Научная статья на тему 'КАЧЕСТВО КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ'

КАЧЕСТВО КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ / КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР УСПЕХА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / МЕТОДИКА SERVQUAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шкарин В.В., Синенко Т.А.

В статье рассмотрены основные аспекты, связанные с качеством стоматологических услуг, как одним из главных факторов конкурентоспособности в условиях рынка. Проблема качества стоматологических услуг рассматривается как с точки зрения организаций их предоставляющих, так и с точки зрения потребителей. Сложный характер категории качества стоматологических услуг обусловил рассмотрения в данной работе таких важных аспектов, как: уровни формирования качества стоматологической помощи; ключевые критерии оценки качества; основные факторы, влияющие на качество стоматологических услуг. Доказано, что интерес к вопросу повышения качества обусловлен не только важностью победы организаций в конкурентной борьбе за клиентов, но и характером и высоким уровнем правовых конфликтных ситуаций, возникающих в данной сфере. Определены ключевые факторы успеха, имеющие как внутренний, так и внешний характер, позволяющие в долгосрочной перспективе обеспечить необходимый уровень конкуренции стоматологической клинике. В статье сделан акцент на то, что каждая организация, адаптируясь к изменению внешней среды, должна максимально использовать все имеющиеся возможности, составляющие ее потенциал: высококвалифицированный медицинский персонал, современные материалы и инновационные технологии, эффективную систему управления. Автором дана подробная характеристика условий, которые способны повлиять на уровень использования потенциала организации, а значит, и на качество предоставляемых услуг. Рассмотрены основные методологические подходы к оценке качества стоматологических услуг. Одним из инструментов оценки, адаптированным к условиям медицинских стоматологических услуг в работе представлена многомерная методика SERVQUAL, предназначенная для учета ожидания потребителя и восприятия услуги по пяти измерениям. Раскрыты ее преимущества, а именно, возможность понять, как воспринимают стоматологическую услугу пациент, и как она оценивается при реальном использовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY AS THE MAIN FACTOR OF COMPETITIVENESS IN THE DENTAL SERVICES MARKET

The article considers the main aspects related to the quality of dental services as one of the main factors of competitiveness in market conditions. The problem of the quality of dental services is considered both from the point of view of the organizations providing them, and from the point of view of consumers. The complex nature of the category of quality of dental services has led to consideration in this work of such important aspects as: levels of formation of the quality of dental care; key criteria for quality assessment; the main factors affecting the quality of dental services. It is proved that the interest in the issue of quality improvement is due not only to the importance of the victory of organizations in the competition for customers, but also to the nature and high level of legal conflict situations arising in this area. The key success factors of both internal and external nature have been identified, which allow in the long term to provide the necessary level of competition to the dental clinic. The article focuses on the fact that each organization, adapting to changes in the external environment, should make maximum use of all available opportunities that make up its potential: highly qualified medical personnel, modern materials and innovative technologies, an effective management system. The author gives a detailed description of the conditions that can affect the level of use of the organization's potential, and hence the quality of services provided. The main methodological approaches to assessing the quality of dental services are considered. One of the assessment tools adapted to the conditions of medical dental services is the multidimensional SERVQUAL methodology, designed to take into account the consumer's expectations and perception of the service in five dimensions. Its advantages are revealed, namely, the ability to understand how the patient perceives the dental service, and how it is evaluated in real use.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВО КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ»

https://clinical-journal.ru E-ISSN 2686-6838

УДК 616.31-083 : 366.652 + 005.6

RESEARCH ARTICLE 3. Medical sciences

Corresponding Author: Sinenko Tatyana Anatolyevna — Assistant of the Department of Propaedeutics of Dental Diseases, Volgograd State Medical University of the Ministry of Health of

Russia, Volgograd, Russia

E-mail: alesyasinen-ko@mail.ru

© Shkarin V.V., Sinenko T.A. - 2023

*** I Accepted: 30.03.2023

http://dx.doi.org/Z10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-3-90-96

КАЧЕСТВО КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

Шкарин В.В., Синенко Т.А.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», г. Волгоград, Российская Федерацг

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты, связанные с качеством стоматологических услуг, как одним из главных факторов конкурентоспособности в условиях рынка. Про-блема качества стоматологических услуг рассматривается как с точки зрения органи-заций их предоставляющих, так и с точки зрения потребителей. Сложный характер категории качества стоматологических услуг обусловил рассмотрения в данной работе таких важных аспектов, как: уровни формирования качества стоматологической помощи; ключевые критерии оценки качества; основные факторы, влияющие на качество стоматологических услуг. Доказано, что интерес к вопросу повышения качества обусловлен не только важностью победы организаций в конкурентной борьбе за клиен-тов, но и характером и высоким уровнем правовых конфликтных ситуаций, возникаю-щих в данной сфере. Определены ключевые факторы успеха, имеющие как внутренний, так и внешний характер, позволяющие в долгосрочной перспективе обеспечить необхо-димый уровень конкуренции стоматологической клинике. В статье сделан акцент на то, что каждая организация, адаптируясь к изменению внешней среды, должна макси-мально использовать все имеющиеся возможности, составляющие ее потенциал: высо-коквалифицированный медицинский персонал, современные материалы и инновационные технологии, эффективную систему управления. Автором дана подробная характери-стика условий, которые способны повлиять на уровень использования потенциала организации, а значит, и на качество предоставляемых услуг. Рассмотрены основные методологические подходы к оценке качества стоматологических услуг. Одним из инструментов оценки, адаптированным к условиям медицинских стоматологических услуг в работе представлена многомерная методика SERVQUAL, предназначенная для учета ожидания потребителя и восприятия услуги по пяти измерениям. Раскрыты ее преимущества, а именно, возможность понять, как воспринимают стоматологиче-скую услугу пациент, и как она оценивается при реальном использовании.

Ключевые слова: качество, конкурентоспособность, рынок стоматологических услуг, ключевой фактор успеха, критерии оценки качества, методика SERVQUAL

QUALITY AS THE MAIN FACTOR OF COMPETITIVENESS IN THE DENTAL SERVICES MARKET

Shkarin V.V., Sinenko T.A.

Volgograd state medical University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article considers the main aspects related to the quality of dental services as one of the main factors of competitiveness in market conditions. The problem of the quality of dental services is considered both from the point of view of the organizations providing them, and from the point of view of consumers. The complex nature of the category of quality of dental services has led to consideration in this work of such important aspects as: levels of formation of the quality of dental care; key criteria for quality assessment; the main factors affecting the quality of dental services. It is proved that the interest in the issue of quality improvement is due not only to the importance of the victory of organizations in the competition for customers, but also to the nature and high level of legal conflict situations arising in this area. The key success factors of both internal and external nature have been identified, which allow in the long term to provide the necessary level of competition to the dental clinic. The article focuses on the fact that each organization, adapting to changes in the external environment, should make maximum use of all available opportunities that make up its potential: highly qualified medical personnel, modern materials and innovative technologies, an effective management system. The author gives a detailed description of the conditions that can affect the level of use of the organization's potential, and hence the quality of services provided. The main

E-ISSN 2686-6838

methodo-logical approaches to assessing the quality of dental services are considered. One of the assessment tools adapted to the conditions of medical dental services is the multidimensional SERVQUAL methodology, designed to take into account the consumer's expectations and perception of the service in five dimensions. Its advantages are revealed, namely, the ability to understand how the patient perceives the dental service, and how it is evaluated in real use.

Keywords: quality, competitiveness, dental services market, key success factor, quality assessment crite-ria, SERVQUAL methodology

Введение. Рынок стоматологических услуг это один из наиболее конкурентных сегментов рынка медицинских услуг, что определяет уровень сложности функционирования его хозяйствующих субъектов [1, 2]. Еще с периода советских времен данная область медицины предоставляла стоматологические услуги на коммерческой основе, быстрее других, реагируя на различного рода трансформации, происходящие в экономической, организационной, технико-технологической сфере, что, в свою очередь, способствовало обостре-нию конкуренции [3]. На современном рынке медицинских услуг, и сегодня стоматоло-гия выступает в роли явного лидера, постоянно внедряя новые профессиональные функ-ции, модернизируя организационные структуры управления.

Значительный рост конкуренции происходит и под воздействием имеющегося у пациентов широкого выбора стоматологических услуг, качество которых они оценивают, сравнивая положительные и отрицательные характеристики каждой из клиник, представленных на рынке [4]. Именно растущие объемы используемых инновационных технологий постоянно меняют требования потребителей к качеству оказываемой стоматологической помощи, которую к тому же им зачастую приходится оплачивать, обраща-ясь в частные клиники [5].

Соответственно и сегодня, обеспечение устойчивого развития экономических субъектов, предоставляющих стоматологические услуги, обусловливает необходимость приспособления к динамично меняющимся факторам внешней среды за счет поиска и использования конкурентных преимуществ, главным из которых выступает качество [6]. Данные выводы не являются открытием для современного рынка стоматологических услуг. Имеющийся исторический опыт является свидетельством тому, что именно с внимания к качеству начинается выход из кризисных ситуаций, это значит, что качество как фактор конкурентоспособности, представляет собой универсальное «лекарство от кризисов» [3]. По данным литературы, потери от низкого качества

стоматологических услуг для предприятии данной сферы составляют до 2% доли рынка, и до 1% объема продаж. Обратная картина наблюдается у компаний, услуги которых отличаются высо-ким качеством

предоставляемых стоматологических услуг, за счет чего на 6% в год увеличиваются доля рынка, а норма прибыли (к объему продаж) в среднем составляет 12% [4].

Проблемы качества стоматологических услуг на протяжении нескольких лет яв-ляются предметом тщательного изучения и активного обсуждения как со стороны орга-низаций, которые предоставляют данного рода услуги, так и со стороны населения - получателей стоматологических услуг. Однако, несмотря на проведение многочислен-ных исследований в данной области, вопросы качества оказания стоматологической помощи, повышения конкурентоспособности стоматологической медицинской организа-ции в условиях современного рынка остаются актуальными.

Цель исследования - провести анализ публикаций, посвященным вопросам конкурентоспособности стоматологической медицинской организации путем повышения качества оказания стоматологической помощи.

Материалы и методы. В ходе работы проводился поиск литературных данных в открытых источниках. Поиск информации проводился по ключевым словам: качество, конкурентоспособность, рынок стоматологических услуг, ключевой фактор успеха, критерии оценки качества, методика SERVQUAL, quality, competitiveness, dental services market, key success factor, quality assess-ment criteria, SERVQUAL methodology. Глубина поиска литературы составила 20 лет.

Критерии включения: статьи в журналах, статьи в сборниках научных трудов, освещающие вопросы качества оказания медицинской помощи и конкурентоспособности меди-цинских организаций.

Результаты и обсуждение. Качества стоматологических услуг долгое время яв-ляется одной из самых обсуждаемых тем как со стороны медицинских организаций, так и со стороны их

2023. Vol. 25. № 3 ^ие Doi: 10.26787/пу№а-2686-6838-2023-25-3 E-ISSN 2686-6838

—-д^СФО^е-—

получателей. Первыми движет стремление повышения своего престижа на рынке, причем, зачастую, сегодня финансовая успешность уступает место уровню каче-ства оказания услуг. В отрасли происходит переход от ценового фактора конкуренции к неценовому, в основе которого лежит качество потребительской стоимости. Что касается пациентов, спрос на качественные услуги обусловлен растущими эстетическими потребностями,

представляющими собой современный фактор формирования их внешнего облика, символа благополучия и успешности, красоты и соответствующего социального статуса [7, 8]. Стоматологическое здоровье все больше влияет на физическое и психоло-гическое состояние человека, его взаимоотношения в семье и обществе. Наличие стома-тологических патологий несмотря на то, что они не являются доминирующими в потере трудоспособности, ведут к потерям престижа и имиджа человека в общественном плане [9].

Противоположный характер взгляда на данную категорию со стороны производи-телей и потребителей, вносит нестабильность границ между качеством услуг и социаль-ной ценностью скрытого им блага [1, 5]. Причем, как показывает анализ, единое мнение относительно качества с обеих сторон практически одинаково часто отсутствует как в государственных учреждениях, так и в коммерческих [2].

Несмотря на столь значительный интерес к категории качества в стоматологии, до сих пор нет ее однозначного понимания. По мнению ученых, исследующих проблемы формирования терминологического аппарата в сфере оказания стоматологической по-мощи, в качестве причин могут выступать специфические свойства самих медицинских услуг, а именно: непредсказуемость результата, значительная роль субъективного фак-тора, неравенство отношений между врачом и пациентом с точки зрения наличия специальных знаний в области медицины [6]. Все это позволяет автору определять качество стоматологических услуг как совокупность их свойств, удовлетворяющих как уже сложившиеся, так и потенциальные потребности потребителей. При этом основу качества стоматологических услуг в общем виде составляют следующие элементы: профессионализм врачей; сервис; атмосфера и условия предоставления услуг [4]. В свою очередь, под конкурентоспособностью стоматологической клиники следует понимать ее способность предоставлять стоматологические услуги по качеству не ниже, чем у конкурентов по

объективным ценам, что позволит сформировать долгосрочную лояльность клиентов [10].

Сложность категории качества данного сегмента услуг обусловленамногими фак-торами. В первую очередь, это специфические характеристики самих стоматологических услуг: связь с личной безопасностью клиента; комплексность услуг; удобство получения услуги; необходимость эффективных

коммуникаций между врачом, его командой с пациентом и пр. [11, 12]. Во-вторых, это субъективный характер их восприятия, а имен-но, собственные представления пациентов об ожидаемом результате и требования к нему [13]. Все это приводит к необходимости рассмотрения таких важных аспектов формиро-вания и управления качеством стоматологических услуг, как: уровни формирования качества стоматологической помощи; ключевые критерии оценки качества; основные факторы, влияющие на качество стоматологических услуг.

Обращение к работе Леонтьева В.К. позволило выявить четыре основных уровня, на которых конкретные субъекты отвечают за формирование необходимого уровня качества стоматологической помощи [1]. На первом уровне - государственном, решают-ся важные по значимости и масштабам задачи формирования нормативно-законодательных основ, согласно котором устанавливаются административные, эконо-мические, финансовые, социальные и правовые аспекты данной сферы здравоохранения. Устанавливается различного рода ответственность за качество предоставляемых стома-тологических услуг [13, 14]. Его роль и значение находят свое отражение в последующем формировании отношения общества ко всей медицинской сфере, включая сферу предоставления стоматологических услуг. Значительная часть вопросов, связанных с обеспечением необходимого уровня качества, рассматривается на втором, профессиональном уровне [13], где основными методами решения проблем повышения качества выступают составление, корректиров-ка, развитие обучающих материалов и программ; организация и проведение обучения специалистов данной сферы; делегирование решения комплекса проблем (аттестация, сертификация, подготовка ряда директивных документов и пр.) профессионалам. Наиболее приближенными к пациенту являются третий уровень формирования качества стома-тологической помощи -учрежденческий, и четвертый - врачебный. Представляется, уровни данного порядка следует воспринимать и изучать как факторы внутренней

I

а

£ о

о

£

N

Е-188К 2686-6838

среды, которые организация формирует сама, и на которые, она в состоянии оказывать прямое воздействие. Это значит, что на уровне учреждения и каждого конкретного врача происходит основной процесс придания стоматологическим услугам именно тех характери-стик, которые в наибольшей степени удовлетворяют потребности пациентов. Не исклю-чая значительное влияния внешних факторов, рассмотрим факторы внутренние, опреде-ляющие уровень качество

стоматологической помощи [9]. Акцент именно на внутренних факторах обусловлен тем, что только сама организация способна создать наиболее мощ-ную конкурентную силу, или ключевые факторы успеха, которые определят ее конку-рентное положение на рынке стоматологических услуг, обеспечат возможность финан-сового роста и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Для каждой отрасли ключевые факторы успеха имеют свою собственную структуру, которая, вклю-чает два-три основных, их выявление и анализ позволяют выбрать правильную страте-гию развития, обеспечивающую компании победу в конкурентной борьбе [15].

Значительная конкуренция на рынке стоматологических услуг имеет в своей ос-нове технико-технологическую специфичность,

которая выступает в качестве одного из ведущих внутренних факторов, формирующих

конкурентные преимущества организаций [16]. Представляется, что сегодня, современные материалы и инновационные технологии являются одним из ключевых факторов успеха стоматологических клиник. Главная причина наблюдаемого стремительного технологического развития данной области медицинских услуг заключается в минимальном промежутке времени от появления технологической инновации до ее применения в практике. Та организация, которая способна, и имеет необходимый потенциал использования инновационных технологий при предоставлении стоматологических услуг, способна обеспечить себе за счет данного фактора необходимый уровень конкуренции [17]. Реализуемая клиникой возможность

приобретения современных материалов и внедрения инновационных технологий расширяет ассортимент предлагаемых услуг, что позволяет ей привлекать большее, по сравне-нию, с менее прогрессивными конкурентами, количество пациентов, и более динамично развиваться.

Не менее важным ключевым фактором, определяющим успешность организаций в

конкурентной борьбе, является человеческий, а именно наличие высококвалифицирован-ного старшего и среднего медицинского персонала [16]. Как ключевой фактор успеха, высококлассный специалист в

стоматологической клинике - это постоянная клиентская база; низкий уровень конфликтов между медицинским учреждением и пациентами; возможность реализации

клиентоориентированного подхода; низкий уровень претензий по поводу некачественно предоставленных услуг; положительный имидж и репутация клиники и пр.

Работодатель, способный создать эффективную систему управления медицинским персоналом, включая подсистему мотивации к эффективному труду, в качестве еще одного ключевого фактора успеха получает специалистов, умеющих работать на современном оборудовании согласно новейшим методикам лечения [15, 18]. В противном случае недостаток трудовых ресурсов способен привести к значительным финансовым и имиджевым потерям. Теряя квалифицированного специалиста по причине не верно выстроенной системы управления персоналом, стоматологическая клиника лишается денег, потраченных на его обучение, а также части клиентской базы [14]. Представлен-ные выводы автора относительно внутренних и внешних факторов, определяющих и формирующих качество стоматологических услуг, коррелируются с выводами ученых относительно тех критериев, на основе которых пациенты выбирают стоматологическую клинику: квалификация врача, техническая оснащенность; персонифицированный под-ход, цена услуги [2, 3].

Во всем мире вопросу разработки критериев качества медицинских услуг, вклю-чая и стоматологические, уделяется пристальное внимание, которое находит свое отра-жение, в том числе, и в перечне задач, стоящих перед отечественным здравоохранением, а именно, поиск и создание организационных технологий, способных обеспечить объек-тивную оценку уровня качества предоставляемых

стоматологических услуг, в том числе через определение степени достижения

запланированного результата [Бутова и др.]. В многочисленных источниках сегодня

декларируются различные подходы к определению критериев качества оказываемых стоматологических услуг [3, 9]. Важным представляет-ся и законодательный уровень, который представлен Федеральным законом от 25.11.2011 №323-Ф3 (ред. от 19.12.2022) «Об

E-ISSN 2686-6838

основах охраны здоровья граждан Россий-ской Федерации», устанавливающим возможность проведения экспертизы качества медицинской помощи [19]. Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 года №786н действует Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях [20] и др.

Специфичность и неоднозначность качества стоматологических услуг порождает ряд проблем нормативно-правового и этического характера. Правовой аспект определе-ния критериев качества стоматологических услуг, обусловлен накопленным опытом юридического консультирования в области защиты прав пациентов вследствие некаче-ственно оказанных стоматологических услуг [9, 21]. Специалисты указывает на то, что в содержание претензий относительно некачественно оказанной услуги, потребитель вкладывает весьма существенный перечень отрицательных характеристик, которые зачастую выходят за рамки установленных правовых границ: выпадение пломбы через определенный промежуток времени;

несоответствие цвета металлокерамических проте-зов; и пр. С точки зрения данного аспекта, доказательной базой при возникновении споров между пациентами и клиникой выступают содержание письменной формы дого-вора на оказание стоматологических услуг, а также медицинская карта пациента [3].

Обоснованные требования к критериям качества медицинской помощи в стоматологической практике заключаются в том, что они должны отражать степень устранения нарушений здоровья и восстановления функций, учитывать психоэмоциональное состоя-ние пациента и пр. Все это приводит к необходимости разработки и применения в прак-тической деятельности клинических рекомендаций (протоколов лечения), которые поз-воляют минимизировать риски возникновения претензий со стороны клиентов, а также постоянному поиску и разработке новых критериев и методов оценки

качества стомато-логических услуг. Одной из методик, которая адаптирована к условиям медицинских стоматологических услуг, и, по мнению ученых, наиболее актуальная, является много-мерный исследовательский инструмент SERVQUAL, предназначенный для учета ожидания потребителя и восприятия услуги по пяти измерениям, которые отражают ее каче-ство [22, 23]. В качестве главного преимущества данной методологии можно обозначить тот факт, что она дает возможность понять, как воспринимают услугу пациенты, и как она оценивается при реальном использовании.

Заключение. Учитывая многоаспектный характер категории качества стоматологиче-ских услуг, следует согласиться с фактом, что в основе различных попыток обоснования методических подходов к ее оценке, должны находиться исходные положения концепции доказательной медицины, способные обеспечить и объективно оценить качество меди-цинской помощи, в том числе и через определение степени достижения запланированно-го результата. Отчасти это может означать продолжение поиска критериев и методов оценки, совокупность которых позволит сократить расхождение между фактическим качеством предоставленной стоматологической услуги и ожиданиями клиента.

Уровень конкуренции на рынке стоматологических услуг постоянно растет, обусловливая важность поиска стоматологическими клиниками ключевых конкурентных

преимуществ, позволяющих предоставлять услуги требуемого качества. Значительное количество правовых споров, субъективное восприятие пациентами качества предоставляемых услуг, обусловливают необходимость поиска наиболее эффективных инструмен-тов ее оценки. При этом качество оказания стоматологической помощи действительно является одним из ведущих факторов, влияющих на конкурентоспособность на рынке стоматологических услуг.

REFERENCES

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1]. Leontiev V.K. Quality of dental care: a sy stematic approach, management and regulation capabilities // Official website of the Dental Association of Russia. URL: https://e-stomatology.ru/publication/leontiev_quality / (accessed 20.12.2022).

[2]. Butova V.G., GvetadzeR.Sh., Bychkov V.I. The criteria of quality of dental care provided on outpatient conditions // Russian Journal of Dentistry. 2016. Vol. 20, No. 6. P. 327331. DOI: 10.18821/1728-28022016;20(6)327-331.

[3]. Panov A.V. Legal criteria for determining the quality of dental services // Dentistry today. URL: http: //solodent.net/index.php/kninika/ugolok-

[1]. Леонтьев В.К. Качество стоматологической помощи: системный подход, возможности управления и регуляции // Официальный сайт Стоматологической Ассоциации России. URL: https://e-stomatology .ru/publication/leontiev_quality/ (дата обращения: 20.12.2022).

[2]. Бутова В.Г., Гветадзе Р.Ш., Бычков В.И. Критерии качества стоматологической помощи, предоставляемой в амбулаторных условиях // Российский стоматологический журнал. 2016. Т. 20, № 6. С. 327-331. DOI: 10.18821/1728-28022016;20(6)327-331.

E-ISSN 2686-6838

potrebitelya/pravovye-kriterii-opredeleniya-kachestva-stomatologicheskoj -uslugi (accessed 21.12.2022).

[4]. Smykova M.R., UstenovaO.Zh., Saidullaev S.Z. Assessment of the and level of satisfaction of consumers of medical dental services // Bulletin of the Kazakh National Medical University. 2020. No. 4. P. 273-276.

[5]. Mayakova, A.V. Multiaspect nature of philosophical category of "quality" // Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies. 2015. No. 4. P. 113-120. DOI 10.15688/jvolsu7.2015.4.14.

[6]. Freiman A.S. "Quality" as a philosophical category // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2021. No. 9: Economics. Is. 37. P. 46-51.

[7]. Aristov O.V. Quality management : textbook for universities. Moscow : INFRA-M, 2006. 240 p. ISBN 5-16001953-7.

[8]. Uspenskaya I.V., Yurina S.V., Manukhina E.V., Peshkov M.V., Tishkina L.N. Review of scientific literature and regulatory legal documentation on the organization and payment of dental care // Naukamolodykh (EruditioJuvenium). 2021. Vol. 9, No. 1. P. 107-120. DOI 10.23888/HMJ202191107-120.

[9]. Prokopenko N.V., Selivanova D.A. Dental service: problems of quality assessment // International Student Scientific Bulletin. 2016. No. 6. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16713 (accessed 05.01.2023).

[10]. Murzova T.V. Dyatel A.V., Novitskaya A.O. Problematic issues of the formation of the term quality of dental services // The journal of Scientific articles «Health & education millennium». 2011. Vol. 13, No. 1. P. 69-72.

[11]. Berdysheva, E.S. Social construction of quality in Moscow dental market // Economic sociology. 2014. Vol. 15, No. 5. P. 9-44.

[12]. Voropaev A. What is the quality of dental services in terms of patient claims? // Medical Lawyer : [website]. URL: http://medpravoved.ru/chto-takoe-kachestvo-stomatologicheskix-uslug-s-tochki-zreniya-pretenzij-pacienta / (date of application 06.01.2023)

[13]. Alexandrov M.A. Evidence-based medicine and the quality of medical care // Questions of examination of the quality of medical care. 2012. No. 4. P. 3-10.

[14]. Saraev A.E. Standardization as a strategic direction for improving the quality and accessibility of medical care // Questions of examination of the quality of medical care. 2012. No. 7. P. 4-6.

[15]. Starodvorskaya N.V. Modern trends in the transformation of competitiveness - the case of a dental clinic // PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2020. No. 1. P. 254-265. DOI 10.15593/2224-9354/2020.1.20.

[16]. Mikhalchenko D.V., Firsova I.V., Sedova N.N. Sociological portrait of a medical service. Volgograd, 2011. 240 p. ISBN 98-5-98820-073-4.

[17]. Gerasimova S.V. Methodological foundations of strategic management of competitiveness of services // Economic and Law Issues. 2012. No. 54. P. 136-139.

[18]. Dimitrakiev D. Business model of the dental industry based on blockchain and self-organizing community // PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2018. No. 2. P. 107-115. DOI 10.15593/2224-9354/

[19]. Federal Law No. 323-FZ of 25.11.2011 (ed. of 19.12.2022) "On the basics of protecting the health of citizens of the Russian Federation" // Garant.ru : information and legal portal. URL: https://base.garant.ru/12191967 / (accessed 17.12.2022)

[20]. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 786n dated July 31, 2020 "On approval of the Procedure for providing medical care to adults with dental diseases" (with amendments and additions) // Garant.ru : information

[3]. Панов А.В. Правовые критерии определения качества стоматологической услуги // Стоматология сегодня. URL: http:// solodent.net/index.php/kninika/ugolok-potrebitelya/pravovye-kriterii-opredeleniya-kachestva-stomatologicheskoj-uslugi (дата обра-щения 21.12.2022).

[4]. Смыкова М.Р., Устенова О.Ж., Сайдуллаев С.З. Оценка качества и уровня удовлетворен-ности потребителей медицинских стоматологических услуг // Вестник Казахского наци-онального медицинского университета. 2020. № 4. С. 273-276.

[5]. МаяковаД. В. Мультиаспектность философской категории "качество" // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2015. № 4. С. 113-120. DOI 10.15688/jvolsu7.2015.4.14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6]. Фрайман А.С. «Качество» как философская категория // Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 9: Экономика. Вып. 37. С. 4651.

[7]. Аристов О.В. Управление качеством : учеб. пособие для вузов. М. : ИНФРА-М, 2006. 240 с. ISBN 5-16001953-7

[8]. Успенская И.В., Юрина С.В., Манухина Е.В., Пешков М.В., Тишкина Л.Н. Обзор научной литературы и нормативной правовой документации по организации и оплате стоматоло-гической помощи // Наука молодых (EruditioJuvenium). 2021. Т. 9, № 1. С. 107120. DOI 10.23888/HMJ202191107-120.

[9]. Прокопенко Н.В., Селиванова Д.А. Стоматологическая услуга: проблемы оценки качества // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 6. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id= 16713 (дата обращения 05.01.2023).

[10]. Мурзова Т.В. Дятел А.В., Новицкая А.О. Проблемные вопросы формирования термина качество оказания стоматологической услуги // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т. 13, № 1. С. 69-72.

[11]. Бердышева, Е.С. Социальное конструирование качества на московском рынке стоматологических услуг // Экономическая социология. 2014. Т. 15, № 5. С. 9-44.

[12]. Воропаев А. Что такое качество стоматологических услуг с точки зрения претензий пациента? // МедПравоВед : [сайт]. URL: http://medpravoved.ru/chto-takoe-kachestvo-stomatologicheskix-uslug-s-tochki-zreniya-pretenzij-pacienta/ (дата обращения 06.01.2023)

[13]. Александров М.А. Доказательная медицина и качество медицинской помощи // Вопросы экспертизы качества медицинской помощи. 2012. № 4. С. 3-10.

[14]. Сараев А.Е. Стандартизация как стратегическое направление повышения качества и доступности медицинской помощи // Вопросы экспертизы качества медицинской помо-щи. 2012. № 7. С. 4-6.

[15]. Стародворская Н.В. Современные тренды трансформации конкурентоспособности на примере стоматологической клиники // Вестник Пермского национального исследова-тельского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020. № 1. С. 254-265. DOI 10.15593/2224-9354/2020.1.20.

[16]. Михальченко Д.В., Фирсова И.В., Седова Н.Н. Социологический портрет медицинской услуги. Волгоград, 2011. 240 с. ISBN 98-5-98820-073-4

E-ISSN 2686-6838

and legal portal. URL: https://base.garant.ru/74710260 / (accessed 18.12.2022).

[21]. Mikhalchenko D.V., Mikhalchenko A.V., Zhidovinov A.V., Naumova V.N. The need for additional training of the doctor on the relationship with the patient // Volgograd Journal of Medical Scientific Research. 2014. No. 2 (42). pp. 41-44.

[22]. 2018.2.11 20. Komarov S.V. Transformation of marketing in platform organizations: consumer behavior management // PNRPU Sociology and Economics Bulletin. 2019. No. 1. P. 174-188. DOI 10.15593/2224-9354/2019.1.15 .

[23]. MashninovaYu.V., Ermakova S.E. Analysis of the key trends on the paid dental services market // Journal of creative economy. 2022. Vol. 16, No. 4. P. 1519-1534. DOI 10.18334/ce. 16.4.114466.

[17]. Герасимова С.В. Методологические основы стратегического управления конкурентоспособностью услуг // Вопросы экономики и права. 2012. № 54. С. 136-139.

[18]. Димитракиев Д. Бизнес-модель стоматологической отрасли на основе блокчейн и самоорганизующегося сообщества // Вестник Пермского национального исследователь-ского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 2. С. 107115. DOI 10.15593/2224-9354/2018.2.11.

[19]. Федеральный законом от 25.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» // Гарант.ру : информационно-правовой пор-тал. URL: https://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения 17.12.2022)

[20]. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 года №786н «Об утвержде-нии Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологиче-ских заболеваниях» (с изменениями и дополнениями) // Гарант.ру информационно-правовой портал. URL https://base.garant.ru/74710260/ (дата обращения 18.12.2022).

[21]. Михальченко Д.В. Михальченко А.В., Жидовинов А.В., Наумова В.Н. Необходимость дополнительной подготовки врача по вопросам взаимоотношений с пациентом // Волго-градский научно-медицинский журнал. 2014. № 2 (42). С. 41-44.

[22]. Комаров С.В. Трансформация маркетинга в платформенных организациях: управление поведением потребителей // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 1. С. 174- 188. DOI 10.15593/2224-9354/2019.1.15.

[23]. Машнинова Ю.В., Ермакова С.Э. Анализ основных особенностей рынка платных стоматологических услуг // Креативная экономика. 2022. Том. 16, № 4. С. 1519-1534. DOI 10.18334/ce.16.4.114466.

Author Contributions. Shkarin V.V. - concept and design of the study, Sinenko T.A. — literature review, text writing Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Shkarin V.V. - SPIN ID: 7936-2510, ORCID ID: 0000-0002-7520-7781 Sinenko T.A. - SPIN ID: 7936-2510, ORCID ID: 0000-0003-1973-2589

For citation: Shkarin V.V., Sinenko T.A. QUALITY AS THE MAIN FACTOR OF COMPETITIVENESS IN THE DENTAL SERVICES MARKET. // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". - 2023;25(3):90-96. http://dx.doi.Org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-3-90-96.

Вклад авторов. Шкарин В.В. - концепция и дизайн исследования, Синенко Т.А. написание текста

обзор литературы,

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Шкарин В.В. - SPIN ID: 7936-2510, ORCID ID:0000-0002-7520-7781 Синенко Т.А. - SPIN ID: 7936-2510, ORCID ID: 0000-0003-1973-2589

Для цитирования: Шкарин В.В., Синенко Т.А. КАЧЕСТВО КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2023;25(3):90-96. http://dx.doi.Org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-3-90-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.