В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
© 2006 г. М.В. Рябова, Е.В. Павленко
ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В РАМКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
Проблема обеспечения качества является центральной в любой реформе, проведение ее целесообразно, если в результате улучшается качество выпускаемого продукта. В нашем случае - это образование.
Качество высшего образования - ключевое условие успеха Болонских реформ. Особенное значение придается сближению систем обеспечения качества, аккредитации и оценки. Содействие европейскому сотрудничеству в этом плане и с целью разработки сопоставимых критериев и методологии оценки является одним из положений Болонской декларации.
С присоединением России (которая интегрирована в европейские структуры и процессы гораздо меньше, чем страны Евросоюза) к Болонскому процессу возникают некоторые опасения. Нужно ли приспосабливаться к единой Европе или лучше сохранять свою модель образования.
Одним из принципов государственной политики в сфере образования, зафиксированным законом (ст. 2, п. 1, 3 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ), является интеграция мировой системы высшего образования и высшего профессионального образования нашей страны при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Эти традиции ценны фундаментальностью, принципом неразрывности образования и науки, наличием оригинальных научно-педагогических школ, здоровой консервативностью, сочетающейся с готовностью к инновациям. Принципы Болон-ского процесса не противоречат ни одной из этих традиций.
Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям вузов в академических обменах с университетами европейских стран.
Совместные образовательные программы, высокий уровень академической мобильности - всё это предполагает сравнимый (и достаточно высокий) уровень качества подготовки специалистов с высшим образованием.
Существуют два основных направления в реализации качества в системе высшего образования. Первое — это наделение государственных органов управления образованием функциями гаранта качества. Например, в Финляндии Совет по оценке высшего образования (Р1КНББС) входит в состав административных органов Министерства образования. Иногда практикуют введение наднациональных органов обеспечения качества образования и соответствующего контроля, но эта идея имеет мало сторонников. Второе
направление - это передача данных функций специальным общественным независимым организациям: агентствам, советам, ассоциациям, учреждаемым профессиональными корпорациями, т.е. сообществам соответствующих специалистов. Основными их преимуществами в новых условиях являются: освобождение правительств от прямой ответственности за оценку деятельности вузов и их развитие; право вузов апеллировать к правительству в случае их несогласия с результатами работы агентств; возможность гибких и оперативных действий агентств как неправительственных организаций; рекомендательный характер выводов последних, не ущемляющий самостоятельность вузов. Таким образом, существование независимых организаций позволяет ввести в систему управления вузами механизмы сдерживания и противовесы, способные обеспечить эффективный контроль качества, сохранение академической свободы вузов и развитие самоуправления [2].
В последнее время страны Европейского союза в большинстве следуют по второму направлению. Иногда предлагается сочетание государственного и корпоративного контроля качества. Так, например, в Австрии создан Ак-кредитационный совет (независимый орган), в Великобритании - Агентство по обеспечению качества в высшем образовании (ОЛЛ) (независимый орган), в Венгрии - Аккредитационная комиссия, в Германии - Аккредитаци-онный совет (независимый орган), в Дании - Датский институт оценки (независимый орган), в Ирландии в рамках университетского сектора - Управление высшего образования (НЕА), внеуниверситетский сектор - Совет по высшему образованию и степеням (ЫЕТЛС), в Италии - Национальный комитет оценки качества университетов (НКОКУ), в Нидерландах - Нидерландский совет по аккредитации (независимый орган), в Норвегии - Норвежское агентство по обеспечению качества в образовании (ЫОКиТ), в Польше - Национальная аккредитационная комиссия, во Франции - Национальный комитет по оценке, в Чехии - Аккредитационная комиссия (независимый орган), в Швеции - Национальное агентство по высшему образованию.
Перед российскими вузами в рамках Болонского процесса стали следующие задачи: 1) обеспечение академического качества и практического характера программ как необходимое условие конкурентоспособности выпускников в каждом конкретном образовательном учреждении; 2) отказ от механистического подхода к пересмотру учебных планов и программ, простого разрезания существующих программ на два уровня, интегрированный подход к ре форме учебных планов; 3) построение системы обеспечения качества с учетом принципов, изложенных в меморандуме ЕАУ по политике в сфере обеспечения качества; 4) проведение реформ с учетом сохранения национальных особенностей, согласия относительно стандартов, процедур и принципов обеспечения качества. (Стандарты - это принципы и ценности, требующие соблюдения; процедуры - это правила, которые используют внешние агентства по обеспечению качества, чтобы отвечать стандартам; принципы - это ориентиры, позволяющие оценить соответствие стандартам).
Основными проблемами обеспечения качества высшего образования в вузах РФ, по мнению Селезневой Н.А [2], являются следующие:
- состояние законодательной и нормативной базы (ЗНБ), ее ориентации на решение проблем качества подготовки специалистов (качества высшего образования) в вузах РФ;
- адекватное целеполагание в отечественной системе высшего образования (по всем уровням его организации и управления: от федерального до вузовского, включая уровень «преподаватель - студент»);
- источники формирования и обновления содержания высшего образования в вузах РФ как важнейшие факторы обеспечения качества подготовки специалистов;
- оценка и мониторинг качества высшего образования (качество подготовки специалистов) в вузах на региональном и федеральном уровнях;
- соответствие профессорско-преподавательского состава вузов современным требованиям к качеству подготовки специалистов и к преподавательской деятельности;
- соответствие уровня подготовки абитуриентов вузов требованиям к уровневой подготовке студентов - будущих специалистов;
- организация учебной деятельности студентов в вузах, адекватной современным требованиям к качеству подготовки специалистов;
- внедрение образовательных (в том числе информационных) технологий в вузах, обеспечивающих достижение установленных требований к качеству подготовки специалистов;
- взаимодействие вузов со своими выпускниками и сферой их трудовой деятельности, их участие в разработке и реализации программ совершенствования качества подготовки специалистов;
- формирование и развитие в вузах академической образовательной среды, адекватной современным требованиям к качеству подготовки специалистов с высшим образованием;
- соответствие управленческой культуры в вузах требованиям между народных стандартов ИСО и ТрМ;
- включение ресурсов мобилизации и ответственности обучаемых (студентов) и обучающих (преподавателей).
В рамках устранения проблем обеспечения качества образования в России предпринимается ряд шагов [4].
Активно совершенствуется государственная система оценки качества высшего профессионального образования, а также формируются внутриву-зовские системы управления качеством образования.
Работает система государственной аккредитации вузов, являющаяся гарантией качества образования для всех граждан и установлением государственного статуса (типа и вида образовательного учреждения), введенная в действие с 1992 г. Основное преимущество аккредитованного вуза РФ - это право выдавать выпускникам диплом государственного образца, который пользуется большим доверием у населения. Процедура государственной
аккредитации предусматривает предварительную (за 10 дней до заседания Аккредитационной коллегии) публикацию итогов оценки вуза. Сведения об аккредитованном вузе размещаются для широкой общественности в Интернете, заносятся в реестр и публикуемый справочник.
Сформирована правовая база системы оценки качества образования. Это Закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1 с последующими изменениями и дополнениями), Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ), а также Постановления Правительства РФ «О государственной аккредитации высшего учебного заведения» (от 2.12.1999 г. № 1323) и «О лицензировании образовательной деятельности» (от 18.10.2000 г. № 796).
Введены показатели (начиная с сентября 2003 г.), учитывающие мировой опыт и требования Болонского процесса, по которым оценивается работа образовательного учреждения со студентами: воспитательная деятельность, основанная на определении образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения, и научно-исследовательская работа студентов.
Корректируются показатели, относящиеся к оценке научно-исследовательской работы вуза, влиянию ее результатов на образовательный процесс, что актуально при оценке деятельности университетов.
Создается система привлечения студентов к оценке образовательных программ. Студенты и студенческие организации представлены в ученых советах вузов, участвуют в оценке качества преподавания. Вводится практика опросов студентов по оценке организации учебного процесса в период самообследования и внешней оценки деятельности вузов.
Более широко осуществляется внедрение систем управления качеством на основе международных стандартов ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000:2000). С ноября 2004 г. начата подготовка вузовских экспертов по программам управления качеством образования.
Планируется введение международных экспертов в экспертные группы для оценки деятельности вузов.
Результаты внешней оценки деятельности вузов используются федеральными органами исполнительной власти при проведении конкурса на размещение государственного задания на подготовку специалистов.
Создан Центр государственной аккредитации Минобразования России (http://www.nica.ru/) (приказ Госкомвуза России от 18.04.1995 г. № 570), на который возложены информационные и методические функции по обеспечению процедур аккредитации. Приказом Минобразования РФ от 25.03.2002 №1010 он был переименован в Информационно-методический центр государственной аккредитации Минобразования РФ, став членом международной сети агентств по гарантии качества высшего образования (INQAAHE), а также сети аккредитационных агентств стран Центральной и Восточной Европы (СЕЕ№Т). В мае 2004 г. Центр подал заявление о вступлении в Европейскую сеть агентств обеспечения качества в высшем образовании (ENQA), включающей 42 агентства (ассоциации), занимающихся оценкой качества
образования в различных сферах и странах Европы. На ENQA возложена ответственность за реализацию положений Болонского процесса.
Создана (29 октября 2004 г.) Евразийская сеть обеспечения качества образования (ЕСОКО) - Eurazian Qualiti Assurance Network (EAQAN) (http:// www.eagan.org), представляющая сеть организаций (органов), осуществляющих внешнюю оценку качества образования на национальном или региональном уровнях в странах СНГ и Балтии. Она функционирует совместно с INQAAHE, ENQA, СЕЕ Network и другими организациями.
Проведение Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки различных конференций по актуальным проблемам в области качества.
Но обеспечение качества высшего образования нельзя сводить только к механизмам контроля. Должен разрабатываться целостный механизм управления качеством: создание условий, благоприятных как для преподавателя, так и для обучающихся; постоянный мониторинг промежуточных результатов. Это приведет к приобретению обучающимся заданного множества знаний, умений, навыков.
Также необходимо сочетать внутренний и внешний контроль качества образования ( самообследование вуза с оценкой его деятельности со стороны внешних организаций); различать качество образовательной программы, качество реализации программы в данном вузе (по оценке материалов репрезентативной выборки выпускников) и, наконец, качество индивидуальной подготовки каждого выпускника.
Литература
1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ.
2. Селезнева Н.А. Системы обеспечения качества и управления качеством высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) как главные объекты комплексного исследования и модернизации // Материалы XIV Всероссийского совещания «Проблемы качества образования». М.; Уфа, 2004.
3. Документы Болонского процесса // http://bologna.spbu.ru/question1 .php
4. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации (к заседанию коллегии Минобр-науки России 16 декабря 2004 г.) // http://www.newseducation.Ru/misc/modern/ document/20050505- 9.shtm
Ростовский военный институт ракетных войск 10 ноября 2005 г.
© 2005 г. И.И. Топилина
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ-ГУМАНИТАРИЯ
Подготовка учителей-гуманитариев, тесно связанная в настоящее время с процессом информатизации образования, выявляет серьезное воздействие