4. Корсантия A.A. Латентность убийств в современной России. Уголовное право. 2011; 1: 84-94.
5. Иншаков С.М., ред. Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности. М.: Юнити-Дана; 2011.
6. Browne К., Chou S., Whitfield К. et all. Child Abandonment and its Prevention in Europe. Nottingham: Published by The University of Nottingham (Institute of Work, Health & Organisations); 2012.
7. Chapman C. Italy introduces 'baby boxes' to save the lives of abandoned newborn babies. Br. Med. J. 2006; 332(7537): 322.
8. Альбицкий В.Ю., Баранов A.A., Шер C.A. Императорский московский воспитательный дом. М.: Союз педиатров России; 2009.
9. Генеральный план Императорского воспитательного, для приносимых детей, дома и Госпиталя для бедных родильниц в Москве, 1763-1767 гг. С-Пб.; 1889.
10. Friedman S. H., Resnick P. J. Neonaticide: 3henomenology and considerations for prevention. Int. J. Law Psychiatry. 2009; 32(1): 43-7.
11. Kovac C. Incubators in Hungarian hospital lobbies allow babies to be abandoned more safely. Br. Med. J., 1999; 319(7209): 214.
12. www.babybox.lv
13. Тебин H. Опыты по спасению. Московские новости. 2012; № 199, 18 января.
14. Eight babies left in hospital's baby hatch last year. The Japan Times: Wednesday. 2012; May 23.
15. www.nationalsafehavenalliance.org
16. www.safehaven.tv
17. O'Donovan K. 'Real' mothers for abandoned children. Law and Society Rev. 2002; 36:347-78.
18. Henrion R. Secret motherhood: The new French law. Accouchement sous X: Les nouvelles dispositions lagislatives. 2003; 187(8): 1587-96.
19. Danner C., Pacher M., Ambach E., Brezinka C. Anonymous birth and neonaticide in Tyrol. Z. Geburtshilfe Neonatol. 2005; 209(5): 192-8.
20. HancockM. Preventing the first form of violence against children: abandonment at birth. 2008.
21. www.ria.ru/society/20120330/610301539.html
22. RaumM.S., Skaare J.L. Encouraging abandonment: the trend towards allowing parents to drop off unwanted newborns. North Dakota Law Rev. 2000; 76: 511-49.
23. www.guardian.co.uk/world/2012/jun/10/unitednations-europe-news/print
24. Evans S. The 'baby box' returns to Europe. BBC News Magazine. 2012; 26 June.
Поступила 03.10.12
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.2:364.442/.444]-058.862
И.Л. Самодова, В.С. Лучкевич, Г.Н. Мариничева, Е.А. Абумуслимова, А.М. Шакиров влияние медицинской и социальной реабилитации на качество
жизни детей группы медико-социального риска
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Минздрава России, 195067, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., 47, пав. 2/4
Представлены данные оценки качества жизни детей, оставшихся без попечения родителей, с помощью общего детского опросника Pediatric Quality of Life 4.0, которая была проведена на базе Центра медицинской и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей. При сравнительном анализе основных показателей качества жизни детей в динамике рассчитывался специальный коэффициент эффективности медико-социальной реабилитации с оценкой отдаленных результатов. Доказана высокая эффективность медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации на основании положительной динамики объективного клинического состояния детей, их субъективной оценки своего здоровья и показателей качества жизни.
Ключевые слова: качество жизни, медико-социальная реабилитация, дети, оставшиеся без попечения родителей
I. L. Samodova, V. S. Luchkevich, G. N. Marinicheva, E .A. Abumuslimova, A. M. Shakirov
INFLUENCE OF MEDICAL AND SOCIAL REHABILITATION ON QUALITY OF LIFE OF CHILDREN IN THE GROUP OF MEDICAL AND SOCIAL RISK
State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov" of the Ministry of Health care and Social Development of the Russian Federation, 41, Kirochnaya street, 191015, Saint-Petersburg, Russian Federation
The data of assessment of quality of life in children left without parental care evaluated with a use of common questionnaire Pediatric Quality of Life 4.0, at the "Centre for medical and social rehabilitation of children left without parental care" are presented. In comparative analysis of the main indices of quality of life of children in the dynamics the special coefficient of efficiency of medical and social rehabilitation with the assessment of long-term results have been calculated. The high efficiency of the medical and social, psychological and educational rehabilitation at the base of specialized Centers for medical and social rehabilitation has been shown.
Key words: quality of life, medical and social rehabilitation, children without parental care.
С
охранение и укрепление здоровья детей является одной из актуальных и важных социальных и медицинских проблем [1-3]. Улучшение ка-
Для корреспонденции: Самодова Инна Леонидовна, доцент каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова" Минздрава РФ, e-mail: [email protected]
чества жизни и оздоровление детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из наиболее важных и трудных задач современных систем медико-социальной помощи и социального обеспечения [4-7]. При этом улучшение качества жизни предусматривает необходимость комплексной медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической коррекции,
И.Л. Самодова, В.С. Лучкевич, Г.Н. Мариничева, Е.А. Абумуслимова, А.М. Шакиров
физической адаптации детей к условиям среды обитания с учетом состояния их здоровья, физического, социального и психоэмоционального функционирования [8-16].
Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского центра медицинской и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Центр). С целью изучения качества жизни 348 детей использовался общий детский опросник качества жизни Pediatric Quality of Life 4.0. Среди основных критериев качества жизни были представлены признаки, предусматривающие возможность анализа влияния факторов на клинические, психологические, социально-гигиенические стороны жизнедеятельности детей, лишенных родительского попечения, которые анализировались в сравнении с показателями контрольной группы (n = 100), представленной адекватной возрастно-половой группой детей, проживающих в полных семьях с благополучными социально-экономическими и психоэмоциональными характеристиками. Для оценки динамики показателей качества жизни и осуществления пролонгированного исследования каждый несовершеннолетний был опрошен дважды - перед началом и сразу после окончания курса реабилитационных мероприятий. При сравнительном анализе основных показателей качества жизни детей в динамике рассчитывался специальный коэффициент эффективности медико-социальной реабилитации (n = 348) с оценкой отдаленных результатов (n = 112). С целью сравнительного анализа были рассчитаны специальные групповые критерии и значения коэффициента эффективности реабилитации: менее 25% - низкая эффективность реабилитации; 26-50% - удовлетворительная эффективность реабилитации; более 5175% - средняя эффективность реабилитации; более 75% - высокая эффективность реабилитации.
Установлено, что при поступлении в Центр дети, оставшиеся без попечения родителей, были недостаточно удовлетворены своей жизненной ситуацией, редко стремились изменить обстоятельства, которые объективно усугубляли и без того выраженное жизненное неблагополучие (показатель качества жизни 56±2,2 балла, контрольная группа - 74,4±1,3 балла). Принципиально новые гигиенические и бытовые условия проживания в Центре для 88,5% детей или возврат в уже знакомую обстановку (10,1%), соблюдение режимных моментов, улучшение питания, доброжелательная обстановка, лечение хронических форм патологии и общее укрепление здоровья, а также другие мероприятия и услуги, оказываемые детям и подросткам в Центре в рамках медико-социальной реабилитации, существенно улучшали основные показатели качества жизни детей (p < 0,001). После окончания восстановительного курса обобщенный показатель качества жизни значительно улучшился и составил 87,3±1,7 балла (степень эффективности реабилитации составила 55,9%).
Средняя оценка физического функционирования детей на момент поступления 53,9±3,1 балла (в контрольной группе 71,9±2,0 балла) свидетельствовала о наличии у несовершеннолетних некоторых проблем, связанных с физической активностью. Курс медицин-
ских, социальных и психологических реабилитационных мероприятий в Центре значительно улучшал физическое функционирование детей (85,3±2,2 балла) при степени эффективности реабилитации 58,2%. Большинство несовершеннолетних отмечали, что стали чувствовать себя бодрее, у них появился прилив сил, они стали активнее участвовать в повседневной жизни, с большей легкостью выполнять манипуляции, ранее вызывающие затруднения (индивидуальные гигиенические процедуры, самообслуживание в быту, внешняя активность и др., р < 0,001).
При поступлении детей в Центр средние показатели психологического и эмоционального функционирования были значительно снижены - 48,9±2,0 балла (в контрольной группе 71,0±1,8 балла) по сравнению с другими видами жизнедеятельности. Дети и подростки отмечали, что испытывают негативные эмоции, грусть, легко расстраиваются, часто бывают подавлены, у них легко портится и быстро меняется настроение, они много переживают по различным поводам. В ходе проведения социально-психологической реабилитации, после работы с психологами, психиатрами, педагогами и социальными работниками, а также в связи с положительной переменой ситуации, улучшением психоэмоциональной обстановки психологический и эмоциональный фон обследуемых детей значительно улучшился (р < 0,001), показатели психоэмоционального функционирования повысились до 88,0±1,5 балла, а рассчитанная степень эффективности реабилитации возросла до 80%.
Социальное функционирование у несовершеннолетних при поступлении детей в Центр составило 61,8±3,0 балла (в контрольной группе 79,7±1,8 балла). Однако после курса реабилитационных мероприятий у детей улучшились показатели социальной адаптации, им становилось легче общаться с товарищами, заводить новые знакомства. они с большим удовольствием расширяли круг своих интересов, начинали заниматься новыми, незнакомыми для них ранее видами деятельности, чаще участвовали в общественных мероприятиях. Курс медико-социальной реабилитации придавал им уверенность в себе, освобождал от чувства стеснения и замкнутости, что отразилось в улучшении показателей социальной адаптации и социального функционирования по окончании курса реабилитации - 89,7±1,8 балла (р < 0 ,001) при средней степени эффективности реабилитации 45,1%.
оценка средних показателей жизни в школе или детском саду составила 59,3±2,7 балла (в контрольной группе 75,1±1,9 балла). Курс медико-социальной реабилитации корректировал социально-психологические установки в отношении ребенка к процессу и смыслу образования, а также улучшение состояния здоровья. все эти изменения выразились в улучшении (р < 0,001) показателя шкалы "Жизнь в школе (детском саду)", которые после реабилитационного курса в Центре составили 89,2±1,8 балла, а степень эффективности реабилитации составила 50,4%.
с целью комплексной оценки эффективности медицинской и социальной реабилитации в исследование включены вопросы, касающиеся субъективных оценок состояния здоровья детей по 3-балльной шкале после
проведения реабилитационных мероприятий. "Хорошим" признали свое здоровье 86,6% детей. оценили свое здоровье как "удовлетворительное" 8,6% детей, и лишь 4,8% детей оценили свое здоровье как "плохое".
Анализ объема проведения реабилитационных мероприятий выявил, что у большинства детей, поступивших в Центр (92,2%), программа реабилитации была реализована в полном объеме (медицинская помощь, социально-психологические и социально-педагогические мероприятия). Доказана высокая эффективность медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации на основании положительной динамики объективного клинического состояния ребенка, положительной динамики субъективной оценки ребенком своего здоровья, положительной динамики показателей качества жизни. полученные данные свидетельствуют о высокой эффективности реабилитационных мероприятий по шкале эмоционального функционирования, средний уровень эффективности по шкалам физического функционирования и жизни в детском коллективе. Выявлена незначительная динамика показателей социального функционирования (удовлетворительная эффективность реабилитации).
Основная часть (91,4%) несовершеннолетних отмечала субъективные признаки улучшения своего состояния, улучшение самочувствия после проведенного лечения. Кроме того, клинико-диагностическое обследование выявило улучшение физиологического состояния ребенка на фоне коррекции патологических состояний, которые послужили поводом для обращения за медицинской помощью. Наличие удовлетворительных социально-гигиенических условий и возможность проведения индивидуальных гигиенических мероприятий, доброжелательный персонал оказывали положительное воздействие на ребенка. наиболее восприимчивыми к предлагаемому объему и качеству медицинских мероприятий были дети в возрасте 5-7 лет (94,4%) и 13-18 лет (92,1%).
Для оценки отдаленных результатов качества жизни детей группы медико-социального риска было проведено исследование качества жизни детей, переведенных в учреждения социальной защиты санкт-петербурга на последующих этапах реализации медицинских и социальных программ (детские дома и детские приюты) (п = 112). При этом было установлено, что показатели качества жизни, достигнутые в результате проведения реабилитационных мероприятий в Центре, превышали показатели качества жизни детей, находящихся в этих учреждениях, что указывает на высокую эффективность проведенных реабилитационных мероприятий в Центре, а также довольно значимую устойчивость основных показателей качества жизни, достигнутых ранее в Центре и на предыдущих этапах социальной и медицинской реабилитации.
Было показано также, что значимое участие в решении проблем детей из семей группы медико-социального риска оказывают различные учреждения социальной защиты муниципальных образований (отделы опеки и попечительства), по направлению которых в Центре наблюдалось 67,5% детей, среди которых преобладали несовершеннолетние в возрасте 5-7 лет (51,5%).
Вторая по величине доля детей (22,7%) направляется в Центр подразделениями учреждений внутренних дел, имеющих относительно широкий диапазон мер правового воздействия для разрешения конфликтных ситуаций. Среди них преобладала группа детей 5-7 лет (49,4%). Организационные недостатки деятельности этих районных подразделений, недостаточный охват населения профилактическими мероприятиями, неполный учет и контроль за жизнедеятельностью семей группы риска определили небольшую долю подростков 13-18 лет (3,8%), направленных в Центр подразделениями учреждений внутренних дел.
Организационные особенности и возможности деятельности детских домов и приютов, задачи, решаемые этими учреждениями в процессе воспитания ребенка (особенно в плане его социально-психологической адаптации), предоставление достойных условий проживания (бытовых, коммунальных, социально-психологических и др.) во многом перекрывают перечень услуг, предлагаемый Центром. В связи с этим доля детей, направленных в Центр из учреждений государственного попечения, не превышала 4%, при этом ведущей причиной обращения подобных учреждений за помощью в Центр являлась необходимость оказания воспитанникам медицинской помощи. Ослабленность адаптационных и компенсаторных возможностей организма в связи с младшим возрастом, психоэмоциональным неблагополучием объясняла наибольшую долю детей младшего возраста - 5-7 лет (66,7%).
Учитывая, что пребывание детей в возрасте 5-7 лет из проблемных семей в городских лечебно-профилактических учреждениях обычно связано с травмой или заболеванием и ограничивалось оказанием первой или неотложной медицинской помощи, дальнейшее их долечивание, медицинская и социальная реабилитация осуществлялись в Центре по направлениям учреждений здравоохранения (64,3%).
Таким образом, выявлен высокий уровень потребности детей, оставшихся без попечения родителей, в мероприятиях медицинской, социальной и психологической реабилитации. При этом рациональной организационно-функциональной структурой медицинской и социальной реабилитации таких детей являются специализированные территориальные центры, обеспечивающие мониторинг жизнедеятельности детей, преемственность, непрерывность и ком-плексностьсоциальных илечебно-реабилитационных мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. БахадоваЕ. в. Новый подход к определению здоровья детей с применением методики оценки качества жизни. Социальные аспекты здоровья населения: Электронный научный журнал. 2008; 4.
2. Белоусов Д. А. Качество жизни, связанное со здоровьем детей: обзор литературы. Качественная клиническая практика. 2008; 2: 28-38.
3. самодоваИ.Л., Лучкевич в.с., витрищак А.А. Качество жизни, здоровье и организационные формы социальной и медицинской реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей. СПб.; 2010. 132 с.
4. Кошман с. н. Управление развитием региональной системы социализации детей-сирот. М.: Просвещение; 2008. 300 с.
5. соколоваМ. И., Шишкин И. в., Храмцова Е. Г. Качество жизни детей из социально-неблагополучных семей. В кн.: Исследова-
РА. Файзуллина, В.Ю. Альбицкий, О.И. Пикуза, З.Я.Сулейманова, А.М. Закирова
ния и разработки по приоритетным направлениям в медицине. СПб.: СПбГМА им. И. И. Мечникова; 2008: 234-6.
6. Лучкевич B.C., Самодова И.Л., Муравьева H.H. Использование динамики показателей качества жизни в оценке эффективности медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации детей группы медико-социального риска. СПб., 2010. 22 с.
7. Бобылева И. А., Гурова Е. B. О разработке мониторинга качества жизни воспитанников детского дома. Журнал практического психолога. 2008; 2: 174-86.
8. Баранов А. А., Альбицкий B. Ю., Винярская И. B. Методология изучения качества жизни в педиатрии. М.; 2008. 16 с.
9. Бойцов Б. В., Кузнецов М. А., Элькин Г. И. Концепция качества жизни. М.: Академия проблем качества; 2007. 239 с.
10. Лучкевич В. С., Витрищак А. А., Шакиров А. М. и др. Качество жизни как критерий эффективности лечебных и реабилитационных программ. В кн.: Макроэкономика, качество жизни и проблемы развития здравоохранения: Материалы всероссийской научной конференции. СПб., 2008: 133-8.
11. Малиевский В. А., Байтурина А. Т., Валиуллина А. Т. Качество жизни детей подросткового возраста в республике Башкортостан. Российский педиатрический журнал. 2007; 6: 51-4.
12. Моисеева К. Е., Наумова А. А., Рубин А. Д. Реабилитационная помощь детям в условиях специализированной больницы восстановительного лечения. в кн. Актуальные проблемы педиатрии: Сборник материалов XI конгресса педиатров России. М.; 2007: 479-80.
13. новик A. A., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС; 2007. 320 с.
14. Саввина H. В., Дранаева Г. Г., Грязнухина Г. Г. Организация медико-социальной помощи подросткам: Руководство для врачей. Якутск; 2009. 194 с.
15. Черюканов А. В., Пинаева Е. А., Лучкевич В. С. Динамика качества жизни несовершеннолетних в зависимости от объема медицинской реабилитации. вестник. межнационального центра исследования качества жизни. 2007; 9-10: 46-52.
16. Юрьев В. К. Анкетирование как метод оценки состояния здоровья детей. Российский педиатрический журнал. 2008; 1: 57-60.
Поступила 03.10.12
Сведения об авторах:
Лучкевич Владимир Станиславович, д-р мед. наук, проф., зав. каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, заслуженный деятель науки РФ, luchkevich@ mail.ru; Мариничева Галина Николаевна, канд. мед. наук, ассистент каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, e-mail: [email protected]; Абумуслимова Елена Андреевна, канд. мед. наук, доцент каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, e-mail: [email protected]; Шибанов Евгений Николаевич, ассистент каф. общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, e-mail: [email protected]
^¿стория медицины
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 616-053.2:92 Святкина
Р.А. Файзуллина1, В.Ю. Альбицкий2, О.И. Пикуза1, З.Я.Сулейманова1, А.М. Закирова1
к 100-летию со дня рождения профессора к.а.святкиной
1Казанский государственный медицинский университет, Казань, ул. Бутлерова, 9; 2 Научный центр здоровья детей РАМН, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2/62
■ Представлен очерк, посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки, профессора К. А. Святкиной, отражающий ее жизненный путь и научные достижения.
Ключевые слова: история медицины, педиатрия, К.А. Святкина
R. A. Fayzullina1, V. Yu. Albitsky2, O. I. Pikuza1, Z. Ya. Suleymanova1, Z. Ya. Zakirova1
ON THE OCCASION OF THE 100TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF PROFESSOR. K. A. SVYATKINA
1State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Kazan State Medical Academy" of the Ministry of Health care and Social Development of the Russian Federation, 49, Butlerova Str., Kazan, Russian Federation, 420012; Federal State budgetary Institution "Scientific Centre of Child Healthcare" of the Russian Academy of Medical Sciences, 2/62, Lomonosov avenue, Moscow, 119991
I The character sketch dedicated to the 100th anniversary of the birth of Honored Worker of Science, professor K. A. Svyatkina, reporting her curriculum vitae and scientific achievements is presented.
Key words: history of medicine, pediatrics, K. A. Svyatkina
стория Казанской педиатрической школы богата именами замечательных ученых и выдающихся врачей. Одной из ярких представительниц этой плеяды являлась Клавдия Андреевна
Для корреспонденции: Файзуллина Резеда Абдулахатовна, д-р мед. наук, доцент, зав. каф. пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечебного факультета.
Святкина. В 30-е годы прошлого века становление и развитие здравоохранения проходили в сложных условиях. Перед молодой страной Советов стоял один из самых неотложных вопросов - охрана здоровья детского населения. В сложившейся ситуации детские врачи были очень востребованы. Быть педиатром К. А. Святкиной, видимо, было уготовано судьбой. В 1933 г. она окончила факультет охраны материнства
РОССИЙСКИЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 1' 2012