Научная статья на тему 'Качество жизни как инструмент оценки здоровья детей'

Качество жизни как инструмент оценки здоровья детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
658
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бурханова С. В., Кром И. Л.

В статье дано определение понятия «качество жизни» – как важнейшего критерия здоровья ребенка, выявляющего особенности медико-биологической и социальной адаптации, а также эффективности оказания медицинской помощи. Выделены возможности метода оценки «качества жизни» в междисциплинарных исследованиях в педиатрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бурханова С. В., Кром И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество жизни как инструмент оценки здоровья детей»

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

© Бурханова С.В.*, Кром И.Л.*

Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Росздрава, г. Саратов Институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета, г. Саратов

Центр медико-социологических исследований, г. Саратов

В статье дано определение понятия «качество жизни» - как важнейшего критерия здоровья ребенка, выявляющего особенности медико-биологической и социальной адаптации, а также эффективности оказания медицинской помощи. Выделены возможности метода оценки «качества жизни» в междисциплинарных исследованиях в педиатрии.

Анализ состояния здоровья детей и подростков в России за последние годы свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у значительной части (58-70 %) детей формируются множественные нарушения функционального характера, а у 15-26 % - хронические заболевания [1, с. 47]. По данным научного центра здоровья детей РАМН, сегодня можно считать здоровыми лишь 10-12 % школьников младших классов, 8 % - средних классов и 5 % старшеклассников. Социально-экономическая ситуация в стране сказывается не только на физической составляющей здоровья, но и на психическом, эмоциональном и социальном функционировании детей. Традиционные методы обследования дают одностороннее представление о болезни и эффективности лечения. Они не позволяют оценить психологическую, социальную дизадаптацию ребенка, его отношение к своему состоянию [2, с. 30-31].

Необходимость укрепления здоровья подрастающего поколения, предупреждение нежелательных воздействий на детский организм определяют необходимость разработки комплексных подходов к изучению состояния здоровья детей. Одним из критериев оценки состояния здоровья детей может стать показатель качества жизни.

Понятие «качество жизни» основано на составляющих определения Здоровья, данного ВОЗ: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (World Health Organization Constitution. - Geneva, 1948) [1, с. 47]. Еще в 1959 г. R. Dubo высказал мнение, что «здоровье и

* Аспирант кафедры Философии, гуманитарных наук и психологии СГМУ.

* Профессор кафедры Социальной психологии ИСО(ф)РГСУ, руководитель ЦМСИ, доктор медицинских наук.

болезнь нельзя свести к понятиям анатомии, физиологии или психическим характеристикам, а основным критерием здоровья является способность индивида функционировать приемлемым образом для него самого и для группы, частью которой он является». Громбах С.М. в 1984 г. указывал, что биологической оценки недостаточно для комплексного подхода к проблеме оценки здоровья ребенка, так как многие дети, которые с врачебных позиций не могут считаться здоровыми, на деле вполне справляются со своими социальными функциями и, таким образом, представляют полноценных членов общества. В связи с этим, возникает необходимость более детальной характеристики здоровья, оценки его уровня, основанной на степени реализуемых возможностей, так называемой степени социальной дееспособности, или социальной адаптации. Ученым впервые было предложено разделение детей на социальные группы здоровья, которые могут не совпадать с традиционными группами здоровья [3, с. 54-55].

Весь перечень аспектов жизнедеятельности можно систематизировать и представить в виде трех основных компонентов:

1. физический (включает физическую активность, подвижность, самостоятельность в быту);

2. психологический (определяет эмоциональный фон, психологические проблемы, когнитивные способности);

3. социальный (включает взаимоотношения со сверстниками, родителями, социальную роль, самооценку).

Данные составляющие лежат в основе исследования концепции качества жизни детей. Под термином «качество жизни» в педиатрии, следует понимать интегративную характеристику физического, психологического и социального функционирования ребенка, основанную на его субъективном восприятии и / или субъективном восприятии родителей [1, с. 47].

В настоящее время, исследование качества жизни является одним из актуальных научных направлений и определено как приоритетное в отечественной медицине, в том числе и в педиатрии. По мнению A.A. Баранова и Ю.Е. Лапина, по мере повышения уровня общественного развития степень зависимости здоровья ребенка от внешних условий и факторов возрастает, а его динамика является показателем правильности избранного обществом курса социально-экономических преобразований. Eiser C., Morse R. считают понятие «качество жизни» центральным в педиатрической практике. Являясь субъективным показателем благополучия, оно может стать одним из критериев состояния здоровья детей [4, с. 51-54].

«Качество жизни» может стать тем самым дополнительным критерием оценки состояния здоровья детей по следующим причинам:

1. Качество жизни является субъективным показателем, который в сочетании с объективными медицинскими данными может обеспечить комплексный подход к оценке здоровья. В данном случае,

будет учтено мнение самого ребенка о своем благополучии, которое может отличаться от мнения врача.

2. Качество жизни само по себе - комплексный показатель, который не только дает представление о физической, эмоциональной и социальной адаптации ребенка, но и избавляет от необходимости проведения дополнительных трудоемких тестов, в частности психологических, что затруднительно в практической педиатрии.

3. Качество жизни является количественной методикой, что значительно упрощает оценку результатов и делает их сравнимыми.

Метод изучения качества жизни является недорогим, простым в использовании и высокоинформативным, что отвечает современным требованиям проведения медико-социальных исследований [5, с 54-55].

Качество жизни - это степень удовлетворения физических, психологических, социальных потребностей, материальных и духовных ну^д личности. Однако, стремясь, во что бы то ни стало, достичь нормализации клинических и метаболических параметров у больного, врач перестал «видеть» самого пациента. В результате несмотря на улучшение объективных данных, субъективно больной зачастую не чувствует себя здоровым. Таким образом, нарушается важнейший принцип клинической практики - «лечить не болезнь, а больного».

В медицинской этике все большее значение приобретает уважение моральной автономии и прав пациента. Гарантии, защита прав пациента на информированность, сознательный выбор ме^ду лечением и нелечением, духовное и моральное утешение и т.д. так или иначе связаны с «новой сверхзадачей» врачевания - оптимальным качеством жизни больного.

Оценка качества жизни зачастую является конечным критерием эффективности течения, выбора препарата, успешности реабилитационных мероприятий. Это, несомненно, согласуется с провозглашенной ВОЗ концепцией непрерывного совершенствования качества медицинской помощи.

Таким образом, качество жизни в медицине является конечным критерием эффективности оказания медицинской помощи. Его изучение играет важную роль в популяционных исследованиях и мониторинге здоровья населения; в оценке комплексного влияния болезни на жизнь пациента; в сравнении эффективности различных медицинских, реабилитационных и профилактических программ. При этом возрастает значение субъективного фактора - отношения самого больного к болезни, ее симптомам.

По каким же критериям оценивается качество жизни, обусловленное здоровьем? Эти критерии были разработаны ВОЗ:

- физические (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых);

- психологические (положительные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация, самооценка, внешний вид, негативные переживания);

- уровень независимости (повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения);

- общественная жизнь (личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность);

- окружающая среда (благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология);

- духовность (религия, личные убеждения).

При исследовании качества жизни в области педиатрии необходимо отметить следующую важнейшую деталь: если у взрослых показателями физической и социальной активности являются профессиональная деятельность, поведение в обществе, то у детей младшего возраста - уровень игровой активности, общение с детьми, а в школьном возрасте - адаптация ребенка в школе, его взаимоотношения со сверстниками, школьная успеваемость. На качество жизни детей влияют семья, одноклассники, учителя. Значение социальных взаимоотношений проявляется еще и в том, что дети не могут значительно изменить свое окружение по своему желанию. Поэтому субъективное восприятие ребенком особенностей своего функционирования, здоровья и качества жизни является серьезным моментом для выявления особенностей его медико-биологической и социальной адаптации [6, с. 83-87]. Разработка методологии исследования качества жизни у детей открыла возможности полноценного комплексного анализа физических, психологических и социальных проблем больного, позволяя учитывать субъективное мнение как ребенка, так и его родителей. Метод оценки качества жизни, разработанный и успешно используемый в педиатрии развитых стран мира в течение последних 10-15 лет, является высокоинформативным, чувствительным и надежным способом определения состояния здоровья и уровня жизни ребенка, а также эффективным инструментом оценки медико-социальных программ для детей [6, с. 83-87].

Он позволяет определить показатели нормы качества жизни для различных возрастных и социальных групп детей, выявить влияние хронических заболеваний на состояние здоровья детей и их качества жизни, определить группы риска в детской популяции [4, с. 51-54].

На основе нарушений качества жизни можно прогнозировать динамику установленного болезненного процесса и принимать решение о его коррекции и предупреждению прогрессирования процесса, улучшению адаптивных возможностей ребенка [7].

Результаты изучения качества жизни могут быть необходимым обоснованием для разработки и принятия долгосрочных государственных программ по улучшению и созданию новых условий формирования здоровья детей [4, с. 51-54].

Список литературы:

1. Павленко Т.Н., Винярская И.В. Мурзина Ю.М. Состояние здоровья и качество жизни детей, посещающие дошкольные образовательные учреждения // Российский педиатрический журнал. - 2008. - № 4. - С. 47.

2. Баранов A.A., Альбицкий В.Ю., Валиуллина С.А., Винярская И.В. Изучение качества жизни детей - важнейшая задача современно педиатрии // Российский педиатрический журнал. - 2005. - № 5. - С. 30-33.

3. Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Возможности использования критериев качества жизни для оценки состояния здоровья детей // Российский педиатрический журнал. - 2007. - № 5. - С. 54-55.

4. Малиевский В.А., Байтурина А.Т., Валиуллина С.А. и др. Качество жизни детей подросткового возраста в республике Башкортостан // Российский педиатрический журнал. - 2007. - № 6. - С. 51-54.

5. Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Возможности использования критериев качества жизни для оценки состояния здоровья детей // Российский педиатрический журнал. - 2007. - № 5. - С. 54-55.

6. Новик A.A., Ионова Т.И., Никитина Т.П. Концепция исследования качества жизни в педиатрии // Педиатрия. - 2002. - № 6. - С. 83-87.

7. Бахадова Е.В. Новый подход к определению здоровья детей с применением методики оценки качества жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vestnik.mednet.ru/content/category/5/39/30/26.12.2008. -Загл. с экрана.

АНАЛИЗ РАДИАЦИОННЫХ РИСКОВ ПРИ КОНТАКТЕ С ИСТОЧНИКАМИ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ

© Горбачев Д.О.*

Самарский государственный медицинский университет, г. Самара

В статье представлен сравнительный анализ радиационной ситуации на предприятиях нефтегазового комплекса Самарской области при воздействии на персонал источников ионизирующего излучения естественного и искусственного происхождения. Использование санитарно-гигиенических и статистических методов исследования позволило выявить наиболее неблагоприятный фактор радиационной природы, связанный с применением дефектоскопии. На основе полученных данных разработан комплекс профилактических мероприятий, снижающих радиационный риск.

В процессе добычи и транспортировки энергоносителей происходит облучение персонала предприятий природными радионуклидами, содер-

* Старший преподаватель кафедры Общей гигиены, кандидат медицинских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.