УДК 616.458.59
Н.К. ТУЗЕЛЬБАЕВ, Р.С. БЕКТУРГАНОВ
Международный Казахско-Турецкий университет имени Х.А. Яссави Кафедра общей врачебной практики
ГЛАВНЫЙ ПРИОРИТЕТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ - РАЗВИТИЕ ОБЩЕВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) в качестве одного из ведущих инструментов достижения стратегии здоровья для всех, следовательно, организация ПМСП по принципу ОВП/СВ отражает высокую организацию первичного звена здравоохранения. Это позволит поднять здравоохранение на международный уровень, повысить качество и доступность медицинских услуг населению. Ключевые слова: всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), общеврачебная практика (ОВП), врач общей практики, участковый терапевт.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) в качестве одного из ведущих инструментов достижения стратегии здоровья для всех. ПМСП осуществляет главную функцию системы здравоохранения и, являясь ее центральным звеном, составляет неотъемлемую часть всего процесса социально-экономического развития общества. От внедрения и совершенствования ПМСП зависят эффективность и качество работы всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала государства, решение медико-социальных проблем на уровне семьи и у социально незащищенных групп населения (детей, инвалидов и людей пожилого возраста).
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 17.01.2014 года «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» говорится: «В здравоохранении главный приоритет - развитие первичной медико-санитарной помощи. Солидарная ответственность государства, работодателя и работника за его здоровье - главный принцип всей системы медицинского обслуживания. Занятия спортом, правильное питание, регулярные профилактические осмотры - это основа предупреждения заболеваний.»[1] В стране приобрели особую актуальность и стали необходимостью интенсивное внедрение и совершенствование ПМСП повсеместно. Основные цели любой системы здравоохранения - оказание населению доступной, качественной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Это было подтверждено на Алматинской Международной конференции ВОЗ/ЮНИСЕФ в 1978 году, которая 35 лет назад определила цель: «Здоровье для всех к 2000 г.». Достижение этой цели предполагалось через усиление роли первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) [2]. Если обратить внимание на исторические факты бывшего советского здравоохранения, реформаторы того времени, внедряя участковый принцип работы врача, думали, что участковый врач будет лучше знать свой участок, условия труда и быта своего участка, своевременно выявлять часто и длительно болеющих пациентов, проводить не только лечебные, но и профилактические мероприятия, эффективнее бороться с возникновением и распространением инфекционных болезней. Участковый врач становится, таким образом, «домашним» врачом, «другом семьи» или станет фактически семейным врачом.
К сожалению, в последние десятилетия система организации работы поликлиники и условия
деятельности участкового врача не способствовали становлению его как хорошего «домашнего доктора» [3]. Необоснованная чрезмерная специализация, особенно, городских и крупных районных поликлиник разрушила эту идею и привела к появлению должности участкового врача, который сегодня оказывает больным только терапевтическую помощь, да и то, по ограниченному перечню заболеваний. Этому способствовало появление в поликлиниках многочисленного отряда других специалистов - гастроэнтерологов, нефрологов, эндокринологов, аллергологов, ревматологов, пульмонологов, геронтологов и многих других. Включив в поликлиническое звено узких специалистов, предполагалось сократить число больных, направляемых в стационар. Но этого не произошло. В первичном звене здравоохранения, по-прежнему, работают врачи с сертификатом «Терапия». Участковый терапевт - это тоже «узкий» специалист, но только по терапевтической патологии внутренних органов.
Контролирующие органы, проверяя работу участкового врача и замечая ошибки в диагностике и лечении, считали основной причиной его ошибок то, что он не направил больного на консультацию к специалисту, а не на то, какая у него низкая квалификация. В дальнейшем участковые терапевты стали направлять больных к специалистам для страховки, даже без особой необходимости.
Таким образом, с любой патологией, кроме ограниченного перечня распространенных внутренних болезней, весь прикрепленный контингент пациентов сегодня вынужден обращаться к другим специалистам. В настоящее время работой специалистов в поликлиниках удовлетворены лишь 30% населения, так как на приемах пациентов они ограничивают свою деятельность общими врачебными процедурами.
В связи с этим необходимо было проведение в стране реформы первичной медико-санитарной помощи. Попытки МЗ РК по внедрению ВОП/СВ своими приказами - №34 «О развитии семейной врачебной практики» от 24.01.1995 г. №399; «О подготовке и развитии службы врача общей практики в Казахстане» от 14.08.1997 г.; а также Приказом №500 Комитета здравоохранения Министерства образования, культуры и здравоохранения РК «О развитии общей врачебной практики/семейной медицины в Казахстане» от 24.09.1998 г. не получили широкой поддержки со стороны местных органов управления. Из-за неготовности здравоохранения эти начинания в основном остались на бумаге. На I этапе (2005-2007 г.г.) Государственной программы
реформирования и развития здравоохранения на 20052010 годы реформа ПМСП была ориентирована на эволюционное внедрение принципов общеврачебной
практики с сохранением и развитием действующей сети амбулаторно-поликлинических организаций. На II этапе (2008-2010г.г.) планировалось осуществить переход системы ПМСП на принципы ОВП, что также по различным причинам не выполнялся. Основными причинами невыполнений являлись отсутствие подготовленных кадров, мотивации, слабые материально-техническая и нормативно-правовая база. В 2010 году была принята Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы, в главе 5.4 которой указано, что подъем здравоохранения на качественно новый уровень развития может быть достигнут только путем коренного изменения технологии оказания услуг, прежде всего, услуг ПМСП. С 2012 года во всех медицинских вузах страны начата подготовка врачей общей практики (5+2) по новому Г0С0-2006 «Общая медицина». 1-ый выпуск состоится в этом году. До этого времени врачей общей практики, подготовленных по специальности «Лечебное дело» (6+1), в городских и районных поликлиниках на работу не принимали, так как не были возможности создавать соответствующие условия для их работы. Кроме того, отсутствовали конкретные нормативно-правовые документы со стороны уполномоченных органов. Поэтому часть этих подготовленных врачей «общей практики» растворились в составе других специалистов или переспециализировались.
В этом 2014 году наш медицинский факультет заканчивают 393 интерна по специальности «Общая медицина» Г0С0-2006 г.(5+2), из них 117 интернов заканчивают 2-х годичную специализацию врача общей практики для работы в ПМСП.
Однако, в нашей Южно-Казахстанской области где проживают 2 678,3 тыс.чел., функционирует 268 амбулаторно-поликлинических организаций, 106 больничных учреждений. В этом году требуется всего лишь 16 врачей общей практики и 3 врача терапевта для сельской местности, хотя средняя обеспеченность врачами на 10 тыс. населения составляет всего 26,8, при среднереспубликанском показателе - 39. В настоящее время для развития общеврачебной практики Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы создана нормативно-правовая база, издан приказ №7 МЗ РК от 15.01.2011 г. «Об утверждении Положения о деятельности организации здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь». Несмотря на это, институт общеврачебной практики на местах активно не внедряется.
Подготовленные кадры для этих целей как должны трудоустроиться? Также неизвестна судьба заканчивающих по этой программе интернатуру врачей -терапевтов и хирургов, для которых поступление в этом году в резидентуру ограничено. К работе согласно существующим положениям без резидентуры они не должны допускаться.
Таким образом, по-прежнему в амбулаторно-поликлинических организациях городов и ЦРБ участковый врач является главным действующим лицом при нехватке педиатров, акушер-гинекологов и других узких специалистов, обеспечивающих ПМСП. Подготовленные врачи общей практики, выполняющие все эти функции, оказались почти невостребованными.
Весь мир давно ушел от этой практики, даже многие операции производятся в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Утром операции в дневном стационаре, а после обеда - консультирование пациентов врачами общей практики, в нашем случае участковыми терапевтами и педиатрами. Такой должна стать схема работы узкого специалиста в условиях городской поликлиники. Ускорение перехода к общей врачебной практике назрела. Разумеется, переход к системе врача общей практики (семейного врача) нельзя осуществить за один год, он должен быть поэтапным: требуется реорганизация не только первичного звена, но и всей системы здравоохранения. Необходима отработка взаимоотношений между врачом общей практики, его коллегами - узкими специалистами и врачами стационара.
Не может быть никаких сомнений - укрепление амбулаторно-поликлинической помощи путем введения должности врача общей практики должна сопровождаться в дальнейшем, повсеместным совершенствованием специализированной, в том числе и амбулаторной медицинской помощи. Подготовка такого врача сегодня для страны является ключевой задачей. До сих пор руководители лечебных учреждений были ориентированы больше на лечебную, а не на профилактическую медицину. В общественном сознании четко зафиксирована порочная мысль: здоровье нужно искать в больнице, где можно встать в очередь на госпитализацию, в порядке очередности и приобрести бесплатную «порцию» здоровья. При таком подходе будет наблюдаться постоянный дефицит в койках, лекарственных препаратах, врачах и т.д., зато никогда не будет дефицита в больных. Для решения этих вопросов необходимо ускорить создание центров профилактической медицины (центров здоровья). Центр должен планироваться и строиться таким образом, чтобы предусмотреть все требования пациента - от рождения до конца жизни, от стадии профилактики и периодического наблюдения до ухода за больными. Такие центры, ориентированные на первичное звено здравоохранения, должны стать надежной опорой врача общей практики. Все изложенное свидетельствует о том, что реальная реформа первичного звена здравоохранения в стране внедряется непланомерно и очень медленно. Есть уже подготовленные врачи, есть вузы, где можно учиться, но для того, чтобы заработала вся система, этого недостаточно. Необходимо создать модели общей врачебной практики в условиях города, сельской местности и разработать конкретизированный механизм внедрения службы врачей общей практики на всей территории страны.
Необходимо запланировать переподготовку, повышение квалификации врачей общей практики на базе вузов и факультетов последипломного образования,
одновременно закладывая основы непрерывного медицинского образования, т.е. постоянного образования во время профессиональной практической деятельности.
Большую роль в этом играют вузы, имеющие передовой опыт и вооруженные методическими документами, чтобы осуществлять эту подготовку по единым стандартам.
Кроме того, мы считаем, что в каждой области необходим главный специалист по общей врачебной
практике, который выполнял бы роль координатора, знающего проблемы, возникающие постоянно и к которому можно было бы обратиться для их решения на местном уровне.
Таким образом, внедрение общеврачебной практики в амбулаторно-поликлиническую помощь как ведущее звено здравоохранения XXI века должно получить более интенсивное развитие и совершенствование.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Послание Президента РК - Н.А.Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства. // Газета Казахстанская правда, 15 декабря 2012г.
2. Шарманов Т.Ш. Алматы в новом тысячилетии человеческого развития. - Алматы-Вашингтон-Женева: 2013. - 251 с.
3. Практическое руководство (для врачей общей «семейный»практики)./ Под редакцией академика РАМН И.Н.Денисова. -М.: ГЕОТАР, 2001. - 719 с.
Н.К. ТУЗЕЛБАЕВ, Р.С. БЕКТ¥РГАНОВ
ДЕНСАУЛЫК; САКТАУДАГЫ НЕГ1ЗГ1 БАСЫМДЫЛЫК; - ЖАЛПЫ ДЭР1ГЕРЛ1К ПРАКТИКАНЫ ДАМЫТУ
ТYйiн: ДYниежYзiлiк денсаулыщ са^тау уйымы (ДД¥) бiрiншiлiк медициналыщ-санитарлыщ кемек кврсетудi (БМСК) адам денсаулыгын са^тайтын басты ^урал деп санайды, сонды^тан бiрiншiлiк медициналыщ кемек керсетудi арнайы дайындалган жалпы дэрiгерлiк практика мамандары керсетуi тиiс. Сонда ^огамдыщ денсаульщ са^тау жYЙесi халыщаралыщ дэрежеге кетерiледi жэне тургындарга медициналыщ кемек керсетудщ сапасы мен тиiмдiлiгi артады.
ТYйiндi сездер: дYниежYзiлiк денсаулыщ са^тау уйымы (ДД¥), бiрiншiлiк медициналыщ-санитарлыщ кемек (БМСК), жалпы дэр^ерлт практика (ЖДП), жалпы тэжiрибелi дэрiгер, айма^тыщ терапевт.
N.K. TUZELBAEV, R.S. BEKTURGANOV
MAIN HEALTH PRIORITY - DEVELOPMENT GENERAL PRACTICE
Resume: The World Health Organization (WHO) considers the primary health care (PHC) as one of the leading tools for achieving health for all strategy , hence the principle of PHC organization AFP / CB reflect the high organization of primary health care . This will raise health at the international level, improve the quality and accessibility of health services to the population . The World Health Organization (WHO) considers the primary health care (PHC) as one of the leading tools for achieving health for all strategy. PHC provides the main function of the health system and, as its central element is an integral part of the process of socio-economic development of society. From the introduction and improvement of primary health care depend efficiency and quality of the entire health system, saving the labor potential of the state, the decision of medical and social problems in the family and vulnerable groups (children, the disabled and the elderly).
Keywords: World Health Organization (WHO), primary health care (PHC), general practitioners (GP), general practitioner, local therapist