Научная статья на тему 'Качество образования - первостепенная проблема государства и общества'

Качество образования - первостепенная проблема государства и общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество образования - первостепенная проблема государства и общества»

381.1.147.004.12

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

И.И. БУРЯК, М. А. ЛАВРЕНТЬЕВА

Кубанский государственный технологический университет

В сегодняшних условиях общественно -политического и экономического развития России ориентация на качество становится основной стратегией во многих сферах деятельности. Не является исключением и система высшего профессионального образования, непосредственно связывающая образование с реальным сектором экономики страны.

Проблема высокого качества подготовки выпускников вузов, повышения их конкурентоспособности на рынке труда была и остается « проблемой номер один» [1]. Сегодня высшие учебные заведения находятся в условиях усиливающейся с каждым годом конкуренции и вынуждены перестраивать традиционные подходы в управлении образовательным процессом исходя из имеющегося или формирующегося спроса со стороны потребителей. Целесообразно использовать для этого мировой опыт разработки системного подхода к обеспечению высокого качества образования.

Разработка систем качества образования и критериев его оценки имеет более чем полувековую историю. Многие государства имеют национальные системы обеспечения качества образования.

В мировой практике активно используется мониторинг развития образования. Применяются различные подходы к оценке качества работы учебного заведения, основанные на мониторинге показателей и критериев. Наиболее распространенными являются репутационный, результативный и общий. Репутационный подход использует экспертный механизм для оценки уровня образовательных программ и учебных заведений в целом. Результативный основан на измерении количественных показателей деятельности института высшего образования. Общий подход базируется на принципах «всеобщего управления качеством» (Total Quality Management - TQM) и требованиях к системам менеджмента качества Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO - далее ИСО). По способам оценки вуза в мире сложилось три модели: «английская модель», в основе которой лежит внутренняя самооценка вузовского коллектива; «французская модель», основанная на внешней оценке; «американская» оценка в системах высшего образования сочетает в себе концепции «английской» и «французской» моделей [2].

Авторитетной организацией, организующей аккредитации образовательных программ в области техники

и технологий, является Accreditation Board for Engineering and Technology (ABET). Ассоциация имеет большую практику работы. Она провела аккредитацию 1500 инженерных и более 700 технологических образовательных программ вузов США, а также более 70 программ университетов Германии, Голландии, Турции, Сингапура, Мексики и других стран мира.

В системе высшего профессионального образования Российской Федерации в постсоветский период истории стал активно использоваться зарубежный опыт оценки качества образования. В 1992 г. был создан Координационный совет по содействию аккредитации профессиональных программ и сертификации специалистов. Ставилась задача обеспечить объединение и координацию общественных организаций в вопросах развития системы высшего профессионального образования, создать национальную общественную систему аккредитации учебных заведений и сертификации специалистов для обеспечения высокого качества их профессиональной подготовки. Учредителями Координационного совета выступили Госкомвуз РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация инженерного образования России, Союз научных и инженерных объединений, Ассоциация российских вузов.

Был также создан ряд аккредитационных независимых центров по группам специальностей. Первым из них в 1992 г. был организован Аккредитационный независимый центр инженерных специальностей (АНЦ), учредителем которого выступили Государственный комитет по образованию Российской Федерации, Фонд поддержки малых предприятий в науке и научном обслуживании, Международная академия наук высшей школы.

В середине 1990-х годов в структуре АНЦ были образованы аккредитационные советы по группам инженерных специальностей, а также созданы филиалы АНЦ, которые привлекались к аккредитационной оценке российских вузов. Со времени образования и до 2000 г. АНЦ провел аккредитацию 40 специальностей в 10 российских технических вузах.

Однако система общественно-профессионального признания качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях страны в конце прошлого столетия не получила развития, и деятельность ее была малоэффективной.

Министерство образования РФ в тот период лихо -радило организационное переустройство. Оно не добивалось международного признания российской об-

щественной системы аккредитации, заинтересованности самих вузов во внешней оценке их образовательных программ общественными организациями.

Минобразование России в указанный период сосредоточило усилия на организации государственной аккредитации деятельности вузов. Содержание этой работы представляет собой форму контроля за качеством высшего образования. В основу оценки вуза был положен анализ его деятельности, включавший процедуры лицензирования, аттестации и государственную аккредитацию. Государственная аккредитация вуза имеет многоплановый характер и оценивается по нескольким показателям, центральным из которых является «качество подготовки». Этот показатель сохраняется и сегодня. Он содержит следующие критерии [3]: уровень требований, предъявляемых к абитуриентам;

соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;

эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования;

уровень организации научно-исследовательской работы студентов;

востребованность выпускников.

С 2003 г. в российском обществе были предприняты усилия к реанимации и совершенствованию системы общественно-профессиональной аттестации в вузах страны. По инициативе Ассоциации инженерного образования России (АИОР) был заключен договор с Минобразованием РФ о сотрудничестве в области развития национальной системы независимой аккредитации программ в области техники и технологий. В соответствии с договором специалистами АИОР были разработаны новые критерии общественной аккредитации образовательных программ с использованием критериев международной организации ИСО.

В том же году была проведена общественно-профессиональная аккредитация 12 образовательных программ подготовки специалистов в ряде ведущих университетов России. Оценка проводилась с участием наблюдателей со стороны Минобразования РФ и представителей стран-участниц Болонского соглашения. Наблюдатели отметили высокий уровень разработанных критериев, их соответствие аналогичным критериям западных государств. Процедура и методы оценки качества образования также были признаны аналогичными применяемым в США и Европе. В 2003 г. программы и практика общественной аккредитации вузов России были одобрены на международном форуме, прошедшем в Новой Зеландии с участием более чем 100 представителей из 22 стран мира. Это была высокая оценка всей системы профессионального образования России.

Таким образом, система общественной аккредитации образовательных программ и общественно-профессиональной аттестации вузов страны преодолела сложности становления и получила признание в России и на европейском образовательном пространстве.

В настоящее время в РФ существует более 50 органов общественной сертификации систем менеджмента качества в сфере образования.

Начало нового столетия отмечено активной деятельностью Минобразования России в направлении повышения качества образования. В решениях коллегии, приказах, аналитических документах по итогам проверки вузов министерство четко обозначило качество подготовки специалистов как приоритетную задачу системы высшего профессионального образования. В целях стимулирования вузов в решении этой задачи Минобразования РФ приказом № 839 от 22.03.2000 г. объявило конкурс «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». В основу модели положена концепция конкурса в области качества, организованного Правительством РФ в 1999-2000 гг.

Конкурс Премии Правительства России предусматривал участие в нем наряду с промышленными предприятиями и организациями и высших учебных заведений. Однако конкурс не был широко поддержан вузовской общественностью. Условия участия в нем, особенно на стадии подведения итогов, требовали больших затрат времени и отвлекали коллективы вузов от эффективного решения основных задач образования и воспитания. Минобразования РФ в свою очередь не проявило настойчивости и не обеспечило организационно-массового участия вузов в конкурсе. Закономерным поэтому, на наш взгляд, явилось то, что полный пакет документов для участия в конкурсе подготовили всего два высших учебных заведения. Они и стали лауреатами конкурса и обладателями Премии Правительства России.

Минобразования России, используя положительные составляющие модели конкурса Правительства РФ в области качества, в частности методику самооценки деятельности конкурсантов, разработало условия межвузовского (корпоративного) конкурса и в мае 2000 г. объявило его старт. Модель конкурса была ориентирована на использование международных стандартов МС ИСО 9000 версии 2000. Эти стандарты были разработаны для того, чтобы помочь организаторам производства оценить свои возможности и продемонстрировать способности предоставлять на рынок продукцию, отвечающую требованиям потребителя. С учетом особенностей вузов в подготовке своей «продукции» - специалистов - стало возможным применение МС ИСО серии 9000 и в образовательных организациях. Конкурс качества вызвал большой интерес среди вузов, принявших в нем активное участие. Это объясняется тем, что ряд вузов к началу нового столетия уже накопили опыт разработки и реализации вузовских систем обеспечения качества подготовки. Эти системы были также ориентированы на использование МС ИСО серии 9000 версии 2000. До 31 августа 2000 г. заявки на участие в конкурсе подали 117 вузов, 5 из них стали лауреатами. Конкурс начал проводиться ежегодно и активность в нем конкурсантов год от года растет.

В целях координации национальных министерств образования в области качественного образования в соответствии с Болонским соглашением в 2004 г. была создана Европейская сеть агентств по обеспечению качества (ЕМрЛ), с которой активно сотрудничает Россия [4].

В 2004-2006 гг. Парламент, Правительство и Минобразования РФ все более активно и предметно стали заниматься проблемами повышения качества образования в вузах. Президент страны В.В. Путин на встречах с представителями бизнеса и отраслей, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, выступлениях на заседании Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию (создан Указом Президента 30 августа 2004 г.) определяет проблему качества образования как проблему номер один [1]. Она обозначена как стратегическая задача государства и вузов в документах Федерального собрания, Основных направлениях развития высшей школы в 2001-2005 гг., Приоритетных направ -лениях развития образовательной системы РФ на период 2006-2010 гг., в Федеральной программе модернизации образования в России, в Национальной программе «Образование» и др. Правительство РФ с участием работодателей разработало и утвердило новые Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования. Министерство образования и науки РФ создало Совет по государственным образовательным стандартам профобразования, в состав которого введены представители объединений работодателей, вузов и общественности. Были утверждены Показатели деятельности и критерии государственной аккредитации высших учебных заведений. Разработана также концепция «Общенациональной системы оценки качества образования». Ее действие распространено более чем в половине субъектов РФ. В составе Федеральной службы по надзору в сфере образования в 2005 г. были созданы Управление контроля качества образования и Аккредитационная коллегия.

Большое значение в обеспечении качественного высшего образования в стране имело создание Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования (приказ Минобразования России от 19.01.2004 г. № 158). Совет является консультативно-совещательным органом, создан для координации работ в области управления качеством высшего профессионального образования, интенсификации разработок и развития в вузах систем качества, широкой пропаганды культуры качества. Имеют место и другие цели: Россия, взявшая на себя обязательства выполнять согласованные договоренности Болонского соглашения, должна обеспечить создание национальной системы гарантий качества высшего профессионального образования. Поэтому Совет и его рабочая группа на основе опыта передовых вузов (Московский государственный технический университет «Стан-кин», Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Кубанский государствен-

ный технологический университет и др.) разработали типовую модель национальной Системы качества вуза с учетом директив и стандартов гарантий качества образования, принятых в рамках Болонского соглашения. Было также разработано и распространено в вузах руководство по ее применению.

Совет и Аккредитационная коллегия Минобрнауки России, в состав которых входят ректоры ведущих вузов, в том числе ректор КубГТУ профессор А. А. Петрик, обеспечивают эффективную помощь вузам в разработке механизмов тесной и гибкой взаимосвязи качества подготовки выпускников вузов с запросами рынка труда. Эта помощь создает возможности и условия для адаптации выпускников высшей школы к требованиям современного национального и международного рынка труда.

Минобрнауки РФ, углубляя деятельность в направлении совершенствования содержания и качества высшего образования, усилило работу по инспектированию состояния качества образования в вузах страны. За 2004-2005 учебный год была дана комплексная оценка деятельности 1100 образовательных учреждений и организаций. Были и внеочередные проверки - в Ставропольском крае, Самарской и Тюменской областях, где проверены 125 вузов и филиалов. Выявлены серьезные недостатки в работе высших учебных заведений. Только 27 из них (21,6%) соответствовали требованиям, предъявляемым к качественному образованию. Итоги проверки получили широкий резонанс среди вузовской общественности. В течение 2004 г. вузам заявлено о ликвидации 21 филиала. Ранее были упразднены 14 образовательных структур в Краснодарском крае [5].

Вузы России в последние годы стали уделять больше внимания вопросам обеспечения качества образования. Руководители многих из них пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к этой проблеме. В передовых учебных заведениях высшего профессионального образования стали создавать и использовать современные системы управления качеством. В основе этих систем используют подходы, базирующиеся на принципах обеспечения гарантий качества профессионального образования, что соответствует сегодняшним направлениям развития национальной системы образования и рекомендациям Болонского соглашения.

Инициатива вузов была поддержана Минобрнауки, Рособрнадзором, Рособразованием РФ. В целях обобщения и распространения опыта работы проведены научно-практические конференции и семинары, заседания Коллегии Министерства образования и науки РФ по проблемам совершенствования качества образования. Например, в 2002 г. на базе КубГТУ была проведена Всероссийская конференция «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». В марте 2004 г. в Ростове-на-Дону организована Международная конференция «Реформы управления в высшем образовании: тенденции, проблемы и опыт». В апреле 2004 г. на выездном заседании Коллегии Ми-

нобрнауки РФ в Краснодаре (на базе КубГТУ) был обсужден вопрос: «Создание системы контроля качества образования: проблемы, практика, перспективы».

Актуальность проблем создания и внедрения систем менеджмента качества образования (СМК) в российской высшей школе нашла отражение в комплексных мероприятиях, выполненных в рамках Федеральной программы развития образования на 2005 г. по проектам «Научно-методическое обеспечение по созданию и внедрению системы управления качеством в образовательных учреждениях профессионального образования», «Качество и безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объектов». Проекты поддерживались программой Темпус-Тасис Европейского союза.

В Российской академии государственной службы под председательством министра образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко проведен круглый стол «Общественная оценка качества образования», основными итогами которого стали решения по определению механизмов сотрудничества и координации государственных, профессиональных и общественных организаций в области оценочных процедур деятельности образовательных учреждений и качества подготовки специалистов.

Инициатива «снизу» и активная организаторская и научно-методическая деятельность «сверху» создали условия для формирования СМК во многих вузах страны. Наличие системы менеджмента качества в образовательной организации стало общепризнанной гарантией и подтверждением устойчивости качественных показателей оказываемых услуг и их точного соответствия требованиям российских и зарубежных потребителей.

В 2002-2005 гг. 46 образовательных учреждений сертифицировали систему менеджмента качества по государственным стандартам ГОСТ Р ИСО и международным стандартам серии ИСО 9000. Их сертификация осуществлена российскими и зарубежными органами по сертификации [6].

Многие российские вузы накопили опыт создания СМК и обеспечения качества высшего образования. В число первых вузов РФ, в которых создана и осуществляется реальная и эффективная система высокого качества подготовки специалистов, входит Кубанский государственный технологический университет. Он стал в 2005 г. победителем конкурса Минобразования России «Системы обеспечения качества подготовки специалистов». Деятельность руководства КубГТУ в направлении подготовки специалистов высокого качества получила заслуженную оценку государства и общества [7].

Министерство образования и науки РФ и высшие учебные заведения проделали большую работу на пути становления и осуществления системы качества образования в России. Особенно плодотворной была эта работа в последние годы. Однако еще рано говорить о достижении наивысших результатов. Многие вопросы, особенно по проблемам реализации документов

Болонского процесса, пока не решены [8]. Не все принятые документы Правительства и Минобрнауки России реализуются в полной мере, имеются также серьезные недостатки в работе вузовских коллективов по обеспечению качественного образования. Государству и обществу предстоит еще много сделать в решении первостепенной задачи качества образования в системе высшей школы, обеспечении ее интеграции в мировое образовательное пространство.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 10.05.2006 г. В.В. Путин указал на необходимость «навести порядок и с содержанием программы профобразования, причем делать это совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты. Следует создать систему объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний, и необходимо в широком открытом диалоге с общественностью выработать принципы управления объективных рейтингов вузов» [9].

С целью усовершенствования межуровневого взаи -модействия в области качества образования нами предлагается осуществить на республиканском, региональном и вузовском уровнях следующие мероприятия:

создать информационное и программное обеспече -ние системы качества;

обеспечить широкое обсуждение в обществе типо -вой модели системы качества;

систематически обобщить и распространить опыт работы вузов в области качества образования;

создать консультативный центр по решению вопросов обеспечения качества высшего профессионального образования;

обеспечить центры повышения квалификации преподавателей вузов программами и методической литературой;

осуществить запуск пилотных проектов по реализации подготовки специалистов в соответствии с принципами Болонской декларации в тех вузах России, которые готовы к эксперименту;

создать терминологический словарь в области качества высшего профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Путин В.В. Проблема номер один - качество образования // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11. - С. 3.

2. Аттестация, аккредитация высших учебных заведений / Под ред. Ю.С. Авраамова. - М., 1993.

3. Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений. Приказ Минобрнауки РФ от 30.09.2005, № 1938 // Официальные документы в образовании. - 2005. - № 31. - С. 84.

4. Згага П. Современные тенденции в сфере высшего образования в Европе // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 1. -С. 32.

5. Об опыте и перспективах развития системы непрерывно -го образования Краснодарского края // Решение коллегии Минобразования РФ от 27.09.2000 г., № 16/3.

6. Решение Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования. 21.12.2005 г. // Вестн. образования России. - 2006. - № 4. - С. 71.

7. Петрик А.А., Лобанов В.Г., Симанков В.С. Инновационный потенциал КубГТУ и его востребованность в регионе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). -2006. - № 2. - С. 97-98.

8. План мероприятий по реализации Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ на 2005-2010 годы. Решение Коллегии Минобрнауки РФ от 16.02.04

№ Пк-8 // Официальные документы в образовании. - 2004. - № 7. -С. 83-86.

9. Послание Президента Российской Федерации В .В. Путина Федеральному Собранию РФ. 10.05.2006 г. // Вестн. образования России. - 2006. - № 11. - С. 9.

Кафедра истории и социальных коммуникаций

Поступила 18.09.06 г.

069.015

РОЛЬ МУЗЕЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

О.Н. ПАНЧЕНКО

Кубанский государственный технологический университет

Музей в техническом вузе как социальный институт не только играет уникальную воспитательную роль, знакомя студентов с историей вуза, его традициями и достижениями, но и выполняет образовательную функцию, формируя у студентов общие представления о способах передачи информации и распространения научных знаний. Кроме того, музей является хранителем и пропагандистом общественных идей и традиций.

В целях активизации идейно-воспитательной работы, повышения престижа инженерного труда в 1986 г. в Кубанском государственном технологическом университете был организован музей, который поначалу располагался в небольшой комнате одного из учебных корпусов университета. Постепенно, по мере накопления экспонатов, площадь музея расширялась, он был переведен в главный учебно-административный корпус. С этого момента он стал превращаться в воспитательный центр КубГТУ.

Главное в деятельности музея - воспитывать у студентов и сотрудников университета уважительное отношение к истории вуза и к выдающимся ученым и педагогам, которые прославили вуз своими научными достижениями, способствовали его превращению в один из ведущих технических вузов Юга России. О значимости музея говорит и тот факт, что в его создании приняли участие учащиеся рабфака, студенты, преподаватели, сотрудники, ветераны войны и труда.

С первых дней в музее постоянно проводились обзорные экскурсии для абитуриентов и первокурсников, которые знакомились с историей КубГТУ, достижениями ведущих ученых. За 2001-2006 гг. музей посетило более 5 тысяч абитуриентов и студентов.

В музее организовывались встречи с бывшими выпускниками университета, которые вспоминали студенческие годы, своих преподавателей. Большую роль в этих встречах играли выставки, посвященные основателям вуза, ведущим кафедрам и факультетам.

Стало традицией проведение патриотических мероприятий: встреч студентов с ветеранами войны и труда - В.В. Козловым, В.Л. Кучеренко, Г.Е. Канту-ром, Я.Ф. Мартыненко и др., с офицерами кафедры военного обучения, участниками Чеченской войны, с бывшими комсомольскими активистами. Эти встречи

воспитывают у молодежи уважение к достижениям старшего поколения, способствуют передаче хороших традиций.

Музей принимал и гостей университета: представителей Минобразования РФ и Администрации края, Президента Республики Адыгея, руководителей главков, региональных объединений, промышленных предприятий, членов государственной комиссии по комплексной оценке университета, работников Гостехнадзора РФ, а также аспирантов, преподавателей и ученых из многих российских и зарубежных городов, журналистов и корреспондентов краевого телевидения, газет и др.

Бывший выпускник КубГТУ, Глава Администрации Краснодарского края А.Н. Ткачев принимал участие в открытии выставочного зала «Наука КубГТУ -родной Кубани». В этом зале представлены научные достижения вуза не только в России, но и за рубежом.

Одним из основных экспонатов в зале истории Куб-ГТУ является символическое генеалогическое дерево университета, которое изображает основные этапы становления и развития вуза.

С одной стороны на нем представлены фотографии основателей Северо-Кавказского политехнического института (СКПИ) - исторического предшественника КубГТУ: краеведа, общественного деятеля, секретаря Екатеринодарской городской управы П.В. Миронова и известного ученого-физика, первооткрывателя электронного телевидения Б.Л. Розинга, а также первых ректоров - известного математика Н. А. Шапошникова и ученого-почвоведа С.А. Захарова. Характерно, что значимость создания на Юге России вуза технического профиля понимали обе, воевавшие в гражданской войне, стороны. В экспозиции представлены документы в поддержку работы СКПИ как со стороны Советской власти, так и со стороны белого движения. Это - страница письма профессора А.А. Ярилова с резолюцией В.И. Ленина: «Горбунову. Прочесть и помочь» (май 1921 г.), копия протокола № 12 о решении съезда Совета народного образования Кубанско-Черноморской Республики о создании СКПИ (подлинник хранится в Государственном архиве Краснодарского края) и письмо А.И. Деникина атаману Кубанского казачьего войска А.П. Филимонову с предложением помочь СКПИ начать работу (23 ноября 1918 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.