Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ШКОЛЬНИКИ / МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ / CHILDREN / SCHOOLCHILDREN / MEDICAL AWARENESS / AID ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Олейник А.В., Садовникова Н.А., Мушников Д.Л.

Проведено исследование с целью научного обоснования медико-организационных мероприятий по повышению медицинской информированности школьников. Источники информации: карта оценки качества организации и проведения медицинского информирования (по 405 случаям), анкета 405 школьников. Предложена методическую модель интегральной оценки медицинской информированности школьников, включающую: основные 5 групп информации, в которых нуждаются школьники для обеспечения сохранения и укрепления собственного здоровья, участия в охране здоровья; 9 оценочных компонентов. Проведена экспертная оценка случаев организации и проведения медицинского информирования школьников в детских поликлиниках. Оценка медицинской информированности старших школьников показала ее снижение на 32,5%, преимущественно за счет таких компонентов как: «репродуктивный», «лечебно-диагностический», «анатомо-физиологический», «этико-правовой», «ургентный», «использование информационных источников и средств», «санитарно-профилактический», «зависимостей». Установлены различия в медицинской информированности по полу - выше у девушек, чем у юношей; статусу родительской семьи - выше в полной, чем в неполной; по медицинской активности школьника - выше у активных школьников, чем у школьников, редко обращающихся в поликлинику. Установлено, что качество организации и проведения медицинского информирования старших школьников в условиях детских поликлиник снижено. Интегральная оценка экспертами качества организации медицинского информирования отклонялась на 35%, за счет недостатков в планировании работы, отсутствия индивидуального подхода к информированию пациентов, тематической подготовки медицинских работников. Предложены: алгоритм оценки медицинской информированности школьников; методика оценки качества медицинского информирования старших школьников; алгоритм оценки подготовленности детских поликлиник к проведению медицинского информирования школьников; порядок организации монито

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Олейник А.В., Садовникова Н.А., Мушников Д.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO RAISE MEDICAL AWARENESS OF SCHOOLCHILDREN

A study has been carried out to provide a scientific justification for medical and organizational measures to raise the medical awareness of schoolchildren. Sources of information: map of the quality assessment of the organization and medical information (405 cases), questionnaire of 405 schoolchildren. A methodical model for integrated assessment of schoolchildren’s medical awareness is proposed, it includes: the main 5 information groups that schoolchildren need to ensure the preservation and promotion of their own health, participation in health care; 9 evaluation components. An expert assessment of the organization and medical information of schoolchildren in children’s clinics has been carried out. Assessment of medical awareness of high school students showed a decrease of 32.5%, mainly due to such components as: «reproductive», «medical-diagnostic», «anatomo-physiological», «ethical-legal», «urgent», «use of information sources and means», «sanitary-preventive», «dependencies». Differences in medical awareness by sex have been found - higher in girls than in boys; parental family status is higher in full than in incomplete; in terms of medical activity of the student - higher in active schoolchildren than schoolchildren who rarely go to the clinic. It has been established that the quality of the organization and medical information of high school students in children’s clinics has been reduced. Integral assessment by experts of the quality of the medical information organization was rejected by 35%, due to shortcomings in work planning, lack of individual approach to informing patients, thematic training of medical professionals. Proposed: algorithm for assessing the medical awareness of schoolchildren; a method of assessing the quality of medical information for high school students; an algorithm to assess the preparedness of children’s clinics for medical information of schoolchildren; monitor schoolchildren medical awareness.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 614.2 (063)

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2020-22-5-127-131

WAYS TO RAISE MEDICAL AWARENESS OF SCHOOLCHILDREN Oleynik1 A.V., Sadovnikova1 N.A., Mushnikov2 D.L.

1 Institute of Current Research and Technology, Ivanovo, Russian Federation

2 FSBU Ivanovo State Medical Academy, Ivanovo, Russian Federation

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Олейник А.В.,1 Садовникова Н.А.2, Мушников Д.Л.2

1 ООО «Институт актуальных исследований и технологий», г. Иваново, Российская Федерация

2 ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия», г. Иваново, Российская Федерация

Аннотация. Проведено исследование с целью научного обоснования медико-организационных мероприятий по повышению медицинской информированности школьников. Источники информации: карта оценки качества организации и проведения медицинского информирования (по 405 случаям), анкета 405 школьников. Предложена методическую модель интегральной оценки медицинской информированности школьников, включающую: основные 5 групп информации, в которых нуждаются школьники для обеспечения сохранения и укрепления собственного здоровья, участия в охране здоровья; 9 оценочных компонентов. Проведена экспертная оценка случаев организации и проведения медицинского информирования школьников в детских поликлиниках. Оценка медицинской информированности старших школьников показала ее снижение на 32,5%, преимущественно за счет таких компонентов как: «репродуктивный», «лечебно-диагностический», «анатомо-физиологический», «этико-правовой», «ур-гентный», «использование информационных источников и средств», «санитарно-профилактический», «зависимостей». Установлены различия в медицинской информированности по полу - выше у девушек, чем у юношей; статусу родительской семьи - выше в полной, чем в неполной; по медицинской активности школьника -выше у активных школьников, чем у школьников, редко обращающихся в поликлинику. Установлено, что качество организации и проведения медицинского информирования старших школьников в условиях детских поликлиник снижено. Интегральная оценка экспертами качества организации медицинского информирования отклонялась на 35%, за счет недостатков в планировании работы, отсутствия индивидуального подхода к информированию пациентов, тематической подготовки медицинских работников. Предложены: алгоритм оценки медицинской информированности школьников; методика оценки качества медицинского информирования старших школьников; алгоритм оценки подготовленности детских поликлиник к проведению

Abstract. A study has been carried out to provide a scientific justification for medical and organizational measures to raise the medical awareness of schoolchildren. Sources of information: map of the quality assessment of the organization and medical information (405 cases), questionnaire of 405 schoolchildren. A methodical model for integrated assessment of schoolchildren's medical awareness is proposed, it includes: the main 5 information groups that schoolchildren need to ensure the preservation and promotion of their own health, participation in health care; 9 evaluation components. An expert assessment of the organization and medical information of schoolchildren in children's clinics has been carried out. Assessment of medical awareness of high school students showed a decrease of 32.5%, mainly due to such components as: «reproductive», «medical-diagnostic», «anatomo-physiological», «ethical-legal», «urgent», «use of information sources and means», «sani-tary-preventive», «dependencies». Differences in medical awareness by sex have been found - higher in girls than in boys; parental family status is higher in full than in incomplete; in terms of medical activity of the student - higher in active schoolchildren than schoolchildren who rarely go to the clinic. It has been established that the quality of the organization and medical information of high school students in children's clinics has been reduced. Integral assessment by experts of the quality of the medical information organization was rejected by 35%, due to shortcomings in work planning, lack of individual approach to informing patients, thematic training of medical professionals. Proposed: algorithm for assessing the medical awareness of schoolchildren; a method of assessing the quality of medical information for high school students; an algorithm to assess the preparedness of children's clinics for medical information of schoolchildren; monitor schoolchildren medical awareness.

медицинского информирования школьников; порядок организации мониторинга медицинской информирован-

ности школьников.

Ключевые слова: дети, школьники, медицинская информированность, организация помощи.

Keywords: children, schoolchildren, medical awareness, aid organization.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1]. Пастбина И.М., Кригер Е.А., Самодова О.В. Пути сохранения детского здоровья//Социальные аспекты здоровья населения. 2019. Т. 65. № 4. С. 6.

[2]. Бантьева М.Н., Маношкина Е.М., Кузнецова В.П. Тенденции заболеваемости и хронизации патологии у юношей в Российской Федерации/Клиническая медицина и фармакология. 2019. Т. 5. № 3. С. 38-44.

[3]. Бурлуцкая А.В., Статова А.В., Гурина Е.С. Состояние здоровья (заболеваемость и инвалидность) подростков в Краснодарском крае//Кубанский научный медицинский вестник. 2019. Т. 26. № 2. С. 130-139.

[4]. Савельева Ж.В. Информационная доступность медицинских услуг в контексте справедливости здравоохранения/ Савельева Ж.В., Кузнецова И.Б., Мухарянова Л.М. //Казанский медицинский журнал. - 2017. - Т.98. - №4. - С.613-617.

[5]. Batalden P.B., Davidoff F. What is quality improvement' and how can it transform healthcare? // Qual. Saf. Health Care. 2015. Vol. 16, N 1. P. 2-3.

REFERENCES

[1]. Pastbina, I.M., Kriger, E.A., Samodova, O.V. Puti sohranenija detskogo zdorov'ja//Social'nye aspekty zdorov'ja naselenija. 2019. T. 65. № 4. S. 6.

[2]. Bant'eva M.N., Manoshkina E.M., Kuznecova V.P. Tendencii zabolevaemosti i hronizacii patologii u junoshej v Rossijskoj Federacii//Klinicheskaja medicina i farmakologija. 2019. T. 5. № 3. S. 38-44.

[3]. Burluckaja, A.V., Statova, A.V., Gurina, E.S. Sos-tojanie zdorov'ja (zabolevaemost' i invalidnost') po-drostkov v Krasnodarskom krae//Kubanskij nauch-nyj medicinskij vestnik. 2019. T. 26. № 2. S. 130139.

[4]. Savel'eva, Zh.V. Informacionnaja dostupnost' medicinskih uslug v kontekste spravedlivosti zdra-voohranenija/ Savel'eva Zh.V., Kuznecova I.B., Muhaijanova L.M. //Kazanskij medicinskij zhur-nal. - 2017. - T.98. - №4. - S.613-617.

[5]. Batalden, P.B., Davidoff F. What is quality improvement' and how can it transform healthcare? // Qual. Saf. Health Care. 2015. Vol. 16, N 1. P. 2-3.

Author Contributions. Oleynik A.V. - literature review, writing text; Sadovnikova N.A - statistical data processing, collection and processing of material; Mushnikov D.L. - research concept and design.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Oleynik A. V. - ORCID ID: 0000-0002-1774-0916; Research interests, Study of Public Health, more than 5 publications were published, 2 of them in the Higher Attistation Commission.

Sadovnikova N.A. - ORCID ID: 0000-0002-6062-6676; Research interests, Study of Public Health, more than 7 publications were published, 2 of them in the Higher Attistation Commission.

Mushnikov D.L. - ORCID ID: 0000-0003-4175-7969; Research interests, Study of Public Health, more than 115 publications were published, 10 of them in SCOPUS, 53 in WoS, 52 in the Higher Attistation Commission.

Вклад авторов. Олейник А.В. - обзор литературы, написание текста; Садовникова Н.А. - статистическая обработка данных, сбор и обработка материала; Мутников Д.Л. - концепция и дизайн исследования. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Олейник А. В. - ORCID ID: 0000-0002-1774-0916; Сфера научный интересов, изучение вопросов общественного здоровья и здравоохранения, опубликованы 5 статей из них 2 в ВАК.

Садовникова Н.А.- ORCID ID: 0000-0002-6062-6676; Сфера научный интересов, изучение вопросов общественного здоровья и здравоохранения, опубликованы 7 статей из них 2 в ВАК.

Мушников Д.Л. - ORCID ID: 0000-0003-4175-7969; Сфера научный интересов, изучение вопросов общественного здоровья и здравоохранения, опубликованы 115 статей из них 10 СКОПУС, 53 в WoS, 52 в ВАК.

Введение. Сохранение здоровья детей относиться к приоритетным направлением деятельности отечественного здравоохранения. В Российской Федерации в настоящее время насчитывается более 20 млн. детей школьного возраста.

Здоровье современных школьников характеризуется ростом хронической патологии, которой страдает более 70% детей данной возрастной группы. Нарастает число социально обусловленных и социально значимых заболеваний [1].

Основополагающие мероприятия по охране детства были реализованы в рамках президентской программы «Дети России». Вместе с тем, практическая реализация целевых программ требует научного обоснования практических мер их реализации. В последние годы выполнено ряд исследований по различным аспектам здоровья школьников - гигиеническим, семейным, образовательным, аспектам образа жизни, заболеваемости [2, 3]. Отмечается важность медицинской информированности пациентов для получения положительного результата помощи [4, 5]. В тоже время, отсутствуют работы по комплексной характеристике медицинской информированности школьников.

Цель настоящего исследования: научное обоснование медико-организационных мероприятий по повышению медицинской информированности школьников.

Материалы и методы. Время проведения исследования: 2016-2019 г.г. База исследования: государственные бюджетные образовательные учреждения - школы г. Москвы и Московской области (г. Раменское). Единицы наблюдения: школьник (ца) (15-17 лет - 10-11-ый класс); экспертное мнение.

Использованы следующие источники информации: карта оценки качества организации и проведения медицинского информирования ( по 405 случаям), анкета 405 школьников. Анализ нормативных документов и научной литературы, а также экспертных мнений позволил сформировать методическую модель интегральной оценки медицинской информированности школьников, включающую: основные 5 групп информации, в которых нуждаются школьники для обеспечения сохранения и укрепления собственного здоровья, участия в охране здоровья; 9 оценочных компонентов (медико-организационный, ургентный, лечебно-диагностический, использования информационных источников, санитарно-профилактиче-ский, этико-правовой, анатомофизиологический, зависимостей, репродуктивный) с градациями: 1. низкий уровень; 2. средний; 3. высокий. Для выявления достоверных различий между изучаемыми признаками был использован критерий Стьюдента. Обработка и анализ информации проводилась с использованием стандартного пакета прикладных компьютерных программ.

Результаты и их обсуждение. По данным опроса, доля мальчиков среди старших школьников составляла 46,5%, девочек - 53,5%, что

является характерным распределением для данной возрастной группы. Анализ семейного статуса респондентов показал, что воспитываются в условиях полных семей 89,5%, в неполных семьях - 10,5%. У 16,5% школьников родители имели высшее образование, у 83,5% средне-специальное и среднее образование. Высокий материальный достаток отмечался в 24,6% семей.

Оценка медицинской информированности старших школьников показала ее снижение на 32,5%, преимущественно за счет таких компонентов как: репродуктивный (снижение индекса на 63,2%), лечебно-диагностический (на 29,5%), ана-томо-физиологический (на 38,5%), этико-право-вой (на 31,5%) ургентный (на 28,8%), «использование информационных источников и средств» (на 24,8%), «санитарно-профилактический» (на 18,8%), зависимостей (на 15,5%). Установлены различия в медицинской информированности по полу - выше у девушек, чем у юношей (р<0,05); статусу родительской семьи - выше в полной, чем в неполной(р<0,05); по медицинской активности школьника - выше у активных школьников, чем у школьников, редко обращающихся в поликлинику (р<0,05).

Анализ данных по отельным компонентам информированности показал, что каждый второй школьник (55,6%), не знает, где, в каких правовых документах прописаны его права, как пациента и застрахованного лица, каждый третий школьник никогда не читал права пациента и застрахованных лиц. Установлено, что 58% школьников не имеют четкого представления о порядке своих действий по оказанию помощи пострадавшему, треть респондентов не владеют информацией о порядке оказания первой помощи при основных заболеваниях и травмах. Каждый третий школьник (35,7%) не владеет информацией о принципах профилактики, в том числе ухода за зубами и полостью рта. Более половины школьников (56,5%) не знают о существовании общественных организаций, решающих вопросы пропаганды здорового образа жизни. Информационное поле 73,2% школьников ограничивается информацией, получаемой через интернет, при этом во всех случаях школьники не интересовались степенью достоверности данной информации. Информированы о том, что курение табака вредно для здоровья 90,5% школьников, при этом только 12,0% школьников знают «почему».

Установлен низкий уровень медицинской информированности у старших школьников по ряду

вопросов репродуктивного здоровья, в большей мере молодых людей, чем девушек(р<0,05), в том числе: по параметру «информированность о принципах нормального полового поведения и его нарушениях» (41,5%), «о факторах, влияющих на состояние репродуктивного здоровья» (35,5%), «о принципах интимной гигиены» (75,5%), «информированность о последствиях аборта» (55,3%); «об ИППП и их профилактике» (77,5%), «о принципах правильного контрацептивного поведения» (65,5%).

Установлено, что качество организации и проведения медицинского информирования старших школьников в условиях детских поликлиник снижено. Интегральная оценка экспертами качества организации медицинского информирования отклонялась на 35%, за счет недостатков в планировании работы, отсутствия индивидуального подхода к информированию пациентов, тематической подготовки медицинских работников.

Анализ данных литературы и результатов собственных исследований позволил выделить 3 уровня медицинской информированности старших школьников: А) Базовый - минимально необходимый и минимально достаточный уровень; Б) ниже базового; В) выше базового. Оценка проводится лечащим врачом медицинской организации с использованием специально разработанной и апробированной карты. Алгоритм заполнения карты следующий: А) Спрашивается информированное добровольное согласие на проведение оценки; Б) Объясняется правила заполнения анкеты, при необходимости вопросы анкеты зачитываются пациенту; В) Анкета заполняется последовательно по каждому вопросу параметров и компонентов медицинской информированности шариковой ручкой с отметкой символом «+» напротив каждого варианта (или подчеркиванием). При необходимости, проводится разъяснение пациентам сути вопроса. Г) Экспертная оценка уровню медицинской информированности. Составляется план медицинского информирования пациента, один экземпляр которого отдается пациенту под роспись о получении.

Методика оценки качества медицинского информирования старших школьников должна включать: 1. Отбор случаев медицинского информирования и консультирования пациентов для проведения выборочной экспертной оценки каче-ства..2. Заочная информирования экспертиза качества медицинского и консультирования пациентов - предусматривает анализ данных представленных в первичной медицинской

документации пациента, а также «Паспорте медицинской информированности школьников». 3. Очная и консультирования пациентов экспертиза качества и медицинского информирования проводится в медицинской организации лицом, которое имеет соответствующий сертификат, полномочия для проведения экспертизы качества медицинской помощи

Проведение мониторинга медицинской информированности школьников должно строиться по следующему плану: 1. Уточнение списков детского населения подросткового возраста, прикрепленного к детской поликлинике;2. Подготовка анкет для опроса подростков;3. Согласование даты проведения опроса подростков; 3.Рас-сылка приглашения подросткам и их родителям с предложением пройти обследование; 4.Получе-ние добровольного информированного согласия подростков (с 15 лет) на проведение опроса; 5.Проведение опроса по анкете для уточнения факторов риска нарушения уровня медицинской информированности .Мониторинг проводится один раз в год с участием заведующих педиатрическими отделениями детской поликлиники, врачей педиатров участковых, медицинских сестер участковых, врача методиста. По результатам мониторинга формируется электронная база подростков, имеющих высокий риск снижения медицинской информированности.

Оценка подготовленности детских поликлиник к проведению медицинского информирования может проводиться в форме аудита, а также в форме внешнего внутриведомственного контроля главными специалистами Департамента здравоохранения области

На базе детской поликлиники №123 г. Москвы в 2018 году внедрялся предложенный комплекс мероприятий, который, на ряду с другими медико-организационными мерами, позволил улучшить показатели здоровья старших школьников (по данным комплексных медицинских осмотров), повысить уровень медицинской активности и медицинской информированности старших школьников.

Выводы. Оценка медицинской информированности старших школьников показала ее снижение на 32,5%, преимущественно за счет таких компонентов как: «репродуктивный», «лечебно-диагностический», «анатомо-физиологический», «этико-правовой», «ургентный», «использование информационных источников и средств», «сани-тарно-профилактический», «зависимостей».

Medical & pharmaceutical journal "Pulse" | Медико-фармацевтический журнал "Пульс"

2020. Volume 22. N 5 https://clinical-journal.ru

J

Установлены различия в медицинской информированности по полу; статусу родительской семьи; по медицинской активности школьника. Установлено, что качество организации и проведения медицинского информирования старших школьников в условиях детских поликлиник снижено за счет недостатков в планировании работы, отсутствия индивидуального подхода к информированию пациентов, тематической подготовки

медицинских работников. Предложены: алгоритм оценки медицинской информированности школьников; методика оценки качества медицинского информирования старших школьников; алгоритм оценки подготовленности детских поликлиник к проведению медицинского информирования школьников; порядок организации мониторинга медицинской информированности школьников.

Ответственный за переписку: Мутников Дмитрий Львович - кандидат медицинских наук, ФГБОУВО «Ивановская государственная медицинская академия», г. Иваново, Российская Федерация, E-mail: 89158113918@yandex.ru.

Corresponding Author: Mushnikov Dmitry Lvovich - Ph.D., FSBU Ivanov State Medical Academy, Ivanovo, Russian Federation, E-mail: 89158113918@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.