СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-68-71 NIION: 2007-0083-2/23-257 MOSURED: 77/27-005-2023-02-457
Кадровая политика государства: некоторые особенности и проблемы современного развития
Таймураз Эльбрусович Каллагов
Горский государственный аграрный университет, Владикавказ, Россия, mail@law-books.ru
Аннотация. Актуальность заключается в необходимости уточнения теоретико-методологического понимания содержания и сущности кадровой политики и кадрового резерва. Автор на примере специальной подготовки для лиц, желающих занять должности судей в городе Москве, проводит исследование некоторых аспектов эффективного формирования кадрового резерва. На сегодняшний день в системе государственной службы России сложилась противоречивая ситуация в подходах к кадровому резерву. С одной стороны, для отечественной теории и практики кадровой работы это довольно известный и апробированный механизм работы с кадрами партийных и советских органов. С другой стороны, теорию и опыт прошлых лет нельзя в неизменном виде переносить в деятельность органов государственной власти, хотя игнорировать их также недопустимо.
Ключевые слова: муниципальная служба, публичная власть, народовластие, местное самоуправление, государственная кадровая политика, конституция
Для цитирования: Каллагов Т. Э. Кадровая политика государства: некоторые особенности и проблемы современного развития // Криминологический журнал. 2023. № 2. С. 68-71. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-68-71.
Original article
Personnel policy of the state: some features and problems of modern development
Taimuraz E. Kallagov
Gorsky State Agrarian University, Vladikavlaz, Russia, mail@law-books.ru
Abstract. Relevance lies in the need to clarify the theoretical and methodological understanding of the content and essence of personnel policy and personnel reserve. The author on an example of special training for persons, wishing to take positions of judges in the city of Moscow, conducts research of some aspects of effective formation of personnel reserve. To date, a contradictory situation has developed in the Russian civil service system in approaches to the personnel reserve. On the one hand, for the domestic theory and practice of personnel work, this is a fairly well-known and proven mechanism for working with personnel of party and Soviet bodies. On the other hand, the theory and experience of past years cannot be transferred unchanged into the activities of public authorities, although they are also unacceptable to ignore.
Keywords: municipal service, public power, people's power, local self-government, state personnel policy, constitution
For citation: Kallagov T. E. Personnel policy of the state: some features and problems of modern development. Criminological journal. 2023. (2):68-71. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-68-71.
В последние годы в Российской Федерации в связи с политической и экономической ситуацией большое внимание уделяется формированию новой системы государственного управления. Успешное проведение реформ и строительство подлинно демократического
государства напрямую зависит от профессионализма кадрового состава, органов власти. Поэтому, возрастает число руководителей, которые в рамках кадровой политики все больше времени отводят на поиск лучших способов подготовки специалистов [8].
© Каллагов Т. Э., 2023
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
мю
Совершенствование работы с кадровым составом и его обновление в государственных органах необходимо для того, чтобы подобрать специалистов с гибким мышлением, способных к существенным изменениям.
В процессе развития российского государства и, как следствие, новой системы государственного управления, в Российской Федерации большое внимание уделяется становлению и развитию работы с кадрами в государственных органах власти. В целом, государственная кадровая политика представляет собой комплекс мероприятий по разработке и формированию требований, функций, методов и технологий кадровой деятельности, с учетом прогнозируемых потребностей в кадрах на государственной (муниципальной) службе и уровнем развития государственного аппарата в целом [7].
Общепризнано, что кадровым резервом необходимо управлять. Реестр должностей государственной службы — это перечень наименований унифицированных должностей государственной службы без установления иерархии между ними. Вопросы должностного соответствия решаются и в других нормативных правовых актах [9].
Принципы кадровой политики государства в науке классифицируются по множеству различных критериев. Традиционно их разделяют на три большие группы: 1) общие (базисные); 2) специальные; 3) частные. Общие (базисные) принципы придают государственной кадровой политике целенаправленность, целостность и содержательность. Они в целом определяют сущность государственной кадровой политики. К ним относятся: законность; демократизм; реалистичность; гласность; открытость; гуманизм; принцип равенства и т. д. Данные принципы характерны для любого вида деятельности всех сфер работы с кадрами. Специальные принципы отражают содержательную сторону профессиональной деятельности. Они различны для каждой сферы деятельности, отличающейся своим функциональным назначением. Поэтому, по-другому, их называют содержательно-функциональными. К кадровой политике государства применимы принципы:
• подбора кадров исключительно по профессиональным и деловым критериям;
• равного доступа к государственной гражданской службе;
• компетентности и стабильности кадров и т. д.
Содержание системы мировых судей — финансово достаточно затратно для бюджета. В частности, для надлежащей организации канцелярии у мирового судьи (с учетом того, что производство по делам будет осуществляться в общем порядке) необходимо придать ему как минимум двух работников: заведующего канцелярией и секретаря судебного заседания. Расходы на выплату содержания работникам аппарата мирового судьи будут весьма значительными. Кроме
того, здания, занимаемые районными судами, обычно заполнены до отказа, предоставить в них помещения мировым судьям невозможно. Более того, для хотя бы минимального приближения суда к населению необходимо, чтобы мировые судьи осуществляли правосудие в границах своих судебных участков [3].
Только при развитой экономике государство может позволить себе суд присяжных по всем уголовным, содержать полицию и следственный аппарат, формирующий доказательства, способные убедить непредвзятых присяжных, иметь судейский корпус, выносящий независимые решения не в силу «достойной зарплаты», которую можно потерять при неугодном власти решении, а по причине стабильного материального статуса, позволяющего не держаться за должность, а отправлять справедливое правосудие. В таком государстве законы не носят декларативный характер, а реально действуют, будучи обеспеченными достаточным финансированием.
На наш взгляд, количество судебных участков должно зависеть не только от количества проживающих на территории граждан, но и от количества рассматриваемых мировыми участками дел за год, т. е., зависеть от фактической нагрузки мировых судей. Например, в Москве некоторые участки мировых судей (несмотря на примерно одинаковую численность граждан, проживающих на подведомственной мировому суду территории) сильно перегружены, от чего страдает качество работы и скорость рассмотрения мировыми судьями дел. Особенно это важно для Москвы, города-миллионника, в котором зарегистрированы десятки тысяч юридических лиц (банки, страховые компании и пр.), нагружающие судебные участки мировых судей в определенных районах большим количеством дел [5].
В условиях отсутствия специальной подготовки для лиц, желающих занять должности судей, способность лица осуществлять полномочия судьи, его готовность к занятию этой должности определяются зачастую «на глазок». Мировой суд, занимающий нижнюю ступень в судебной системе, за последние годы стал своеобразной «школой», «кузницей кадров» для судей. С другой стороны, ситуация, когда мировые судьи представляют собой не что иное, как нижнее звено единой судебной системы, с неизбежностью влечет за собой ряд весьма неблагоприятных последствий, которые можно назвать отрицательными сторонами введения института мировых судей.
Первое, что необходимо отметить, — содержание системы мировых судей — финансово достаточно затратно для бюджета. В частности, для надлежащей организации канцелярии у мирового судьи (с учетом того, что производство по делам будет осуществляться в общем порядке) необходимо придать ему как минимум двух работников: заведующего канцелярией и
№ 2 / 2023
Криминологический журнал
69
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
секретаря судебного заседания. Расходы на выплату содержания работникам аппарата мирового судьи будут весьма значительными [6].
Кроме того, здания, занимаемые районными судами, обычно заполнены до отказа, предоставить в них помещения мировым судьям невозможно. Более того, как мы уже указывали ранее, для хотя бы минимального приближения суда к населению необходимо, чтобы мировые судьи осуществляли правосудие в границах своих судебных участков. Поэтому неизбежны расходы на аренду помещений, ремонт, коммунальные платежи, охрану и уборку помещений. Добавим сюда почтовые расходы, связанные с оплатой услуг телефонной связи, покупкой мебели и компьютеров, бумаги и других канцелярских принадлежностей [4].
Следующий момент, на который следует обратить внимание, связан с тем фактом, что с учетом частичного финансирования мировых судей за счет бюджета субъекта РФ, а также в связи с той возможностью дополнительного влияния на мировых судей со стороны органов власти субъекта РФ, о которой уже шла речь выше, независимость мировых судей от воздействия других ветвей государственной власти (и даже органов местного самоуправления) будет, по-видимому, обеспечена в куда меньшей мере, чем для судей федеральных судов. С точки зрения единства судебной системы РФ наличие в ее составе не совсем полноправных судей будет несомненным минусом.
И наконец, нас может ожидать еще одно последствие предложенного законодателем регулирования организации мировых судей, негативное с точки зрения необходимости обеспечения единства всей судебной системы РФ, а также единства статуса судей и отрицательно влияющее на уровень реализации конституционного принципа равенства прав граждан (в том числе, равенства вне зависимости от места их жительства) [1].
Кроме того, негативным следствием будет и серьезное неравенство жителей этих субъектов РФ: в зависимости от места их проживания, от ступени финансового благополучия субъекта РФ одни из них будут иметь право на рассмотрение их дел мировым судьей, а другие — нет.
Другая причина, обусловливающая необходимость появления в России местного суда, связана с характерными особенностями уголовных дел о преступлениях небольшой тяжести. На одно из таких отличий указывалось в отечественной юридической литературе еще в начале нынешнего века [2].
Задачи исполнения целей, стоящих перед уголовным правом, требуют простоты и быстроты производства по делам о преступлениях небольшой тяжести. А это опять-таки лучше всего может быть обеспечено путем поручения рассмотрения таких дел в упрощенном порядке суду, стоящему как можно ближе к насе-
лению, и из собственного опыта знающему наиболее острые проблемы местной жизни, т. е. местному суду. Можно, наконец, указать и еще на одну серьезную проблему, являющуюся в определенной мере следствием двух предыдущих, решение которой также лежит на пути появления и надлежащей организации местной юстиции.
Связана она с тем, что население вообще не видит в суде орган, предназначенный для защиты его нарушенных прав. Суд — это нечто далекое, формальное, непонятное, действующее на основе неизвестных законов. Обращение туда связано со многими проблемами и серьезными материальными затратами. Поэтому в случае возникновения проблем граждане нашей страны предпочитают обращаться куда угодно — только не в суд. В лучшем случае — к участковому инспектору, в милицию, в газету, к мэру или губернатору, наконец, а в худшем — к представителям организованной преступности.
Список источников
1. Алиев Т. З. Проблемы правового регулирования отношений в сфере организации муниципальной службы в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
2. Богатырева И. В. Управление развитием кадрового потенциала муниципальной службы региона в условиях реформы местного самоуправления: дисс. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2010.
3. Вечер Л. С. Государственная кадровая политика и государственная служба. Минск : Вышэй-шая школа, 2013. С. 352.
4. Войтович В. Ю. Государственная и муниципальная служба. Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», изд-во Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2013. С. 122.
5. Знаменский Д. Ю. Государственная и муниципальная служба. М.: Юрайт, 2019. С. 414.
6. Каллагов Т. Э. Правовой режим осуществления муниципальной службы в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М. : Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2008.
7. Каллагов Т. Э. Формирование и развитие муниципальной службы в условиях модернизации местного самоуправления в современной России // Финансовое право и управление. 2014. № 2. С. 32-40.
8. Коковихин А. Ю. Социальное партнерство как механизм реализации государственной кадровой политики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2016. № 3. С. 94-102.
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
9. Черепанов В. В. Основы государственной службы и кадровой политики. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 279.
References
1. Aliev T. Z. Problems of legal regulation of relations in the organization of municipal service in the Russian Federation: diss. ... Candidate of Legal Sciences. М., 2010.
2. Bogatyreva I. V. Managing the Development of Human Resources Potential of the Municipal Service of the Region in the Conditions of the Local Self-Government Reform: diss. ... Candidate of Legal Sciences. Belgorod, 2010.
3. Vecher L. S. State Personnel Policy and Public Service. Minsk : Vysheyshaya shkola, 2013. P. 352.
4. Voytovich V. Y. State and municipal service. Izhevsk : Udmurtian University, Institute of Economics and Management, UdGU, 2013. P. 122.
5. Znamensky D. Y. State and municipal service. M. : Yurait, 2019. C. 414.
6. Kalagov T. E. Legal regime of the implementation of municipal service in the Russian Federation: autoref. diss. ... Candidate of Legal Sciences. M. : Russian Academy of Public Service under the President of the Russian Federation, 2008.
7. Kalagov T. E. Formation and development of municipal service in the conditions of modernization of local self-government in modern Russia // Financial Law and Management. 2014. N° 2. P. 32-40.
8. Kokovikhin A. Yu. Social partnership as a mechanism for the implementation of state personnel policy // Bulletin of South Ural State University. 2016. № 3. P. 94-102.
9. Cherepanov V. V. Fundamentals of Public Service and Personnel Policy. M. : UNITY-DANA, 2017. P. 279.
Информация об авторе
Т. Э. Каллагов — декан юридического факультета Горского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author T. E. Kallagov — Dean of the Law Faculty of the Gorsky State Agrarian University, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 17.02.2023; одобрена после рецензирования 24.04.2023; принята к публикации 19.06.2023.
The article was submitted 17.02.2023; approved after reviewing 24.04.2023; accepted for publication 19.06.2023.
Информационные ^ технологии уш в юридической деятельности
Информационные технологии в юридической деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А. И. Уринцова. 351 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».
Рассмотрены основные понятия и категории информатики в юриспруденции, программное обеспечение, охватывающие практически все области юридической деятельности. Предложена оригинальная схема направлений информатики в аспекте их изучения в юридическом вузе. Приведены примеры использования в юридической деятельности современных информационных технологий, таких как мультимедиа, экспертные системы и др. Отдельные главы посвящены рассмотрению технологий работы с правовыми информационными системами, структуры, состава и принципов функционирования программного обеспечения информационных технологий.
Изложены основы информационной безопасности и защиты информации в компьютерных системах. Разобраны проблемы защиты информации на персональном компьютере от потери и разрушения, несанкционированного доступа, вопросы восстановления утраченных данных, надежного удаления данных и т. д. Особое место отведено вопросам обеспечения защиты информации в компьютерных сетях.
№ 2 I 2023
Криминологический журнал
71