Научная статья на тему 'Качество образования как фактор конкурентоспособности выпускника вуза'

Качество образования как фактор конкурентоспособности выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / конкурентоспособность на рынке труда / выпускник вуза. / quality of education / competitiveness in labor market / university graduate

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р. М. Эхаева, М. Ш. Алдиева, А. А. Цамаева

В статье изучено понятие «качество образования» как фактор конкурентоспособности выпускника вуза. Сделан вывод о том, что формирование конкурентоспособного выпускника осуществляется на следующих этапах: до поступления в вуз; во время учебы в вузе; после окончания вуза. Таким образом, с целью формирования грамотных, конкурентоспособных специалистов необходимо целенаправленно воздействовать на студенческую молодежь вузам, предприятиям-работодателям, родителям. Только совместные усилия позволят достичь общей цели – высокой конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда и, как следствие, успешного их трудоустройства в соответствии с полученным в вузе образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION QUALITY AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF A UNIVERSITY GRADUATE

The article studies a concept of “quality of education” as a factor in the competitiveness of a university graduate. It is concluded that the formation of a competitive graduate is carried out at the following stages: before entering a university; while studying at a university; after graduation. Thus, in order to form competent competent specialists, it is necessary to purposefully influence universities, employers, parents on students. Only joint efforts will achieve the common goal – to achieve high competitiveness of university graduates in the labor market and as a result of their successful employment in accordance with the education received at the university. Only through complex efforts: professionalism of the teaching staff, close relationships with enterprises-consumers, use in the educational process of modern educational programs, as well as student potential to training can achieve high quality training

Текст научной работы на тему «Качество образования как фактор конкурентоспособности выпускника вуза»

Ведущим направлением в реализации компетентностной модели в профессиональном образовании становится переход среднего профессионального образования, ориентированного на передачу готовых знаний, на студента, умеющего находить знания и применять их в ситуациях, имитирующих реальную профессиональную деятельность. Можно утверждать, что реализация компетентностного подхода позволит перейти от классической трансляции знаний и формирования навыков к конструированию содержания профессионального образования, разработке и построению мониторинга, систем контроля качества профессионального образования. При реализации компетентностно ориентированной практической составляющей содержание образовательного процесса будет строиться на основе освоения компетенций и приобретения профессиональной компетентности по выбранной специальности выпускниками учреждений среднего профессионального образования, что приведет их к мотивированному стремлению к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию, что и обеспечит в дальнейшем успешность личностного и профессионального роста.

Алгоритм разработки образовательной программы и формирования перечня профессиональных компетенций состоит из ряда последовательно выполняемых действий.

На первом этапе производится выявление потребностей отраслевых организаций.

На втором этапе реализуется описание академического и профессионального профиля подготовки отраслевого специалиста и формирование компе-тентностной модели отраслевого специалиста.

На третьем этапе делается описание ожидаемых результатов обучения.

На четвертом этапе проводится моделирование общих и профессиональных компетенций.

На заключительном этапе осуществляется разработка системы оценочных показателей.

Образовательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования предусматривает проведение лекционных и практических занятий, а также самостоятельное изучение материала по предложенной преподавателем тематике.

Аудиторные занятия, проводимые в форме лекций, должны способствовать формированию у студентов представления об их будущей профессии. На лекционных занятиях преподаватель не только излагает систематизированные научные знания по дисциплинам теоретического модуля, но и знакомит слушателей с передовым практическим опытом, накопленным в области теории и практики профессиональной деятельности. Большое значение следует уделять лекционным занятиям, проводимых с использованием интерактивных форм обучения, та-

Библиографический список

ких, например, как лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция-визуализация или лекция с заранее запланированными ошибками.

В соответствии с положением об активных и интерактивных формах проведения учебных занятий, а также требованиями и рекомендациями по применению интерактивных форм обучения, удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять от 20 до 40% аудиторных занятий.

Применение вышеописанной формы обучения дает возможность студентам самостоятельно осмысливать информацию, транслируемую преподавателем на лекционных занятиях.

Выполнение практических занятий, сформированных с учетом различных уровней освоения, дает возможность студентам получать необходимый объем знаний, используя совокупность информационных профессиональных образовательных ресурсов (учебников и учебно-методических пособий, нормативно-правовых источников, справочных пособий; публикаций периодических изданий; материалов профессиональных конференций, выставок; Интернет-ресурсов) в удобном режиме. Среди интерактивных форм, применяемых в настоящее время при проведении практических занятий по логистике, можно выделить деловые игры; анализ производственных ситуаций; компьютерное моделирование; групповые дискуссии и проч.

В рамках применяемых методик организации личностно ориентированного обучения особое внимание должно уделяться созданию студентами собственного индивидуального профессионального пространства, что, несомненно, позитивно сказывается на степени их мотивации к приобретению выбранной специальности и качестве образовательных результатов.

Проектные практикумы предусматривают индивидуальную работу обучающихся с использованием методических указаний и консультаций с преподавателем, в рамках которой производится решение как реальных, так и приближенных к реальным практических производственных задач.

Выполнение студентами задач, прежде всего, может быть классифицировано как по объекту и предмету исследования, так и по уровню сложности, что дает возможность реализовать личностно ориентированную форму организации образовательного процесса, а также приобрести совокупность общекультурных и профессиональных компетенций.

Таким образом, основу получения студентами знаний должны составлять волевые механизмы, актуализация которых дает возможность разрабатывать алгоритм собственной деятельности в достижении целей, проводить самооценку результатов и при необходимости проводить корректировку. При этом особую актуальность приобретает личностно ориентированное обучение, позволяющее целенаправленно формировать у студентов среднего профессионального образования необходимые компетенции.

1. Байденко В.И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. Профессиональное образование и формирование личности специалистов: научно-методическое пособие. Санкт-Петербург - Москва, 2002: 25 - 30.

2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. Москва: АПК и ППРО, 2003.

3. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. Москва: Сентябрь, 1996.

4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. Москва: АПК и ППРО, 2003.

5. Князева О.Г Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2015: 236 - 237.

References

1. Bajdenko V.l., Oskarson B. Bazovye navyki (klyuchevye kompetencii) kak integriruyuschij faktor obrazovatel'nogo processa. Professional'noeobrazovanie iformirovanie lichnosti specialistov: nauchno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg - Moskva, 2002: 25 - 30.

2. Ivanov D.A., Mitrofanov K.G., Sokolova O.V. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Problemy, ponyatiya, instrumental: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: APK i PPRO, 2003.

3. Yakimanskaya I.S. Lichnostno orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole. Moskva: Sentyabr', 1996.

4. Ivanov D.A., Mitrofanov K.G., Sokolova O.V. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Problemy, ponyatiya, instrumental uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: APK i PPRO, 2003.

5. Knyazeva O.G. Kompetentnostnyj podhod v professionalem obrazovanii v usloviyah realizacii FGOS SPO. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Perm': Merkurij, 2015: 236 - 237.

Статья поступила в редакцию 04.12.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10108

Ehaeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: raisa.exaeva65@mail.ru

Aldieva M.Sh., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia)

Tsamayeva A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen Institute for Advanced Training of Education Workers (Grozny, Russia)

EDUCATION QUALITY AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF A UNIVERSITY GRADUATE. The article studies a concept of "quality of education" as a factor in the competitiveness of a university graduate. It is concluded that the formation of a competitive graduate is carried out at the following stages: before entering a university; while studying at a university; after graduation. Thus, in order to form competent competent specialists, it is necessary to purposefully influence universities, employers, parents on students. Only joint efforts will achieve the common goal - to achieve high competitiveness of university graduates in the labor market and as a result of their successful employment in accordance with the education received at the university. Only through complex efforts: professionalism of the teaching

staff, close relationships with enterprises-consumers, use in the educational process of modern educational programs, as well as student potential to training can achieve high quality training.

Key words: quality of education, competitiveness in labor market, university graduate.

Р.М. Эхаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: raisa.exaeva65@mail.ru М.Ш. Алдиева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный А.А. Цамаева, канд. пед. наук, доц., ГБУДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования», г. Грозный

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

В статье изучено понятие «качество образования» как фактор конкурентоспособности выпускника вуза. Сделан вывод о том, что формирование конкурентоспособного выпускника осуществляется на следующих этапах: до поступления в вуз; во время учебы в вузе; после окончания вуза. Таким образом, с целью формирования грамотных, конкурентоспособных специалистов необходимо целенаправленно воздействовать на студенческую молодежь вузам, предприятиям-работодателям, родителям. Только совместные усилия позволят достичь общей цели - высокой конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда и, как следствие, успешного их трудоустройства в соответствии с полученным в вузе образованием. Ключевые слова: качество образования, конкурентоспособность на рынке труда, выпускник вуза.

Развитие экономики и общества предъявляют новые требования, которые затрагивают все отрасли социально-экономической сферы, в том числе и высшее образование. Образование в современном мире становится стратегическим государственным ресурсом и фактором безопасности, таким как энергетические, продовольственные и другие ресурсы. Значимость образовательной отрасли определяется, в частности тем, что доля численности задействованных в ней граждан значительно выше, нежели в других отраслях.

По охвату общим, высшим, профессиональным образованием Россия превосходит большинство других стран. Доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет в России менее 2%. Число учащихся всех уровней составляет 29,4 млн. чел., число работающих в этой отрасли порядка 3,7 млн. чел., число родителей обучающихся - около 6 млн. чел. Таким образом, 51% населения страны задействован в образовательной отрасли.

В связи с этим основной задачей образовательной политики на современном этапе развития должно стать достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Несмотря на то, что отрасль высшего образования в России в значительной мере модернизирована, серьезной проблемой на сегодняшний день является отставание качества вузовского образования, как от современных потребностей рынка труда, так и от потребностей общества. Мнение о том, что качество высшего образования в России снизилось в связи с переходом от национальной экономики к рыночным отношениям, широко распространено в профессиональном сообществе и убедительно подтверждается рядом прямых и косвенных признаков.

Сегодня система подготовки специалистов не отвечает потребностям рынка труда, а работодатели отмечают снижение качества высшего образования.

Сложившуюся ситуацию необходимо исправлять путем формирования в выпускнике вуза конкурентоспособного специалиста, отвечающего запросам экономики и современного общества.

В свете вышеизложенного актуальным становится исследование качества высшего образования как фактора, влияющего на конкурентоспособность выпускников вузов, последующая его оценка, а также возможные пути его повышения.

Сегодняшний выпускник на рынке труда остается социально незащищенным в связи с тем, что:

- студент-выпускник не имеет представления о рынке профессий и востребованных компетенциях, не имеет информации о том, в каком направлении углублять знания в процессе обучения;

- студент-выпускник не понимает, где бы он хотел бы работать (в государственной, коммерческой, некоммерческой структурах);

- не имеет возможности трудоустройства в компании по результатам учебной и научно-практической деятельности;

- не имеет навыков проведения переговоров с будущим работодателем;

- не имеет опыта работы, который требуют многие работодатели;

- не имеет представления о том, будет ли востребован по окончании вуза.

С целью изучения положения выпускников вуза на рынке труда было проведено социологическое исследование посредством опроса, в котором приняли участие 60 старшекурсников вузов.

Результаты опроса позволили выявить целый ряд противоречий, затрудняющих трудоустройство выпускников высших учебных заведений. Первое из них - несоответствие знаний, полученных в вузе требованиям работодателей.

Работодатели и сами студенты считают, что знания, которые получает студент в вузе, во многом оторваны от реальности, и студенты не могут использовать их в своей профессиональной деятельности. Вероятно, это связано с тем, что разработкой учебных программ занимаются без участия представителей предприятий-работодателей.

Зачастую работодатели недовольны тем, что молодых специалистов, недавно окончивших вуз, приходится доучивать и переучивать, что связано с до-

полнительными временными, ресурсными затратами, вследствие чего работодатели предъявляют в качестве требования к выпускникам вуза опыт работы. Это подтверждает мнение Рощина С.Ю., Слесаревой А.А., которые говорят, что отсутствие опыта работы для работодателя означает низкую производительность труда вследствие недостаточного количества приобретенных навыков и умений [1].

Поэтому в настоящее время выпускнику мало иметь отличные оценки по предметам, даже небольшой опыт работы и организаторские способности могут оказаться решающими факторами при принятии решения о приеме его на работу.

Очевидно, что чаще всего опыт работы по специальности у студента-выпускника отсутствует Не имея возможности трудоустройства в компании по результатам учебной и научно-практической деятельности, молодые специалисты в поисках получения опыта работы начинают его обретать в процессе обучения.

Студенты начинают совмещать работу и учебу, что сказывается на их академической успеваемости. Стоит также отметить, что далеко не все студенты приобретают работу по направлению подготовки, ведь о трудоустройстве во время обучения на полный день говорить не приходится. Студенты устраиваются на работу в организации, где требования и, соответственно, уровень профессиональных знаний минимальны, и чаще всего находят работу не по специальности.

Снижение качества высшего образования и общего образовательного уровня студентов как раз объясняется тем, что большинство из них начинают работать, обучаясь на 3 - 4-м курсе, и отвлекаются от учебы, а некоторые предприятия даже выступают с инициативой разрешить работающим студентам свободное посещение занятий.

Не менее важной причиной является неосознанность выбора специалистом своей профессии, ведь от этого во многом зависит эффективность профессионального становления. Проведенное исследование дает возможность проанализировать, от чего зависит выбор той или иной профессии для респондентов.

Оценка перспективности студентами выбранной специальности выступает показателем успешного формирования профессионального самоопределения в вузе.

Следующая причина связана с тем, что спрос на рынке труда зачастую оказывается несогласованным с предложением: срок подготовки высококвалифицированных специалистов в вузах составляет 4 - 6 лет, тогда как положение на рынке труда меняется гораздо быстрее.

Диссонанс спроса и предложения на молодёжном рынке труда вызван тем, что сейчас разрушены существующие механизмы трудоустройства выпускников. Практически разорваны связи между высшими учебными заведениями и работодателями. Помимо этого, не выработаны механизмы социального заказа на профессии, которые пользуются наибольшим спросом.

В структуре национальной экономики развитых в экономическом отношении стран произошел сдвиг в сторону высокотехнологических производств, что обусловливает вхождение экономики в очередной технологический уклад. Важнейшим показателем в этой связи является доля научных работников, специалистов с высшим образованием.

Д. Белл считает, что лучшая жизнь может быть обеспечена благодаря двум сферам - «здоровье - образование» [3].

Высшее образование формирует группу лиц, обладающую высоким образовательным уровнем - сюда можно отнести домохозяек, которые могут благодаря этому обучать своих детей и других лиц, занимающих рабочие места, не требующие высокой образовательной подготовки, однако наличие такой подготовки дает им шансы на определённое продвижение в будущем.

Поэтому очень важно не отдавать на откуп стихийным рыночным силам, сердцевиной которых являются деньги, отрасль образования, от которой зависит будущее любого государства.

Результаты проведенных исследований показали, что помимо того, что «существует четкая связь между получением гражданами высшего образования

Таблица 1

Рейтинг востребованных профессий по годам [2]

2013 год 2019 год 2020 - 2030 год

Программист Специалист по продажам и работе с клиентами Дизайнер виртуальной среды обитания

1Т специалист Менеджер по продажам финансовых продуктов, специалист в отделение банка Адвокат по робоэтике

Юрист ИТ специалист Digital-комментатор культуры

Врач стоматолог Телекоммуникации и строительство Аналитик данных «Интернета вещей»

Визажист-стилист Транспорт и логистика Космический гид

Инженер-проектировщик Инженер-технолог инженер-конструктор Куратор личных данных

Аудитор Делопроизводитель и административный персонал Инженер по восстановлению окружающей среды

Менеджер по закупкам Интернет-маркетолог менеджер по рекламе Разработчик средств постоянного питания

Врач-генетик Дизайнер человеческого тела

и экономическим эффектом, наблюдаются социальные и культурные выгоды высшего образования, которые способствуют улучшению социальной обстановки, уровня толерантности граждан, солидарности на национальном и международном уровне, а также их участие в общественной жизни, социально значимых делах».

Все перечисленное выше доказывает, что значительная роль в развитии экономики и государства принадлежит человеческому фактору. Меры по повышению конкурентоспособности молодого специалиста являются условием развития всех секторов экономики. На сегодняшний день формирование квалифицированных, грамотных, высокоорганизованных, способных к эффективной деятельности кадров должно быть выбрано в качестве приоритетного направления как одно из «национальных точек роста».

Вполне очевидно, что многообразие существующих подходов к анализу конкурентоспособности выпускников вузов определяет неоднозначность трактовки анализируемого понятия, обосновывая тем самым:

- сложность, многогранность понятия (стоит на стыке экономических, управленческих, философских, социологических и психологических областей знаний, каждая из которых формирует свои индивидуальные признаки при определении этого понятия);

- относительность (зависит исключительно от объекта сравнения). Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает представленный товар, то нельзя было бы говорить о его конкурентоспособности.

Ключевым параметром конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда, по мнению автора исследования, является качество его профессиональной подготовки, влияние на которое оказывает качество образования.

Образование включает в себя комплекс знаний, практических навыков, установок и психологическую готовность к определенным видам и ролям практической деятельности. Качественное образование формирует личность и определяет эффективность ее последующей работы. Критериями качества высшего образования являются уровень науки и техники, потребности экономики, прогнозы развития.

Трактовка категории «качества» была дана еще Аристотелем в III в до н.э. как различие между предметами по признаку «хороший - плохой», и только с появлением экономической науки понятие «качество» приобрело экономический смысл.

В отношении высшего образования, качество определяется как комплекс характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих эволюцию понятия «качество высшего образования» [4], способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики на определенном уровне успеха с по-

Библиографический список

мощью социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности [5].

Таким образом, можно подвести черту, что высокое качество образования в вузе определяется множеством параметров. К первым относятся: государственное управление образованием (деятельность Министерства образования и науки), организационно-правовое обеспечение (Закон об образовании, Федеральные государственные образовательные стандарты и др.), системы финансирования образования, проявление образовательных потребностей и представление общества о качестве образования.

Вторая группа (внутренние) включает качество преподавания, потенциал студентов, качество образовательной программы (содержание, вид, реализация), материально-техническое обеспечение образовательного процесса, информационно-методическое обеспечение, воспитательную деятельность, качество менеджмента образования и др.

Оценка качества подготовки и повышение качества образования должна учитывать все перечисленные составляющие. Каждая из них представляет собой сложное свойство, к которому предъявляются определенные требования. Только с помощью комплексных усилий: профессионализма педагогического состава, тесных взаимосвязей с предприятиями-потребителями, использованием в образовательном процессе современных образовательных программ, а также студенческого потенциала к обучению можно достичь высокого качества подготовки кадров.

Таким образом, мы пришли к выводу, что формирование конкурентоспособного выпускника осуществляется на следующих этапах: до поступления в вуз; во время учебы в вузе; после окончания вуза. С целью формирования грамотных, конкурентоспособных специалистов необходимо целенаправленно воздействовать вузам, предприятиям-работодателям, родителям на студенческую молодежь. Только совместные усилия позволят достичь общей цели - высокой конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда и, как следствие, успешного их трудоустройства в соответствии с полученным в вузе образованием.

Рассмотрению сущности понятия «конкурентоспособность выпускника» посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов, каждая из которых дает свою трактовку данному понятию. Неоднозначность трактовки анализируемого понятия обосновывается его сложностью, многогранностью, относительностью. Проведенный анализ научных трудов и публикаций показал, что качество необходимо декомпозировать на составляющие. Учёными [4], [5] разработана и предложена система составляющих качества высшего образования, влияющих на уровень профессиональной подготовки выпускников вузов - это качество потенциала студента; личные качества студента; качество профессорско-преподавательского состава; качество образовательной программы и взаимодействие с работодателем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Рощин С.Ю., Слесарева А.А. Наем молодых работников на российском рынке труда. Москва: высшая школа экономики, 2012: 5 - 6.

2. Рейтинг самых востребованных профессий в России. Available at: http: //fevt. ruhttps: //career.hse. ru/hsetop

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество Образец социального прогнозирования. Перевод с английского под редакцией В.Л. Иноземцева. Москва, 2001.

4. Качество высшего образования. Под редакцией М.П. Карпенко. Москва: Издательство СГУ, 2012.

5. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов. Москва, 2007.

References

1. Roschin S.Yu., Slesareva A.A. Naem molodyh rabotnikov na rossijskom rynke truda. Moskva: vysshaya shkola 'ekonomiki, 2012: 5 - 6.

2. Rejting samyh vostrebovannyh professij v Rossii. Available at: http: //fevt. ruhttps: //career.hse. ru/hsetop

3. Bell D. Gryaduscheepostindustrial'noe obschestvo Obrazec social'nogoprognozirovaniya. Perevod s anglijskogo pod redakciej V.L. Inozemceva. Moskva, 2001.

4. Kachestvo vysshego obrazovaniya. Pod redakciej M.P. Karpenko. Moskva: Izdatel'stvo SGU, 2012.

5. Korotkov 'E.M. Upravlenie kachestvomobrazovaniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 2007.

Статья поступила в редакцию 04.12.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.