Научная статья на тему 'Анализ методов исследования конкурентоспособности санаторно-курортных организаций'

Анализ методов исследования конкурентоспособности санаторно-курортных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / COMPETITIVENESS / METHODS OF ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS / HEALTH TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков В. В.

В статье рассмотрены особенности оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организаций; проведен анализ методов оценки конкурентоспособности, применимых в сфере оздоровительного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF METHODS OF RESEARCH OF COMPETITIVENESS OF SANATORIUM-RESORT ORGANIZATIONS

The article deals with the peculiarities of estimation of competitiveness of a sanatorium-resort organizations; the analysis of methods of assessment of competitiveness, applicable in the field of health tourism.

Текст научной работы на тему «Анализ методов исследования конкурентоспособности санаторно-курортных организаций»

В начале 20-х годов общение родителя и школьного работника сводилось лишь к формальному знакомству с успеваемостью учащегося через систему записок, то к 1925-26 годом (как указывается в отчетах школ) заметнее участие родительской общественности в общественной системе соуправления школ. Это и деятельность школьных Советов, Комитетов Содействия, главным образом в более крупных школах I ступени, школах II ступени, семилетках.

В состав школьных советов входили школьные работники, один представитель от технического персонала, учащиеся старших групп (1-2 человека), представители родителей (2-3 человека), 1 представитель РКП.

На заседаниях Школьного Совета (прототип современного Управляющего Совета - Е.А.) рассматривались вопросы, связанные с функционированием образовательного учреждения, основными направлениями учебно-воспитательной работы. Это и вопросы о поднятие школьной дисциплины (введение дежурства для шкрабов, организация классного и школьного самоуправления), о проведении электричества (ходатайство перед отделом народного образования ), об устройстве литературных вечеров (например, литературное утро в память Ф.М. Достоевского, организованное 12 ноября 1921 года в 12 часов), раздаче обуви учащихся, о планах работы образовательного учреждения на определённый период времени (план работы на II полугодие, об окончании года и переводе учащихся), назначались родительские собрания и вырабатывалась повестка для них, формы отчета об успехах учащихся, вопросы об организации горячего питания и др. 1 В течение учебного года проводилось от трех до пяти заседаний Совета.

В целях проведения среди учащихся показательных вечеров и спектаклей в 1924 году на заседании школьного Комитета Содействия 6 школы было решено устроить сцену за счет родителей, а так как при летних экскурсиях учащимся необходимы некоторые пособия (сачки и банки), то произвести еще и добровольную подписку среди учащихся в размере 5 копеек с человека. 2 В 1925-26 учебном году в этой же школе Комитетом проведено самообложение учащихся, которое дало 116 рублей 59 копеек, из этой суммы на ученическую библиотеку израсходовали 56 рублей, на учебники -3 рубля, занавес для сцены обошелся в 10 рублей и посадка 13 плодовых деревьев - 25 рублей.3 Так на деньги Комитета в 1928 году в школе были введены уроки физической

4

культуры, начата постройка изгороди в саду.

В школьный хозяйственный совет 6 Советской школы I Ступени в начале 20-х годов входили представители родителей (3 человека) и заведующая школы Воронова Е.Е. Работа его заключалась в созыве родительских собраний, на которых «производилось самообложение учащихся на нужды школы...» или обращение к хозяйственным организациям за помощью школе . 5 Собранные денежные средства тратились на предметы первой необходимости, на устройство вечеров (новогодних елок для детей), недель Просвещения, на приобретение портретов политических деятелей и т.д.

Образовательные учреждения города Шуя получали от указанных организаций довольно значительные суммы до 300 рублей в год, приобретали через Комитеты Содействия и общественные организации учебную литературу, канцелярские принадлежности.

Так в отчете Комитета содействия 3 Советской школы I ступени за май 1915 года значиться: 6

Приход

1. Остаток на 1925-26 учебный

выразился в сумме

Расход

1. Уплочено в магазин УИсполкома

термометр, чернильный порошок и перочинный нож.

2. Октября 21 уплочено

УИсполкома за градусник, весовой клей, цветных карандашей и флакон гуммерабика. Итого израсходовано Перерасход выражается в сумме

в

за

магазин

коробку

14рублей 57 копеек

6 рублей 09 копеек

8 рублей 91 копейка

15 рублей 43 копейки

В 1923 году особое внимание было уделено вопросам социального воспитания учащихся и взаимодействию с социумом. По данным Губисполкома на данное направление было израсходовано 81% средств, отпускаемых на народное образование, остальные 19% - на Политпросвет и Профоб. Для увеличения средств на дело просвещения и укрепления материальной базы, Губоно проводило кампании «Неделя просвещения» и «Неделя беспризорного ребенка». В проведении «недель» принимали участие партийные и профессиональные организации. Население старались поставить в известность о проведении подобных мероприятий через местную прессу, распространение плакатов и воззваний. На местах создавались комиссии, проводились конференции, ставились спектакли, концертные программы, проводился «кружечный сбор», сбор по подписным листам, продавались лотерейные билеты.

Данные формы взаимодействия с общественностью оказывали значительную поддержку учебным заведениям в их хозяйственных и снабженческих затруднениях. С одной стороны, привлечение учащихся и их родителей в решение проблем школ - воспитание сознательного отношения к имуществу, а с другой - реальная помощь школе.

Литература

1. Протоколы заседания Школьного Совета за 1920-1921 год. - Муниципальное учреждение «Архив г.о. Шуя». Ф. 126. Оп. 1. Д.13. Л.1 -14. , Д. 14. Л.2 -3

2. Протоколы заседания Школьного Комитета за 1924-1925 год. - МУА ГОШ. Ф. 126. Оп. 1. Д.17. Л.1.

3. Годовой отчет за 1925-26 г. - МУА ГОШ. Ф. 126. Оп. 1. Д.20. Л.6.

4. Годовой отчет за 1928-29 г. - МУА ГОШ. Ф. 126. Оп. 1. Д.23. Л.7.

5. Годовой отчет за 1922-23 г. - МУА ГОШ. Ф. 126. Оп. 1. Д.16.

6. Отчет комиссии содействия 1912-25уч.год - МУА ГОШ. Ф. 126. Оп. 1. Д.10.

7. Отчет о годовой деятельности Иваново-Вознесенского губисполкома.- С.144

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ / ECONOMICS

за

Волков В.В.

Магистрант, кафедра управления персоналом, туризма и сервиса, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный институт

менеджмента»

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организаций; проведен анализ методов оценки конкурентоспособности, применимых в сфере оздоровительного туризма.

Ключевые слова: конкурентоспособность, методы оценки конкурентоспособности, оздоровительный туризм.

Volkov VV

83

Master, chair of personnel management, tourism and service, Orenburg state Institute of management ANALYSIS OF METHODS OF RESEARCH OF COMPETITIVENESS OF SANATORIUM-RESORT ORGANIZATIONS

Abstract

The article deals with the peculiarities of estimation of competitiveness of a sanatorium-resort organizations; the analysis of methods of assessment of competitiveness, applicable in the field of health tourism.

Keywords: competitiveness, methods of assessment of competitiveness, health tourism.

Оценка конкурентоспособности санаторно-курортной организации позволяет решить следующие важные задачи: определить свое положение на рынке оздоровительного туризма; разработать стратегические и тактические мероприятия эффективного управления; выбрать партнеров; привлечь инвестиции; составить программы выхода на новые рынки сбыта и др. Однако, это возможно только при наличии объективных методик оценки уровня конкурентоспособности организации и эффективных организационно-экономических мероприятий по управлению конкурентоспособностью с целью ее повышения [1].

Оздоровительный туризм характеризуют некоторые особенности деятельности санаторно-курортных организаций, оказывающие непосредственное влияние на их конкурентоспособность.

Ключевым отличием оздоровительного туризма является его колоссальная социальная роль в сохранении и улучшении здоровья, повышении качества жизни населения Российской Федерации. Это, в свою очередь, открывает пути к решению ряда региональных и общегосударственных проблем демографии, сохранения трудовых ресурсов, социального обеспечения людей страдающих различными заболеваниями.

Социальная значимость оздоровительного туризма сегодня усиливается политикой государства в вопросах поддержки здорового образа жизни, борьбы с наркоманией, алкоголизмом, курением, развития спорта.

Развитие данного вида туризма сулит регионам ряд экономических выгод в результате роста доходов санаторнокурортных организаций и населенных пунктов, повышения роли услуг в местной экономике, торговли, транспорта, связи, увеличения занятости населения, улучшения технической и социальной инфраструктуры, укрепления имиджа.

Таким образом, на сегодняшний день, санаторно-курортные услуги являются одним из наиболее перспективных направлений развития внутреннего туризма в нашей стране [10].

Однако в условиях рыночной экономики регионы и государство в целом заинтересованы в развитии не любой санаторнокурортной организации, а только конкурентоспособной. При этом конкурентоспособность в сфере оздоровительного туризма не может достигаться любой ценой, поскольку результатом оказания оздоровительных туристских услуг являются соответствующие изменения в состоянии здоровья туристов.

Одной из особенностей оздоровительного туризма является его высокая стоимость по сравнению с другими видами туризма (экскурсионным, познавательным, экологическим и др.). Это обусловлено достаточно высокой себестоимостью лечебных и оздоровительных услуг в связи с высокой степенью наукоемкости применяемых технологий и необходимостью использования наиболее современных средств, оборудования. Ситуация усугубляется неразвитостью современных маркетинговых коммуникаций у большинства санаторно-курортных организаций.

В этой связи конкурентная борьба за туристов обостряется из-за недостаточно высокого и устойчивого спроса на оздоровительные туристские услуги.

Это обуславливает необходимость оценки и анализа конкурентоспособности санаторно-курортных организаций в целях ее повышения, а также предоставления туристам достоверной информации о качестве оздоровительных услуг и сопутствующего сервиса.

Большинство существующих методик оценки конкурентоспособности могут быть эффективно применены для организаций оздоровительного туризма.

Однако следует отметить, что конкурентоспособность как многоплановая экономическая категория может рассматриваться в нескольких аспектах, между которыми существует тесная взаимосвязь - конкурентоспособность страны, региона, конкурентоспособность производителя товаров и услуг и конкурентоспособность самих товаров и услуг. Так, конкурентоспособность предприятия не является его имманентным качеством, поскольку предприятие функционирует в системе макро- и микросреды, сформировавшейся в рамках национальной экономики, следовательно, конкурентоспособность предприятия, с одной стороны зависит от конкурентоспособности национальной экономики в целом, а с другой, определяет ее [1].

Таким образом, выбор методики оценки конкурентоспособности должен соответствовать целям санаторно-курортной организации (определить преимущества и недостатки перед конкурентами, выработать успешные конкурентные стратегии и поддержать конкурентные преимущества, повышение конкурентоспособности отдельных услуг или организации в целом и т.д.).

Одной из наиболее популярных и эффективных методик качественного анализа конкурентоспособности является SWOT-анализ. В его основу положено определение сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, что позволяет оценить конкурентный потенциал санаторно-курортной организации и круг стратегических вопросов, которые ей придется решать в дальнейшем [7].

Весьма привлекательным представляется применение такого инновационного метода маркетинговых исследований, как бенчмаркинг. В последние годы бенчмаркинг активно развивается, постепенно становясь одним из наиболее востребованных инструментов качественного анализа конкурентоспособности. Бенчмаркинг-анализ помогает понять, как работают передовые оздоровительные организации, и получить конкурентное преимущество на основе внедрения опыта лучших практик. Это позволяет относительно быстро и с небольшими затратами совершенствовать различные бизнес-процессы [5].

Среди методов количественной оценки конкурентоспособности широкое распространение получило использование комплексных показателей. Комплексный показатель представляет собой расчетную величину, которую получает на основании оценок единичных (или групповых) показателей и расчетов коэффициентов весомости. Общая формула (1) расчета комплексного показателя Q представлена ниже.

Q = П (xtgt)

г~1 , (1)

П

где 1 - функция аргументов с номерами i=1, 2, .. ..n; xi - оценка i-го единичного (группового) показателя; gi - коэффициент весомости i-го единичного (группового) показателя.

84

В качестве оценки единичного свойства может выступать его балльная оценка, относительный показатель, какой-либо коэффициент или другая величина. Показатели должны соответствовать следующему главному требованию - все значения оценок должны определяться по единой методике, иметь одну размерность, для того чтобы обеспечить сопоставимость результатов [8].

Методы оценки конкурентоспособности с использованием комплексных показателей позволяют не только определить итоговый рейтинг санаторно-курортной организации среди основных конкурентов и уровень конкурентоспособности, но и выявить наиболее нуждающиеся в совершенствовании и, напротив, перспективные (с наибольшим коэффициентом весомости) показатели (факторы) конкурентоспособности.

Среди графических методов оценки и анализа конкурентоспособности наибольшей наглядностью обладает метод построения многоугольника конкурентоспособности. Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных санаторно-курортных организаций, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по различным факторам. Возможно построение многоугольника конкурентоспособности не только для организаций-конкурентов, но и для отдельных услуг-конкурентов в рамках одной оздоровительной организации [8].

На рисунке 1 приведен пример построения гипотетических многоугольников конкурентоспособности санаториев «Заря» и «Восход».

■в— Санаторий "Заря" —#— Санаторий "Восход"

Ассортимент Транспортная ДОСТУПНОСТЬ 1 ж /Г8 1 \ ^ Питание

сопутствующее услуг 0,4 Х>

Ассортимент X- / \ХХ2 X? 1 ' "X, I у/ t 1 \ / \ Х^ X. t \ .X Х^ t х X | X t I /^Х Х^ / X / у С. Комфортность номерного

оздоровнтелъных услуг фонда

Имидж санатория

Рис. 1 - Многоугольник конкурентоспособности

Также для оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организаций могут быть использованы рейтинговый метод, методы «идеального профиля» и «парных сравнений».

Наиболее простым, не требующим глубокого анализа влияния отдельных показателей на общий уровень конкурентоспособности, является рейтинговый метод. Он основан на определении места, которое занимает объект среди своих аналогов. Максимальное количество мест равно количеству исследуемых объектов оздоровительного туризма. Рейтинг определяется по каждому показателю отдельно, затем вычисляется итоговый. Лучший рейтинг по показателю присваивается тому объекту, который наиболее полно удовлетворяет потребности туриста [8].

Определяя конкурентоспособность оздоровительных услуг, предоставляемых конкурирующими санаторно-курортными организациями, целесообразно использовать интегральный показатель. Интегральный показатель представляет собой техникоэкономический показатель, основанный на сопоставлении суммарного полезного эффекта от оздоровительных услуг и суммарных затрат на их производство и потребление [8]. Таким образом, интегральный показатель конкурентоспособности определяет соотношение «цена-качество» для оздоровительных туристских услуг и выражает степень их привлекательности для туристов.

Стоит отметить, что каждый из рассмотренных методов оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организаций требует оценивания отдельных показателей. Поскольку измерить характеристики услуги не всегда представляется возможным, прибегают к использованию оценок или суждений, выражающих мнение туристов (потребителей) или экспертов.

Социологические методы, безусловно, представляют высокую ценность при определении степени привлекательности санаторно-курортных организаций и удовлетворенности туристов. Однако они требуют проведения длительных процедур сбора сведений и обработки результатов, тщательного анализа структуры туристского потока и дают весьма субъективные оценки.

Для проведения оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организаций путем определения ряда специфических показателей наиболее приемлемым является метод экспертных оценок, основанный на обобщении мнений специалистов-экспертов. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения. Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.

Как уже было отмечено, применение перечисленных методов оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организаций связано с некоторыми преимуществами и недостатками. Выбор того или иного метода определяется целями исследования конкурентоспособности.

Однако принятие решения о направлениях развития санаторно-курортной организации с целью повышения ее конкурентоспособности должно основываться на полноценном исследовании с применением нескольких методов.

85

Литература

1. Величко, Е. А. Роль анализа и значение оценки конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] / Е. А. Величко // Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты. Сборник научных статей. - 2010. - № 9. - Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/021210/36.html.

2. Войнова, Я. А., Чуваткина, О. П. Прогнозирование развития лечебно-оздоровительного туризма [текст] / Я. А. Войнова,

О. П. Чуваткина // Российское предпринимательство. - 2007. - № 11 Вып. 1 (101). - с. 107-111.

3. Жукова, М. А. Менеджмент в туристском бизнесе : учеб. пособие [текст] / М. А. Жукова. - 2-е изд., М. : Кнорус, 2008. -192 с.

4. Киселев, В. В. Факторы повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций региона [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-33-332011/item/635-2011-09-22-08-00-17.

5. Клепова, Н. В. Теоретические и практические аспекты оценки конкурентоспособности санаторно-курортного продукта : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/76494.html .

6. Коблев, Р. М. Организационно-экономические инструменты повышения конкурентоспособности санаторно-курортных

организаций как фактор обеспечения их устойчивого развития : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sutr.ru/science/dissertation/dissovet-

economic/docs/KoblevRM.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Козлова, М. В. Инновационные стратегии в системе управления качеством и конкурентоспособностью санаторнокурортных и гостиничных организаций [Электронный ресурс] / М. В. Козлова // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 1 (21). - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1264.

8. Производственный менеджмент : учебно-метод. пособ. по самостоят. изуч. дисцип. [текст] / И. Б. Береговая. - Оренбург : ОГИМ, 2011. - 280 с.

9. Сивкова, С. В. Концептуальный подход к формированию механизма управления конкурентоспособностью санаторнокурортных организаций [Электронный ресурс] / С. В. Сивкова // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 1/2 (17/18). -Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=991.

10. Царенко, В. А. Формирование стратегии управления санаторно-курортными организациями на основе повышения конкурентоспособности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-199812.html.

Волошин А.В.

Аспирант, кафедра «Экономика и управление в строительстве», Московский государственный строительный университет МАЛЫЙ БИЗНЕС В СТРОИТЕЛЬСТВЕ - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена поиску мер регулирования малого бизнеса в строительстве. С этой целью выявлены основные препятствия развития и предложены практические меры поддержки малого строительного бизнеса

Ключевые слова: малый бизнес, программы поддержки, препятствия развития, меры государственного регулирования.

Voloshin AV

Graduate student, department of "Economics and Management in Construction" of the Moscow State University of Civil

Engineering

SMALL BUSINESS IN THE CONSTRUCTION FIELD - THE PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT AND REGULATION

Annotation

The article covers the research of measures of regulation of the small business in the construction field. For this purpose the main development obstacles has been revealed, as well as author has proposed the practical steps of support the small construction business.

Keywords: Small business, support programms, development obstacles, state regulatory measures.

Инновационный тренд развития предполагает создание полноценной конкурентной среды. Строительство - отрасль, где конкурентные отношения стали складываться гораздо быстрее, чем в других отраслях. Одной из причин было наличие избыточных строительных мощностей, особенно в первые годы формирования строительного рынка. Другая причина связана с разукрупнением крупных строительных трестов и возникновением малых и средних форматов бизнеса в строительстве. В настоящее время к малым строительным предприятиям относятся предприятия с численностью сотрудников от 16 до 100 человек и ежегодным оборотом до 400 млн. руб. В городе Москве по экспертным данным насчитывается более 25 тысяч малых предприятий, суммарный годовой оборот которых превышает 1 трлн. руб. [1]. В малых предприятиях занято 20 % от общей численности работающих в сфере малого бизнеса. Доля оборота малых предприятий составляет 24 % от общего оборота малого бизнеса города Москвы.

К средним относятся строительные предприятия с численностью сотрудников от 101 до 250 человек и ежегодным оборотом до 1 млрд. руб. Их в городе Москве насчитывается около тысячи, а их суммарный годовой оборот составляет более 300 млрд. руб. В средних предприятиях занято 7% от общей численности работающих в сфере малого бизнеса. Столько же составляет доля оборота - 7% от общего оборота малого бизнеса города Москвы.

К микропредприятиям относятся предприятия с численностью сотрудников до 15 человек и ежегодным оборотом до 60 млн. руб. Таких предприятий в городе Москве более 180 тысяч, а суммарный годовой оборот составляет порядка 3 трлн. руб. В микропредприятиях сосредоточено 67% от общей численности работающих в сфере малого бизнеса. Доля их оборота составляет 69% от общего оборота малых и средних предприятий города Москвы.

Указанные форматы позволяют малым предприятиям быть более мобильными и адаптивными к рыночным условиям. Их ресурсопотребление отличается гораздо более экономным режимом, чем, к примеру, у средних предприятий. А гибкие схемы привлечения рабочей силы позволяют сглаживать строительные авралы в оперативном режиме времени. В результате, в строительстве потребность в малых предприятиях - это не только необходимое требование создания конкурентной среды, но и форма производительных сил, отвечающих современным требованиям обеспечения эффективной деятельности [2].

В силу вышесказанного во всех регионах РФ развернуты программы поддержки малого бизнеса. К примеру, целью соответствующей Подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в г. Москве на 2010-2016 гг.» государственной Программы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.» является увеличение конкурентоспособности экономики города Москвы за счет создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей [1]. Задачи Подпрограммы охватывают:

1) обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей;

2) увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в экономику города Москвы;

3) увеличение числа занятого населения в малом и среднем предпринимательстве;

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.