Научная статья на тему 'Методика использования компьютерной графики в ассоциативно-синектической технологии развития творчества'

Методика использования компьютерной графики в ассоциативно-синектической технологии развития творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНО-СИНЕКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ASSOCIATIVE AND SYNECTIC TECHNOLOGY / ACTIVIZATION / CREATIVITY / COMPUTER GRAPHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоселов Сергей Аркадьевич, Иванова Наталья Павловна

Анализируется понятие «активизация учебно-творческой деятельности студентов», рассматривается ассоциативно-синектическая технология развития творчества, предлагается методика использования средств компьютерной графики для развития творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новоселов Сергей Аркадьевич, Иванова Наталья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF USING COMPUTER GRAPHICS IN ASSOCIATIVE AND SYNECTIC TECHNOLOGY DEVELOPMENT CREATIVITY

In article analyzed a concept of «activization of educational-creative activity of students», considered associative and synectic technology development creativity, and proposed the technique of using computer graphics tools for the development of creative abilities.

Текст научной работы на тему «Методика использования компьютерной графики в ассоциативно-синектической технологии развития творчества»

УДК 378 .147 + 37.036.5 ББК Ч486

С. А. Новоселов, Н. П. Иванова

Екатеринбург

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ В АССОЦИАТИВНО-СИНЕКТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА

ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00 02; 13.00.08

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ассоциативно-синектическая технология; активизация; творчество; компьютерная графика.

АННОТАЦИЯ. Анализируется понятие «активизация учебно-творческой деятельности студентов», рассматривается ассоциативно-синектическая технология развития творчества, предлагается методика использования средств компьютерной графики для развития творческих способностей.

S. A. Novoselov, N. P. Ivanova

Ekaterinburg

METHODOLOGY OF USING COMPUTER GRAPHICS IN ASSOCIATIVE AND SYNECTIC TECHNOLOGY DEVELOPMENT CREATIVITY

KEY WORDS: associative and synectic technology; activization; creativity; computer graphics.

ABSTRACT. In article analyzed a concept of «activization of educational-creative activity of students», considered associative and synectic technology development creativity, and proposed the technique of using computer graphics tools for the development of creative abilities.

Педагогическое творчество является необходимым условием развития творчества учащихся, без которого невозможно решение задач, поставленных в стратегической инициативе «Наша новая школа» [2]. Идея развития креативности подрастающего поколения в процессе образования является одной из ведущих в программном документе «Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях»

[6]. В федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки «Педагогическое образование» указано, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности, а именно «способ© Новоселов С. А., Иванова Н. П., 2011

E-mail: pedobraz@uspu.ru

ностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности» [8. С. 7]. Будущие выпускники педагогических вузов должны быть не только хорошими специалистами, знающими свой предмет, но и творческими личностями как в предметной области, так и в сфере межличностных отношений, умеющими решать различные творческие задачи.

Развитие творчества студентов требует особого внимания и специального педагогического воздействия, так как способность к самостоятельному творческому мышлению, к инициативной творческой деятельности не развивается сама по себе и не является побочным

эффектом процесса усвоения знаний. В литературе этот феномен образования рассматривается в рамках различных концепций и систем: непрерывное

формирование творческого мышления (М. М. Зиновкина), теория и практика творчества студентов вузов (А. И. Влаз-нев), теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании (В. В. Лихолетов), ассо-циативно-синектическая технология развития творчества (С. А. Новоселов).

Ассоциативно-синектическая технология (АСТ) развития креативности способна обеспечить развитие творчества учащегося в единстве трех аспектов с ориентацией:

- на актуальный уровень развития способностей;

- самостоятельный выбор учащимся возможной сферы будущей профессиональной деятельности;

- перспективное развитие лучших человеческих, духовных качеств субъектов творческого образовательного процесса [3].

Отметим необычность и перспективы применения АСТ, прежде чем перейти к ее описанию. Ассоциативно-синектическая технология развития творчества направлена на преодоление объективно существующего, формирующегося в психике человека независимо от его воли и сознания познавательно-психологического барьера, выполняющего защитные функции. Здесь важно говорить именно об осознанной информации, так как неосознанная информация, представляющая собой отпечаток реального мира со всеми его открытыми и еще не открытыми явлениями, закономерностями и законами, со всеми сделанными и возможными изобретениями, попадает в мозг человека, минуя фильтры и редактирующие механизмы сознания, стремящегося «встроить», «подогнать» любой новый фрагмент информации об окружающем мире в господствующую в сознании модель мироздания.

В АСТ делается попытка предложить сознанию найти следы невоспри-нятой им по разным причинам информации об окружающем мире и внутреннем мире самого носителя созна-

ния, осмыслить (предположить наличие смыслов, в том числе новых смыслов) возвращенную из сферы бессознательного информацию, а затем подвергнуть сам факт извлечения и осмысления информации процедуре рефлексии с целью развития самого себя и совершенствования ближайшего или отдаленного окружающего мира. Главным средством описанного «воспитания» и «развития» сознания (мы специально не применяем термин «изменение сознания», «изменение состояния сознания» или «измененные состояния сознания», чтобы уйти от неуместного обсуждения напрашивающихся аналогий) является предложенный С. А. Новоселовым алгоритм конструирования стихотворений из известных японских поэтических миниатюр (танка, хокку и хайку). При этом литературная, поэтическая, эстетическая и философская значимость оригинальных японских стихов ни в коей мере не принижается. Наоборот, подчеркивается уважение к этим стихам и их авторам (это закладывается в структуру выполняемого с использованием АСТ творческого проекта обязательным включением фрагмента, в котором приведены переведенные на русский язык поэтические миниатюры с обязательным указанием их авторов). Затем эти стихи используются в соответствии с предложенным алгоритмом как «материал» для поиска новых поэтических образов и смыслов.

Основными операциями поисковой деятельности на этом этапе АСТ являются: переконструирование

структуры поэтических миниатюр, изъятие слов, «мешающих» появлению новых образов, и добавление необходимых для построения нового образа слов (собственных или взятых из других поэтических миниатюр). Эти операции готовят сознание к преодолению познавательно-психологического барьера (своего собственного для каждого индивидуального сознания), которое происходит в форме объединения ранее несочетаемых элементов в новом образе, в порождении нового смысла известных образов, в создании нового изобретения.

Эта необычность АСТ подчеркнута в названии самого известного ее варианта — «Дизайн искусственных стихов» [4]. Термин «искусственные стихи» обозначает лишь то, что эти стихи — результат применения технологии развития творческого воображения. Необходимо отметить также, что в технологии «Дизайн искусственных стихов» стихотворные миниатюры становятся источниками преобразования поэтических образов в визуальные образы, а затем на основе их рефлексии организуется исследовательская и проектная деятельность, при этом на этапе поиска образов не имеет значения предполагаемая сфера проектной деятельности и даже не прогнозируется ее возможный объект. Цель применения ассоциатив-но-синектической технологии считается достигнутой, если у студентов появляется интерес к самостоятельному продолжению творческой деятельности в самостоятельно выбранном проблемном поле, а также к самостоятельному применению методов и приемов поиска творческих решений, приобретенных в процессе работы с АСТ [Там же. С. 291].

Рассмотрим основной вариант технологии дизайна искусственных стихов, используемый в работе по развитию творчества студентов. Этот вариант состоит из нескольких этапов.

Процесс обучения начинается со знакомства студентов с эвристическими методами, такими как мозговой штурм, метод фокальных объектов, морфологический анализ, синектика и др., а также с основными правилами анализа изобретений. Изучаются закономерности творческого процесса, делается акцент на необходимость рефлексии в процессе творчества. Для студентов организуются игры с применением известных эвристических методов.

Педагог обсуждает со студентами роль комбинирования, сравнивая эту операцию с игрой в кубики. При этом он обращает их внимание на то, что целью комбинирования является поиск нового смысла в каждой из полученных случайным образом комбинаций известных элементов предмета деятельности.

Педагог беседует с учащимися о фантазии, воображении, о поиске и

комбинировании новых образов, о том, что это доставляет радость и удовольствие. Для того чтобы процесс творчества стал «своим» для обучаемого, педагог предлагает научиться испытывать удовольствие от процесса создания новых стихотворений посредством комбинирования известных стихотворений (прежде всего японских танка, хокку и хайку, которые давно признаны носителями высокого потенциала креативности) и их фрагментов.

После чтения хайку и танка (или в более простом варианте — детских стихов и сказок) педагог предлагает студентам выбрать наиболее понравившиеся. Эти стихи и их фрагменты можно рассматривать в качестве «деталей» поэтического конструктора «сборки» из них новых, уже не японских, а собственных оригинальных стихов или рассказов и сказок. Эти элементы содержания, элементы-образы и элементы-эмоции будущих новых стихов можно изменять, усиливать, «перекрашивать» и «перекраивать» под индивидуальное видение мира, под индивидуальный «размер души». Можно добавлять и перестанавливать знаки препинания, удалять или прибавлять слова, а затем попытаться найти в создаваемых словесных конструкциях новые смыслы, новые образы, вызывающие эмоциональный отклик.

Педагог показывает пример комбинирования «деталей» поэтического конструктора, а затем каждый студент самостоятельно составляет комбинацию выбранных стихотворных элементов так, чтобы в его воображении появилась некая совокупность образов, вызывающая определенные чувства, эмоции. Полученная комбинация первоначально может быть построена без ритма и рифмы. Студенты могут ввести свои собственные поэтические строки, пришедшие в голову в процессе комбинирования фрагментов для усиления эмоционального эффекта.

Педагог ставит перед учащимися задачу подчинить полученную конструкцию ритму и рифме (естественно, во взаимодействии с педагогом). Подчиняя конструкцию из элементов-образов и элементов-чувств ритму и рифме,

учащиеся включают в творческий процесс массивы информации, находящиеся в сфере бессознательного.

Активное взаимодействие педагога и обучаемых повышает вероятность достижения творческого результата. Наиболее важным мы считаем совместное «открытие» и «изобретение» новых смыслов, комбинирование смыслов, открытых студентами и педагогом независимо друг от друга, разработку вариантов полученных поэтических образов.

Педагог помогает студентам осмыслить тот факт, что порожденные красотой созданного стихотворения эстетические чувства, а также открытые при написании стихотворения новые личностные смыслы создают благоприятные предпосылки для успешного поиска новых идей в сфере общественно полезного труда и будущей профессии. Он обращает их внимание на то, что по содержанию деятельности процесс проектирования новых поэтических образов может быть связан с поиском аналогий для технических объектов, для дизайн-проектов, для решения профессиональных задач, для разрешения ситуаций, которые могут возникать в конкретных видах деятельности.

Педагог организует связанную с рожденными в искусственных стихах образами учебно-творческую деятельность в сфере интересного для студентов вида профессионально ориентированной деятельности. Этот переход необходимо организовать как можно быстрее (а в идеале — параллельно) после завершения работы над искусственным стихотворением, чтобы не дать «остыть», исчезнуть только что сформированному следу ассоциированной деятельности сознания и бессознательного.

Например, педагог может предложить обучаемым выбрать любой материальный объект (объект техники, быта, профессиональной деятельности и т. д.), либо упоминаемый в созданном стихотворении, либо связанный с содержанием и образами стихотворения. Затем ставится задача усовершенствования этого объекта, например, с помощью одного из ассоциативных методов активизации мышления.

В ходе работы по совершенствованию выбранного технического объекта педагог предлагает студентам сосредоточить свои усилия, не столько на модернизации конструктивных элементов усовершенствуемого объекта техники, сколько на поиске его новых потребительских качеств.

Педагог организует логически обоснованный переход от учебно-творческой деятельности с использованием АСТ к работе по реализации полученных идей, например, в рамках учебнопроизводственной деятельности или принятого к исполнению проекта [3].

Модернизация АСТ привела к возможности задействовать в создании «искусственных стихов» зрительный анализатор. Параллельно написанию нового стихотворения предлагается визуализировать поэтические образы, чтобы в дальнейшем создать единую графическую композицию.

Из опыта применения ассоциатив-но-синектической технологии выявлено, что на этапе создания графической композиции для стихотворения у обучаемых снижается мотивация и замедляется учебно-творческая деятельность. В результате наблюдения было установлено, что причиной этого является комплекс факторов:

- неспособность мысленно увидеть итоговую композицию из-за неразвитости умения находить объединяющий образ проекта;

- неразвитость художественных способностей и, как следствие, неумение рисовать, что в свою очередь отражается на длительности процесса рисования и перерисовывания композиции.

Первое затруднение снимается за счет выполнения упражнения «Калейдоскопическое рисование», предложенного Л. Е. Шмаковой [9]. Но Л. Е. Шмакова проводила опытно-поисковую работу с учетом особенностей подготовки будущих дизайнеров и педагогов-дизай-неров, поэтому при работе с людьми, которые не являются профессиональными художниками, эффективность этого метода снижается. Студенты затрудняются перенести рисунки на один лист и видоизменить полученные обра-

зы, не имея изобразительных навыков. Преодоление всех факторов в комплексе нам видится возможным при использовании информационных технологий, и в первую очередь компьютерной графики.

Общество изменяется под воздействием информационных технологий, увеличивается поток информации, обрабатываемой человеком, происходит интенсификация всех жизненных процессов, в частности процесса образования.

Одним из требований, предъявляемых к специалисту в области образования, согласно ФГОС, становится владение информационными технологиями, «использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий» [8. С. 4].

Поэтому приобретает актуальность подготовка будущих специалистов к использованию информационных технологий не только в стандартных составляющих профессиональной деятельности, но и в ее творческих аспектах.

Многие исследователи, к примеру Е. И. Машбиц, Б. Е. Стариченко, рассматривают информационные технологии в обучении с двух позиций — как цель изучения и как средство. В нашем исследовании информационные технологии позиционируются как средство обучения и развития творчества.

Г. М. Коджаспирова делит информационные технологии на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии, которые включают человека в систему переработки и использования информации [1. С. 10]. Именно третья группа соответствует организуемой нами учебно-творческой деятельности, направленной на создание графической композиции в процессе работы с АСТ.

Потенциал информационных технологий в образовании проявляется многопланово, открывая новые возможности от совершенствования методологии и стратегии отбора содержания образования, повышения эффек-

тивности обучения, его индивидуализации и дифференциации до изменения управления системой образования. Информационные технологии обладают способностью адаптироваться к нуждам каждого индивидуума и быстро реагировать на возникающие изменения.

Также современные системы могут накапливать и поддерживать громадные объемы информации, необходимые для учебной деятельности, и периодически обновляются. Все перечисленные характеристики информационных технологий позволят нам сделать учебно-творческую деятельность с применением АСТ индивидуальной и разнообразной.

А. И. Яковлев говорит о том, что в данный момент идет процесс накопления опыта в сфере применения информационно-коммуникационных технологий, ищутся пути повышения качества обучения и новых форм использования информационных технологий в различных образовательных процессах. Трудности возникают из-за отсутствия методической базы их использования в образовании, что заставляет педагога на практике ориентироваться на личный опыт и умение эффективного применения информационных технологий [11. С. 33].

Мы согласны с тем, что для применения информационных технологий в обучении необходима методологическая основа их использования, как любого другого средства обучения.

Как указывает Б. Е. Стариченко, при правильном использовании компьютерных технологий обучения может происходить «активизация учащихся при усвоении учебной информации за счет индивидуальной работы с ними в интерактивном режиме» [7. С. 20]. Исходя из этого утверждения, мы выделили в разрабатываемой методике использования компьютерной графики в структуре ассоциативно-синектической технологии аспекты активизации учебно-творческой деятельности.

Одним из принципов, на который мы при этом опирались, был выбран принцип активности. Студент должен быть вовлечен в учебную деятель-

ность, адекватную целям обучения. Соглашаясь с предложенными Г. И. Щукиной [10] уровнями активности и обобщая имеющиеся подходы применительно к нашему исследованию, мы выделили следующие уровни учебнопознавательной активности студентов:

- репродуктивно-подражательная активность, состоящая в выполнении пошаговой инструкции для создания композиции;

- поисково-исполнительская активность, которая состоит в том, что для конкретного стихотворения обучаемый сам подбирает графические образы и выбирает способ их объединения;

- творческая активность, проявляющаяся в том, что обучаемый сам должен нарисовать графические образы и составить из них единую композицию.

Цель первого (репродуктивно-подражательного) уровня состоит не просто в выполнении инструкции, а в знакомстве обучаемых с программой компьютерной графики как средством повышения эффективности творчества.

Вводя уровни познавательной активности, мы имеем в виду, что каждый последующий уровень включает в себя все черты предшествующего уровня и в то же время имеет черты, отличающие его от предыдущего.

На всех уровнях активности процесс учения протекает на основе аналитикосинтетической деятельности. Однако доза помощи педагога в ее совершении от максимальной на первом уровне убывает до минимальной на третьем.

Таким образом, активность в учении мы рассматриваем только как деятельное состояние, но и как качество этой деятельности, в которой проявляется личность и ее отношение к содержанию, характеру деятельности, стремление мобилизовать свои нравственноволевые усилия на достижении учебнопознавательных целей.

При этом, как известно, активность личности есть качество личности, приобретаемое в результате активной деятельности.

Таблица

Уровни учебно-познавательной активности

Создание своих образов и композиции на их основе

Самостоятельно выбирать образы и составить из них композицию к своему стихотворению Видение графического воплощения образов, их соответствие стихотворной форме

Выполнение пошаговой инструкции по созданию композиции Ознакомление с правилами составления композиций

Репродуктивно- подражательная активность Поисково- исполнительская активность Творческая активность

Возвращаясь к вопросу включения в алгоритм АСТ операций, направленных на создание оригинальной композиции, отметим, что способность к композиционной деятельности далеко не развита у большинства студентов нехудожественных специальностей. Учебную дисциплину «композиция» преподают в специализированных средних и высших учебных заведениях, в которых есть художественное направление. Наш же контингент обучаемых — это студенты педагогических специальностей и направлений подготовки, в программу обучения которых не входит изучение принципов построения композиции. Это означает, что следует ознакомить слушателей с основами создания композиции. В качестве формы обучения выбрана обзорная лекция.

Законы композиции основаны на законах восприятия, которые работают на подсознательном уровне. Чтобы минимизировать время композиционной подготовки, предлагается также в качестве визуального сопровождения использовать видеопример, в котором сначала демонстрируется этап преобразования графических образов, найденных на основе визуализации поэтических образов из японских трех- и пятистиший в образы-части будущей композиции, в заключение создается единая композиция. В качестве технологии

разработки демонстрации выбрана flash-технология, позволяющая показать различными способами процесс объединения визуальных образов в единую композицию. Для демонстрирования анимированных flash-роликов не нужно специализированного программного обеспечения, их можно просматривать в любом плеере. Используя динамичные flash-ролики, мы тем самым реализуем принцип наглядности в обучении, о котором писал еще Я. А. Коменский в своем труде «Великая дидактика».

В соответствии с введенными уровнями учебно-познавательной активности нами были разработаны лабораторные работы.

Лабораторная работа №1 направлена на знакомство с программой компьютерной графики Adobe Photoshop и создание композиции из предложенных образов-рисунков. Приведены хайку и сочиненное на их основе стихотворение, подобраны образы, из которых обучаемым следует собрать единую композицию, также представленную в работе. Прилагается пошаговая инструкция для преобразования образов. При комбинировании визуальных деталей их можно увеличивать, уменьшать, ставить «с ног на голову», т. е. делать то, что необходимо в конкретный момент времени для как можно более точной передачи чувств, эмоций, рожденных в поиске нового смысла поэтических зарисовок. Обучаемым предлагается в графическом редакторе Photoshop соединить их в единую композицию, используя инструменты «свободная трансформация», «карандаш» для дорисовывания элементов конструкции и «аэрограф» для стилизации изображения.

Как было сказано выше, в качестве программного обеспечения нами выбрана программа Adobe Photoshop, так как она наиболее полно соответствует предъявляемым требованиям:

- композиция должна состоять из образов-слоев или копий;

- должно быть обеспечено удаление части образа или его дорисовывание;

- должна поддерживаться прозрачность;

- возможно поворачивание и трансформирование объектов;

- возможно изменение части образа (фильтр «Пластика»);

- может быть реализована работа с тоном и текстурой;

- существует возможность отмены действий и продолжения работы после сохранения (формат. psd).

Лабораторная работа №2 состоит из ряда упражнений. Первое упражнение выполняется устно, цель его сопоставить возможные эмоции с полученными графическими образами, представленными в различных видоизменениях. Второе практическое упражнение заключается в преобразовании образа так, чтобы получился новый образ, его нужно увидеть. И в конце следует создать композицию из предложенных образов, но без предъявленной итоговой композиции.

В лабораторной работе №3 студенты отбирают графические образы для своего стихотворения из заранее собранной базы образов. Информационные технологии не ограничивают нас в пополнении и обновлении данной базы.

Если же необходимый образ не найден, предлагается воспользоваться приемом «графический калейдоскоп» [9], целью которого является преодоление познавательно-психологического барьера обучаемых, связанного с их опасениями нарисовать композицию, недостойную внимания других. Этот барьер снимается путем рисования с закрытыми глазами и последующего поиска новых образов в случайном переплетении вслепую нарисованных линий, в большей степени отражающих стихотворный образ. Затем создается композиция с использованием знаний, полученных в предыдущих работах.

Методика применения компьютерной графики будет способствовать интенсификации творческого поиска, снижению риска отрицательного результата, развитию творческого процесса обучающихся, приведет к новому решению профессиональных задач. Ведь сущность творчества одинакова для всех, разница лишь в конкретном его материале, масштабах достижений и их общественной значимости. Для изучения творчества совсем не обяза-

тельно исследовать гениев, элементы можно наблюдать и в обычном мысли-

творчества проявляются в решении тельном процессе.

повседневных жизненных задач, их

ЛИТЕРАТУРА

1. КОДЖАСПИРОВА Г. М., ПЕТРОВ К. В. Технические средства обучения и методика их использования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стереотип. М. : Изд. дом «Акадения», 2007.

2. НАЦИОНАЛЬНАЯ образовательная инициатива «Наша новая школа». Утв. 4 февраля 2010 г. URL: http: // mon.gov.ru/dok/akt/6591/

3. НОВОСЕЛОВ С. А. Ассоциативно-синектическая технология развития креативности субъектов образовательного процесса // Педагогическое образование и наука. 2011. №1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. НОВОСЕЛОВ С. А. Дизайн искусственных стихов / Урал. гос. проф-пед. ун-т. Екатеринбург, 2003.

5. НОВОСЕЛОВ С. А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 1997.

6. РОССИЙСКОЕ образование-2020 : модель образования для экономики, основанной на знаниях : к IX междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина ; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

7. СТАРИЧЕНКО Б. Е. Компьютерные технологии в образовании : инструментальные системы педагогического назначения : учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997.

8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») 2011. URL: http: //www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf

9. ШМАКОВА Л. Е. Комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009.

10. ЩУКИНА Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.

11. ЯКОВЛЕВ А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании // Информационное общество. 2001. № 2.

Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. В. В. Байлук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.