Научная статья на тему 'Качество оздоровительного туризма: управленческий аспект'

Качество оздоровительного туризма: управленческий аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / КАЧЕСТВО ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / HEALTH TOURISM / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY OF HEALTH TOURISM SERVICES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Волкова Е. Ю.

Дана характеристика особенностей современного развития оздоровительного туризма в России. Проведен анализ факторов обеспечения качества оздоровительных туристских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Волкова Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON MANAGERIAL ASPECT OF HEALTH TOURISM QUALITY

The article suggests characteristics of health tourism development in modern Russia. The factors that provide services of high quality in the area of health tourism are analyzed.

Текст научной работы на тему «Качество оздоровительного туризма: управленческий аспект»

Е. Ю. Волкова, магистрант кафедры управления персоналом, туризма и сервиса, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента» e-mail: feuveu@mail.ru

КАЧЕСТВО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Дана характеристика особенностей современного развития оздоровительного туризма в России. Проведен анализ факторов обеспечения качества оздоровительных туристских услуг.

Ключевые слова: оздоровительный туризм, управление качеством, качество оздоровительных туристских услуг.

Санаторно-оздоровительное обслуживание является одной из особо важных отраслей туризма.

В годы становления рыночной экономики санаторно-оздоровительные предприятия пережили сложные годы, но наблюдаемый подъем в течение 2000-2011 годов свидетельствует, что санаторная отрасль постепенно становится одной из наиболее динамично развивающихся и все больше и больше привлекает не только туристов, но и инвесторов.

Об этом свидетельствуют и данные Всемирной туристской организации, по оценкам которой лечение и оздоровление относятся к числу важнейших туристских мотиваций: за последние 15 лет количество приобретенных оздоровительных туров увеличилось в мире на 10% [8].

На сегодня рынок оздоровительного туризма в России претерпевает заметные изменения. Санатории перестали быть местом для лечения и отдыха лиц старшего возраста. Этому способствуют ряд причин, наиболее существенными из которых являются:

• изменения в качестве здоровья населения России - рост заболеваемости;

• нехватка времени у работающего населения на укрепление здоровья;

• осознание значимости здорового образа жизни.

Санатории становятся полнофункциональными оздоровительными центрами, где может отдыхать и лечиться широкий круг потребителей [1].

Кроме того, оздоровительный туризм в настоящее время является одним из наиболее развитых видов внутреннего туризма в России.

Цели оздоровительного туризма: отдых, оздоровление, восстановление, лечение. Это обуславливает его особенности (в большей степени - технологические):

• организация данного вида туризма требует наличия специфических как рекреационных ресурсов (климат, минеральные воды, грязи), так и технических (разнообразное диагностическое, терапевтическое медицинское оборудование);

• оздоровительный туризм связан с предоставлением медицинских услуг и их лицензированием;

• требуется обеспечение специфической культуры обслуживания клиентов: преобладают люди среднего и старшего возраста, люди с ослабленным здоровьем;

• необходимость разработки специальных (лечебно-профилактических) рационов питания;

• оздоровительный туризм тесно связан с экологическим и спортивным туризмом.

Особенности оздоровительного туризма обуславливают достаточно высокие требования потребителей к оздоровительным туристским услугам.

Ожидания туристов соответствуют целям данного вида туризма. Туристы желают отдохнуть в комфортных условиях, полностью восстановить силы, удовлетворить потребности в полноценном, регулярном питании и здоровом образе жизни, пройти необходимое лечение, получить заряд положительных эмоций.

В этой связи особую актуальность приобретает качество оздоровительных туристских услуг, или проблема управления им.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2008 качество - это степень соответствия совокупности присущих характеристик (отличительных свойств) продукции или услуг требованиям (потребностям или ожиданиям, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными).

Таким образом, в основе качества заложен опыт потребителя, оно измеряется по отношению к его требованиям, обусловленным или необусловленным, сознательным или просто ощущаемым, объективным или субъективным, но всегда претерпевающим изменения.

Применительно к сфере оздоровительного туризма справедлива следующая формулировка: качество оздоровительных туристских услуг - это степень соответствия совокупности свойств данных услуг, процессов и условий обслуживания требованиям безопасности, установленным или предполагаемым потребностям туристов в отдыхе, восстановлении, оздоровлении и лечении.

Иными словами, качество туристских оздоровительных услуг подразумевает максимальное удовлетворение потребностей туристов и соответствие существующим нормативным требованиям в этой сфере.

Говоря о качестве оздоровительных туристских услуг, возникает вопрос о механизме его оценки. Сложность его заключается в определении номенклатуры показателей, определении степени их влияния на качество услуг в целом и измерении (многие показатели туристских услуг носят не количественный, а качественный характер). Вопрос оценки качества становится более определенным, если оперировать не самими абсолютными значениями свойств, а их относительными значениями.

Кроме того, трудность оценки качества оздоровительных туристских услуг заключается в определении номинальных (наилучших, идеальных) значений показателей.

Однако управление качеством оздоровительных туристских услуг ставит перед собой главную цель - постоянное улучшение качества. В условиях стремительного изменения потребностей туристов механизмы повышения качества оздоровительных туристских услуг требуют постоянного совершенствования.

Действительно, в условиях рыночной экономики и усиливающейся с каждым днем конкуренции на рынке туристских оздоровительных услуг, требуется пересмотр подходов к обеспечению и непрерывному совершенствованию качества.

Как уже отмечалось, специфика данного вида туризма накладывает отпечаток на методы управления качеством услуг.

Получая конкретные оздоровительные услуги, он может судить об их достижении - важны такие показатели, как ассортимент услуг и имеющиеся для их оказания ресурсы - оборудование и персонал.

В остальном же удовлетворение от потребления оздоровительных услуг зависит от качества сервиса, который оценивается туристом в условиях определенного эмоционального состояния, зависящего от огромного количества факторов:

• особенности воспитания;

• возраст;

• культурные традиции;

• понятие о комфорте;

• привычки;

• самочувствие или психологическое состояние на момент получения услуги;

• физиологические особенности организма;

• другие факторы.

Все это делает восприятие качества турпродукта во многом субъективным, зависящим от индивидуальных характеристик каждого туриста [6].

Обеспечение качества оздоровительных туристских услуг требует выполнения условий создания качественного сервиса.

1. Соблюдение основных и наиболее важных для сферы туризма принципов современного сервиса:

• максимальное соответствие предоставляемых услуг требованиям потребителей и характеру потребления;

• неразрывная связь сервиса с маркетингом, его основными принципами и задачами;

• гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка, предпочтений потребителей.

2. Создание необходимых условий для персонала, призванного обеспечить качественный сервис. К ним относятся:

• эргономичность рабочих мест;

• четкая формулировка правил, обязательных для исполнения каждым сотрудником;

• четкая система оценки качества работы каждого сотрудника, позволяющая объективно измерять количественно и качественно эффективность сервиса, особенно таких слабо поддающихся учету элементов, как доброжелательность и вежливость;

• мотивация персонала, его искренняя заинтересованность в процветании всего предприятия, желание и умение делать всю работу максимально эффективно, настрой на самосовершенствование;

• система повышения квалификации персонала.

3. Оптимизация организационной структуры управления предприятия, предоставляющего оздоровительные туристские услуги.

Чем длиннее цепочка прохождения заказа, тем больше вероятность совершения ошибки: оптимальной является такая организационная структура управления, где число элементов предельно мало (но без ущерба для качества обслуживания).

4. Всесторонний, полный, объективный и непрерывный контроль за качеством сервиса, предполагающий:

• участие туриста в оценке качества и контроле за ним;

• создание методик и критериев, позволяющих соотнести требования стандартов с фактическим положением дел;

• создание систем самоконтроля персонала;

• постоянная работа с группами качества;

• применение четко сформулированных количественных критериев оценки качества предоставляемых услуг;

• участие персонала в создании систем и критериев качества;

• применение технических средств контроля за качеством.

При создании системы контроля необходимо также соблюдать принцип непрерывности. Система контроля за качеством сервиса должна обеспечивать в буквальном смысле ежесекундный контроль на всех этапах технологического цикла и по всем параметрам. Кроме того, функция контроля, являясь возвратной, должна напрямую обеспечивать гибкость и корректировку всех других действий по обеспечению качества услуг.

Ключевым фактором, формирующим понятие качества, является наиболее полное удовлетворение потребностей гостей с различными запросами и своим пониманием комфорта.

В комплекс составляющих входят следующие элементы понятия «комфорт»:

• информационный;

• экономический;

• эстетический;

• бытовой;

• психологический.

Информационный комфорт. Создание информационной комфортности начинается с того, насколько полную информацию о санатории потенциальный турист может получить еще до его посещения.

• фотографии с видами внутреннего дизайна помещений,

• информация о ценах,

• комплексе предоставляемых основных и дополнительных услуг,

• наличии лицензий, сертификатов на безопасность услуг и др.

В понятие информационного комфорта входят также два других основных параметра:

- информированность персонала, готового ответить на любой вопрос отдыхающего;

- система пиктограмм, информационных плакатов, табличек, указателей, призванная помочь гостю ориентироваться в стенах санатория.

Экономический комфорт. Под экономическим комфортом понимают удобство расчета для гостя, систему бонусов и другие меры, призванные мотивировать гостя в повторном выборе санатория, что и является основной целью системы качества.

Изъятие наличных денег из оборота - большой плюс в любом бизнесе. Тут и уменьшение краж, махинаций, риска налета на заведение и облегчение жизни бухгалтерии.

Эстетический комфорт. Одной из причин, по которым потенциальный турист выбирает тот или иной санаторий, является эстетично оформленный интерьер, создающий атмосферу уюта

и домашнего тепла. При оформлении помещений с целью повышения конкурентоспособности предприятия необходимо руководствоваться следующими общими положениями:

• все помещения должны быть выполнены в едином стиле и соответствовать направленности предприятия;

• цветовая гамма не должна раздражать гостя;

• материалы, используемые для оформления, должны соответствовать стандартам безопасности и гигиены и иметь соответствующие сертификаты;

• материалы также должны быть долговечными в использовании и устойчивыми к воздействию высоких температур и химических веществ.

Бытовой комфорт. Подразумевает создание нормальных условий для проживания (оптимальные температура, влажность воздуха, атмосферное давление, удобство мебели).

Психологический комфорт. С одной стороны, понятие психологического комфорта охватывает все перечисленные выше параметры комфорта, так как при отсутствии хотя бы одной из перечисленных составляющих настроение гостя будет испорчено.

Однако есть и специфические требования, выполнение которых гарантирует нормальное психологическое состояние - это уважение и гостеприимство по отношению к гостю [6].

Таким образом, управление качеством оздоровительного туризма -достаточно сложная и многогранная отраслевая задача.

Однако от своевременности и эффективности ее решения зависят дальнейшая деятельность отдельных предприятий, оказывающих оздоровительные туристские услуги, и привлекательность данного вида туризма на российском рынке.

Литература

1. Александрова, А. Ю. Международный туризм [Электронный ресурс] / А. Ю. Александрова. - URL: http://tourlib.net/books_tourism/aleks44.htm. - Дата доступа: 03.12.2012.

2. Балабанов, В. С. Экономика туризма / В. С. Балабанов. - М. : 2000. - 426 с.

3. Войнова, Я. А. Прогнозирование развития лечебно-оздоровительного туризма / Я. А. Вой-нова, О. П. Чуваткина // Российское предпринимательство. - 2007. - № 11. - Вып. 1 (101). - C. 107-111.

4. Менеджмент качества и оценка соответствия в туризме [Электронный ресурс] / В. Г. Гамов, Н. В. Старичкова. - URL: http://abc.vvsu.ru/Books/mened_kach_turizma/page0005.asp. - Дата доступа: 03.12.2012.

5. Жукова, М. А. Менеджмент в туристском бизнесе: учеб. пособие / М. А. Жукова. - 2-е изд. М. : Кнорус, 2008. - 192 с.

6. Зорин, И. В. Туризм как вид деятельности [Электронный ресурс] / И. В. Зорин, Т. П. Каверина, В. А. Квартальнов. - URL: http://tourlib.net/books_tourism/zorin07.htm. - Дата доступа: 03.12.2012.

7. Кусков, А. С. Основы туризма : учебник для вузов / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. - М. : Кнорус, 2008. - 388 с.

8. Лечебно-оздоровительный туризм [Электронный ресурс]. - URL: http://www.discovery62.ru/ ozdorovit.html. - Дата доступа: 03.12.2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Малахова, Н. Н. Инновации в туризме и сервисе / Н. Н. Малахова, Д. С. Ушаков. - М. : МарТ, 2008. - 224 с.

10. Оздоровительный туризм: выгоды и преимущества [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.tourgenius.ru/posts/1452. - Дата доступа: 03.12.2012.

11. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях : учеб. пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. - М. : Кнорус, 2007. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.