Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПАЦИЕНТОВ, КАК ФАКТОР СВОЕВРЕМЕННОСТИ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПАЦИЕНТОВ, КАК ФАКТОР СВОЕВРЕМЕННОСТИ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЦИЕНТЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОНКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фунтикова Е.Л., Козлов В.А., Мушников Д.Л., Ананьина Л.Г., Хмель А.А.

Информация и ее качество во все времена являлись важными условиями принятия верных решений. Касательно медицинской помощи, недостаток медицинской информации у пациентов, ее не верная интерпретация могут приводить к искажению врачебных рекомендаций, снижению медицинской активности пациентов, фобическим настроениям, снижению удовлетворенности помощью. Нерешенными в настоящее время остаются вопросы методического обеспечения оценки медицинской информированности пациентов, качества организации и проведения медицинского информирования в условиях государственного и частного сектора здравоохранения. Вместе с тем, научных работ, посвященных исследованиям информационной культурыпациентов онкологического профиля крайне мало. Цель исследования: на основе оценки современного состояния информационной культуры пациентов онкологического профиля разработать предложения по ее повышению. База исследования: ГБУЗ ИвООД. Время проведения исследования 2020 г. Методы: социологический, аналитический, документальный. Программа исследования предусматривала использование метода опроса по специально разработанной анкете «Карта социальногигиенического исследования информационной культуры пациентов», включавшей себя 15 вопросов закрытого типа. Единица наблюдения - пациент онкологического профиля. Объем выборочной совокупности, сформированной методом случайного отбора, составил 400 пациентов. На основе анализа учетной медицинской документации пациенты были разделены на группы, в зависимости от своевременности обращения за медицинской помощью по поводу онкологического заболевания: 1 группа - пациенты своевременно обратившиеся (заболевания выявлено на ранней стадии) (n=250), 2 группа - не своевременно обратившиеся за помощью (заболевание установлено на поздней стадии) (n=150). Статистическую обработку полученных данных проводили при помощи программы Statistica версии 13.3 (TIBCO Software Inc., 2017). Для установления достоверности разности показателей в группах сравнения использовался критерий t - Стьюдента. Различия между группами считали достоверными при p <0,05. По результатам проведенного исследования выделено 5 компонентов информационной культуры пациентов, установлена ее важная роль в обеспечении своевременности онкологической помощи, определены уровни и характер снижения оценок современного ее состояния, предложены меры по повышению информационной культуры пациентов онкологического профиля, что может быть востребовано практическими врачами, менеджментом медицинских учреждений, органами управления здравоохранением при формировании направлений гигиенического воспитания и обучения населения. На основе полученных данных разрабатывался комплекс предложений по повышению информационной культуры пациентов. По результатам внедрения предложений достигнута положительная динамика оценок по всем компонентам информационной культуры пациентов: правовой культуре на 11,6%, профилактической на 10,8%, культуры использования информационных источников и средств на 12,5%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фунтикова Е.Л., Козлов В.А., Мушников Д.Л., Ананьина Л.Г., Хмель А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATIENT INFORMATION CULTURE AS A FACTOR IN THE TIMELINESS OF CANCER CARE

Information and its quality have always been important conditions for making the right decisions. The issues of methodical assessment of patient awareness, quality of organization and medical information in the public and private health sector remain unresolved. At the same time, there are very few scientific papers devoted to the research of the information culture of cancer patients. The aim of the study is to develop proposals to improve it on the basis of an assessment of the current state of the information culture of cancer patients. Research base: GBUS IWOOD. Time of the study 2020. Methods: sociological, analytical, documentary. The study program included the use of a survey method on a specially developed questionnaire "A map of social and hygienic research of patient information culture", which included 15 questions of a closed type. The unit of observation is a patient of cancer profile. The sample population, formed by random selection, was 400 patients. Based on the analysis of the medical records, patients were divided into groups, depending on the timeliness of seeking medical care for cancer. The t-Student criterion was used to determine the validity of the difference in the comparison groups. Differences between the groups were considered reliable at p<0.05. According to the results of the study, 5 components of the patient information culture have been identified, its important role in ensuring the timeliness of cancer care has been established, the levels and nature of the reduction in assessments of its current condition have been determined, and measures to improve the information culture of cancer patients have been proposed, which can be demanded by practical doctors, management of medical institutions, health authorities in shaping the areas of hygiene education and education of the population. As a result of the implementation of the proposals, positive dynamics of assessments on all components of patient information culture have been achieved.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПАЦИЕНТОВ, КАК ФАКТОР СВОЕВРЕМЕННОСТИ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»



|(сс ) © 1

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE I НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

©Funticova E.L., KozlovV.A., MushnikovD.L., Ananyina L.G., Khmel A.A., 2021

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-7-135-141

Принята 20.07.2021 | Accepted 20.07.2021

УДК

PATIENT INFORMATION CULTURE AS A FACTOR IN THE TIMELINESS OF CANCER CARE

Funticova1 E.L., Kozlov1 V.A., Mushnikov2D.L., Ananyina3 L.G., Khmel3 A.A.

1Ivanovo regional oncology dispensary of the Department of Health, Ivanovo, Russian Federation 2Institute of Current Research and Technology, Ivanovo, Russian Federation 3tate University of Management, Moscow, Russian Federation

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПАЦИЕНТОВ, КАК ФАКТОР СВОЕВРЕМЕННОСТИ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Фунтикова1 Е.Л., Козлов1 В.А., Мушников2 Д.Л., Ананьина3 Л.Г., Хмель3 А.А.

ОБУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» Департамента здравоохранения Ивановской области, г. Иваново, Российская Федерация

2ООО «Институт актуальных исследований и технологий», г. Иваново, Российская Федерация 3ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» г. Москва, Российская Федерация

Abstract. Information and its quality have always been important conditions for making the right decisions. The issues of methodical assessment of patient awareness, quality of organization and medical information in the public and private health sector remain unresolved. At the same time, there are very few scientific papers devoted to the research of the information culture of cancer patients. The aim of the study is to develop proposals to improve it on the basis of an assessment of the current state of the information culture of cancer patients. Research base: GBUS IWOOD. Time of the study 2020. Methods: sociological, analytical, documentary. The study program included the use of a survey method on a specially developed questionnaire "A map of social and hygienic research of patient information culture", which included 15 questions of a closed type. The unit of observation is a patient of cancer profile. The sample population, formed by random selection, was 400 patients. Based on the analysis

Аннотация. Информация и ее качество во все времена являлись важными условиями принятия верных решений. Касательно медицинской помощи, недостаток медицинской информации у пациентов, ее не верная интерпретация могут приводить к искажению врачебных рекомендаций, снижению медицинской активности пациентов, фобическим настроениям, снижению удовлетворенности помощью. Нерешенными в настоящее время остаются вопросы методического обеспечения оценки медицинской информированности пациентов, качества организации и проведения медицинского информирования в условиях государственного и частного сектора здравоохранения. Вместе с тем, научных работ, посвященных исследованиям информационной культуры пациентов

онкологического профиля крайне мало. Цель исследования: на основе оценки современного

of the medical records, patients were divided into groups, depending on the timeliness of seeking medical care for cancer. The t-Student criterion was used to determine the validity of the difference in the comparison groups. Differences between the groups were considered reliable at p<0.05. According to the results of the study, 5 components of the patient information culture have been identified, its important role in ensuring the timeliness of cancer care has been established, the levels and nature of the reduction in assessments of its current condition have been determined, and measures to improve the information culture of cancer patients have been proposed, which can be demanded by practical doctors, management of medical institutions, health authorities in shaping the areas of hygiene education and education of the population. As a result of the implementation of the proposals, positive dynamics of assessments on all components of patient information culture have been achieved.

Keywords: principles of health care, patients, citizens' rights.

REFERENCES

[i] Polyakov B.A., Mushnikov D.L., Karpov D.A., Kurbanov M.A. Sociokul'turnye tekhnologii raboty s pacientami v medicinskih organizaciyah: ponyatie,

состояния информационной культуры пациентов онкологического профиля разработать предложения по ее повышению. База исследования: ГБУЗ ИвООД. Время проведения исследования 2020 г. Методы: социологический, аналитический, документальный. Программа исследования предусматривала использование метода опроса по специально разработанной анкете «Карта социально-гигиенического исследования информационной культуры пациентов», включавшей себя 15 вопросов закрытого типа. Единица наблюдения - пациент онкологического профиля. Объем выборочной совокупности, сформированной методом случайного отбора, составил 400 пациентов. На основе анализа учетной медицинской документации пациенты были разделены на группы, в зависимости от своевременности обращения за медицинской помощью по поводу онкологического заболевания: 1 группа - пациенты своевременно обратившиеся (заболевания выявлено на ранней стадии) (n=250), 2 группа - не своевременно обратившиеся за помощью (заболевание установлено на поздней стадии) (n=150). Статистическую обработку полученных данных проводили при помощи программы Statistica версии 13.3 (TIBCO Software Inc., 2017). Для установления достоверности разности показателей в группах сравнения использовался критерий t -Стьюдента. Различия между группами считали достоверными при p <0,05. По результатам проведенного исследования выделено 5 компонентов информационной культуры пациентов, установлена ее важная роль в обеспечении своевременности онкологической помощи, определены уровни и характер снижения оценок современного ее состояния, предложены меры по повышению информационной культуры пациентов

онкологического профиля, что может быть востребовано практическими врачами,

менеджментом медицинских учреждений, органами управления здравоохранением при формировании направлений гигиенического воспитания и обучения населения. На основе полученных данных

разрабатывался комплекс предложений по повышению информационной культуры пациентов. По результатам внедрения предложений достигнута положительная динамика оценок по всем компонентам информационной культуры пациентов: правовой культуре на 11,6%, профилактической на 10,8%, культуры использования информационных источников и средств на 12,5%.

Ключевые слова: пациенты, информационная культура, онкологическая помощь.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Поляков Б.А., Мушников Д.Л., Карпов Д.А., Курбанов М.А. Социокультурные технологии работы с пациентами в медицинских

klassifikaciya, kachestvo//Byulleten' NNII Obshchest-vennogo zdorov'ya RAMN. - Vypusk 1, -20i3. - S.104-107.

[2] Konovalov O.E., ZHil'cova E.E., CHahoyan L.R. Informirovannost' pacientov s hronicheskimi dermatozami o predostavlyaemyh medicinskih uslugah i pravah pri ih poluchenii//Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. - 2020. -T. 28.- № 2.- S. 275-278.

[3] Zajceva E.V. Informirovannost' vrachej i pacientov o vrozhdennyh oshibkah immuniteta// Kazanskij social'no-gumanitarnyj vestnik. 2020. N° 4 (45). S. 16-2i.

[4] Zajceva E.V., Bogatyreva O.I. Informirovannost' pacientov o pervichnyh immunodeficitah//Nauchnoe obozrenie. Medicinskie nauki. 2020. № 4. S. 60-64.

[5] Bobrova O.V., Lysenko O.V. Informirovannost' o zabolevanii i priverzhennost' k terapii sredi pacientov s legkoj i srednetyazheloj formami akne//Problemy medicinskoj mikologii. 2020. T. 22. № 3. S. 51.

организациях: понятие, классификация, качество//Бюллетень ННИИ Общественного здоровья РАМН. - Выпуск 1, - 2013. - С.104-107.

[2] Коновалов О.Е., Жильцова Е.Е., Чахоян Л.Р. Информированность пациентов с хроническими дерматозами о предоставляемых медицинских услугах и правах при их получении//Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2020. -Т. 28.- № 2.- С. 275-278.

[3] Зайцева Е.В. Информированность врачей и пациентов о врожденных ошибках иммунитета// Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 4 (45). С. 16-21.

[4] Зайцева Е.В., Богатырева О.И. Информированность пациентов о первичных иммунодефицитах//Научное обозрение. Медицинские науки. 2020. № 4. С. 60-64.

[5] Боброва О.В., Лысенко О.В. Информированность о заболевании и приверженность к терапии среди пациентов с легкой и среднетяжелой формами акне//Проблемы медицинской микологии. 2020. Т. 22. № 3. С. 51.

Author Contributions. E.L. Funticova, V.A. Kozlov- literature review, writing text; L.G. Ananyina, A.A. Khmel.-statistical data processing, collection and processing of material; Mushnikov D.L. - research concept and design. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Funticova E.L. - SPIN ID: 4778-4262; ORCID ID: 0000-0001-5552-108Х

Research interests, number of main publications: Study of Public Health, more than 2 publications were published, 2 of them in the Higher Attistation Commission.

Kozlov V.A. - SPIN ID 7225-1926; ORCID ID: 0000-0003-3735-0728

Research interests, number of main publications: Study of Public Health, more than 7 publications were published, 2 of them in the Higher Attistation Commission.

Mushnikov D.L. - SPIN ID: 4328-4562; ORCID ID: 0000-0003-4175-7969

Research interests, number of main publications: Study of Public Health, more than 115 publications were published, 10 of them in SCOPUS, 53 in WoS, 52 in the Higher Attistation Commission.

Ananyina L.G. - SPIN ID: 4863-8007; ORCID ID 0000- 0001- 8274-9370

Research interests, number of main publications: Study of Public Health, more than 75 publications were published, 3 of them in SCOPUS, 25 in WoS, 10 in the Higher Attistation Commission.

Khmel A.A. - SPIN ID: 3230-6690; ORCID ID 0000- 0001- 7760-9269

Research interests, number of main publications: Study of Public Health, more than 52 publications were published, 5 of them in the Higher Attistation Commission.

Вклад авторов. Фунтикова Е.Л., Козлов В.А. - обзор литературы, написание текста; Ананьина Л.Г., Хмель А.А. - статистическая обработка данных, сбор и обработка материала; Мушников Д.Л. - концепция и дизайн исследования.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Фунтикова ЕЛ-SPIN ID: 4778-4262; ORCID ID: 0000-0001-5552-108Х

Сфера научный интересов, количество публикаций: изучение вопросов общественного здоровья и здравоохранения, опубликованы 2 статей из них 2 в ВАК.

Козлов В.А. - SPIN ID 7225-1926; ORCID ID: 0000-0003-3735-0728

Сфера научный интересов, количество публикаций: изучение вопросов общественного здоровья и здравоохранения, опубликованы 7 статей из них 2 в ВАК.

Мушников Д.Л. - SPIN ID: 4328-4562; ORCID ID: 0000-0003-4175-7969

Сфера научный интересов, количество публикаций: изучение вопросов общественного здоровья и здравоохранения, опубликованы 115 статей из них 10 СКОПУС, 53 в WoS, 52 в ВАК.

Ананьина Л.Г. - SPIN ID: 7907-7592; ORCID ID 0000-0001-5379-0649

Сфера научный интересов, количество публикаций: изучение вопросов общественного здоровья и здравоохранения, опубликованы 75 статей из них 3 d СКОПУС, 25 в ВАК.

Хмель А.А. SPIN ID: 5072-8762; ORCID ID 0000-0002-4903-8611

Сфера научный интересов, количество публикаций: изучение вопросов общественного здоровья и здравоохранения, опубликованы 52 статьи из них 5 в ВАК.

For citation: Funticova E.L., Kozlov V.A., Mushnikov D.L., Ananyina L.G., Khmel A.A. PATIENT INFORMATION CULTURE AS A FACTOR IN THE TIMELINESS OF CANCER CARE // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". - 2021. - Vol.23. №7. - C. 135-141. Doi: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-7-135-141.

Для цитирования: Фунтикова Е.Л., Козлов В.А., Мушников Д.Л., Ананьина Л.Г., Хмель А.А. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПАЦИЕНТОВ, КАК ФАКТОР СВОЕВРЕМЕННОСТИ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". - 2021. - Т.23. №»7. - С. 135-141. Doi: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-7-135-141.

Введение. Информация и ее качество во все времена являлись важными условиями принятия верных решений. Касательно медицинской помощи, недостаток медицинской информации у пациентов, ее не верная интерпретация могут приводить к искажению врачебных рекомендаций, снижению медицинской активности пациентов, фобическим настроениям, снижению удовлетворенности помощью [1, 2, 3]. Нерешенными в настоящее время остаются вопросы методического обеспечения оценки медицинской информированности пациентов, качества организации и проведения медицинского информирования в условиях государственного и частного сектора здравоохранения [4, 5]. Вместе с тем, научных работ, посвященных исследованиям

информационной культуры пациентов онкологического профиля крайне мало.

Цель настоящего исследования: на основе оценки современного состояния

информационной культуры пациентов онкологического профиля разработать предложения по ее повышению.

Материалы и методы. База исследования: ГБУЗ ИвООД. Время проведения исследования 2020 г. Методы: социологический, аналитический, документальный. Программа исследования предусматривала использование метода опроса по специально разработанной анкете «Карта социально-гигиенического исследования

информационной культуры пациентов», включавшей себя 15 вопросов закрытого типа.

Единица наблюдения - пациент онкологического профиля. Объем выборочной совокупности, сформированной методом случайного отбора, составил 400 пациентов. На основе анализа учетной медицинской документации пациенты были разделены на группы, в зависимости от своевременности обращения за медицинской помощью по поводу онкологического заболевания: 1 группа - пациенты своевременно обратившиеся (заболевания выявлено на ранней стадии) (n=250), 2 группа - не своевременно обратившиеся за помощью (заболевание установлено на поздней стадии) (n=150). Статистическую обработку полученных данных проводили при помощи программы Statistica версии 13.3 (TIBCO Software Inc., 2017). Для установления достоверности разности показателей в группах сравнения использовался критерий t - Стьюдента. Различия между группами считали достоверными при p <0,05. На основе полученных данных разрабатывался комплекс предложений по повышению информационной культуры пациентов.

Результаты и обсуждение. В настоящем исследовании приняли участие 400 пациентов, проходившим лечение в онкологическом диспансере в 2020 году, на основе их добровольного информированного согласия. Среди респондентов женщины составили - 321 (80,2%), мужчины - 79 (19,8%). Распределение пациентов по полу и возрасту представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение пациентов по полу и возрасту

Возраст Пол Всего

Мужчины Женщины

абс. % абс. % абс. %

40-49 лет 24 30,3 64 19,9 88 22,0

50-69 лет 54 68,3 249 77,5 303 75,8

70-79 лет i 1,4 8 2,4 9 2,2

Всего 79 100,0 321 100,0 400 100,0

Table 1

Distribution of patients by gender and age

Age Gender Altogether

men women

Abs. % Abs. % Abs. %

40-49 years old 24 30,3 64 19,9 88 22,0

50-69 years old 54 68,3 249 77,5 303 75,8

70-79 years old i 1,4 8 2,4 9 2,2

Altogether 79 100,0 321 100,0 400 100,0

Основная часть пациентов приходилась на возрастную группу 50-69 лет (75,8%), на втором месте - доля лиц в возрасте 40-49 лет (22,0%), на пациентов 70-79 лет приходилось 2,2% респондентов. Средний возраст респондентов составил 65±14,5 лет.

Проведен анализ уровня информационной культуры пациентов онкологического профиля в зависимости от своевременности обращения за помощью (Таблица 2).

Таблица 2

Характеристика информационной культуры пациентов (%) (n=400)

Компоненты информированности Группы сравнения

1 группа 1 группа

(n=250) (n=150)

1.О правовых основах помощи

1. высокая; 25,0 10,0

2. средняя; 65,0 60,0

3. низкая 15,0 30,0*

2.О медицинской организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.высокая; 15,0 10,0

2. средняя; 70,0 55,0

3. низкая 15,0 35,0*

3. О применяемых технологиях помощи

1. высокая; 15,0 7,0

2. средняя; 75,0 58,0

3. низкая 10,0 35,0*

4. О профилактике

1. высокая; 45,0 10.0

2. средняя; 40,0 39,0

3. низкая 15,0 51,0*

5.Об источниках получения достоверной информации

1. высокая;

2. средняя; 35,0 10,0

3. низкая 55,0 30,0

10,0 60,0*

Всего 100,0 100,0

*- имеются достоверные различия (p<0,05)

Table 2

Characteristics of patient information culture (%) (n=400)

Awareness components Comparison groups

Group 1 (n=250) Group 2 (n=150)

1. On the legal basis for aid

1. High; 25,0 i0,0

2. Average; 65,0 60,0

3. Low i5,0 30,0*

2. About the Medical Organization

1. High; i5,0 i0,0

2. Average; 70,0 55,0

3. Low i5,0 35,0*

3. On the technologies used to help

1. High; i5,0 7,0

2. Average; 75,0 58,0

3. Low i0,0 35,0*

4. On prevention

1. High; 45,0 10.0

2. Average; 40,0 39,0

3. Low i5,0 5i,0*

5. On the sources of reliable information

1. High;

2. Average; 35,0 i0,0

3. Low 55,0 30,0

i0,0 60,0*

Всего i00,0 i00,0

*- there are valid differences (p<0,05)

Анализ состояния правовой культуры пациентов показал, что в первой группе имели низкий уровень информированности 15,0% респондентов, тогда как во-второй - 30,0% (p<0,05). Каждый второй респондент не знал, где, в каких правовых документах прописаны его права, как пациента и застрахованного лица, каждый третий опрошенный никогда не читал права пациента и застрахованных лиц, каждый четвертый респондент не знает о возможности получения медицинской правовой информации в информационно-правовых системах. Абсолютное большинство пациентов (96,5% в первой и 98,0% во-второй группе) знают, что у них есть возможность подать жалобу и иск в суд на ненадлежащее оказание медицинской помощи, однако с технологией реализации этого права они не знакомы. С источниками-носителями этических норм (кодексами врачебными, медсестринскими) знакомы, только 5,5% пациентов первой и 4,9% во-второй группе.

Осведомлены о применяемых в отношении их технологиях медицинской помощи в полной мере только 15,0% первой и 7,0% второй группы пациентов, тогда как имели низкий уровень информационной культуры по этому

вопросу соответственно 10,0% и 35,0% пациентов (Р<0,05).

Обращались на сайт и знакомились документами, порядками деятельности онкологического диспансера только 15,0% пациентов первой и 10,0% второй группы, тогда как соответственно 15,0% и 30,0% (р<0,05) пациентов информацией не владели.

Анализ состояния информационной культуры пациентов по профилактическому компоненту имеет особое значение в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Низкий уровень профилактического компонента информационной культуры имеют 15,0% пациентов первой и 51,0% второй группы (р<0,05). Определено, что каждый второй пациент не знал принципы проведения самоосмотра на онкопатологию, каждый третий пациент не владел информацией о принципах профилактики заражения новой коронавирусной инфекцией, каждый пятый опрошенный не знал принципы обеспечения гигиенически благоприятного микроклимата в месте проживания. При этом низкие оценки по параметру «соблюдение норм личной гигиены и профилактики» в первой группе получены в 18,5%, а во-второй - 55,0%

(р<0,05); по параметру «соблюдение норм общественной гигиены и профилактики» -соответственно: 14,5% и 50,0% (р<0,05); по параметру «соблюдение норм бытовой гигиены» - соответственно: 12,3% и 48,0% (р<0,05).

Оценка состояния информационной культуры пациентов по компоненту «культура использования достоверных информационных источников» показал, что низкий уровень культуры во-второй группе имели 10,0% респондентов, а во-второй - 60,0% (р<0,05). Каждый второй пациент не обращался к достоверным печатным источникам получения медицинской информации по вопросам сохранения здоровья, каждый четвертый пациент смотрел передачи медицинского содержания, которые несли в себе не корректную и, преимущественно, коммерчески направленную информацию, треть пациентов оставались не удовлетворенными подачей медицинской информацией от медицинских работников и не полностью поняли ее содержание.

Полученные в ходе исследования данные составили основу предложений по повышению уровня информационной культуры пациентов, а именно:

1. Руководителям органов и учреждений здравоохранения, страховым медицинским организациям целесообразно организовать мониторинг уровня информационной культуры пациентов. Организационной основой проведения мониторинга должно стать проведение врачами (или медсестрами) учреждений, а так же сотрудниками страховых медицинских организаций среди пациентов разного профиля и разных возрастно-половых групп анкетирование по предложенной методике с последующей количественной оценкой уровня информационной культуры на индивидуальном, групповом (участок) и общественном уровне. Объем выборочной совокупности анкетируемых должен формироваться случайным способом и составлять не менее 400 пациентов.

2. Разработка индивидуального, группового и территориального плана повышения уровня

информационной культуры пациентов с учетом пола, возраста, уровня образования, обеспеченности и владением техническими средствами коммуникации. Формирование набора алгоритмов для пациентов по получению необходимой медицинской информации из разных источников и с использованием разных средств. Формирование рекомендуемого набора (стандарта) обеспечения пациентов средствами получения медицинской информации.

3. Проведение целевой коррекции информационной культуры пациентов путем: повышения доступности источников получения медицинской информации на индивидуальном, групповом и общественном уровнях; привлечения специалистов социальной службы, проведения бесед, групповых лекций, выдача печатных материалов.

4. Оценка эффективности проведенной коррекции методом анкетирования, анализа показателей результативности помощи.

По результатам внедрения предложений достигнута положительная динамика оценок по всем компонентам информационной культуры пациентов: правовой культуре на 11,6%, профилактической на 10,8%, культуры использования информационных источников и средств на 12,5%.

Выводы. Таким образом, по результатам проведенного исследования выделено 5 компонентов информационной культуры пациентов, установлена ее важная роль в обеспечении своевременности онкологической помощи, определены уровни и характер снижения оценок современного ее состояния, предложены меры по повышению информационной культуры пациентов онкологического профиля, что может быть востребовано практическими врачами, менеджментом медицинских учреждений, органами управления здравоохранением при формировании направлений гигиенического воспитания и обучения населения.

Corresponding Author: Mushnikov Dmitry Lvovich - Ph.D., IvanovState Medical

Academy, Ivanovo, Russian Federation

E-mail: 89158113918@yandex.ru.

Ответственный за переписку: Мушников Дмитрий Львович - кандидат медицинских наук, ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская

академия», г. Иваново, Российская Федерация

E-mail: 89158113918@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.