Научная статья на тему 'Влияние социально-гигиенического функционирования семьи на здоровье и качество жизни детей, оставшихся без попечения родителей'

Влияние социально-гигиенического функционирования семьи на здоровье и качество жизни детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
358
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ЛИШЕННЫЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / CHILDREN DEPRIVED OF PARENTAL CARE / SOCIAL DISADVANTAGE / HEALTH / SOCIAL-HYGIENIC FUNCTIONING / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лучкевич Владимир Станиславович, Самодова Инна Леонидовна, Мариничева Галина Николаевна, Абумуслимова Елена Андреевна, Шибанов Евгений Николаевич

Показано, что основные характеристики социально-гигиенического функционирования детей, лишенных родительского попечения, оказывают значительное воздействие на уровень физического развития и физической активности, психоэмоционального состояния, социально-бытовой адаптации, удовлетворенности основных жизненных потребностей, медицинской информированности, что ухудшает их суммарные показатели качества жизни и здоровья. Выявлена связь социально-гигиенического функционирования и развития и тяжести течения болезней у детей группы медико-социального риска. Установлена высокая эффективность медикосоциальной и психолого-педагогической реабилитации в специализированном реабилитационном центре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лучкевич Владимир Станиславович, Самодова Инна Леонидовна, Мариничева Галина Николаевна, Абумуслимова Елена Андреевна, Шибанов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF SOCIAL-HYGIENIC FUNCTIONING OF THE FAMILY ON THE HEALTH AND QUALITY OF LIFE OF CHILDREN REMAINED WITHOUT PARENTAL CARE

The influence of socio-hygienic operation of the family on the health and the quality of life of children without parental care The main characteristics of the social-hygienic functioning of children deprived of parental care were shown to have a significant impact on the level of their physical development and physical activity, mental and emotional state, social-welfare adaption, basic living needs gratification, medical awareness. This affects on their quality of life and health. The relationship between the social and hygienic functioning and the development and severity of diseases of children of medico-social risk has been revealed. The high efficacy of the medical, social and psychological rehabilitation in a specialized rehabilitation center was established.

Текст научной работы на тему «Влияние социально-гигиенического функционирования семьи на здоровье и качество жизни детей, оставшихся без попечения родителей»

© КОЛЛЕКТИВ Авторов, 2012 УДК 616-053.2-058.862:316.356.2

В. С. Лучкевич, И. Л. Самодова, Г. Н. Мариничева, Е.А. Абумуслимова, Е. Н. Шибанов

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ НА ЗДОРОВЬЕ И КАЧЕСТВО жИЗНИ ДЕТЕЙ, ОСТАВшИхСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова Минздрава РФ, 195067, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., 47, пав 2/4

Показано, что основные характеристики социально-гигиенического функционирования детей, лишенных родительского попечения, оказывают значительное воздействие на уровень физического развития и физической активности, психоэмоционального состояния, социально-бытовой адаптации, удовлетворенности основных жизненных потребностей, медицинской информированности, что ухудшает их суммарные показатели качества жизни и здоровья. Выявлена связь социально-гигиенического функционирования и развития и тяжести течения болезней у детей группы медико-социального риска. Установлена высокая эффективность медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации в специализированном реабилитационном центре.

Ключевые слова: дети, лишенные родительского попечения; социальное неблагополучие; здоровье; социально-гигиеническое функционирование; реабилитация

V. S. Luchkevich, I. L. Samqdova, G. N. Marinicheva, E .A. Abumuslimova, E. N. Shibanov

EFFECT OF SOCIAL-HYGIENIC FUNCTIONING OF THE FAMILY ON THE HEALTH AND QUALITY OF LIFE OF CHILDREN REMAINED WITHOUT PARENTAL CARE

State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov of the Ministry of Health care and Social Development", 41, Kirochnaya street, 191015, Saint-Petersburg, Russian Federation

The influence of socio-hygienic operation of the family on the health and the quality of life of children without parental care

The main characteristics of the social-hygienic functioning of children deprived ofparental care were shown to have a significant impact on the level of their physical development and physical activity, mental and emotional state, social-welfare adaption, basic living needs gratification, medical awareness. This affects on their quality of life and health. The relationship between the social and hygienic functioning and the development and severity of diseases of children of medico-social risk has been revealed. The high efficacy of the medical, social and psychological rehabilitation in a specialized rehabilitation center was established.

Key words: children deprived of parental care, social disadvantage, health, social-hygienic functioning, rehabilitation.

современных программах охраны здоровья детей предусмотрены мероприятия по созданию оптимальных условий жизнедеятельности в семье, проведение необходимых системных профилактических и медико-социальных мероприятий на всех этапах развития ребенка [9, 10]. Однако в социально-экономических условиях России и ряда других стран наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями, отклонениями в развитии, проживающих в неблагополучных семьях медико-социального риска, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [2, 4, 7, 8]. В России насчитывается более 3 млн детей, фактически лишенных родительского попечения. За последние десятилетия количество таких детей в Санкт-Петербурге существенно возросло [3].

На здоровье детей и подростков оказывает влияние комплекс социально-экономических, социально-гигиенических, экологических и других факторов, среди которых важнейшая роль принадлежит семье и семейной

Для корреспонденции: Самодова Инна Леонидовна. доцент каф. общественного здоровья и здравоохранения СЗГМУ им. И. И. Мечникова, e-mail: publichealthmechnik@mail..ru

среде обитания [4, 5, 7]. Современная стратегия развития медико-социальной помощи в значительной степени ориентирована на усиление роли семьи в улучшении здоровья и качества жизни членов семьи [8, 9]. Ответственное взаимодействие семьи и служб здравоохранения и социальной политики призвано в максимальной степени содействовать эффективности реализации лечебных и оздоровительных мероприятий на основе интеграции медицинской и социальной деятельности [1, 6, 10].

Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского центра медицинской и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей. Из первичной медицинской документации, индивидуальных программ реабилитации и карт сопровождения выко-пировывались сведения о социально-бытовых, медико-социальных, клинико-функциональных, психологических и организационно-экспертных характеристиках 817 детей. При поэтапном клинико-статистическом и медико-социальном обследовании была отобрана репрезентативная группа 348 детей, среди которых проводились мероприятия в лечебно-реабилитационном центре.

Специально разработанная программа медико-социологического изучения здоровья, образа и качества жизни детей, лишенных родительского попечения, состояла из трех основных разделов, в каждом из которых было

РОССИйСКИй ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 6' 2012

представлено несколько блоков программы: социальная характеристика ребенка и семьи; основные показатели физического развития детей (массоростовые показатели); характеристика и динамика заболевания (диагноз основного и сопутствующего заболеваний, характеристика и динамика симптомов заболевания, частота обращения к врачу, проведение лечебно-профилактических и медико-реабилитационных мероприятий, субъективная оценка состояния здоровья несовершеннолетнего, степень адаптации ребенка в центре). Все полученные данные обработаны статистически с использованием пакета программ Statistica 6.1.

Среди участников исследования (54,6% мальчиков и 45,4% девочек) преобладали дети дошкольного и младшего школьного возраста - от 5 до 7 лет (51,4%). Выявлена значительная доля детей в возрасте от 8 до 12 лет (37,6%) и подростков 13-18 лет (11,0%). Средний возраст анализируемой группы составил 7,0 ± 2,1 года (средний возраст мальчиков - 7,5 ± 2,2 года, девочек -6,5 ± 2,0 года). Анализ среды обитания детей и условий их проживания показал, что в отдельной квартире проживали менее половины обследованных детей (43,1%). Около трети (27,9%) детей и подростков проживали в комнате, преимущественно вместе с остальными членами семьи. Условия проживания в коммунальной квартире отличались неблагополучным психоэмоциональным фоном в связи с определенным контингентом членов семьи и соседей, воздействующих на сон, отдых, возможности самоподготовки для учащихся, неблагоприятными гигиеническими условиями у 22,7% детей. Значительная часть (6,3%) детей вообще не имели постоянного жилья.

оценка структуры семейно-родственных отношений ребенка показала, что наибольшая доля детей проживала со своими бабушками и/или дедушками (45,7%). Группа детей, проживающих только с матерями (41,7%) или только с отцами (4,3%), представляла собой социальную прослойку детей из группы неполных семей. Установлено, что около половины обследуемых детей посещали школу (46,6%), дошкольные образовательные учреждения, детские сады и развивающие центры (12,0%), а у 41,4% детей процесс образования, обучения, развития и социального общения не был организован.

При субъективной оценке организации и качества питания установлено, что у большинства детей соблюдались минимальные базовые требования к организации питания, хотя дети получали пищу 3 раза в день (70,7%). при этом 20,1% детей и подростков питались нерегулярно, часто испытывали длительные голодные промежутки, питались однообразной, низкокалорийной, бедной витаминами пищей, не рекомендуемой для детского возраста. Лишь 9,2% детей и подростков отмечали, что питаются более трех раз в день достаточно калорийной пищей, получают необходимый набор продуктов благодаря посещению детских образовательных учреждений либо проживанию в семье опекунов. Анализ показал, что регулярность питания детей в первую очередь связана с частотой посещаемости детских дошкольных и школьных образовательных учреждений (г = 0,86; р < 0,05).

Анализ массоростового коэффициента установил, что у большинства (65,5%) детей масса тела не соответствует их росту и возрасту. Недостаточная масса тела, свидетельствующая о недостаточном питании, нарушении усвояемости пищевых ингредиентов из-за наличия каких-либо заболеваний, нарушении обмена веществ, наблюдалась у наибольшей доли (44,3%) обследован-

ных детей. Повышенная масса тела и высокий массо-ростовой индекс наблюдался у небольшой доли (21,2%) детей и подростков.

Анализ режима, продолжительности, характера и качества сна свидетельствует, что принятая физиологическая суточная норма 8-часового сна отмечалась у большинства (93,4%) детей. Факторы семейно-социального и экономического неблагополучия, невыполнение родительских прав и обязанностей и невнимание к детям со стороны родителей обусловливали отсутствие минимума собственной одежды у 15,8% и выраженный недостаток игрушек у 14,1% детей (г = 0,84; р < 0,05).

Анализ основных видов социально-гигиенического функционирования детей, уровня их профилактической ориентированности и степени сформированности медико-социальной активности показал, что большинство (79,3%) детей недостаточно выполняют основные индивидуальные гигиенические процедуры, нерегулярно осуществляют смену нижнего белья и одежды. Установлена зависимость выполнения ребенком в гигиенических процедурах от частоты общения ребенка с матерью (г = 0,55; р < 0,05). Анализ физической активности свидетельствует, что большая часть детей и подростков (74,4%) занимаются физическими упражнениями со своими сверстниками недостаточно часто и нерегулярно. Установлено влияние условий проживания ребенка на частоту его участия в спортивных играх и выполнения физических упражнений (г = 0,52; р < 0,05).

Исследование вредных привычек у детей группы медико-социального риска показало, что наиболее распространенным среди обследуемых было злоупотребление курением (17,2%) и периодическое употребление алкоголя (9,8%). Употребление наркотических средств и токсических веществ было отмечено у 2,9% опрошенных детей. Установлена зависимость курения (г = 0,54; р < 0,05) и употребления алкоголя (г = 0,45; р < 0,05) от возраста. Среди подростков старше 12 лет выявлен значительно больший удельный вес курящих (до 90%), почти половина из них периодически употребляли спиртные напитки и почти 15% пробовали токсические вещества.

Анализ социально-психологической обстановки в семье, частоты ссор и конфликтов в присутствии и с участием ребенка, использование методов физического воздействия на ребенка показал, что у половины (54,3%) детей конфликты в семье происходят часто (преимущественно по инициативе взрослых членов семьи). Установлена зависимость частоты участия ребенка в конфликтах и применения физического наказания (г = 0,78; р < 0,05).

Проведенное исследование свидетельствует, что основные характеристики социально-гигиенического функционирования детей и подростков, лишенных родительского попечения, оказывают значительное воздействие на их уровень физического развития и физической активности, психоэмоционального состояния, социально-бытовой и общественной адаптации, социально-экономических возможностей и удовлетворенности основных жизненных потребностей, медицинской информированности, медико-социальной и профилактической активности и др., что ухудшает их суммарные показатели качества жизни и здоровья.

Специализированный центр медицинской и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, на базе которого проводилось данное исследование, оказывает медико-социальную помощь детям и подросткам, выделенным из всего населения на осно-

российский ПЕДИАтрИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 6'2012

вании ряда критериев. Среди основных критериев выделены такие, как возраст ребенка (до 18 лет) и факт социального неблагополучия его видов жизнедеятельности. в связи с этим определялась возможность неоднократного пребывания одного и того же ребенка в центре, например в течение периода его детского возраста при условии сохранения ситуации социального неблагополучия, а также с целью неоднократного прохождения курсов медико-социальной реабилитации и для оптимизации социально-гигиенического функционирования ребенка. Пребывание ребенка в центре подразумевает его нахождение в удовлетворительных жилищно-бытовых условиях, соблюдение ряда режимных моментов, гигиенических требований к индивидуальной гигиене и одежде, получение рационального питания, наличие спокойной и доброжелательной эмоционально-психологической обстановки. Это может определять вероятность того, что нахождение ребенка в центре будет способствовать оптимизации его социально-гигиенического функционирования, положительно влиять на его качество жизни. Однако повторные появления ребенка в центре также свидетельствуют о сохраняющихся проблемах в его семье и взаимоотношениях со взрослыми членами семьи, социально-гигиеническом и эмоционально-психологическом неблагополучии.

Анализ показал, что большинство (88,5%) детей и подростков, включенных в исследование, оказались в центре впервые в жизни. Младший возраст большинства из них (5-7 лет - 53,3%) обусловливал их относительно малый "стаж" социального неблагополучия, обратимость ряда эмоционально-психологических, медико-социальных сдвигов и изменений, развивающихся на фоне социального неблагополучия, лабильность восприятия и способности адаптироваться к различным условиям существования. Полученные результаты свидетельствуют о том, что некоторая часть (11%) подростков 13-18 лет, возраст которых предполагал относительно длительный период социального неблагополучия, также оказалась в центре впервые. Это свидетельствует о недостаточных организации и качестве работы целого комплекса заинтересованных организаций (учреждений социальной защиты населения, образовательных учреждений, силовых ведомств и структур, ответственных за мониторинг семей зоны риска и др.). Эти структуры не обеспечили своевременный контроль ситуации социального неблагополучия ребенка или подростка, не приняли необходимых мер на предшествующих этапах. При этом отмечены случаи, когда подросток, в силу внешних обстоятельств (неожиданная потеря родителей, тяжелая болезнь родителей и др.), оказался в группе социально неблагополучных детей. Повторно в центр поступило незначительное число детей (10,1%), преимущественно в возрасте 8-12 лет (54,3%), что определялось, с одной стороны, сохранением или усугублением ситуации социального неблагополучия в их жизни, а с другой - в ряде случаев косвенно свидетельствовало о позитивном восприятии центра самим ребенком. Анализ показал, что 1,4% детей оказались в центре в третий раз или более, причем это были дети младше возрастной группы 5-7 лет (60,0%) и 8-12 лет (40,0%); ведущей причиной частого направления в центр стали серьезные проблемы со здоровьем, которые развились на фоне их социально-гигиенического неблагополучия.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о наличии у детей группы медико-социального риска таких неблагоприятных факторов, как социальное неблагополучие ребенка, отсутствие надлежащего родительского попечения и ухода, неблагоприятные санитарно-бытовые условия, нерациональное питание,

несоблюдение индивидуальной гигиены, несоблюдение режимных моментов, неблагоприятная психоэмоциональная обстановка в семье и др., что определяет кратность и длительность пребывания детей группы риска в учреждениях социальной защиты и специализированных центрах социальной и медицинской реабилитации.

Обследование показало, что у 79,5% семей наблюдается низкий уровень медицинской информированности, медико-социального поведения родителей, низкий уровень гигиенической грамотности, неудовлетворительные характеристики питания в семье, малоподвижный образ жизни, дисгармоничное развитие ребенка, отсутствие закаливающих процедур и др. Анализ показал, что большинство (67,4%) детей недостаточно информированы о принципах правильного режима дня, правильного питания, принципах здорового образа жизни.

Учитывая социально-гигиенические особенности обследуемого контингента, высокую возможность попадания ребенка в группу медико-социального риска, была исследована частота обращаемости за профилактической и медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения. установлено, что регулярно обращались в лечебно-профилактические учреждения лишь 9,5% детей, особенно дети младшего (53,0%) и среднего (44%) возраста. Дети и подростки 13-18 лет практически не обращались за медицинской помощью при возникновении заболеваний (3,0%). В связи с тем что у большинства детей родители пренебрегали своими родительскими обязанностями, крайне большая группа детей не обращалась в лечебно-профилактические учреждения за медицинской помощью (90,5%), что свидетельствует об очень низкой медицинской активности родителей исследуемых детей.

Анализ первичной медицинской документации, клиническое и медико-социальное обследование установили, что при поступлении в центр выявлен высокий удельный вес детей с симптомами и донозологическими состояниями, специфическими при таких заболеваниях, как болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (28,3%), инфекционные и паразитарные болезни (15,5%), болезни системы кровообращения (13,8%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (9%), психические расстройства и расстройства поведения (8%), болезни органов пищеварения (7,2%) и др. Анализ заболеваемости детей, лишенных родительского попечения, свидетельствует об увеличении удельного веса детей с хроническими заболеваниями и снижении числа практически здоровых детей с увеличением возраста (г = 0,81; р < 0,05). Выявлено влияние неблагоприятных социально-гигиенических условий на физическое функционирование детей и развитие хронической патологии. установлена тесная корреляция между длительностью нахождения ребенка в условиях медико-социального риска и тяжестью течения заболеваний (г = 0,75;р < 0,05).

У большей части (51,4%) детей наблюдались симптомы, свидетельствующие о проявлении двух заболеваний и более. У 31,9% детей выявлены симптомы одного заболевания, а отсутствие выраженных симптомов и до-нозологических проявлений отмечено только у 16,7% детей (из которых 57,8% составляли мальчики и 42,2% - девочки). Большинство детей, поступивших в центр (76,5%), страдали основным заболеванием менее года. От года до трех лет болели 13,5% детей, а у 7,6% детей было выявлено заболевание более трех лет назад, и 2,4% детей страдали основным заболеванием с первых лет жизни. Изучение особенностей динамики течения

РОССИйСКИй ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 6' 2012

заболеваний показало, что после проведения лечения у большинства (90,7%) детей отмечалось улучшение состояния здоровья. Лишь у 9% детей не было выявлено выраженных клинических изменений, а у 0,3% детей отмечено ухудшение показателей здоровья.

Выявлена зависимость социально-гигиенического функционирования на развитие и тяжесть течения заболеваний у детей группы медико-социального риска. Установлено влияние физического функционирования детей (наличие болезненных состояний и дискомфорта) на общие показатели здоровья и качества жизни (г = 0,8; р < 0,05). У каждого ребенка, поступившего в центр, выявлено сочетание ряда неблагоприятных факторов: отсутствие со стороны родителей должного внимания и обеспечения основных потребностей (в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи), что привело к нарушениям физического и психического развития, возникновению соматических заболеваний, личностных и эмоциональных нарушений у ребенка.

С целью комплексного анализа качества и эффективности проведенной медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации проводился анализ объема реабилитационных мероприятий, оценивалась динамика состояния здоровья детей и динамика объективных клинических данных, анализировались показатели субъективной оценки детьми своего здоровья после проведения реабилитационных мероприятий. Эффективность медицинской помощи и социально-психологической реабилитации, оказываемой центром, оказалась достаточно высокой. Основная часть (91,4%) несовершеннолетних отмечали субъективные признаки улучшения своего состояния, полное или по крайней мере частичное восстановление различных функций, улучшение самочувствия после проведенного лечения. Кроме того, данные клинико-диагностического обследования подтверждали данные об улучшении физиологического состояния ребенка, его полном или частичном излечении от заболевания или коррекции патологического состояния и устранении выраженных симптомов и болезненных состояний, которые послужили поводом для обращения за медицинской помощью. Наличие удовлетворительных социально-гигиенических условий, благоприятное санитарное состояние условий проживания, доступность гигиенических удобств и возможность проведения индивидуальных гигиенических мероприятий, скорректированная психологическая атмосфера, доброжелательный настрой персонала оказали положительное терапевтическое и психологическое воздействие на ребенка.

Таким образом, рациональной организационно-функциональной структурой медицинской и социальной реабилитации детей группы медико-социального риска являются специализированные территориальные реабилитационные центры (городские, межрайонные, муници-

пальные), обеспечивающие мониторинг жизнедеятельности детей, преемственность, непрерывность и комплексность социальных и лечебно-реабилитационных мероприятий. Необходимо активизировать работу по научному обоснованию целевых комплексных программ по профилактике социального сиротства, медико-социальной и психологической реабилитации, оздоровлению и социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбицкий в. Ю., Баранов в. А., Гасиловская Т. А. Медико-социальные проблемы социального сиротства. - М.: Литтерра; 2007. 193 с.

2. Байтуринаа. Т., ГатиятуллинаЛ. Р., Малиевскийв. а. Влияние медико-биологических и социально-гигиенических факторов на качество жизни детей. Справочник педиатра. 2008; 11: 61-62.

3. Климантова Г. И. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учебное метод. пособие. М.: Изд-во РГСУ; 2008. 192 с.

4. Леонова И. А., Янушанец О. И. Гигиеническая оценка условий и образа жизни детей в семьях с различным материальным положением. Эфферентная терапия. 2008; 1-2: 87-94.

5. Мигранова Л. А., Прокофьева Л. М. Население, семья, уровень жизни. В кн.: Материалы Международной науч. конф. М.; 2008. 351 с.

6. Перевощикова н. К., Басманова Е. Д., Айнетдинова А. Л. Состояние здоровья детей-сирот и возможности их реабилитации в учреждениях интернатного типа. Российский педиатрический журнал. 2007; 3: 10-13.

7. сабитова Г. в. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы. Педагогика. 2007; 3: 15-22.

8. самодова И. Л., Лучкевич в. с., витрищак А. А. Качество жизни, здоровье и организационные формы социальной и медицинской реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей: монография. СПб.; 2010. 132 с.

9. соколова М. И., Шишкин И. в., Храмцова Е. Г. Качество жизни детей из социально-неблагополучных семей. В кн.: Исследования и разработки по приоритетным направлениям в медицине. СПб.: СПбГМА им. И. И. Мечникова; 2008. 234-236.

10. Щепин О. П., Коротких, Р. в., Щепин в. О. и др. Здоровье населения - основа развития здравоохранения. - М.; 2009. 220 с.

Поступила 26.06.12

сведения об авторах:

Лучкевич Владимир Станиславович, д-р мед. наук, проф., зав. каф. общественного здоровья и здравоохранения СЗГМУ им. И. И. Мечникова, засл. деятель науки РФ; Самодова Инна Леонидовна, канд. мед. наук, доцент каф. общественного здоровья и здравоохранения СЗГМУ им. И. И. Мечникова; Мариничева Галина Николаевна, канд. мед. наук, ассистент каф. общественного здоровья и здравоохранения СЗГМУ им. И. И. Мечникова; Абумуслимова Елена Андреевна, канд. мед. наук, доцент каф. общественного здоровья и здравоохранения СЗГМУ им. И. И. Мечникова; Шибанов Евгений Николаевич, соискатель каф. общественного здоровья и здравоохранения СЗГМУ им. И. И. Мечникова.

РОССИЙСКИЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 6'2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.