6. Чернякова, Т.В. Методики обучения компьютерной графике студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2010.
7. Турлюн, Л.Н. Компьютерная графика - искусство постмодернизма // Молодой ученый. - 2010. - Т. 2. - № 12.
8. Новоселов, С.А. Методика использования компьютерной графики в ассоциативно-синектической технологии развития творчества // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 4.
Bibliography
1. O vihsshem i poslevuzovskom professionaljnom obrazovanii: Federaljnihyj zakon ot 22 avgusta 1996 №125-FZ (red. ot 03.12.2011).
2. Novoselov, S.A. Razvitie tekhnicheskogo tvorchestva v uchrezhdeniyakh professionaljnogo obrazovaniya: sistemnihyj podkhod. - Ekaterinburg, 1997.
3. Andreev, V.I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoyj lichnosti. - Kazanj, 1988.
4. Starichenko, B.E. Kompjyuternihe tekhnologii v voprosakh optimizacii obrazovateljnihkh sistem. - Ekaterinburg, 1998.
5. Robert, I.V. Sovremennihe informacionnihe tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemih; perspektivih ispoljzovaniya. - M., 2010.
6. Chernyakova, T.V. Metodiki obucheniya kompjyuternoyj grafike studentov vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2010.
7. Turlyun, L.N. Kompjyuternaya grafika - iskusstvo postmodernizma // Molodoyj uchenihyj. - 2010. - T. 2. - № 12.
8. Novoselov, S.A. Metodika ispoljzovaniya kompjyuternoyj grafiki v associativno-sinekticheskoyj tekhnologii razvitiya tvorchestva // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2011. - № 4.
Статья поступила в редакцию 20.10.12
УДК 373.51
Iskanderov N.F., Yavoruk O.A. TYPES OF INTERNAL CONNECTIONS IN THE SCHOOL PHYSICS COURSE. The
article deals with types of internal connections in the process of learning physics, the necessity of detecting and setting. The authors describe the kinds of them: connections between stages (consenters) course in physics; forming the world view of students connections; connections due to the structure of knowledge; connections of general plans of studying; connections in the formation of universal educational activities; complex concepts connections (mass, energy, force, etc.); connections due arising from the formation of experimental skills; solving problem physics connections; connection with the use of the international system of units, connections due Polytechnic education. Key words: school education, physics learning, internal disciplinary connections, types of connections.
Н.Ф. Искандеров. канд. пед. наук, доц. каф. общей физики и методики преподавания физики Оренбургского гос. педагогического университета, г. Оренбург, Е-mail: [email protected]; О.А. Яворук, д-р пед. наук, доц. каф. физики и общетехнических дисциплин, Югорский гос. университет, проф., г. Ханты-Мансийск, г. Югра, Е-mail: [email protected]
ВИДЫ ВНУТРИПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ
В статье рассматриваются виды внутрипредметных связей в процессе обучения физики, обосновывается необходимость их обнаружения и установления. Авторы описывают виды внутрипредметных связей: связи между ступенями (концентрами) курса физики; связи, формирующие миропонимание учащихся; связи в структуре физического знания; связи в планах обобщенного характера; связи при формировании универсальных учебных действий; связи, устанавливаемые сложными понятия (масса, энергия, сила и т.д.); связи, возникающие при формировании экспериментальных умений; связи, обнаруживаемые при решение задач; связи при использовании международной системы единиц; связи политехнического содержания.
Ключевые слова: школьное обучение, обучение физике, внутрипредметные связи, виды связей.
При построении школьного курса физики возникает проблема обнаружения и реализации многообразных связей, возникающих между внутренними структурными компонентами его содержания. Понятно, что обучающийся может обнаруживать внутрипредметные связи самостоятельно: в результатах обучения они могут возникать самопроизвольно, без какой-либо специальной деятельности по их осуществлению, стихийно. И таких связей множество, и можно констатировать их наличие и вести кропотливую работу по устранению ошибочных и ненужных. Однако спонтанные связи чаще всего ошибочны, а стихийная, ненаправленная деятельность учащихся по установлению внут-рипредметных связей оказывается слабо эффективной. Для этого нужно точно знать, какие именно внутрипредметные связи являются дидактически значимыми. Цель нашей статьи - проанализировать курс методики преподавания физики и выделить в нем виды внутрипредметных связей.
На необходимость изучения межпредметных и внутрипред-метных связей в школьном курсе физики всегда указывала А.В. Усова.
Т.Н. Гнитецкая вместе со своими учениками осуществила специальное глубокое изучение внутрипредметных связей [1; 2]. Основным аппаратом для исследования ею был выбран метод графов, который позволил определить количество и объём этих связей для физических понятий в школьном курсе физики. Предложенная математическая обработка фактического материала позволила выделить эти связи в виде графов только между понятиями, в то время как в содержании курса физики существуют
несколько более глубоких внутренних иерархических связей между другими элементами изучаемого курса, которые не удалось обнаружить используемым математическим аппаратом.
В структурном отношении школьный курс физики представляет собой уникальное методическое явление, поскольку из всех естественнонаучных курсов он единственный, который строится не линейно, а ступенчато или концентрически.
Основополагающим документом, определяющим организацию изучения школьного курса физики, является «федеральный компонент государственного стандарта общего образования» [3]. Из него следует, курс физики разбивается на стандарт основного общего образования по физике и стандарт среднего (полного) образования по физике.
Из этого видно, что весь материал физики должен изучаться на первой ступени на уровне изучения физических явлений и отдельных физических законов от механических явлений до квантовых явлений. А на второй ступени происходит изучение того же самого материала более углублено и расширено на уровне основ физических теорий. Из этого следует, между материалами первой и второй ступени наблюдаются внутрипредметные связи на уровне содержания и структуры курса физики.
Конечным результатом изучения школьного курса физики является формирование современной физической картины мира. В ходе изучения разных разделов физики мы знакомим учеников с тремя разными исторически существовавшими физическими картинами мира: механической, электромагнитной, квантово-полевой картинами мира. При этом учитель выделяет
одну и ту же структуру понимания картины мира: а) представление о материи, б) представление о взаимодействии, в) движение материи, г) пространство и время, д) основные физические теории и их место в современной физической картине мира. А при изучении каждой следующей картины мира ученики должны выделять отличительные признаки одной картины мира от другой.
Внутрипредметная связь изучаемых материалов прослеживается через единство структурных элементов знания, поскольку при изучении разного по содержанию материала учитель вместе с учениками проходит по одной и той же структуре формируемого научного знания от фактов до научных теорий.
Это позволяет ученикам более целостно воспринимать содержание изучаемого материала, контролировать себя и других в последовательности знаний, которые он получает. В методике преподавания физики структуру научных знаний и структуру каждого элемента научного знания разработала академик А.В.Усова со своими учениками [4]. Существуют различные варианты представления этой схемы (например, рис. 1), но наименования основных компонентов всегда остаются постоянными.
В дидактике кроме УУД и ООД выделяют общеучебные умения и навыки. Общеучебные умения и навыки - это подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения знаний, выполняемые на основе приобретенных знаний и жизненного опыта. Все общеучебные умения можно разбить на четыре группы: учебно-организационные; учебно-интеллектуальные; учебно-информационные; учебно-коммуникативные. Часто используется и другая последовательность перечисления умений: познавательные, практические, организационные, умения самоконтроля и оценочные умения (А.В. Усова и А.А. Бобров).
Эти виды обобщенных умений позволяют единым образом организовать процесс изучения учеником в содержании школьного курса физики, поэтому они могут считаться деятельност-ной структурой, постоянно повторяющейся при изучении учеником содержания программного материала по физике. Поэтому они тоже могут считаться одним из элементов, создающих внут-рипредметные связи в деятельности ученика при изучении школьного курса физики.
При изучении школьного курса физики особое место отво-
Рис. 1. Основные структурные компоненты системы знаний
В дидактической литературе можно легко найти изложение структуры и содержания и каждого из этих компонентов. К понятиям, например, относятся объекты (молекулы, атомы, газы и др.), явления (кипение, диффузия, электризация и др.), свойства (ковкость, инертность. прозрачность и др.), величины (масса, энергия, импульс, скорость и др.) и т.д.
Существенную роль в дидактических системах А.В.Усовой и её учеников играют планы обобщённого характера (обобщённые планы). Они представляют собой следующий закономерный шаг структуризации знаний, при этом выражая основные требования к усвоению каждого конкретного структурного элемента знаний (о явлении, величине, законе, теории и т.д.) и служат ориентировочной основой в процессе приобретения новых знаний.
Обобщенными они названы А.В. Усовой, т.к. могут быть использованы для изучения широкого класса объектов, например для изучения явлений - физических, химических, биологических и т.д.; для изучения законов, теорий. Их применение ускоряет процесс формирования у учащихся умения самостоятельно работать с литературой, выделять главные мысли в прочитанном тексте.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), требование к формированию которых впервые изложены в стандарте второго поколения [3]. Овладение обучающимися воспитанниками универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компе-тентностей, включая организацию усвоения знаний, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, которые в своих работах ввели понятие «ориентировочной основы деятельности» (ООД). Н.Ф. Талызиной был проведен анализ различных видов ООД, в результате чего их количество возросло с трех, как это было у П.Я. Гальперина, до девяти.
дится формированию сложных физических понятий. Особенность этого процесса состоит в том, что в отличие от простых понятий они не могут быть сформированы при изучении конкретной темы. Формирование таких понятий происходит ряд этапов, которые описаны в работах А.В. Усовой [4]:
1. Чувственное, конкретное восприятие.
2. Выявление общих существенных свойств класса наблюдаемых объектов.
3. Абстрагирование.
4. Определения понятия.
5. Уточнение и закрепление в памяти существенных признаков понятий.
6. Установление связей данного понятия с другими понятиями.
7. Применение понятий в решении элементарных задач учебного характера.
8. Классификация понятия.
9. Применение понятия в решение задач творческого характера.
10. Обогащение понятия.
11. Вторичное, более полное определение понятия.
12. Опора на данное понятие при усвоении нового.
13. Новое обогащенное понятие.
14. Установление новых связей и отношение одного понятия с другими.
К таким понятиям в школьном курсе физики относятся: энергия, взаимодействие, масса, сила, температура и др. При формировании сложных понятий мы постоянно видим связи изучаемого понятия с другими понятиями, практическими умениями и действиями на протяжении всего курса школьной физики, а это дает возможность отнести их к одному из видов внутри-предметных связей.
Приобретенные знания по физике используются для обучения учащихся решению физических задач. В научных трудах Н.Н. Тулькибаевой и ее учеников предложено обобщенная психолого-педагогическая модель деятельности по осуществлению решения физической задачи [5; 6]. Решение задач по физике -необходимый элемент учебной работы.
Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях. Следовательно, они имеют большое значение для конкретизации знаний учащихся, для привития им умения видеть различные конкретные проявления общих законов. Решение задач способствует более глубокому
и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, воли и настойчивости в достижении поставленной цели, вызывает интерес к физике. Решение задач - это один из методов познания взаимосвязи законов природы.
Н.Н. Тулькибаева доказала полифункциональный характер методики использования учебных физических задач, это позволяет применять задачи для решения широкого круга методических задач, возникающих перед учителем, организующим учебный процесс, поэтому в месте с методикой обучения задач и полифункциональная структура использование задач в учебном процессе представляет собой один из видов внутрипред-метных связей [6]. Решение задач на уроке иногда позволяет ввести новые понятия и формулы, выяснить изучаемые закономерности, подойти к изложению нового материала. Для решения задач применяются алгоритмические приемы, которые разрабатываются для класса задач из одного раздела, поэтому алгоритмы и алгоритмические приемы решения задач также являются видом внутрипредметных связей.
На протяжении всего курса физики большое внимание в методике преподавания уделяется знанию единиц физических величин их взаимосвязи и использованию их для проверки правильности решения задач. Поэтому знания международной системы единиц благодаря постоянному использованию этих единиц в учебном процессе можно отнести к одному из видов внутрипредметных связей.
В структуре методике изучения материала физики нельзя обойтись без политехнического материала, который позволяет показать применение изученных знаний в технике быту и различных производств. Для объяснения работы любого механизма и устройства приходится привлекать множество понятий, как только что изученных, так и изученных ранее, из этого следует, что при изучении политехнического материала мы используем множество внутрипредметных связей.
В процессе изучения курса физики мы знакомим учащихся с различной ролью физического эксперимента в процессе познания, учим выдвигать гипотезу исследования, разрабатывать план эксперимента, получать и обрабатывать экспериментальные данные, делать выводы о наличии функциональных связей между исследуемыми величинами. Следовательно, деятельно-
Библиографический список
стная основа этих знаний может также считаться внутрипред-метной связью курса физики.
Выделенные нами виды внутрипредметных связей позволяют выйти на целостное представление о физике как науке и ее месте среди других учебных и научных дисциплин, они задают уровень целостности изучаемого содержания школьного образования.
Уровень целостности разными видами внутрипредметных связей достигается либо через прямое воздействие этого уровня на сумму предметных знаний, либо как это имеет место для политехнического материала через дидактический синтез физического знания и технического знания, который создаёт один из компонентов, определяющих уровень целостного восприятия курса физики.
Виды внутрипредметных связей
1. Связи между ступенями (концентрами) курса физики.
2. Связи, формирующие миропонимание учащихся.
3. Связи в структуре физического знания.
4. Связи в планах обобщенного характера.
5. Связи при формировании УУД и ООД.
6. Связи, устанавливаемые сложными понятиями - масса, энергия, сила.
7. Связи, возникающие при формировании экспериментальных умений.
8. Связи, обнаруживаемые при решении задач и изучении структуры задач.
9. Связи при использовании международной системы единиц.
10. Связи политехнического содержания.
Исходя из вышесказанного можно увидеть, что многообразные внутрипредметные связи задают уровень целостного восприятия изучаемого материала. Они являются необходимым условием, без которого невозможно построить содержание учебного предмета: под внутрипредметными связями мы понимаем такие связи, которые являются необходимым дидактическим условием осуществления целостного учебного процесса по физике в школе, при котором учитываются связи между элементами структуры курса физики, методами обучения предмету, структурными элементами научных знаний, формируемого мировоззрения учащихся, организационных и практических видов деятельности при изучении содержания учебного предмета.
1. Гнитецкая, Т.Н. Информационные модели внутри- и межпредметных связей как основа технологии обучения физике: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 2006.
2. Долгих, Е.Н. Проблемное обучение физике учащихся основной школы на основе информационной модели внутрипредметных связей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2004. - Часть I.
4. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. - М., 2007.
5. Усова, А.В. Практикум по решению физических задач: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. / А.В. Усова, Н.Н. Тулькибаева. -М., 1992.
6. Тулькибаева, Н.Н. Решение задач по физике: психолого-педагогический аспект / Н.Н. Тулькибаева, Л.М. Фридман, М.А. Драпкин [и др.] / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, М.А. Драпкина. - Челябинск, 1995.
Bibliography
1. Gniteckaya, T.N. Informacionnihe modeli vnutri- i mezhpredmetnihkh svyazeyj kak osnova tekhnologii obucheniya fizike: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. - M., 2006.
2. Dolgikh, E.N. Problemnoe obuchenie fizike uchathikhsya osnovnoyj shkolih na osnove informacionnoyj modeli vnutripredmetnihkh svyazeyj: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2009.
3. Federaljnihyj komponent gosudarstvennogo standarta obthego obrazovaniya. Nachaljnoe obthee obrazovanie. Osnovnoe obthee obrazovanie / Ministerstvo obrazovaniya Rossiyjskoyj Federacii. - M., 2004. - Chastj I.
4. Usova, A.V. Formirovanie u shkoljnikov nauchnihkh ponyatiyj v processe obucheniya. - M., 2007.
5. Usova, A.V. Praktikum po resheniyu fizicheskikh zadach: ucheb. posobie dlya studentov fiz.-mat. fak. / A.V. Usova, N.N. Tuljkibaeva. - M., 1992.
6. Tuljkibaeva, N.N. Reshenie zadach po fizike: psikhologo-pedagogicheskiyj aspekt / N.N. Tuljkibaeva, L.M. Fridman, M.A. Drapkin [i dr.] / pod red. N.N. Tuljkibaevoyj, M.A. Drapkina. - Chelyabinsk, 1995.
Статья поступила в редакцию 10.10.12
УДК 159.9
Kajgorodov B. V., Етт^кауа I.A. CONCEPTUAL BASES OF PSYCHOLOGY OF SELF-UNDERSTANDING. The
article describes the main positions of the concept of self-understanding developed by the authors. The functions, quality and structure of the self-understanding are considered in detail. Its forms, types, levels and development indicators are resulted. The special attention is paid to the submodality characteristics as to one of the ways of self-understanding.
Key words: self-understanding, functions of self-understanding, quality and forms of self-understanding, structure of self-understanding, submodality.