Научная статья на тему 'Организация лабораторных занятий по дисциплине «Социальные аспекты информатизации образования»'

Организация лабораторных занятий по дисциплине «Социальные аспекты информатизации образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / LABORATORY RESEARCHES / SOCIAL ASPECTS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION / TRAINING TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова А.Е.

В статье описываются методические аспекты организации лабораторных занятий для магистров высших учебных учреждений по дисциплине «Социальные аспекты информатизации образования». Автор рассматривает вопрос о том, почему данная дисциплина является актуальной для будущих учителей и какие компетенции она помогает им развить. Лабораторные занятия по данному курсу рассматриваются как основная форма занятий, их предлагается организовать таким образом, чтобы обучаемые самостоятельно добывали необходимые теоретические знания и приобретали практические умения и навыки в рамках этой дисциплины. В статье рассматривается вопрос о том, как и какие информационные и коммуникационные технологии следует использовать в обучении для того, чтобы магистранты не только получили представление о том, как применять ИКТ в учебно-воспитательном процессе, но и приобрели практический опыт использования этих технологий. Автором предлагается определенная последовательность обучения магистрантов, лабораторные занятия группируются в несколько циклов, рассматривается, какие знания, умения и навыки обучающиеся приобретут на каждом этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF LABORATORY REASERCHESIN THE DISCIPLINE “SOCIAL ASPECTS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION”

In article methodical aspects of the organization of laboratory researches for masters of higher educational organizations on discipline “Social aspects of informatization of education” are described. The author considers a question of why this discipline is actual for future teachers and what competences it helps them to develop. Laboratory researches on this rate are considered as the main form of work, and it is offered to organize them so that trainees independently got necessary theoretical knowledge and purchased practical skills within this discipline. In article the question of that, as well as what information and communication technologies is considered to use in training in order that undergraduates not only have gained an impression how to apply ICT in teaching and educational process, but also have gained practical experience in using these technologies.The author offers a certain sequence of training master undergraduates, where laboratory researches are grouped in several cycles and consider which knowledge and skills the students will gain at each stage.

Текст научной работы на тему «Организация лабораторных занятий по дисциплине «Социальные аспекты информатизации образования»»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

А.Е. Павлова

Московский городской педагогический университет Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

В статье описываются методические аспекты организации лабораторных занятий для магистров высших учебных учреждений по дисциплине «Социальные аспекты информатизации образования». Автор рассматривает вопрос о том, почему данная дисциплина является актуальной для будущих учителей и какие компетенции она помогает им развить. Лабораторные занятия по данному курсу рассматриваются как основная форма занятий, их предлагается организовать таким образом, чтобы обучаемые самостоятельно добывали необходимые теоретические знания и приобретали практические умения и навыки в рамках этой дисциплины. В статье рассматривается вопрос о том, как и какие информационные и коммуникационные технологии следует использовать в обучении для того, чтобы магистранты не только получили представление о том, как применять ИКТ в учебно-воспитательном процессе, но и приобрели практический опыт использования этих технологий. Автором предлагается определенная последовательность обучения магистрантов, лабораторные занятия группируются в несколько циклов, рассматривается, какие знания, умения и навыки обучающиеся приобретут на каждом этапе.

Ключевые слова: лабораторные занятия, социальные аспекты информатизации образования, методика обучения

Будущим педагогам необходимо всесторонне изучить социальные процессы, происходящие в образовании в условиях его информатизации, чтобы успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность. Курс «Социальные аспекты информатизации образования» ориентирован на магистрантов педагогических вузов и посвящен изучению влияния информатизации образования на социум и индивида, на социальные коммуникации. Он помогает развить социальную и коммуникативную компетенции, способность ориентироваться в правовых аспектах социальной деятельности, связанной с информатизацией образования.

Лабораторные занятия являются неотъемлемой частью курса «Социальные аспекты информатизации образования» и могут выступать основной формой организации занятий по этой дисциплине. Этот вид самостоятельной практической и исследовательской работы обучающихся позволит им получить и закрепить теоретические знания и развить умения исследовательской деятельности в данной предметной области.

Курс «Социальные аспекты информатизации образования» предполагает, что магистры будут обобщать и применять знания, полученные ими на занятиях по другим дисциплинам, а также овладеют новыми знаниями по социологии, психологии и информатизации образования. В результате выполнения лабораторных

работ по дисциплине «Социальные аспекты информатизации образования» магистр будет:

— знать этические нормы профессионального общения с использованием информационных и коммуникационных технологий;

— знать основные информационные и коммуникационные технологии, которые могут использоваться для профессионального общения в образовательной среде;

— знать нормативно-правовую базу, регламентирующую социальные взаимодействия в условиях информатизации образования;

— уметь использовать внутрипредметные и межпредметные связи информатики;

— уметь использовать возможности средств информационно-коммуникационных технологий;

— уметь творчески применять полученную информацию в дальнейшей преподавательской деятельности;

— владеть информационными и коммуникационными технологиями, используемыми для профессионального общения педагогов;

— владеть навыками профессионального общения с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Формировать лабораторные занятия по данной дисциплине необходимо таким образом, чтобы учащиеся смогли интегрировать новые знания с полученными ранее и научились применять их на практике в процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Итогом выполненных работ должно стать развитие ИКТ-компетентности и коммуникативной компетентности.

При организации лабораторных занятий необходимо реализовывать интегрированный подход, совмещая обучение в аудитории под руководством преподавателя и дистанционное обучение с использованием сети Интернет [1]. Применение дистанционных методов обучения будет способствовать освоению магистрантами на практике вариантов использования информационных и телекоммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе и развивать коммуникативную компетенцию будущих учителей [2].

В качестве дистанционной поддержки курса можно разместить на Интернет-ресурсе учебно-методический комплекс по дисциплине, конспект лекций или презентации, практические задания, а также контрольные задания — вопросы для проверочных работ, список вопросов к зачету, либо к экзамену. Вся перечисленная информация будет полезна магистрантам во время выполнения ими лабораторных работ — они будут понимать общую логику занятий, смогут еще раз вернуться к базовому теоретическому материалу, у них будет возможность выполнить лабораторное задание, если они по каким-то причинам пропустили занятие, а также подготовиться к проверочной работе.

В условиях информатизации образования возможно и необходимо так организовывать лабораторную работу магистрантов, чтобы они самостоятельно извлекали информацию из различных информационных ресурсов, анализировали и творчески перерабатывали отобранную информацию, а затем самостоятельно

представляли результаты своей деятельности с помощью различных средств информационных технологий. Грамотное и уместное использование интернет-технологий и мультимедиа-технологий дает возможность повысить эффективность процесса обучения магистрантов, сократить сроки формирования различных умений [3].

Первый цикл лабораторных работ рекомендуется посвятить профессиональному общению педагогов с использованием информационных и коммуникационных технологий. Вначале магистранты должны найти, отобрать и проанализировать всю имеющуюся в сети Интернет информацию на эту тему, а затем представить ее в виде реферата в документе Word. Помимо видов и способов профессионального общения с использованием информационных и коммуникационных технологий, магистранты должны знать аппаратное и программное обеспечение такого общения. Активное использование ресурсов сети Интернет во время выполнения лабораторной работы обеспечит магистрантам доступ к научным, научно-методическим и информационно-аналитическим материалам, авторским учебно-методическим материалам и другой информации, инициирует их самостоятельную работу, направленную на поиск и отбор информации, разовьет их личную инициативу, а также критическое мышление за счет нахождения и анализа альтернативного материала [4].

Далее магистрантам предлагается поучаствовать в разных видах профессиональных коммуникаций — в вебинарах, телеконференциях, сетевых сообществах, форумах и прочее, и подготовить отчет о выполненной работе, в котором им нужно описать и проанализировать свой опыт. В результате выполнения предложенных работ магистранты не только расширят свое представление о видах и инструментах профессионального общения с использованием информационных и коммуникационных технологий, но и получат практический опыт осуществления такого общения, приобретут необходимые умения и навыки и разовьют ИКТ-компетентность и коммуникативную компетентность.

Второй цикл лабораторных работ следует посвятить этике сетевого общения. Магистрантам предлагается, используя ресурсы сети Интернет, найти и проанализировать информацию о том, что такое сетевой этикет, каковы основные правила сетевого общения, что является хорошим и плохим тоном в общении с использованием информационных и коммуникационных технологий, а также какие специфические правила существует для каждого вида общения в сети.

После того, как магистранты провели подробный анализ информации такого рода, им следует предложить обсудить ее в группах по три-четыре человека. Коллективная работа поможет магистрантам развить коммуникативную компетенцию и сформировать навыки продуктивной работы в команде. Обмениваясь информацией и обсуждая ее, они учатся умению убеждать, аргументировать, конструктивно критиковать, а также пробуют себя в роли модератора дискуссии, развивают лидерские качества.

После критического анализа и обсуждения отобранной информации обучающимся предлагается создать бюллетень, посвященный этике сетевого общения, в программе Microsoft Publisher. Бюллетень должен быть не только информатив-

ным, но и ярким, красочным. Помимо основной информации, он может содержать какие-нибудь любопытные и даже забавные истории из практики сетевого общения. Создавая бюллетень, магистранты закрепляют полученные знания, а также осваивают программу Microsoft Publisher, которая еще не раз пригодится им в педагогической деятельности.

Третий цикл лабораторных работ рекомендуется посвятить правовым аспектам социальной деятельности, связанной с информатизацией образования. Магистрантам предлагается из всех нормативно-правовых актов, касающихся информатизации образования, отобрать только те, которые имеют отношение к социальной деятельности. Затем обучающиеся должны представить в виде презентации в программе Microsoft Power Point основные положения этих нормативно-правовых актов. Следующим шагом для магистрантов станет демонстрация подготовленных презентаций на видеоконференции, организованной между обучающимися и преподавателем. В результате такой деятельности будущие педагоги освоят на практике один из вариантов применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, а также будут совершенствовать свою коммуникативную компетенцию.

Таким образом, при проведении лабораторных занятий по курсу «Социальные аспекты информатизации образования» желательно применять интегрированный подход, сочетающий обучение в аудитории под руководством преподавателя и дистанционное обучение, грамотно и уместно использовать интернет-технологий и мультимедиатехнологий, организовывать не только индивидуальную, но и коллективную работу магистрантов, а самое главное, ставить перед обучаемыми такие задачи, которые бы развивали необходимые им компетенции и способствовали бы закреплению теоретических знаний и развитию навыков исследовательской деятельности в данной предметной области.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Павлова А.Е. Особенности применения дистанционного обучения с учетом теории поколений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика. Информатизация образования». 2012. № 1 (23). С. 65—70.

[2] Павлова А.Е. Развитие коммуникативной компетенции с применением информационных технологий // Актуальные проблемы информатизации образования: Сборник научных трудов. Воронеж: Научная книга, 2012. C. 52—56.

[3] Левченко И.В., Дергачева Л.М. Организация самостоятельной деятельности студентов на практических занятиях по методике обучения информатике в условиях информатизации образования // Информатика и информатизация образования ИТО Поволжье-2007: Материалы Международной конференции. Казань: ТГГПУ, 2007. С. 52—55.

[4] Павлова А.Е. Подготовка будущих учителей начальных классов к организации обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации. Рецензируемый сборник научных трудов. Воронеж: Научная книга, 2013. Том V C. 210—213.

ORGANIZATION OF LABORATORY REASERCHES IN THE DISCIPLINE "SOCIAL ASPECTS OF INFORMATIZATION

OF EDUCATION"

A.E. Pavlova

Moscow City Pedagogical University Sheremetjevskaya str., 29, Moscow, Russia, 127521

In article methodical aspects of the organization of laboratory researches for masters of higher educational organizations on discipline "Social aspects of informatization of education" are described. The author considers a question of why this discipline is actual for future teachers and what competences it helps them to develop. Laboratory researches on this rate are considered as the main form of work, and it is offered to organize them so that trainees independently got necessary theoretical knowledge and purchased practical skills within this discipline. In article the question of that, as well as what information and communication technologies is considered to use in training in order that undergraduates not only have gained an impression how to apply ICT in teaching and educational process, but also have gained practical experience in using these technologies.

The author offers a certain sequence of training master undergraduates, where laboratory researches are grouped in several cycles and consider which knowledge and skills the students will gain at each stage.

Key words: laboratory researches, social aspects of informatization of education, training technique

REFERENCES

[ 1] Pavlova A.E. Osobennostiprimenenija distancionnogo obuchenija s uchetom teoriipokolenij [Features of application of distance training taking into account the theory of generations]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin ofthe Moscow city pedagogical university. "Informatics and Informatization of Education" series]. 2012. No 1 (23). pp. 65—70.

[2] Pavlova A.E. Razvitie kommunikativnoj kompetencii sprimeneniem informacionnyh tehnologij [Development of communicative competence using information technologies]. Aktual'nye problemy informatizacii obrazovanija: Sbornik nauchnyh trudov [Actual problems of informatization of education: Collection of scientific works]. Voronezh: Nauchnaja kniga, 2012. pp. 52—56.

[3] Levchenko I.V., Dergacheva L.M. Organizacija samostojatel'noj dejatel'nosti studentov na prakticheskih zanjatijah po metodike obuchenija informatike v uslovijah informatizacii obrazovanija [Organizatsy of independent activities of students on a practical training by a technique of training in informatics in the conditions of education informatization]. Informatika i informatizacija obrazovanijaITOPovolzh'e-2007:Materialy Mezhdunarodnojkonferencii. Kazan' [Informatics and informatization of formation of ITO Volga region-2007: Materials of the International conference]: TGGPU, 2007. pp. 52—55.

[4] Pavlova A.E. Podgotovka budushhih uchitelej nachal'nyh klassov k organizacii obuchenija s ispol'zovaniem informacionnyh i telekommunikacionnyh tehnologij [Training of future elementary school teachers for the organization of training with use of information and telecommunication technologies]. Bjulleten' laboratorii matematicheskogo, estestvennonauchnogo obrazovanija i informatizacii. Recenziruemyj sbornik nauchnyh trudov [The Bulletin of laboratory of mathematical, natural-science education and informatization. The reviewed collection of scientific works]. Voronezh: Nauchnaja kniga, 2013. No V. pp. 210—213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.