Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ПАЦИЕНТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ'

КУЛЬТУРА ПАЦИЕНТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / КУЛЬТУРА ПАЦИЕНТОВ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Олейник А.В., Мушников Д.Л., Гермаханов З.З., Дробышева Е.В.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью улучшения структурного компонента качества медицинской помощи в части культурных характеристик участников их оказания. Цель исследования: определить вклад фактора культуры пациента в обеспечение качества медицинской помощи разного профиля. Сбор материала проводился методом социологического опроса пациентов по оригинальным анкетам и методом экспертной оценки случаев оказания медицинской помощи. Объем выборочной совокупности, сформированной методом случайного отбора, составил соответственно 256 пациентов стоматологического профиля, 320 терапевтического, 196 хирургического (урологического), 210 педиатрического профиля. Проведена экспертная оценка качества медицинской помощи по методике, учитывающей реализацию отдельных его свойств, по 984 случаям помощи. Установлено, что на качество медицинской помощи достоверно влияет состояние культурного профиля пациентов: при высоком уровне культуры пациента ряд характеристик качества помощи (своевременность, доступность, межличностное взаимодействие, удобство, безопасность) реализуется наиболее полно, чем при низком уровне культуры. Это позволило низкие градации культурных характеристик пациентов отнести к социо-культурным факторам риска снижения качества медицинской помощи, а совокупность высоких градаций этих характеристик рассматривать как культурный компонент качества помощи. Установлено, что оценка пациентского структурного компонента качества медицинских услуг без учета их профиля снижена до 40,6% относительно максимальной оценки, особенно характеристик санологической и информационной культуры пациента. Проведенный анализ роли пациентских культурных характеристик в формировании структурного компонента качества медицинских услуг показал наличие среди них характеристик, оказывающих достоверное влияние на снижение качества услуг, что позволило отнести их к пациентским культурным факторам риска снижения качества медицинских услуг. Выявленное совпадение структуры этих факторов при медицинских услугах разного профиля свидетельствует о возможности построения типовой шкалы прогноза риска снижения качества медицинских услуг с учетом культурных характеристик пациента. В то же время выявленные различия величины относительного риска одного и того же пациентского культурного фактора риска снижения качества медицинских услуг при разных их профилях обосновали необходимость дифференциации факторов на высокорисковые и низкорисковые при каждом профиле услуг, что явится обоснованием приоритетности выполнения управляющих воздействий на коррекцию этих факторов при медицинских услугах разного профиля. Основой управления культурой пациентов должны стать меры по трансформации низких градаций культурных характеристик пациентов в высокие, посредством медицинского информирования и просвещения, социально-психологического консультирования, обучения пациентов и формирования у них поведения, ориентированного на сохранение и укрепление здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Олейник А.В., Мушников Д.Л., Гермаханов З.З., Дробышева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATIENT CULTURE AS A FACTOR IN ENSURING THE QUALITY OF MEDICAL CARE

The relevance of the study is due to the insufficient development of improving the structural component of the quality of medical care in terms of the cultural characteristics of the participants in their provision. The purpose of the study: to determine the contribution of the patient's culture factor to ensuring the quality of medical care of different profiles. The collection of material was carried out by the method of sociological survey ofpatients on the original questionnaires and the method of expert assessment of cases of medical care. The volume of the sample population formed by random selection amounted to 256patients of dental profile, 320 therapeutic, 196 surgical (urological), 210 pediatric profile, respectively. An expert assessment of the quality of medical care was carried out according to the methodology that takes into account the implementation of its individual properties, for 984 cases of assistance. It is established that the quality of medical care is reliably influenced by the state of the cultural profile of patients. It was found that the assessment of the patient structural component of the quality of medical services without taking into account their profile was reduced to 40.6% relative to the maximum assessment, especially the characteristics of the sanological and information culture of the patient. The analysis of the role of patient cultural characteristics in the formation of the structural component of the quality of medical services showed the presence among them of characteristics that have a significant impact on the decline in the quality of services. The revealed differences in the value of the relative risk of the same patient cultural risk factor for reducing the quality of medical services in their different profiles substantiated the need to differentiate factors into high-risk and low-risk. The basis for managing the culture of patients should be measures to transform low gradations of cultural characteristics of patients into high ones, through medical information and education, socio-psychological counseling, patient education and the formation of behaviors focused on the preservation and promotion of health.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ПАЦИЕНТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»



This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

"UuJ RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 1 ©Oleynik A.V., Mushnikov D.L., Germakhanov Z.Z., Drobysheva E.V., 2021

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-9-106-112

Jt^/ i Принята 10.09.2021 | Accepted 10.09.2021

1 УДК 614.2 (063)

PATIENT CULTURE AS A FACTOR IN ENSURING THE QUALITY OF MEDICAL CARE

Oleynik1 A.V., Mushnikov2 D.L., Germakhanov1 Z.Z., Drobysheva1 E.V.

institute of Current Research and Technology, Ivanovo, Russian Federation 2Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo, Russian Federation

КУЛЬТУРА ПАЦИЕНТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Олейник1 А.В., Мутников2 Д.Л., Гермаханов13.З., Дробышева1 Е.В.

1ООО «Институт актуальных исследований и технологий», г. Иваново, Российская Федерация 2ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия», г. Иваново, Российская Федерация

Abstract. The relevance of the study is due to the insufficient development of improving the structural component of the quality of medical care in terms of the cultural characteristics of the participants in their provision. The purpose of the study: to determine the contribution of the patient's culture factor to ensuring the quality of medical care of different profiles. The collection of material was carried out by the method of sociological survey ofpatients on the original questionnaires and the method of expert assessment of cases of medical care. The volume of the sample population formed by random selection amounted to 256patients of dental profile, 320 therapeutic, 196 surgical (urological), 210 pediatric profile, respectively. An expert assessment of the quality of medical care was carried out according to the methodology that takes into account the implementation of its individual properties, for 984 cases of assistance. It is established that the quality of medical care is reliably influenced by the state of the cultural profile of patients. It was found that the assessment of the patient structural component of the quality of medical services without taking into account their profile was reduced to 40.6% relative to the maximum assessment, especially the characteristics of the sanological and information culture of the patient. The analysis of the role of patient cultural characteristics in the formation of the structural component

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью улучшения структурного компонента качества медицинской помощи в части культурных характеристик участников их оказания. Цель исследования: определить вклад фактора культуры пациента в обеспечение качества медицинской помощи разного профиля. Сбор материала проводился методом социологического опроса пациентов по оригинальным анкетам и методом экспертной оценки случаев оказания медицинской помощи. Объем выборочной совокупности, сформированной методом случайного отбора, составил соответственно 256 пациентов стоматологического профиля, 320 терапевтического, 196 хирургического (урологического), 210

педиатрического профиля. Проведена экспертная оценка качества медицинской помощи по методике, учитывающей реализацию отдельных его свойств, по 984 случаям помощи. Установлено, что на качество медицинской помощи достоверно влияет состояние культурного профиля пациентов: при высоком уровне культуры пациента ряд характеристик качества помощи (своевременность, доступность,

межличностное взаимодействие, удобство,

of the quality of medical services showed the presence among them of characteristics that have a significant impact on the decline in the quality of services. The revealed differences in the value of the relative risk of the same patient cultural risk factor for reducing the quality of medical services in their different profiles substantiated the need to differentiate factors into high-risk and low-risk. The basis for managing the culture of patients should be measures to transform low gradations of cultural characteristics of patients into high ones, through medical information and education, socio-psychological counseling, patient education and the formation of behaviors focused on the preservation and promotion of health.

Keywords: medical services, the quality and efficiency of medical care, sociocultural factors, management factors.

REFERENCES

[1] Blinov S.V. Aktual'nye voprosy obespecheniya kachestva i bezopasnosti medicinskoj pomoshchi// Ekonomicheskie nauki. 2018. -№ 160. -S. 41-44.

[2] Myl'nikova L.A. Vozmozhnosti sovershenstvovaniya sistemy obshchestvennogo zdorov'ya i medicinskoj profilaktiki v Moskve//Moskovskaya medicina. -2021. - № 1 (41). - S. 86-98.

[3] Bobrova A. Profilaktika zabolevanij - prioritet Belarusi na puti k dolgoletiyu// Nauka i innovacii. -2021. - № 1 (215). - S. 65-69.

безопасность) реализуется наиболее полно, чем при низком уровне культуры. Это позволило низкие градации культурных характеристик пациентов отнести к социо-культурным факторам риска снижения качества медицинской помощи, а совокупность высоких градаций этих характеристик рассматривать как культурный компонент качества помощи. Установлено, что оценка пациентского структурного компонента качества медицинских услуг без учета их профиля снижена до 40,6% относительно максимальной оценки, особенно характеристик санологической и информационной культуры пациента. Проведенный анализ роли пациентских культурных характеристик в формировании структурного компонента качества медицинских услуг показал наличие среди них характеристик, оказывающих достоверное влияние на снижение качества услуг, что позволило отнести их к пациентским культурным факторам риска снижения качества медицинских услуг. Выявленное совпадение структуры этих факторов при медицинских услугах разного профиля свидетельствует о возможности построения типовой шкалы прогноза риска снижения качества медицинских услуг с учетом культурных характеристик пациента. В то же время выявленные различия величины относительного риска одного и того же пациентского культурного фактора риска снижения качества медицинских услуг при разных их профилях обосновали необходимость

дифференциации факторов на высокорисковые и низкорисковые при каждом профиле услуг, что явится обоснованием приоритетности выполнения управляющих воздействий на коррекцию этих факторов при медицинских услугах разного профиля. Основой управления культурой пациентов должны стать меры по трансформации низких градаций культурных характеристик пациентов в высокие, посредством медицинского информирования и просвещения, социально-психологического

консультирования, обучения пациентов и формирования у них поведения, ориентированного на сохранение и укрепление здоровья.

Ключевые слова: медицинская помощь, культура пациентов, качество медицинской помощи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Блинов С.В. Актуальные вопросы обеспечения качества и безопасности медицинской помощи// Экономические науки. 2018. -№ 160. -С. 41-44.

[2] Мыльникова Л.А. Возможности совершенствования системы общественного здоровья и медицинской профилактики в Москве//Московская медицина. - 2021. - № 1 (41). - С. 86-98.

[3] Боброва А. Профилактика заболеваний -приоритет Беларуси на пути к долголетию//

~ IGT ~

Наука и инновации. - 2021. - № 1 (215). - С. 6569.

[4] Кремнева В.Н., Неповинных Л.А. Здоровый образ жизни взрослого населения: анализ и профилактика заболеваний/Е^ю. - 2021. - № 1 (52). - С. 546-552.

[5] Мушников Д.Л., Васильева Т.П. Методология социокультурного подхода к формированию системы обеспечения качества профилактической медицинской помощи //Бюллетень НИИ соц. гиг., эконом. и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко. Выпуск 7 . - 2003.- С. 110-114.

Author Contributions. OleynikA.V. - research design, literature review, writing text; Germakhanov Z.Z., Drobysheva E.V. - statistical data processing, collection and processing of material; Mushnikov D.L. - research concept. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Oleynik A.V. - SPIN ID: 4778-4262; ORCID ID: 0000-0002-1774-0916

Research interests, number of main publications: Study of Public Health, more than 5 publications were published, 2 of them in the Higher Attistation Commission.

Mushnikov D.L. - SPIN ID: 4328-4562; ORCID ID: 0000-0003-4175-7969

Research interests, number of main publications: Study of Public Health, more than 115 publications were published, 10 of them in SCOPUS, 53 in WoS, 52 in the Higher Attistation Commission.

Germakhanov Z.Z. - SPIN ID 7225-1926; ORCID ID: 0000-0003-0109-0864

Research interests, number of main publications: Study of Public Health, more than 2 publications were published, 1 of them in the Higher Attistation Commission.

Drobysheva E.V. - SPIN ID 7225-1930; ORCID ID: 0000-0002-3555-5773

Research interests, number of main publications: Study of Public Health, more than 3 publications were published, 1 of them in the Higher Attistation Commission.

Вклад авторов. Олейник А.В. - дизайн исследования, обзор литературы, написание текста; Гермаханов З.З., Дробышева Е.В. - статистическая обработка данных, сбор и обработка материала; Мушников Д.Л. -концепция исследования.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Олейник А.В. - SPIN ID: 4778-4262; ORCID ID: 0000-0002-1774-0916

Сфера научный интересов, количество публикаций: изучение вопросов общественного здоровья и здравоохранения, опубликованы 5 статей из них 2 в ВАК.

Мушников Д.Л. - SPIN ID: 4328-4562; ORCID ID: 0000-0003-4175-7969

Сфера научный интересов, количество публикаций: изучение вопросов общественного здоровья и здравоохранения, опубликованы 115 статей из них 10 СКОПУС, 53 в WoS, 52 в ВАК.

Гермаханов З.З.- SPIN ID: 7225-1926; ORCID ID: 0000-0003-0109-0864

Сфера научный интересов, количество публикаций: изучение вопросов общественного здоровья и здравоохранения, опубликованы 2 статей из них 1 в ВАК.

Дробышева Е.В. - SPIN ID: 7225-1930; ORCID ID: 0000-0002-3555-5773

Сфера научный интересов, количество публикаций: изучение вопросов общественного здоровья и здравоохранения, опубликованы 3 статей из них 1 в ВАК.

For citation: Oleynik A.V., Mushnikov D.L., Germakhanov Z.Z., Drobysheva E.V. PATIENT CULTURE AS A FACTOR IN ENSURING THE QUALITY OF MEDICAL CARE // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". 2021. Vol.23. №9. pp. 1-2. Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-9-13-17.

[4] Kremneva V.N., Nepovinnyh L.A. Zdorovyj obraz zhizni vzroslogo naseleniya: analiz i profilaktika zabolevanij//E-Scio. - 2021. - № 1 (52). - S. 546-552.

[5] Mushnikov D.L., Vasil'eva T.P. Metodologiya sociokul'turnogo podhoda k formirovaniyu sistemy obespecheniya kachestva profilakticheskoj medicinskoj pomoshchi //Byulleten' NII soc. gig., ekonom. i upravleniya zdravoohraneniem im. N.A. Semashko. Vypusk 7 . - 2003.- S.110-114.

~ 1G8 ~

Для цитирования: Олейник А.В., Мушников Д.Л., Гермаханов З.З., Дробышева Е.В. КУЛЬТУРА ПАЦИЕНТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2021. Т.23. №9. С. 1-2. Doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-9-13-17.

Качество медицинской помощи

определяется, наравне с другими, состоянием структурного компонента [1], а отмечаемое значительное число его нарушений определяет актуальность проблемы. При оценке этого компонента качества чаще всего анализируется состояние материально-технической базы и медицинских кадров. Однако имеются данные о влиянии характеристик пациента на снижение качества медицинской помощи, в том числе информированности [2], мотивации и комплаентности [3], медицинской активности [4], культуры межличностного взаимодействия [5]. Обращает внимание, что среди выявленных авторами характеристик пациентов, влияющих на качество медицинских услуг, имеются культурные характеристики. Однако изучение роли и места этих характеристик к улучшении качества медицинской помощи не стало предметом специального изучения, в том числе при услугах разного профиля. В то же время наличие данной информации могло бы составить основу оптимизации медико-организационных аспектов улучшения структурного компонента качества медицинских услуг за счет пациента.

Цель исследования: определить вклад фактора культуры пациента в обеспечение качества медицинской помощи разного профиля.

Методика исследования. Базой исследования явились городские поликлиники для взрослых городов Центрального Федерального округа (ЦФО): Иваново, Москва, Ярославль. Программа исследования предусматривала использование метода опроса по специально разработанной анкете «Карта социально-гигиенического исследования культуры пациентов». Единицей наблюдения явились пациенты стоматологического, терапевтического, хирургического (урологического) и педиатрического профиля. Объем выборочной совокупности,

сформированной методом случайного отбора, составил соответственно 256 пациентов стоматологического профиля, 320 терапевтического, 196 хирургического (урологического), 210 педиатрического профиля. Проведена экспертная оценка качества медицинской помощи по методике, учитывающей реализацию отдельных его свойств,

по 984 случаям помощи разного профиля (256 случаев стоматологического профиля, 320 терапевтического, 196 хирургического, 210 педиатрического). Критерием низкого уровня качества является нахождение коэффициента соответствия фактической оценки максимальной оценке в пределах низкого индикативного коридора (до 70%), высокого уровня- в высоком индикативном коридоре (70-100%). Программа обработки данных включала определение достоверности различий показателя частоты низкого уровня качества медицинской помощи в группах сравнения с наличием и отсутствием каждого исследуемого фактора по критерию ^ определению доверительных интервалов, относительных рисков, расчет нормированных интенсивных показателей по методике Шигана Е.Н. (1983).

Результаты исследования и их обсуждение.

Установлено, что сводная средняя балльная оценка культуры пациентов составила 18,5 балла, что составляет 74% реализации.

Анализ состояния этико-правовой культуры пациентов показал, что количественная оценка ее реализации составила в среднем 65,5% относительно оптимального уровня, в том числе у пациентов стоматологического профиля - 68,5%, терапевтического - 67,8%, хирургического -62,4%, восстановительного - 63,5% ф> 0,05). Так, определено, что каждый второй респондент не знал, где, в каких правовых документах прописаны его права, как пациента и застрахованного лица, каждый третий опрошенный никогда не читал права пациента и застрахованных лиц.

Анализ состояния ургентной культуры пациентов показал, что количественная оценка ее реализации составила в среднем 57,6% относительно оптимального уровня, в том числе у пациентов стоматологического профиля - 71,2%, терапевтического - 60,5%, хирургического -45,6%, восстановительного - 58,7% ф> 0,05). Так, установлено, что каждый второй пациент не имел четкого представления о порядке своих действий по оказанию помощи пострадавшему, объеме информации которую следует предоставить о пострадавшем в скорую помощь и службу спасения; каждый третий опрошенный указал на

низкий уровень знаний о порядке оказания реанимационного пособия в объеме первой помощи и не знал где можно получить об этом информацию; треть респондентов не владеют информацией о порядке оказания первой помощи при основных заболеваниях и травмах и не имеют по этой тематики книг в домашней библиотеке.

Анализ состояния культуры пациентов по компоненту «санитарно-профилактическая

культура» показал, что количественная оценка ее реализации составила в среднем 78,9% относительно оптимального уровня, в том числе у пациентов стоматологического профиля - 81,2%, терапевтического - 84,5%, хирургического -82,2%, восстановительного - 83,4% ф> 0,05). Так, определено, что каждый второй пациент не знал принципы проведения самоосмотра на онкопатологию, каждый третий пациент не владел информацией о принципах внутрисемейной профилактики по вирусным и кишечным инфекциям, каждый пятый опрошенный не знал принципы обеспечения гигиенически благоприятного микроклимата в месте проживания.

Анализ состояния культуры пациентов по компоненту «социальная культура» показал, что количественная оценка ее реализации составила в среднем 45,6% относительно оптимального уровня, в том числе у пациентов стоматологического профиля - 30,5%, терапевтического - 34,5%, хирургического -31,4%, восстановительного - 30,9% ф> 0,05). Так, определено, что каждый второй пациент не знал о существовании общественных организаций решающих вопросы пропаганды здорового образа жизни и участвовал в их работе, каждый третий опрошенный никогда не оказывал и не знал принципы оказания медико-социальной помощи пожилым и больным, треть опрошенных не участвовала в воспитании у молодежи принципов здорового образа жизни и сохранения здоровья, не знали принципы этого воспитания.

Анализ состояния культуры пациентов по компоненту «культуры использования информационных источников и средств» показал, что количественная оценка ее реализации составила в среднем 73,2% относительно оптимального уровня, в том числе у пациентов стоматологического профиля - 75,2%, терапевтического - 78,9%, хирургического -72,7%, восстановительного - 80,2% ф> 0,05). Так, определено, что каждый второй пациент не имел возможности и не обращался к печатным

источникам получения медицинской информации по вопросам сохранения здоровья, каждый четвертый пациент смотрел передачи медицинского содержания, которые несли в себе не корректную и, преимущественно, коммерчески направленную информацию, треть пациентов оставались не удовлетворенными подачей медицинской информацией от медицинских работников и не полностью поняли ее содержание.

Установлено, что 44,5% исследованных характеристик пациента не оказывали влияния на качество медицинских услуг, а 55,5% - оказывали достоверное влияние. При чем отмечено, что при наличии у пациентов характеристики «автоматизм следования порядку организации медицинской помощи в учреждении» частота низкого уровня качества медицинских услуг независимо от их профиля была достоверно ниже, чем при отсутствии этой характеристики (хирургические - 31,2%, стоматологические - 38,6%, терапевтические- 37,8%, педиатрические - 33,5%), что определило величину данного показателя для медицинских услуг независимо от их профиля при наличии и отсутствии характеристики на уровне 35,3% и 68,6% (р<0,05). Частота низкого уровня качества медицинских услуг была выше в 1,36 раза в группе пациентов, не имеющих характеристику "автоматизм выполнения в полном объеме предписаний врача по самоконтролю здоровья" (62,0% против 45,3%, р<0,05), в 1,3 раза - в группе не имеющих "автоматизма следования правильности выполнения лечебных предписаний в полном объеме и в рекомендованные сроки", чем имеющих (60,3% против 45,4%, р<0,05). Подобная же ситуация установлена в отношении наличия и отсутствия у пациента "навыка выполнения в полном объеме и в назначенные сроки диагностических предписаний врача", где показатели низкого уровня качества медицинских услуг составили 60,0% и 44,1% соответственно. Эти различия были достоверными (р<0,05) и свидетельствовали значимости наличия данной характеристики у пациента.

При изучении организационного компонента культуры пациента выявлено, что важной характеристикой является «постоянное следование маршрутизации при получении медицинских услуг», то есть следование маршруту, наиболее бережливому по временным и ресурсным затратам получения медицинской слуги (лабораторного обследования, физиотерапии, консультаций специалистов «узкого» профиля и другие). Отмечено, что в группе пациентов,

соблюдающих маршрутизацию, достоверно реже, чем с отсутствием этой характеристики был низкий уровень качества оказанных медицинских услуг (37,3% и 66,2% соответственно) (р<0,05).

Изучение роли характеристики "автоматизм следования тактике сотрудничества с медицинским, вспомогательным персоналом и пациентами» показало, что в группе медицинских услуг, оказанных пациентам, имеющим данную характеристику, показатель частоты низкого уровня качества услуг был достоверно ниже, чем в группе услуг, оказанных пациентам, не имеющим данную характеристику (р<0,05). Он составил 40,7% и 62,8% соответственно. Достоверные различия выявлены также по характеристике «постоянство следования этикету поведения в учреждении»: при наличии характеристики показатель составил 77,2%, при отсутствии - 34,1% (р<0,05).

По данным анализа характеристик информационной культуры пациента выявлено, что частота низкого уровня качества оказанных медицинских услуг составила при «отсутствии навыка информационного интернет-поиска по вопросам здоровья» 61,3%, при наличии - 45,9% (р<0,05), при отсутствии "автоматизма посещения обучающих мероприятий по вопросам охраны здоровья" - 47,5% и 58,9% соответственно (р<0,05).

По методике нормирования интенсивных показателей рассчитаны прогностические коэффициенты риска каждого, достоверно влияющего на качество медицинских услуг фактора, в том числе с учетом их профиля. Это позволило разработать шкалы прогноза риска снижения качества медицинских услуг без учета их профиля по пациентским факторам риска без учета их профиля, а также для стоматологических, хирургических, терапевтических и педиатрических услуг. Наибольший относительный риск был по таким пациентским факторам как «отсутствие самоконтроля здоровья» (ОР=5,79), «отсутствие цели - профилактика нарушения здоровья» (ОР=3,43), «отсутствие соблюдения

рационального соотношения труда и отдыха» (ОР=2,35), «отсутствие постоянного следования этикету поведения в медицинской организации» (2,26),«эстетика внешнего облика пациента» (ОР=2,16), «отсутствие постоянного следования маршрутизации оказания услуги» (ОР=1,8). При этом выявлено, что в снижении качества медицинских услуг разного профиля имелись различия в значимости одного и того же фактора. Так, наибольший относительный риск снижения качества терапевтических услуг имели такие

факторы как «отсутствие соблюдения рационального соотношения труда и отдыха» (ОР=5,35), «отсутствие самоконтроля здоровья» (ОР=5,0), «отсутствие цели - профилактика нарушения здоровья» (ОР=2,43), «отсутствие постоянного следования этикету поведения в медицинской организации» (2,0), «эстетика внешнего облика пациента» (ОР=2,0), «отсутствие постоянного следования

маршрутизации оказания услуги» (ОР=2,2), стоматологических - «отсутствие постоянного следования маршрутизации оказания услуги» (ОР=5,2), «отсутствие самоконтроля здоровья» (ОР=5,1), «отсутствие цели - профилактика нарушения здоровья» (ОР=4,4), педиатрических услуг- «отсутствие самоконтроля здоровья» (ОР=5,2), «отсутствие соблюдения

рационального соотношения труда и отдыха» (ОР=5,0), «отсутствие цели - профилактика нарушения здоровья» (ОР=4,4), «отсутствие постоянного следования маршрутизации оказания услуги» (ОР=4,0), «отсутствие постоянного следования этикету поведения в медицинской организации» (2,0), «эстетика внешнего облика пациента» (ОР=2,0), хирургических услуг - «отсутствие самоконтроля здоровья» (ОР=5,8), «отсутствие цели -профилактика нарушения здоровья» (ОР=5,4), «отсутствие постоянного следования

маршрутизации оказания услуги» (ОР=4,8), «отсутствие соблюдения рационального соотношения труда и отдыха» (ОР=3,35), «эстетика внешнего облика пациента» (ОР=3,16),. «отсутствие постоянного следования этикету поведения в медицинской организации» (2,2). Средние данные по медицинским услугам без учета их профиля составили основу присвоения балльных оценок выявленным пациентским культурным факторам риска. Установлено, что оценка пациентского структурного компонента качества медицинских услуг без учета их профиля снижена до 40,6% относительно максимальной оценки, особенно характеристик санологической и информационной культуры пациента. При этом комплексная оценка пациентского структурного компонента качества стоматологических услуг была несколько выше средней оценки (49,0%), педиатрической - практически соответствовала -40,7%, а хирургических и терапевтических - была ниже средней оценки- 38% и 36,2%. При этом наибольшее несоответствие максимальной оценке имелось при всех профилях медицинских

услуг по санологической и информационной культурам пациентов.

Анализ эффективности использованных в учреждении медико-организационных мер коррекции пациентского структурного компонента качества медицинских услуг показал, что часть из них является медико-организационными факторами риска снижения эффективности коррекции характеристик пациента. При этом наибольший относительный риск (первое место) имеет фактор "отсутствие в учреждении работы по устранению культурных факторов риска у потенциальных потребителей медицинских услуг" (0Р=3,04), второе место -«отсутствие аудита динамики культурной готовности пациентов во время оказания медицинской услуги" (0Р=2,62), третье -«отсутствие мер морального стимулирования пациентов» (0Р=2,08). При этом по данным расчета популяционных добавочных рисков, к категории высоко рисковых относилось 6 факторов (35,2%), к категории среднерисковых -8 факторов (47,1%), остальные - к категории низкорисковых.

Выводы. Проведенный анализ роли пациентских культурных характеристик в формировании структурного компонента качества медицинских услуг показал наличие среди них характеристик, оказывающих достоверное влияние на снижение качества услуг, что позволило отнести их к пациентским культурным факторам риска снижения качества медицинских услуг. Выявленное совпадение структуры этих факторов при медицинских услугах разного профиля свидетельствует о возможности построения типовой шкалы прогноза риска снижения качества медицинских услуг с учетом культурных характеристик пациента. В то же время выявленные различия величины относительного риска одного и того же пациентского культурного фактора риска снижения качества медицинских услуг при разных их профилях обосновали необходимость дифференциации факторов на высокорисковые и низкорисковые при каждом профиле услуг, что явится обоснованием приоритетности выполнения управляющих воздействий на коррекцию этих факторов при медицинских услугах разного профиля.

Corresponding Author: Mushnikov Dmitry Lvovich - Ph.D., FSBU Ivanov State Medical Academy, Ivanovo, Russian Federation

E-mail: 89158113918@yandex.ru

Ответственный за переписку: Мушников Дмитрий Львович -кандидат медицинских наук, ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия», г. Иваново,

Российская Федерация

E-mail: 89158113918@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.