88
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
Psihologija cennostnyh orientacij jetnosov i jetnoforov Severnogo Kavkaza. M. : «Linkor», 2008. 378 s
6. Platonov Ju. P. Jetnicheskij faktor. Geopolitika i psihologija. SPb. : Rech', 2002. 265 s. 7. Stefanenko T. G. Belinskaja E. P. Jetnicheskaja socializacija podrostka. M., 2000. 208 s. 8. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii. M., 1989. T. 2. 328 s. 9. Ushinskij K. D. O narodnosti v obshhestvennom vospitanii / Ushinskij K. D. Ped. soch. M. : Pedagogika, 1988, T. 1. S. 194. 10. Shijanov E. N. Pedagogika: obshhaja
teorija obrazovanija. Stavropol', 2007. 11. Huziahmetov A. Socializacija i individualizacija lichnosti
shkol'nika. Kazan', 1998. 12. Triandis G. Kul'tura i social'noe povedenie. M. : Forum, 2007. 384 s.
13. Jetnogpaficheskie issledovanija pazvitija kul'tupy. M. : 2004.
Статья поступила в редакцию 23.09.2014 г.
УДК 378
КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ЗАНЯТИЯМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
THE QUALITATIVE APPROACH TO THE LESSONS USING THE INTERACTIVE FORMS OF THE COMMINICATION
©2014 Омарова А. А., Омарова П. А.
Дагестанский государственный педагогический университет
©2014 Omarova A. A., Omarova P. A.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье подчеркивается необходимость внедрения в образовательный процесс современных методов обучения в связи с острой потребностью современного общества в качественном взаимодействии педагогов и обучающихся для более целенаправленного процесса усвоения знаний и овладения навыками их применения.
Abstract. The authors of the article emphasize the necessity of introduction in educational process of modern teaching methods due to the acute need of the modern society in qualitative interaction peda-of-the-art and students for a more focused process of learning and mastering the skills of their application.
Rezjume. V stat’e podcherkivaetsja neobhodimost’ vnedrenija v obrazovatel’nyj process sovremennyh meto-dov obuchenija v svjazi s ostroj potrebnostju sovremennogo obshhestva v kachestvennom vzaimodejstvii peda-gogov i obuchajushhihsja dlja bolee celenapravlennogo processa usvoenija znanij i ovladenija navykami ih pri-menenija
Ключевые слова: интерактивное обучение, коммуникационные технологии, информатизация образования, автоматизированная обучающая система, моделирующая программа обучения.
Keywords: online training, communication technologies, informatization of education, automated training system, the simulator training.
Kljuchevye slova: interaktivnoe obuchenie, kommunikacionnye tehnologii, informatizacija obrazovanija, av-tomatizirovannaja obuchajushhaja sistema, modelirujushhaja programma obuchenija.
Вузы, имеющие государственную аккредитацию на территории нашего государства, призваны использовать в учебном процессе различные активные, в том числе интерактивные формы проведения занятий. Удельный вес интерактивных занятий определяется особенностью контингента учащихся и содержанием конкретных дисциплин. Интерактивный метод в общем выражает взаимодействие, то есть ориентирован на более глубокое взаимодействие студентов как с преподавателем, так и между собой. Такие занятия способствуют эффективному обучению студентов посредством вовлечения их в активный
учебный процесс. При таком подходе в обучении каждый студент вносит свой индивидуальный вклад, выражающийся обменом знаний, выдвижением собственных идей и способами их представления. Образовательная среда, которая создается при таком подходе, характеризуется открытостью, совместным накоплением знаний при взаимодействии студентов, взаимному контролю с их стороны, побуждает к активному участию в обсуждении. Преподаватель выступает в роли ведущего группы студентов, создает условия для самостоятельного поиска студентов в учебном процессе. Для организации учебного
Психолого-педагогические науки •••
процесса возможны различные варианты взаимодействия студентов, такие как индивидуальное участие, парное участие, обсуждение в группе, используя во всех случаях различные источники информации. Ранее доминировавшее участие преподавателя здесь сменяется активностью студентов, проявлением их собственной инициативы, а роль преподавателя при такой форме взаимодействия сводится в основном к разработке плана занятия, подготовке необходимых заданий, вопросов, тем для обсуждения, контролю порядка ведения намеченного плана. Целью интерактивной формы взаимодействия с учащимися, является создание определенных условий обучения, при которых они чувствуют свои успехи, интеллектуальный уровень, что в свою очередь создает базу для продуктивного процесса обучения. Интерактивные формы обучения ставят следующие задачи:
1. Взаимодействие между студентами, то есть умение работать в команде, проявляя эмпатию к соучастнику команды.
2. Выявление интереса к учебному материалу, его эффективному усвоению.
3. Формирование собственного мнения у студента, при этом выявляется самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной проблемы, умение обоснования решения.
4. Формирование профессиональных навыков и компетентностей обучающихся.
Поскольку интерактивные формы обучения прививают студентам коммуникативные навыки, умение совместно обсуждать проблемы, они способствуют преодолению конфликтов при решении поставленных задач, обращаясь к своему социальному опыту, а также к опыту других в команде.
Для педагога при всем многообразии учебных методик преподавания различных дисциплин, главной целью является обеспечение качества образования, чему в большей степени способствует использование интерактивных форм взаимодействия одновременно с применением информационных и коммуникационных технологий. Кроме того на качество образовательного процесса влияет организация максимально широкого доступа к имеющемуся оборудованию и к другим учебным ресурсам. Однако в связи с этим может возникнуть такая проблема, что внедрение передовых технологий чаще создает дополнительные преимущества наиболее способным, успевающим студентам, но не влияет на уровень подготовки основной массы обучающихся. Это может быть связано с тем, что используемые технологии не всегда адаптированы для системы образования и работа с ними требует специальной подготовки. Тогда как главная цель информатизации образования состоит в «подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества» [1]. Поэтому вне-
89
дрение информационных технологий в обучение на практике способствует росту и качеству образовательного процесса, в то время когда этот процесс наблюдается для ограниченного круга обучающихся. Однако потребность общества в качественном образовании должна удовлетворяться во всей его массе, то есть быть доступна. Признаками качественно нового подхода в образовании, а также его доступности становится новая форма представления информации в виде мультимедийных изображений, включающая как тексты, так и графические изображения, анимацию, звуковые и видеофрагменты, передаваемые с помощью глобальных сетей или других средств телекоммуникаций. Другим немаловажным признаком является различная форма проведения учебных занятий, благодаря лучшей их организации обеспечения системами информационных и коммуникационных технологий процесса образования и соответственно наличием специалистов, обладающих необходимой компетентностью для их внедрения.
Сами по себе новые образовательные технологии не несут никаких перемен в процесс обучения, если не будет создана специальная образовательная среда, понимаемая как совокупность образовательных ресурсов, учебных материалов, оборудования, технологий и, включающая как педагогов, так и обучаемых, заинтересованных активно использовать их в своем взаимодействии. Возможности высших учебных заведений обычно позволяют им вести проектирование таких инструментальных сред, ориентированных на создание автоматизированных обучающих систем [3]. Кроме того наблюдается тенденция в активном совершенствовании учебнометодической работы преподавателей за счет создания учебных материалов нового поколения, содержащих опыт специалистов в области информационных средств коммуникации, также педагогики, психологии и включаемых в систему библиотечных ресурсов. Данные материалы используются в учебном процессе большинством вузов при активном участии обучаемых. Роль преподавателя в такой ситуации заключается в том, что он помогает изначально изменить установку обучаемого к самому себе в сторону активного отношения к учебе.
Современные средства информации и массовых коммуникаций не могут заменить лекцию, но она должна стать еще более гибкой, дифференцированной, учитывающей и особенности изучаемой научной дисциплины, и специфику аудитории, и психологические закономерности познания, переработки услышанного, его воздействия на формирование оценок, взглядов и отношений, чувств и убеждений человека, и возможности новых информационных технологий [2]. Если не соблюдать данное направление в учебном процессе, то маловероятно достичь желаемых качественных результатов в преподавании. Традиционные методы обучения не столь
90
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
явно активизируют отношение учащихся к изучаемому материалу, способствуют их творческой познавательной деятельности, развитию самостоятельности и инициативы. Использование интерактивных методов и форм в свою очередь требуют выработки единых и четких критериев оценки знаний для всех педагогов и предлагаемых дисциплин. Тестовая оценка знаний не всегда достоверна, поэтому особо следует учитывать самостоятельность, активность обучаемого, его познавательную деятельность. Следует выделить ряд принципов, позволяющих расширить круг обучающихся, при этом сохранив высокое качество преподавания:
- доступность и удобство формы обучения;
- информированность об имеющихся и существующих учебных ресурсах;
- обеспеченность программным продуктом в учебном процессе.
В процессе предоставления качественного образования могут быть разработаны и применены специализированные моделирующие программы обучения. Данные программы могут использоваться для проведения, например, деловых игр и с применением компьютерных технологий и программных продуктов. Деловую игру можно проводить перед изложением лекционного материала, таким образом, что обнаруживаются пробелы в знаниях, либо после лекционного курса для закрепления знаний. Деловую игру можно использовать и как форму оценки знаний у обучаемого. В этом случае преподаватель определяет, какие проблемы выносятся в ее содержание, по каким критериям будет оцениваться уровень знаний. Он создает для обучающихся условие, в котором требуются проявление ответственности за знания как собственных, так и других слушателей, аргументированность решения, умение
критически оценить происходящее, высказать замечание, видеть позитивные начала в действиях и поступках окружающих, стимулирует широкое использование активных методов.
Деловая игра, как метод обучения, в гораздо большей степени, чем традиционная, зависит от материально-технического обеспечения, аудиторий (классов), специального оборудования для игр, средств отображения информации, средств управления, тренажеров, вычислительной техники, и в решающей степени, зависит от формы игрового занятия, числа участников и многих других факторов.
Оценка деятельности участников игры складывается из оценки анализа обстановки, выработанного и принятого решения, а также его реализации в установленное нормативами время. Деловая игра дает возможность наглядно и просто представить моделирующий процесс. Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.
Внедрение интерактивных форм обучения в сочетании с различными методами и формами организации образовательного процесса с одновременным использованием информационных и коммуникационных технологий позволяют улучшить качество и расширить доступ к образовательным ресурсам. Данные формы способствуют у обучаемых активному отношению к учебе, требуют соответствующего оснащения образовательных учреждений и подготовки педагогов. Таким образом, создание соответствующих условий является необходимым минимумом, который способствует модернизации образования на основе внедрения современных интерактивных форм взаимодействия.
Литература
1. Концепция информатизации сферы образования РФ: Проблемы информатизации высшей школы. М., 1998. C. 57. 2. Мухина Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе. Учебное пособие. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. C. 93. 3. Соловое
А. В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Информатика и образование. 1996. № 1.
References
1. The concept of Informatization of education of the Russian Federation: problems of Informatization of higher education. M., 1998. P. 57. 2. Mukhina T.G. Active and interactive educational technologies (forms conduct of classes) in high school. The tutorial. N. Novgorod: NNSASU, 2013. P. 93. 3. Solovoe A. V. Information technology of training in the professional training / Computer science and education. 1996. # 1. Literatura
1. Koncepcija informatizacii sfery obrazovanija RF: Problemy informatizacii vysshej shkoly. M., 1998. C. 57.
2. Muhina T. G. Aktivnye i interaktivnye obrazovatel'nye tehnologii (formy provede-nija zanjatij) v vysshej
shkole. Uchebnoe posobie. N. Novgorod: NNGASU, 2013. C. 93. 3. Solovoe A. V. Informacionnye tehnolo-
gii obuchenija v professional'noj podgotovke // Informatika i obrazova-nie. 1996. № 1.
Статья поступила в редакцию 18.09.2014 г.