Научная статья на тему 'Качественная подготовка студентов младших курсов основа послевузовской профессиональной социализации молодых специалистов-физиков'

Качественная подготовка студентов младших курсов основа послевузовской профессиональной социализации молодых специалистов-физиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ / ЗАДАЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CREATIVE THINKING / TEACHING AND CREATIVE ACTIVITIES / OUTER AND INNER CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS / THE TASKS OF THE PREPARATORY STAGE TO THE CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темиркулова Низатиль Иманкуловна, Корганбаева Луиза Нурсериковна

Статья посвящена анализу причин недостаточного качества знаний и умений студентов. В данной работе определены условия развития творческих способностей обучаемых. Определены задачи и разработано содержание подготовительного этапа к творческой деятельности студентов на занятиях по физико-техническим дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темиркулова Низатиль Иманкуловна, Корганбаева Луиза Нурсериковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality training of the undergraduate students is a groundwork for graduate professional socialization of young experts of physics

The paper is devoted to the analysis the reasons for the lack of quality of knowledge and skills of students. In this paper, the conditions for the development of creative abilities of students. There are also defined the objectives and the content of the preparatory phase is designed to discover creative activity of students in the classroom for physical and technical disciplines.

Текст научной работы на тему «Качественная подготовка студентов младших курсов основа послевузовской профессиональной социализации молодых специалистов-физиков»

УДК 378.013’53 ББК 74.480.8

Темиркулова Низатиль Иманкуловна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра технической физики

ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

г. Астана

Корганбаева Луиза Нурсериковна

преподаватель

кафедра радиотехники, электроники и телекоммуникации

ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

г. Астана

Temirkulova Nizatil Imankulovna

Candidate of Pedagogics,

Associate Professor Chair of Technical Physics Eurasian National University named after L.N Gumilev

Astana

Korganbaeva Louisa Nurserikovna

teacher

Chair of Radio Engineering, Electronics and Telecommunications Eurasian National University named after L.N Gumilev

Astana [email protected] Качественная подготовка студентов младших курсов - основа послевузовской профессиональной социализации молодых специалистов-физиков Quality training of the undergraduate students is a groundwork for graduate professional socialization of young experts of physics Статья посвящена анализу причин недостаточного качества знаний и умений студентов. В данной работе определены условия развития творческих способностей обучаемых. Определены задачи и разработано содержание подготовительного этапа к творческой деятельности студентов на занятиях по физикотехническим дисциплинам.

The paper is devoted to the analysis the reasons for the lack of quality of knowledge and skills of students. In this paper, the conditions for the development of creative abilities of students. There are also defined the objectives and the content of

the preparatory phase is designed to discover creative activity of students in the classroom for physical and technical disciplines.

Ключевые слова: творческое мышление, учебно-творческая деятельность, внешние и внутренние условия развития творческих способностей студентов, задачи подготовительного этапа к творческой деятельности.

Key words: creative thinking, teaching and creative activities, outer and inner conditions for the development of creative abilities of students, the tasks of the preparatory stage to the creative activity.

Стратегическая задача реформы казахстанского образования - развитие

новой национальной модели, направленной на формирование творческой личности, высокообразованного, высоконравственного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда.

Нами изучались причины недостаточного качества знаний и умений части студентов младших курсов, исследовались пути его повышения на занятиях по физико-техническим дисциплинам [3; 4].

Причины недостаточного качества знаний и умений: в стенах школы у части учеников не сформированы основные учебно-познавательные умения; существенны пробелы в знаниях и умениях; знания студентов являются декларативными; усвоение учебного материала происходит на репродуктивном уровне; сформировано, эмпирическое мышление; студент не умеет работать регулярно и систематически, пассивен в учебе.

Проблема формирования творческой личности тесно связана с проблемой развития мышления студентов. В последние годы мы все чаще сталкиваемся с фактами сочетания недостаточной обученности с низкой обучаемостью части наших студентов [5].

В школьные годы развитие мышления ребенка происходит через этапы: наглядно-действенное мышление ^ наглядно-образное мышление ^ вербально-дискурсивное (рассудочное) мышление. Для школьников младшего школьного возраста характерно наглядно-действенное мышление. Это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления - становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Этот тип мышления характерен для школьников средних классов. Поэтому на начальных этапах обучения физике (7-8 классы) более целесообразен индуктивный подход к изложению учебного материала, т.к. уровень развития мышления школьников - наглядно-образное мышление - еще недостаточно высок, поэтому движение от конкретного к абстрактному, от наблюдения к эмпирическому обобщению представляется предпочтительным. Однако, как это следует из психологии, эмпирические обобщения способствуют развитию лишь формально-логического, конкретно-образного мышления учащихся.

Вербально-дискурсивное (рассудочное) мышление (теоретическое, а затем и творческое мышление) - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Старшие школьники уже в силу своих возрастных возможностей способны строить достаточно сложные причинноследственные связи и даже моделировать объекты и явления. Оказалось, что этот вид мышления формируется лишь при определенной организации учебнопознавательной деятельности обучаемых, т.е зависит от методов обучения, методов развития личности студентов.

На основе знаний и понятий, полученных с помощью эмпирического обобщения, могут строиться лишь формальные действия без понимания содержательной стороны деятельности. Студентов необходимо прежде всего научить работать с учебной литературой, решать задачи, проводить учебный физический эксперимент. Формирование этих важнейших учебно-

познавательных умений должно доводится до творческого уровня, по возможности, у каждого студента [8; 10; 11; 12].

При формировании теоретического, а затем и творческого мышления преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. Деятельность студентов становится творческой.

Анализ факторов, тормозящих творческую деятельность студентов, позволяет сделать вывод о том, что ряд факторов связан с усилением барьеров между сознанием и бессознательным [1]. Это такие факторы, как тревожность, неуверенность в себе, неблагоприятный творческий микроклимат среди друзей, низкая престижность данного вида деятельности, чрезмерная самокритичность и низкая самооценка, вызванная предыдущими неудачами, и др., которые ведут к страху, боязни неудачи, заставляют студентов подавлять идущие из подсознания подсказки из-за боязни насмешек, замечаний. Студент находится в состоянии стресса, повышенной тревожности, у него наблюдается эмоциональная подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций.

Студенты лишаются самой возможности творчества в ситуациях лимита времени, когда они приступают к подготовке к практическим или лабораторным занятиям лишь накануне этих занятий. Известно, что многие идеи приходят не в процессе мобилизации и интенсивного поиска решения задачи, а во время отдыха. В условиях мобилизации творческих способностей личности, в процессе интенсивного сознательного поиска решения творческой задачи происходит преимущественно активизация логических процедур деятельности, в то время как в условиях релаксации, т.е. снятия интеллектуальных и эмоциональных напряжений активизируются

подсознательные, интуитивные процедуры творческой деятельности и возникают оригинальные решения, новые идеи.

В ситуациях, когда недостаточно актуализируется прежний опыт, знания, умения студентов, из-за низкого уровня базисных знаний, умений и навыков, студенты оказываются даже не в состоянии приступить к учебнотворческой деятельности. Авторитарный стиль педагогического руководства, равнодушие преподавателя к успехам и достижениям студентов в учебной деятельности; значительное завышение, или, наоборот, занижение требований к студенту; необъективность в оценках - все эти факторы также тормозят творческую деятельность.

Нами выявлены внешние и внутренние условия развития творческих способностей студентов на занятиях по курсу общей физики [3; 4]. К внешним условиям относятся:

♦ предъявляемые вузу требования общества;

. ч_#

♦ уровень развития педагогической и психологической наук;

♦ наличие научной школы и научных традиций;

♦ методические установки, заключенные в рабочих программах, учебниках, учебных пособиях, методических указаниях;

♦ педагогическая позиция данного коллектива, психологическая атмосфера, традиции;

♦ научно-исследовательская творческая деятельность каждого преподавателя;

♦ семья.

В педагогике и психологии накоплен богатый материал, использование которого обеспечивает преподавателю развитие требуемых нововведений в личности студента. Есть у нас и научные школы. Достаточно высок научный уровень учебных программ, учебников и учебных пособий.

Первый шаг к этому: вера в то, что абсолютно неспособных к творческой деятельности людей нет. Это подтверждают исследования В.И. Андреева [1] и наши. В.И.Андреев работал со старшеклассниками от 15летнего возраста, студентами всех возрастов и аспирантами до 30 лет. Мы работали со студентами, изучающими физические дисциплины. Все наши студенты хотят учиться, и учиться хорошо. И за внешним равнодушием к успехам в учении всегда скрывается боль человека, которого так и не научили учиться.

В настоящее время приоритетными задачами являются задачи развития и воспитания творчески мыслящих людей вне зависимости от уровня их обученности и обучаемости. Решение этой проблемы возможно при трансформации учебного процесса в учебно-творческий процесс [2; 9]. Для этого нужно изменить устоявшиеся стереотипы преподавательской среды, разбудить стремление преподавателей к творческому педагогическому поиску, повысить педагогическую компетентность, усовершенствовать педагогическую технологию. Результат - изменение педагогической позиции вузовских коллективов, улучшение психологической атмосферы, появление традиций.

Две сущности преподавателя: ученый и педагог, диалектически

взаимосвязаны. Очень велико и необходимо воздействие личности ученого на студента, творческая личность специалиста-физика воспитывается в научной школе, но для творческого развития личности каждого студента в современных условиях необходимо, чтобы педагогическая деятельность ученого также была творческой, т.е. чтобы в его деятельности присутствовал педагогический научно-исследовательский эксперимент.

К внутренним условиям развития творческих способностей каждого студента относятся условия, отражающие качества студента:

♦ стремление к усвоению знаний на творческом уровне;

♦ достаточно высокий уровень сформированных знаний и умений;

♦ развитые творческие способности;

♦ позиция студенческого коллектива, психологическая атмосфера, традиции.

Наши исследования показали необходимость подготовки части наших студентов к учебной творческой деятельности. Задачи подготовительного этапа: создание условий для зарождения внутренней мотивации в самом процессе учебной деятельности; устранение пробелов в знаниях и умениях студентов; развитие интуиции студентов.

Создание условий для зарождения внутренней мотивации в самом процессе учебной деятельности. Не у всех воспитанников современной средней школы в ее стенах формируется внутренняя мотивация к учению. Поэтому преподаватель вуза «заставляет работать» внешние мотивы. Внешние мотивы деятельности части наших студентов - аттестация, зачеты, экзамены, получение диплома - менее эффективны для студентов. Нужно стимулировать студента к регулярной и систематической работе в течение первых месяцев семестра с первых его дней. Организации такой работы служит, в частности, многобальная рейтинговая система контроля. Это внешний мотив деятельности студентов, который под управлением преподавателя должен перейти и переходит в внутренний. Изучаемый предмет становится доступным, интересным, меняется отношение и к другим предметам.

Систематическое устранение пробелов в знаниях и умениях студентов. Одновременно с изучением нового материала нужно обязательно устранять пробелы в знаниях и умениях студентов. Это нужно обязательно делать одновременно, так как, чтобы обучаемый по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, приобрели для него значимость и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Студентов младших курсов необходимо, прежде всего, научить самостоятельно работать с учебной литературой, решать задачи, проводить учебный физический эксперимент [8; 10-12].

Как показали наши исследования, достаточно разобрать с каждым студентом подробно вопросы и задачи двух первых тем, чтобы он почувствовал себя уверенно и в дальнейшем увлеченно и самостоятельно выполнял задания. Желательно, чтобы студент отвечал по этим темам у доски. Сама громкость речи является условием ее социальной функции, она является воплощением звуковой природы языка. Сначала речь служит системой указаний на такие явления, которые непосредственно открываются в восприятии, задача обучаемого - разобраться не в словах, а в явлениях. Затем речь выступает как особая действительность - действительность языка, законы которого дают себя знать в требованиях понятности другим людям. Эти-то новые условия и становятся главным объектом ориентации обучаемого: он должен рассказать об изучаемом, и не просто так, как ему самому было бы вполне понятно, а так, чтобы это было понятно другому человеку. Речь становится подконтрольной - сначала другому человеку, а затем и самому обучаемому. Последний начинает относиться к своему речевому действию так, как к нему относятся другие, и у него впервые образуется «сознание» усваиваемых знаний.

Внешнеречевая форма постепенно переходит во внутреннюю форму внешней речи про себя. Четко развернутая речь про себя оказывается первой формой собственно умственной работы. Так постепенно внешняя совместная деятельность преподавателя и студента в ходе интериоризации переходит во внутреннюю деятельность студента, обучаемый “присваивает” социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего происходит развитие его личности.

Отвечая на вопросы, студент усваивает существенные связи и отношения изучаемого материала, учится анализировать, сравнивать,

сопоставлять, выделять существенно общее, обобщать, при этом развивается его теоретическое мышление.

Студент осваивает метод планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина. Происходит формирование под управлением преподавателя деятельности обучаемого во внешней форме и последующий перевод ее во внутренний, в частности, умственный план. Внешнее, материальное действие становится умственным, обобщенным, сокращенным, автоматизированным, абсолютно самостоятельным и полностью .е. происходит интериоризация, в ходе которой обучаемый “вращивает”, “присваивает” чужую деятельность. При этом студент учится выявлять ориентировочную основу действия Ш и IV типов учения, обеспечивающих максимально широкий перенос сформированного действия на новые условия решения задачи.

Для представления всех полученных знаний в единую систему, то есть организации целенаправленной систематизации знаний, студентам предлагается выполнить соответствующие задания.

Как показывают наши исследования, каждый студент группы в дальнейшем может работать самостоятельно. Преподаватель осуществляет контроль и коррекцию его учебной деятельности.

Развитие интуиции студентов. Наш студент усваивает учебный материал на репродуктивном уровне. Он решает задачи, аналогичные решенным в аудитории; выполняет лабораторные работы по методическим указаниям, где все расписано, что, как выполнить. Если задать студенту какой-нибудь вопрос, то он, как правило, побежит за ответом к более сильному товарищу или к другому преподавателю.

Основным в творческом процессе, отмечаемым всеми учеными, является преодоление логического разрыва на пути от условия задачи к ее решению за счет интуиции. Моменту нахождения истины предшествует ярко выраженное эмоциональное переживание. Когда человека «озаряет»? Когда волнующая

проблема (задача, лабораторная работа и т.д.) «захвачивает» его целиком, и он находится в состоянии напряженного сосредоточенного внимания. Хотя человек и будет заниматься другими делами, над проблемой будет «работать» его подсознание. Продолжительность этого зависит от опыта творческой деятельности. По мере обретения опыта творческой деятельности задачи будут решаться все быстрее и быстрее.

Задача преподавателя подвести студента к состоянию напряженного сосредоточенного внимания, стимулировать у студента творческий поиск решения стоящей перед ним задачи. С каждым днем для студента все интереснее становится учебный процесс. Студентов начинает интересовать не только результат их учебной деятельности, но сам процесс получения этого результата.

Таким образом, решение актуальнейшей проблемы сегодняшнего дня: воспитание в станах вуза высокопрофессионального специалиста -в подготовке студентов младших курсов к учебной творческой деятельности.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития [Текст]. -Казань: Изд-во КГУ, 1994. - 296 с. - С. 158.

2. Одаренность детей: Выявление, развитие, поддержка: Экспресс -учебное пособие для спецкурса/Отв. ред. А.З. Иоголевич [Текст]. - Челябинск: Факел, 1996. -120 с.

3. Темиркулова Н.И. Педагогическая творческая деятельность преподавателя курса общей физики вузов// Высшая школа Казахстана [Текст]. -2001. - №3. - С. 39-45.

4. Темиркулова Н.И. Подготовка студентов к творческой деятельности на занятиях по курсу общей физики// Вестник КазГУ: Серия физическая [Текст]. -2001. - №1 (10) . - С. 151-158.

5. Темиркулова Н.И. Развитие мышления студентов на занятиях по курсу физики// Развитие мышления в процессе обучения физике: Сб. научных тр.Вып. 6/Под ред. С.А.Суровикиной [Текст]. - Омск: Изд-во Полиграфический центр КАН, 2010. - С. 40-47.

6. Темиркулова Н.И., Курманулы О., Корганбаева Л.Н. Развитие творческих способностей студентов на основе формирования профессиональной компетенции в СКБ// Развитие мышления в процессе обучения физике: Сб. науч-

ных тр.Вып. 8/Под ред. С.А.Суровикиной [Текст]. - Омск: Изд-во Полиграфический центр КАН, 2012. - С. 14-19.

7. Темиркулова Н.И., Салиходжа О., Корганбаева Л.Н.// Проблемы педагогической теории и практики: Сб. научн. Статей [Текст]. - СПб.: Изд-во БПА, 2012. - С. 55-60.

8. Усова А.В. Актуальные проблемы развития современной системы школьного образования [Текст]. - Челябинск, 1997. - 20 с.

9. Усова А.В. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся [Текст]. - Челябинск: ЧГПИ, 1995. -12 с.

10. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное [Текст]. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 221 с.

11. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения [Текст]. - Москва: Изд-во Ун-та РАО, 2007. - 309 с.

12. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики [Текст]. - М. : Просвещение, 1988. - 112 с.

Bibliography

1. Andreev B.I. Heuristics for creative self-development [Text]. - Kazan: Publisher KGU, 1994. - 296 p. - P. 158.

2. The Gifted children: Identifying, development, support: Express - a textbook for a special course / Ed. A.Z Iogolevich [Text]. - Chelyabinsk: Fakel, 1996. -120 p.

3. Temirkulova N.I. Teaching creative activity of the general physics lecturer at Institutions for Higher Education / / Graduate School of Kazakhstan [Text] . - 2001 . -№ 3 . - C. 39-45 .

4. Temirkulova N.I. Preparing the students for creative activities in the classroom for general physics / / Vestnik KazGU : Physical series [Text] . - 2001 . - № 1 (10). - P. 151-158 .

5. Temirkulova N.I. Development of students’ thinking in the classroom for physics course / / Development of thinking in learning physics : Collection of scientific papers. Edition 6/ Edited by C.A. Surovikina [Text]. - Omsk: Published by Poligraphic Center KAN, 2010. - C. 40-47.

6. Temirkulova N.I., Kurmanuly O., Korganbayeva L.N. Development of creative abilities of students through the development of professional competence in the SKB / / Development of thinking in learning physics: Collection of scientific papers. Edition 8/ Edited by C.A. Surovikina [Text]. - Omsk: Published by Poligraphic Center KAN, 2012. - C. 14-19.

7. Temirkulova N.I., Salihodzha O., Korganbayeva L.N // Problems of educational theory and practice: Collection of scientific papers [Text] . - St. Petersburg: Publishing House BPA, 2012 . - P. 55-60.

8. Usova A.V. Actual problems of modern school system [Text] . - Chelyabinsk , 1997 . - 20p.

9. Usova A.V. Pedagogical conditions of development of creative abilities of students [Text] . - Chelyabinsk: CGPU, 1995 . -12 P.

10.Usova A.V. Problems of the theory and practice of education in the modern school: Favorites [Text] . - Chelyabinsk: Publishing House CGPU, 2000. - 221p.

11.Usova A.V. Formation of scientific concepts students in the learning process [Text] . - Moscow: Publishing House of the Univ RAO, 2007. - 309p.

12.Usova A.V., Bobrov A.A. Formation of educational skills of students in physics lessons [Text] . - M.: Prosveshenie, 1988 . - 112p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.