятельность ТОО «Городской центр ПМСП» тому подтверждение. С внедрением ЕНСЗ перед негосударственным сектором здравоохранения открываются новые перспективы, созданы равные условия для частных и государственных поставщиков медицинских услуг в рамках ГОБМП, обеспечена привлекательность тарифов. Модернизация системы здравоохранения требует параллельного совершенствования системы подготовки медицинских кадров по пути реализации системных мероприятий относительно обучения по приоритетам (проектное), внедрения кредитной системы, создания конкурентной среды в секторе организаций образования и науки, в том числе с привлечением механизмов государственночастного партнерства с потенциальными поставщиками медицинских услуг.

Поступила 25.04.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.