Научная статья на тему 'Управленческое взаимодействие на основе тьюторского сопровождения в процессе обучения физике студентов педвуза'

Управленческое взаимодействие на основе тьюторского сопровождения в процессе обучения физике студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ФИЗИКЕ В ПЕДВУЗЕ / QUALITY OF STUDENTS' PHYSICS TRAINING AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY / CONTINUOUS EDUCATION / ADMINISTRATIVE INTERACTION / OPEN EDUCATION / PERSONIFICATION / TUTOR SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкарева Ольга Николаевна

В статье рассматривается возможность использования принципов открытого образования при подготовке учителя физики, соответствующего требованиям современной школы. Проводится анализ целей обучения в рамках управленческого взаимодействия. Выделены приемы и средства тьюторского сопровождения применительно к курсу общей физики, которые показаны во взаимосвязи с приемами, средствами обучения и формами организации учебных занятий по физике в педвузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative Interaction on the Tutor System Basis in the Course of Students' Teaching Physics at a Pedagogical University

The opportunity of using the open education principles in teaching physics meeting the requirements of modern school is discussed in the article. The analysis of education purposes under administration interaction is given. Methods and means of the tutor system as applied to the course of general physics are distinguished in interaction with the methods, education means and organization forms of the physics classes at a pedagogical university.

Текст научной работы на тему «Управленческое взаимодействие на основе тьюторского сопровождения в процессе обучения физике студентов педвуза»

УДК 53(07):378 ББК 22.3р30:74:480

Бочкарева Ольга Николаевна

соискатель

кафедра теории и методики обучения физике Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Bochkareva Olga Nikolaevna Applicant for a Degree Chair of Theory and Methods of Teaching Physics Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Управленческое взаимодействие на основе тьюторского сопровождения в процессе обучения физике студентов педвуза Administrative Interaction on the Tutor System Basis in the Course of Students' Teaching Physics at a Pedagogical University

В статье рассматривается возможность использования принципов открытого образования при подготовке учителя физики, соответствующего требованиям современной школы. Проводится анализ целей обучения в рамках управленческого взаимодействия. Выделены приемы и средства тьюторского сопровождения применительно к курсу общей физики, которые показаны во взаимосвязи с приемами, средствами обучения и формами организации учебных занятий по физике в педвузе.

The opportunity of using the open education principles in teaching physics meeting the requirements of modern school is discussed in the article. The analysis of education purposes under administration interaction is given. Methods and means of the tutor system as applied to the course of general physics are distinguished in interaction with the methods, education means and organization forms of the physics classes at a pedagogical university.

Ключевые слова: непрерывное образование, управленческое взаимодействие, открытое образование, персонализация, тьюторское сопровождение, качество обучения студентов по физике в педвузе.

Key words: continuous education, administrative interaction, open education, personification, tutor system, quality of students' physics training at a pedagogical university.

Приоритетное направление развития образовательной системы Российской Федерации связано с повышением качества профессионального образования. Для реализации этого направления средствами современных технологий разрабатываются новые стандарты высшего профессионального педагогического образования, предполагающие большую академическую свободу вузам: возможность каждому обучающемуся формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать профессиональную подготовку, которая требуется ему

для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, социального взаимодействия и сотрудничества. Полученные во время обучения в вузе навыки определяют способность осуществления профессиональной деятельности в открытом обществе, т.е. обществе, в котором индивидуум вынужден принимать личные решения, самостоятельно управлять правами, собственностью, индивидуальной инициативой. В связи с этим неизбежно возникает необходимость формирования системы образования, строящейся на мировоззренческих и методологических основах открытости и непрерывности процесса познания базирующейся на системном, синергетическом и антропологическом (персонализированном) подходах [1, 2, 3].

При проектировании результатов образовательного процесса в вузе на первый план выходит познавательная самостоятельность студентов, что принципиально изменяет роль преподавателя: его задача не провести обучающихся по определенному пути, а создать образовательное пространство, предоставить выбор для получения ими опыта самоопределения, стимулировать познавательную активность, развивать личностные качества с учетом персонализированного подхода, на протяжении всего обучения вузе.

Объективные причины для изменения требований к управлению образовательным процессом в сторону субъект-субъектного характера общения его участников создали на практике предпосылки необходимости организовать управленческое взаимодействие. Характер такого управления определяется совокупностью целей, зависящих от потребностей обучающихся и мотивов субъектов образовательного процесса. В рамках управленческого взаимодействия выделяют три группы целей обучения: 1) целевые установки, связанные с удовлетворением потребностей общества; 2) целевые установки субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей); 3) взаимосвязанные целевые установки, которые определяются потребностями общества и субъектов образования и направлены на побуждение участников образовательного процесса к сотрудничеству, партнерству и самовыражению.

Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное взаимодействие обучаемого и обучающего, в результате которых должно осуществляться полноценное усвоение умений самообразовательной деятельности. Управляющая деятельность преподавателя должна основываться на средствах косвенного и перспективного правления, направленных на естественную стимуляцию познавательной активности обучающихся. Использование идей пер-сонализации в образовании, избегание прямого и оперативного управления способствует более интенсивному развитию способностей личности [7]. При персонализированном обучении позиция обучаемого должна быть активной, творческой, переходящей и соединяющейся с самообразовательной деятельностью. Одним из важнейших моментов персонализированного обучения является естественная стимуляция познавательной активности обучающегося, которую можно осуществлять средствами тьюторского сопровождения. На сегодняшний день выделяют три компонента тьюторского сопровождения (социальный, антропологический и информационный), задачи и методы которых изменяются в зависимости от ступени образования [1, 6].

Социальный компонент тьюторского сопровождения направлен на формирование умения понимать другую точку зрения, строить диалог, умение работать в коллективе и др. Более широко, этот компонент направлен на формирование умений общаться с людьми разной культуры, характера, темперамента, логикой мышления. Антропологический компонент предполагает реализацию личностного подхода к обучаемому в осуществлении его индивидуальной образовательной траектории. Чтобы реализовать этот компонент тьютор изучает наклонности своего подопечного, способности к самообразованию, трудолюбие, мотивы учения, потребности и интересы, учитывает состояние его здоровья, семейное положение. Информационное сопровождение связано с организацией работы обучаемых в информационной среде, в том числе Интернет-среде.

Рассматривая модель управленческого взаимодействия на основе тьютор-ского сопровождения в процессе обучения физике студентов педагогического

вуза, одной из важных стадий практической деятельности преподавателя является выбор приемов и средств обучения (см. табл. 1). В нашем исследовании из множества приемов обучения, разработанных А.В. Усовой, Е.В. Оспенниковой, Т.М. Ковалевой и др. мы выделяем только те, которые соответствуют задачам управленческого взаимодействия в условиях персонализированного обучения, соотнесем их с этапами самостоятельной познавательности студентов в педагогическом вузе [6, 7].

Таблица 1

Приемы и средства обучения, используемые в условиях тьюторского сопровождения

Типы тьюторского сопровождения Приемы и средства обучения

Информационный • приемы развития мотивации учебной деятельности • приемы развития различных видов мышления студентов (наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретически-образного, теоретически понятийного) • работа с Интернет-средой • усложнение познавательных задач

Социальный • конструирование ситуации «успеха» • создание ситуаций, обеспечивающих выявление всех возможностей обучаемого • побуждение к созданию социальных контактов с участниками образовательного процесса, с образовательной средой

Антропологический • создание условий, побуждающих к деятельности (резонансность - умение производить слабые воздействия на внутренние механизмы самоорганизации • формирование личностного смысла обучения • наблюдение в деятельности • повышение образовательной ответственности, активности и инициативы обучаемого • беседа

В вузе используются многочисленные формы организации учебных занятий, поэтому мы поставили задачу показать в динамике усложнение форм организации учебных занятий в контексте тьюторского сопровождения обучения. Воспользуемся методом «матричных полей», образуемых последовательным сочетанием двух координатных осей. Первую ось образуют «виды учебной деятельности» (таблица 2), по второй оси можно отложить типы информационной среды, формы обучения, курсы обучения в вузе, типы тьюторского сопровож-

дения, то есть различные элементы учебного процесса. Данный подход позволяет спроектировать теоретическую модель обучения в вузе, основанную на выполнении студентами различных видов учебно-познавательной деятельности. Технология «матричного поля» является универсальной, она базируется на известной форме представления информации - «Периодической системе химических элементов» Д.И. Менделеева. Мы предприняли попытку построения модели матричного поля, образуемого пересечением двух координатных осей: «преобладающий вид познавательной деятельности студентов» и учебные курсы обучения в вузе. Цифры 1-24 в крайнем левом столбце соответствуют определенному виду учебно-познавательной деятельности студентов:

1. Работа с учебной литературой (анализ текста, работа со схемами, рисунками, таблицами, работа с системами ориентировки в учебной литературе).

2. Наблюдения, опыты.

3. Работа с дополнительными источниками информации (Интернет-средой, ЦОР, УМК).

4. Работа со справочной литературой.

5. Решение типовых задач по изучаемой теме.

6. Составление конспекта (выделение главного, существенного в прочитанных текстах).

7. Составление обобщающих таблиц, графов, презентаций. Работа с программами преобразования информации (математическая обработка, графическая интерпретация, классификация информации и т.д.).

8. Работа с «простейшими» приборами.

9. Формулировка выводов из наблюдений и опытов.

10. Решение разноуровневых задач, требующих знаний нескольких тем.

11. Выполнение физического эксперимента, руководствуясь инструкцией; работа с программами диагностики параметров состояния системы.

12. Аналитическая работа с научно-популярной литературой.

13. Написание реферата (систематизация и обобщение прочитанного).

14. Решение качественных, экспериментальных задач.

15. Работа с имитационными и моделирующими программами в рамках выполнения лабораторных работ.

16. Участие в дискуссии, обсуждении.

17. Работа с научной литературой (выделение существенного, работа со схемами, рисунками, таблицами и с системами ориентировки в литературе).

18. Написание курсовой работы.

19. Выполнение заданий теоретического характера.

20. Самостоятельное проведение физического эксперимента, виртуальное моделирование опытов.

21. Выступление с докладом, сообщением.

22. Работа со «сложными» приборами, моделирование физических процессов при помощи имитационных и моделирующих программ (например, в среде «3D Studio MAX»).

23. Изготовление и виртуальное моделирование приборов под руководством преподавателя.

24. Написание выпускной квалификационной работы.

Римскими цифрами указаны виды учебных занятий, используемых при подготовке учителей физики, представленных в матрице:

I. Лекция. IX. Практикум по техническому мо-

II. Семинар. делированию.

III. Практикум по решению задач. X. Экскурсии.

IV. Собеседование. XI. Коллоквиум.

V. Консультация. XII. Зачет, экзамен.

VI. Фронтальные лабораторные XIII. Учебное занятие с использовани-занятия. ем компьютера.

VII. Лабораторный практикум. XIV. Факультатив.

VIII. Домашний лабораторный XV. Педагогическая практика практикум.

Таблица 2

Модель «матричных полей» для прогнозирования характера управленческого взаимодействия

при обучении физике студентов педвуза

первый курс второй курс третии курс четвертый курс пятый КУРС

Li И Д 1. * iv, v *, iv, v *, v * xv *, xv

2. i, vii 1ду1-х *,**1, ii, vi-x * - ** xv * ** xv

ы 3. * *** * *** » * * л xv *, xv

У 4. * vii * vii vii vi1-ix,xv vii-ix, xv

ч Е 5. *** iii. xii *** ii!. xii *** III, хп * xii. xiii *, xii. xiii

Б Н О 6. * *** [[ * *** II * *** и * 7 *** xv * *** xv

7. ii II **, x ii 1, x iv **, x И 1, x iv

II 8. i, vi I,VI i, vi xv xv

о 9. *, **, i- ii, vi, vii *, **, i- ii, vi-vii *, **,]- ii, vi-v1i * 7 **, vi1-ix *, **, vii-ix

3 н 10. *. ***, 111, v *, ***, iii, v ***, iii, v * л ***, v, xiv *,***, v,x iv

А В А 11. *** у|] *** Y|[ ***, vii

12. * *** |У \/ 1 7 1 V1 V * ■ ***, xiv, xv *, ***, xiv, xv

Т Е 13. * *** у S 7 v * 7 *** у * *** у , , т

Л 14. **,***, ii, iii, viii **, ***, ii, iii, viii **.***,ii,iii,viii

Н 15, vii vii, xiii vil, xiii

О Й 16. **, 11 **. и **. ii, xiv * **, 11, xiv *, **, ii, xiv

17, * *** у * *** у * *** у , , v

д Е 18. * ** у * v

Я т 19. * ** [I *, **,и, xi * **, ii, xi *, **, ii, xi

Е 20. *, xiii, xiv * **,***, х, xiii, xiv *, **, x, xiii, xiv

Л Ь 21, * ** *** ]j [JJ *, **, ***, ii, iii * **, ***,x,xiv, xv *,**,***, x, xiv, xv

Н О С 22. * **, ***,х, xiv * *!(: *** xiv

23. * **, ***,xiv, ix *,**,***, xiv, ix

т и 24. * **, ***, xiv, xv *, **, ***. xiv, xv

Матричное поле разделено на ячейки, в которых римскими цифрами вписаны формы учебных занятий, исходя из видов учебно-познавательной деятельности студентов, а * - типы тьюторского сопровождения. В матрице представлены следующие типы тьюторского сопровождений: * - информационный; ** - социальный; *** - антропологический. Ниже указаны виды учебно-познавательной деятельности, используемые на учебных занятиях в педагогическом вузе. Компоненты тьюторского сопровождения, изменяющиеся на протяжении образовательного процесса вместе с усложнением форм организации учебных занятий, создают открытое образовательное пространство, в котором происходит самореализация личности студента.

Библиографический список

1. Ковалева, Т.М. На пути создания пространства открытого образования [Текст] / Т.М. Ковалева // Модернизация современного образования: теория и практика: сб. науч. тр. / под ред. ИМ. Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С. 97-103.

2. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст] / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М: Издат. центр «Академ», 2006. - 400 с.

3. Мунье, Э. Манифест персонализма: Мыслители ХХ века [Текст] / Э. Мунье. -М.: Республика, 1999. - 559 с.

4. Масуд, И.А. Инструментарий оценки эффективности функционирования системы открытого образования вуза с применением дистанционных компьютерных технологий [Текст]: дис. ... канд. экон. наук / Масуд И. А. - М., 2004. - 162 с.

5. Потапова, М.В. Пропедевтика в непрерывном физическом образовании (школа и педвуз) [Текст]: моногр. / М.В. Потапова - М.: Изд-во «Прометей» МШ У, 2008. - 256 с.

6. Оспенникова, Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества. В 2 ч. Ч. I. Моделирование информационно-образовательной среды учения [Текст]: моногр. / Е.В. Оспенникова. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2003. - 301 с.

7. Усова, А. В. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике: учебное пособие [Текст]/ А.В. Усова, З.А. Вологодская - Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1996. - 126 с.

Bibliography

1. Kovaleva, Т.М. On the Way of the Open Education Space Creation [Text] / T.M. Kovaleva // Modernization of Modern Education: Theory and Practice: Collection of Scientific Articles / Under the Editorship of I.M.Osmolovskaya. - М: IT&HP RAE, 2004. - P. 97-103.

2. Kraevsky, V.V. Methodology of Pedagogics: A New Stage [Text] / V.V. Kraevsky, E.V. Berezhnova. - M.: «Academ» Public Center, 2006. - 400 p.

3. Masud, I.A. Toolkit of Efficiency Estimation of Open Education System Functioning at a Higher School Using the Remote Computer Technologies [Text]: Diss . ... Cand. of Econ. / Masud I.A. - М, 2004. - 162 p.

4. Munie, E. Personalization Manifesto: Thinkers of XX Century [Text] / E. Munie. - M.: Republic, 1999. - 559 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ospennikova, E.V. Development of Schoolchildren's Teaching Independence Under the Conditions of Society Information Culture Updating. In 2 Parts. Part I. Modelling the Information-

and-Educational Environment of Studying [Text]: Monograph / E.V.Ospennikova. - Perm: Perm State Pedagogical Un-ty, 2003. - 301 p.

6. Potapova, M.V. Propaedeutics in Continuous Physical Education (School and Pedagogical University): Monograph [Text] / M.V. Potapova - М: «Prometey» МPSU, 2008. - 256 p.

7. Usova, A.V. Development of the Pupils' Informative Independence and Creative Activity in the Course of Physics Teaching: Manual [Text] / A.V. Usova, Z.A.Vologodskaya - Chelyabinsk: ChSPU "Torch", 1996. - 126 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.