Научная статья на тему 'Развитие учебно-творческой деятельности студентов вуза средствами информационных технологий'

Развитие учебно-творческой деятельности студентов вуза средствами информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / LEARNING AND CREATIVE ACTIVITIES / LEARNING AND CREATIVE PROBLEM / INFORMATION TECHNOLOGY / COMPUTER GRAPHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Н. П.

Проведен обзор возможностей использования информационных технологий в учебно-творческой деятельности студентов вуза. Определяется понятие «компьютерная графика» и рассматриваются возможности ее использования для развития учебно-творческой деятельности студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF LEARNING AND CREATIVE ACTIVITIES STUDENTS WITH HELP INFORMATION TECHNOLOGY

The article provides an overview of using information technology in learning and creative activity students of the university. Defines «computer graphics» and discusses its possibility for the development of learning and creative activities students of the university.

Текст научной работы на тему «Развитие учебно-творческой деятельности студентов вуза средствами информационных технологий»

Bibliography

1. Ariarskiyj, M.A. Metodika «pogruzheniya» v specialjnostj: nauch.-met. posobie / M.A. Ariarskiyj, I.A. Ivlieva, L.V. Polagutina - SPb., 2007.

2. Koreneva, E.N. Formirovanie gotovnosti studentov vuzov kuljturih i iskusstv k pedagogicheskoyj deyateljnosti po specialjnosti socialjno-kuljturnaya deyateljnostj: dis. ... kand. ped. nauk. - Belgorod, 2008.

3. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart srednego professionaljnogo obrazovaniya po specialjnosti 071801 «Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj» (po vidam). - M., 2010.

4. Zavorochayj, M.V. Formirovanie gotovnosti buduthikh menedzherov k upravlencheskoyj deyateljnosti: dis. .kand. ped. nauk. - Volgograd, 2003.

5. Chizhikov, V.M. Vvedenie v sociokuljturnihyj menedzhment: ucheb. posobie / V.M. Chizhikov, V.V. Chizhikov. - M., 2003.

6. Tuljchinskiyj, G.L. Menedzhment v sfere kuljturih. - SPb., 2001.

7. Zavorochayj, M.V. Formirovanie gotovnosti buduthikh menedzherov k upravlencheskoyj deyateljnosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Volgograd, 2003.

8. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1998.

9. Gerbart, I. Glavneyjshie pedagogicheskie sochineniya. - M., 1906.

10. Ariarskiyj, M.A. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj kak predmet nauchnogo osmihlseniya. - SPb., 2008.

11. Baklanova, N.K. Professionaljnoe masterstvo specialista kuljturih: ucheb. posobie dlya aspirantov, slushateleyj kursov povihsh. kvalifikacii, prepodavateleyj, studentov. - M., 2003.

Статья поступила в редакцию 16.10.12

УДК 378

Ivanova N.P. THE DEVELOPMENT OF LEARNING AND CREATIVE ACTIVITIES STUDENTS WITH HELP INFORMATION TECHNOLOGY. The article provides an overview of using information technology in learning and creative activity students of the university. Defines «computer graphics» and discusses its possibility for the development of learning and creative activities students of the university.

Key words: learning and creative activities, learning and creative problem, information technology, computer graphics.

Н.П. Иванова, соискатель УрГПУ, г. Екатеринбург, E-mail: ivanat2005@yandex.ru

РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Проведен обзор возможностей использования информационных технологий в учебно-творческой деятельности студентов вуза. Определяется понятие «компьютерная графика» и рассматриваются возможности ее использования для развития учебно-творческой деятельности студентов вуза.

Ключевые слова: учебно-творческая деятельность, учебно-творческая задача, информационные технологии, компьютерная графика.

Одной из задач высших учебных заведений является «развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся» [1, гл. 2, ст. 8], то есть следует развивать творческую деятельность студентов, чтобы в дальнейшем результаты их творчества обладали не только субъективной новизной, но и объективной, и приносили пользу обществу. Рассмотрим понятие творческой деятельности студентов и ее развитие в учебном процессе вуза.

В высших учебных заведениях развитие творческой деятельности студентов организуется через учебно-творческую деятельность, как один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебно-творческих задач, причем результат этой деятельности характеризуется субъективной новизной и значимостью [2]. При этом организация учебно-творческой деятельности студентов при помощи учебно-творческих задач, предполагает не простое запоминание и осознание информационного материала, а самостоятельный анализ ситуации поиска потребностей и способов ее решения. В.И. Андреев определяет учебно-творческую задачу как «форму организации содержания учебного материала, при помощи которого педагогу удается создать учащимся творческую (проблемную) ситуацию, прямо и косвенно задать цель, условия и требования учебно-творческой деятельности, в процессе которой учащиеся активно овладевают знаниями, умениями, навыками, развивают творческие способности личности» [3, с. 41].

Специфика учебно-творческой задачи в вузовском образовании состоит в том, что при ее решении студенты овладевают не только общим способом решения целого класса однородных задач и знаниями в конкретной предметной области, но и умениями самостоятельного поиска знаний, их комбинирования, переноса в другие области, что активизирует учебную деятельность. Это означает, что педагог должен направить деятельность студентов в сторону самостоятельного поиска, получения знаний через комбинирование информации, применения на практике и переноса в другие области знаний.

Таким образом, обучение, в основе которого лежит решение учебно-творческих задач, стимулирует учебно-творческую деятельность студентов.

При указании необходимости развивать творческую деятельность обучаемых в законе «о высшем и послевузовском профессиональном образовании» не оговариваются методы, формы и средства достижения данной цели, и преподавателю предоставляется свобода выбора. В связи с реализацией Федеральной целевой программы развития образования актуальным стало использование информационных технологий в качестве средства обучения, поэтому проанализируем возможности применения информационных технологий в учебно-творческой деятельности студентов вуза.

Будем исходить из того, что для нас информационные технологии выступают в качестве средства обучения, способствующего достижению поставленной цели, а именно решению учебно-творческой задачи. Следовательно, рассмотрим понятие «информационные технологии обучения».

Б.Е. Стариченко определяет информационные технологии обучения как «совокупность педагогической техники преподавателя, методов обучения, базирующихся на использовании компьютерных средств, и технологии педагогических измерений, обеспечивающих воспроизводимое и эффективное достижение поставленных целей обучения в данной предметной области и однозначное отслеживание результативности на всех этапах обучения» [4, с. 142]. Данное понятие применимо к элементам процесса обучения, такими элементами могут быть использование программ учебного назначения, компьютеров в индивидуальной работе с учащимися, применение компьютерных средств контроля знаний и так далее, то есть когда в соответствии поставленным целям обучения выбирается техническое средство и компьютерная программа, способствующие результативному достижению цели. Если педагог ставит целью обучения развитие творческих способностей обучаемых, то соответственно для достижения этой цели следует выбирать информационные технологии, позволяющие реализовать творческий потенциал обучаемых.

Также И.В. Роберт в качестве одной из важнейших педагогических целей использования средств информационных технологий предлагает считать «развитие личности обучаемого, подготовку индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества» [5, с. 12]. Это заключается в развитии мышления, эстетического воспитания, в частности за счет использования возможностей компьютерной графики и мультимедиа технологий, формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения сложной ситуации, формирование информационной культуры и умений осуществлять обработку графической информации. При этом средства новых информационных технологий определяются «как программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации» [5, с. 10]. Исходя из этого определения, к средствам новых информационных технологий относятся персональный компьютер, устройства ввода-вывода информации, в том числе графической, а также программное обеспечение.

Далее рассмотрим возможности использования в учебно-творческой деятельности программной составляющей средств информационных технологий, для обеспечения работоспособности которой применяются технические устройства.

Анализ научно-методической литературы выявил, что информационные технологии как средство активизации учебно-творческой деятельности студентов рассматриваются с позиций:

• использования Интернет-ресурсов;

• дистанционного обучения;

• применения программного обеспечения изучаемой дисциплины.

Соотнесем каждый из выявленных вариантов со спецификой учебно-творческой задачи в высшем образовании.

Интернет-ресурсы позволяют найти необходимую информацию, не только текстовую, но и графическую, аудиальную и видео информацию, которую в дальнейшем студенты могут переработать, преобразовать для решения учебно-творческих задач, таких как написание реферата, курсовой работы, представление творческого проекта и так далее. С помощью Интернет-ресурсов осуществляется поиск недостающей информации, активизируется самостоятельная деятельность обучаемых. Преобразование, комбинирование информации, получение субъективно новой системы знаний происходит в процессе создания итогового продукта, выступающего в виде решения учебно-творческой задачи, для получения которого используются различные программы. К таким программам можно отнести текстовые и графические редакторы, программы по подготовке презентационного и видео материала и так далее, в зависимости от поставленной учебно-творческой задачи и ее предметной области.

К примеру, существует множество Интернет-сервисов, позволяющих произвести сбор информации и организовать исследование. Интернет-технологии можно использовать для проведения анкетирования в рамках педагогического или социологического исследования, это стимулирует развитие научно-исследовательской деятельности студентов.

Информационные технологии в организации дистанционного обучения используются на всех этапах процесса обучения: для трансляции лекции в онлайн режиме, для выдачи и сдачи самостоятельных заданий, для проведения тестирования по учебной дисциплине или ее части, определяющего уровень знаний обучающихся по каждой дидактической единице и дающие обучаемому и преподавателю целостную картину знаний. В дистанционном обучении меняется роль преподавателя, он теперь не только источник информации, но и управляющий учебным процессом, студент выступает уже не в роли слушателя, а субъекта обучения, который из всего многообразия предоставленной информации выбирает необходимую ему для решения выданных преподавателем заданий. Информационные технологии, реализующие дистанционное обучение, организуют способы взаимодействия обучающего и обучаемого, распределяя их по времени, но при этом характер учебно-творческой деятельности не меняется.

Рассмотренные нами информационные технологии не зависели от специфики изучаемой учебной дисциплины, но можно выделить ряд специального программного обеспечения, который направлен на решение учебно-творческих задач конкретной дисциплины. Так, к примеру, Т.В. Чемоданова отмечает, что на развитие творческого мышления оказывают влияние средства компьютерной графики, в частности системы автоматизированного проектирования при изучении графических дисцип-

лин. М.В. Матвеева и Ж.М. Садыкова говорят о возможности активизации деятельности студентов средствами компьютерной графики при решении задачи инженерно-конструкторской деятельности. И так далее можно для любой профессиональной деятельности человека подобрать программное обеспечение, направленное на решение задач этой сферы деятельности.

В своем исследовании мы рассматриваем возможности применения компьютерной графики, относящейся к информационным технологиям, в учебно-творческой деятельности студентов вуза, не зависимо от профессиональной направленности.

Поэтому уделим внимание понятию «компьютерная графика».

В исследовании Т.В. Черняковой компьютерная графика определяется как «область научных знаний, охватывающую технологии (инструментарий, методы, средства) создания компьютерных двухмерных и трехмерных изображений различного характера (растровых, векторных двухмерных, векторных трехмерных, фрактальных и др.)» [6, с. 4]. Компьютерная графика применяется во многих сферах человеческой деятельности, укажем некоторые из них. Научная компьютерная графика, предназначена для наглядного представления результатов вычислительных экспериментов. Деловая компьютерная графика используется для наглядного представления различных показателей работы предприятия. Инженеры, архитекторы воплощают проекты средствами конструкторской графики с помощью систем автоматизации проектирования. Иллюстративная, художественная и рекламная графика представляют собой рисование и черчение на компьютере. Отличительной особенностью является возможность создания не только воображаемых изображений, но и реалистичных, за счет передачи освещенности объекта в зависимости от положения источника света, от расположения теней, от фактуры поверхности.

Внедрение компьютерной графики в различные сферы деятельности делает актуальным ее изучения и применение в подготовке будущих специалистов. Умение самостоятельно применять на практике знания, полученные в области компьютерной графики, востребовано на современном этапе развития информационного общества в различных сферах деятельности человека. Формирование графической культуры студентов вуза в совокупности с умением использовать информационные технологии повлияет на их дальнейшее профессионально становление. От выбранной профессии зависит уровень знания в сфере компьютерной графики и уровень овладения программным обеспечением. Но при этом следует развивать творческие способности студентов, формировать умение решать графические творческие задачи, видеть противоречия и выход из сложной ситуации.

Вопросы компьютерного дизайна и графики рассматривали Э.Т. Романычева, Л.Н. Турлюн, О.Г. Яцюк. Выход из ситуации шаблонного мышления и восприятия в области графических образов О.Г. Яцюк видит в постановке задач, связанных не только с модернизацией предметного мира, но и с совершенствованием мировосприятия человека, развитием его креативности и деятельного отношения к жизни.

По мнению ряда исследователей (Т.Ю. Забавникова, Э.Т. Романычева, Т.В. Чернякова, О.Г. Яцюк и др.) при работе с компьютерной графикой наиболее полно раскрывается творческий потенциал личности, нежели при использовании других информационных технологий. Создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от студентов проявления личной инициативы, творческой самостоятельности и исследовательских умений.

Согласимся с мнением В.М. Монетова о том, что компьютерные технологии создания и обработки изображений как материал и инструмент расширяют горизонт художественного творчества и являются средством воплощения художественных образов. Л.Н. Турлюн рассматривает возможности компьютерной графики с позиции искусствоведения, выделяя основные возможности при обработке и создании художественной композиции:

• трансформировать форму объекта;

• подбирать цвет и множество оттенков;

• выполнять сложные графические построения;

• имитировать различные визуальные эффекты;

• анимировать изображение [7].

Современные графические редакторы поддерживают мно-гослойность представления изображения, зачастую увеличение количества слоев связано с уровнем сложности учебного задания. Существуют графические редакторы, протоколирующие действия пользователя во время работы и позволяющие их отменять, именно это программы следует использовать в учебном процессе. При использовании средств компьютерной гра-

фики у обучаемого появляется возможность выбора режима работы с учебным материалом. В понимании Л.Н. Турлюн компьютерная графика - это совокупность методов и приемов преобразования при помощи электронных вычислительных машин данных в графическое представление или графического представления в данные [7].

Раньше термин «компьютерная графика» обозначал наглядную форму отображения результатов математических вычислений, постепенно его значение существенно расширилось, теперь с ним ассоциируются не только научная, инженерная и деловая графика, но и компьютерные средства изобразительного искусства.

Также Л.Н. Турлюн определяет, что «компьютерная графика - это область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) на компьютере» [7, с. 18б]. При этом компьютерная графика охватывает классическую графику, живопись, графический дизайн, фотоискусство, компьютерная графика является одной из составных частей медиаискусства, мультимедиа, интерактивного искусства.

Существует дуализм в определении понятия «компьютерная графика», с одной стороны это графическое изображение, продукт, полученный средствам информационных технологий, а с другой, это программное обеспечение, которое позволяет нам этот продукт создать. К примеру, Т. В. Чернякова определяет компьютерную графику как «область научных знаний, охватывающую технологии (инструментарий, методы, средства) создания компьютерных двухмерных и трехмерных изображений различного характера (растровых, векторных двухмерных, векторных трехмерных, фрактальных)» [6, с. 4].

Вопросам обучения компьютерной графике в высшей школе в методическом аспекте посвящены работы Т.Ю. Забавнико-вой, Е.М. Разинкиной, Н.В. Орловой, Е.К. Хеннера, Т.В. Черня-ковой и др.

Компьютерная графика в процессе подготовки студентов проявляется как:

1) предмет изучения;

2) вспомогательное средство при разработке графической информации.

При подготовке будущих педагогов в составе дисциплин «Информатика» или же «Математика и информатика» выделяют раздел, посвященный изучению компьютерной графикой, более подробное рассмотрение, которой происходит при изучении специализированных дисциплин профильной подготовки. При планировании использования компьютерной графики в преподавании других учебных дисциплинах следует учитывать уровень знаний и умений студентов. Необходимо сформировать у студентов знания об общетеоретических и инвариантных основах, о графическом представлении как методе описания окружающей действительности. Владение средствами компьютерной графики позволяет студентами осваивать новые способы визуализации объектов.

Компьютерную графику можно понимать как раздел учебной дисциплины, который характеризуется двумя взаимосвязанными компонентами: первый это овладение инструментами и приемами создания различных видов компьютерной графики и второй использование творческого подхода для создания учебных проектов реального назначения, которые могут быть востребованы в других областях знаний и на рынке труда. Компьютерная графика предполагает творческую направленность процесса создания продукта и не ассоциируется с понятиями «технологичность», «технократичность». Но объекты, элементы компьютерной графики - модели, изображения, коллажи создаются средствами информационно-коммуникационных технологий, которые технологичны по своей сути. Поэтому возникает проблема: как, используя потенциал информационно-коммуникационных технологий, реализовать художественные принципы, развивать креативную деятельность и индивидуальность обучаемого, контролируя и управляя этим процессом обучения.

В исследовании Н.М. Тарасовой доказывается возможность эффективного развития творческих способностей будущих учителей физики посредством выполнения лабораторных работ по

Библиографический список

1.

2.

3.

4.

5.

компьютерной графике. При этом, как и у многих других исследователей, рассматривается целенаправленное и содержательное обеспечение спецкурса «Компьютерная графика». Л.В. Павлова также указывает на возможность активизации учебно-познавательной деятельности студентов с использованием комплекса занимательных заданий по компьютерной графике, делая поправку на подготовку инженерных кадров, и опираясь на методы проблемного обучения. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов происходит за счет постановки занимательных задач и организации обучающих и развивающих игр. Автор указывает, что учебно-познавательная деятельность рассматривается в процессе изучения инженерной и компьютерной графики. Во всех выше указанных исследованиях средства компьютерной графики применяются либо при изучении дисциплины «компьютерная графика», либо при профильной подготовке студентов. При этом не описана методика применения средств компьютерной графики для активизации учебно-творческой деятельности студентов различных специальностей и направлений подготовки.

Проведенный нами анализ с одной стороны подтверждает актуальность использования компьютерной графики в преподавании, но с другой стороны недостаточность описания методической возможности использования компьютерной графики в преподавании не информационно-технологических дисциплин.

Компьютерная графика, в частности графический редактор, может использоваться как вспомогательное средство при изучении не информационно-технологических дисциплин и выполнять следующие функции:

• обработка фотографий для размещения в Интернете;

• дизайнерская - подготовка шаблона, макета проекта;

• оформление и разработка курсового и дипломного проекта.

Следует отметить тот факт, что ряд исследователей (Н.П. Иванова, С.А. Новоселов Н.М. Тарасова, Т.В. Чернякова и др.) описывают применение графического редактора Adobe Photoshop.

H.П. Иванова и С.А. Новоселов описывают методику применения компьютерной графики [8], основываясь на ассоциа-тивно-синектической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза [2]. Ассоциативно-синектическая технология реализует специфику учебно-творческих задач в вузовском образовании, студенты овладевают умениями самостоятельного поиска знаний и переноса в их другие области. Комбинирования и получение нового знания осуществляется с использованием средств компьютерной графики. При этом авторы свидетельствуют о том, что ассоциативно-синектическая технология и методика применения в ней средств компьютерной графики не имеют ограничений по направлению подготовки выпускников, и могут реализовываться в преподавании различных дисциплин.

Из проведенного нами анализа можно сделать следующий вывод, средства компьютерной графики способны реализовать специфику учебно-творческой деятельности.

В результате рассмотренной проблемы применения компьютерной в учебно-творческой деятельности студентов вуза можно сделать следующие выводы:

I. Тенденции развития информационного общества и официальные документы в сфере образования актуализируют применение в процессе подготовки будущих специалистов современных информационных технологий, что делает выпускника наиболее конкурентно способным и востребованным на рынке труда.

2. Основываясь на проведенном анализе научно-методической и психолого-педагогической литературы, можно констатировать недостаточную разработанность в исследованиях проблем, посвященных целенаправленной работе по использованию средств компьютерной графики в учебно-творческой деятельности студентов вуза.

3. Выявлена актуальность описания методики использования средств компьютерной графики студентами гуманитарных направлений подготовки для развития учебно-творческой деятельности.

О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 №125-ФЗ (ред. от 03.12.2011). Новоселов, С.А. Развитие технического творчества в учреждениях профессионального образования: системный подход. - Екатеринбург, 1997.

Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань, 1988.

Стариченко, Б.Е. Компьютерные технологии в вопросах оптимизации образовательных систем. - Екатеринбург, 1998.

Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. -

М., 2010.

6. Чернякова, Т.В. Методики обучения компьютерной графике студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2010.

7. Турлюн, Л.Н. Компьютерная графика - искусство постмодернизма // Молодой ученый. - 2010. - Т. 2. - № 12.

8. Новоселов, С.А. Методика использования компьютерной графики в ассоциативно-синектической технологии развития творчества // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 4.

Bibliography

1. O vihsshem i poslevuzovskom professionaljnom obrazovanii: Federaljnihyj zakon ot 22 avgusta 1996 №125-FZ (red. ot 03.12.2011).

2. Novoselov, S.A. Razvitie tekhnicheskogo tvorchestva v uchrezhdeniyakh professionaljnogo obrazovaniya: sistemnihyj podkhod. - Ekaterinburg, 1997.

3. Andreev, V.I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoyj lichnosti. - Kazanj, 1988.

4. Starichenko, B.E. Kompjyuternihe tekhnologii v voprosakh optimizacii obrazovateljnihkh sistem. - Ekaterinburg, 1998.

5. Robert, I.V. Sovremennihe informacionnihe tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemih; perspektivih ispoljzovaniya. - M., 2010.

6. Chernyakova, T.V. Metodiki obucheniya kompjyuternoyj grafike studentov vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2010.

7. Turlyun, L.N. Kompjyuternaya grafika - iskusstvo postmodernizma // Molodoyj uchenihyj. - 2010. - T. 2. - № 12.

8. Novoselov, S.A. Metodika ispoljzovaniya kompjyuternoyj grafiki v associativno-sinekticheskoyj tekhnologii razvitiya tvorchestva // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2011. - № 4.

Статья поступила в редакцию 20.10.12

УДК 373.51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Iskanderov N.F., Yavoruk O.A. TYPES OF INTERNAL CONNECTIONS IN THE SCHOOL PHYSICS COURSE. The

article deals with types of internal connections in the process of learning physics, the necessity of detecting and setting. The authors describe the kinds of them: connections between stages (consenters) course in physics; forming the world view of students connections; connections due to the structure of knowledge; connections of general plans of studying; connections in the formation of universal educational activities; complex concepts connections (mass, energy, force, etc.); connections due arising from the formation of experimental skills; solving problem physics connections; connection with the use of the international system of units, connections due Polytechnic education. Key words: school education, physics learning, internal disciplinary connections, types of connections.

Н.Ф. Искандеров. канд. пед. наук, доц. каф. общей физики и методики преподавания физики Оренбургского гос. педагогического университета, г. Оренбург, Е-mail: nailfi@mail.ru; О.А. Яворук, д-р пед. наук, доц. каф. физики и общетехнических дисциплин, Югорский гос. университет, проф., г. Ханты-Мансийск, г. Югра, Е-mail: oll@mail.ru

ВИДЫ ВНУТРИПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ

В статье рассматриваются виды внутрипредметных связей в процессе обучения физики, обосновывается необходимость их обнаружения и установления. Авторы описывают виды внутрипредметных связей: связи между ступенями (концентрами) курса физики; связи, формирующие миропонимание учащихся; связи в структуре физического знания; связи в планах обобщенного характера; связи при формировании универсальных учебных действий; связи, устанавливаемые сложными понятия (масса, энергия, сила и т.д.); связи, возникающие при формировании экспериментальных умений; связи, обнаруживаемые при решение задач; связи при использовании международной системы единиц; связи политехнического содержания.

Ключевые слова: школьное обучение, обучение физике, внутрипредметные связи, виды связей.

При построении школьного курса физики возникает проблема обнаружения и реализации многообразных связей, возникающих между внутренними структурными компонентами его содержания. Понятно, что обучающийся может обнаруживать внут-рипредметные связи самостоятельно: в результатах обучения они могут возникать самопроизвольно, без какой-либо специальной деятельности по их осуществлению, стихийно. И таких связей множество, и можно констатировать их наличие и вести кропотливую работу по устранению ошибочных и ненужных. Однако спонтанные связи чаще всего ошибочны, а стихийная, ненаправленная деятельность учащихся по установлению внут-рипредметных связей оказывается слабо эффективной. Для этого нужно точно знать, какие именно внутрипредметные связи являются дидактически значимыми. Цель нашей статьи - проанализировать курс методики преподавания физики и выделить в нем виды внутрипредметных связей.

На необходимость изучения межпредметных и внутрипред-метных связей в школьном курсе физики всегда указывала А.В. Усова.

Т.Н. Гнитецкая вместе со своими учениками осуществила специальное глубокое изучение внутрипредметных связей [1; 2]. Основным аппаратом для исследования ею был выбран метод графов, который позволил определить количество и объём этих связей для физических понятий в школьном курсе физики. Предложенная математическая обработка фактического материала позволила выделить эти связи в виде графов только между понятиями, в то время как в содержании курса физики существуют

несколько более глубоких внутренних иерархических связей между другими элементами изучаемого курса, которые не удалось обнаружить используемым математическим аппаратом.

В структурном отношении школьный курс физики представляет собой уникальное методическое явление, поскольку из всех естественнонаучных курсов он единственный, который строится не линейно, а ступенчато или концентрически.

Основополагающим документом, определяющим организацию изучения школьного курса физики, является «федеральный компонент государственного стандарта общего образования» [3]. Из него следует, курс физики разбивается на стандарт основного общего образования по физике и стандарт среднего (полного) образования по физике.

Из этого видно, что весь материал физики должен изучаться на первой ступени на уровне изучения физических явлений и отдельных физических законов от механических явлений до квантовых явлений. А на второй ступени происходит изучение того же самого материала более углублено и расширено на уровне основ физических теорий. Из этого следует, между материалами первой и второй ступени наблюдаются внутрипредметные связи на уровне содержания и структуры курса физики.

Конечным результатом изучения школьного курса физики является формирование современной физической картины мира. В ходе изучения разных разделов физики мы знакомим учеников с тремя разными исторически существовавшими физическими картинами мира: механической, электромагнитной, квантово-полевой картинами мира. При этом учитель выделяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.