Научная статья на тему 'КАЧЕСТВА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ЗАМЕТКИ О ТРЕБОВАНИЯХ ДИССЕРТАЦИИ'

КАЧЕСТВА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ЗАМЕТКИ О ТРЕБОВАНИЯХ ДИССЕРТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
QUALITY OF A SCIENTIFIC RESEARCH / DISSERTATION / PEDAGOGICAL SCIENCE / TEACHER-MENTOR / FORMATION OF THE PROFESSIONAL AND MORAL ATTITUDE / CADET / КАЧЕСТВО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ДИССЕРТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ / КУРСАНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борытко Николай Михайлович

Анализируется качество выполнения диссертационного исследования о деятельности педагога-наставника в вузе МВД России, направленной на формирование профессионально-нравственной позиции курсанта. На примере конкретной диссертации выделяются качества успешного научно-педагогического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борытко Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF A SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH: NOTES ON DISSERTATION REQUIREMENTS

The article analyzes the quality of the dissertation research on the activities of a teacher-mentor at the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, aimed at forming the professional and moral position of a cadet. On the example of a certain dissertation, the features of a successful scientific and pedagogical research are highlighted.

Текст научной работы на тему «КАЧЕСТВА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ЗАМЕТКИ О ТРЕБОВАНИЯХ ДИССЕРТАЦИИ»

www.volsu.ru

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

UDC 74.48 Submitted: 12.12.2019

LBC 378.4 Accepted: 26.12.2019

FEATURES OF A SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH: NOTES ON DISSERTATION REQUIREMENTS

Nikolai M. Borytko

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the quality of the dissertation research on the activities of a teacher-mentor at the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, aimed at forming the professional and moral position of a cadet. On the example of a certain dissertation, the features of a successful scientific and pedagogical research are highlighted.

Key words: quality of a scientific research, dissertation, pedagogical science, teacher-mentor, formation of the professional and moral attitude, cadet.

УДК 74.48 Дата поступления статьи: 12.12.2019

ББК 378.4 Дата принятия статьи: 26.12.2019

КАЧЕСТВА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ЗАМЕТКИ О ТРЕБОВАНИЯХ ДИССЕРТАЦИИ

Николай Михайлович Борытко

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Анализируется качество выполнения диссертационного исследования о деятельности педагога-наставника в вузе МВД России, направленной на формирование профессионально-нравственной позиции курсанта. На примере конкретной диссертации выделяются качества успешного научно-педагогического исследования.

Ключевые слова: качество научного исследования, диссертация, педагогическая наука, педагог-наставник, формирование профессионально-нравственной позиции, курсант.

В последнее время усиленно дискутируется вопрос о правомерности выделения педагогики как науки. При этом инициаторы ее

о

д исключения из перечня наук ссылаются на ^ большое количество неактуальных и откровенно безграмотных работ, не содержащих в § себе исследовательского компонента. Тем § более приятно обратиться к серьезному со° держательному исследованию по животрепе-© щущей проблеме, чтобы выделить некоторые

качества грамотного научно-педагогического исследования [1]. При этом настоящая статья не является в полном смысле рецензией, как не является и системным изложением взглядов автора на требования к диссертационному исследованию - это именно заметки по поводу конкретного диссертационного исследования.

1. Актуальность - это потребность в сочетании с предпосылками. Современ-

ное российское общество характеризуется изменением социальных ожиданий по отношению к личности сотрудника правоохранительных органов и силовых структур, к характеру их деятельности. Становление гражданского общества, гуманитаризация социальных отношений закономерно привели к тому, что от правоохранителей ожидается отстаивание прав каждого конкретного человека в защите его законных интересов. В свою очередь, эти социальные перемены востребуют изменения в целевых установках, содержании, методах и формах профессиональной подготовки сотрудников внутренних дел. Прежде всего в такой подготовке акцент переносится с внешних (нормативных, моральных) на внутренние (смысловые, нравственные) регулятивы правоохранительной деятельности. Однако способы подготовки таких кадров не разработаны, что и обусловливает актуальность диссертационного исследования В.Н. Черниговского по теме «Формирование профессионально-нравственной позиции курсанта в образовательном процессе вуза МВД России». Таким образом, востребованность - необходимое, но не достаточное условие актуальности исследования. Важно выявить созревшие основания для нахождения путей решения проблемы. В данном исследовании это становление гражданского общества (социальные предпосылки), перенос акцентов в профессиональной подготовке сотрудников внутренних дел (изменения в практике образования) и широкая база исследований в смежных сферах образования.

2. Неформальное отношение к традиционным характеристикам (рубрикам) диссертационного текста: они выводят исследование на профессиональный (квалификационный) уровень. Следует отметить нетривиальность выделенных исследователем противоречий, предмета, цели и задач, выдвинутой гипотезы исследования - уже в этих характеристиках обнаруживается исследовательская компетентность автора. Будучи сам преподавателем вуза МВД России, он не только следует предписанным директивам, но и обнаруживает новые пути решения поставленных задач, что присуще именно научному стилю деятельности. Здесь также отражены специфические характеристики

научно-педагогического исследования, раскрывающего технологические основы образовательной деятельности и необходимо интегрирующего достижения успешного опыта практической деятельности с выявлением ее закономерностей.

3. Успешное исследование возможно лишь в рамках предмета науки и конкретной научной школы. Обоснованность полученных результатов основывается на профессиональном использовании научных результатов предшествующих исследований (в том числе и совершенно не относящихся к правоохранительной деятельности), анализе нормативно-правовой базы в деятельности сотрудников МВД России и их профессиональной подготовке, а также обширном педагогическом опыте собственной преподавательской деятельности и других преподавателей. Все это создает солидную базу для анализа, моделирования и проектирования системы работы педагога-наставника во взаимодействии с преподавателями. Эта система проверяется в грамотно поставленном педагогическом эксперименте, результаты которого подвергаются математической обработке, статистическому анализу и научной интерпретации.

Автор корректно использует известные научные методы обоснования полученных результатов, выводов и рекомендаций. Им изучены и критически анализируются известные достижения и теоретические положения других авторов по вопросам содержания морально-нравственного воспитания, профессионально-нравственным аспектам подготовки курсантов и сотрудников ОВД, специфике работы педагога-наставника и т. п. Список цитированной литературы содержит 190 наименований и 19 нормативных источников. По тексту также обнаружены концептуальные ссылки на многих признанных авторов.Убеж-дает и достаточная длительность исследования (с 2009 по 2019 г.), которая подтверждается соответствующими публикациями на протяжении всего заявленного времени.

Для научного исследования автором в полной мере используются достижения волгоградской научно-педагогической школы: структурно-содержательная (функциональная) и динамическая (процессуальная) модели, а также концепция субъектного становле-

ния личности в системе непрерывного образования академика РАО Н.К. Сергеева.

Исследователь находит объяснение отраженному во многих документах МВД России факту недостаточной эффективности в реализации воспитательного потенциала образовательного процесса вуза МВД России, выделив в качестве образовательного результата и основы педагогического целеполагания в деятельности педагогов профессионально-нравственную позицию курсанта. При этом автор удачно избегает однобокости в выделении характеристик исследуемого свойства: закономерно начав с положений Федерального закона РФ «О полиции» о назначении полиции, он умело сочетает эти требования с выводами научных исследований С.В. Асямо-ва, Ю.С. Пулатова, Н.В. Ерошенкова, а также требованиями образовательных стандартов. Причем требования последних рассматриваются в динамике: от ФГОС ВПО 2011 г. к ФГОС ВО 2016 года. Далее вновь идет обращение к результатам научных исследований многих авторов, которые исследователь соотносит с требованиями закона «О полиции». Так автор убедительно обосновывает свои выводы не только о правомерности выделения позиции в качестве образовательного результата, но и о выделении ее сущностных характеристик.

4. Приверженность научной школе проявляется не в ритуальности (использовании характерных исследовательских действий), а в их использовании для получения собственных содержательных результатов. Настороженность при чтении диссертационного текста рецензируемой работы вызывает выражение «Далее, рассмотрим функции исследуемого понятия» на с. 28 диссертации: слишком часто за подобным выражением идут не обоснованные исследовательскими задачами рассуждения без их содержательной нагрузки. Однако в данной работе подобный «пассаж» не стал очередным «реверансом» научной школе кафедры, на которой выполнялось исследование, а использован осознанно и профессионально. Благодаря обращению к функциям профессионально-нравственной позиции в служебно-личностном воспитании курсанта диссертант по-настоящему глубоко раскрывает содержание профессио-

нально-нравственной позиции курсанта как образовательного результата вуза МВД России.

5. Верность своей научной школе не означает пренебрежения к достижениям иных научных направлений - ведь исследование должно развивать науку в целом. Как уже отмечалось выше, при этом В.Н. Черниговский грамотно применяет разработанные в волгоградской научно-педагогической школе исследовательские процедуры. Столь же содержательно используются в исследовании работы оппонентов и, как нам представляется, научного руководителя по диссертации. А частое использование выводов ученых, входящих в диссертационный совет, где защищалась работа, не вызывает подозрений в ритуальности, в проявлении всего лишь уважения к совету (что также уместно) - все ссылки и цитирования органичны в представленном диссертационном тексте, служат решению исследовательских задач. Ведь в гуманитарной сфере, к которой относится и научно-педагогическое исследование, без обращения к достижениям предшествующих исследований не приходится рассчитывать на достоверность собственных выводов. Все это свидетельствует о научной компетентности соискателя и подкрепляет достоверность выводов проведенного им исследования.

6. Внутренняя логика исследования -гарантия достоверности получаемых результатов. В рецензируемой диссертации убеждает в достоверности результатов тот факт, что промежуточные выводы логично и продуктивно используются как основание для дальнейших исследовательских действий: так, выводы о сущностных характеристиках профессионально-нравственной позиции курсанта используются в соотнесении с результатами предшествующих исследований большого числа авторов для выявления педагогического потенциала вуза МВД России. Именно использование собственных выводов о позиции позволяет диссертанту избежать начетничества или голословных утверждений - его выводы характеризуются научной новизной и обоснованностью, а соотнесение с требованиями ведомственных документов придает им еще и реалистичность применения в образовательной практике.

7. Технологическая направленность научно-педагогического исследования -

отличительное его качество и одна из наиболее ярких характеристик. В рассматриваемой диссертации представленное знание носит по-настоящему модельный характер, присущий теоретическому знанию, но описываемые явления и процессы узнаваемы, реалистичны. Можно было бы приписать это достоинство тому факту, что диссертант сам является преподавателем вуза МВД России, но ведь известно, что опытный практик далеко не всегда становится грамотным исследователем. Напротив, нередко «груз опыта» перетягивает в эмпирические описания и снижает научность исследовательских выводов, а приводимые в диссертациях якобы «модели» становятся лишь кочующими из одной работы в другую бессодержательными схемами. Напротив, в данном исследовании предлагаемая модель формирования профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России (рис. 1 на с. 55 диссертации) отражает и исследовательскую позицию диссертанта, и предлагаемые им подходы в решении выделенной исследовательской проблемы.

8. Моделирование - непременный признак научно-педагогического текста. Особо следует отметить место модели в анализируемом диссертационном исследовании: она частично подводит итог первой главы диссертации, частично анонсирует этапы исследования, отраженные во второй главе. Такое решение не сразу становится понятным, но вполне оправдано логикой исследования и его представления в диссертации.

Именно представление модели становится инструментом уже не только исследования, но и понимания выделяемых в дальнейшем тексте педагогических условий формирования профессионально-нравственной позиции курсанта, а также авторской трактовки этих условий и оснований для их выделения.

Очень продуктивным в этом отношении стало соотнесение заявленных в теоретико-методологических основаниях исследования выводов о субъектном становлении личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.П. Бедерханова, Н.М. Борытко, А.В. Бруш-линский, С.М. Годник, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.К. Сергеев) с аксиологическим подходом (И.В. Власюк, И.Ф. Исаев, А.В. Кирьякова, В.Н. Сагатовский) - для вы-

деления в качестве педагогических условий аксиологической направленности формирования профессионально-нравственной позиции курсанта, ориентации деятельности преподавателей и педагогов-наставников в формировании профессионально-нравственной позиции курсанта на аксиосферу вуза МВД России, а также пропорциональных субъект-объектных служебных и субъект-субъектных педагогических отношений преподавателей и педагогов-наставников с курсантами в образовательном процессе вуза МВД России. Эти условия нельзя назвать тривиальными, они не могут быть выведены в результате оторванных от практики логических рассуждений, их трудно представить вне контекста данного исследования в отношении вуза МВД России.

9. Эксперимент имеет самоценное значение в педагогическом исследовании. Детально описанный с обоснованием каждого этапа, части, шага эксперимент не только позволяет проверить разработанную в исследовании модель, но и становится основанием для дополнительных выводов о проявлениях профессионально-нравственной позиции на каждом уровне ее становления (благодаря приведенным содержательным монологическим характеристикам курсантов), доминирующих ценностных ориентациях курсантов, необходимых для формирования профессионально-нравственной позиции, этапах формирования профессионально-нравственной позиции курсанта в образовательном процессе вуза МВД России. При этом исследователь умело избегает механистического разделения диссертации на так называемые «теоретическую и экспериментальную части»: обращение к выводам предшествующих исследований постоянно соотносится в диссертации с анализом практического опыта и нормативных документов, а эксперименту сопутствуют теоретическое обоснование и анализ получаемых данных -таким образом вся диссертация может быть оценена как целостное научное исследование, лишенное схоластических построений и бессодержательных эмпирических описаний.

Таковы некоторые качества грамотного научно-педагогического исследования, которые нам представилось возможным выделить на основе анализа конкретной диссертации. В совокупности эти качества позволили получить

результаты, являющиеся новыми научными знаниями в теории и методике профессионального образования курсантов вуза МВД России:

- разработана научная концепция педагогической деятельности педагога-наставника и преподавателей вуза МВД России по формированию профессионально-нравственной позиции курсантов;

- предложена оригинальная научная гипотеза по оптимизации образовательного процесса вуза МВД России в русле современных требований к подготовке курсантов, сформулированных в законодательных и нормативных актах;

- доказана перспективность использования предложенных идей в образовательной практике вуза МВД России;

- введены новые понятия целевых установок в направлении гуманитаризации профессиональной подготовки курсантов.

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:

- доказаны перспективы определения в качестве образовательного результата вуза МВД России формирования профессионально-нравственной позиции курсанта;

- применительно к проблематике диссертации результативно использован комплекс методов моделирования и проектирования образовательных процессов на основе интеграции представлений о субъектности курсантов в образовательном процессе вуза и ключевых положений аксиологического подхода;

- изложены положения модели формирования профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России;

- раскрыты существенные проявления профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России и динамики ее формирования;

- изучены связи профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России с его служебно-личностным воспитанием;

- проведена модернизация существующих представлений о методах оптимизации образовательного процесса вуза МВД России.

Трудно представить себе идеальное исследование, не вызывающее вопросов и сомнений. Так, глубокое изучение рецензируемой работы вызывает, по крайней мере, следующие вопросы:

- Профессионально-нравственная позиция курсанта в исследовании определяется как «устойчивое системное новообразование личности, характеризующееся единством осознанных и доминирующих ценностно-смысловых отношений к самому себе, к сослуживцам и профессиональной деятельности». Как в таком случае обеспечивается перенос отношений к населению, законные интересы которого призван защищать полицейский?

- Вероятно, требует уточнения, что педагог-наставник - это не должность, как утверждается на с. 3 диссертации, а поручение, аналогичное куратору или классному руководителю (как это фактически сделано на с. 43 диссертации).

- Представляется неоправданным слишком большой объем выводов по главам, равный заключению по всей диссертации.

Однако эти вопросы не имеют принципиального характера. Рецензируемую работу, очевидно, можно оценить не только как серьезное научно-педагогическое исследование, имеющее научную новизну и практическую ценность для совершенствования образовательного процесса в вузах МВД России. Теоретическая значимость данной работы представляется нам и в том, что она может служить примером, иллюстрирующим отдельные качества грамотно проведенного научно-педагогического исследования.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Черниговский, В. Н. Формирование профессионально-нравственной позиции курсанта в образовательном процессе вуза МВД России : дис. ... канд. пед. наук / Черниговский Владимир Николаевич. - Воронеж, 2019. - 179 с.

REFERENCES

1. Chernigovsky V.N. Formirovaniye professionalno-nravstvennoy pozitsii kursanta v obrazovatelnomprotsesse vuzaMVDRossii: dis.... kand. ped. nauk [Formation of the Professional and Moral Attitüde of the Cadet in the Educational Process of the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Cand. pedagogical sci. abs. diss.]. Voronezh, 2019. 179 p.

Information About the Author

Nikolai M. Borytko, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, borytko@volsu.ru

Информация об авторе

Николай Михайлович Борытко, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, borytko@volsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.