Научная статья на тему 'Обучение физике студентов колледжа на основе поэтапного использования средств образно-знаковой наглядности'

Обучение физике студентов колледжа на основе поэтапного использования средств образно-знаковой наглядности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНО-ЗНАКОВАЯ НАГЛЯДНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ МНОГОМЕРНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА УЧЕБНОГО ПОЗНАНИЯ / ДИАГНОСТИРОВАНИЕ / ВНЕШНИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ВНУТРЕННИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА / ВНЕШНИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА / OUTER PLAN OF A TEACHER'S ACTIVITY / INNER PLAN OF A TEACHER AND A STUDENT'S ACTIVITY / OUTER PLAN OF A STUDENT'S ACTIVITY / FIGURATIVE AND SYMBOLIC DEMONSTRATION AIDS / DIDACTIC MULTIDIMENSIONAL MEANS / DIDACTIC TEACHING KNOWLEDGE CHAIN / DIAGNOSING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быбина Наталья Николаевна

В статье раскрыта методика обучения физике на основе поэтапного использования средств образно-знаковой наглядности, предполагающая не только усложнение дидактического инструментария, но и изменение видов учебно-познавательной деятельности студентов колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLEGE STUDENTS' TEACHING PHYSICS EDUCATION ON THE BASIS OF THE STAGEBYSTAGE USAGE OF FIGURATIVE AND SYMBOLIC DEMONSTRATION AIDS

The article reveals the methods of teaching physics on the basis of the stagebystage usage of figurative and symbolic demonstration aids, which implies not only the complication of the didactic means, but also the change of educational-andcognitive activity of the college students.

Текст научной работы на тему «Обучение физике студентов колледжа на основе поэтапного использования средств образно-знаковой наглядности»

УДК 53 (07)

ББК 22.3

Быбина Наталья Николаевна

аспирант кафедра ТиМоФ Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Bybina Natalia Nikolaevna Post-graduate Chair of Theory and Methods of Teaching Physics Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Обучение физике студентов колледжа на основе поэтапного использования средств образно-знаковой наглядности College Students’ Teaching Physics on the Basis of the Stage-By-Stage Usage of Figurative and Symbolic Demonstration Aids

В статье раскрыта методика обучения физике на основе поэтапного использования средств образно-знаковой наглядности, предполагающая не только усложнение дидактического инструментария, но и изменение видов учебно-познавательной деятельности студентов колледжа.

The article reveals the methods of teaching physics on the basis of the stage-by-stage usage of figurative and symbolic demonstration aids, which implies not only the complication of the didactic means, but also the change of educational-and-cognitive activity of the college students.

Ключевые слова: образно-знаковая наглядность, дидактический

многомерный инструментарий, дидактическая цепочка учебного познания, диагностирование, внешний план деятельности преподавателя, внутренний план деятельности преподавателя и студента, внешний план деятельности студента.

Key words: figurative and symbolic demonstration aids, didactic multidimensional means, didactic teaching knowledge chain, diagnosing, outer plan of a teacher’s activity, inner plan of a teacher and a student’s activity, outer plan of a student’s activity.

Процесс учебного познания является сложной дидактической категорией, потому что связан с механизмами интериоризации и экстериоризации знаний и умений, т. е. переводом их с внешнего плана познавательной деятельности во внутренний и обратно во внешний [1]. Например, учебный материал любого учебника физики построен линейно изучение его требует внешнего плана деятельности. Каждый параграф раскрывает содержание одного из структурных элементов знаний (факт, явление, закон, физическую величину, физический прибор и др.). Чтобы усвоить эти знания необходимо их осмыслить, осознать, понять, перевести их

во внутренний план деятельности, т.е. раскрыть связи, сопоставить свойства явлений, признаки объектов разной природы, представить их в форме объемных моделей, отражающих существенные связи элементов знаний. Именно такие наглядные средства позволят установить не только их иерархию, но и соподчиненность, и взаимообусловленность. Усвоив связи и отношения между компонентами знаний, далее студент сможет перевести их во внешний план, при этом объемную многомерную информацию он преобразует в одномерную линейную структуру, но на новом качественном уровне.

Такую перестройку помогут осуществить, обобщенные планы ответов, предложенные Е.В. Оспенниковой и А.В. Усовой [2, 3]. Обобщенный план ответа например, о физическом явлении включает семь вопросов: 1) внешние признаки явления; 2) условия, при которых оно протекает; 3) сущность явления; 4) механизм его протекания (объяснение явления на основе современных научных теорий); 5) связь данного явления с другими; 6) количественные характеристики явления; 7) примеры использования явления на практике. Анализ структурных компонентов плана убеждает в том, что его можно применить к описанию всех без исключения явлений как естественнонаучных, так и гуманитарных. Но самое главное, он способствует реализации механизма экстериоризации в процессе преобразования знаний в линейную структуру на методологической основе.

Одномерные каналы, соединяющие внешний и внутренний, внутренний и внешний планы учебной деятельности студентов требуют методологического осмысления дидактической цепочки учебного познания: внешний план

деятельности преподавателя ^ внутренний план совместной деятельности преподавателя и студента ^ внешний план деятельности студента. Внешний план деятельности преподавателя определяется ориентировочной, поддерживающей и моделирующей функциями, связанными с выбором определенных средств наглядности, способствующих переводу действий и операций с внешнего плана во внутренний (интериоризации) и обратно (экстериоризации). Преподаватель, планируя виды деятельности по использованию в образовательном процессе образно-знакового кодирования информации, выделяет три основные ее составляющие: 1) диагностирование готовности студентов, к восприятию учебной информации; 2) объяснение учебного материала по физике на основе поэтапного использования знаковообразной наглядности; 3) организация образовательного процесса на основе

трех линий развития инструментальных средств наглядности (опорных сигналов, граф-схем, матриц, векторно-координатных каркасов).

Внутренний план деятельности преподавателя и студента определяется психодидактическими предпосылками её осуществления: потребностью -мотивами - проблемой - целью - задачей - диагностированием (контролем и оцениванием), которые можно реализовать на основе уровневого обучения (Я.А.Каменский). Первый уровень - понимание содержания учебного материала характеризуется осознанием, осмыслением и обобщением его на основе опорных конспектов. Второй - усвоением знаний в процессе текущего и тематического повторения на основе логических схем, обобщающих таблиц. Третий - применение знаний и умений, систематизацией метазнаний на основе многомерного инструментария - векторно-координатного каркаса.

Внешний план деятельности студента зависит от того на сколько глубоко они осознают роль поэтапного использования средств кодирования информации, поймут функции знаково-образной наглядности. Её можно рассматривать, как системно-пространственную, виртуально-иерархическую структуру элементов знания; как комплексное средство обучения физике; как ценностно-смысловое средство отслеживания результатов обучения. Таким образом, три плана деятельности преподавателя и студента зависит от линий развития средств знаково-образной наглядности, которые определяют характер развития дидактического инструментария, а также функции средств наглядности (табл. 1).

Объяснение нового материала преподавателем в соответствии с параграфом учебника (внешний план деятельности) сопровождается конструированием опорного конспекта на основе опорно-сигнальных средств обучения. Эти средства наглядности выполняют функцию классификации объектов, явлений на основе их отличительных признаков; воспроизведения информации в соответствии со структурой и содержанием учебного материала, изложенного в параграфах учебника.

Внутренний план деятельности преподавателя и студента сопровождается составлением логических схем, обобщающих таблиц, матриц с целью осмысления, обобщения и систематизации изученного материала. Внешний план деятельности студента предполагает построение ответа в лаконичной форме в соответствии с методологией учебного познания отдельных элементов знаний на основе обобщенных планов ответов, а также для

Таблица 1

Линии развития средств знаково-образной наглядности

№ п/п Линии развития Дидактический инструментарий Функции к средствам наглядности

1 I внешний план деятельности преподавателя Опорно- сигнальные средства - классификация объектов, явлений на основе их отличительных признаков; - воспроизведение информации об изучаемом явлении в соответствии со структурой и содержанием учебного материала, изложенного в параграфах учебника.

2 II внутренний план деятельности преподавателя и студента Структурно- логические схемы, обобщающие таблицы - обобщение, систематизация, осмысление содержания учебного материала;

3 III внешний план деятельности студента Обобщенные планы Дидактический многомерный инструментарий - построение ответа в лаконичной, логически обоснованной форме в соответствии с методологией учебного познания; - сравнение, обобщение и систематизация предметных знаний и метазнаний.

сравнения, обобщения и систематизации предметных знаний и метазнаний на основе дидактического многомерного инструментария - векторнокоординатного каркаса. Три линии развития средств образно-знаковой наглядности определяет характер обучения физике студентов колледжа на основе поэтапного использования средств кодирования информации.

Процесс обучения физике студентов колледжа на основе поэтапного использования средств образно-знаковой наглядности, описанной выше, зависит от того как реализуются в этом процессе принципы систематичности и системности, а также принципы кодирования информации - (расщепления, координации, многомерности, бинарности, биканальности (рис. 1).

Все средства наглядности (опорные конспекты, обобщающие схемы или таблицы, векторно-координатные каркасы) являются по форме - образнознаковыми моделями, а по содержанию - дидактическим многомерным инструментарием (ДМИ).

Многомерность обнаруживается во многих дидактических средствах обучения, например, в опорных конспектах, логических схемах, матрицах и др.

Внешняя и внутренняя структура планов деятельности: потребность ^ мотив ^ проблема ^ цель ^ задача ^ диагностирование (контроль, оценивание)

.....................................^.........................................

Функциональная структура деятельности: ориентировочная, поддерживающая, моделирующая по выбору и использованию средств наглядности, переводу действий и операций с внешнего плана во внутренний (интериоризация) и обратно

(экстериоризация)

Виды деятельности по использованию образно-знакового кодирования информации: 1) диагностирование готовности студентов к восприятию учебного материала; 2) объяснение учебного материала с использованием инструментальных средств наглядности; 3) организация образовательного процесса на основе трех линий

развития знаково-образной наглядности

Рис.1. Функциональная модель поэтапного использования средств знаковообразной наглядности в обучении физике студентов колледжа

Понятие «многомерность» связано с категорией «многомерный дидактический инструментарий» с помощью каждого осуществляется смысловая обработка информации, а также конструирование логико-смысловых моделей [4]. Эти категории образуют понятийный аппарат дидактических многомерных инструментов. Конструирование их связано с созданием образно-знаковой наглядности. К моделям, которые выполняют функции дидактического инструментария предъявляют следующие требования: форма представления знаний - структурно-логическая; характер представления узловых компонентов - «каркасный»; характер свойств, пригодных для описания широкого спектра задач, например, психологической поддержки пользователя - универсальноинвариантный.

Опираясь на выше описанный терминологический минимум, В. Э. Штейнберг дидактический многомерный инструментарий (ДМИ) представил как универсальную образно-понятийную модель, которую можно использовать для многомерного представления знаний, для перевода их с внешнего плана во внутренний (интериоризация) и обратно (экстериоризация). Инструментальность предполагает создание некоего «каркаса» (структурно-логической схемы, матрицы и др.), который «встраивается в знания и усваивается вместе с ними» [4] с помощью таких форм мышления как восприятие, анализ, синтез, сравнение, обобщение. Многомерно-дидактический инструментарий несомненно является знаково-образной наглядностью, потому что его модели служат универсальным способом представления и анализа знаний с использованием «мысленной речи», переводом ее во внутренний план деятельности и «естественного языка» при описании знаний во внешнем плане [1].

Методологическую основу конструирования ДМИ составляют совокупность принципов и технологических подходов, разработанных и описанных в литературе (Дж. Брунер, Ю.А. Самарин, С.И. Шапиро, Ф.Ш. Терегулов, А.В. Брушлинский, А.М. Коршунов, А.К. Дусовицкий, В.Э. Штейнберг и др.). Изученная литература позволяет выделить основные принципы их построения: 1) принцип расщепления (расщепление

многомерного пространства на внешний и внутренний планы, расщепление информации на понятийную и образную и представление ее в форме модели-

образа); 2) принцип координации (координация содержания, формы

отношений, планов внешнего и внутреннего взаимодействия); 3) принцип многомерности представления и анализа знаний, объединения разнородных элементов в систему (матричную, координатно-смысловую, граф логическую);

4) принцип бинарности и биканальности (канал прямой - обратный, канал подачи - восприятия информации, канал вербальный - визуальный, канал взаимодействия преподавателя-студента, канал контроля-самоконтроля; канал оценки-самооценки, преодолевает одноканальность мышления.

Таким образом, совокупность выше выделенных принципов позволяет сконструировать средства наглядности в форме образно-понятийной модели для многомерного представления и анализа знаний во внешних и внутренних планах учебной деятельности. Эти средства создают инструментальную поддержку эмпирическим и теоретическим формам мышления. Образы-модели, замещая и дополняя материальный внешний план (эмпирический), помогают обучающим раскрыть, представить и переработать информацию на теоретическом (внутреннем плане), затем перевести ее на практический (внешний план) уровень, тем самым глубже усвоить знания и умения, научиться ими владеть.

В отличии от ранее опубликованных работ, в которых рассматривалось влияние отдельных наглядных средств обучения физике (технических, информационных, дидактических материалов) на качество усвоения знаний и умений, в настоящем исследовании разработана методология поэтапного использования образно-знаковой наглядности в обучении физике на основе ведущих концептуальных идей психодидактики о внешних и внутренних планах деятельности (Л.Н. Леонтьев) [1], имеющих одинаковую структуру (потребность ^ мотив ^ цель ^ проблема ^ задача ^ решения задачи ^ контроль ^ оценка), позволяющих не только усложнять дидактический инструментарий, составляющий базис образно-знаковой наглядности, но и изменять виды учебно-познавательной деятельности в работе с ними.

Библиографический список

1. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М., 1975. - 304 с.

2. Оспенникова, Е.В. Основы проектирования учебного процесса по физике в условиях ИКТ: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В. Оспенникова. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т. - 2008. - 384с.

3. Усова, А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / А.В. Усова, А.А. Бобров. - М.: Просвещение, 1988. - 112 с.

4. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика [Текст] / В.Э. Штейнберг. - М.: Народное образование, 2002.- 304 с.

В1Ь1^гарИу

1. Leontiev, A.N. Activity, Consciousness, Personality [Text] / A.N. Leontiev. - M., 1975. -

304 p.

2. Ospennikova, E.V. Bases of the Learning Process Designing in Physics in Terms of ICT-Rich Learning Environment: Guidance Manual [Text] / E.V. Ospennikova. - Perm: Perm. State. Ped. Univ. - 2008. - 384 p.

3. Steinberg, V.E. Teaching Multidimensional Tols: Theory, Techniques, Practice [Text] / V.E. Steinberg. - M.: Education, 2002. - 304 p.

4. Usova, A.V. Students’ Learning Skills Forming at the Physics Lessons / A.V. Usova, A.A. Bobrov. - M.: Education, 1988. - 112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.