Научная статья на тему 'Инновационный потенциал КубГТУ и его востребованность в регионе'

Инновационный потенциал КубГТУ и его востребованность в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал КубГТУ и его востребованность в регионе»

Петрик А.А., Лобанов В.Г., Симанков В.С.*

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУБГТУ И ЕГО ВОСТРЕБОВАННОСТЬ

В РЕГИОНЕ

Кубанский государственный технологический университет - первенец высшей школы Кубани. Основан как Северо-Кавказский политехнический институт в 1918 году. За 87 лет вуз прошел достойный путь, претерпел множество преобразований, каждое из которых являлось результатом достижения нового уровня, содержание которого определялось социально-экономическим состоянием общества. В 1980 году за заслуги в подготовке высококвалифицированных специалистов и развитие науки Указом Президиума Верховного Совета СССР вуз награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1993 году реорганизован в Кубанский государственный технологический университет.

Сегодня КубГТУ - один из крупнейших ведущих учебно-научных центров региона и России. Университет готовит специалистов для организаций и предприятий Северо-Кавказского региона, других районов России, стран дальнего и ближнего зарубежья. Основные потребители выпускаемых специалистов - предприятия и организации экономического, машиностроительного, технологического, энергетического, строительного, автодорожного, нефтегазодобывающего социального профиля.

Минобразование России определило в качестве стратегически важной задачи укрепление взаимодействия вузовской науки с администрациями субъектов Российской Федерации в интересах развития регионов, утверждая особую роль университетов как опорных центров регионального развития, реализующих на практике экономику на основе знаний.

В 2001 году университету в числе 22 вузов России единственному на Кубани присвоен статус «Федеральная экспериментальная площадка - университетский комплекс», что потребовало от руководства вуза смещения приоритетов развития в сторону консолидации потенциала и усилий как университетских подразделений, так и образовательных учреждений, академических, научно-исследовательских организаций и учреждений, и промышленных предприятий Кубани.

Развитие вуза как университетского комплекса осуществлялось одновременно по трем вариантам: присоединением организаций с потерей ими юридического лица, включением образовательных и научных учреждений на ассоциативной основе, учреждением вузом новых структур (саморазвитие). Именно такой комплексный подход позволил университету, с одной стороны, наиболее эффективно использовать научно-промышленный потенциал региона, с другой - сохранить статус головного предприятия в созданной структуре. В процессе развития университетского комплекса на первом этапе на основе действовавших в вузе научных школ, отдельных научных коллективов, лабораторий, центров были учреждены 10 научно-исследовательских институтов. На втором этапе сформирована система управления, распределены компетенции структур управления и отдельных НИИ, выстроены их связи с

* Петрик Анатолий Алексеевич - доктор технических наук, профессор, ректор Кубанского государственного технологического университета.

Лобанов Владимир Григорьевич - доктор технических наук, профессор, первый проректор Кубанского государственного технологического университета.

Симанков Владимир Сергеевич - доктор технических наук, профессор, проректор по научной и международной деятельности Кубанского государственного технологического университета.

образовательным процессом на уровне факультетов и филиалов университета. На третьем этапе осуществлялось формирование эффективной партнерской сети. На ассоциативной основе в состав университетского комплекса вошли около четырех десятков ведущих научно-исследовательских, внедренческих и производственных предприятий края.

Дальнейшее развитие позволило сформированному в университете мощному научному ядру получить краевой статус и стать региональным научным комплексом, включиться в выполнение ряда краевых научно- технических программ, а также программ федерального уровня в области приоритетных направлений развития науки и техники.

В настоящее время в структуре университетского комплекса КубГТУ 6 институтов, 4 филиала, 11 представительств, 13 колледжей, 3 лицея, около 40 научно-исследовательских, внедренческих и производственных предприятий более чем в 20 городах и населенных пунктах Краснодарского края. В вузе работают свыше 1000 преподавателей, две трети которых имеют ученые степени и звания, и 2500 сотрудников. Контингент студентов превышает 20 тысяч, аспирантов, докторантов и соискателей - 800.

Создана многоуровневая система непрерывного образования, в рамках которой ведется подготовка по программам начального (9 специальностей), среднего (16 специальностей), высшего (69 специальностей) профессионального образования. Реализуются послевузовская подготовка через аспирантуру (51 специальность) и докторантуру (17 специальностей), а также широкий спектр программ дополнительного образования. Все специальности открыты с учетом потребности региона в профессиональных кадрах на основании маркетинговых исследований.

Ежегодно по образовательным программам всех уровней завершают обучение свыше 10 тысяч человек. Всего вузом подготовлено около 80 тысяч специалистов с высшим образованием для отечественной экономики и более чем 60-ти зарубежных стран.

Вхождение России в Болонский процесс, утверждение на саммите Россия-ЕС в Москве 10 мая 2005 года «дорожной карты» по общему пространству науки и образования ведут не только к адаптации учебного и научного процессов к общеевропейским и общемировым стандартам, но и служат повышению конкурентоспособности вузов. Эти факторы значительно повышают требования к системе менеджмента качества в вузах России. Для нашей страны необходимость повышения качества образования обусловлена еще и рядом специфических факторов, к которым прежде всего следует отнести: 1) современный экономический подъем России, который неизбежно сопровождается ростом спроса на качественное образование; 2) возрастающую конкуренцию на рынке образовательных услуг за счет появления значительного числа коммерческих вузов и тенденции уменьшения количества государственных вузов, имеющих бюджетное финансирование; 3) воздействие ряда неблагоприятных факторов, одним из которых является ухудшение демографической ситуации, что безусловно приведет к уменьшению количества абитуриентов, а значит, к возрастанию требований к качеству образования.

В настоящее время экономикой востребован творческий, инициативный, грамотный специалист, умеющий не только принимать решения в нестандартных ситуациях, но и обладающий навыками самообучения, которые очень важны в условиях интенсивного научно-технического прогресса.

Именно поэтому определены важнейшие задачи образовательного процесса в КубГТУ:

• обеспечение фундаментальной подготовки;

• вооружение студента современными знаниями по специальности;

• научить студента учиться;

• научить студента творить.

Фундаментальность образования является основой профессиональной гибкости, трансформации на протяжении всей профессиональной жизни сообразно с изменяющимися требованиями рынка.

Приоритетом в учебном процессе является ориентация на современные мировые технологии, широко используемые в производстве. На ее реализацию направлена деятельность 115 представительств кафедр университета, созданных на самых современных предприятиях Краснодарского края и обеспечивающих проведение учебного процесса на самом современном уровне. По каждой специальности определены около 200 предприятий и организаций - баз практики, с рядом из которых заключены многолетние договоры. Сотрудничество с лидерами региональной экономики является взаимовыгодным. Студенты, начиная со 2-3 курсов, приобретают производственный опыт, прикладные знания по специальности. По заявкам предприятий определяется тематика курсовых и дипломных проектов, руководство подготовкой которых осуществляют руководители отрасли. Они же возглавляют Государственные экзаменационные комиссии по специальностям. Это позволяет им отбирать и приглашать на работу лучших молодых специалистов, хорошо зарекомендовавших себя в процессе прохождения практики, обеспечивая предприятия специалистами, овладевшими самыми современными знаниями.

Одним из первых в России университет ведет целевую подготовку специалистов по заявкам краевой администрации. Практика заключения трехсторонних договоров на трудоустройство «студент-предприятие-вуз» способствует повышению качества обучения. Студент в соответствии с требованиями предприятия изучает дополнительные дисциплины или разделы, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности.

Учебный процесс опирается на результаты научных исследований ученых вуза, новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и техники. Университет активно развивает инновационную деятельность, являясь пилотной площадкой Федерального института педагогических измерений на юге России, федеральной экспериментальной площадкой по отработке механизмов независимой оценки качества образования, участником федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды».

Используемые в образовательной деятельности инновации - это рациональный, научно обоснованный способ достижения поставленных целей усвоения знаний, формирования методов познания и деятельности, саморазвития и самореализации специалистов. Способ, обеспечивающий высокую производительность учебного и педагогического труда, стимулирующий повышение эффективности и качества совместной деятельности студентов и педагогов.

Чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, выпускники технических вузов наряду с высоким уровнем профессиональной подготовки по базовой специальности должны обладать дополнительными профессиональными качествами и навыками, позволяющими им реализовать свои возможности в любой сфере социально-экономической деятельности.

Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность как никогда зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию результатов своих самостоятельных действий.

Это переориентирует самостоятельную работу с традиционной цели - простого усвоения знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности - на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, активно преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Именно поэтому выстроенную в вузе систему организации самостоятельной работы студентов можно рассматривать как инновационный проект.

В КубГТУ разработана и реализуется программа элитного образования, предусматривающая углубленное изучение английского языка, информационных технологий, менеджмента. Как одна из приоритетных концепций содержания образования, подготовка по английскому языку осуществляется по программе, методикам и учебным материалам Оксфордского университета. Вуз предоставляет своим студентам возможность освоения программ подготовки к экзамену на получение международного сертификата Кембриджского университета (First Certificate in English, Business English Certificate и др.).

Технологические инновации используются и в учебном процессе по программам дополнительного образования. Для подготовки специалистов с высоким творческим потенциалом в областях политики, экономики, культуры практикуется технология бизнес-образования, основанная на личностно-ориентированном подходе. При ее внедрении использован опыт партнера КубГТУ - Открытого университета Великобритании. Совместно с консорциумом «Кубань-ЛИНК» реализуется подготовка специалистов по программе подготовки управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации (президентская программа).

Созданная в вузе разветвленная информационно-телекоммуникационная среда предоставляет условия для эффективного использования информационных технологий. Последние получили широкое развитие в системе управления университетским комплексом. В этом направлении УК КубГТУ - один из лидеров в системе российского высшего образования.

При факультете повышения квалификации преподавателей КубГТУ открыты центр дистанционного образования и дистанционный факультет повышения квалификации преподавателей. По дистанционной технологии осуществляется подготовка по отдельным дисциплинам программ высшего и дополнительного профессионального образования.

Опыт разработки и использования технологий дистанционного обучения позволяет университету осуществить переход от дистанционного обучения к дистанционному открытому образованию, выходу в образовательное пространство России и мира, базирующееся на единых принципах и технологиях. КубГТУ имеет все необходимые условия для эффективной работы Виртуального университета - технологической платформы, на базе которой реализуется взаимодействие через Интернет учебных заведений, обучающихся, абитуриентов, специалистов.

В вузе создана современная материально-лабораторная база: 12 учебных корпусов, 425 специализированных лабораторий, 60 компьютерных классов, около 2000 компьютеров, 45 научно-исследовательских лабораторий.

Тесная интеграция образовательного процесса с наукой и производством обеспечивается путем привлечения студентов и аспирантов к участию в научно-технических программах различных уровней и инновационных проектах. Свыше 4000 тысяч студентов университета занимаются научными исследованиями. В рейтинге Минобразования России по итогам творческой деятельности студентов КубГТУ занял 11 место из 325 участников России и 1-е место среди вузов Южного федерального округа.

Участие студентов и аспирантов в финансируемых научных исследованиях, получение ими индивидуальной, элитной подготовки, материальной и социальной поддержки, обучения и стажировок в ведущих зарубежных университетах и российских научных центрах, с которыми КубГТУ поддерживает научные связи, является действенным мотивационным фактором для поддержки талантливых студентов, аспирантов и молодых ученых.

В вузе ведутся исследования в рамках 30 научных школ, ежегодно проводится до 10 научных и международных научных конференций. На Международных салонах инноваций и инвестиций, проводимых в Москве, научно-технические разработки ученых университета получают медали самого высокого достоинства.

КубГТУ - крупнейший патентообладатель России (1264 патента за 1993-2003 годы), опережая таких крупных обладателей портфелей патентов РФ, как Ульяновский технологический университет, Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева, Российский федеральный ядерный центр - ВНИИ экспериментальной физики, Министерство РФ по атомной энергии (Минатом).

Для организации согласованной работы структур университетского комплекса и получения качественного продукта на выходе необходима комплексная система управления качеством, позволяющая обеспечить эффективное взаимодействие всех элементов комплекса, гибкое реагирование на изменение ситуации на рынках образовательных и научных услуг, выработку единых требований, целей и задач. Понимание этого привело руководство вуза к пересмотру и корректировке Политики руководства в области качества. Краеугольным камнем политики стало осознание руководством необходимости разработки модели «совершенства в бизнесе», призванной реализовать способности вуза к совершенствованию своей деятельности по всем направлениям и ориентированной на модель системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000 версии 2000 г. с перспективой на Европейскую модель по качеству. Ориентация на модель стандартов ИСО 9000:2000 была выбрана сразу после принятия этих стандартов в России в качестве национальных и издания российской версии в виде серии ГОСТ Р ИСО 9000:2001.

КубГТУ представил свою систему менеджмента качества на конкурс премии администрации Краснодарского края в области качества и стал его победителем. Следует отметить, что КубГТУ - первое образовательное учреждение края, создавшее реальную систему менеджмента качества.

Эффективность органичного сочетания научного, инновационного и образовательного процессов подтверждается качеством подготовки высококвалифицированных специалистов, адаптированных для работы с технологиями мирового уровня.

• Практически половина студентов обучается на «хорошо» и «отлично»

• Каждый пятый студент - отличник

• Каждые девять выпускников из десяти защищают дипломные проекты на «хорошо» и «отлично»

• Каждый четвертый выпускник получает диплом с отличием

• Каждый десятый выпускник защищает дипломный проект на иностранном языке

• Ежегодно свыше 99 % выпускников обеспечиваются рабочими местами, в том числе до 97 % - по трехсторонним договорам и гарантийным письмам.

КубГТУ традиционно занимает высокие места в официальных и общественных рейтингах вузов России. Так, в 2004 году в группе из 174 технических и технологических университетов КубГТУ - на 27 месте. Ежегодно около 10 специальностей вуза являются лидерами рейтинга Министерства образования и науки,

5 из низ занимают 1-е место. Половина специальностей университета - лидеры в Южном федеральном округе.

Классический лицей университета в рейтинге журнала «Карьера» стабильно занимает место в первой двадцатке 100 лучших лицеев России.

Влияние университетского комплекса КубГТУ на социально-экономическое развитие региона неоспоримо. Сформирована территориальная среда для развития предпринимательства в образовательной и научно-технической путем налаживания творческих связей и стабильных контактов с научно-производственными фирмами и бизнес-центрами региона. Руководящая и инженерная элита Кубани является воспитанниками и выпускниками университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.